ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ








Республика Марий Эл — регион, лишившийся большей части своей железнодорожной сети в результате варварских действий, имевших место с начала 1990-х годов по 2006 год. По состоянию на 2008 год, республика Марий Эл перешла в разряд регионов с незначительным распространением железнодорожного транспорта.

Присутствие железных дорог общего пользования в республике ограничивается линией Зелёный Дол — Йошкар-Ола — Яранск и коротким участком ветки Зелёный Дол — Волжск (протяжённость ветки 14 километров, в том числе на территории республики Марий Эл — около 4 километров). Все линии относятся к Казанскому отделению Горьковской железной дороги.

Ветвь Зелёный Дол — Волжск электрифицирована на переменном токе, используется для движения пригородных электропоездов сообщением Казань — Волжск (ежедневно 6 пар). Грузовое движение в основном на тепловозной тяге (со сборными поездами работают тепловозы ЧМЭ3).

Линия Зелёный Дол — Йошкар-Ола — Яранск полностью однопутная, нигде не электрифицирована. На участке Зелёный Дол — Йошкар-Ола курсируют пригородные поезда сообщением Казань — Йошкар-Ола (ежедневно 3 пары) и поезд дальнего следования сообщением Йошкар-Ола — Москва (1 пара, в ходу ежедневно). На участке Йошкар-Ола — Яранск курсируют пригородные поезда сообщением Йошкар-Ола — Яранск (в ходу ежедневно, 2 пары). В летний период может назначаться также пригородный поезд сообщением Йошкар-Ола — Табашино (1 пара).

На маршруте Йошкар-Ола — Казань работает в основном моторвагонный подвижной состав — автомотрисы АЧ2 с прицепными вагонами АПЧ2. На маршруте Йошкар-Ола — Яранск работают пригородные поезда на локомотивной тяге. С поездом Йошкар-Ола — Москва и грузовыми поездами на участке Йошкар-Ола — Зелёный Дол работают в основном тепловозы 2ТЭ10М.

Грузовое движение на участке Йошкар-Ола — Табашино (станция Табашино находится вблизи северной границы региона) представлено в основном наливными поездами. Основной грузоотправитель — Марийский нефтеперерабатывающий завод, преобладающие грузы — мазут и дизельное топливо. Завод открыт в 1995 году, находится вблизи станции Табашино.

С 1933 года до 1996 года на станции Йошкар-Ола работало локомотивное депо (ТЧ-13 Горьковской железной дороги). В 1996 году оно было превращено в подменный пункт ТЧ-14 Юдино. На станции Йошкар-Ола остаётся действующим резерв проводников Казанской дирекции по обслуживанию пассажиров (обслуживает поезд Йошкар-Ола — Москва и пригородные поезда).

Значительные по своим масштабам ведомственные железнодорожные линии сохранились вблизи станций Помары и Куяр. Линия вблизи станции Помары обслуживает газоперекачивающую станцию, линия вблизи станции Куяр обслуживает объекты военного назначения.

Информация от С. Владимирова, автора сайта «Романовский мост» (http://rmost.narod.ru/):

Из Помар ранее выходила одна ветка длиной порядка десяти километров и шла до района посёлка Часовенная. Построена была для нужд совместного предприятия «СовИталМаш» (производство холодильного оборудования). Примерно посередине встречаются следы разветвления (видимо, был разъезд). Далее ветку продлили ещё на два километра. У Часовенной расположился парк. Инфраструктура осталась недостроенной. Разворовывать ветку начали, как всегда, во времена повальной сдачи чермета. Сначала снимали короткие куски рельсов, потом скрепления. Дальше-больше — в кустах автогеном вырезали уже куски подлиннее. Нервы у предприятия не выдержали, и разбор пути далее пошёл уже официально.

К газоперекачивающей станции ведёт отдельная ветка, параллельная «совиталмашевской». Раньше здесь была стрелка, но позже от «совиталмашевского» пути открестились, и проложили отдельную нитку.


Протяжённость ветви от станции Куяр составляет не менее 11 километров (до станции Дубки, расположенной в одноимённом посёлке, входящем в черту города Йошкар-Олы). На ветви существовало или существует до сих пор пассажирское сообщение (проезд по пропускам). На станции Дубки имеется высокая посадочная платформа.

Ранее протяжённость ведомственных железнодорожных линий исчислялась сотнями километров и значительно превышала протяжённость железнодорожных линий общего пользования. Крупнейшими среди ведомственных железнодорожных линий были Килемарская железная дорога и Юшутская железная дорога.

В результате преступных действий по уничтожению железнодорожной сети региона, начавшихся в 1990-е годы и продолжавшихся до 2006 года, протяжённость железных дорог в республике Марий Эл сократилась по меньшей мере на 250 километров (по состоянию на 2008 год, в регионе осталось не более 180 километров железнодорожных линий). Были полностью разобраны Килемарская и Юшутская железная дороги, а также участок сети железных дорог общего пользования Нолька — Новый Цинглок.

Реальных перспектив развития железнодорожной сети региона почти нет. Долгосрочными планами развития железных дорог предусматривается строительство линии Яранск — Котельнич, что повлекло бы значительное увеличение грузопотока на существующей железнодорожной линии Зелёный Дол — Йошкар-Ола — Яранск, однако вероятность строительства линии Яранск — Котельнич в обозримом будущем представляется низкой.







Вокзал на станции Йошкар-Ола. Вид с переходного моста.
09.2002











   

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 1    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 2    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 3    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 4    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 5    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 6    











17.07.2008 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика