Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.








УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НИКОЛЬСКОГО СТЕКОЛЬНОГО ЗАВОДА







Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2010 году.

Узкоколейная железная дорога Никольск — Перегрузочная (Ночка), на взгляд автора — одно из чудес России Железнодорожной. По состоянию на начало XXI века, в Российской Федерации не сохранилось ни одной другой узкоколейной железной дороги, которая связывала бы с сетью магистральных железных дорог страны населённый пункт, имеющий статус города.

Узкоколейная железная дорога выживает в сложных экономических условиях. Сам факт её работы в XXI веке — это весьма неординарное явление.

Протяжённость узкоколейной железной дороги составляет 24 километра. Из них 23 километра пролегают по территории Пензенской области, менее 1 километра — по территории Ульяновской области. В Ульяновской области это единственный участок железнодорожной линии узкой колеи.





Краткие сведения об истории узкоколейной железной дороги

Участок Никольск — Перегрузочная (Ночка) был открыт в 1936 году для обеспечения перевозки грузов на Никольский стекольный завод и другие предприятия.

Никольский стекольный завод (изначально Никольско-Бахметьевский хрустальный завод) основан в 1764 году. Это предприятие фактически создало город Никольск. До 1954 года он был селом Никольская Пестровка. Не следует путать «пензенский» и «узкоколейный» Никольск с Никольском в Вологодской области, который намного старше, и где нет железной дороги.

В годы Великой Отечественной войны была построена лесовозная узкоколейная железная дорога от Никольска (тогда посёлок Николо-Пестровский) в южном направлении. Скорее всего, она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Никольск — Ночка (Перегрузочная). Были и другие небольшие лесовозные линии — они отходили от участка Никольск — Ночка (Перегрузочная).

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге просуществовала недолго, все лесовозные линии вскоре после войны разобрали. Но участок Никольск — Ночка (Перегрузочная) продолжал работать и развиваться. Существовало не только грузовое, но и пассажирское движение.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. В 1954 году здесь появились мотовозы МД54-2, позднее — тепловозы ТУ4. С конца 1970-х годов основными локомотивами стали тепловозы ТУ7.

Примерно тогда же Никольск был соединён со станцией Ночка асфальтированной автодорогой. Пассажирское движение на узкоколейной железной дороге было прекращено.

В 1990-е годы узкоколейная железная дорога продолжала работать. После 2000 года в какой-то момент перевозки сократились до минимума. Ставился вопрос о переходе на автотранспорт и ликвидации узкоколейной железной дороги. Но, «вопреки всему», этого пока ещё не произошло. Возможно, отчасти это связано с тем, что Никольский стекольный завод, в отличие от большинства российских предприятий, не акционировался — он находится в государственной собственности.

По состоянию на начало 2006 года, узкоколейная железная дорога продолжала работать. Фотографии того времени доступны по адресу: http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?LNG=RU&ID=2521.

В 2008 году узкоколейная железная дорога остановилась вместе с Никольским стекольным заводом. Движения по узкоколейной железной дороге с того момента не было.

В 2009 году узкоколейную железную дорогу начали разворовывать. В 2010 году этот процесс принял массовый характер.

К концу 2010 года разборка пути была завершена. Весь подвижной состав порезали на металлолом. Россия лишилась ценной достопримечательности.









Состояние узкоколейной железной дороги на август 1999 года (поездка автора по узкоколейной железной дороге от Перегрузочной до Никольска)

Основной груз, который перевозится по узкоколейной железной дороге — кварцевый песок. На станцию Перегрузочная узкоколейной железной дороги грузы поступают по широкой колее (станция Ночка, Куйбышевская железная дорога).

Главная станция узкоколейной железной дороги и единственное локомотивное депо находится в Никольске, на территории Никольского стекольного завода «Красный Гигант». Территория завода огорожена по всему периметру и охраняется, вход — только по пропускам. Основная продукция завода — цветной и бесцветный хрусталь, другие сорта стекла.

Обычно отправление первого состава из Никольска производится в 7-9 часов. От станции Перегрузочная (Ночка) состав отправляется после завершения погрузки (примерно в 11-13 часов). В течение рабочего дня может быть пропущено ещё до двух пар поездов. Время хода гружёного состава составляет 1-1,5 часа, порожнего состава — несколько меньше.

На разъезде Ягодный сохранилось путевое развитие, но скрещение поездов там обычно не производится.

Узкоколейная железная дорога имеет весьма тяжёлый профиль, поэтому нередко составы следуют с дополнительным локомотивом-толкачом.

Можно отметить, что проехать по узкоколейной железной дороге значительно проще по маршруту Перегрузочная (Ночка) — Никольск, чем наоборот. При отсутствии пропуска на территорию завода, попасть на локомотив в Никольске можно, лишь запрыгнув в него на ходу у заводских ворот.








Станция Перегрузочная расположена вблизи станции Ночка на магистральной железнодорожной
линии. Этот снимок сделан из окна вагона электропоезда сообщением Рузаевка — Самара.
03.05.2004






Крытые вагоны узкой колеи на станции Перегрузочная. Снимок сделан
из окна вагона электропоезда сообщением Рузаевка — Самара.
03.05.2004









Поездки и походы автора

Я проехал по узкоколейной железной дороге от Ночки (Перегрузочной) до Никольска 22 июля 1999 года. Как ни печально, без фотографий. Описание поездки находится по адресу http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html.



Май 2010 года. В этой экспедиции два главных целевых объекта: Яман-Елгинская узкоколейная железная дорога и узкоколейная железная дорога Никольск — Ночка. Задача — произвести «посмертную» фотодокументацию.

От Москвы до Уфы — самолётом. Автостопом в Нуримановский район Башкортостана. Пеший переход длиной 54 километра, в ходе которого был покусан десятками клещей. Автостопом до Уфы. На пригородных поездах от Уфы до Инзы с ночёвкой в Абдулино.

В ходе этой рабочей экспедиции я столкнулся с таким фактом: сидячие вагоны исчезли из всех поездов на участке Инза — Рязань, где они раньше были. Это поезда Бугульма — Москва, Самара — Москва, Тольятти — Москва. Сидячий вагон — самый дешёвый из возможных платных видов транспорта. Раньше были общие вагоны, но их давно уже «извели» почти повсеместно.

ОАО «РЖД» вконец озверело. Появляется ненависть к этой «конторе», становящейся всё более антинародной...

В итоге маршрут выглядел так: Самара — Инза электропоезд, Инза — Ночка — Никольск пешком (необходимо зафотодокументировать разбираемую узкоколейную железную дорогу Никольск — Ночка). Из Никольска пришлось ехать не в Ночку и не пересаживаться там на поезд, как предполагалось — а автобусом в Пензу. В областном центре остался единственный в регионе сидячий вагон, он существует в поезде №301 Пенза — Москва.

При этом, из Пензы в Москву каждый вечер отправляется не меньше тридцати автобусов. На узкой опасной автодороге они идут один за другим (в прошлом году был свидетелем тому). Билет на автобус Пенза — Москва сейчас стоит 700 рублей.

На станцию Инза прибываю вечером, в темноте. Приобретаю билет в сидячий вагон поезда Пенза — Москва на завтра. В вагоне оставалось два свободных места, я взял предпоследнее. Билет стоил 601 рубль, из которых 163 рубля — комиссионный сбор и комиссия за покупку билета не от станции отправления.

Возвращение через Пензу означает, что узкоколейную железную дорогу Ночка — Никольск нужно будет проходить в очень быстром темпе. И начинать движение нужно будет как можно раньше — на рассвете.

Инза — это ещё не совсем Ночка, хотя и недалеко. Наиболее логичный и простой вариант — ехать в Ночку завтра на электропоезде Инза — Рузаевка. Но время отправления — слишком позднее, и я не успею на поезд Пенза — Москва.

Можно взять такси. Провинциальный тариф на такси невелик — наверное, рублей за 300 довезли бы. Но я в режиме жёсткой экономии. Поэтому от Инзы до Ночки иду пешком по ночной тёмной автодороге. Меньшая часть пути — по рельсам.

Рядом с разрушенной станцией Перегрузочная заваливаюсь спать. Ночлег весьма короткий, полноценного отдыха нет.

Первая фотография была сделана в 5:22 16 мая. Начинается «скоростной» переход.

Узкоколейная железная дорога Никольск — Перегрузочная (Ночка): как оказалось, её ситуация почти в точности повторяет печальную ситуацию Яман-Елгинской узкоколейной железной дороги, которую я только что «прогрызал» в течение двух дней.

Станция Перегрузочная в Ночке почти полностью уничтожена — постройки снесены.

В Пензенской области, в отличие от Башкортостана, нет клещей. Поход по узкоколейной железной дороге проблем не составлял — не нужно снимать с себя кучу смертельно опасных членистоногих. 24 километра до Никольска были пройдены за четыре с половиной часа.

К сожалению, внутрь территории Никольского стекольного завода попасть не удалось. Скорее всего, тепловозы уже порезаны.

Внутри территории Никольского стекольного завода узкоколейная железная дорога полностью разобрана. На участке от ворот завода до окрестностей бывшего разъезда Ягодный (примерно 12 километров — половина протяжённости узкоколейной железной дороги) лежат ржавые рельсы. Причём на значительной части путь подготовлен к расшивке — костыли вынуты.

К северу от разъезда Ягодный находится полевая стоянка «разбиральщиков». От Ягодного до Ночки (Перегрузочной) узкоколейная железная дорога полностью разобрана, причём железобетонные шпалы оставлены в земле.

Между тем, по уверению директора торфопредприятия «Ларьян» в Красаве, «каждая железобетонная шпала стоит 450 рублей», и оставлять их нельзя. Желающим построить собственную узкоколейную железную дорогу рекомендую приезжать сюда за шпалами.

В Никольске кратковременно купаюсь в городском пруду. Автобусом «ПАЗ» — до Пензы. Там быстро перехожу с автовокзала на вокзал, и уезжаю в сидячем вагоне поезда Пенза — Москва.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ В НОЧКЕ, НАЧАЛО ПЕРЕГОНА ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — ЯГОДНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — ЯГОДНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — ЯГОДНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — ЯГОДНЫЙ, СТОЯНКА «РАЗБИРАЛЬЩИКОВ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — ЯГОДНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — ЯГОДНЫЙ, РАЗЪЕЗД ЯГОДНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ЯГОДНЫЙ — НИКОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ЯГОДНЫЙ — НИКОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕРЕГОН ЯГОДНЫЙ — НИКОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕРЕГОН ЯГОДНЫЙ — НИКОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕРЕГОН ЯГОДНЫЙ — НИКОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕРЕГОН ЯГОДНЫЙ — НИКОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПЕРЕГОН ЯГОДНЫЙ — НИКОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕРЕГОН ЯГОДНЫЙ — НИКОЛЬСК, СТАНЦИЯ НИКОЛЬСК)    










28.02.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пензенской области»

на главную страницу