ПОЕЗДКА БОЛОГОЕ — ТИХМЕНЕВО — СЯВА — МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — МИСКОВО, 2000 ГОД









Длительная и крайне жёсткая рабочая экспедиция. Я находился в пути 18 дней, хотя и (удивительное дело) не отдалялся от Москвы больше чем на 800 километров. Выезд 14 мая, возвращение 31 мая.

Почти не было денег. Не было паспорта — он был утрачен в ходе экспедиции в Таджикистан. Я прошёл необходимые процедуры для получения нового паспорта, но он будет получен лишь спустя чуть ли не месяц. Решаю, что нельзя терять столько времени.

Рабочая экспедиция происходила в самых наихудших условиях. Без паспорта, только со справкой о его отсутствии, почти без денег и «без ничего»!

В пригородных поездах неоднократно были матерные перебранки, стычки и драки с соответствующими работниками. Они истерично пытались высадить меня из пригородных поездов с дикими криками, угрозами и тычками.






ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ:


УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВЫШНЕВОЛОЦКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (центр — посёлок Терелесовский, также: Осеченка, Трудовой, северная часть Вышнего Волочка)

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БОЛОГОЕ — СОНКОВО

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МОКЕИХА-ЗЫБИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (посёлок Октябрь у станции Пищалкино, посёлок Мокеиха-2)

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЫБИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (центр — посёлок Тихменево)

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВАРЕГОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЗАВОДА «КАПРОЛАКТАМ» (г. ДЗЕРЖИНСК)

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ГОРЬКОВСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОНШАЕВО — СЯВА

СЯВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЯКШАНГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ШОРТЮГСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (СУПРОТИВНЫЙ — ПОЛДНЕВИЦА — МАЛОЕ РАМЕНЬЕ)

ПОЛДНЕВИЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (Полдневица — Мостовик — Зинковка)

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МИСКОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (центр — посёлок Мисково, одна из станций — в городе Кострома)






Вся экспедиция — жесточайшая борьба с холодом (на первой половине маршрута) и жарой (во второй половине). Под конец поездки — обилие кровососущих насекомых, из-за которых невозможно было спать. Поэтому сутками я обходился не только почти без еды, но и почти без сна.

Многократные нехорошие ситуации из-за отсутствия паспорта. В Нижнем Новгороде милиция на речном (!) вокзале долго держала меня и звонила в Москву. «Наезд» агрессивных маргиналов в Зинковке, которые за отказ распивать водку пытались взять меня в заложники и расстрелять из ружья.

Общий маршрут поездки: Москва — Тверь — Осеченка — Бологое — Удомля — Сонково — Пищалкино — Мокеиха-2 — Пищалкино — Тихменево — Великий Мох — Тихменево — Ваулово — Варегово — Ваулово — Ярославль — Нерехта — Иваново — 243 км — Нижний Новгород — Бор — Большое Пикино (карьер) — Бор — станция Тоншаево — Сява — Новосявский — Панино — Якшанга — Супротивный — Полдневица — Зинковка — Малое Раменье — Полдневица — Поназырево — Шарья — Кострома — Мисково — Караси — Мисково — Кострома — Москва.

Более детализированно:
Москва — Тверь — Осеченка — Бологое — Удомля — Сонково (пригородные поезда). Сонково — Пищалкино (вагон грузового поезда). Пищалкино — Мокеиха-2 — Пищалкино тепловозы и вагоны узкоколейной железной дороги, а также пешком. Пищалкино — Тихменево пригородный поезд. Тихменево — Великий Мох — болото — Тихменево тепловозы и вагоны узкоколейной железной дороги, а также пешком. Тихменево — Ваулово — Варегово — Ваулово — Ярославль — Нерехта — Иваново — Новки II пригородные поезда. Новки II — 243 км пешком. 243 км — Калининская пригородные поезда. Калининская — Чёрное — Дзержинск пешком. Дзержинск — Нижний Новгород — — Толоконцево пригородные поезда, безуспешная попытка переправиться на Бор с речного вокзала. Толоконцево — Бор автобус бесплатно. Бор — Большое Пикино (карьер) — Бор тепловоз узкоколейной железной дороги. Бор — Толоконцево автобус бесплатно. Толоконцево — Шахунья — станция Тоншаево пригородные поезда, причём на участке Шахунья — Тоншаево в электровозе пригородного поезда. Тоншаево — Сява поезд ведомственной линии. Сява — Новосявский — Панино пешком. Панино — Якшанга частная дрезина, которую ждал два дня. Якшанга — Супротивный пригородный поезд. Супротивный — Полдневица тепловоз ведомственной линии. Полдневица — Зинковка частная дрезина. Зинковка — Малое Раменье на плоту. Малое Раменье — Полдневица пассажирский поезд ведомственной линии. Полдневица — Поназырево — Шарья — Кострома автостоп. Кострома — Мисково — Караси — Мисково тепловозы и вагоны узкоколейной железной дороги. Мисково — Кострома — Москва автостоп.

Преодолённое расстояние — около 3 100 км.

Ночёвки:
У железнодорожной линии к востоку от станции Удомля (см) с 14 на 15 мая
Мокеиха-Зыбинское
Тихменево (см)
Ваулово, могу ошибаться (см)
Иваново (см)
окрестности платформы Калининская в Дзержинске (см)
Бор (см)
станция Тоншаево (в заброшенном здании)
Новосявский (в заброшенном здании)
Панино (две ночёвки в доме ранее незнакомых местных жителей в статусе гостя)
Якшанга (см)
Полдневица (см)
Плот, движущийся по реке Ветлуге
Плот, движущийся по реке Ветлуге
Кострома, окрестности узкоколейной станции (см)
Мисково, на крыше промышленного здания

Эта поездка, как и предыдущая короткая поездка на железную дорогу Черусти — Уршель, происходила без паспорта, со справкой о его утрате, выданной в Таджикистане. Новый паспорт оформлялся в Москве длительное время. В результате отсутствия паспорта не раз возникали трудности. Порой трудно было убедить, что я — не гражданин Таджикистана и не имею к этой республике ни малейшего отношения.

Фотографии из поездки (Осеченка)
Фотографии из поездки (Мокеиха)
Фотографии из поездки (Полдневица и Малое Раменье)
список не полный.



Электропоезда Москва — Тверь и Тверь — Бологое (два, первым до Осеченки). Вечерний пригородный поезд маршрута Бологое — Брусово или Бологое — Максатиха, в котором с большим трудом удалось продержаться до станции Удомля. Решаю хотя бы немного посмотреть дальний и малоизвестный, но по-своему интересный город атомщиков при Калининской АЭС.

Примерно в районе станции Кафтино произошёл необычный случай. Поезд, в котором было, скорее всего, два вагона, встал в лесу на перегоне. Торможение не было резким - по крайней мере, не на уровне явной нештатной ситуации. Ничего необычного вначале я не заметил. Наверное, забираем работавших на перегоне путейцев, стандартное дело.

Но стоим почему-то долго. И я слышу шокирующее известие из купе проводников. Вагон оторвался от остального состава! Произошёл саморасцеп автосцепки. Ситуация крайне редкая и грозящая нехорошими последствиями.

В этом случае благодаря разрыву тормозной магистрали обе части состава должны экстренно затормозиться. Но машинист вроде как не сразу заметил и проехал далеко вперёд. Или всё же заметил сразу, а постояли некоторое время из-за того, что нужно было внимательно осмотреть автосцепку и попытаться понять причины нештатной ситуации.

Сцепляемся, едем дальше.

Вечерний город Удомля. Прохожу несколько километров по перегону в сторону следующей станции Еремково и ночую вблизи железной дороги под приятный звук грузовых поездов.

Утренний пригородный поезд Бологое — Сонково. Продержался.

От узловой станции Сонково до станции Пищалкино я добрался в вагоне грузового поезда. Это достаточно рискованно: остановка по станции Пищалкино не гарантирована. Но вероятность этого высокая, так как по однопутной линии движется большой поток поездов.

Размышляю так: если и не в Пищалкино, то на следующей станции поезд точно остановится. Если придётся идти пешком, то не больше, чем от Сонково.

Поезд остановился в Пищалкино. Я вылез из полувагона и направился в соседний посёлок Октябрь. Как и ожидалось, здесь есть действующая крупная узкоколейная железная дорога, принадлежащая Мокеиха-Зыбинскому торфопредприятию.

На Мокеиха-Зыбинском торфопредприятии никаких неприятных эпизодов не было. Здесь отношение было хорошим.

Я проехал в кабинах тепловозов по основной, северной линии почти «до упора» — самого дальнего, 5-го участка. Наблюдаю последствия аварии на «времянке».

К сожалению, было сделано всего семь фотографий. В «плёночную» эпоху каждый снимок стоил денег, а их не было.

Было записано множество сведений об узкоколейной железной дороге. Это писалось на бумаге. К сожалению, значительная часть ценной информации пропала. Дурной гражданин Олег Прут (значительно позднее появившийся в Сети как http://alt17.livejournal.com) украл записи.

Все свои бумажные записи в то время я давал известному Антону Кротову для использования в книге-сборнике расписаний «Все электрички России». Со строгим условием — вернуть в полной сохранности, без малейших повреждений, без каких-либо пометок.

К сожалению, Антон Кротов передал бумаги недостойным того гражданам — Илье Сайтанову и Олегу Пруту. Они работали над составлением сборника расписаний, хотя настоящими «фанатами» железной дороги не являлись.

Первый вернул бесценные бумаги из экспедиции на Сахалин в испохабленном виде, испортив их своими пометками. Сканированные изображения есть в описании экспедиции на Сахалин.

Второй не вернул вообще. Настойчивые требования отдать чужое имущество он категорически игнорировал, от контактов со мной уклонялся. Понятно, что ему эти бумаги не нужны. Он не понимал их значения, и скорее всего выкинул их.

Я хотел как лучше — донести собранную информацию до широкого круга людей. В то время ещё почти не было Интернета. В ответ на благое побуждение я получил вероломство и невосполнимый ущерб (в случае с Прутом). Это ухудшило отношение к людям в целом. Стыд и позор!

Пригородный поезд до Тихменево. Продержался. Теперь — изучение узкоколейной железной дороги Рыбинского торфопредприятия. Она совсем не такая развитая и активная, как в Мокеихе, но жива. Два дня на неё.

Ваулово — там всё несравнимо хуже. Движения нет.

Из поезда Иваново — Новки высадили раньше конечной станции, но там уже недалеко оставалось до остановки электропоездов на Московско-Нижегородской магистрали.

Узкоколейную железную дорогу на «Капролактаме» обследовал, но движения не оказалось.

Тоншаево (пост Примыкание) — Сява. Проехал в поезде. Потом десятки километров пешком.


Заброшенный дом в нежилом посёлке Новосявский, служивший местом ночлега.



Внутренний вид комнаты в заброшенном доме.

Панино. Здесь семья местных жителей на два дня приняла меня в своём доме, кормили, относились хорошо. Наконец пришла дрезина.

После большого скандала в пригородном поезде добрался до станции Супротивный. Повезло, через несколько часов отправится грузовой поезд на Полдневицу!

Полдневица. Далее решаю двигаться по узкоколейной железной дороге в Зинковку.

Пьяные жители посёлка Зинковка Поназыревского района Костромской области подвезли до своего посёлка на мотодрезине по узкоколейной железной дороге из Полдневицы (альтернативы не было: дрезины на ней ходили не каждый день). Потребовали или оплатить проезд, или идти к ним домой совместно распивать водку. Я отказался платить (они подвозили по пути, денег почти не было, существовал на хлебе, воде и «подножном корме»). Отказался и распивать водку — ни разу в жизни её не пил, сейчас тоже не собирался.

Жители силой втащили в свой дом, наставили на меня охотничье ружьё и угрожали расстрелять (но выстрелов не производили). Мне удалось вырваться и скрыться в доме одного из немногих адекватных жителей маленького почти вымершего на тот момент посёлка. Он взял меня под свою защиту. С его помощью был построен плот. В качестве источника стройматериала для него использовались заброшенные дома, которые в изобилии имеются в почти мёртвом посёлке.

На плоту я уплыл из Зинковки по реке Ветлуге в Малое Раменье. Плавание длилось больше суток. Из Малого Раменья уезжаю в Полдневицу по Шортюгской железной дороге.


Река Ветлуга выше населённого пункта Большая Стрелка. Вид с плота.



Плот, на котором я сплавлялся по реке Ветлуге приблизительно в течение суток.
Снимок сделан у правого берега, вблизи Большой Стрелки.



Река Ветлуга ниже Большой Стрелки.



Река Ветлуга немногим выше Малого Раменья (на карте в этом месте обозначены
«дома лесосплава»). Здесь я сошёл с плота на берег.

Автостоп до Костромы. Более-менее нормально. Остался последний рывок — на Мисково, после чего наконец возвращение.




05.05.2020 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.