БРИТВИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Начальным пунктом Бритвинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Первомайский, расположенный на левом берегу небольшой лесной реки Утюкс. Узкоколейная железная дорога возникла и развивалась как одна из ветвей Квазеньгской узкоколейной железной дороги.

Посёлок Первомайский являлся центром Бритвинского лесопункта Дмитриевского леспромхоза (с 2004 года мастерский участок Бритвинский). Посёлок основан в 1954 году. Первоначально лесозаготовки здесь велись без использования узкоколейной железной дороги.

Узкая колея пришла в посёлок Первомайский в 1970-х годах. На протяжении некоторого времени из Первомайского можно было проехать по рельсам не только в Квазеньгу, но и в весьма удалённый от этих мест посёлок Авнюга. Расстояние от Первомайского до Квазеньги по узкоколейной железной дороге составляло 55 километров (по автодороге — около 20 километров).

В конце 1990-х годов соединение с Квазеньгской узкоколейной железной дорогой исчезло. Соединение с Авнюгской узкоколейной железной дорогой было разобрано ещё раньше. С этого времени Бритвинская узкоколейная железная дорога является изолированной.

До 1996 года перегрузка вывезенных по узкоколейной железной дороге хлыстов на автомобили производилась примитивным способом — с помощью трелёвщика. Затем стал использоваться козловой кран.







Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1989 году (обозначена мной).




По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога действует. Тяговый подвижной состав представлен тепловозами ТУ6А-1676, ТУ6А-3020 (согласно табличке на металлическом шкафе — 2930), ТУ6А-3390. Вывоз леса производится в минимальном объёме. Погрузка леса ведётся в 22-м квартале, за рекой Пенчаж. Протяжённость сохранившихся линий узкоколейной железной дороги — около 20 километров.

В котельной посёлка Первомайский используется в качестве парогенератора паровоз Кп, построенный в 1957 году заводом в городе Хшанув (Польша). Паровоз был доставлен в посёлок до появления узкоколейной железной дороги. По состоянию на 2005 год, он сохранился относительно хорошо: имеется не только котёл, но и экипажная часть.

На тот момент предполагалось: скорее всего, узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана в близком будущем.


Позднее стало известно: узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2010 или 2011 году.


Паровоз был вывезен приблизительно в 2011 году не установленными с точностью гражданами предположительно в Санкт-Петербург. Его предполагается восстановить до рабочего состояния.

О паровозе узнали исключительно благодаря мне. Если он вернётся на рельсы — то в первую очередь благодаря мне, иначе бы стоял в котельной вечно, и никто бы не узнал, сельских котельных в России десятки тысяч.

Но деятели, которые вывезли паровоз, ни слова обо мне не сказали.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ПЕРВОМАЙСКИЙ, ЛЕС)    












01.12.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика