Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЛУНДАНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Лунданской узкоколейной железной дороги является посёлок Лунданка, расположенный у станции Лунданка на железнодорожной линии Киров - Котлас. Узкоколейная железная дорога относится к категории лесовозных.

История

Информация по истории Лунданской узкоколейной железной дороги получена в основном от её бывшего работника Фролова Евгения Николаевича.


Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1950 году. Временная эксплуатация началась ранее, строительство дороги велось с 1948 года. До появления узкоколейной железной дороги здесь практиковалась конная трелёвка леса и его вывоз сортиментами на санях.

С первого дня работы узкоколейной железной дороги, на ней использовались паровозы. В 1960-е годы появились тепловозы ТУ4, а также мотовозы МД54-4 (не меньше 4 единиц). Мотовозы работали на ветках и «усах», тепловозы вели составы по магистрали.

Из посёлка Лундáнка в лес ежедневно отправлялся рабочий поезд, в котором бывало до четырёх вагонов (в пути поезд расцеплялся, разные вагоны следовали на разные ветки). Поступила также автомотриса АМ1, однако она использовалась редко.

За год леспромхоз вывозил по узкоколейной железной дороге около 200 000 кубометров древесины. Но дорога оставалась относительно небольшой — протяжённость магистральной линии не превышала 22 километров. Ни одного лесного посёлка на узкоколейной железной дороге не возникло.

По состоянию на 1980 год, дорога работала активно. Но максимальное расстояние вывоза леса составляло всего лишь 14 километров.

В 1990-х годах положение Лунданского леспромхоза ухудшилось. Ведётся постепенный переход на автомобильную вывозку леса. С 1999 года узкоколейная железная дорога не действует в зимнее время — древесина транспортируется только по автозимникам. Разбираются многие не эксплуатируемые ветки.

Летом 2003 года лес вывозился с ветки, отходящей на 2-м километре магистрали узкоколейной железной дороги. Остальной участок магистрали (ориентировочно, до 15 километров) считался законсервированным. В летнее время по нему ездили местные жители на мотодрезинах–«пионерках».

В 2004 году Лунданский леспромхоз был признан банкротом. Заготовка леса практически прекращена, движение по узкоколейной железной дороге остановилось.

В июле 2004 года северные районы Кировской области пострадали от разрушительного урагана. Узкоколейная дорога оказалась завалена упавшими деревьями на протяжении многих километров. Расчистка пути потребует значительных материальных затрат. Однако, после перехода леспромхоза к новым владельцам и возобновления его деятельности, планируется восстановить движение. В той местности, где пролегают линии узкоколейной железной дороги, автодороги отсутствуют, поэтому вывоз леса автотранспортом в летнее время невозможен.





Состояние Лунданской узкоколейной железной дороги на июль 2004 года

Узкоколейная железная дорога временно не действует. После урагана прекратилось даже «пионерочное» движение. На рельсах ещё присутствуют следы слабого наката. Повсюду (на территории нижнего склада леспромхоза, на главной станции узкоколейной железной дороги) стоят «забытые» сцепы, гружёные лесом.

В целом, дорога находится в неудовлетворительном состоянии. Даже в пределах посёлка, некоторые участки путей погружаются в болото.

Здание диспетчерской заколочено. Деревянная пассажирская платформа сохранилась, но её состояние — плохое. Повсюду уложены лёгкие рельсы (Р-18).













Состояние Лунданской узкоколейной железной дороги на конец 2005 года

Узкоколейная железная дорога активно работает. Лунданский леспромхоз передан в аренду предприятию «Арс-групп», которое вложило значительные средства в восстановление его нормальной работы. Линия узкоколейной железной дороги расчищена от упавших деревьев, на некоторых участках произведён ремонт пути.

«Вторая жизнь Лунданки» (материал из кировской областной газеты «Вятский Край»).









Подвижной состав

По данным на июль 2004 года, насчитывалось четыре локомотива: ТУ6Д-0385, ТУ4-1829, ТУ4-2144, ТУ4-2440. Все локомотивы находились в рабочем (или «условно рабочем») состоянии.

Все тепловозы ТУ4 на момент поездки автора стояли в наглухо закрытом локомотивном депо, куда автор не попал. Сведения об их состоянии и номерах сообщены Е. Н. Фроловым. Гарантировать их достоверность невозможно.

Имеются сцепы, платформы, вагоны ПВ40 (в основном, разбитые). Вблизи диспетчерской находится кабина от мотовоза МД54-4, превращённая в хозяйственное помещение. С левой стороны от нижнего склада валяется на боку разгромленная автомотриса АМ1.

Мотодрезин на дороге очень мало (менее десяти). Практически во всех «пионерках» используется двигатель от бензопилы; возвращаясь в посёлок, владельцы дрезины уносят его домой, а одну из колёсных пар блокируют специальным замком.











_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________










Начальный участок Лунданской узкоколейной железной дороги. Вид в западном направлении.
Впереди находится пассажирская платформа, вдали можно заметить водонапорную башню и
здание вокзала на ширококолейной магистрали.
26.07.2004






Немногим далее, вид в противоположном направлении (на восток). Впереди начинается
территория нижнего склада Лунданского леспромхоза.
26.07.2004






Участок пути к северу от территории нижнего склада.
Вид в восточном направлении, «в сторону леса».
26.07.2004






Участок, обходящий территорию нижнего склада с севера. Справа — разгромленная
автомотриса АМ1. Вид в том же направлении.
26.07.2004






Начало магистали Лунданской узкоколейной железной дороги (к востоку от нижнего склада).
Влево отходит небольшой тупиковый путь, занятый составом гружёных сцепов.
26.07.2004






Вид оттуда же в обратном направлении. Влево отходит путь, ведущий к главной станции и депо.
26.07.2004






Главная станция. Слева — запертое здание диспетчерской. Вид в западном направлении.
26.07.2004






Кабина мотовоза МД54-4, стоящая близ диспетчерской.
26.07.2004






Тепловоз-дрезина ТУ6Д-0385 близ депо.
26.07.2004






Пассажирский вагон ПВ40, на заднем плане — локомотивное депо.
Вид в западном направлении.
26.07.2004











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    










09.03.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу