Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ШПИЦБЕРГЕНА







Материал «Узкоколейные железные дороги Шпицбергена» был предоставлен Михаилом (mik.1*mail.ru). Данный материал не имеет никакого отношения к автору «Сайта о железной дороге». Мнение автора «Сайта о железной дороге» может не совпадать с мнением автора материала «Узкоколейные железные дороги Шпицбергена».

Материал был получен от его автора в частной переписке. Возможность публикации данного материала в Сети была оговорена при его получении.

К моменту публикации на «Сайте о железной дороге — дополнительные страницы» (11.01.2009) данный материал не был опубликован где-либо ещё в Сети, не публиковался в каких-либо печатных изданиях.










УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ШПИЦБЕРГЕНА



Хочу поделиться с читателями некоторыми впечатлениями от увиденного на архипелаге Шпицберген. Находясь в служебной командировке, не отказал себе в удовольствии побывать на участках, где некогда пролегали шахтные узкоколейные железные дороги. Кроме того, весьма интересна маленькая экспозиция музея под открытым небом в самом Лонгийере — там оборудовали небольшой участок 900-мм дороги с некоторыми образцами подвижного состава и угледобывающей техники.

Посёлок носит имя Джона Лонгийера (John Munro Longyear, 1850-1922), основавшего его в 1906 году. Что интересно, основным способом доставки угля от рудников в порт явились канатные дороги, некоторые участки которых до сих пор в работоспособном состоянии, а некоторые — закрыты и их фрагменты являются интересными памятниками техники. Опоры канаток настолько органично вписались в ландшафт Лонгийера, что даже перекочевали на многочисленные сувенирные изображения на значках, кружках, футболках и т.п.



Участок шахтной УЖД колеи 900 мм на территории музея в Лонгийере. На заднем плане — склон горы с фрагментами
канатной дороги между рудником и портом (ориентировочно — середина 1920-х годов).
15.08.2008


Самой северной в мире узкоколейной железной дорогой можно считать ветку в Нью-Олессуне (это аж за 78-й параллелью), там тоже сохранили небольшой участок с подвижным составом, в частности с паровозом (к сожалению, год выпуска, завод-изготовитель и заводской номер мне неизвестен).

Лонгиир и Нью-Олессун — территории норвежские, Баренцбург и Грумант (с посёлком Колсбей («колс» — уголь, «бей» — бухта, дословно: угольная бухта) — территория России. В соответствии с Договором на землепользование и работы по добыче угля Русская экспедиция во главе с В.А.Русановым открыла в этих местах залежи каменного угля, запасы которых вполне соответствовали возможности его промышленной добычи и доставки на материк, в порты Мурманска и Архангельска для использования его в качестве готового твёрдого топлива и сырья для получения топлива жидкого. Экономически это было на тот момент выгоднее, чем доставлять на русский Север уголь из европейской части.

Активное строительство шахт пришлось на начало 1930-х годов, тогда же и началось строительство подъездных путей для доставки угля к местам перегрузки на суда. Ширина колеи на наших участках — 750 мм (кроме участка Грумант — Колсбей, где ширина колеи — 900 мм), вид тяги — электрическая (величина рабочего напряжения не установлена), 2-осными электровозами, основным видом подвижного состава стали 2-осные вагонетки.

Электроэнергию вырабатывали две электростанции: одна в Колсбее, другая — в Баренцбурге (первая построенная в Баренцбурге электростанция, судя по кадрам старой кинохроники, была с паровым приводом: двухцилиндровая компаунд-машина, разрушенная немцами в ходе обстрела с кораблей в 1941 (по некоторым источникам — в 1943) году).




Фрагменты нашей «генштабовской» 5-километровки (издание 1979 г.), на которой ещё были нанесены трассы УЖД
и норвежской туристической 2,5 километровки(издание Осло, 1998 г.), где УЖД уже не показана.


По данным официальных документов, уже в 1965 г. посёлки Грумант и Колсбей были оставлены жителями, на сегодняшний день неплохо сохранились строения на Колсбее, чуть похуже — в Груманте. Эти два посёлка соединяла УЖД с шириной колеи 900 мм. Ещё в конце 80-х участки дороги на Груманте и Баренцбурге сохранялись, теперь же их трассы угадываются по насыпям с полусгнившими шпалами, фрагментами стрелочных переводов и основаниям перекрытий. На некоторых фрагментах рельс отчётливо читается «КМЗ им. Сталина, Т18 кг, IX-1950 г.». По указанию норвежской администрации на Колсбее где-то в конце 1980-х годов была взорвана электростанция и устройство перегруза угля на конвейерную ленту для последующей доставки в трюмы судов — на территории вокруг Колсбея до сих пор попадаются исковерканные куски механизмов и рельс…

В Баренцбурге участок протяжённостью около 2 км не разобрали, а использовали в качестве «фундамента» для сооружения деревянного короба с коммуникациями — водопроводом и электрическими кабелями. Именно на этом участке сохранились два деревянных ж.д. моста.

Общая протяжённость участков примерно такова: в Нью-Олессуне 5 км, на Пирамиде — 6 км, между Грумантом и Колсбеем — около 8 км (по карте — все 10 км), в Баренцбурге — около 3 км. Если судить по карте и останкам полотна — между шахтой №5 и посёлком длина основных путей составляла около 8 км.

Из искусственных сооружений на Груманте сохранились деревянные водопропускные трубы и мост через ручей Русанова.



Деревянный железнодорожный мост через ручей Русанова (примерно 5 км УЖД Груманта).
26.08.2008




Фрагмент 900-мм колеи с останками защитного деревянного туннеля-короба между Грумантом и Колсбеем. На заднем плане —
Колесбухта и остатки портового терминала с причалом, по которому на конвейерной ленте в трюмы судов подавался уголь.
11.09.2008




Так выглядит ныне с высоты 100 м участок трассы УЖД между посёлками Грумантом и Колсбеем по берегу Колесбухты.
08.09.2008


В настоящее время действует участок УЖД между рудником Баренцбург и угольным складом протяжённостью примерно 2 км (не считая подъездных путей в электровозное депо и пути отстоя п/с). Этот участок вполне сносно поддерживается в работоспособном состоянии, защитный короб вокруг него исправно ремонтируется. Дорога является собственностью рудника «Баренцбург» ФГУП Государственный Трест «АрктикУголь», обслуживается штатом примерно 10 человек, контингент прибывает сроком на 2 года.

Особенностью всех УЖД являлось то, что на всём их протяжении по открытой местности над ними сооружался деревянный короб — искусственный тоннель, защищающий дорогу от заносов и непогоды.



Действующий участок шахтной УЖД Баренцбурга (вид на съезд в электровозное депо).
09.08.2008




Деревянная водопропускная труба и остатки шпал на участке УЖД от шахты №5 до посёлка Баренцбург.
07.08.2008




Уцелевший участок УЖД, показанный на карте (см. выше) от шахты №5, по которому проложили короб
с коммуникациями от посёлка к подсобному хозяйству.
23.08.2008




Два деревянных ж.д. моста на сохранившемся участке УЖД между шахтой №5 и посёлком Баренцбург.
23.08.2008




Фрагмент участка УЖД колеи 750 мм от горного рудника к «главному ходу» от шахты №5.
Доставка сцепов осуществлялась с помощью электролебёдки и системы тросов.
15.08.2008




Памятный знак в шахтёрском посёлке Пирамида с установленной на отрезке УЖД вагонеткой, наполненной углём.
На вагонетке надпись «31 марта 1998 года выдана эта последняя тонна угля рудника Пирамида».
На заднем плане — гора Пирамида(высота 934 м), которая и дала название посёлку.
03.09.2008




Начало трассы УЖД посёлка Пирамида со стороны депо и механического цеха рудника.
24.08.2008


Ныне Пирамида — законсервированный посёлок, в котором постоянно находятся лишь несколько человек, обслуживающих коммуникации, порт и котельную. Периодически в порту швартуется буксир, доставляющий «полярным робинзонам» продукты и необходимые материалы. Периодически сюда привозят на судах туристов, желающих увидеть «советскую» экзотику. Но, несмотря на оптимистические заявления руководства Треста «Арктикуголь», будущее посёлка весьма туманно. По одной из версий планируется перепрофилировать его под чисто туристические цели, а как сложится на самом деле — будущее покажет….

И напоследок — об одном весьма курьёзном железнодорожном сооружении Баренцбурга, ныне забытом и заброшенном. Недалеко от топливного склада в своё время изготовили слип для подъёма и спуска малотоннажных судов на берег и с берега, скорее всего, для ремонта или хранения. Для этой цели был проложен путь из рельс Р-50 шириной колеи 2400 мм и длиной около 80 м в сторону берега. Перпендикулярно этому пути уложены три 50-метровых отрезка колеи 1520 мм, образущих три глухих пересечения с «главным ходом». На этих отрезках оборудованы кильблоки, основаниями для которых служат две пары грузовых тележек МТ-40, на которых вместо внутренних рессор установлены опоры кильблоков. Любопытно то, что для подъёма судов на берег использовалась лебёдка с редуктором, шестерни которого имели весьма редкое теперь шевронное зацепление. Судя по тому, что рабочие поверхности шестерён практически неизношены, данное техническое сооружение использовалось весьма редко и недолго…



Остатки сооружения для подъёма на берег малотоннажного флота треста «АрктикУголь».
02.09.2008




Шахтная вагонетка.
15.08.2008















11.01.2009


«Узкоколейные железные дороги Мурманской области»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу