Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











CУСОЛОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Сусоловской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Сусоловка, расположенный у одноимённой станции на железнодорожной линии Киров — Котлас. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2004 году.



История

В описании истории Сусоловской узкоколейной железной дороги частично использованы сведения из «ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКИ» (краткого материала об истории Сусоловского леспромхоза, подготовленного в 1977 году).




Предложение о строительстве лесозаготовительного предприятия у станции Сусоловка на железной дороге Киров (Вятка) — Котлас впервые было выдвинуто в 1938 году. Оно значилось в Генеральной схеме освоения лесов бассейна реки Северная Двина. Лесосырьевая база включала в себя 43 квартала Малодвинской лесной дачи, общей площадью 16 400 гектаров, с запасом ликвидной древесины 1 680 000 кубометров.

Строительство этого лесозаготовительного предприятия должно было начаться в 1943 году, но помешала Великая Отечественная война. Вернулись к этому замыслу в 1947 году. К тому времени Центральным проектным институтом лесной промышленности был разработан и утверждён технический проект организации Сусоловского леспромхоза, с сырьевой базой 2 114 000 кубометров древесины.

Было принято решение о строительстве лесовозной узкоколейной железной дороги с паровой тягой, рассчитанной на годовой объём вывозки в размере 150 000 кубометров, о создании жилых посёлков: Сусоловка (главный посёлок), малых посёлков на 8-м и 19-м километрах магистрали УЖД, а также посёлка Пальники.

Уже в 1947 году в новом леспромхозе насчитывался 1 трактор СГ-65, 34 головы лошадей, 64 единицы конных саней СЛЗ-64, 1 шпалорезный станок. Численность работающих составляла 120 человек.

В третьем квартале 1948 года по строящейся Сусоловской узкоколейной железной дороге прошёл первый состав с лесом.

В соответствии с приказом Минлесдревбумпрома СССР от 10 апреля 1951 года, проект 1947 года был пересмотрен. В нём был учтён будущий переход на комплексную механизацию и вывозку леса в хлыстах.

Проектом 1952 года предусматривалось: удлинение магистрали и веток узкоколейной железной дороги на 35 километров, строительство подъездных путей широкой колеи и механизированного нижнего склада, освоение сырьевой базы при наличии лишь двух посёлков: Сусоловка и Северный (на 8-м километре узкоколейной железной дороги), внедрение поточного метода лесосечных работ, механизация заготовки, трелёвки, погрузки, вывозки, разделки и сортировки древесины.

По мере освоения первоначально закреплённой за леспромхозом сырьевой базы, ему передавались в эксплуатацию лесные массивы, свободные от закрепления, и разрабатывались проекты их транспортного освоения.

В конце 1952 года предприятие имело 6 паровозов колеи 750 мм, а также 36 передвижных электростанций различных типов, 38 лебёдок ТЛ-3, 8 тракторов КТ-12, 5 тракторов С-80, 2 автомобиля ЗИС-5, 2 автоэлектрокрана, 3 паровых крана ПК-1.5.

С вводом в эксплуатацию первой очереди узкоколейной железной дороги транспорт леса осуществлялся мотовозами по усам и мотовозами по магистрали. До 1953 года лес вывозили сортиментами, а позднее — только в хлыстах.

В составе леспромхоза находился Савватиевский лесопункт, расположенный на станции Савватия (он был принят от Лимендского леспромхоза в 1950 году).

Лучковая пила в 1949 — 1950 годах была заменена электромоторной пилой ВАКОПП двуручного управления (вес 22 — 24 кг). Использовались передвижные электростанции: ПЭС-12, позднее ПЭС-12-200, ПЭС-40 и ПЭС-60.

В 1954 — 1955 годах были внедрены бензомоторные пилы «Дружба», а с 1972 года — бензомоторные пилы «Урал».

В 1964 году вводится в действие Сусоловская сезонная автодорога с примыканием на Сусоловский нижний склад. В леспромхозе стали работать автомашины МАЗ-509.

Вывоз леса по узкоколейной железной дороге в зимнее время с этого момента сокращается до минимума. Принимаемое решение о вывозке леса в зимний период по автодорогам даёт возможность более рационально использовать лесосырьевые ресурсы, и удлинить срок эксплуатации узкоколейной железной дороги.

В Савватиевском лесопункте до 1963 года вывозка леса производилась тракторами С-80, позднее — автомобилями. На верхних складах Савватиевской лесовозной автомобильной дороги ежегодно создаются межсезонные запасы хлыстов объёмом 10 — 25 тысяч кубометров.

Узкоколейной железной дороги в посёлке Савватия никогда не было.

В 1966 году Сусоловская узкоколейная железная дорога была полностью переведена на тепловозную тягу. На главной магистрали и балластированных ветках стали работать тепловозы, на «усах» — более лёгкие мотовозы.

Кроме приведённого основного лесозаготовительного, транспортного и энергетического оборудования, леспромхоз, по состоянию на тот момент, имел металлообрабатывающее и деревообрабатывающее оборудование, другие машины и агрегаты, оцениваемые в сотни тысяч рублей.

Упразднены мелкие, неблагоустроенные примитивные лесные посёлки: Пальники, Красавинский, 1-е Малодвинье, 2-е Малодвинье. Все работники леспромхоза проживают в посёлках Сусоловка, Северный и Савватия. В посёлке Химцех размещено подсобное хозяйство леспромхоза.

Леспромхоз располагает жилой площадью 20 000 тысяч квадратных метров, имеется 250 домов индивидуального пользования. Население посёлков Сусоловка, Северный и Химцех составляет 2697 человек.

Во всех трёх посёлках имеются общежития комнатного типа с центральным отоплением. В каждом общежитии оборудованы комнаты отдыха, обеспеченные телевизорами, настольными играми, газетами и журналами.







Нижние склады леспромхоза

При организации леспромхоза существовала лесная биржа, располагавшаяся у станционных путей станции Сусоловка. На биржу возились на лошадях сортименты с участка Пальники (расстояние 18 километров). В основном, были спецзаказы: ружейная болванка (свыше 30 000 штук), лыжные заготовки, а также сортименты общего назначения. Разгрузка всех сортиментов, штабелёвка и погрузка в вагоны МПС осуществлялась вручную.

Немногим позднее на эту же лесобиржу стали вывозиться и сортименты по строящейся УЖД. С вводом в эксплуатацию в 1952 году первой очереди существующего ныне нижнего склада стали применяться средства механизации погрузки древесины в вагоны МПС — краны ПК-1.5, ПК-6 и экскаваторы Э-505. С организацией хлыстовой вывозки механизируется разгрузка хлыстов бревносвалами, разделка хлыстов на сортименты и сортировка древесины бревнотаскалками Б-19.

Штабелёвка сортиментов продолжала оставаться ручной. В 1959 году вводится в эксплуатацию первый кран ККУ-7.5, позволяющий частично механизировать штабелёвку. В 1961 году эта операция была полностью механизирована.

В годы 8-й — 9-й пятилеток в соответствии с решениями ХХIV съезда КПСС и последующих постановлений партии и правительства на Сусоловском нижнем складе осуществляются большие работы по увеличению производственных мощностей. В 1970 году строится второй тупик широкой колеи, в 1972 году вступает в действие цех технологической щепы на базе установки УПШ-6 мощностью 10 000 кубометров щепы в год, в 1974 году построен кирпичное здание лесопильно-тарного цеха. С пуском последних двух объектов монтируются ещё два крана ККС-10.

В эти же годы строятся цеха по переработке древесины: цех по выработке осиновых балансов из дров на базе станков Н-10, шпалорезный цех, цеха по разделке и окорке экспортных балансов. На всех разделочных площадках осуществлена механизация уборки и отвозки отходов.



К 30-летию со дня своего основания (1977 год) Сусоловский леспромхоз имеет производственных мощностей:



по разделке и окорке экспортных балансов — 20 000 кубометров в год
по выработке балансов из дров — 3 000 кубометров в год.
по лесопилению — 18 000 кубометров в год
по выработке шпал для широкой колеи — 30 000 штук
по выработке тарной дощечки и заливной клёпки — 2 400 тысяч кубометров.
по выработке техщепы — 20 000 кубометров.






По состоянию на 1 января 1977 года, в леспромхозе насчитывалось:



тепловозов ТУ4 и ТУ6 (ТУ6А) — 9
мотовозов МД54-4 — 6
трелёвочных тракторов ТТ4 — 4
трелёвочных тракторов ТДТ55 — 34
бульдозеров Т100, Т130 — 6
челюстных погрузчиков — 9
лесовозных автомобилей МАЗ-509 — 16
автобусов — 10
других автомобилей — 10
кранов ККУ7.5, ККС-10 — 6
кранов ККСМ-14П — 2
лебёдок всех марок — 12
сучкорезных машин СМ-2 — 2
энергомощности — на 1600 кВт.









1980-е годы оказались пиком развития Сусоловского леспромхоза. Узкоколейная железная дорога активно действовала, её магистральная линия имела весьма значительную протяжённость.

Между Сусоловкой и Северным курсировали пассажирские поезда, время их отправления было «состыковано» с временем прибытия пассажирских поездов на станцию широкой колеи. Позднее вместо поездов был пущен автобус.

По воспоминаниям бывшего машиниста Александра Казаркина, в составе рабочего поезда, каждое утро отправлявшегося к местам лесозаготовок, тогда находилось 6 вагонов, которые в пути отцеплялись, и следовали на различные ветки.

Почти все рабочие-лесозаготовители проживали не в Сусоловке, а в соседнем с ней посёлке Северный (на 8-м километре узкоколейной железной дороги). Рабочий поезд от Сусоловки до Северного следовал пустым (по другим данным, он отправлялся только от Северного).

Среди использовавшихся в 1980-е годы локомотивов — тепловозы ТУ4, ТУ7 либо ТУ7А (возможно, был только один тепловоз), позднее — ТУ8.

Вдоль магистральной линии узкоколейной железной дороги была протянута линия связи. На разъездах имелись посты телефонной связи с диспетчерской, находившейся в Сусоловке.

На 34-м километре магистрали (пересечение с автодорогой Великий Устюг — Луза) действовал «перевалка», где хлысты перегружались из сцепов в автомобили (либо наоборот).

Действовал и «внутрипоселковый» путь в посёлке Сусоловка, подводивший непосредственно к станции широкой колеи (МПС, Горьковская железная дорога). Когда-то по нему подвозили мешки с мукой из ширококолейных вагонов к поселковой пекарне.

На протяжении 1990-х годов узкоколейная железная дорога действовала. Но объём вывоза леса с каждым годом уменьшался, аварии становились всё более частыми, исправного подвижного состава оставалось всё меньше и меньше…

В 1999 году (ориентировочно) было снесено двухэтажное здание диспетчерской узкоколейной железной дороги на станции Сусоловка.

В 2003 году руководство Сусоловского леспромхоза (ООО «Сусоловский лес») приняло решение о полном переходе на автомобильный вывоз леса. Узкоколейную железную дорогу было решено полностью разобрать.





Краткое описание узкоколейной железной дороги, по состоянию на июль 2004 года

Сусоловская узкоколейная железная дорога к 26 июля 2004 года была разобрана примерно на две трети. Оставалось около 22 километров магистральной линии (участок Сусоловка — Северный — разъезд 44 квартал, и немногим далее). Все ответвления к тому моменту уже были разобраны.

Впереди — ещё где-то три месяца чёрной работы «разбиральщиков», и процесс разборки будет закончен…

Подвижного состава оставалось немного. В исправном состоянии находился один тепловоз — ТУ6А-3632. Именно он почти каждый день вывозил в лес «разбирательный» состав. Кроме него, имелся «запасной» тепловоз ТУ8-0011, привезённый из Игмаса, и несколько разбитых тепловозов, номера которых установить не удалось.



…Станция Сусоловка, расположенная на железнодорожной магистрали Киров — Котлас, не только является самой северной станцией Горьковской железной дороги, но ещё и единственной станцией между Кировом и Котласом, расположенной на территории Вологодской области.

Те, кто здесь не живёт, обычно произносят название этой станции как Сусоловка. Но все местные жители называют станцию и посёлок иначе — Сусоловка.

Население посёлка — около полутора тысяч жителей. Основное предприятие — Сусоловский леспромхоз, который теперь преобразован в ООО «Сусоловский Лес». Сейчас леспромхоз находится в непростом положении, но продолжает работать. Директор ООО «Сусоловский Лес» Герман Генрихович Белов высказывает мнение, что после разборки узкоколейной железной дороги и продажи рельсов ситуация улучшится…



Северный
Сравнительно крупный посёлок. Особых признаков упадка здесь не наблюдается, почти все дома — обитаемы. Сообщение с посёлком Сусоловка и районным центром, городом Великий Устюг, производится по автодороге (до Сусоловки дважды в день отправляется маршрутное такси).



Химцех
Несмотря на «индустриальное» название, посёлок имеет весьма отдалённое отношение к химической промышленности. Раньше здесь находилось подсобное хозяйство Сусоловского леспромхоза. Сейчас осталось несколько жилых домов, из постоянных жителей — вроде бы, лишь три пенсионерки.

Ветка узкоколейной железной дороги, подводящая к посёлку, уже давно разобрана.





Узкоколейная железная дорога по состоянию на 2005 год

Дорога полностью разобрана.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










27.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу