Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СУСОЛОВКА — ХРИСТОФОРОВО







Станция Сусоловка, расположенная на железнодорожной магистрали Киров — Котлас (в период строительства она называлась Вятско-Двинской железной дорогой), в 1930-е годы стала начальным пунктом лесовозной линии широкой колеи. На 16-м километре появился посёлок Христофорово, ставший опорным центром лесозаготовок.

В 1939 году сюда были привезены на поселение репрессированные поляки из «освобождённых от польской оккупации» областей Западной Украины и Западной Белоруссии, а в годы Великой Отечественной войны появился лагерь для военнопленных.

К началу 1960-х годов ветка утратила свою «лагерную» специализацию, и была передана МПС, став самым северным участком Горьковской железной дороги. Её конечный пункт в атласах железных дорог значился как «остановочный пункт 25 км». На самом деле, там находился один из нижних складов Христофоровского леспромхоза — соответственно, имелось и довольно значительное путевое развитие. В двух километрах севернее нижнего склада находился небольшой «леспромхозовский» посёлок Сосновка. Пассажиры, прибывшие на 25 километр, пересаживались там в поезд узкой колеи, который доставлял их в посёлок.

На ветке стал курсировать вагон беспересадочного сообщения, переприцеплявшийся по станции Сусоловка (либо по станции Луза) к поезду Котлас — Киров (возможно, что этот вагон следовал лишь от Христофорово, а не от 25 километра).

К началу 1990-х годов посёлок Сосновка был выселен, а нижний склад на 25 километре — закрыт. Вскоре после этого участок Христофорово — 25 километр был разобран.



Карта железнодорожной линии Сусоловка — Христофорово — 25 километр (показаны также узкоколейные
железные дороги Христофоровского леспромхоза и Христофоровского лестрансхоза).






По состоянию на июль 2004 года, пассажирские поезда здесь курсируют только по чётным числам. В тот день, когда их нет, на ветку могут поступить грузовые вагоны. Но может оказаться и так, что за целые сутки ничего не пройдёт.






Расписание на лето 2004 года:


Христофорово — Сусоловка 6:30 — 7:50 (по чётным), 18:21 — 19:40 (по чётным, вагон следует до станции Луза, далее прицепляется к пассажирскому поезду на Киров).

Сусоловка — Христофорово 4:30 — 6:00 (по чётным, из Лузы — Кирова), 16:40 — 17:50 (по чётным).









Поезд, отправляющийся из Христофорово в 6:30, а из Сусоловки в 16:40, всегда состоит из одного пассажирского и нескольких грузовых вагонов. Скорость движения поездов на этом участке — едва ли не самая низкая на сети «РЖД». На велосипеде доехать от Сусоловки до Христофорово можно значительно быстрее.

Промежуточных остановок расписанием не предусмотрено. Но летом они почти всегда бывают — для высадки путейцев, заменяющих шпалы, и по просьбам пассажиров — грибников и ягодников.

Почти параллельно железнодорожной ветке, к западу от неё, пролегает грунтовая автодорога, доступная для легкового автотранспорта (на картах она не обозначена). Но жители посёлка Христофорово выступают категорически против открытия по ней автобусного движения, вполне небезосновательно полагая, что после этого пассажирское железнодорожное сообщение исчезнет, и уже нельзя будет ездить без пересадок в областной центр.







Сусоловка (0 км). Последняя станция на магистральной линии Киров — Котлас, относящаяся к Горьковской железной дороге. За северной границей станции начинается Сольвычегодское отделение Северной железной дороги. Кроме того, это единственная станция между Кировом и Котласом, расположенная на территории Вологодской области.

Те, кто здесь не живёт, обычно произносят название этой станции как Сусóловка. Но все местные жители называют станцию и посёлок иначе — Сýсоловка. Основное предприятие посёлка — леспромхоз (АО «Сусоловский Лес»). Существующая здесь лесовозная узкоколейная железная дорога в 2004 году разбиралась (в конце 2004 года процесс разборки планировалось завершить).

На том месте, где на карте обозначены «сараи» (5-й километр от Сусоловки) можно видеть помещение для обогрева путейцев, сложенное из старых шпал. На шестом километре, у пересечения с рекой Залесская Лала, существует высокая насыпь. Река течёт под ней в водопропускной трубе.

Христофорово (16 км). Посёлок с населением около 1500 человек, единственная станция на ветке. Впрочем, в жилой части посёлка есть только посадочная платформа, а сама станция расположена к северу от него, на территории нижнего склада Христофоровского леспромхоза. Никакого персонала на станции нет, существовавший когда-то вокзал давно сгорел.

Вблизи нижнего склада, по состоянию на 2004 год, сохранялся небольшой действующий участок Христофоровской узкоколейной железной дороги (позднее он был разобран).



По состоянию на 2009 год, железнодорожная линия Сусоловка — Христофорово остаётся действующей. Ситуация с пассажирским сообщением, по сравнению с 2004 годом, улучшилась: на линии обращаются две пары ежедневных пригородных поездов маршрута Луза — Сусоловка — Христофорово. Маршрут обслуживается автомотрисами РА1, заменившими пассажирский вагон грузопассажирского поезда. Движение беспересадочного прицепного вагона Киров — Христофорово ушло в прошлое.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    

    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАЗНОЕ    










10.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу