Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЧУПАХОВСКОГО САХАРНОГО ЗАВОДА









Железная дорога узкой колеи, протянувшаяся между городами Ахтырка Сумской области и Зеньков Полтавской области, являлась одной из крупных узкоколейных железных дорог сахарной промышленности.

На украинском языке название города Ахтырка пишется как «Охтирка», Зеньков — «Зiнькiв». Буква «и» в украинском языке произносится аналогично «ы» в русском языке, буква «i» — аналогично «и» в русском языке.



Владельцем этой узкоколейной железной дороги все годы её существования был Чупаховский сахарный завод, расположенный в посёлке городского типа Чупаховка Ахтырского района Сумской области. Там же находится её главная станция.

Чупаховский сахарный завод — один из старейших. Он существует с середины XIX века. Узкоколейная железная дорога была построена в 1930-е годы. На строительстве использовался труд репрессированных граждан.

Из Чупаховки рельсовый путь провели до Ахтырки, где появилась перегрузочная станция для перевалки грузов на железную дорогу широкой колеи, и в соседнюю Полтавскую область — до Зенькова, где был создан крупный свеклопункт. При прокладке участка Чупаховка — Ахтырка была использована насыпь строившейся в 1914-1915 годах и вскоре заброшенной железной дороги широкой колеи Ахтырка — Гадяч.

Из Зенькова в Чупаховку по узкоколейной железной дороге доставлялась свёкла, из Ахтырки — кокс, известь (необходимы в производственном процессе), уголь, дизельное топливо и другие грузы. В обратном направлении везли готовую продукцию сахарного завода. Кроме того, выполнялись местные перевозки (по заводу и близ него). Прежде всего, из цехов завода к месту сваливания вывозились отходы сахарного производства (жом).

По всей протяжённости узкоколейной железной дороги имелось пассажирское движение. Когда-то автобусов в Чупаховке не было — чтобы попасть в город Ахтырка, местные жители пользовались поездами узкоколейной железной дороги. В посёлке Чупаховка существовал обустроенный вокзал.

Регулярное пассажирское движение в Чупаховке прекратилось к началу 1980-х годов. По всей вероятности, на участке Ахтырка — Олешня пассажирские поезда просуществовали несколько дольше.

В 1980-х годах предполагалось провести в Чупаховку линию широкой колеи. Как вариант, рассматривалась возможность перестройки на широкую колею линии узкоколейной железной дороги от Ахтырки. Однако не менее активно обсуждался проект строительства новой ширококолейной линии от станции Лебединская (город Лебедин). От этой станции имелась узкоколейная линия до спиртозавода в селе Будилка (9 километров в сторону Чупаховки). Её предполагалось перестроить на широкую колею. Далее требовалось новое железнодорожное строительство до Чупаховки (ещё около 17 километров).

Узкоколейную железную дорогу Лебединская — Будилка действительно перестроили на широкую колею (к 1992 году). К сожалению, новая ширококолейная линия полноценно не использовалась. К 2001 году, после остановки спиртозавода, она была разобрана.

Строительство железной дороги от Будилки до Чупаховки так и не было начато. В нынешний момент возвращение к этому проекту крайне маловероятно.

В 1990-х годах на узкоколейной железной дороге было лишь грузовое движение. Между Чупаховкой и Ахтыркой перевозки почти прекратились. Из Зенькова в сезон (октябрь — декабрь) вплоть до 2001 года возили свёклу.

В 2002 году Чупаховский завод уже практически не работал. Многие сахарные заводы Украины в настоящее время перешли на тростниковое сырьё, которое доставляется из Кубы. Так что свёклу, быть может, возить не придётся никогда...

Решение о ликвидации узкоколейной железной дороги было принято в том же 2002 году. Первой была разобрана линия Чупаховка — Ахтырка. Её разборка закончилась весной 2003 года. После этого «разбиральщики» стали ездить на Зеньковскую линию.

По состоянию на август 2003 года, рельсы снимались в районе села Камыши, ещё оставалось 11 километров рельсового пути. На разборку выезжают каждый будний день.

К октябрю 2003 года не должно остаться ни одного километра рельсового пути. Весь подвижной состав продаётся в качестве металлолома.







Поездки по узкоколейной железной дороге

Впервые автор посетил узкоколейную железную дорогу Чупаховского сахарного завода в августе 2000 года. Была обследована станция в городе Ахтырка. Удалось побеседовать с её работниками, сообщившими немало сведений о железной дороге.

В тот момент движения не было, рельсы в Ахтырке были ржавыми. Но все ещё надеялись, что в будущем поезда пойдут вновь. Проехать по узкоколейной железной дороге тогда не оказалось возможным.





На станции узкоколейной железной дороги в городе Ахтырка.
08.2000






Узнав, что вскоре узкоколейная железная дорога будет окончательно разобрана, принимаю решение: обязательно побывать на ней ещё раз! Спустя ровно три года после первой поездки, сюда удаётся попасть вновь.

Посёлок Чупаховка, основанный, как гласит памятный знак, в 1667 году, предстаёт перед нами внизу, за несколько километров: малоэтажная застройка, огромные корпуса сахарного завода, за ними — большой пруд.

Наконец, показываются знаки железнодорожного переезда. К югу от главной улицы посёлка стоят крытые вагоны узкой колеи.

Рельсы здесь ржавые, что не удивительно: эти пути ведут в тупик. Справа от них — точка отстоя свеклоуборочной техники. По другую сторону улицы — ограда территории завода. Рядом с переездом находится его проходная.

Вначале, вечером, нам не требовалось заходить на территорию, но хотелось поинтересоваться, пойдёт ли завтра поезд на разборку линии узкоколейной железной дороги. Ответ был утвердительным: «утром, не раньше семи, не позднее восьми».

Но и на следующий день на территорию, где находится депо, нас приглашать не спешили, посоветовав подождать, когда подойдёт высокое начальство. Решаем идти к тем воротам заводской территории, через которые проходит железная дорога. Оттуда движемся по путям вперёд — до первого автомобильного переезда.

Линия проходит довольно живописно — по берегу пруда. С другой стороны возвышаются заводские сооружения, при этом всюду — обилие зелени.

Под дождём возвращаемся к воротам завода. Почти сразу же из глубины заводской территории нас позвали внутрь. Сквозь ворота (они оказались незапертыми) заходим на главную станцию узкоколейной железной дороги. Любезно пригласивший нас сторож разрешил укрыться от дождя в помещении своего «наблюдательного поста».

Вокруг — грандиозное скопление узкоколейных локомотивов! Не менее десятка — «на своих осях» (ТУ4, ТУ6А, ТУ7, ТУ8), порезанные остатки магистрального тепловоза ТУ2 и другой подвижной состав узкой колеи.

Тепловозы, о наличии которых удалось узнать (некоторые из них к тому моменту уже были порезаны в металлолом): ТУ4-1160, ТУ4-2254, ТУ4-2602, ТУ6А-1553, ТУ6А-1706, ТУ7-0332, ТУ7А-3051, ТУ7А-3057, ТУ7А-3109, ТУ8-0098, ТУ8-0349, ТУ8-0352, ТУ8-0365. Местное «чудо» — тепловоз ТУ2 имел номер 183. Сейчас он предстаёт перед всеми в виде жалких останков.

На главной станции узкоколейной железной дороги ностальгически смотрится старый призыв:



РАБОТНИКИ ТРАНСПОРТА! ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДОБЬЕМСЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И Ж.Д. ПОЛОТНА!





Тепловоз ТУ6А-1553 голубого цвета готовится к выезду на линию. Подходим к нему, просим разрешения проехать до места демонтажа пути.

- Проехать с нами — пожалуйста. Но только не знаем, поедем ли, потому что после дождя опасно. Не свалиться бы…

Около полутора часов продолжались споры: ехать — не ехать. Всё это время мужики, которые собирались разбирать путь, находились рядом с тепловозом, на станционных путях.

Мы готовы уже были оплатить солярку и заказать «личную» поездку тепловоза. Но тут выясняется, что начальство всё же приказало ехать на разборку.

Открываются ворота, остаётся позади завод и посёлок Чупаховка. Проходим точку, где начиналась линия на Ахтырку. Проехать напрямую из Зенькова в Ахтырку было нельзя — только с заходом в Чупаховку.

Линия проходит по полям, местами обсажена кустами, которые скрежещут по стёклам тепловозной кабины. Тепловоз следует без вагонов. С его помощью сейчас лишь доставляют рабочих к месту разборки.

С правой стороны параллельно узкоколейной железной дороге проходит заросшая насыпь. В период Первой Мировой войны, в 1914-1916 годах, здесь велось строительство железной дороги широкой колеи Ахтырка — Гадяч. Насыпь была возведена, но потом от завершения строительства этой железной дороги отказались.

Не совсем понятно, по какой причине, однако при строительстве узкоколейной железной дороги на данном участке эту насыпь не использовали.

Один из местных жителей сообщает:

- Несколько лет назад комиссия из Киева приезжала, обследовали старую насыпь, думают восстановить линию от Ахтырки до Гадяча.

Реально это было бы крайне маловероятным — сейчас умеют лишь разрушать железные дороги.

Вступаем в населённый пункт (село Оленинское). Тепловоз останавливается, мужики куда-то идут, потом возвращаются. Едем дальше.

Наконец, впереди заметны стоящие на линии крытый вагон и две платформы, на одной из которых установлена «будка», сделанная из тепловозной кабины. Это конец рельсового пути. Тепловоз тормозит, его дизель глушат. Весёлая бригада рабочих просит сфотографироваться на фоне поезда.

Все залезают в крытый вагон, чтобы перекусить. Позвали туда и нас. Неохота выходить под дождь, но всё же людям приходится вспоминать, что приехали они на работу.

Мы же идем дальше вдоль линии узкоколейной железной дороги. Путь расшит на километр вперёд, рельсы освобождены от накладок. Их помещают на грузовой автомобиль, не используя при этом железнодорожный подвижной состав.

Вскоре приходится покидать линию узкоколейной железной дороги — сворачиваем в село Камыши, далее двигаемся по автодороге в сторону Зенькова.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2003 ГОДУ    










09.2003 © С. Болашенко


назад

на главную страницу