ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ГРЕЦИИ







Головной страницей для этого материала является страница «Описания железных дорог зарубежных стран», адрес — http://infojd.ru/dop/jdr.html.

Греция — страна на юге Европы. Территория 132 000 кв.км, население — 10,8 млн. человек. Из них 97 процентов — греки, исповедуют православие. Официальный язык — греческий, он имеет собственный алфавит. Латинский алфавит и кириллический алфавит являют собой видоизменённый греческий алфавит. Название страны на национальном языке звучит как Эллада или Эллас. (Ελλάδα, Ελλάς). Если греческое слово написано заглавными («большими») буквами, то алфавит покажется почти неотличимым от русского. Но в виде строчных букв алфавит сильно отличается и без предварительного изучения не будет понятен.

Греция входит в Европейский Союз, НАТО, зону обращения евро и «шенгенское» пространство. Для двух последних союзов она является «островом», то есть не граничит с другими входящими в них странами. Несмотря на «шенген», все наземные границы Греции — охраняемые.

Греция — один из древнейших носителей цивилизации в Европе и в мире. Собственно слово Европа — греческое. Поселения греков когда-то были далеко за пределами нынешней Греции, в том числе и в Крыму, в северном Причерноморье.

В 1453 году территория нынешней Греции была захвачена Османской Империей — нынешней Турцией. В 1821 году началась война греков за независимость. В 1830 году после многих лет кровопролития независимое государство Греция появилось на карте мира.

В 1912 году был освобождён от турецкого владычества город Салоники (Фессалоники, Солунь), нынешняя «северная столица» Греции. Но такие важные греческие города, как Константинополь (Стамбул) и Смирна (Измир), к сожалению, отвоевать не удалось, они остались под властью Турции и сейчас полностью лишены христианского населения. Формально в Стамбуле ещё осталось 3 000 греков (на более чем десятимиллионный город), но это почти ничто.


Что есть Греция для России? Большинство у нас, к сожалению, на вопрос о Греции скажут: ну, знаю, что есть такая страна где-то на юге Европы, что там древняя цивилизация, и почти с неё начинался учебник истории в школе (немного впереди был Египет). Язык там особым алфавитом записывается, не латинским и не русским, у нас в математике и физике символы из него используются. Недавно (2010 год) там случился жёсткий экономический кризис и они собирались отказываться от евро, да так и не отказались. И это всё.

А ведь не будет большим преувеличением сказать, что Россия создана Грецией. Само слово Россия — греческое, видоизменённая греческим языком форма нашего слова Русь. Православие пришло к нам из Греции. Русские буквы — греческие с некоторыми вариациями. (Латинский алфавит тоже создан на основе греческого, но различий больше).


Что являют собой железные дороги Греции?

Железнодорожной страной Греция стала сравнительно поздно — в 1869 году. Первый участок железной дороги находился в черте столицы, города Афины, и по сути являлся городским транспортом. Длина — всего лишь 8 800 метров.

По состоянию на 1903 год, нынешней «трансгреческой» железной дороги Афины — Салоники — Александрополь — граница с Турцией ещё не было. На тот момент действовали от Афин до города Пиргос на Пелопоннесе, участки Волос — Лариса и Волос — Каламбака, а также некоторые ещё более короткие отрезки. Были линии вблизи города Салоники, на тот момент ещё оккупированного Турцией.

Железнодорожная линия от Салоник до Константинополя была открыта ещё при турецкой оккупации, то есть до 1912 года.

Существующая в наши дни железнодорожная сеть сложилась только в 1920-е годы. Важнейшим событием было открытие сквозного движения от Афин до Салоник в 1916 году.




Схема железной дороги Греции. Красным цветом показаны электрифицированные участки,
пунктиром показаны недействующие участки.


Густой железнодорожной сети в Греции нет и никогда не было. На мой взгляд — это хорошо. Многие страны, где когда-то была построена густая сеть, потом закрыли половину линий.

Официальная статистика на 2019 год: 5 256 км железных дорог. Завышено, причём значительно. Вероятно, подсчёт по путям, а не по линиям. Колея 1435 мм, 1000 мм (почти нигде не действует), 750 мм (небольшая туристическая линия), 600 мм (небольшая туристическая линия). Имеется тоннель Kalidromo длиной свыше 9 километров. Скорость на некоторых участках — до 200 км/час. Количество пассажиров в 2019 году — около 20 миллионов, крайне мало по европейским меркам.

По сути, в Греции имеется одна длинная железнодорожная линия «из конца в конец» с ответвлениями. Крайний северо-восточный пункт — станция Орменион вблизи болгарского города Свиленград. Этот город — крайняя точка славянского мира, он является приграничным как с Грецией, так и с Турцией. От станции Афины до станции Орменион — больше тысячи километров, огромное для Европы расстояние.

От Орменион до станции Салоники (Фессалоники) во втором по величине городе Греции — однопутные неэлектрифицированные участки. Есть линии в Турцию, там был поезд Стамбул — Салоники до 2012 года, и к болгарской станции Кулата. Через Кулата были поезда Москва — Салоники (отменён давно), Бухарест — Салоники и София — Салоники (отменены в 2017 году, в расписаниях до сих пор значатся как летние, на самом деле на участке Салоники — Кулата автобусный подвоз).

Главная железнодорожная магистраль Греции — это линия Афины – Салоники, между двумя крупнейшими городами. Протяжённость — около 500 километров. Многие путешественники и жители страны пользовались и пользуются только этой линией. Только на ней есть активные перевозки, если не учитывать пригород Афин в сторону Пелопоннеса.

В ходе грандиозной реконструкции, проведённой приблизительно в 2000-2010 годах, линия Афины – Салоники не только была превращена из однопутной неэлектрифицированной в двухпутную электрифицированную, но и переместилась в пространстве. Недалеко, но переместилась – похоже, примерно на половине длины. Крупные станции, как правило, остались на прежнем месте, а перегоны оказались на другом.

Сравните советские карты:
http://nakarte.me/#m=12/40.45583/22.56626&l=T
и современное фактическое местоположение:
http://nakarte.me/#m=12/40.45583/22.56626&l=O

или же:
http://nakarte.me/#m=12/39.94896/22.63733&l=T
http://nakarte.me/#m=12/39.94896/22.63733&l=O


или же особенно наглядно:
http://nakarte.me/#m=12/38.97569/22.30225&l=T
http://nakarte.me/#m=12/38.97569/22.30225&l=O.


Как видно, в ходе грандиозной реконструкции убрали большую часть кривых, вывели железную дорогу из населённых пунктов.

Есть участок Лианоклади — Тифорея, где новая магистраль построена на удалении многих километров от старой линии. Старая однопутная неэлектрифицированная линия сохранена и на ней курсирует «локальный» дизель-поезд сообщением Лианоклади — Афины.

Ситуация на конец 2019 года: по маршруту Афины – Салоники обращаются шесть пар поездов ежедневно. Все они состоят из электровоза и пассажирских вагонов. Вагоны – только сидячие, два класса комфортности. В дневных поездах обычно около шести вагонов, в ночном поезде около десяти вагонов.

Пять пар поездов маршрута Афины — Салоники — это дневные поезда, одна пара – ночной поезд. Время в пути у дневных поездов 4:09, у ночного 5:16. Во всех дневных поездах минимальная стоимость билета по полному маршруту 45,4 евро, а в ночном поезде 25,1 евро. На более мелкие дистанции разница в цене ещё более разительная: вдвое и больше.

Поезда более коротких маршрутов на этой линии есть только на участках Салоники – Лариса и Palaeofarsalos — Лианоклади – Афины. На участке Лариса – Palaeofarsalos нет никаких поездов, кроме этих шести дальних.

На маршруте Лианоклади – Афины есть дешёвый поезд с тарифом как в ночном поезде Афины – Салоники, а на маршруте Салоники – Лариса во всех «локальных» поездах стоимость проезда почти такая же высокая, как в дневных поездах Салоники – Афины. Билет Салоники – Лариса на ночном афинском поезде 8,4 евро, а на любом «локальном» электропоезде 14 евро. На дневных поездах Салоники – Афины – 18,3 евро. Расстояние Салоники – Лариса составляет около 130 км.

Другие железнодорожные линии с пассажирским движением:

Салоники – Александруполис. Длинный маршрут по неэлектрифицированной линии. Две пары поездов в сутки, цена от 12,9 евро, при том, что это больше 400 километров. Тут тарифы на удивление бессистемны!

Состав поездов: дизель-поезд.

На маршруте Салоники – Афины, который лишь на 100 километров длиннее, напомню, минимально возможный тариф в ночном поезде – 25,1 евро, а в остальных поездах 45,2 евро. На 2019 год.

Греция — страна немного разгильдяйская. До африканских стран далеко, но и здесь тоже не особо уважают пассажиров. Поезда могут отменяться по непонятным причинам и без внятного оповещения об этом.

Пример. Ноябрь 2019 года. Как я выясню, к сожалению, уже находясь в поезде — маршрут Салоники – Александруполис сокращён более чем наполовину. На участке Драма — Александруполис движения нет. Пассажиров загоняют в автобусы.

Маршрут Александруполис — Орменион. Немаленький — длина 178 километров. Проходит через станцию Пифион, где есть линия в Турцию. У конечного пункта — минимальный разрыв в пассажирском движении между Грецией и внешним миром, всего-то около восьми километров до болгарской станции Свиленград. Путешественник может добраться пешком через автомобильные пункты пропуска. Раньше поезд курсировал до Свиленграда, отменён по причине «евромаразма», когда по бюрократическим причинам поезд не может преодолеть границу.

От Свиленграда уже можно добраться только поездами до Москвы. Причём после скорого запуска поезда Карс — Баку можно будет добраться двумя путями — как через Румынию, так и через Турцию, Грузию, Азербайджан.

На маршруте Александруполис — Орменион одна пара поездов в сутки, это двухвагонный дизель-поезд. Пассажиров мало, маршрут под угрозой отмены. В расписаниях можно видеть ещё две пары, но это на самом деле автобусы, и это железная дорога хотя бы не скрывает — есть пометка BUS.

Афины — Киато. Длина маршрута около 110 километров. Двухпутная электрифицированная линия. 18 пар электропоездов.

Линия должна быть продолжена дальше, но куда и когда — неизвестно.

Ответвления с пассажирским движением: Плати — Флорина. Длинная неэлектрифицированная линия. От Флорина до македонской станции Битола никакого движения нет, несмотря на то, что линия реконструирована на средства Евросоюза и приведена в идеальное состояние. Греция не желает пускать никакие поезда куда-либо к соседям.

Лариса — Волос. Есть сравнительно много пригородных поездов. Линия электрифицирована или вскоре будет электрифицирована.

Палеофарсалос — Каламбака. Неэлектрифицированная линия. До 2001 года имела колею 1000 мм. Есть прямой дизель-поезд из Афин.

Инои — Халкида. Короткая линия, около 2018 года электрифицирована, есть электропоезда из Афин — более десяти пар в день.

Лианоклади — Стилида. Неэлектрифицированная двухпутная линия с относительно активным пассажирским движением. В 2020 году перевозки отменены под предлогом коронавируса.

Линия в афинский аэропорт имени Венизелоса. Открыта вместе с аэропортом в 2001 году. Аэропорт находится почти в тридцати километрах от центра города. Линия используется совместно как поездами Афинского метрополитена, которые, входя на неё, переключаются с нижнего на верхний токосъём, так и электропоездами и дизель-поездами Государственной железной дороги, идущими в аэропорт из разных станций.


На этом список железных дорог широкой колеи с пассажирским движением исчерпывается.

Ситуация на 2020 год. Многие поезда отменены под предлогом коронавируса. На участке Салоники — Александруполис никаких поездов нет — даже до станции Драма. Поезд Александруполис — Орменион сокращён до станции Дикая.

Грузовое движение крайне незначительное.



Что здесь есть узкоколейного?


Это прежде всего линии на полуострове Пелопоннес. На протяжении более чем ста лет на Пелопоннесе (это южная часть Греции, соединена с остальной частью узким перешейком у города Коринф) действовала немаленькая сеть линий колеи 1000 мм.

Но здесь, как и в большинстве стран мира, решили полностью убрать колею, отличную от 1435 мм. Исключение — крошечные участки для туристов.

В Афинах был собственный «Пелопоннесский» вокзал колеи 1000 мм. Он закрыт, пути разобраны.

Первый участок линии колеи 1435 мм на Пелопоннес был открыт после 2000 года. Линия колеи 1435 мм строилась в целом по направлению линии колеи 1000 мм, но в стороне от неё.

По состоянию на 2020 год колея 1435 мм заканчивается в ближней части Пелопоннеса, на станции Kiato. Из Афин до Kiato активно курсируют электропоезда.

На участке Kiato — Patras (Патра — крупнейший город Пелопоннесса) линия колеи 1435 мм строится уже много лет. Строительство близко к завершению, но движение не открыто.

Теоретически есть планы построить линию колеи 1435 мм на Пелопонессе вдоль всех линий колеи 1000 мм. Но на это едва ли найдутся средства.

Линии колеи 1000 мм официально считаются временно закрытыми с 2011 года. Их судьба печальна.

Действующие линии на Пелопоннесе, не считая нового участка Афины — Киато, есть только туристические.

Это следующие участки: Diakopto — Kalavryta колеи 750 мм с зубчатой рейкой и Katakolo — Olympia колеи 1000 мм. Обе линии — короткие, ориентированы на туристические перевозки.

За пределами Пелопоннеса есть действующая туристическая узкоколейная железная дорога в окрестностях города Волос. Колея 600 мм. Есть маршрут Ano Lechnonia — Milies, длина 16 километров. Только летом по выходным дням. Первые 12 километров от Волоса до станции Ано Лехония не действуют.

Kryoneri — Agrinio. Колея 1000 мм. Линия изолированная. Действовала с 1890 по 1970 год. В 2002 году начались работы по восстановлению. В них были вложены многие миллионы евро, но завершить их не удалось. Ничего внятного по поводу этой линии сказать нельзя. https://fr.wikipedia.org/wiki/Ligne_de_Kryonéri_à_Agrinio — некоторая информация.



Пассажирского сообщения с внешним миром Греция не имеет. Раньше оно возобновлялось летом в виде поездов Салоники – Белград и Салоники – София. Но с 2017 года эти поезда сокращены до македонской и болгарской пограничных станций — соответственно Гевгелия и Кулата. Хотя в расписаниях поезда могут быть, но это наглая ложь. Подвоз автобусами от города Салоники до Гевгелии и Кулаты.

Якобы отмена — из-за мигрантов, пытавшихся пролезть в поезда, спрятаться в них или блокировавших их движение, когда поезда были.

Железная дорога на греческом — сидиродромо (σιδηρόδρομο). Сидирос — железо, так что это именно железная дорога, а не рельсовая дорога, как в английском. Поезд — трэно, как во многих языках, тут у Греции ничего своего. Станция и вокзал — стафмо.

Ещё надо знать, хотя бы для покупки билета в кассах (там всегда поймут по-английски, но лучше начать на национальном языке):
Здравствуйте, добрый день — калимэра или ясас, 
спасибо — эвхаристо. 

Расписание движения поездов — это красивое слово «дромология».

Расписания следует смотреть на официальном сайте https://tickets.trainose.gr/dromologia/.


Ситуация на 2019 год. Железная дорога в Греции — государственная, обслуживается компанией «Органисмос сидиродромон Элладас» (ОСЕ). Пассажирскими и грузовыми перевозками занимается дочерняя компания «ТренОСЕ».

Пассажиров, к сожалению, мало по сравнению с другими европейскими странами. По населению Греция меньше Италии в шесть раз, а по объёму пассажирских перевозок — в десятки, если не сотни раз.

В столице Греции Афинах имеется один железнодорожный вокзал, именуемый Афины-Лариса. Огромный четырёхмиллионный город — и крошечный унылый вокзал, как в районном центре.

В Афинах имеется метрополитен и трамвай. В Салониках строится метрополитен, открытие возможно в 2022 году.



Официальная информация на 2019 год, перевод с официального сайта железной дороги Греции:

Инфраструктура линии Салоники — Стримонас — Александруполис состоит из одной стандартной колеи (1435 мм) длиной 442 км, из которых 116 км построены с использованием современных материалов (рельсы UIC 54 и бетонные моноблочные шпалы B70), остальные 326 км — со старой инфраструктурой (двухблочные бетонные, деревянные и стальные шпалы и рельсы UIC 54-UIC 50).

 Линия оборудована сигнализацией от Салоник до Стримонас, максимальная скорость 160 км/ч, и может выдерживать максимальную нагрузку на ось 22,5 тонны.

Линия Салоники — Стримонас — Александруполис имеет 36 тоннелей и 251 мост (с пролётом более 4 метров), а также 28 станций, обслуживающих пассажирские перевозки. Между Драмой и Ксанти линия проходит рядом с рекой Нестос, этот участок является особенно живописным маршрутом.

От станции Александруполис железная дорога продолжается по территории Греции ещё 178 километров до станции Ormenion, пограничной с Болгарией. Когда-то там курсировал поезд Салоники – Стамбул. Он отклонялся на станции Pythios в Турцию. Ещё раньше был поезд на Свиленград (Болгария) через пограничную станцию Ormenion.

Протяженность линии Александруполис — Орменион составляет 178,5 км. Большая часть отремонтирована с использованием современных материалов (рельсы UIC54 — моноблочные шпалы B70 и пружинные анкеры SKL 14).  Есть устаревшие участки с деревянными или стальными шпалами и рельсами различных типов, общей длиной около 30 км. Линия имеет 70 мостов (с пролётом более 4 метров) и 13 станций.

Линия Патры — Пиргос — Калонеро — Зефголатио — Каламата: инфраструктура линии Западного Пелопоннеса соединяет города Патры и Каламата. Это линия колеи 1000 мм, устаревшей конструкции, допускающая максимальную нагрузку на ось 14 тонн. Не действует.

Коринф (старая станция) — Аргос — Триполи — Зефголатио: железная дорога соединяет Коринф с Триполи этой линией, которая была недавно отремонтирована с использованием современных материалов. Она принадлежит к активной сети OSE и имеет общую длину 121,4 км. Колея 1000 мм. На самом деле линия не действует.

Коринф (старая станция) — Коринф (новая станция): это линия трёхниточной колеи, соединяющая метровую линию Пелопоннеса с новым вокзалом колеи 1435 мм.

AG. ANARGYROI — ELEFSINA (линия смешанной колеи).

Пелопонесские туристические линии:

ДИАКОПТО — КАЛАВРИТА: Железнодорожная линия Диакопто — Калаврита является отдельной линией сети не только из-за естественной красоты маршрута, но и из-за особых технических характеристик. Ширина колеи на этой линии составляет 750 мм, а общая длина — 22,3 км, в то время как движение поезда по большим продольным уклонам (до 175 ‰) обеспечивается системой зубчатой рейки, применяемой на общей длине 3,4 км.

Была идея купить подвижной состав с этой линии для узкоколейной железной дороги Гуамка — Мезмай в Краснодарском крае.

Пиргос — Олимпия: однопутная линия колеи 1000 мм, длиной 20,84 км.
Пиргос — Катаколо: однопутная линия колеи 1000 мм, длиной 12,3 км.

Маршрут КАТАКОЛО-ПИРГОС-ОЛИМПИЯ представляет интерес для туристов, а Катаколо является комбинированным транспортным узлом, поскольку значительное число круизных судов посещают его порт, перевозя туристов, которые желают посетить местонахождение древней Олимпии.

АРГОС — НАФПЛИО. Железнодорожная линия ARGOS — NAFPLIO представляет собой линию колеи 1000 мм длиной 11 км, отремонтированную с использованием современных материалов.

Железнодорожная сеть Пелопоннеса колеи 1000 мм, деятельность которой временно приостановлена, как определено в Законе 3891/10, содержит следующие участки:

Элефсина — Коринф (старая станция)
Истмос — Лутраки
Диакопто — Псатхопиргос
Кавассила — Киллини
Калонеро — Кипариссия
Лефктро — Мегалополи
Аспрохома — Мессини


За пределами Пелопоннеса: КРИОНЕРИ — АГРИНИО.

Эти линии не действуют, но потенциально активны. Специально для линии Истмос — Лутраки, представляющей интерес для туристов, OSE уже спроектировала переход линии с колеи 1000 мм на стандартную колею, установку электрификации и сигнализации, чтобы она могла стать частью Афинской пригородной железной дороги.

Железная дорога Пелион (район города Волос). Pelion — одна из самых узкоколейных железных дорог в мире, с шириной колеи всего 60 см. Поезд Пелион проходит через один из самых живописных маршрутов, представляющих интерес для туристов, поскольку он следует по горной местности от Ано-Лечонии до Милиеса, длиной 16 км, пересекая пышные склоны, покрытые густой растительностью.



Описание поездки в Грецию в 2019 году находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2019bagr.html.





06.01.2021 © Автор «Сайта о железной дороге»


«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу





Яндекс.Метрика