ЛОПЬИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Лóпьинская узкоколейная железная дорога находится в Прилузском районе республики Коми. По состоянию на лето 2004 года, она являлась самой короткой действующей узкоколейной железной дорогой региона.



История

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1954 году. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся населённый пункт Усть-Лопью (на некоторых топографических картах может быть подписан как Кайтановская). Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся по реке Луза.

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги когда-то составляла не менее 52 километров. Было до 15 тепловозов (ТУ4, ТУ6А, позднее — ТУ8), мотовозы МД54-4. Вдоль магистрали действовала телефонная линия, позднее стала использоваться радиосвязь.

По состоянию на сентябрь 1997 года, узкоколейная железная дорога активно работала. Сплав древесины уже давно был прекращён, весь вывезенный по узкоколейной железной дороге лес перегружался на автомобили. Для его перегрузки вблизи посёлка Гыркáшор (пересечение с автодорогой Киров — Сыктывкар) был построен новый нижний склад.

Участок Усть-Лопью — Гыркашор использовался для связи основной части узкоколейной железной дороги с депо. Из Усть-Лопью каждый рабочий день, в 7:00, отправлялся рабочий поезд до 35 километра. Зимой узкоколейная железная дорога для вывоза леса не использовалась.

Узкоколейная железная дорога пересекала оживлённую автодорогу Киров — Сыктывкар. В 2001 году участок Усть-Лопью — Гыркашор был разобран с целью ликвидации переезда. Депо в посёлке Усть-Лопью было закрыто, главная станция узкоколейной железной дороги — разрушена.



Состояние узкоколейной железной дороги на 2004 год

Не разобранным остался последний, очень небольшой участок: от нижнего склада в посёлке Гыркашор до разъезда 14 километр (отсчёт от Усть-Лопью) — протяжённостью 9 километров, и «ус» протяжённостью около 1 километра.

Каждый рабочий день по дороге вывозится лес. Курсирует рабочий поезд, состоящий из одного пассажирского вагона. От Усть-Лопью до Гыркашора рабочих перевозит автобус.

Имеется тепловоз ТУ8-0288 (первая и вторая цифра почти нечитаемы, поэтому достоверность номера можно поставить под сомнение). Тепловоз не используется из-за проблем с ходовой частью. Номер единственного используемого тепловоза ТУ8 определить не удалось. Кроме того, есть около 8 сцепов, один пассажирский вагон. Никакого здания, хотя бы отдалённо похожего на депо, на нижнем складе в Гыркашоре нет.

Скорее всего, в ближайшие годы узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










26.08.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика