УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАХТЫ «БАРЕНЦБУРГ»








Шахта «Баренцбург» находится в посёлке Баренцбург, расположенном на архипелаге Шпицберген. Архипелаг Шпицберген является территорией Норвегии, однако участок местности в районе посёлка Баренцбург с 1932 года арендуется СССР, с 1991 года его правопреемником — Россией. Срок окончания аренды не установлен. Де-факто посёлок Баренцбург является российской территорией. Автор условно относит его к Мурманской области.

Шахта производит добычу каменного угля, принадлежит тресту «Арктикуголь». На шахте действует узкоколейная железная дорога, имеющая наземные участки. Она является самой северной действующей железной дорогой в мире. Ширина колеи — 750 мм.

По информации от С. Кашина, до начала 1970-х годов протяжённость наземных участков узкоколейной железной дороги была значительной. Действовала «северная ветка» длиной 4 километра.

По состоянию на 2007 год (информация от С. Кашина), протяжённость наземных участков невелика (около 1 километра). Все наземные участки либо находятся в крытых галереях, либо накрыты навесами. На наземных участках работают аккумуляторные электровозы. Электрифицированных наземных путей нет.

Вертикального ствола шахта не имеет. Линия, ведущая в шахту — горизонтальная (первые 500 метров), далее — наклонный ствол, уходящий на глубину 400 метров. По неподтверждённым данным, в подземных выработках также используются только аккумуляторные электровозы.

Для транспортировки угля из шахты в порт узкоколейная железная дорога не используется. Транспортировка происходит следующим образом: из шахты уголь доставляется на поверхность конвейером, высыпается на угольный склад. Со склада, через специальные штольни под ним, уголь по ленте транспортёра попадает в углепогрузчик, засыпающий уголь непосредственно в трюм судна.









____________________________________________________________________________________________

«МЕТРО» (материал С. Кашина)
____________________________________________________________________________________________







Знакомство с самой северной в мире действующей железной дорогой началось в день приезда на Баренцбург. Сидя вечером у окна я внезапно услышал грохот, подобный тому, который издаёт проходящий товарный поезд. На следующий день я отправился на поиски источника шума и почти сразу его обнаружил — вдоль всего посёлка проходила крытая галерея, в которой проходили пути узкоколейки. В одном месте она пересекалась с автомобильной дорогой — там галерея превращалась в арку-переезд. Стоя на этом переезде, можно было полюбоваться на сам поезд — аккумуляторный шахтный электровоз с вагонетками.

Теперь о самой узкоколейке. Она относится к участку ШТ (Шахтный транспорт) и является наземным продолжением шахтной узкоколейки. На поверхности расположены маневровые пути, пути к складам, депо, погрузочные пути и путь на ТЭЦ. Начну описывать по порядку, от ТЭЦ и до северного тупика.

До ТЭЦ добрались с ветерком — машинист электровоза, шедшего на ТЭЦ, позволил ехать в задней «кабине». Скорость движения, конечно, не очень — не более 10 км/ч на ровных и прямых участках, но «тоннельный эффект» зрительное восприятие скорости увеличивает.

На ТЭЦ расположена станция (или, как ее называют — разминовка) из двух путей. Один путь — для манёвра и отстоя вагонов, второй — проходит через «опрокид» — устройсво для разгрузки вагонеток. Ёмкость его — 1 вагонетка. Из опрокида уголь по транспортёру доставляется непосредственно к котлам. С южной стороны пути снова сходятся и ведут в тупик, расположенный в 50 метрах. Примерно через 50 метров к северу от опрокида станция заканчивается и начинается длинный прямой перегон.

Этот участок пути проложен в галерее, сооруженной из металлического каркаса, обшитого гофрированной жестью. Кроме путей, в галерее проходит трубопровод с морской водой и кабель. Освещения в галерее почти нет — часть ламп перегорела, часть отсутствует. От темноты спасают окна в стене галереи. Под ногами то доски настила, то грунт и грязь.

Через 300-400 метров от ТЭЦ — стрелочный перевод, вилка на лесной склад. Раньше это была разминовка, но сейчас южная стрелка разъезда разобрана. Южная стрелка сооружена в своеобразном подобии «камеры съездов», напоминающем о метро. Примерно через 20 метров от северной стрелки начинаются вилки в лесной цех и столярку. Два ответвления заходят непосредственно в помещение цеха (там бревна с лесного склада превращают в элементы крепления шахты — стойки, крепь и прочее), третье ответвление идет в галерее параллельно главному пути метров 40 и предназначено для отстоя и накопления вагонов.

Через 40 метров после окончания этого пути расположена еще одна стрелка — это ответвление на склад инертной пыли. От этой стрелки до «переезда» — еще около 40 метров.

После переезда и небольшого отрезка пути за ним начинается главная станция, именуемая Вокзал. Первая стрелка даёт путь, который ведёт на склад металлолома и оборудования, вторая стрелка — путь на углепогрузчик. Все три пути идут параллельно, галерея при этом становится намного шире и зачастую заходит внутрь зданий. После окончания склада металлолома три пути выходят в сам Вокзал — обширное пространство, конструктивно (каркас + жесть) напоминающий галерею. На выходе со склада пути соединены стрелками, после чего от них уходит ветка в шахту. Эта ветка проходит непосредственно под зданием рудоуправления, перед самым въездом к ней примыкает путь для пожарного поезда.

На выезде из шахты сделана вилка на два направления. После неё начинаются основные пути — на них стоят вагонетки и осуществляются манёвры. Главный путь и два вспомогательных образуют погрузочно-разгрузочный узел — по главному ходит электровоз, на втором работает опрокид (такой же, как на ТЭЦ), третий — погрузочный. От них отходят две ветки — одна на склад запчастей, вторая — депо (где происходит зарядка и ремонт электровозов). Параллельно депо идут 4 пути, от крайнего из них уходит небольшое ответвление в подвал метцеха (для доставки в починку тяжелого оборудования). Там груз из вагонеток понимают краном.

Длина четырёхпутного участка метров 50, после окончания депо путей остается два, к ним примыкают пути из склада и депо. Эти два пути ведут в северный тупик, там, за 20 метров до тупика, есть небольшое ответвление на склад метцеха и разобранная стрелка (остатки уничтоженной северной ветки).

...Пара слов о схеме и фотографиях. Масштаб схемы не выдержан, на абсолютную точность не претендую — рисовал по памяти и по фото уже после осмотра. Качество сделанных фотографий невысокое — со вспышкой фотографировать возможно далеко не всегда (демаскировка), штатив с собой носить не хотелось (тоже может навлечь проблемы).





















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ОБЩИЙ ВИД ШАХТЫ    












11.06.2007


«Узкоколейные железные дороги Мурманской области»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.