Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











МИТИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Митинская узкоколейная железная дорога являлась одной из крупнейших лесовозных узкоколейных железных дорог России.

Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Кадникoвский, расположенный близ одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Вологда — Коноша («РЖД», Северная железная дорога).

Название станции Кадниковский сходно с названием города Кадникова. Город Кадников находится в Вологодской области, недалеко от магистральной железнодорожной линии Вологда — Коноша, но почти в ста километрах южнее Кадниковского. Ближайшая к Кадникову железнодорожная станция — Печаткино.

Первый участок Митинской узкоколейной железной дороги был открыт в 1952 году.

По состоянию на 1999 год (длительное исследование автором Митинской узкоколейной железной дороги), на ней было три лесных посёлка: Яхренга, Бекетово-42 и Плосково (официально — Межурки). Существовало пассажирское движение.

Поезд Кадниковский — Бекетово курсировал по понедельникам, средам и пятницам. Это был единственный на узкоколейных железных дорогах Вологодской области поезд, в котором работал проводник и продавались билеты. Обычно поезд состоял из одного «классного» вагона, и нескольких грузовых вагонов (в них доставляли продукты питания и промтовары).

Длительная поездка автора на Митинскую узкоколейную железную дорогу была произведена в июне 1999 года. Я посетил все три лесных посёлка, проездил большую часть линий.

По состоянию на тот момент, Митинская узкоколейная железная дорога имела развитую сеть линий, работала достаточно стабильно. Вывозка леса производилась с нескольких «боковых» веток и усов. Чисто номинально, расписание движения пассажирского поезда в 1999 году было таким: отправление из Кадниковского в 5:00 и 21:30, прибытие в Бекетово в 7:30 и 0:30, отправление из Бекетово назад — через час после прибытия. На станции Яхренга (16 километров от Кадниковского) поезд заходит на поселковую ветку.

В Яхренге много времени занимала выгрузка хлеба и других продуктов для магазина. Кроме того, возможны и совершенно непредвиденные остановки, поэтому в Бекетово поезд может прибывать в 4-5 часов утра. Пассажиры всю ночь вынуждены трястись в малокомфортабельном вагоне.

Когда-то пассажирский поезд курсировал до Плосково. Но с 1990-х годов в Митинском леспромхозе считают, что пускать его на столь большое расстояние — слишком накладно. Жители Плоскова добираются в посёлок на тепловозах с грузовыми поездами, или попутным автотранспортом от села Азла. Грузовые составы отправляются из Кадниковского каждое утро — на Бекетово и далее.

Станция Бекетово находится на 44 километре от Кадниковского, в северной вершине путевого треугольника. Встречается также название Бекетово-42 (от 42-го квартала лесного массива). Благодаря наличию треугольника на станцию Бекетово не заходят составы, следующие по направлению Кадниковский — Плосково.

На станции имеется небольшое депо. В дневное время работает дежурный по станции. Сохранилась ветка на север, в направлении Корбозера. По ней ездят лишь местные жители на мотодрезинах–«пионерках».




Билет, проданный проводником пассажирского поезда сообщением Кадниковский — Бекетово.
Размер изображения билета — приблизительно в два раза больше натурального.



Станция Плосково — конечный пункт одной из линий, находится в 32 километрах от Бекетово и в 74 километрах от Кадниковского (в обход Бекетово). Во многом она похожа на Бекетово. Здесь также существует путевой треугольник (расположен в стороне от станции). Рабочие поезда идут отсюда в район озера Святого — крайней точки магистрали Митинской узкоколейной железной дороги, где ведётся лесозаготовка. Поезда с лесом, следующие в Кадниковский, на станцию не заходят.

У многих жителей посёлка есть мотодрезины. Чаще всего на них ездят до реки Вондонги. «Недействующая» ветка к ней отходит в точке, где магистраль поворачивает на юг под прямым углом. Стрелка на ветку снята, поэтому «пионерки» снимают с рельсов и несколько метров тащат по доскам. Ветка сильно заросла и местами погружается в болото, но для мотодрезин пока вполне доступна. Место пересечения с рекой Вондонга среди местных жителей называется Вершина. Там построены лодочные гаражи, отсюда добираются по реке до богатого рыбой озера Воже.

На большие расстояния (в Бекетово или Кадниковский) ездить на дрезинах жителям Плосково не требуется — к посёлку подведена дорога, доступная даже легковому автотранспорту.

О перспективах Митинской узкоколейной железной дороги рассуждать сложно. В 1999 году в леспромхозе ещё не было явных планов отказываться от неё. Но большое плечо вывоза леса (около 90 км) и наличие автодороги до Плосково не придаёт оптимизма.

В феврале 2000 года мне довелось вновь побывать в Кадниковском, возвращаясь из Нарьян-Мара. Попутная машина довезла меня от Вожеги до переезда на окраине Кадниковского. Узкоколейная железная дорога тогда активно действовала, несмотря на зимнее время.


12 августа 2008 года я снова прибыл в Кадниковский и течение одного дня, 13 августа, прошёл пешком 44 километра узкоколейной железной дороги — от Кадниковского до Бекетово. Все 44 километра были тотально зафотодокументированы на всём протяжении в пределах видимости.

Узкоколейная железная дорога на тот момент действовала «на последнем издыхании». Можно было предположить, что она продержится ещё примерно 3 года.

Крайним пунктом являлась станция Бекетово, расположенная в посёлке с официальным названием Бекетово-42 (44 километра от Кадниковского). К посёлку строится автодорога. По планам, после завершения строительства автодороги до Бекетово должна быть построена автодорога в другой лесной посёлок на Митинской узкоколейной железной дороге — Яхренгу (16 км от Кадниковского). После этого узкоколейная железная дорога утратит социальное значение, не будет никаких препятствий для её ликвидации.

На узкоколейной железной дороге оставалось три исправных локомотива: ТУ6А-2539 (вторая и четвёртая цифры сомнительны, номер определён согласно заводской надписи, сделанной мелом на раме, инвентарный номер этого тепловоза — 5), ТУ6А, номер которого установить не удалось (инвентарный номер 9к, тележки 1980 года выпуска), неустановленный ТУ6Д (инвентарный номер 7к), «условно рабочий» (подлежащий восстановлению) тепловоз ТУ8-0047.

Разграбленные тепловозы: ТУ6А-2570 (правильность прочтения номера под вопросом, инвентарный номер 3к), неустановленный ТУ6А (инвентарный номер 1б), неустановленный ТУ6А (инвентарный номер 5к), ТУ6А-0461, поверх краской нанесено «ТУ4-2358» (инвентарный номер 8к), ТУ6А-ХХХ6 (инвентарный номер 4к), ТУ6А-108Х, ТУ6А-3686 (инвентарный номер 6к), ТУ6А-2716 (инвентарный номер 1к), ТУ6А-341Х (инвентарный номер 2к), ЭСУ2А-566.

Все пути в депо и вблизи него были демонтированы. Внутри депо ремонтируется гусеничная техника.

Так как в близком будущем узкоколейную железную дорогу предполагается ликвидировать, существует предварительная договорённость о продаже исправных тепловозов организации, возникшей на базе бывшего АО «Монзалес», для использования на новой узкоколейной железной дороге, которую предполагается построить вблизи станции Юза Монзенской железной дороги. Осуществится ли это — неясно.

Погрузка леса велась на 20-м километре. Иногда тепловоз ходил до Бекетово. Однако движение до Бекетово не являлось регулярным.

Участок от 20-го километра до Бекетово почти наверняка будет разобран в 2009 году. Шансы сохраниться ещё на несколько лет имеет только участок Кадниковский — Яхренга.

В рамках выполняемой работы было сделано следующее: пройдена пешком вся сохранившаяся линия от Кадниковского до Бекетово, сделано около тысячи фотографий, опрошены с целью поиска исторических фотографий многие жители посёлка Бекетово, найдено и скопировано 79-страничное описание истории Митинского леспромхоза, хранящееся в Кадниковском, и многие другие исторические документы.

Номера локомотивов, читающиеся на исторических фотографиях: ТУ6А-0850 (сфотографирован в 1982 году), МД54-4-2159, ТУ4-1913.


В 2012 году была открыта автомобильная дорога Сорожинская — Яхренга. Последний участок Митинской узкоколейной железной дороги, от Кадниковского до Яхренги, был разобран.


Планы строительства узкоколейной железной дороги вблизи станции Юза Монзенской железной дороги и передачи туда тепловозов из Кадниковского не осуществились. Скорее всего, все тепловозы Митинской узкоколейной железной дороги были порезаны.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (КАДНИКОВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (КАДНИКОВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (КАДНИКОВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (КАДНИКОВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (КАДНИКОВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (КАДНИКОВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (КАДНИКОВСКИЙ, НАЧАЛО ПЕШЕГО ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
     УЧАСТКА КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПЕРЕЕЗД У КАДНИКОВСКОГО, УЧАСТОК КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (УЧАСТОК КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (УЧАСТОК КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (УЧАСТОК КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (УЧАСТОК КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (УЧАСТОК КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (УЧАСТОК КАДНИКОВСКИЙ — ЯХРЕНГА, СТАНЦИЯ ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ ЯХРЕНГА, ВНУТРИПОСЕЛКОВАЯ ВЕТКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ВНУТРИПОСЕЛКОВАЯ ВЕТКА, СТАНЦИЯ ЯХРЕНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (СТАНЦИЯ ЯХРЕНГА, НАЧАЛО ПЕШЕГО
     ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ УЧАСТКА ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО, ГРУЖЁНЫЕ СЦЕПЫ НА 20-М КИЛОМЕТРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 25) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ВЕРХНЯЯ КИЗЬМА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 26) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 27) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 28) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 29) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 30) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 31) (УЧАСТОК ЯХРЕНГА — БЕКЕТОВО, НАЧАЛО ТРЕУГОЛЬНИКА У БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 32) (БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 33) (БЕКЕТОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 34) (БЕКЕТОВО)
   











15.12.2004 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу