Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА ХАРЬКОВ — МАРИУПОЛЬ — АПШЕРОНСК — НОВЫЙ АФОН, 2003 ГОД









Рабочая экспедиция на объекты железнодорожного транспорта была произведена в августе 2003 года.





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЧУПАХОВСКОГО САХАРНОГО ЗАВОДА

АПШЕРОНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

АБХАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В НОВОАФОНСКОЙ ПЕЩЕРЕ





9 августа 2003 года отправляемся в путь. Это редчайший, единичный, крайне нетипичный случай не одиночной поездки. С кем - не выдам.

На электропоезде доезжаем от Железнодорожного до Курского вокзала г. Москва. Спускаемся в метро.

Серпуховской радиус ("серая линия") Московского метрополитена. Доезжаем до последней станции в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги - "Аннино". На открытии этой станции, состоявшемся 12 декабря 2001 года, я издали видел Путина и Лужкова.

Выйдя из метро на Варшавское шоссе, проходим в направлении Бутово, пересекая многочисленные "отвороты", преодолеваем грандиозную транспортную развязку (пересечение с МКАД), попадаем в начальную точку Симферопольского шоссе и приступаем к автостопу.

Очень скоро останавливается первый автомобиль — "ГАЗель" до поворота на Чехов. Затем — "иномарка" до одного из поворотов на Серпухов. Там столь же быстро появляется "КамАЗ" с белгородскими номерами.

Около двух часов ночи оказываемся на посту ДПС в районе поселка Знаменка, где кончается объездная дорога Орла. Здесь водитель "КамАЗа" решил остановиться для сна. Попытались еще немного "постопить", затем уходим от дороги влево, в лесопосадки.

Назавтра, около полудня — вновь на трассе. "ЗиЛ" с номерами Московской области — до поворота на Дмитровск ("О"), "ГАЗель", следовавшая в составе колонны из Нижнего Новгорода в Харьков — еще километров на пятнадцать (вскоре двигатель автомобиля перегрелся, несмотря на помощь других водителей из колонны, устранить неисправность на месте оказалось невозможно). Затем — орловская "Нива" до начала объездной дороги г. Курск.

Там "зависли" надолго. Наконец, останавливается потрепанный автомобиль "Жигули" красного цвета, вновь с номерами Московской области. За рулем — житель Ирака, курд по национальности. Ему нужно было попасть на дорогу в сторону Курчатова, но найти нужный поворот для него оказалось делом непростым. В итоге, мы попали на южный конец объездной дороги.

Прошли пост ДПС. Через некоторое время, остановилась "Волга" с номерами Ростовской области. За рулем находился весьма неприятный гражданин. Ехать с ним было противно. Но мы понимаем, что этот тип — редкое исключение, и не похож на остальных азербайджанцев...

В сумерках оказываемся у "границы". Километровая очередь из тысяч автомобилей. Однако пешком удалось пройти достаточно быстро. Что больше всего не понравилось — то, что пришлось заполнять идиотскую "миграционную" бумажку.

Ночевка у поворота на Казачью Лопань. Утром — "ГАЗель" до въезда в официальную черту г. Харьков — пересечения с кольцевой автодорогой. Единственный в этом путешествии водитель, слушавший "Rammstein"...

Все время идет дождь. Доходим, точнее, добегаем до ближайшего жилого массива Пятихатки. Оттуда — в центр города, на автобусе за 70 копеек.

Станция "Советская" Харьковского Метрополитена. Переходим оттуда на "Исторический Музей". Поездка: "Героев Труда" — "Университет" — "Госпром" — "Научная" — станция со странным названием "Метростроителей имени Г.И. Ващенко". Переходим на "Спортивную", вновь добираемся до "Советской", где выходим в город. Дождь не прекращается...

Пытаемся добраться до вокзала пешком. При этом, карт города у нас с собой нет (они остались дома). И оказывается, что сделать это непросто: после примерно часовой прогулки Харькову мы вернулись на ту же Площадь Свободы. Затем — вторая попытка, но и она закончилась аналогично. Приходится вновь спускаться в метро (станция "Пушкинская").

Доезжаем до станции метро "Южный Вокзал". На вокзале выясняется, что поездов в направлении Смородино в ближайшее время не будет. Добираемся пешком по улице Полтавский Шлях до станции метро "Холодная Гора", далее — на трамвае до конечной, оттуда — автостопом. Через некоторое время останавливаются старенькие "Жигули" с молодым и приятным водителем. Выходим из этого автомобиля западнее Богодухова, рядом с огромным элеватором.

Долго стоять на дороге не пришлось: микроавтобус до Ахтырки. Вел его человек, когда-то работавший на узкоколейной железной дороге Чупаховского Сахарного Завода!

От выезда из Ахтырки остается сделать последний бросок — на Чупаховку. Подголосовывая, доходим пешком до ремонтируемого моста через р. Ворскла. Стоило лишь его пройти — остановился рабочий "Икарус", перевозящий смену нефтяников из города к месту добычи нефти (у села Кочановка). Довозит до поворота на Чупаховку.

Оттуда прошли около километра, за развилку на Олешню. Вечер. На пустынной дороге появляется микроавтобус "ГАЗель". Оказалось, что он рейсовый, идет по маршруту Ахтырка — Лебедин — Сумы. И при этом в нем нет никого, кроме водителя.

Тот сказал, что "до Чупаховки — рубль", т.е. 1 гривна.

- можно 1 на двоих?

- Ладно.

Впрочем, удивленный нашим путешествием водитель по приезде в Чупаховку отказался от всякой платы.

Исследование узкоколейной железной дороги Чупаховского сахарного завода...

Покинув разбираемый участок узкоколейной железной дороги, на протяжении долгого времени идем через село Камыши. В центре населенного пункта, у магазина с вывеской "ДЛЯ ВАС, ГОСПОДИН" пришлось вновь (после участкового в Чупаховке) пообщаться с местной милицией, которая записала у нас номера паспортов.

На выезде из села приступаем к автостопу. "Нива" до пересечения с автодорогой Ахтырка — Зеньков, еще одна машина — до Зенькова, микроавтобус с номерами Киевской области, в котором содержались граждане южной внешности — до Опошни, "девятка" до Полтавы...

Идем пешком до вокзала Полтава-Южная. Выясняется, что пригородных поездов на Красноград сегодня уже не будет. Зато вскоре (в 17:15) отправляется дизель-поезд сообщением Полтава-Южная — Харьков-Пассажирский.

Железные дороги Украины в последние годы изменились. Сейчас, на мой взгляд, они выходят на позицию лучших на пространстве бывшего СССР. Во многом это заслуга руководителя железных дорог Георгия Кирпы, о котором многие рядовые железнодорожники отзываются как о хорошем руководителе.

Такой аккуратности и обустроенности не встретишь даже во многих странах Европы. При этом, стоимость проезда — одна из самых низких в мире (если не самая низкая). По-прежнему почти половина населения имеет право на бесплатный проезд в пригородных поездах. Это все пенсионеры, а также многие другие категории.

В Харькове пришлось воспользоваться метрополитеном, чтобы попасть на вокзал Харьков-Левада. Было достаточно времени, поэтому проехали по маршруту Южный Вокзал — Пролетарская — Проспект Гагарина.

Вокзал Харьков-Левада, как главный "Южный" вокзал, оказался недавно отремонтирован и выглядел очень цивильно, "по-европейски". Конечно же, турникеты на вход. Обходим забор и заходим на вокзал с противоположной стороны. Садимся в электропоезд, который в полночь отправляется на Изюм.

По сравнению с моими прежними поездками в пригородной зоне Харькова (июнь 1998 года, апрель 1999 года, август 2000 года) сейчас все кажется сильно изменившимся. Турникеты, цивильность и украинизация.

Теперь даже "живые" звуковые сообщения в электропоездах железнодорожников под угрозой всяческих кар заставляют произносить по-украински. Раньше это было трудно и вообразить. Это выглядит возмутительным. Обработка мозгов, вдалбливание "мовы" словно "шприцом в уши".

В Изюме — два часа сна, в зарослях напротив вокзала. Затем — на электропоезд до Краматорска (согласно расписанию на вокзале — Изюм — Красный Лиман). Это был относительно новый состав производства Демиховского завода. К нашей неожиданности, звуковые сообщения помощник машиниста произносил на негосударственном языке.

В Красном Лимане не выходим, хотя, быть может, зря: через Артемовск доехать было бы быстрее.

По прибытии в Краматорск помощник машиниста объявил:

— Приехали, все выходим, электричка дальше не пойдёт!

(это звучало именно так, со словом "электричка"!)

На вокзале выяснилось, что ближайший электропоезд в сторону Донецка будет очень нескоро. Вообще, пригородное сообщение в Донбассе далеко не радует своим состоянием. По линии на Артемовск — Попасную поезда ходят, как и все последние годы, по указанию несколько раз в неделю.

Погода оставалась пасмурной, дождь и ветер. Но все же идем в город. Недалеко от вокзала находим трамвайное кольцо. То еще чудо — краматорский трамвай...

Вагоны следуют с интервалом примерно в 40 минут. Доезжаем до конечной остановки маршрута, там выходим из вагона, тем самым поступив неправильно — вскоре становится ясно, что на электропоезд до Фенольной не успеем. Пока что есть время вдоволь пособирать дикорастущие абрикосы в отдаленном малоэтажном районе.

Электропоезд до Донецка. Звуковые сообщения в этот раз на украинском, периодически беспорядочно переходящем в русский, что несколько веселит.

Донецкая железная дорога — одно из удивительных мест этого мира — железнодорожного мира... Очень многое здесь может удивить путешественника — немыслимая для родных просторов густота сети линий, древние электровозы ВЛ8 (тяговый подвижной состав на элетрифицированных участках представлен почти исключительно ими). Жаль только, что уже не осталось знаменитых "ковбоек" — электросекций Ср3.

Донецк. Решаем взять платные билеты на "скоростной" электропоезд сообщением Славянск — Донецк — Мариуполь. Два часа наслаждаемся спокойной и относительно быстрой ездой с минимальным количеством остановок (Рутченково, Еленовка, Волноваха, Карань). Звуковые сообщения помощник машиниста вещал по-русски. От "обычной" электрички этот состав отличался лишь наличием занавесок и проводников в вагонах, а также вагона-буфета.

Въезжаем в Мариуполь. Открываются внушительные индустриальные "пейзажи". Особенно впечатляюще проезжать в сумерках мимо "Азовстали".

На двух маршрутных микроавтобусах добираемся до выезда на Таганрог. К сожалению, в связи с ремонтом моста трамвайное движение в том направлении было временно прекращено, и проехать на мариупольских трамваях не удалось.

В полной темноте, при отсутствии какого-либо освещения, стопим на выезде из Мариуполя. Отфильтровали таксистские "Жигули", предлагавшие везти в Новоазовск, но за деньги. Следующей машиной оказался микроавтобус, ведомый приятного вида человеком, которому случалось жить в Израиле. Сейчас он ехал по своим делам до таможни на "границе" — лучшего и не вообразить!

Очередь автомобилей здесь имеется, хотя и не столь безнадёжная, как перед Харьковом. Украинскую таможню прошли очень быстро. Погранично-таможенные сотрудники РФ оказались менее правильными, и некоторое время нам пришлось беседовать с ними и чего-то ждать...

Пройдя таможни, вначале остаемся на дороге, пробуя уехать с попутным автотранспортом дальше, но сделать это не удается. Уходим от дороги вправо, в лесозащитную полосу для ночлега.

Утром нас подвозит попутная "Нива" — километров на пять. Затем "стопится" ВАЗ2109, ведомый нашим вчерашним знакомым — сотрудником Федеральной Пограничной Службы! Решив не выходить у начала объездной дороги, въезжаем в Таганрог. На трамвае — до "старого" (пригородного) вокзала. Выясняется, что ближайший электропоезд до Ростова будет нескоро.

Вновь на трамвай, до главного ("транзитного") вокзала.

В тот момент, когда мы переходили пути, там объявляли прибытие "экзотического" поезда Саратов — София.

По городским окраинам выбираемся пешком к выезду в направлении Ростова-на-Дону. У выезда нас обнаружил чрезвычайно веселый таганрогский парень, представившийся как Тоха. Горя желанием помочь нам "застопить" машину, он "стопил" их самыми непривычными для нас методами. Когда стали "стопить" самостоятельно — остановился грузовой автомобиль ЗИЛ ("бычок") с номерами Краснодарского края. Доехали с ним до въезда в Ростов. Там довелось встретить знакомого нам автостопщика — Алексея из Минска, который держал путь в Одессу.

...У кругового перекрестка стоит указатель "Краснодар". Туда устремляется огромный поток транспорта, дорога представляет собой сплошную "пробку". Но автостопщикам уехать отсюда оказалось непросто. Наконец, нашелся альтруист на красных "Жигулях", который провез до пересечения с Каширской улицей.

Еще некоторое время "висим", потом — пустой "ПАЗ" за реку Дон. Микроавтобус на несколько километров, до поворота на Азов. "КамАЗ" с военными номерами (21rus). Завтра поедет домой в Майкоп, а сейчас — только на десяток километров, до поворота на Койсуг...

Оттуда проходим до автозаправки. Удалось "вписаться" в "КамАЗ" до поворота на Ленинградскую. Въезжаем в Краснодарский Край. Снова "КамАЗ", со ставропольскими номерами — до стоянки в районе Кущевки. И там — опять "КамАЗ"! Возвращается в Тихорецк из Ростова, куда возил муку. Просим остановить у развилки на Краснодар.

Остановился импортный грузовик, следовавший в Кореновск с неплохой скоростью. В кабине предусмотрено место только для одного пассажира, но водитель добродушный... Выходим у поворота на Выселки.

Непроглядная южная ночь, но автомагистраль Павловская — Краснодар (без преувеличения, замечательная) имеет освещенные развязки. "Стопится" роскошная "иномарка", в которой сидят мужчина и женщина.

— До Выселок можем только...

— Уже неплохо!

В Выселках они вначале пытаются уговорить ГАИшников найти нам машину до Майкопа, затем специально отвозят за пределы станицы, хотя им было и не по пути.

Ночь, темная степь, минимальный поток транспорта, который в основном идет до ближайших развилок... В общем, уехать оттуда было сложно. Приходится ночевать в лесополосе.

Проснувшись далеко не ранним утром, выходим на трассу. И тут появляется военный "КамАЗ", тот самый, на котором мы ехали в районе Батайска! Редкий случай в автостопе, когда один водитель подвозит дважды!

На этот раз вышли из "КамАЗа" в том месте, куда сейчас больше всего хотели попасть — в городе Майкоп, прямо-таки у самого дома номер 2 по улице Шоссейной, где находится квартира -----

Одни сутки на отдых в Майкопе…

Затем выезжаем в Апшеронск. Идём через городской парк, проходим плотину на реке Белая. Город кончается... Через пару минут, нам останавливается едва ли не первая же машина — грузовик с кузовом — "будкой" до Апшеронска.

Настаёт тот долгожданный момент, когда мы оказывамся на рельсах Апшеронской узкоколейной железной дороги.

...Доехав до Шпалореза и обратно до Черниговской в поезде УЖД, возвращаемся в Апшеронск.

У северного выезда из Черниговской сворачиваем на автодорогу. Останавливается едва ли не первая автомашина — "десятка" (ВАЗ-2110) до Апшеронска. В ней уже сидят два человека, и гонят со скоростью 120 км/ч. От Апшеронска уходим на Хадыженск — дальше в сторону Абхазии...

С окраины Апшеронска требовалось добраться как минимум до центра города. Нам остановился шикарный джип "Тойота". Водителю было очень интересно узнать, кто мы такие, и что собой представляет автостопное путешествие. Но он не подвез нас, сказав, что едет в другом направлении и очень торопится. Другой водитель подвозит нас до улицы, уходящей к выезду на Хадыженск.

Идем пешком — почти до конца городской застройки. С правой стороны улицы, в одном из дворов встретилась кабина тепловоза узкоколейной железной дороги, превращенная в сарай.

Начинаем "голосовать". До Хадыженска ("народное" название этого города — ХадыжИ) подвозят "Жигули", в которых уже подвозились на платной основе два человека.

От центра г. Хадыженск до станции Хадыженская (точнее, до развилки у железнодорожного переезда) нас подвез отец семейства с двумя малолетними детьми, которые очень интересовались нашим путешествием. Не заразиться бы им идеями автостопа...

Наконец, появилась та машина, на которой нам оказалось суждено добраться до Черного моря. В красных "Жигулях" содержалось двое жителей Майкопа, один из которых, слегка "блатняцкого" вида, отдавал распоряжения водителю и жевал наркотическую растительную массу, распространенную в Таджикистане (как выяснилось, он приехал оттуда не так давно). К вольным путешественникам эти ребята относились положительно.

Вскоре начался Шаумянский перевал. Асфальтовая дорога превратилась в разбитую грунтовку. При этом, здесь немалый поток машин, многие со ставропольскими, кабардино-балкарскими и другими "иногородними" номерами. Большегрузный автотранспорт здесь не встречается. И через некоторое время мы узнали причину этого — уже на подходе к Туапсе, за Кривенковской, дорога оказалась разрушена оползнем. Машины здесь идут по обходу. Крупногабаритный автомобиль не пройдет под мостом железной дороги, который необходимо преодолеть, чтобы попасть на этот обход.

Выходим в центре Туапсе. Только что были суровые горы, и вдруг — жаркий курортный город, до краев наполненный праздношатающейся толпой... Пробираемся к вокзалу. Он оказался недавно отремонтированным, и выглядел приличнее, чем при прежней моей поездке в июне 1998 года.

Здесь по-прежнему имеются электровозы ВЛ8, и большинство поездов следует под ними. Из новшеств — появились электропоезда-экспрессы ("попугаи") до Белореченской и Сочи, по две пары в день. В момент нашего появления на вокзале сочинский экспресс как раз отправлялся. Как нам показалось, он был практически пустой, пассажиров чуть больше, чем проводников. Из вагонов послышалось "осторожно, двери закрываются, следующая остановка — Шепси", и "попугай" потянулся в сторону Сочи.

А мы идем пока что в противоположную сторону — через станционные пути к автодороге. Первая "застопленная" машина провезла пару километров, ближе к выезду из города. Здесь застряли на несколько часов.

Автодорога вдоль Черноморского побережья, от Новороссийска до Сочи — это горный серпантин почти на всем своем протяжении. Она пролегает в стороне от моря, изобилует петлями, "перескакивая" с одной горы на другую. По этой дороге летом следует огромный поток автотранспорта. Здесь неимоверное изобилие номеров — представлены самые различные регионы России. Навстречу прошла и первая машина с абхазскими номерами.

Сначала пытались "голосовать" у автозаправки, потом перешли к изгибу петли, и стали стопить там. В конце концов — останавливается некая иномарка, старая и разбитая. Не сразу удалось осознать свое счастье. Вначале, по разговору водителей, мы подумали, что эта машина идет до Лазаревского, потом предположили, что до Сочи, а на подходе к Сочи выяснилось, что до Адлера (!!!).

В Сочи мне пришлось несколько раз бегать через оживленную дорогу с бутылками воды — охлаждать перегревшиеся тормозные колодки. Тормоза у этого автомобиля действовали только на двух колесах, и с трудом выдерживали бесконечный серпантин.

До Адлера все же не доехали несколько километров — пришлось выйти в Кудепсте. Было поздно, темно, машины не останавливаться не хотели, поэтому решаем воспользоваться платным транспортом — маршрутным микроавтобусом за 10 руб. до "границы". В Адлере водитель микроавтобуса сказал, что дальше не поедет, вернул нам по 5 руб. из 10 и посоветовал пересесть на автобус "ПАЗ". На нём удалось-таки попасть почти до той самой, вожделенной точки — моста через реку Псоу.






07.10.2003 © С.Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу