Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАХТЫ «БАРЕНЦБУРГ»








Шахта «Баренцбург» находится в посёлке Баренцбург, расположенном на архипелаге Шпицберген. Архипелаг Шпицберген является территорией Норвегии, однако участок местности в районе посёлка Баренцбург с 1932 года арендуется СССР, с 1991 года его правопреемником — Россией. Срок окончания аренды не установлен. Де-факто посёлок Баренцбург является российской территорией. Автор условно относит его к Мурманской области.

Шахта производит добычу каменного угля, принадлежит тресту «Арктикуголь». На шахте действует узкоколейная железная дорога, имеющая наземные участки. Она является самой северной действующей железной дорогой в мире. Ширина колеи — 750 мм.

По информации от С. Кашина, до начала 1970-х годов протяжённость наземных участков узкоколейной железной дороги была значительной. Действовала «северная ветка» длиной 4 километра.

По состоянию на 2007 год (информация от С. Кашина), протяжённость наземных участков невелика (около 1 километра). Все наземные участки либо находятся в крытых галереях, либо накрыты навесами. На наземных участках работают аккумуляторные электровозы. Электрифицированных наземных путей нет.

Вертикального ствола шахта не имеет. Линия, ведущая в шахту — горизонтальная (первые 500 метров), далее — наклонный ствол, уходящий на глубину 400 метров. По неподтверждённым данным, в подземных выработках также используются только аккумуляторные электровозы.

Для транспортировки угля из шахты в порт узкоколейная железная дорога не используется. Транспортировка происходит следующим образом: из шахты уголь доставляется на поверхность конвейером, высыпается на угольный склад. Со склада, через специальные штольни под ним, уголь по ленте транспортёра попадает в углепогрузчик, засыпающий уголь непосредственно в трюм судна.









____________________________________________________________________________________________

«МЕТРО» (материал С. Кашина)
____________________________________________________________________________________________







Знакомство с самой северной в мире действующей железной дорогой началось в день приезда на Баренцбург. Сидя вечером у окна я внезапно услышал грохот, подобный тому, который издаёт проходящий товарный поезд. На следующий день я отправился на поиски источника шума и почти сразу его обнаружил — вдоль всего посёлка проходила крытая галерея, в которой проходили пути узкоколейки. В одном месте она пересекалась с автомобильной дорогой — там галерея превращалась в арку-переезд. Стоя на этом переезде, можно было полюбоваться на сам поезд — аккумуляторный шахтный электровоз с вагонетками.

Теперь о самой узкоколейке. Она относится к участку ШТ (Шахтный транспорт) и является наземным продолжением шахтной узкоколейки. На поверхности расположены маневровые пути, пути к складам, депо, погрузочные пути и путь на ТЭЦ. Начну описывать по порядку, от ТЭЦ и до северного тупика.

До ТЭЦ добрались с ветерком — машинист электровоза, шедшего на ТЭЦ, позволил ехать в задней «кабине». Скорость движения, конечно, не очень — не более 10 км/ч на ровных и прямых участках, но «тоннельный эффект» зрительное восприятие скорости увеличивает.

На ТЭЦ расположена станция (или, как ее называют — разминовка) из двух путей. Один путь — для манёвра и отстоя вагонов, второй — проходит через «опрокид» — устройсво для разгрузки вагонеток. Ёмкость его — 1 вагонетка. Из опрокида уголь по транспортёру доставляется непосредственно к котлам. С южной стороны пути снова сходятся и ведут в тупик, расположенный в 50 метрах. Примерно через 50 метров к северу от опрокида станция заканчивается и начинается длинный прямой перегон.

Этот участок пути проложен в галерее, сооруженной из металлического каркаса, обшитого гофрированной жестью. Кроме путей, в галерее проходит трубопровод с морской водой и кабель. Освещения в галерее почти нет — часть ламп перегорела, часть отсутствует. От темноты спасают окна в стене галереи. Под ногами то доски настила, то грунт и грязь.

Через 300-400 метров от ТЭЦ — стрелочный перевод, вилка на лесной склад. Раньше это была разминовка, но сейчас южная стрелка разъезда разобрана. Южная стрелка сооружена в своеобразном подобии «камеры съездов», напоминающем о метро. Примерно через 20 метров от северной стрелки начинаются вилки в лесной цех и столярку. Два ответвления заходят непосредственно в помещение цеха (там бревна с лесного склада превращают в элементы крепления шахты — стойки, крепь и прочее), третье ответвление идет в галерее параллельно главному пути метров 40 и предназначено для отстоя и накопления вагонов.

Через 40 метров после окончания этого пути расположена еще одна стрелка — это ответвление на склад инертной пыли. От этой стрелки до «переезда» — еще около 40 метров.

После переезда и небольшого отрезка пути за ним начинается главная станция, именуемая Вокзал. Первая стрелка даёт путь, который ведёт на склад металлолома и оборудования, вторая стрелка — путь на углепогрузчик. Все три пути идут параллельно, галерея при этом становится намного шире и зачастую заходит внутрь зданий. После окончания склада металлолома три пути выходят в сам Вокзал — обширное пространство, конструктивно (каркас + жесть) напоминающий галерею. На выходе со склада пути соединены стрелками, после чего от них уходит ветка в шахту. Эта ветка проходит непосредственно под зданием рудоуправления, перед самым въездом к ней примыкает путь для пожарного поезда.

На выезде из шахты сделана вилка на два направления. После неё начинаются основные пути — на них стоят вагонетки и осуществляются манёвры. Главный путь и два вспомогательных образуют погрузочно-разгрузочный узел — по главному ходит электровоз, на втором работает опрокид (такой же, как на ТЭЦ), третий — погрузочный. От них отходят две ветки — одна на склад запчастей, вторая — депо (где происходит зарядка и ремонт электровозов). Параллельно депо идут 4 пути, от крайнего из них уходит небольшое ответвление в подвал метцеха (для доставки в починку тяжелого оборудования). Там груз из вагонеток понимают краном.

Длина четырёхпутного участка метров 50, после окончания депо путей остается два, к ним примыкают пути из склада и депо. Эти два пути ведут в северный тупик, там, за 20 метров до тупика, есть небольшое ответвление на склад метцеха и разобранная стрелка (остатки уничтоженной северной ветки).

...Пара слов о схеме и фотографиях. Масштаб схемы не выдержан, на абсолютную точность не претендую — рисовал по памяти и по фото уже после осмотра. Качество сделанных фотографий невысокое — со вспышкой фотографировать возможно далеко не всегда (демаскировка), штатив с собой носить не хотелось (тоже может навлечь проблемы).





















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ОБЩИЙ ВИД ШАХТЫ    












11.06.2007


«Узкоколейные железные дороги Мурманской области»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу