Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЗАОЗЕРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Первый участок Заозéрской узкоколейной железной дороги был открыт в 1947 году. Начальным пунктом стал посёлок Заозéрье, расположенный на правом берегу реки Сысола, которая в то время была судоходной и сплавной.

По некоторым данным, здесь существовал отдельный Заозерский леспромхоз. Позднее дорога была передана Сысольскому лесокомбинату, расположенному в районном центре — селе Визинга.

Первоначально на дороге работали паровозы. Топливом для них служили дрова. Магистральная линия дорога пролегала в юго-восточном направлении от посёлка (в 165 — 185 кварталы).

Этот участок был закрыт в 1960-х годах. Вместо него появилась новая магистраль, ведущая от Заозерья на восток. На ней возник лесной посёлок Новый.

В 1972 году (по другим данным — в 1974 году) посёлок Новый был закрыт. Его жители были перевезены в Заозерье, в ту часть посёлка, которую называют «Черёмушки». Туда же были отправлены и «щитовые» дома. На месте Нового ещё много лет можно было видеть развалины. По некоторым данным, там до сих пор сохранились остатки кирпичного здания поселкового клуба.

В 1960-х годах на дорогу поступили мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ4. Паровая тяга исчезла, но в котельной, расположенной вблизи главной станции, до сих пор используется паровозный котёл, неподалёку от путей лежит паровозный тендер…

Ранее вдоль всей магистральной линии узкоколейной железной дороги пролегала телефонная линия. С 1980-х годов она не использовалась.

В начале 1990-х годов был прекращён сплав леса по реке Сысола. Дорога перестала быть «сплавной». Участок от главной станции до станции Нижний Склад был частично разобран. Взамен старых прибрежных нижних складов появился новый — расположенный к югу от главной станции. Там была налажена перегрузка леса из сцепов в автомобили.



По информации от С. Костыгова, в 2006 году Заозерская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.





Состояние узкоколейной железной дороги на 2004 год

Дорога действует. Судя по всему, действовать ей осталось недолго, но пока ещё (по состоянию на сентябрь 2004 года) по ней регулярно вывозятся хлысты.

Утром каждого рабочего дня в лес отправляется пассажирский (рабочий) поезд. На главной станции сохранилась пассажирская посадочная платформа, впечатляющая своими размерами и необычной архитектурой.

Места погрузки леса находятся на 130-м пикете магистрали и на ветке, отходящей у 276-го пикета (приблизительно на 6 километров в северном направлении). Здесь до сих пор сохраняется «пикетная» нумерация (чтобы получить километровую, необходимо убрать последнюю цифру). Впрочем, реальное расстояние будет на два километра меньшим — отсчёт пикетов ведётся от прибрежного нижнего склада, главная станция (ныне — фактический начальный пункт дороги) находится на 19 пикете.

По воспоминаниям старых работников, когда-то вдоль магистрали стояли пикетные и километровые (?) знаки. Автору не удалось увидеть ни один из них.

В зимнее время узкоколейная железная дорога, скорее всего, действовать не будет (зимой 2002-2003 года и 2003-2004 года она уже консервировалась).

По словам начальника Заозерской узкоколейной железной дороги Г. Н. Перминовой, перспектив долговременной работы у неё нет. Скорее всего, дорога проработает ещё 2–4 года, после чего будет разобрана.





Подвижной состав

В сентябре 2004 года имелось три «рабочих» локомотива: ТУ8-0162, ТУ8-0280 (вторая цифра — сомнительна), ТУ8-0485.

Среди разгромленных локомотивов — ТУ6Д-0270 (кабина на платформе), ТУ4-2860 (кабина у топливозаправочного пункта), ТУ4-3140 (кабина, превращённая в хозяйственное помещение).











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










31.05.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Коми»

на главную страницу