Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ








Чеченская Республика образована в 1992 году на территории основной части Чечено-Ингушской АССР. Западная окраина Чечено-Ингушской АССР стала отдельной Ингушской Республикой, которая всегда сохраняла лояльность московским властям.

Чеченская Республика в начале 1990-х годов провозгласила независимость от Москвы и установила на своей территории крайне жестокие порядки. «Вялотекущая» война фактически шла здесь с начала 1990-х годов. До 1994 года на территории региона существовало в полном объёме пассажирское и грузовое движение на железной дороге, однако поезда часто разграблялись.

На момент окончания мирной эпохи (1991 год) на территории Чечено-Ингушской АССР находились следующие железнодорожные линии: главная магистраль Прохладная — Ищерская (граница региона) — Червлённая-Узловая — Гудермес — Хасав-Юрт (на всём протяжении двухпутная, электрифицированная), меньшая по своему значению линия Беслан — Грозный — Аргун — Гудермес (однопутная, электрифицированная), линия Червлённая-Узловая — Кизляр и далее на Астрахань (однопутная, неэлектрифицированная), «Грозненская нефтяная железная дорога» Грозный — Новоартёмово (однопутная, неэлектрифицированная).

Действовала также крупная ведомственная линия Аргун — Шали — Чири-Юрт (протяжённость 32 километра). По неподтверждённым данным, в 1980-х годах небольшой участок Грозный — Аргун на линии Беслан — Гудермес в 1980-х годах являлся двухпутным.

Несмотря на то, что главная железнодорожная магистраль из Москвы в Дагестан-Азербайджан пролегает через Прохладную — Ищерскую — Гудермес, отсчёт расстояния на километровых знаках всегда вёлся от Москвы второстепенным обходным путём — через Беслан и Грозный. Отсчёт растояния на километровых знаках линии Прохладная — Ищерская — Гудермес ведётся от Прохладной.

В 1993-1994 годах из-за постоянных грабежей грузовых и пассажирских поездов транзитное движение через Чечню стало сокращаться и в итоге было полностью прекращено. До начала активных боевых действий (декабрь 1994 года) существовало пассажирское движение по маршруту Минеральные Воды — Грозный и предположительно Хасав-Юрт — Гудермес.

В 1995-1996 годах на территории Чечни велись активные боевые действия. Железная дорога была полуразрушена. На большинстве участков прекратилось всякое движение.

В течение короткого периода пребывания Чечни под контролем «федеральных» сил (часть 1995 года, первая половина 1996 года) было произведено восстановление вокзала в Грозном и многих других железнодорожных объектов. Вскоре регион вышел из-под «федерального» контроля, почти на всех восстановленных участках движение снова прекратилось. Дагестан (регион Российской Федерации, в который по железной дороге до 1997 года можно было проехать только через Чечню) оказался оторван от остальной части страны.

Транспортная блокада Дагестана была снята только в 1997 году благодаря строительству новой железнодорожной линии, пролегающей в обход Чечни (Кизляр — Карлан-Юрт). До этого попасть из остальной России в Дагестан можно было исключительно по автодорогам, по воздуху и по Каспийскому морю.

По состоянию на февраль 1999 года (поездка автора в Северную Осетию и Дагестан, без посещения Чечни), регулярное пассажирское движение по железной дороге на территории Чечни существовало только в одном месте — на станции Ищерская (первая станция после границы со стороны Прохладной). До Ищерской ежедневно следовали два электропоезда из Минеральных Вод (Ставропольский край). По неподтверждённым данным, иногда назначался поезд Москва — Грозный через Беслан.

В результате активных боевых действий, происходивших в 1999-2000 годах, Чечня вернулась под контроль Москвы, но долгое время оставалась неспокойной территорией, на которой велись локальные бои.

По состоянию на 2011 год, Чечня является одним из самых спокойных регионов Северного Кавказа — соседние республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария являются намного более проблемными. Практически вся городская инфраструктура Чечни в полной мере восстановлена. Грозный стал самым современным городом Северного Кавказа, в нём появились 40-этажные небоскрёбы. Единственным исключением является железная дорога: она в полной мере не восстановлена.

Контактная сеть, по данным на 2011 год, не сохранилась нигде. В отличие от военных 1990-х годов, электропоезда до Ищерской не курсируют, их движение ограничивается станцией Стодеревская на территории Ставропольского края.

Восстановлены и используются для пассажирского движения следующие участки железнодорожных линий: Стодеревская — Ищерская — Червлённая-Узловая — Гудермес — Хасав-Юрт (транзитное движение по направлению Ростов-на-Дону — Махачкала), Гудермес — Грозный, Червлённая-Узловая — Кизляр. Грозный стал тупиковым пунктом железной дороги. Участок Грозный — Слепцовская (направление на Беслан) разобран. Его восстановление запланировано, но уже многие годы откладывается. Линии Грозный — Новоартёмово и Аргун — Чири-Юрт, предположительно, полностью разобраны.

Трамвайная система города Грозного перестала работать в 1994 году, в последующие годы была разрушена. В начале 2000-х годов предполагалось восстановление трамвая, однако затем от этих планов отказались.

По состоянию на 2011 год, курсируют пригородные поезда сообщением Грозный — Гудермес, Гудермес — Хасав-Юрт. Поезда состоят из тепловоза ТЭМ2 и двух пассажирских вагонов. Ранее использовались автомотрисы РА1. На участке Гудермес — Стодеревская пригородных поездов нет, поэтому использовать железную дорогу для поездок на короткие расстояния невозможно.

При том, что в Чечне не восстановлена железнодорожная линия от Грозного в западном направлении, следует отметить удивительную особенность: здесь сохранилась и действует железнодорожная линия Червлённая-Узловая — Кизляр. До открытия линии Кизляр — Карлан-Юрт она была частью линии Червлённая-Узловая — Астрахань (транзитный ход, связывающий Поволжский регион и западный Казахстан с Дагестаном и Азербайджаном).

После открытия в 1997 году линии Кизляр — Карлан-Юрт, которая не только обходит стороной Чеченскую Республику, но и сокращает расстояние транзита, значение линии Червлённая-Узловая — Кизляр упало почти до нулевого. Лишь при транзите по направлению Грозный — Астрахань расстояние через Червлённую меньше, чем через Карлан-Юрт — но меньше незначительно.

Линия Червлённая-Узловая — Кизляр на всём протяжении дублируется асфальтированной автодорогой. На двух её промежуточных станциях (Шелковская и Каргинская) практически нет грузовой работы. Таким образом, по всей логике, линия должна была бы быть ликвидирована. Но этого не произошло: по состоянию на 2011 год, линия продолжает работать. Единственный поезд, который по ней курсирует — пассажирский поезд дальнего следования сообщением Грозный — Астрахань, в ходу 1 раз в двое суток.

Главной узловой станцией на территории Чечни является станция Гудермес. На станции действует локомотивное депо. Здание вокзала дореволюционной постройки уцелело во времена войны. По состоянию на 2011 год, оно находилось в процессе реконструкции.

Станция Грозный в 1990-е годы являлась местом ожесточённых боёв. Вокзал дважды разрушался и дважды восстанавливался: в 1995-1996 годах и после 2000 года. По состоянию на 2011 год, вокзал работает, выглядит очень маленьким на фоне города, застроенного небоскрёбами. Со стороны города вокзал огорожен, пройти к нему можно только после полного досмотра вещей. Однако пройти к вокзалу по путям можно беспрепятственно. Рядом с вокзалом находится административное здание Грозненского отделения Северо-Кавказской железной дороги.

Почти 100 процентов населения региона составляют этнические чеченцы. Бытовой язык местных жителей — чеченский, однако в общественной жизни используется в основном русский язык. На железной дороге используется только русский язык. Чеченские названия городов (например, Грозный — Сунжа-Гала, Гудермес — Гумсе) на зданиях вокзалов не отображены.








Пути станции Грозный. Справа — вокзал. Вид в западном направлении.
11.09.2011






Вокзал на станции Грозный. Вид со стороны путей.
11.09.2011






Вокзал на станции Грозный. Вид из города.
12.09.2011











   

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 1 (2011 ГОД — СТАНЦИЯ ГУДЕРМЕС, СТАНЦИЯ ЧЕРВЛЁННАЯ-УЗЛОВАЯ)    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 2    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 3    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 4    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 5    

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА 6    











22.09.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу