ХУДШИЕ ВОКЗАЛЫ СРЕДИ КРУПНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ЗАМЕНЕ







Железнодорожный вокзал в каждом уважающем себя российском городе является выдающимся монументальным зданием, гордостью города. Все крупные вокзалы, построенные до упрощения архитектуры в конце 1950-х годов, и особенно до революции 1917 года — очень красивы.

Но есть и недостойные, позорные вокзалы, остро нуждающиеся в сносе и замене на нормальные здания, желательно в виде своих необоснованно разрушенных дореволюционных предшественников. Это в первую очередь Саратов, Ростов-на-Дону, Пермь, Нижний Новгород, Владимир, Уфа, Белгород, Пенза, Курский вокзал Москвы.

Список, конечно, далеко не полный. Я пока оставляю в стороне всё то, что осталось за пределами нынешней несправедливо «маленькой» России. А там тоже было предостаточно актов дикого вандализма — например, Тбилиси, Таллин, Рига, Сумы, Мариуполь, Гродно. Оставляю в стороне все города, не входящие в число самых крупных и известных. Оставляю в стороне те случаи, когда действующим вокзалом является недостойное, а то и просто уродливое здание, но старый вокзал сохранён, хотя оказался «на задворках» и имеет другое назначение. Примеры — Ульяновск (старый и новый вокзалы находятся на разных станциях), Петропавловск-на-Ишиме (территория Казахстана, но станция принадлежит России). Тюмень, где может показаться, что старый вокзал сохранён, приходится вычеркнуть - там уцелел не старый вокзал, а находившаяся близко к путям железнодорожная больница.

Такие случаи, как Екатеринбург, Челябинск, Луганск, где и старое здание вокзала сохранилось, сменив своё назначение, и новое здание неплохое — это идеальный вариант. Если старое здание действительно не подходит для современного функционала, то надо делать именно так.

Но у нас чаще всего делали по-другому.

Недопустимые и преступные сносы красивых зданий, памятников архитектуры, прошли в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы.

Примечательно, что Великая Отечественная война не лишила нас красивых вокзалов в крупных городах. Разрушено тогда было многое, но после войны всё восстанавливали либо в прежнем виде, либо в другом, но не худшем. А часто — в более ярком и монументальном. Примеры — Смоленск, Сталинград, Воронеж. Редкими исключениями являлись, например, Павловск I (не только вокзал не восстановлен, но и станция), Белоостров, Раяйоки и Каменногорск. Но это малые станции, а публикация посвящена крупным городам.

Самые ужасные случаи — это Саратов, Ростов и Пермь. Уже многие годы я содрогаюсь, посещая эти города, или видя старые фотографии из этих городов. В них были самые красивые вокзалы, которые пополнили бы список всемирной архитектурной гордости — но варвары их уничтожили.


Саратов. Самый ужасный, дикий и вопиющий пример — как по красоте разрушенного здания, так и по отвратности нынешнего.
Вторая фотография сделана в ходе http://infojd.ru/dop/poezdka2015sbar.html.

То, что пришло вместо них — феноменально примитивно, уродливо и отвратительно. Словно специально ставилась цель сделать как можно хуже. Интересно, что предлогом для сноса называли тесноту старых зданий, то есть их малый размер. Но в Саратове и Перми новые псевдовокзальные уродства не особо отличаются размером от снесённых дворцов.

Думаю, делалось исключительно из тех соображений, из которых в своё время Герострат сжёг храм в греческом городе Эфес, ныне не существующем: войти в историю чёрными делами. Но это бесполезно, помнят одного только только древнего Герострата, а его бесчисленных последователей никто не помнит и не знает, они ушли на мусорную свалку истории.

Продолжается ли подобное сейчас, в 2010-е годы? К сожалению, продолжается, но не в крупных городах. Это отдельная тема.


Пермь II (историческое название Пермь-Заимка, главный и по сути единственный вокзал города). Вторая фотография сделана в ходе http://infojd.ru/dop/poezdka2019ukrainayakutiya.html.


Старинные фотографии Перми II. Нынешний позорный сарай, построенный на фундаменте прежнего здания,
по размерам не больше!


Нижний Новгород. Вторая фотография была сделана в ходе http://infojd.ru/dop/poezdka2014igsg.html.
До 2014 года надпись гласила не «Железнодорожный вокзал», а «Московский вокзал».


Владимир. Старое фото — со стороны путей, новое — со стороны города. Но старый вокзал был
со всех сторон хорош, новый — со всех сторон уныл.
Вторая фотография сделана мной в 2019 году.


Белгород. Первая фотография сделана не раньше 1976 года, когда прошёл 25-й съезд КПСС.
Вторая фотография сделана мной в 2005 году. Вокзал не изменился.


Пенза. Вторая фотография сделана мной в 2006 году.


Эта фотография на некоторых ресурсах в сети «Интернет» иллюстрирована
как старый вокзал в Пензе. На самом деле это старый вокзал в
Ульяновске, причём он сохранился, перестав быть вокзалом.


Ростов. Вторая фотография сделана мной в 2007 году.


Уфа. Вторая фотография была сделана в ходе http://infojd.ru/dop/poezdka2014igsg.html.

Есть ли случаи устранения этого позора? Есть, но только один. Это Хабаровск. Не совсем идеально, вокзал восстановили не совсем в старом виде, но всё-таки в том же стиле и более-менее достойно.


Хабаровск. Старый вокзал, «советский позор», нынешний вокзал — фотография сделана в ходе http://infojd.ru/dop/poezdka2017kom.html.
Фундамент и часть стен остались неизменны со времён постройки дореволюционного вокзала.

Что нужно сделать во всех этих городах? В Саратове, Перми, Нижнем Новгороде — однозначно снести непотребные уродства и восстановить старые здания в прежнем облике, но с современными технологиями и, возможно, в увеличенном размере. Образец, хотя и не лучший — Хабаровск, или даже восстановление Храма Христа Спасителя в Москве. Ещё можно вспомнить Савёловский и Павелецкий (изначально Саратовский) вокзалы Москвы. И тот, и другой в 1980-х годах капитально перестроили, увеличили в размерах два или даже в три раза. Сохранив прежний стиль и красоту.

В Ростове имеющееся здание огромное, выполняет не только функцию вокзала, и сносить его — «перебор». Историческое здание нужно восстанавливать рядом, а советское «уныние» превратить в административную постройку.

Курский вокзал Москвы — особый случай. Старинное здание не снесено полностью, а только частично — в основном лишь «городской» фасад. На месте городского фасада — уродливый стеклобетон. Его нужно убирать и восстанавливать здание в прежнем виде, сохранив при этом подземный этаж.


Курский вокзал Москвы. Приблизительно 1890-е годы, приблизительно 1950-е годы, 2018 год.

Уфа и Пенза. В этих городах уничтоженные вокзалы не так жаль, как вокзалы в Саратове, Перми, Ростове. Они не были настолько уникальными и были похожи на уцелевший вокзал в Сызрани. Хотя речь о полном совпадении не идёт: вокзалы в Уфе и Пензе выглядели по-разному, сохранившийся вокзал в Сызрани не является копией ни того, ни другого. Он меньше, чем снесённые вокзалы в Уфе и Пензе, архитектурно проще.

Разрушенный вокзал в Самаре почти не отличался от уцелевшего вокзала в Оренбурге.







13.03.2020 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.