Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ВОЛОСАТАЯ — НЕРУДНАЯ — СУДОГДА








Этот «второстепенный» тупиковый участок Горьковской железной дороги расположен в центральной части Владимирской области. На нём уже многие годы нет пассажирского движения. Западная часть этой линии (от станции Нерудная до станции Судогда) была разобрана в 2005 (?) году.

Информацией, касающейся истории железнодорожной линии Волосатая — Судогда, автор в настоящее время почти не располагает. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата открытия станций Нерудная и Судогда — 1922 год.

Согласно некоторым источникам, железная дорога была построена значительно раньше — до революции 1917 года. Строительство велось за счёт средств землевладельцев Храповицких, чьё имение находилось в селе Муромцево вблизи нынешней станции Судогда.


Цитата из материала «Судогодский край» (http://vladimir.3dn.ru/publ/11-1-0-16):

9 октября 1889 года Судогодское земское собрание рассматривает прошение штабс-ротмистра Храповицкого В.С. и учёного-лесовода Б.А.Куницкого «О разрешении проведения узкоколейной железной дороги от лесопильного механического завода у села Ликино до г. Владимира по ныне существующей почтовой дороге …».

Проектанты должны были обойти деревни Хорошевку, Сойму, Бараки. При выходе из леса дорога должна пойти поймой Клязьмы и выйти через мост напротив вокзала. Здесь предполагалось соорудить склады для хранения и подработки древесины для отправки потребителям по широкой колее.

Что помешало ротмистру осуществить проект – неизвестно. Позднее он ходатайствует перед министерством о разрешении строительства железнодорожной ветки широкой колеи от усадьбы Муромцево до станции Волосатая длиной 41 километр.

С постройкой железнодорожной ветки и двух на ней станций – Первая и Вторая Храповицкая поток лесоматериалов стал с каждым годом нарастать.





Станция Нерудная до 1970-х (?) годов называлась Храповицкая I, станция Судогда — Храповицкая Дача либо Храповицкая II.

Железнодорожная линия была обозначена в «официальной» схеме железных дорог, изданной в 1948 году. Причём тогда в схему попала и ветка Нерудная (Храповицкая I) — Болотское, которая позднее стала ведомственной.

Согласно служебному расписанию движения пригородных поездов на лето 1962 года, имелась одна пара грузопассажирских поездов сообщением Волосатая — Храповицкая I (Нерудная).

Поездов до Храповицкой II (Cудогды) в расписании не значилось. По некоторым данным, в те времена они всё же курсировали, но имели ведомственную принадлежность, в связи с чем не значились в расписаниях (тем более, что в «служебном расписании движения грузовых поездов на лето 1960 года» участок Храповицкая I — Храповицкая II отсутствовал, хотя грузовые поезда там едва ли могли бы не курсировать).

Согласно расписанию на 1981-82 год, было две пары грузопассажирских поездов Волосатая — Нерудная. От Нерудной до Судогды, скорее всего, пассажирского движения не существовало.

К началу 1990-х годов пассажирского движения уже не было ни на одном из участков железнодорожной линии. Тысячи жителей посёлка Андреево и прилегающих населённых пунктов лишились возможности пользоваться железнодорожным транспортом в своём районе.

В 2003 году на участке Нерудная — Судогда прекратилось и грузовое движение. Вероятные причины — ухудшение состояния пути и (или) чрезмерно высокие тарифы на грузоперевозки, в результате чего промышленным предприятиям для доставки своих грузов выгоднее использовать автотранспорт.

В 2005 (?) году участок Нерудная — Судогда был разобран.





Краткое описание основных станций

Волосатая (0 км)
Станция находится в сельском посёлке Новый Быт, на железнодорожной линии Ковров — Муром (историческая Муромская железная дорога, открытая в 1880 году). Имеется пассажирское сообщение, представленное тремя парами пригородных поездов на Муром и Ковров. С пригородными поездами до сих пор работают тепловозы ТЭ10 локомотивного депо Муром. Нигде больше эти тепловозы не используются в поездной работе.

17 км
Такой остановочный пункт обозначен во многих топографических картах. На местности заметных следов его существования нет.

Нерудная (30 км)
Станция расположена в посёлке городского типа Андреево. Посёлок был основан в 1892 году. Здесь находится Судогодское карьероуправление, а также леспромхоз. Рядом, в посёлке Ликино, находится Ликинский завод доломитовой муки (ЛЗДМ), действующий с 1973 года.

В северном направлении отходит действующая ведомственная ветка до станции Дюкино, вблизи которой находится крупный Дюкинский карьер. От промежуточной станции Болотское отходит путь к стекольному заводу «Богатырь» в посёлке Красный Богатырь. Объём перевозок по нему значительно меньший, чем по ветке на Дюкино (не исключено, что в 2004 году он и вовсе не используется).

…В июле 2000 автору удалось проехать по всем ветвям этого железнодорожного «куста» (от завода «Красный Химик» в Судогде на станцию Судогда, затем на Нерудную и Дюкино, от стекольного завода «Богатырь» до Нерудной, от Нерудной до Волосатой).

По состоянию на тот момент, от Нерудной до станции Дюкино каждый день отправлялось несколько составов, а на стекольный завод «Богатырь» и на Судогду уходило не более одного состава в сутки. Участок Нерудная — Судогда обслуживал тепловоз ЧМЭЗ, приписанный к депо Муром. Он же иногда заходил и на ведомственные ветки до Дюкино и завода «Богатырь». Но в основном там работали тепловозы ТЭМ2, принадлежащие местному ППЖТ.

Примерно в 20 часов каждого дня на станцию Нерудная прибывал грузовой состав из Волосатой (от тридцати до шестидесяти вагонов, магистральный тепловоз 2ТЭ10). К тому моменту на станции накапливалось такое же количество вагонов с различными грузами, ожидающих отправки на «большие магистрали». Ночью или ранним утром огромный состав медленно выползал из восточной горловины станции в направлении Волосатой. Далее, как правило, он уходил без отцепок на Ковров.

Тюрмеровская, Лебедево, Передел
Станции Тюрмеровская и Лебедево давно закрыты, в 2000 году от них уже не оставалось почти никаких следов. Станция Передел также не функционирует.

Судогда (46 км)
Станция находится в сельском населённом пункте Муромцево, в шести километрах от одноимённого города (основан в 18 веке, районный центр с населением 14,6 тысячи жителей). Состоит из двух путей. Имеется одноэтажное деревянное главное здание. Никаких следов пассажирской платформы нет.

В километре к западу от станции находится нижний склад местного леспромхоза. К нему подходит подъездной путь. Но, в основном, станция работала с грузами завода «Красный Химик» (ныне АО «Судогодское стекловолокно») — главного предприятия города Судогды. Изначально завод был стекольным и выпускал бутылки, теперь здесь производятся стеклоткани, стекловолокно, стеклохолст, микрошарики и другая продукция, в том числе высокотехнологичная. Иных подобных предприятий в России очень немного.

На завод «Красный Химик» отсюда ведёт подъездной путь, длиной около пяти километров. На нём работали тепловозы ТГМ23, принадлежащие заводу. Теоретически, этот путь было бы удобно использовать для организации пассажирского сообщения непосредственно от города, а не от загородной станции. Будем надеяться, что лучшие времена когда-нибудь всё же наступят.











________________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________









Подъездной путь вблизи завода «Красный Химик». Вид в сторону станции Судогда.
07.2000






Станция МПС Судогда. Тепловоз на подъездном пути завода «Красный Химик». Справа — путь на Нерудную.
07.2000






«Вокзал» на станции Судогда в посёлке Муромцево.
07.2000






Перегон Судогда — Нерудная перед Тюрмеровкой. Снимок сделан из движущегося тепловоза ЧМЭ3.
07.2000






Станция Нерудная. Главное здание, которое когда-то по праву можно было называть вокзалом...
07.2000






Пути на станции Нерудная, к западу от «вокзала». Вид в восточном направлении.
07.2000






Вид на Дюкинский карьер.
07.2000






Стeкольный завод «Богатырь» в посёлке Красный Богатырь. Ворота заводской территории и подъездной путь.
07.2000






Станция Дюкино, расположенная вблизи Дюкинского карьера. Вид с юга, со стороны станции Болотское.
07.2000






Грузовой состав следует по перегону Нерудная — Волосатая. Вид из грузового вагона в сторону станции Волосатая.
07.2000












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    










02.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу