Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КУЛЕБАКСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА







Узкоколейная железная дорога Кулебакского металлургического завода имени С.М. Кирова имеет известность благодаря нетрадиционной ширине колеи — 1067 мм. По состоянию на 2007 год, в России есть две полноценные железные дороги с шириной колеи 1067 мм. Одна из них — Сахалинская железная дорога, принадлежащая компании «РЖД», вторая обслуживает Кулебакский металлургический завод.

Помимо ширины колеи, эти узкоколейные железные дороги имеют мало общего: протяжённость Сахалинской железной дороги — более 1000 км, в Кулебаках развёрнутая длина путей составляет около 3 километров. В отличие от Сахалина, здесь используются традиционные узкоколейные локомотивы и вагоны.




Узкоколейная железная дорога Кулебакского металлургического завода является одной из старейших в России. История узкоколейной железной дороги продолжительная и малоизученная.

Кулебакский металлургический (первоначально железоделательный) завод основан в 1868 году. По утверждению Л. Москалёва, автора книги «Наши узкоколейные паровозы», первые два танк-паровоза, имевшие осевую формулу 0-2-0, поступили в Кулебаки в 1875 году. Предположительно, эти паровозы были построены в 1872 году бельгийским заводом Кокериль.


Танк-паровоз с вертикально расположенным котлом типа 0-2-0 №0
на Кулебакском заводе. Ориентировочно 1870-е годы.
Снимок из коллекции Л. Москалёва.


Первые паровозы были доставлены в Кулебаки гужевым транспортом. Протяжённость узкоколейной железной дороги в то время была минимальной, она выполняла межцеховые перевозки внутри территории Кулебакского железоделательного завода. С первого дня работы узкоколейной железной дороги ширина колеи составляла 1067 мм (в принятых на тот момент мерах длины — 3 фута 6 дюймов).

В 1895 году Коломенский паровозостроительный завод изготовил для Кулебакского железоделательного завода два двухосных танк-паровоза типа 58.

В 1890-х годах вступила в строй магистральная линия узкоколейной железной дороги Кулебаки — пристань Липки на реке Оке (окрестности нынешнего города Навашино), протяжённостью около 32 километров. Река Ока в то время служила основным путём для транспортировки оборудования и продукции железоделательного завода. Появление узкоколейной железной дороги позволило значительно увеличить объём его работы.


Цитата из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», статья «Кулебакская железная дорога», ориентировочно 1902 год ( http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/057/57059.htm):

Кулебакская железная дорога — узкоколейная, частного пользования, длиной 30 вер.; построена от Кулебакского железоделательного завода (см.) Ардатовского уезда Нижегородской губернии, до пристани Липки на реке Оке, почти против города Мурома.




В 1912 году вблизи пристани Липки была открыта станция Навашино на новой железнодорожной магистрали широкой колеи — Люберцы-Арзамасской железнодорожной линии. Станция Навашино стала пунктом перевалки грузов на узкоколейную железную дорогу (станция Мордовщик), значение водного пути снизилось.

В 1920-х годах на участке Навашино — Кулебаки узкоколейная железная дорога была перестроена на широкую колею. Но приблизительно в то же самое время началось строительство узкоколейных путей к востоку и югу от посёлка (с 1932 года — города) Кулебаки. Известно о следующих линиях: Кулебаки — торфомассив у села Мурзицы (торфовозная), Кулебаки — торфомассив у посёлка Ульищи (торфовозная), Кулебаки — торфомассив вблизи посёлка Мещерское (станция Сонино Люберцы-Арзамасской железной дороги), Кулебаки — Меляево — Гремячево (предназначалась для вывоза доломита и щебня из карьеров в Гремячево), Кулебаки — Серебрянка (лесовозная).

По неподтверждённым данным, торфовозные линии на Мурзицы и Ульищи были построены до 1917 года. Торфовозная линия на Мещерское была построена позднее, имела разноуровневое пересечение с Люберцы-Арзамасской железной дорогой. На участке Кулебаки — Первомайский существовал трёхниточный путь (1067 мм/1520мм).

На лесовозной линии, пролегавшей от города Кулебаки в южном направлении, существовали лесные посёлки Краснородниковский и Серебрянка. Максимальная удалённость от Кулебак составляла около 35 километров.

Возможно, лесовозные линии не принадлежали Кулебакскому металлургическому заводу, однако технологически все участки узкоколейной железной дороги работали в виде единой сети. Главное депо находилось на территории Кулебакского металлургического завода.

К началу 1970-х годов линии узкоколейной железной дороги за пределами города Кулебаки были разобраны. Добыча торфа в окрестностях Кулебак прекратилась, вывозка леса стала осуществляться автомобильным транспортом, для вывоза доломита из Гремячево в качестве замены узкоколейной железной дороги была проложена линия широкой колеи от станции Мухтолово. С 1970-х годов по сегодняшний день узкоколейная железная дорога обеспечивает лишь технологические межцеховые перевозки Кулебакского металлургического завода имени Кирова.



В июле 2000 года автор впервые побывал на узкоколейной железной дороге Кулебакского металлургического завода. Хотелось бы поблагодарить сотрудников администрации завода, которые пошли мне навстречу и выписали пропуск на территорию.

Почти половина путей узкоколейной железной дороги в настоящее время — трёхниточные (1067/1520 мм). Территория завода относительно невелика по площади, плотно насыщена железнодорожными путями. Перевозится различная металлургическая продукция, главным образом холодные болванки в открытых платформах.

Среди имеющихся локомотивов — четыре тепловоза ТУ7. Отличий от остальных тепловозов этой серии, предназначенных для использования на стандартной узкой колее 750 мм, внешне практически не проявляется.

Имеется роторный снегоочиститель ТУ7Р.

В целом, узкоколейная железная дорога выглядит неплохо. Руководство предприятия считает нужным сохранять её в будущем. В 2000 году поднимался вопрос о заказе на Камбарском машиностроительном заводе новых тепловозов. По неподтверждённым данным, новые тепловозы ТУ7 поступили в Кулебаки в 2001 году.







«Трёхнитка». Снимок сделан из кабины тепловоза. Cлева —
ограда территории завода, впереди — состав в тупике.
07.2000






Один из участков пути.
07.2000






Одна из стрелок на территории завода.
07.2000

















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












12.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»

на главную страницу