Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ГОРБАЧЁВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Горбачёвская узкоколейная железная дорога пролегала по территории Бабаевского района Вологодской области. Владелец узкоколейной железной дороги — Смородинский леспромхоз. В последние годы — Бабаевский леспромхоз, затем его преемники в лице частных предпринимателей.

Разборка узкоколейной железной дороги была завершена в мае 2012 года.



Краткие исторические сведения

Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1949 году. Постепенно магистраль дороги «продвигалась» всё дальше и дальше в северном направлении. Свой нынешний вид она приобрела лишь в конце 1970-х годов, когда был построен участок до станции Колошма (близ населённого пункта Пухтаево).





Горбачёвская узкоколейная железная дорога на топографической карте (северная часть).






Горбачёвская узкоколейная железная дорога на топографической карте (южная часть).










Краткое описание

Начальный пункт узкоколейной железной дороги — станция Смородинка. Она расположена на окраине одноимённого посёлка, приблизительно в 1,5 километрах от станции Тешемля на магистральной железнодорожной линии Подборовье — Вологда (историческая Петербурго-Вологодская железная дорога). Рядом находится нижний склад леспромхоза.

Смородинка является главной станцией узкоколейной железной дороги. Здесь находится основное депо и диспетчерская.

На узкоколейной железной дороге расположены два лесных посёлка — Плёсо и Горбачи. Посёлок Плёсо — относительно благополучный. Здесь находится действующий лесопункт и вторая по значению станция узкоколейной железной дороги. В небольшом депо имеется несколько тепловозов. От посёлка регулярно отправляются пассажирские (рабочие) поезда к местам лесозаготовок.

В посёлке Горбачи дела обстоят значительно хуже. Жителей там осталось уже не очень много (почти все они — пенсионеры). Возможно, в ближайшие годы посёлок станет нежилым.

Станция Колошма имеет сравнительно небольшое путевое развитие. Для перегрузки леса из автомобилей в сцепы используется консольно-козловой кран.




Раздельные пункты Горбачёвской узкоколейной железной дороги
(по данным графика исполненного движения 1999 года):
Смородинка Спичкино Горбачи 9 км 12 км 26 квартал 3 квартал 75 квартал 35 квартал Пустынь 15 квартал 1 квартал 79 квартал 80 квартал Колошма







По состоянию на сентябрь 1999 года, узкоколейная железная дорога активно действовала. Объём вывозки леса на Горбачёвской железной дороге был наибольшим среди всех узкоколейных дорог области. Большая часть леса вывозилась со станции Колошма, где находится пункт перевалки леса с автомобилей на узкоколейную железную дорогу.

Со станции Смородинки на станцию Колошма каждый день уходило 3—4 состава порожних сцепов. Порожний состав преодолевал расстояние в 70 километров, отделяющее Смородинку от Колошмы, приблизительно за 4 часа, гружёному составу на это требовалось около 7 часов. Действовало также до десятка «боковых» веток и усов в лесосеки.

По выходным дням объём работы узкоколейной железной дороги был значительно меньшим, но движение сохранялось.



Несмотря на наличие лесных посёлков, на узкоколейной железной дороге нет пассажирского движения. Посёлок Плёсо имеет автобусное сообщение с районным центром, городом Бабаево. Рядом со станцией Колошма также проходит автодорога. Исключением является посёлок Горбачи. Но для сообщения с ним вполне хватает и грузовых поездов — все желающие могут доехать в тепловозе.

Рабочие поезда из Смородинки также не ходят — руководство леспромхоза сочло, что и в локомотивах места достаточно. Лишь из посёлка Плёсо рабочие-лесозаготовители доезжают до места работы в пассажирских вагонах.

Магистраль дороги поддерживается в относительно неплохом состоянии. Каждый день на её ремонт из Смородинки выезжают путейцы на тепловозах-дрезинах ТУ6Д и ТУ8Г.



По состоянию на 2007 год, Горбачёвская узкоколейная железная дорога остаётся действующей. Сохраняется движение на всём протяжении магистрали Смородинка — Колошма.



По состоянию на конец 2008 года, северная часть линии узкоколейной железной дороги (включая станцию Колошма) полностью разобрана. В ближайшее время возможна окончательная ликвидация Горбачёвской узкоколейной железной дороги.



http://semafor.narod.ru/1_2000/teshemlya.html — публикация В. Турченко, 2000 год (фраза «уходит на север, в дремучие леса почти на 50 километров. Судя по карте, раньше она соединялась с соседней УЖД, отходящей от станции Заборье.» является возмутительной и вопиющей ошибкой)

http://ru-uzd.livejournal.com/140409.html — материал любителя железных дорог из Санкт-Петербурга, 2009 год

http://www.35media.ru/articles/2012/07/20/lesorubov-vybili-iz-koleislug/ — публикация в газете, посвящённая варварскому уничтожению

http://pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=52 — публикация С. Костыгова, 2007 год

http://pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=177 — публикация С. Костыгова, 2011 год

http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=2576 — узкоколейная железная дорога на веб-сайте Narrow.parovoz.com




В августе 2011 года началось окончательное уничтожение узкоколейной железной дороги. Оно завершается в мае 2012 года.

26 апреля 2012 года мной было сделано свыше трёхсот фотографий узкоколейной железной дороги.





Поездка автора (1999 год)

Предыдущим объектом исследования была Кургальская (Ефимовская) узкоколейная железная дорога. Два дня на ней. Вечером возвращаюсь в Ефимовский.

Теперь нужно добраться до Тешемли. На станции Ефимовская после нескольких часов ожидания остановился грузовой состав. Забираюсь незамеченным в полувагон. Гарантии остановки по станции Тешемля нет. Я был готов к пешему движению на Тешемлю от крупной станции Бабаево, где остановка точно будет.

В темноте слежу за местностью. Понимаю, что Тешемля вот-вот должна быть. Состав сильно замедлил скорость. Выбрасываюсь из него. Несколько километров по путям, и вот искомая станция.

Потом движение по тёмным закоулкам пристанционной местности. Вот и узкоколейная железная дорога. Действующая!

В диспетчерской, несмотря на ночное время, была жизнь. Выясняю ситуацию. Оказывается, движение есть весьма далеко — до Колошмы. И вскоре туда отправится состав.

Какой-то «страннюк» в диспетчерской много раз спрашивал, какой я национальности. Для того времени это было стандартным. Я сказал, что белорус (хотя в паспорте, к сожалению, вместо моей исконной белорусской фамилии на тот момент была «левая» кличка). Гражданин сказал, что это неправда, что он — белорус, а я — нет, и продолжал «доставать».

Уезжаю с доброжелательной локомотивной бригадой. До Колошмы «домчались» за четыре часа, а вот обратно, с грузом — семь часов. Посёлок Плёсо остаётся в стороне. Его я, к сожалению, не увидел.

Вернувшись в Смородинку, начинаю многочасовой пеший переход в Заборье — на исследование Заборской узкоколейной железной дороги.



Поездка автора (2012 год)

Выезжаю на фотодокументацию разбираемой узкоколейной железной дороги. К сожалению, оставалось мало. Фотодокументация прошла 26 апреля — в годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС. Оказываюсь свидетелем процесса разборки.

Детальное описание экспедиции находится по адресу: http://infojd.ru/dop/poezdka2012tech.html.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ СМОРОДИНКА, ДЕПО, ТЕПЛОВОЗЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СМОРОДИНКА, ДЕПО, ТЕПЛОВОЗЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ СМОРОДИНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ СМОРОДИНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ СМОРОДИНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ СМОРОДИНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ СМОРОДИНКА, ЗАБРОШЕННАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ СМОРОДИНКА, ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КОЛПЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КОЛПЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПЕРЕГОН СМОРОДИНКА — ГОРБАЧИ, СТАНЦИЯ ГОРБАЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ЛИНИЯ К СЕВЕРУ ОТ ГОРБАЧЕЙ, РАЗБОРКА ПУТИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЛИНИЯ К СЕВЕРУ ОТ ГОРБАЧЕЙ, РАЗБОРКА ПУТИ, МАНЁВРЫ В ГОРБАЧАХ)    










24.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу