Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АСЕРХОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ









Торфовозная узкоколейная железная дорога в Собинском районе Владимирской области появилась не позднее, чем в первой половине 1930-х годов. Узкоколейная железная дорога предназначалась для доставки топливного торфа на ткацкую фабрику «Коммунистический Авангард», расположенную в городе Собинке. По информации от С. Костыгова, владельцем узкоколейной железной дороги первоначально была ткацкая фабрика «Коммунистический Авангард».

В первые годы торф добывался на ближайшем к городу торфомассиве (болото Старое, расположенное в 6-8 километрах от Собинки). Позднее был освоен более дальний торфомассив, расположенный в районе деревни Анфимиха. Вблизи торфомассива был построен посёлок торфодобытчиков, получивший официальное название Ново-Собинский.

В 1952 году в сельском населённом пункте Асерхово Собинского района было создано Асерховское торфопредприятие. Одновременно с торфопредприятием строился посёлок, а также новые линии узкоколейной железной дороги. Позднее вся узкоколейная железная дорога (включая участок, расположенный вблизи города Собинки) перешла в ведение Асерховского торфопредприятия.

Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла около 40 километров. В Асерхове торф использовался для производства брикетов, а также перегружался на широкую колею.

Тяговый подвижной состав первоначально был представлен паровозами. Позднее поступили тепловозы ТУ4 (и, скорее всего, другие). По информации от С. Белова, в 2004 году в посёлке Асерхово сохранялась кабина тепловоза ТУ4-821.

В 1980-х годах объём перевозок по узкоколейной железной дороге сократился до минимума. По информации от исследователя железных дорог С. Костыгова, последний участок узкоколейной железной дороги (скорее всего, соединявший посёлок Асерхово с ближайшим торфомассивом) перестал использоваться в 1988 году. По утверждению любителя железных дорог Д. Фокина, узкоколейная железная дорога в Асерхове была разобрана в 1973 году, однако это не соответствует действительности.

На базе бывшего торфопредприятия в посёлке Асерхово был создан завод «Автоприборкомплекс». По состоянию на 2006 год, завод остаётся действующим.


11 мая 1999 года автор прошёл по разобранной узкоколейной железной дороге от Собинки до Ново-Собинского. Как выяснилось, на протяжении первых четырёх километров параллельно бывшей узкоколейной железной дороге пролегает асфальтированная автодорога, ведущая на асфальто-бетонный завод. На картах этот завод подписан как кирпичный. Завод находится среди леса, в стороне от населённых пунктов. Возможно, когда-то он работал на торфяном топливе, поступавшем по узкоколейной железной дороге.

После асфальтового завода идти стало непросто. Разобранная узкоколейная железная дорога на многих участках заросла или была перегорожена упавшими деревьями. Изредка встречались сохранившиеся шпалы, костыли, километровые знаки. Приблизительно на 14-м километре находился путевой треугольник («развилка» линий на Собинку, Ново-Собинский, Асерхово).

Населённый пункт Ново-Собинский представлял собой почти заброшенную деревню (большое число заколоченных домов, некоторые — с неявными признаками жизни). Внешне не было заметно никаких признаков того, что когда-то он был рабочим посёлком.

В Ново-Собинском покидаю разобранную узкоколейную железную дорогу и направляюсь в Острова — на действующую узкоколейную железную дорогу бывшего Шатурского транспортного управления.





Воспоминания об узкоколейной железной дороге, автор — Фёдор Иванычев

(2011 год, источник — частная переписка с автором)



В своё время мне довелось много походить по собинской узкоколейке. Узкоколейка начиналась в котельной фабрики «Комавангард». До сих пор там сохранилась эстакада, по которой вагоны с торфом поднимались на уровень второго этажа и разгружались в бункеры. Чтобы не сбиваться в повествовании, будем считать это началом узкоколейки.

Далее УЖД проходила через ворота предприятия и шла через площадку, ныне напротив домов № 15 и 17 по ул. Рабочий Проспект (сейчас эта площадка занята швейным предприятием, но сохранилась часть забора и остатки проходной).

Далее УЖД шла к паровозному депо (ныне школа ДОСААФ, рядом с магазином Универсам), здесь же находился перрон для пассажирских вагонов и чуть далее, напротив входа в универсам, железнодорожные весы, фундамент от них так и остался закопаным в земле (бетон очень качественный, при прокладке кабеля не смогли «взять»).

Далее по улицам Родниковской, Центральной, мимо магазина «Пятерочка», кинотеатра «Восход», ателье «Силуэт» (здесь стоял километровый указатель 1), по улице Молодежной мимо лесничества выходила за город.

После лесничества вдоль асфальтированной дороги идет воздушная линия 10 киловольт, та вот, эта линия идет аккурат по трассе узкоколейки. Как только вы проедите развилку, где трасса воздушной линии расходится с асфальтированной дорогой, слева идет дорога в лес, это место называется «Кривой мостик» (Почему кривой? Присмотритесь он уходит в лес не под прямым углом, а наискосок, потому и кривой).

Метров через пятьдесят, справа, не далеко в лесу будет озеро Карасево, торфяное по происхождению.

Едем дальше. Километровый указатель 4. Справа, почти у самой дороги, находится озеро «Беловодье». Карстовое по своему происхождению, до сих пор на его дне лежат остатки деревьев от когда-то росшего здесь леса и провалившегося внутрь карстовой пещеры. Если копнёте известняк, образующий дно озера, почувствуете специфический запах сероводорода.

Слева, напротив озера, уходит в лес дорога. В углу между этой и асфальтированной дорогами стояла сторожка Ивана Федорова (все места, где стояли сторожки, у нас назывались по именам проживающих там людей).

Метров через пятьсот, где асфальтированная дорога пересекает воздушную линию, влево уходила ветка УЖД, мимо сторожки Журавлева. Не знаю, что там сохранилось после пожаров 2010 года. Но до этого хорошо прослеживалось направление ветки до места похожего на озеро. Это то, что до наших умных и продвинутых только что дошло — затопленные торфяные выработки. Справа от этой ветки еще хорошо был заметен колодец, на котором заправляли водой паровозы.

Далее по основной ветке, справа находится асфальтовый завод. Почему-то он обозначен на карте как кирпичный, хотя вокруг кроме песка и торфа ничего нет. Этот завод был перенесён сюда с другого конца города после того, как там построили центральную районную больницу. Весь участок дороги от магазина «Пятёрочка» и до асфальтового завода представлял собой каменку, выложенную из бута.

Между шестым и седьмым километром, влево, уходила еще одна ветка, и шла до сторожки Широкова, где еще заметны ее остатки и видна площадка, на которой сушили торф.

На седьмом километре грунтовая дорога уходит вправо, обходя болото. В том месте где она вновь подходила к УЖД, опять начиналась каменка (как рассказывал мне мой ныне покойный друг, эту каменку выложил один мужчина, не помню его фамилии, безногий инвалид войны).

На десятом километре находились Савельевы бараки, где жили обходчики. Участок дороги от развилки у болота и до Савельевых бараков был выложен рельсами с ширококолейной железной дороги.

На четырнадцатом километре стояла Кандаурова сторожка, сын его до сих пор проживает в Собинке и работает лесником. Это же был Березниковский переезд (дорога на село Березники).

На шестнадцатом километре был треугольник — стрелка на Новособинское и с возвратом в сторону Асерхова. Внутри треугольника стоял вагончик — временное пристанище железнодорожников.

На семнадцатом километре — «овеченский переезд» (на деревню Овечкино).

Далее рассказать не могу, за семнадцатым километром бывал мало.













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












08.02.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Владимирской области»

на главную страницу