Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







CУСОЛОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Сусоловской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Сусоловка, расположенный у одноимённой станции на железнодорожной линии Киров — Котлас. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2004 году.



История

В описании истории Сусоловской узкоколейной железной дороги частично использованы сведения из «ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКИ» (краткого материала об истории Сусоловского леспромхоза, подготовленного в 1977 году).




Предложение о строительстве лесозаготовительного предприятия у станции Сусоловка на железной дороге Киров (Вятка) — Котлас впервые было выдвинуто в 1938 году. Оно значилось в Генеральной схеме освоения лесов бассейна реки Северная Двина. Лесосырьевая база включала в себя 43 квартала Малодвинской лесной дачи, общей площадью 16 400 гектаров, с запасом ликвидной древесины 1 680 000 кубометров.

Строительство этого лесозаготовительного предприятия должно было начаться в 1943 году, но помешала Великая Отечественная война. Вернулись к этому замыслу в 1947 году. К тому времени Центральным проектным институтом лесной промышленности был разработан и утверждён технический проект организации Сусоловского леспромхоза, с сырьевой базой 2 114 000 кубометров древесины.

Было принято решение о строительстве лесовозной узкоколейной железной дороги с паровой тягой, рассчитанной на годовой объём вывозки в размере 150 000 кубометров, о создании жилых посёлков: Сусоловка (главный посёлок), малых посёлков на 8-м и 19-м километрах магистрали УЖД, а также посёлка Пальники.

Уже в 1947 году в новом леспромхозе насчитывался 1 трактор СГ-65, 34 головы лошадей, 64 единицы конных саней СЛЗ-64, 1 шпалорезный станок. Численность работающих составляла 120 человек.

В третьем квартале 1948 года по строящейся Сусоловской узкоколейной железной дороге прошёл первый состав с лесом.

В соответствии с приказом Минлесдревбумпрома СССР от 10 апреля 1951 года, проект 1947 года был пересмотрен. В нём был учтён будущий переход на комплексную механизацию и вывозку леса в хлыстах.

Проектом 1952 года предусматривалось: удлинение магистрали и веток узкоколейной железной дороги на 35 километров, строительство подъездных путей широкой колеи и механизированного нижнего склада, освоение сырьевой базы при наличии лишь двух посёлков: Сусоловка и Северный (на 8-м километре узкоколейной железной дороги), внедрение поточного метода лесосечных работ, механизация заготовки, трелёвки, погрузки, вывозки, разделки и сортировки древесины.

По мере освоения первоначально закреплённой за леспромхозом сырьевой базы, ему передавались в эксплуатацию лесные массивы, свободные от закрепления, и разрабатывались проекты их транспортного освоения.

В конце 1952 года предприятие имело 6 паровозов колеи 750 мм, а также 36 передвижных электростанций различных типов, 38 лебёдок ТЛ-3, 8 тракторов КТ-12, 5 тракторов С-80, 2 автомобиля ЗИС-5, 2 автоэлектрокрана, 3 паровых крана ПК-1.5.

С вводом в эксплуатацию первой очереди узкоколейной железной дороги транспорт леса осуществлялся мотовозами по усам и мотовозами по магистрали. До 1953 года лес вывозили сортиментами, а позднее — только в хлыстах.

В составе леспромхоза находился Савватиевский лесопункт, расположенный на станции Савватия (он был принят от Лимендского леспромхоза в 1950 году).

Лучковая пила в 1949 — 1950 годах была заменена электромоторной пилой ВАКОПП двуручного управления (вес 22 — 24 кг). Использовались передвижные электростанции: ПЭС-12, позднее ПЭС-12-200, ПЭС-40 и ПЭС-60.

В 1954 — 1955 годах были внедрены бензомоторные пилы «Дружба», а с 1972 года — бензомоторные пилы «Урал».

В 1964 году вводится в действие Сусоловская сезонная автодорога с примыканием на Сусоловский нижний склад. В леспромхозе стали работать автомашины МАЗ-509.

Вывоз леса по узкоколейной железной дороге в зимнее время с этого момента сокращается до минимума. Принимаемое решение о вывозке леса в зимний период по автодорогам даёт возможность более рационально использовать лесосырьевые ресурсы, и удлинить срок эксплуатации узкоколейной железной дороги.

В Савватиевском лесопункте до 1963 года вывозка леса производилась тракторами С-80, позднее — автомобилями. На верхних складах Савватиевской лесовозной автомобильной дороги ежегодно создаются межсезонные запасы хлыстов объёмом 10 — 25 тысяч кубометров.

Узкоколейной железной дороги в посёлке Савватия никогда не было.

В 1966 году Сусоловская узкоколейная железная дорога была полностью переведена на тепловозную тягу. На главной магистрали и балластированных ветках стали работать тепловозы, на «усах» — более лёгкие мотовозы.

Кроме приведённого основного лесозаготовительного, транспортного и энергетического оборудования, леспромхоз, по состоянию на тот момент, имел металлообрабатывающее и деревообрабатывающее оборудование, другие машины и агрегаты, оцениваемые в сотни тысяч рублей.

Упразднены мелкие, неблагоустроенные примитивные лесные посёлки: Пальники, Красавинский, 1-е Малодвинье, 2-е Малодвинье. Все работники леспромхоза проживают в посёлках Сусоловка, Северный и Савватия. В посёлке Химцех размещено подсобное хозяйство леспромхоза.

Леспромхоз располагает жилой площадью 20 000 тысяч квадратных метров, имеется 250 домов индивидуального пользования. Население посёлков Сусоловка, Северный и Химцех составляет 2697 человек.

Во всех трёх посёлках имеются общежития комнатного типа с центральным отоплением. В каждом общежитии оборудованы комнаты отдыха, обеспеченные телевизорами, настольными играми, газетами и журналами.







Нижние склады леспромхоза

При организации леспромхоза существовала лесная биржа, располагавшаяся у станционных путей станции Сусоловка. На биржу возились на лошадях сортименты с участка Пальники (расстояние 18 километров). В основном, были спецзаказы: ружейная болванка (свыше 30 000 штук), лыжные заготовки, а также сортименты общего назначения. Разгрузка всех сортиментов, штабелёвка и погрузка в вагоны МПС осуществлялась вручную.

Немногим позднее на эту же лесобиржу стали вывозиться и сортименты по строящейся УЖД. С вводом в эксплуатацию в 1952 году первой очереди существующего ныне нижнего склада стали применяться средства механизации погрузки древесины в вагоны МПС — краны ПК-1.5, ПК-6 и экскаваторы Э-505. С организацией хлыстовой вывозки механизируется разгрузка хлыстов бревносвалами, разделка хлыстов на сортименты и сортировка древесины бревнотаскалками Б-19.

Штабелёвка сортиментов продолжала оставаться ручной. В 1959 году вводится в эксплуатацию первый кран ККУ-7.5, позволяющий частично механизировать штабелёвку. В 1961 году эта операция была полностью механизирована.

В годы 8-й — 9-й пятилеток в соответствии с решениями ХХIV съезда КПСС и последующих постановлений партии и правительства на Сусоловском нижнем складе осуществляются большие работы по увеличению производственных мощностей. В 1970 году строится второй тупик широкой колеи, в 1972 году вступает в действие цех технологической щепы на базе установки УПШ-6 мощностью 10 000 кубометров щепы в год, в 1974 году построен кирпичное здание лесопильно-тарного цеха. С пуском последних двух объектов монтируются ещё два крана ККС-10.

В эти же годы строятся цеха по переработке древесины: цех по выработке осиновых балансов из дров на базе станков Н-10, шпалорезный цех, цеха по разделке и окорке экспортных балансов. На всех разделочных площадках осуществлена механизация уборки и отвозки отходов.



К 30-летию со дня своего основания (1977 год) Сусоловский леспромхоз имеет производственных мощностей:



по разделке и окорке экспортных балансов — 20 000 кубометров в год
по выработке балансов из дров — 3 000 кубометров в год.
по лесопилению — 18 000 кубометров в год
по выработке шпал для широкой колеи — 30 000 штук
по выработке тарной дощечки и заливной клёпки — 2 400 тысяч кубометров.
по выработке техщепы — 20 000 кубометров.






По состоянию на 1 января 1977 года, в леспромхозе насчитывалось:



тепловозов ТУ4 и ТУ6 (ТУ6А) — 9
мотовозов МД54-4 — 6
трелёвочных тракторов ТТ4 — 4
трелёвочных тракторов ТДТ55 — 34
бульдозеров Т100, Т130 — 6
челюстных погрузчиков — 9
лесовозных автомобилей МАЗ-509 — 16
автобусов — 10
других автомобилей — 10
кранов ККУ7.5, ККС-10 — 6
кранов ККСМ-14П — 2
лебёдок всех марок — 12
сучкорезных машин СМ-2 — 2
энергомощности — на 1600 кВт.









1980-е годы оказались пиком развития Сусоловского леспромхоза. Узкоколейная железная дорога активно действовала, её магистральная линия имела весьма значительную протяжённость.

Между Сусоловкой и Северным курсировали пассажирские поезда, время их отправления было «состыковано» с временем прибытия пассажирских поездов на станцию широкой колеи. Позднее вместо поездов был пущен автобус.

По воспоминаниям бывшего машиниста Александра Казаркина, в составе рабочего поезда, каждое утро отправлявшегося к местам лесозаготовок, тогда находилось 6 вагонов, которые в пути отцеплялись, и следовали на различные ветки.

Почти все рабочие-лесозаготовители проживали не в Сусоловке, а в соседнем с ней посёлке Северный (на 8-м километре узкоколейной железной дороги). Рабочий поезд от Сусоловки до Северного следовал пустым (по другим данным, он отправлялся только от Северного).

Среди использовавшихся в 1980-е годы локомотивов — тепловозы ТУ4, ТУ7 либо ТУ7А (возможно, был только один тепловоз), позднее — ТУ8.

Вдоль магистральной линии узкоколейной железной дороги была протянута линия связи. На разъездах имелись посты телефонной связи с диспетчерской, находившейся в Сусоловке.

На 34-м километре магистрали (пересечение с автодорогой Великий Устюг — Луза) действовал «перевалка», где хлысты перегружались из сцепов в автомобили (либо наоборот).

Действовал и «внутрипоселковый» путь в посёлке Сусоловка, подводивший непосредственно к станции широкой колеи (МПС, Горьковская железная дорога). Когда-то по нему подвозили мешки с мукой из ширококолейных вагонов к поселковой пекарне.

На протяжении 1990-х годов узкоколейная железная дорога действовала. Но объём вывоза леса с каждым годом уменьшался, аварии становились всё более частыми, исправного подвижного состава оставалось всё меньше и меньше…

В 1999 году (ориентировочно) было снесено двухэтажное здание диспетчерской узкоколейной железной дороги на станции Сусоловка.

В 2003 году руководство Сусоловского леспромхоза (ООО «Сусоловский лес») приняло решение о полном переходе на автомобильный вывоз леса. Узкоколейную железную дорогу было решено полностью разобрать.





Краткое описание узкоколейной железной дороги, по состоянию на июль 2004 года

Сусоловская узкоколейная железная дорога к 26 июля 2004 года была разобрана примерно на две трети. Оставалось около 22 километров магистральной линии (участок Сусоловка — Северный — разъезд 44 квартал, и немногим далее). Все ответвления к тому моменту уже были разобраны.

Впереди — ещё где-то три месяца чёрной работы «разбиральщиков», и процесс разборки будет закончен…

Подвижного состава оставалось немного. В исправном состоянии находился один тепловоз — ТУ6А-3632. Именно он почти каждый день вывозил в лес «разбирательный» состав. Кроме него, имелся «запасной» тепловоз ТУ8-0011, привезённый из Игмаса, и несколько разбитых тепловозов, номера которых установить не удалось.



…Станция Сусоловка, расположенная на железнодорожной магистрали Киров — Котлас, не только является самой северной станцией Горьковской железной дороги, но ещё и единственной станцией между Кировом и Котласом, расположенной на территории Вологодской области.

Те, кто здесь не живёт, обычно произносят название этой станции как Сусоловка. Но все местные жители называют станцию и посёлок иначе — Сусоловка.

Население посёлка — около полутора тысяч жителей. Основное предприятие — Сусоловский леспромхоз, который теперь преобразован в ООО «Сусоловский Лес». Сейчас леспромхоз находится в непростом положении, но продолжает работать. Директор ООО «Сусоловский Лес» Герман Генрихович Белов высказывает мнение, что после разборки узкоколейной железной дороги и продажи рельсов ситуация улучшится…



Северный
Сравнительно крупный посёлок. Особых признаков упадка здесь не наблюдается, почти все дома — обитаемы. Сообщение с посёлком Сусоловка и районным центром, городом Великий Устюг, производится по автодороге (до Сусоловки дважды в день отправляется маршрутное такси).



Химцех
Несмотря на «индустриальное» название, посёлок имеет весьма отдалённое отношение к химической промышленности. Раньше здесь находилось подсобное хозяйство Сусоловского леспромхоза. Сейчас осталось несколько жилых домов, из постоянных жителей — вроде бы, лишь три пенсионерки.

Ветка узкоколейной железной дороги, подводящая к посёлку, уже давно разобрана.





Узкоколейная железная дорога по состоянию на 2005 год

Дорога полностью разобрана.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










27.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу