Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НЕСТЕРОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Нестеровское торфопредприятие находится в Нестеровском районе Калининградской области, в стороне от населённых пунктов. Почтовый адрес торфопредприятия — Нестеровский район, посёлок Зелёное. Однако фактически населённый пункт Зелёное (состоящий из трёх одноэтажных домов) расположен на расстоянии двух километров от торфопредприятия и не имеет к нему никакого отношения. Промышленная площадка торфопредприятия, на которой расположены различные производственные сооружения и здание конторы, находится среди леса, в 700 метрах севернее автодороги Калининград — Нестеров.

Официально признанная дата основания торфопредприятия — 16 марта 1965 года. По воспоминаниям его старых работников, фактическое строительство торфопредприятия началось в 1964 году, тогда же были проложены первые метры узкоколейной железной дороги.

Не исключено, что узкоколейная железная дорога на торфомассиве существовала в «германский» период истории этого района (до 1945 года). Немцы вели добычу торфа карьерным способом, при вывозе торфа, скорее всего, использовался либо рельсовый путь узкой колеи, либо полноценная узкоколейная железная дорога.

Начиная с 1965 года узкоколейная железная дорога служила основным средством транспортировки торфа от торфомассива до производственной площадки. Достоверной информации о первых локомотивах получить не удалось. Скорее всего, первым локомотивом был мотовоз ЭСУ1 (производство данного локомотива было начато Губинским механическим заводом в 1965 году). В комплекте с ЭСУ1 поступил путеукладчик. Не исключено, что в первые годы работы узкоколейной железной дороги на ней имелся мотовоз МД54-4.

Позднее на узкоколейную железную дорогу поступил редкий локомотив — мотовоз ЭСУ2Б. Он выполнял перевозки на узкоколейной железной дороге до последнего дня её работы.

На пике развития узкоколейной железной дороги её протяжённость составляла свыше 4 километров. Начальным пунктом являлась территория производственной площадки. Локомотивного депо никогда не было — подвижной состав отстаивался и ремонтировался под открытым небом. Имелось 12 вагонов ТСВ, как минимум один вагон-дозатор, предназначенный для перевозки балласта (песка).

Узкоколейная железная дорога Нестеровского торфопредприятия на карте выглядит близкой к железнодорожной линии широкой колеи. Однако в относительной близости от производственной площадки находится перегон Дивное — Нестеров (в настоящее время Гусев — Нестеров), расстояние до ближайшей станции Дивное (в настоящее время — остановочный пункт) составляет свыше 4 километров. Соединения с широкой колеёй узкоколейная железная дорога никогда не имела.

Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф поступал на «рампу» (эстакаду) на территории производственной площадки, где перегружался из вагонов в автомобили. Торфобрикетного завода на торфопредприятии никогда не было.

По информации от С. Костыгова, в конце 1980-х годов путеукладчик был передан на новую узкоколейную железную дорогу Краснознаменского торфопредприятия (Краснознаменский район Калининградской области).

В начале 1990-х годов узкоколейная железная дорога принадлежала совместному российско-сирийскому предприятию «Китэксин», в котором предпочитали использовать старую технологию работы. Высказывается мнение, что это отсрочило ликвидацию узкоколейной железной дороги на несколько лет.

После очередной смены владельца было принято решение о переходе на тракторную вывозку торфа. Названная причина принятия такого решения — торф стал в основном поставляться на экспорт, в связи с чем следовало более тщательно очищать торфомассивы от растительности. Временные пути узкоколейной железной дороги мешали механизированной очистке. Кроме того, переход на тракторную вывозку позволял избавиться от затрат на содержание путей узкоколейной железной дороги.

В 1997 году узкоколейная железная дорога была разобрана. Подвижной состав (мотовоз ЭСУ2Б и вагоны) находился на территории торфопредприятия на протяжении длительного времени. Летом 2002 года исследователь железных дорог из Литвы А. Лаузикас зафиксировал наличие на территории производственной площадки полуразграбленного мотовоза и нескольких вагонов ТСВ.

Завершением ликвидации узкоколейной железной дороги колеи 750 мм стала продажа в 2003 году мотовоза ЭСУ2Б в качестве источника запчастей на торфопредприятие в Литовской Республике, расположенное вблизи города Шилуте.

С исчезновением узкоколейной железной дороги колеи 750 мм история узкоколейной железной дороги Нестеровского торфопредприятия не закончилась. Было принято решение о создании узкоколейной железной дороги колеи 600 мм. В отличие от «тяжёлой» узкоколейной железной дороги колеи 750 мм, новая узкоколейная железная дорога должна была иметь предельно облегчённое верхнее строение пути. Узкоколейная железная дорога должна была использоваться для доставки торфа от карт до штабелей (тогда как «тяжёлая» узкоколейная железная дорога использовалась для доставки торфа от штабелей до производственной площадки).

Новая узкоколейная железная дорога должна была состоять только из временных путей, расположенных на торфомассиве (без захода на производственную площадку). Предполагалось, что пути при необходимости можно будет перемещать вручную.

Для новой узкоколейной железной дороги в 2000 году был закуплен в Германии подвижной состав: два мотовоза (оба — типа DS 14, один — 1965 года постройки, другой — ориентировочно 1956 года постройки), вагонетки. Всё было готово к строительству узкоколейной железной дороги, казалось, что её появление — дело ближайших дней. Но после очередной смены владельца торфопредприятия от этого плана отказались.

По состоянию на 26 марта 2008 года, о существовании узкоколейной железной дороги колеи 750 мм напоминал вагон-дозатор без тележек, стоявший на территории производственной площадки. Все остальные вагоны к тому моменту были порезаны и вывезены. Оба мотовоза колеи 600 мм стояли под открытым небом вблизи автомобильного гаража. Их наиболее вероятная «перспектива» — продажа в качестве металлолома. На свалке металлолома рядом с топливозаправочным пунктом оставалось несколько фрагментов вагонеток колеи 600 мм.

Торфопредприятие оставалось действующим, его работа была достаточно успешной. Работники торфопредприятия проживают в городах Гусев и Нестеров, в населённом пункте Ясная Поляна и некоторых других сельских населённых пунктах Нестеровского района. На производственную площадку торфопредприятия их доставляют служебные автобусы.

Вывозка торфа от торфомассива до производственной площадки производится тракторами, далее — грузовыми автомобилями. Возможность восстановления узкоколейной железной дороги руководством торфопредприятия не рассматривалась.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    










31.03.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Калининградской области»

на главную страницу