Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ








Датой основания Эстонской железной дороги считается 1870 год, когда была введена в эксплуатацию Балтийская железная дорога (Санкт-Петербург — Гатчина — Нарва — Ревель, ныне Таллин — Балтийский порт, ныне Палдиски). Изначально Балтийская железная дорога была частной, в 1893 году стала казённой (государственной).

C 1890-х годов на территории нынешней Эстонии строились линии узкоколейных железных дорог «Первого общества подъездных путей в России». Сеть узкоколейных железных дорог активно развивалась, протяжённость узкоколейных железных дорог сравнялась с протяжённостью железных дорог широкой колеи.


Расписание движения поездов на лето 1897 года, участок Нарва — Ревель Балтийской железной дороги
(из «Официального указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).

До 1918 года в России не существовало эстонской автономии. Более того, не было административного образования, границы которого соответствовали бы независимой Эстонии — существовавшая тогда Эстляндская губерния занимала лишь северную часть будущей Эстонской Республики. Вторым по значению языком (после официального русского) считался не эстонский, а немецкий. Почти все станции имели немецкие названия.

На железной дороге использовался русский язык. Все таблички с названиями станций на зданиях вокзалов, согласно старым фотографиям, были сделаны только по-русски. На немецкий или эстонский ничего не дублировалось.

В 1918 году Эстония провозгласила независимость и смогла отстоять её в войне с Советской Россией (1918-1920). За очень короткий срок было построено «с нуля» жизнеспособное национальное государство.

Эстонский язык, который до 1918 года использовался главным образом в бытовом общении, стал единственным официальным языком на железной дороге и во всех областях общественной жизни. Русский язык — напротив, стал языком бытового общения русского меньшинства. Официальные названия большинства населённых пунктов и станций в Эстонии были изменены: немецкие и русские названия были заменены национальными.

В 1924 году было открыто движение электропоездов по маршруту Таллин (Ревель) — Пяэскюла (Петровская Слобода), длиной 11 километров. Движение электропоездов в Эстонии началось раньше, чем в СССР (пуск первых советских электропоездов состоялся в 1926 году на линии Баку — Сабунчи — Сураханы). На протяжении первых десятилетий электропоезда курсировали только по маршруту Таллин — Пяэскюла, использовались как городской транспорт.

Информация о первых электропоездах маршрута Таллин — Пяэскюла (из книги В.А. Ракова «Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955»)

В период «первой независимости» (1918-1940) отношения между Эстонией и СССР являлись недружественными. Однако граница была открыта, через неё в минимальном объёме имелось железнодорожное сообщение. Существовали межгосударственные железнодорожные пограничные переходы Кингисепп — Нарва (по данным на 1928 год, курсировал один пассажирский поезд Ленинград — Таллин) и Моглино — Ирбоска, ныне Новоизборск (по данным на 1928 год, пассажирского движения не было).

Степень напряжённости советско-эстонских отношений иллюстрирует тот факт, что главный пограничный пункт со стороны СССР назывался Кингисепп. Название было дано в честь эстонского коммуниста, который был казнён властями Эстонии как государственный преступник.

В 1940 году году Эстония была присоединена к СССР, Эстонская железная дорога стала частью сети железных дорог общего пользования. В 1963 году железнодорожные линии на территории Эстонии стали частью Прибалтийской железной дороги, управление которой находилось в Риге.

В 1958 году впервые с 1924 года был открыт новый электрифицированный участок — от Пяэскюла до Кейла. В 1961 году он был продлён до Палдиски. В 1960-1970-х годах все находившиеся в Эстонии линии узкоколейных железных дорог общего пользования были уничтожены либо заменены линиями широкой колеи.

В 1992 году Прибалтийская железная дорога была официально разделена на железные дороги, принадлежащие независимым Литве, Латвии и Эстонии, и Калининградскую железную дорогу, расположенную в Калининградской области, которая осталась в составе России. Железная дорога в Эстонии получила официальное название Eesti Vabariigi Raudtee (EVR) — Железная дорога Эстонской Республики. До 1997 года она оставалась государственным предприятием.

Вследствие разрыва экономических отношений с другими частями бывшего СССР и введения визового режима пересечения границы между Эстонией и Россией грузовые и пассажирские перевозки значительно сократились.

В 1997 году были созданы компании «Elektriraudtee» (выполняет перевозки электропоездами в пригороде Таллина) и «Edelaraudtee» (в переводе — «Юго-Западная железная дорога»). Линия Таллин — Лелле — Пярну — Мыйзакюла с ветвью Лелле — Вильянди была передана в собственность «Edelaraudtee». На других линиях «Edelaraudtee» стала оператором пассажирских перевозок — этой компании были переданы все дизель-поезда.

Участок Рийзипере — Хаапсалу был передан в распоряжение АО «Haapsalu raudtee». В 2004 году линия Рийзипере — Хаапсалу была разобрана.

По состоянию на 2001 год, протяжённость сети железных дорог общего пользования в Эстонии составляла 1026 километров, в том числе 104 километра — двухпутные линии, 132 километра — электрифицированные линии. Линии суммарной длиной 694 километра находились в собственности АО «Eesti raudtee», большая часть остальных линий — в собственности АО «Edelaraudtee».

По состоянию на 2008 год, активное грузовое движение имелось на линиях Нарва — Тапа — Таллин и Орава — Тарту — Тапа. По этим линиям в Таллинский порт поступали грузы из России, в основном наливные (нефть). Все линии, кроме Таллин — Тапа и частично Таллин — Кейла — однопутные. Также двухпутным являлся перегон Ору — Вайвара длиной 10,7 км на линии Нарва — Тапа (второй путь на нём был снят в 2010 году). Электрификация используется исключительно для движения пригородных электропоездов. Электровозов на железной дороге нет.

Одной из необычных особенностей Эстонской железной дороги является наличие на ней тепловозов производства США. Американские тепловозы были закуплены в 2001-2002 годах. Тепловозы не новые — прежде чем попасть в Эстонию, они много лет работали на железных дорогах США. На тепловозы были установлены автосцепки СА-3 (вместо «американских» автосцепок). Тележки были реконструированы на колею 1520 мм (вместо колеи 1435 мм, принятой в США). Американских тепловозов сравнительно немного, чаще всего с грузовыми поездами работают привычные для всего бывшего СССР магистральные тепловозы Луганского тепловозостроительного завода.

Имелся один пассажирский поезд дальнего следования Таллин — Москва. Оператором движения этого поезда являлась компания «GoRail».

Дизель-поезда компании «Edelaraudtee» курсировали по маршрутам: Таллин — Нарва (одна пара поездов в сутки, на Нарву — вечером, обратно — утром), Таллин — Раквере, Таллин — Тарту, Тарту — Орава, Тарту — Элва, Тарту — Йыгева, Таллин — Пярну, Таллин — Вильянди, Таллин — Тюри, Таллин — Рапла. На всех этих маршрутах работали дизель-поезда производства Рижского вагоностроительного завода (венгерских дизель-поездов Д1 в рабочем состоянии не осталось). Дизель-поезда обслуживались в депо Таллин-Вяйке.

В большинстве составов имелись вагоны 1 и 2 класса. На маршруте Таллин — Тарту есть обычные поезда и скорые поезда — с меньшим числом остановок и более дорогие.

Билеты, как правило, приобретаются внутри поезда у разъездного кассира. Билетные кассы действовали на немногих станциях. В отличие от российских пригородных билетов, на каждом билете (даже на самое короткое расстояние) всегда указан конкретный поезд. «По умолчанию» это ближайший отправляющийся поезд. Билет даёт право проезда только на том поезде, который в нём указан.

Расписание движения дизель-поездов «Edelaraudtee» c 25 мая 2008 года (оцифровка бесплатного буклета «Edelaraudtee»)

Движение на участке Элва — Валга было временно прекращено в связи с ремонтом пути. Движение на участке Валга — Выру — Вески (граница с Россией) было прекращено в 2001 году из-за отсутствия дотаций (до этого были в ходу 3 пары дизель-поездов Валга — Вески). Грузовое движение на этой линии сохранялось.

Маршруты движения электропоездов не изменились со времён СССР (из Таллина — до конечных станций Аэгвийду, Палдиски, Клоога-Ранд, Рийзипере). Имелись также более короткие маршруты до Кейла и до Пяэскюла (на станции Пяэскюла находится моторвагонное депо, к которому приписаны электропоезда). Все электропоезда были «короткими» (большинство — четырёхвагонные, два трёхвагонных состава). Ранее, ориентировочно в 2000-2003 годах, использовался двухвагонный электропоезд.

Населённость электропоездов невысокая. Объём движения в 2008 году оставался большим — 10 пар на участке Таллин — Аэгвийду, 37 пар по рабочим дням на участке Таллин — Пяэскюла. Электропоезда фактически являются городским транспортом на участке Таллин — Пэяскюла, пролегающем в черте города.

Все платформы на линиях с движением электропоездов — высокие. Таллин являлся одним из немногих городов СССР, где на всех станциях и остановочных пунктах пригородных линий с движением электропоездов были построены высокие платформы. Есть короткие платформы, на которых выход возможен через одну дверь. Высокие платформы имеются и восточнее станции Аэгвийду, вплоть до Лехтсе (последняя станция перед узлом Тапа).

Тариф на проезд во внутренних поездах в Эстонии был очень низким по европейским меркам — в разы ниже, чем в соседней Финляндии. Стоимость проезда была примерно такой же, как на пригородных поездах в Московской области (например, Таллин — Пярну, при расстоянии 142 километра — 75 крон, около 170 рублей или 6 USD). Тариф на автобусы в Эстонии был примерно в два раза выше, при сходном уровне скорости и комфорта. Несмотря на это, за пределами пригородов Таллина, как правило, поезда были почти пустыми.

Состояние многих станций и вокзалов оставляло желать лучшего. Вокзал на станции Йыхви уже на протяжении нескольких лет был заброшен и заколочен. Вокзал на станции Раквере (Везенберг) в 2008 году был открыт для пассажиров, но выглядел не лучшим образом. Вокзал на узловой станции Тапа (Тапс), как и в Йыхви, был заброшен и заколочен.

Балтийский вокзал города Таллина представляет собой маленькое по меркам столичного города и примитивное по архитектуре здание. Согласно материалам Большой Советской энциклопедии, вокзал построен в 1965 году, архитекторы П. А. Ашастин, Е. Д. Лоханова. Предшествовавшее ему старинное здание было безо всякой разумной причины полностью снесено. Это не связано с последствиями Второй Мировой войны — после войны старый вокзал существовал ещё 20 лет. Судя по старым фотографиям, дореволюционный вокзал по размерам был больше «хрущёвского» «шедевра минимализма».

Название «Балтийский вокзал» сохраняется по традиции, является напоминанием о временах, когда через Ревель пролегала Балтийская железная дорога. Других вокзалов в Таллине нет с конца 1960-х годов, когда была ликвидирована узкоколейная железная дорога. Территория, прилегающая к Балтийскому вокзалу, по состоянию на 2008 год, была отвратительным рассадником бомжей, с которыми здесь не пытаются бороться.

Отсчёт расстояния на Эстонской железной дороге ведётся от станции Хаапсалу. На станции Хаапсалу установлен символический знак нулевого километра железной дороги, несмотря на то, что самым западным пунктом железных дорог Эстонии на материке был не Хаапсалу, а соседняя станция Рохукюла. Порядок отсчёта расстояния от Хаапсалу был введён во времена первой независимости (1918-1940). Пограничная станция Нарва находится на 314 километре. Факт отсчёта расстояния от Хаапсалу не помешал разобрать в 2004 году железную дорогу на участке Рийзипере — Хаапсалу.

Крупнейшие железнодорожные линии Эстонии, которые не входили в состав сети железных дорог общего пользования МПС СССР: железнодорожная сеть в районе Кохтла-Ярве, линии Раквере — Кунда, Сонда — Азери.

По состоянию на 2008 год, линия Сонда — Азери разобрана. Линия Раквере — Кунда сохранилась и имеет признаки редкого движения.

Сеть железных дорог в районе города Кохтла-Ярве обслуживается компанией Põlevkivi raudtee («Сланцевая железная дорога»). 5 июля 1993 года на этой сети было открыто пассажирское движение (скорее всего, оно существовало и ранее, но задолго до 1993 года было прекращено). Целью организации пассажирского сообщения являлось обеспечение удобного проезда по маршруту шахта «Эстония» — жилой район Йыхви города Кохтла-Ярве.

На маршруте Йыхви — шахта «Эстония» использовались тепловозы ТЭМ2 и вагоны от электропоездов ЭР1, взятые из моторвагонного депо Пяэскюла Эстонской железной дороги. Проезд в поездах был бесплатным. Время проезда по маршруту составляло 35 минут.

На ведомственной железной дороге существовал ещё один пассажирский маршрут: от станции Муста (Эстонская ГРЭС) до станции Нарва. Маршрут предназначался для доставки к месту работы сотрудников Эстонской ГРЭС, проживающих в Нарве. Движение по этому маршруту было прекращено ориентировочно в 2002 году.

31 июля 2007 года пассажирский поезд сообщением Йыхви — шахта «Эстония» совершил последний рейс. По решению компании-владельца сланцевых шахт для пассажирских перевозок было решено использовать автобусы. Грузовое движение на большинстве линий Põlevkivi raudtee сохраняется.

Основное направление развития Эстонской железной дороги, по состоянию на 2008 год — строительство пограничной станции Койдула, прилегающей к российской пограничной станции Печоры. Станция Койдула будет общей для двух железнодорожных линий: Тарту — Печоры и Валга — Печоры. Вследствие строительства станции Койдула крайний южный участок линии Тарту — Печоры будет разобран (фактически, с этого момента существует линия Тарту — Койдула, а не Тарту — Печоры).



В русскоязычных схемах Эстонской железной дороги встречаются топонимы с буквой «з» (например, Рийзипере, Вазалемма, Мыйзакюла).

В эстонском языке нет звуков «з» и «ж» (более того, произнести эти звуки многим носителям эстонского языка трудно). Но по традиции, существующей с тех времён, когда на территории нынешней Эстонии был распространён немецкий язык, при транскрибировании эстонских названий буква «s», находящаяся между гласными, в русском языке пишется как «з». Во всех подобных названиях на эстонском языке произносится «с», а не «з»: «Рийсипэрэ», «Васалэмма», «Мыйсакюла».

Названия всех станций Эстонской железной дороги, кроме Таллина и Нарвы, в русском языке не склоняются (правильно — «на Тапа», «из Валга»).







Вокзал на станции Нарва. Вид из города.
15.09.2008








Вокзал на станции Нарва. Вид из города.
15.09.2008











   

    СХЕМЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ    


    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 1 (2008 год — СТАНЦИЯ НАРВА, СТАНЦИЯ ТАЛЛИН)    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 2 (2008 год — ЛИНИЯ ТАЛЛИН — ЛЕЛЛЕ — ПЯРНУ)    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 3 (2008 год — СТАНЦИЯ ПЯРНУ-ПАССАЖИРСКИЙ И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ)    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 4 (2008 год — УЧАСТОК МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ ПЯРНУ-ПАССАЖИРСКИЙ И МОСТОМ ЧЕРЕЗ РЕКУ ПЯРНУ,
     ЭЛЕКТРОПОЕЗД МАРШРУТА РИЙЗИПЕРЕ — ТАЛЛИН, СТАНЦИЯ ПЯЭСКЮЛА)    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 5 (2008 год — СТАНЦИЯ ПЯЭСКЮЛА, СТАНЦИЯ НЫММЕ, СТАНЦИЯ ТАЛЛИН)    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 6 (2008 год — СТАНЦИЯ ТАЛЛИН)    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 7 (2008 год — СТАНЦИЯ ТАЛЛИН, СТАНЦИЯ РАКВЕРЕ, СТАНЦИЯ НАРВА)    











04.02.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу