ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЧЕРВЛЁННАЯ-УЗЛОВАЯ — КИЗЛЯР







Железнодорожная линия Червлённая-Узловая — Кизляр пролегает в основном по территории Чеченской Республики, незначительная северная часть — по территории Республики Дагестан. Протяжённость железнодорожной линии составляет 82 километра. Линия относится к Северо-Кавказской железной дороге (часть сети железных дорог общего пользования ОАО «РЖД»).






Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.
Линия Кизляр — Карлан-Юрт, открытая в 1997 году, на этой карте не показана.



Железнодорожная линия была принята в эксплуатацию в 1915 году. До 1942 года она была тупиковой. В 1942 году, с открытием участка Кизляр — Астрахань, линия стала частью транзитной магистрали. Строительство участка Кизляр — Астрахань началось до Великой Отечественной войны. После начала войны строительство велось ускоренными темпами — в сложившейся обстановке участок имел важнейшее стратегическое значение.






Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений»).






Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).






Расписание движения поездов на лето 1948 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).
На тот момент линия уже являлась частью транзитного хода.



В 1990-х годах в результате военных действий и нестабильной обстановки железнодорожная линия длительное время не действовала (как и остальные железнодорожные линии на территории Чеченской Республики). В 1996 году было начато строительство линии Кизляр — Карлан-Юрт, позволяющей связать республику Дагестан с остальной частью России, минуя территорию Чечни, движение через которую было невозможно.

Строительство линии Кизляр — Карлан-Юрт было произведено в кратчайшие сроки. Она была сдана в эксплуатацию 11 сентября 1997 года. Тем самым Дагестан был выведен из транспортной блокады, возобновилось движение поездов из Москвы и других городов на Махачкалу и Баку.

В 2000 году возобновилось движение по железнодорожной линии Червлённая-Узловая — Кизляр. В течение некоторого времени курсировал пригородный поезд сообщением Гудермес — Червлённая-Узловая — Кизляр.

По состоянию на 2011 год, железнодорожная линия Червлённая-Узловая — Кизляр остаётся действующей. Теперь она уже не является частью транзитного хода, связывающего Поволжский регион и западный Казахстан с Дагестаном и Азербайджаном. Это малодеятельный участок.

После открытия в 1997 году линии Кизляр — Карлан-Юрт, которая не только обходит стороной Чеченскую Республику, но и сокращает расстояние транзита, значение линии Червлённая-Узловая — Кизляр упало почти до нулевого. Лишь при транзите по направлению Грозный — Астрахань расстояние через Червлённую меньше, чем через Карлан-Юрт — но меньше незначительно.

Линия Червлённая-Узловая — Кизляр на всём протяжении дублируется асфальтированной автодорогой. На двух её промежуточных станциях (Шелковская и Каргинская) почти нет грузовой работы. Таким образом, по всей логике, линия должна была бы быть ликвидирована. Но этого не произошло: по состоянию на 2011 год, линия продолжает работать.

Единственный поезд, который курсирует по железнодорожной линии — пассажирский поезд дальнего следования сообщением Грозный — Астрахань, в ходу 1 раз в двое суток. Между Червлённой-Узловой и Кизляром предусмотрены две промежуточные остановки поезда — на станциях Шелковская и Каргинская. Разъезды Щедринский, Старогладковский и Бороздинский физически ликвидированы, остановки поезда на них нет.

В поезде Грозный — Астрахань нет общего или сидячего вагона. В связи с этим использование поезда для поездок на короткие расстояния (например, из Гудермеса в Каргинскую) фактически невозможно — из-за огромной цены билета оно лишено всякого смысла.

Поезд Грозный — Астрахань на своём маршруте дважды меняет направление движения: по станции Гудермес и по станции Червлённая-Узловая. На станции Червлённая-Узловая существует внутриузловой путь, позволяющий движение из Гудермеса на Кизляр без смены направления движения. По состоянию на 2011 год, он находится в рабочем состоянии, но для движения пассажирского поезда не используется.

Грузовое движение на железнодорожной линии существует в минимальном объёме. Перспективы железнодорожной линии неопределённые. В будущем не исключён перевод поезда Грозный — Астрахань на маршрут через Хасав-Юрт и последующая ликвидация линии Червлённая-Узловая — Кизляр.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ    










22.09.2011 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика