Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











МАЛЬЦОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Мальцовская (Мальцевская) узкоколейная железная дорога являлась основой транспортной сети на юго-западе нынешней Калужской области и севере нынешней Брянской области. Название «Мальцовская (Мальцевская) железная дорога» было официальным до 1925 (?) года, позднее (ориентировочно, до 1940-х годов) существовало официальное название «Урицкая железная дорога».

Напоминанием о существовавших когда-то названиях узкоколейной железной дороги в настоящее время служат названия остановочных пунктов пригородных поездов: остановочный пункт Мальцевская находится на месте бывшего начального пункта узкоколейной железной дороги в городе Брянске (станции Радица), остановочный пункт Урицкий находится в окрестностях Брянска, вблизи бывшей трассы узкоколейной железной дороги.

Мальцовская узкоколейная железная дорога имеет продолжительную и сложную историю. В настоящее время она остаётся одной из малоизученных «дореволюционных» узкоколейных железных дорог.

Узкоколейная железная дорога первоначально была частной, создавалась с целью транспортного обеспечения «Мальцовского заводского округа». Главными промышленными центрами в нём являлись города и посёлки Брянск, Дятьково, Людиново, Песочня (ныне Киров). Инициатором строительства был предприниматель Сергей Иванович Мальцов.

Активное строительство узкоколейной железной дороги началось в мае 1877 года, в ноябре того же года было открыто движение поездов на участке Радица (Брянск) — Людиново. Ширина колеи составляла 914 мм (3 фута).

В 1881 году строительство основных линий было завершено. Главный ход железной дороги пролегал по направлению станция Радица (город Брянск, окрестности станции Брянск-Орловский Риго-Орловской железной дороги широкой колеи) — Дятьково — Людиново — Песочня (в настоящее время — станция Фаянсовая, город Киров). Протяжённость линии Радица — Песочня составляла 104 версты (114 километров). Имелись ответвления Дятьково — Ивот и Людиново — Шахта (позднее эта линия была продлена до станции Палики, расположенной на магистральной железнодорожной линии Сухиничи — Брянск).






Цитата из материала «Железнодорожная старина» 120 лет» (http://www.adm.orel.ru/kultur/?page=4, автор — А. Кондратенко)

Своеобразной достопримечательностью местного, да и всего российского железнодорожного дела являлась узкоколейная железная дорога, обслуживавшая Мальцовский промышленный район на стыке Орловской, Смоленской и Калужской губерний. Известный предприниматель Сергей Иванович Мальцов не имел диплома инженера, однако сам сконструировал узкоколейную линию и руководил её постройкой, не попросив у государства ни копейки дотации. Дорога протяжённостью в 203 версты была построена в 1877 году и обошлась её хозяину вместе с подвижным составом всего в девять с половиной тысяч рублей за версту. Паровозы и вагоны были собраны также по чертежам Сергея Ивановича: паровозы, например, были без тендера — их на дороге насчитывалось 26, вагонов (грузоподъёмностью около восьми тонн) и платформ более 650, в том числе 52 пассажирских вагона.

Эта дорога связала все предприятия и посёлки промышленного района Мальцова, должности обслуживающего персонала здесь занимали местные крестьяне. По сведениям журнала «Живописная Россия», по дороге ежегодно перевозилось до 20 миллионов пудов грузов и до полумиллиона пассажиров. Несмотря на сравнительно небольшие свои параметры, дорога была прибыльной: в 1901 году при затратах в 401 тысячу рублей она дала 587 тысяч рублей дохода. Важно отметить также, что на топку паровозов шёл уголь исключительно из местных месторождений.

Правда, самобытное это произведение вызывало у современников не только чувство восхищения. Земский статистик и литератор Иван Белоконский, немало поездивший по Орловской губернии, вспоминал о Мальцовской дороге:

«Станции Стеклянная Радица и Любохна ничем не отличаются от обыкновенных старых крестьянских изб; покрыты они полусгнившими соломенными крышами, из-под которых проведены железные трубы для наполнения паровозов водою, хранящеюся, нужно полагать, на чердаке станций... От Паровозной Радицы до Дятькова, если не ошибаемся, всего только вёрст 40, а поезд идёт не менее 3-х часов... Мой вагон «второго класса» изображал из себя самый примитивный — времён, полагаю, Георга Стефенсона — ящик, длинный, узкий и низкий, еле освещённый закоптелою лампочкою и снабжённый двумя, во всю длину стен вагона, узкими скамейками, обтянутыми по всем вероятиям, солдатским сукном. Расстояния между скамейками настолько малы, что пассажиры касались коленами друг друга».





В последующие годы сеть получила развитие. Были построены новые линии: Ивот — Бытошь, участок от станции Стайная (между Дятьково и Ивотом) до станции Ржаница (на участке Брянск — Жуковка Риго-Орловской железной дороги), линия от станции Волынь Бытошьской ветви до станции Сельцо и далее — к карьеру Смолино, протяжённостью свыше 30 километров. Строились сравнительно небольшие по протяжённости ветви, имевшие различное назначение (лесовозные, карьерные).

На большинстве участков узкоколейной железной дороги существовало регулярное пассажирское движение, однако во всех «Официальных указателях железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданных до 1917 года, Мальцовская узкоколейная железная дорога отсутствовала.

В 1900-е годы суммарная протяжённость узкоколейной железной дороги составляла свыше 200 километров. Согласно материалам «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», на узкоколейной железной дороге насчитывалось 26 паровозов, 461 грузовой вагон, 142 вагона-платформы, 52 пассажирских вагона. Локомотивные депо имелись на нескольких станциях (одна из них — станция Людиново). Внутри территории заводов и шахт нередко применялась конная тяга.

Почти весь подвижной состав был произведён здесь же, в Мальцовском заводском округе (в основном на Людиновском заводе). Строительство паровозов в Людинове началось до появления узкоколейной железной дороги. Первоначально паровозы транспортировались в Брянск гужевым транспортом в разобранном виде.






Цитата из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», статья «Мальцовский заводский округ», ориентировочная дата создания статьи — 1903 год (http://be.sci-lib.com/article063718.html)

Мальцовский заводский округ — обнимает собою северную часть Брянского уезда, Орловской губернии, среднюю и южную часть Жиздринского уезда, Калужской губернии, и восточную часть Рославльского уезда, Смоленской губернии, сосредоточиваясь, главным образом, по реке Болве (притоку реки Десны, впадающему в неё близ города Брянска), затем по реке Жиздре с притоками, и составляя полосу в 120 вёрст длиной и 100 вёрст шириной. Всей земли считалось во владении С. И. Мальцова 238000 десятин, в том числе около 150000 десятин леса; почти половина всех земель приходилась на Жиздринский уезд, 2/5 на Брянский уезд и около 1/10 на Рославльский уезд.

В пору наибольшего развития заводской деятельности здесь существовали 22 больших завода, которые давали работу 100 000 чел. Развитие заводской промышленности началось около 200 лет тому назад, под влиянием неплодородной почвы, богатства ископаемых и прекрасных естественных путей сообщения: pp. Болва и Десна давали сплав к Киеву, а Жиздра и Ока — к Москве и Нижнему. В 1755 г. Евдоким Демидов построил Людиновский завод (рабочие выселены сюда с Урала — «Люди Новы»). В 1788 г. Иваном Акимовичем Мальцовым были куплены при сел. Радице стеклянный и хрустальный заводы, а в 1790 г. хрустальный завод перенесен в с. Дятьково. Владения Мальцова постоянно расширялись, число заводов увеличивалось.

С 1840-х годов заведование заводами перешло к сыну И. А. Мальцова, Сергею Ивановичу, настолько расширившему заводское дело, что оно в 1886 г. было оценено в 15760000 р. Для своих лесов С. И. Мальцов установил сорокалетний срок рубки, а по отношению к некоторым лесам — еще более продолжительные сроки, до 100 лет; неустанно искал каменного угля, который действительно и нашел в собственных владениях (у Буды); в 1877 г. построил узкоколейную железную дорогу, лёгкого типа, с 8-фунтовыми (в 1 футе) рельсами (вагончики с подъёмной силой 500 пуд., локомотив без тендера, с боковой нагрузкой воды и дров).

Эта Мальцовская железная дорога начинается у станции Радица Вагонная Орловско-Витебской линии и проходит вдоль реки Болвы на север, через Любохну, Дятьково, Людиново, Сукремль, на Песочню, всего протяжением 104 вер. Кроме того, из Людинова проведена ветвь на Шахту, близ с. Усты, на бер. р. Жиздры, дл. 30 вёрст, а из Дятькова ветвь на Ивоть, дл. 20 вер., и др. Общая длина всего железнодорожного пути — 204 вер.

Железная дорога обошлась Мальцову по 9500 pублей за версту, вместе с подвижным составом, что составляет сумму около 2 млн. р. Железная дорога много облегчила доставку сырых и полуобработанных материалов с одного завода на другой. Подвижной состав: 26 паровозов, 461 товарный вагон, 52 пассажирских вагона, 142 платформы.

Шоссейные дороги, протяжением в 130 вёрст, соединяют все главные заводы. Река Болва была временно судоходной до Сукремля, но среди лета мелела. Построенные Мальцовым шлюзы, бассейны, плотины для задержки воды и образования прудов создали возможность постоянного судоходства по Болве от Сукремля до Брянска, на протяжении до 100 вёрст, с падением воды в 5 саж. При Людиновском чугунолитейном заводе устроены сталеварочные печи и громадная механическая мастерская на 196 станков; это позволило принимать от казённых и частных железных дорог заказы на изготовление паровозов, вагонов, локомобилей, рельс и проч. В промежуток времени с 1870 до 1881 год сооружено 373 паровоза и 11 тыс. вагонов, всего на сумму в 24 млн. рублей.

Для подготовки населения к подобной деятельности Мальцов устроил училища с ремесленным характером, в том числе Техническое, открытое в 1876 г.; курс учения 5-летний; цель — выпускать хорошо подготовленных мастеров, особенно механиков и слесарей. Преподавались черчение и рисование, простейшая механика, краткий курс химии и минералогии. Учителей было 7, учеников 60-65. Из начальных училищ особенно хорошо было поставлено Людиновское, с библиотекой и гимнастическим залом.

В 1876 году было учреждено ссудосберегательное товарищество, уже в 1880 г. имевшее 900 членов и капитал в 75 т. руб. Когда казённые заказы, с 1878 года, стали уменьшаться, это повлекло за собой соответственное уменьшение производства на Людиновском заводе, упавшего с 5 млн. в 1876 году до 800 тыс. р. в 1891 году. Мальцовское торгово-промышленное товарищество, основанное в 1875 году, имело складочный капитал в 6 млн. руб.; рабочим и служащим предоставлено было участие в прибылях.

Ряд неудач, болезнь Мальцова и отъезд его за границу привели в 1885 году к учреждению казённого управления (администрации). Все долги предприятий составляли в это время до 10 млн., в том числе казне 3 млн. В четыре года казенного управления долг казне возрос до 7700 тыс. рублей и все заводы пришли в полный упадок. В 1889 году учреждено конкурсное управление, под председател. юрисконсул. мин. фин. Н. И. Беллюстина; заведование делом перешло к горному инженеру Норпе. Закрытые заводы понемногу открываются, но население, несмотря на наделение землёй (1890), мало поправляется; заработная плата падает с 170 р. в год до 90 р., многие уходят на сторону, смертность увеличивается, рождаемость уменьшается.

С 1893 года, благодаря крупным правительственным заказам и требованиям соседнего Брянско-Бежецкого завода, деятельность Мальцовских заводов снова усиливается. В 1892 г. добыто чугунной руды (бурый железняк) для всех 5 чугунолитейных заводов 2176714 пд. Выплавлено чугуна: в штыках 347913 пд., чугунного литья в деле в виде посуды и др. — 774049 пудов, на сумму приблизительно 1189198 р. Железа выработано в 1892 г. в с. Людинове: пудлинговых кусков 197872 пд., полосового и сортового 66 т. пд., листового 7355 пд. Металлических изделий: чугунных 124 т. пд. и эмалированной посуды 112420 пд. Стекла и хрусталя в том же 1892 г. выработано на 5 заводах на сумму свыше 1 млн. руб.

Среди рудных месторождений Мальцовского района различаются две полосы (обе в Жиздринском у.; см. соотв. статью): сев., или Маклаковская, лежащая под широтой 54°, и Шахтинская, или Устовская, лежащая верст на 20 южнее. В первом рудные полосы раскинуты преимущественно вдоль р. Которянки, около селений Котырь, Маклаки, Зимницы, Пустынка и Слободка. Руды представляют два типа плотного бурого железняка: одна разность значительно кремниста и почти не содержит фосфорной кислоты, другая — фосфористые руды; сера находится в обеих разностях в небольшом количестве. Первая разность идет на выплавку чугуна, переделываемого на железо, вторая — для чугунных отливок. Выход чугуна в среднем от 40 до 45%. Во второй полосе руда лежит не глубоко, саж. на 3-4, не пластами, а флецами (гнездовинами), выполняя иногда карманы и образуя утолщения до 2 арш. Средняя толщина залежи — 0,5 арш.

Для стекольного и хрустального производства в Мальцовском округе требуются чистый кварцевый песок, хороший поташ и известь. Первый материал добывается на Будском хуторе, близ Устов, на глубине свыше 10 саж. Поташ привозится из Вятской губ.; известь прежде выжигалась из белгородского мела; с недавнего времени мел берется в Даманове. Каменный уголь, вследствие землистости, теперь заброшен. Огнеупорные глины, особенно химически чистые, прежде выписывались из Англии и обходились по 1 р. 30 к. за пуд на месте; теперь часть глин выписывается из Германии (Кассель), другая добывается там же, где и стекольные пески. Фаянсовая глина для Песочинского завода добывается на месте, около самого завода. Не утилизируются в Мальцовском округе фосфориты, которых много около Славинки и Шибенца на Болве, серный колчедан (особенно много близ Марьина по Болве), охры (на верховьях Болвы), жерновые песчаники (близ Шахты) и лигнит (в Рославльском у.).

Всего в Мальцовском округе числится: 15 крупных заводов, 12 других фабрик и заводов, 2 арендованных чугунолитейных, 43 мельницы, 13 лесопилен, 12 кирпичных заводов 13 хуторов, 26 угольных печей. Из крупных заводов отдельно уже описаны Дятьковский, Знеберский и Людиновский; см. ещё Сукремль, Песочня, Радица и Ресета.





По информации от В. Жукова, научного сотрудника краеведческого музея города Кирова (Песочни), в 1912 году протяжённость линий Мальцовской узкоколейной железной дороги составляла 289 километров, имелась 21 станция. Управление узкоколейной железной дороги находилось на станции Дятьково.

После революции 1917 года предприятия Мальцовского заводского округа были национализированы. Был создан трест «Государственные Мальцовские заводы». В его составе находилась узкоколейная железная дорога.

Согласно «Официальному указателю железнодорожных и других пассажирских сообщений», по графику, вступавшему в действие с 1 октября 1923 года, на Мальцевской узкоколейной железной дороге курсировали пассажирские поезда сообщением Радица — Людиново (1 пара в сутки), Радица — Песочня (1 пара в сутки), Дятьково — Бытошь (1 пара, отправление из Дятьково по средам, субботам и воскресеньям), Людиново — Палики (1 пара, отправление со станции Людиново по понедельникам, средам и пятницам). Время в пути от Радицы до Песочни составляло 7 часов 30 минут.

http://koleya914.narod.ru/raspisaniya/zima1923-24.jpg — расписание движения поездов с 1 октября 1923 года, размещённое на сайте Д. Гашева

В 1925 году было принято решение о строительстве железнодорожной линии широкой колеи от станции Урицкая (прежнее название Радица, в настоящее время — Мальцевская), расположенной в городе Брянске, до станции Дятьково. Строительство началось в сентябре 1925 года, в марте 1927 года было открыто движение от Радицы до Дятьково по широкой колее. Ширококолейная линия пролегала рядом с узкоколейной железной дорогой (либо непосредственно на месте узкоколейной железной дороги). Участок Урицкая — Дятьково был передан Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге (часть сети общего пользования НКПС СССР). Узкоколейные линии в то время по-прежнему относились к ведомственной Урицкой железной дороге.

Согласно «Официальному указателю железнодорожных и других пассажирских сообщений», по графику, вступавшему в действие с 1 октября 1928 года, на участке Брянск — Дятьково осуществлялось движение пассажирских поездов по широкой колее (две пары в сутки). На Урицкой узкоколейной железной дороге курсировали следующие пассажирские поезда: по главному ходу Дятьково — Песочня (1 пара в сутки) и Дятьково — Людиново (1 пара в сутки), по Бытошьской ветви Дятьково — Бытошь (1 пара в сутки), по Паликской ветви Людиново — Котовичи (прежнее название станции — Жиздра) — 21 верста (1 пара — по рабочим дням, 1 пара — по рабочим дням и субботам). Станции Шахта и Палики в расписании отсутствовали.




Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).


Представляется вероятным, что пассажирские поезда на Урицкой узкоколейной железной дороге курсировали и по некоторым другим маршрутам (Стайная — Старь, Волынь — Смолино), однако эти участки не были приведены в «Официальных указателях железнодорожных и других пассажирских сообщений»).

В конце 1920-х годов было принято решение о создании магистрального железнодорожного хода Ленинград — Донбасс, пролегающего по направлению Ленинград — Бологое — Торжок — Ржев — Вязьма — Брянск — Навля — Льгов — Готня — Харьков. В связи с этим было осуществлено строительство железнодорожной линии широкой колеи Дятьково — Вязьма. На участке Дятьково — Песочня она пролегала параллельно узкоколейной железной дороге (местами — на значительном удалении от неё).

Станция железной дороги широкой колеи в посёлке Песочня была названа Фаянсовая, она находилась в нескольких километрах от станции Песочня Урицкой узкоколейной железной дороги. В Людинове на широкой колее были построены три станции: Людиново II, Вербицкая и Людиново I (находилась вблизи заводского посёлка Сукремль). Все эти станции были значительно удалены от станции Людиново на узкоколейной железной дороге.

Движение на участке железнодорожной линии широкой колеи Дятьково — Фаянсовая было открыто в 1931 году. Вскоре после этого значительная часть линии узкоколейной железной дороги между Дятьково и Песочней была разобрана. Появились три невзаимосвязанные узкоколейные железные дороги: Дятьково — Бытошь, Людиново — Котовичи, узкоколейная железная дорога в черте посёлка Песочня (с 1936 года город Киров). В Дятькове имелось разноуровневое пересечение железнодорожных линий широкой и узкой колеи. Сохранялось пассажирское движение по некоторым маршрутам (Дятьково — Бытошь, Людиново — Котовичи, Песочня — Фаянсовая — для доставки пассажиров из города на станцию широкой колеи, и другие).

По информации от Д. Гашева, вблизи Песочни в 1920-50-х годах велась добыча торфа, действовала узкоколейная железная дорога, связывавшая город с торфомассивом, расположенным в нескольких километрах восточнее станции Фаянсовая. Ширина колеи не установлена. Возможно, ширина колеи составляла 914 мм, узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Мальцовской (Мальцевской) узкоколейной железной дорогой.

В период Великой Отечественной войны на территории Мальцовского промышленного района длительное время велись боевые действия. Участок Дятьково — Бытошь оказался на территории «Партизанской республики» — «анклава» Советской власти на оккупированной территории. На этом участке сохранялись пассажирские и грузовые перевозки. Были построены два бронепоезда, принимавшие участие в боях.

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1787 — «Партизанская республика» (краткая информация о состоянии участка узкоколейной железной дороги Дятьково — Бытошь в годы Великой Отечественной войны)

После войны участки Людиново — Котовичи и Дятьково — Бытошь были восстановлены и продолжали использоваться для грузовых и пассажирских перевозок. По информации от А. Ольшевского, подъездной путь от станции Людиново I до Людиновского паровозостроительного (в настоящее время — тепловозостроительного) завода в 1940-50-х годах был «трёхниточным» (1524 мм/914 мм). Вагоны широкой колеи между станцией Людиново I и заводом обычно перемещались паровозом узкой колеи, оборудованным специализированными сцепными приборами.

В 1950-х годах (информация от А. Ольшевского) участок узкоколейной железной дороги Людиново — Котовичи был разобран. Как заявлялось, это было сделано с целью отправки материалов верхнего строения пути на строящиеся узкоколейные железные дороги в районах освоения целинных и залежных земель. Возможно, рельсы были действительно отправлены на Целину — на узкоколейной железной дороге Атбасар — Шантобе встречаются рельсы, изготовленные в 1882 году.

Участок Дятьково — Бытошь не позднее 1960-х годов был заменён железнодорожной линией широкой колеи. Линия Волынь — Сельцо — Смолино приблизительно тогда же была разобрана. Возможно, после этого на протяжении некоторого времени действовал небольшой участок узкоколейной железной дороги от станции Торфяное до торфомассивов. Не позднее 1970-х годов он был разобран.

Последние участки узкоколейной железной дороги в городе Кирове (Песочня) также были разобраны не позднее 1970-х годов. На этом история Мальцовской узкоколейной железной дороги завершилась.

По состоянию на 2003 год (информация от А. Ольшевского), сохранялось сильно видоизменённое здание бывшего вокзала станции Людиново. Здание находилось на территории Людиновского тепловозостроительного завода, в нём размещалось управление автотранспортного цеха. На трассе разобранной узкоколейной железной дороги в некоторых местах оставались развалины мостов и других сооружений.


http://koleya914.narod.ru/ — «Мальцовская колея и её железные наследники» (неофициальный сайт Мальцовской узкоколейной железной дороги, созданный Дмитрием Гашевым)









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












18.01.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Брянской области»

на главную страницу