Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Это — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. Он появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть. Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг.

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАХТЫ «БАРЕНЦБУРГ»








Шахта «Баренцбург» находится в посёлке Баренцбург, расположенном на архипелаге Шпицберген. Архипелаг Шпицберген является территорией Норвегии, однако участок местности в районе посёлка Баренцбург с 1932 года арендуется СССР, с 1991 года его правопреемником — Россией. Срок окончания аренды не установлен. Де-факто посёлок Баренцбург является российской территорией. Автор условно относит его к Мурманской области.

Шахта производит добычу каменного угля, принадлежит тресту «Арктикуголь». На шахте действует узкоколейная железная дорога, имеющая наземные участки. Она является самой северной действующей железной дорогой в мире. Ширина колеи — 750 мм.

По информации от С. Кашина, до начала 1970-х годов протяжённость наземных участков узкоколейной железной дороги была значительной. Действовала «северная ветка» длиной 4 километра.

По состоянию на 2007 год (информация от С. Кашина), протяжённость наземных участков невелика (около 1 километра). Все наземные участки либо находятся в крытых галереях, либо накрыты навесами. На наземных участках работают аккумуляторные электровозы. Электрифицированных наземных путей нет.

Вертикального ствола шахта не имеет. Линия, ведущая в шахту — горизонтальная (первые 500 метров), далее — наклонный ствол, уходящий на глубину 400 метров. По неподтверждённым данным, в подземных выработках также используются только аккумуляторные электровозы.

Для транспортировки угля из шахты в порт узкоколейная железная дорога не используется. Транспортировка происходит следующим образом: из шахты уголь доставляется на поверхность конвейером, высыпается на угольный склад. Со склада, через специальные штольни под ним, уголь по ленте транспортёра попадает в углепогрузчик, засыпающий уголь непосредственно в трюм судна.









____________________________________________________________________________________________

«МЕТРО» (материал С. Кашина)
____________________________________________________________________________________________







Знакомство с самой северной в мире действующей железной дорогой началось в день приезда на Баренцбург. Сидя вечером у окна я внезапно услышал грохот, подобный тому, который издаёт проходящий товарный поезд. На следующий день я отправился на поиски источника шума и почти сразу его обнаружил — вдоль всего посёлка проходила крытая галерея, в которой проходили пути узкоколейки. В одном месте она пересекалась с автомобильной дорогой — там галерея превращалась в арку-переезд. Стоя на этом переезде, можно было полюбоваться на сам поезд — аккумуляторный шахтный электровоз с вагонетками.

Теперь о самой узкоколейке. Она относится к участку ШТ (Шахтный транспорт) и является наземным продолжением шахтной узкоколейки. На поверхности расположены маневровые пути, пути к складам, депо, погрузочные пути и путь на ТЭЦ. Начну описывать по порядку, от ТЭЦ и до северного тупика.

До ТЭЦ добрались с ветерком — машинист электровоза, шедшего на ТЭЦ, позволил ехать в задней «кабине». Скорость движения, конечно, не очень — не более 10 км/ч на ровных и прямых участках, но «тоннельный эффект» зрительное восприятие скорости увеличивает.

На ТЭЦ расположена станция (или, как ее называют — разминовка) из двух путей. Один путь — для манёвра и отстоя вагонов, второй — проходит через «опрокид» — устройсво для разгрузки вагонеток. Ёмкость его — 1 вагонетка. Из опрокида уголь по транспортёру доставляется непосредственно к котлам. С южной стороны пути снова сходятся и ведут в тупик, расположенный в 50 метрах. Примерно через 50 метров к северу от опрокида станция заканчивается и начинается длинный прямой перегон.

Этот участок пути проложен в галерее, сооруженной из металлического каркаса, обшитого гофрированной жестью. Кроме путей, в галерее проходит трубопровод с морской водой и кабель. Освещения в галерее почти нет — часть ламп перегорела, часть отсутствует. От темноты спасают окна в стене галереи. Под ногами то доски настила, то грунт и грязь.

Через 300-400 метров от ТЭЦ — стрелочный перевод, вилка на лесной склад. Раньше это была разминовка, но сейчас южная стрелка разъезда разобрана. Южная стрелка сооружена в своеобразном подобии «камеры съездов», напоминающем о метро. Примерно через 20 метров от северной стрелки начинаются вилки в лесной цех и столярку. Два ответвления заходят непосредственно в помещение цеха (там бревна с лесного склада превращают в элементы крепления шахты — стойки, крепь и прочее), третье ответвление идет в галерее параллельно главному пути метров 40 и предназначено для отстоя и накопления вагонов.

Через 40 метров после окончания этого пути расположена еще одна стрелка — это ответвление на склад инертной пыли. От этой стрелки до «переезда» — еще около 40 метров.

После переезда и небольшого отрезка пути за ним начинается главная станция, именуемая Вокзал. Первая стрелка даёт путь, который ведёт на склад металлолома и оборудования, вторая стрелка — путь на углепогрузчик. Все три пути идут параллельно, галерея при этом становится намного шире и зачастую заходит внутрь зданий. После окончания склада металлолома три пути выходят в сам Вокзал — обширное пространство, конструктивно (каркас + жесть) напоминающий галерею. На выходе со склада пути соединены стрелками, после чего от них уходит ветка в шахту. Эта ветка проходит непосредственно под зданием рудоуправления, перед самым въездом к ней примыкает путь для пожарного поезда.

На выезде из шахты сделана вилка на два направления. После неё начинаются основные пути — на них стоят вагонетки и осуществляются манёвры. Главный путь и два вспомогательных образуют погрузочно-разгрузочный узел — по главному ходит электровоз, на втором работает опрокид (такой же, как на ТЭЦ), третий — погрузочный. От них отходят две ветки — одна на склад запчастей, вторая — депо (где происходит зарядка и ремонт электровозов). Параллельно депо идут 4 пути, от крайнего из них уходит небольшое ответвление в подвал метцеха (для доставки в починку тяжелого оборудования). Там груз из вагонеток понимают краном.

Длина четырёхпутного участка метров 50, после окончания депо путей остается два, к ним примыкают пути из склада и депо. Эти два пути ведут в северный тупик, там, за 20 метров до тупика, есть небольшое ответвление на склад метцеха и разобранная стрелка (остатки уничтоженной северной ветки).

...Пара слов о схеме и фотографиях. Масштаб схемы не выдержан, на абсолютную точность не претендую — рисовал по памяти и по фото уже после осмотра. Качество сделанных фотографий невысокое — со вспышкой фотографировать возможно далеко не всегда (демаскировка), штатив с собой носить не хотелось (тоже может навлечь проблемы).





















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ОБЩИЙ ВИД ШАХТЫ    












11.06.2007


«Узкоколейные железные дороги Мурманской области»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу