Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЛИТВИНОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Литвинóвской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Литвинóво (официальное название — Литвинó), расположенный в Ленском районе Архангельской области, на правом берегу реки Вычегда. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной».

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1947 году. На 5-м километре магистрали в те же годы возник лесной посёлок Глубокий (в большинстве топографических карт он подписан как «52-й квартал»). На 11-м километре появился менее крупный лесной посёлок — Бердышевский. Он существовал на протяжении сравнительно небольшого периода времени.

В 1970-х годах протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла более 50 километров. В Литвиново находился Литвиновский леспромхоз, входивший в производственное лесозаготовительное объединение (ПЛО) «Ленсклес».

В 1980-х годах узкоколейная железная дорога находилась на пике своего развития. Протяжённость магистрали составляла около 70 километров. Объём вывоза леса был весьма значительным. Весь вывезенный по узкоколейной железной дороге лес отправлялся из Литвиново по реке Вычегда — главным образом, на Котласский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный в городе Коряжма.

По неподтверждённым данным, в 1995 году планировалось продлить магистральную линию узкоколейной железной дороги за реку Уфтюга. Тупик узкоколейной железной дороги находился приблизительно в 1 километре от реки. От этих планов отказались, мост через Уфтюгу построен не был.





Автор побывал на узкоколейной железной дороге в сентябре 1999 года. На тот момент, узкоколейная железная дорога находилась в состоянии, далёком от идеального. Вывоз леса по узкоколейной железной дороге производился с 9 километра магистрали. Место погрузки находилось непосредственно на магистрали, действующих «боковых» веток или усов не было.

По рабочим дням от Литвиново до 9 километра курсировал рабочий поезд, предназначенный для доставки рабочих к месту погрузки леса. Поезд состоял из тепловоза ТУ6А (?) и одного пассажирского вагона. Действовало следующее расписание: отправление из Литвиново в 7:00 и 16:10, в пути 40 минут, после прибытия на 9 километр — отправление в Литвиново, прибытие в Литвиново в 8:20 и 17:30.

Рабочий поезд одновременно являлся и основным средством сообщения с посёлком Глубокий. Пассажирских поездов, следующих по маршруту Литвиново — Глубокий, к тому моменту не было. В выходные дни, когда рабочий поезд не курсировал, попасть в Глубокий можно было пешком, на велосипеде либо мотоцикле (по тропе, протоптанной вблизи рельсового пути), а в зимнее время — по автозимнику.

По словам жителей посёлка Литвиново, до недавнего времени самой дальней точкой узкоколейной железной дороги был 63-й километр. Но в 1999 году началась частичная разборка магистрали. К концу года леспромхоз планировал разобрать путь вплоть до 36 (по другим данным — 32) километра.

Разборкой магистрали занималась бригада («вахта») рабочих, проживавшая в лесу на протяжении недели. Очередной состав должен был отправиться за рельсами в субботу (ориентировочно, следовал до 40 километра).

Многие жители посёлков Литвиново и Глубокий использовали узкоколейную железную дорогу для поездок на мотодрезинах («пионерках»).

На зимний период, по словам жителей посёлка, в последние годы узкоколейная железная дорога консервировалась.

В целом, по впечатлениям автора, Литвиновская узкоколейная железная дорога не производила ощущение узкоколейной железной дороги, доживающей последние месяцы. На главной станции в посёлке Литвиново не наблюдалось значительных признаков разрухи.

Попадание в посёлок Литвиново из «внешнего мира» в то время являлось сложной задачей. Со стороны районного центра (Яренска) в посёлок можно было проехать на грузовом автомобиле повышенной проходимости или тракторе, в дождливую погоду дорога Сойга — Литвиново становилась почти непроезжей для любого транспорта. «Дорога» со стороны Харитоново, обозначенная во многих картах, представляла собой просеку в лесу, с заросшими следами тракторной колеи.

По договорённости с владельцем лодки, можно было переправиться на левый берег реки Вычегда, а затем добраться пешком до одного из остановочных пунктов на железнодорожной линии Котлас — Микунь. В период навигации дважды в неделю курсировал теплоход по маршруту Коряжма — Сойга (с остановкой в Литвиново).





Скорее всего, вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в 2001 году. В 2002 году внешний управляющий бывшего Литвиновского леспромхоза принял решение о ликвидации Литвиновской узкоколейной железной дороги.

Позднее на базе Литвиновского леспромхоза было создано ООО «Литвиново-КЦБК». Скорее всего, его руководители приняли решение о прекращении лесозаготовок в окрестностях Литвиново, и стали возить рабочих автобусами из Литвиново в посёлок Сойга, где имеется лесовозная автодорога. Это стало возможным благодаря открытию автодороги от Сойги до Литвиново.

Тепловозы частично были отправлены на Нюбскую узкоколейную железную дорогу, частично — на Козьминскую узкоколейную железную дорогу (по другим данным — на Урдомскую узкоколейную железную дорогу). Началась разборка сохранявшегося к тому моменту участка магистральной линии. Протест жителей посёлка Глубокий не смог помешать вредителям реализовать свои замыслы.

Как выяснилось в ходе очередной экспедиции, состоявшейся в 2004 году (со слов жителей посёлка Гыжег), Литвиновская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана к концу 2003 года. Значительная часть подвижного состава была продана в качестве металлолома.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












03.05.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу