Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКИ НА ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА БЕЛАРУСИ,
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2008 ГОДА









Рабочие экспедиции на объекты железнодорожного транспорта Республики Беларусь были произведены 11-14 ноября и 6-12 декабря 2008 года.

http://vk.com/wall62259261_2122 — обсуждение этой публикации.





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПОЕЗДОК:


УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «УСВИЖ-БУК»

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРИСОВСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «УСЯЖ»

ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ


ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ


МАЛАЯ БЕЛОРУССКАЯ (МИНСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СЛУЦКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (ПОСЁЛОК ГАЦУК)

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СТАРОБИНСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «КОЛПЕНИЦА» (ПОСЁЛОК ОКТЯБРЬСКИЙ)

ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ВЕРТЕЛИШКИ»

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛИДСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (ПОСЁЛОК ПЕРВОМАЙСКИЙ)





Беларусь — лучшее место в мире, на мой взгляд. Отсюда родом мои предки, хотя ещё в XIX веке они переехали из-за нехватки земли в нынешний Ферзиковский район Калужской области. Здесь мой отец жил некоторое время в 1980-х годах и защитил диссертацию, получив высокую научную степень, а затем переехал в Хабаровск. Здесь живут лучшие представители русского народа. Здесь — идеал того, как должна выглядеть и остальная Россия.

Но две экспедиции на исходе сезона 2008 года не будут «глубоким погружением» в Беларусь. Они имеют перед собой чисто техническую цель изучения некоторых объектов рельсового транспорта.

Исполненный маршрут первой экспедиции: Москва — Можайск — Вязьма — Смоленск — Орша — Толочин (пригородные поезда) — Усвиж-Бук (автостоп) — узкоколейная железная дорога (тепловоз) — Борисов (автостоп) — Смолевичи (пригородный поезд) — Усяж (автобус) — узкоколейная железная дорога (тепловозы) — Смолевичи (автобус) — Жодино — Орша — Юрцево (пригородные поезда) — Ярцево (автостоп) — Вязьма — Москва (пригородные поезда).

Ночёвки:
Орша, замаскированное место к северу от станции, под открытым небом
Усяж, в подвале многоэтажного дома
Орша, заброшенный сарай в районе улицы Молокова


Исполненный маршрут второй экспедиции: Москва — Калуга II — Сухиничи — Брянск (пригородные поезда) — Гомель (поезд дальнего следования Москва — Брест) — Гомель-аэропорт (городской транспорт и пешком) — Минск (самолёт) — Гацук (автобус) — узкоколейная железная дорога (локомотив и пешком) — Солигорск (автостоп) — Старобин  — Солигорск (автобусы) — Слуцк — Барановичи (пригородные поезда) — Октябрьский (автобус) — Колдычево (тепловоз и пешком)  — Барановичи (автобус) — Гродно (пригородный поезд) — Путришки (пешком) — Вертелишки (автобус) — Путришки (тепловоз и служебный автомобиль-«вахтовка») — Гродно (автобус) — Лида (пригородный поезд) — Первомайский (пешком) — узкоколейная железная дорога (тепловоз) — Первомайский (пешком) — Лида (автостоп) — Орша (общий вагон поезда Гродно — Унеча) — Смоленск — Вязьма — Москва (пригородные поезда).

Ночёвки:
вместо ночлега — пребывание в поезде
Гацук, подвал многоэтажного дома
Слуцк, заброшенный сарай
Путришки, недостроенный дом
Первомайский, заброшенный сарай
вместо ночлега — пребывание в поезде




Выезд 11 ноября стандартным, прямым путём: Москва — Можайск — Вязьма — Смоленск — Орша. Пользуюсь вечерним электропоездом Смоленск — Орша, которого в прошлые годы не было. Он очень удобен.

До станции Красное, последней в Российской Федерации, электропоезд для меня бесплатен, дальше — нет.

На станции Осиновка в вагоны зашли белорусские контролёры. Здесь возникла трудность: у меня не было белорусских рублей. В электропоезде никто не предлагал менять деньги.

Российские деньги в качестве оплаты проезда взяли неохотно, и немало — целых 30 рублей (примерно 1 доллар США). Только потом до меня дошло, что это существенно больше, чем реальная стоимость проезда по текущему курсу.



Билеты Смоленск — Красное и Красное — Орша.


Ночёвка в Орше, к северу от путей. Температура ночью минусовая, но сухо, и это — главное.

Выезд первой электричкой Орша — Минск до Толочина.



Билет Орша — Толочин.


По тёмному Толочину иду на северную окраину. В утренних сумерках остановилась попутная легковая машина. Доезжаю до посёлка Усвиж-Бук, провожу исследование узкоколейной железной дороги: http://infojd.ru/15/usvijbuk.html.

Пешком к разноуровневой развилке на «Олимпийке», южнее Усвиж-Бука.

Мне нужно попасть в Борисов. Двигаюсь автостопом не из соображений экономии, а из-за того, что поезда на участке Толочин — Борисов ходят не так уж часто. Автостоп позволит выиграть время.

Остановилась попутная грузовая машина. Водитель направлялся в Минск. Впечатлённый моим путешествием, он решил ехать не по новой скоростной дороге, а по старой, через Борисов.

Выхожу почти в центре Борисова. Пешком на вокзал, частично по подъездному пути Борисов — Лядищи.

Обследую Борисовский шпалопропиточный завод. Результат: http://infojd.ru/01/borisov.html.

На привокзальной площади в ожидании электропоезда захожу в отделение связи. Покупаю карту для звонков из таксофонов. Мобильный телефон у меня на тот момент был, но работал только в пределах Российской Федерации.



Чек к таксофонной карте, купленной в Борисове.



Таксофонная карта, купленная в Борисове.


Электропоездом — от Борисова до станции Смолевичи.



Пригородный билет Борисов — Смолевичи.


В Смолевичах — сумерки. Здесь я впервые.

Автостанции рядом с вокзалом не оказалось. Расположение автостанции пришлось узнавать у местных жителей. Перехожу через железнодорожную магистраль на северную сторону, затем двигаюсь по каким-то «закоулкам».

Автостанция была унылым «сараем», что в целом для Беларуси нетипично. Автобус на Усяж будет.



Расписание по автостанции Смолевичи. Автобусное сообщение «исчезающе» редкое.


Железной дорогой жители Беларуси пользуются очень активно, автобусами же за пределами городов не пользуется почти никто. Смысла нет: неудобно, так как автобусов мало, и зачастую дорого.

Контингент автостанции — редкие пенсионеры. Как на чудо, смотрели на обыкновенную топографическую карту.



Автобусный билет Смолевичи — Усяж.


В полной темноте попадаю в Усяж. Здесь находится один из крупнейших в мире торфобрикетных заводов, действующая узкоколейная железная дорога. Но пока нужно переночевать.

На этот раз раз решаю производить ночёвку в относительном тепле. Захожу в подвал жилого дома. Как обычно в таких местах, здесь запирающиеся боксы, в которых местные жители хранят различный хлам. Некоторые из них — заброшены.

Нахожу замаскированное место. В двери подвала оставляю записку: «не запирайте, внизу люди». Маловероятно, что кто-то вздумает запереть, но всё же...

Днём 13 ноября — изучение узкоколейной железной дороги. Оказавшись в посёлке между поездами, беру обед в рабочей столовой торфобрикетного завода. Здесь это недорого.

Результат изучения узкоколейной железной дороги: http://infojd.ru/01/usiaj.html.

Вечерним автобусом в темноте возвращаюсь в Смолевичи.

Выезд ближним электропоездом Минск — Борисов до Жодино. Фотографирую вокзал. Затем электропоездом до Орши.



Пригородный билет Смолевичи — Орша.



Квитанция, найденная в электропоезде. Оформлена не мне.


Поздним вечером 13 ноября я прибыл на станцию Орша-Центральная электричкой Минск — Орша.

В 3:50 утра я должен был выехать электричкой Орша — Смоленск, что позволяло быстро добраться до Москвы с минимальной потерей времени на пересадках.

Погода была дурной. Представлялась довольно высокой угроза дождя.

Я пошёл ночевать не на северную сторону путей, а в основную часть города, по улице Молокова. В тёмном безлюдном месте нахожу заброшенный сарай, в котором местные жители когда-то хранили свой хлам.

Ночёвка прошла спокойно. Поднимаюсь в установленное время, иду пешком на вокзал.

До него оставалось всего лишь около 500 метров, когда на улице Молокова я подвергся нападению. Вначале типичное «дай закурить!», после ответа «не курю» требование дать деньги под угрозой «зарезать». Грабителем был немолодой мужчина, по виду — матёрый рецидивист и головорез, рядом с ним находился молодой парень, который участия в драке не принимал, но внимательно следил за происходящим.

Решаю, что жизнь дороже, отдаю ценности — эквивалент как минимум 2 000 рублей разной валютой и мобильный телефон, стоимостью около 1000 рублей.

Столь большая сумма у меня была, потому что поездка завершалась из-за болезненного состояния раньше намеченного. Изначально я планировал двигаться по Беларуси ещё несколько дней, добравшись до Вертелишек под Гродно.

Позже я узнал, что Орша имеет дурную славу «криминальной столицы Беларуси». Сказывается наличие крупного железнодорожного узла. Но основная причина криминальности Орши, как мне сказали в местной милиции — в том, что в городе 3 исправительные колонии.

Со всей Беларуси в Оршу привозят преступников. После отбытия срока многие остаются в городе — «бомжуют» или каким-то образом умудряются здесь прописаться. Поэтому город превратился в «отстойник» для криминала. Хотя Беларусь в целом — один из самых спокойных и безопасных регионов.

Сразу же после ограбления я вызвал милицию с помощью первого встречного водителя. Милиция главного преступника не нашла.

Нашли парня, который следил за ограблением. Он уверял, что не знаком с грабителем, оказался на этом месте случайно и участие в ограблении не принимал. Милиционеры ему поверили!

На все процедуры было потрачено много часов, в течение которых сотрудники милиции меня не отпускали, обращались по-хамски, суть моей работы не понимали, высказывали в мой адрес оскорбления («бездельник», «бродяга»).

Вопреки распространённой в РФ легенде о том, что в Беларуси силовые структуры избалованы особым вниманием государства и живут хорошо — оршанские милиционеры, как и сотрудники российской милиции, жаловались на тяжёлую жизнь, каторжные условия службы, отсутствие времени на отдых и чрезвычайно низкую зарплату.

Сотрудники милиции записали марку телефона и приметы грабителя. Записали мои контактные координаты. Показали множество фотопортретов местных рецидивистов, чтобы я опознал кого-то из них.

Милицию я вызвал в надежде на то, что они схватят преступника сразу же, по горячим следам. Спустя 4 часа после происшествия отправлялся пригородный поезд сообщением Орша — Красное. Не уехав на нём, я терял последнюю возможность добраться до дома в этот день.

Но несмотря на мою настойчивую просьбу ускорить все необходимые процедуры, объяснение крайней необходимости успеть на этот поезд, они не отпустили к поезду. Отпустили спустя 20 минут после отправления поезда — словно специально издеваясь.

Что делать? Есть последний шанс: добираться автостопом до Смоленска.

Орша находится в стороне от магистральной автодороги. Карты этого района у меня нет. Выбраться на дорогу будет непросто.

Вскоре отправлялся пригородный поезд Орша — Витебск. В двух остановках в сторону Витебска будет путепровод «Олимпийки», а недалеко от него — развязка на пересечении дорог Москва — Брест и Санкт-Петербург — Одесса. Надо идти на витебский дизель-поезд!

В ходе грабежа я полностью лишился денег. Проезд двух остановок на дизель-поезде не стоит фактически ничего — в переводе на российскую валюту где-то два-три российских рубля!!!

На это если можно что-то купить, то только коробок спичек — самую дешёвую вещь, которая в СССР стоила 1 копейку. Но денег нет вообще!

Я надеялся, что билеты в поезде начнут проверять не сразу. Но ошибался. Две злобные женщины стали жёстко требовать билет, потом деньги, хотя бы российские. Но у меня не было ни российских, ни белорусских, ни американских или каких-то ещё!

Они устроили форменную истерику. Напоминаю: цена билетов такова, что в лучшем случае окупает стоимость клочка бумаги, на которой билет напечатан. Хотя в случае билета на одну-две остановки даже в этом у меня нет уверенности. И едва ли окупает расходы на содержание кассиров и контролёров.

 — Мне нужно просто выбраться за черту города, чтобы уехать автостопом в Москву! Вечером уже буду в Москве!

 — Да ты чё, в какой Москве ты будешь? Что ты несёшь?! — заорали скандалистки.

Наконец, перебранки закончились, когда дизель-поезд прошёл под мостом автодороги и остановился. И не жалко же им своих нервов!

Наверное, эти тупицы и в самом деле представить себе не могли, что я через несколько часов буду в Москве, до которой отсюда 530 километров. Провинциальное население у нас зачастую не верит в реальность автостопа.

Я почему-то на тот момент был уверен: обязательно буду! Хотя времени критически мало.

Безусловно, лучший вариант — не ехать автостопом до самой Москвы, чтобы не терять бездарно много часов. А доехать до Смоленска раньше времени отправления электропоезда на Вязьму. И дальше ехать уже в нормальных условиях.



Пригородный поезд Орша — Витебск отправляется от платформы Юрцево в сторону Витебска.



Платформа Юрцево. В прошлом — разъезд. Ныне этот участок двухпутный.


Иду к путепроводу автодороги, затем немного на восток — до развязки.

Начинаю «голосовать». До момента отправления электрички Смоленск — Вязьма, с учётом разницы во времени, остаётся два часа. Между тем, до Смоленска 120 километров.

Довольно быстро остановился микроавтобус. Доброжелательный человек, позитивно отнёсся к моей деятельности. Едет в Смоленскую область, но задолго до Смоленска, на «витебской развязке», уходит на южную объездную дорогу. На вокзал мне с ним не попасть.

От «Витебской развязки» подвезли до развилки к северу от Смоленска. Момент очень напряжённый. Времени критически мало. Теперь электричку Смоленск — Вязьма я смогу «перехватить» только в Ярцево, дальше в сторону Москвы.

И вот — «момент истины». Остановилась «Нива» с немолодым местным жителем. Едет в Ярцево. Успеваю!

До Ярцево километров пятьдесят, расписание электрички известно, приблизительное расположение вокзала — тоже.

«Назло всем», я всё же смогу добраться в тот день до дома, да ещё и в комфортных условиях — вместо унылой автомобильной езды «догоню» в Ярцево электропоезд Смоленск — Вязьма.

Автостопный участок Юрцево — Ярцево преодолён. Бегу по окраине города Ярцево на вокзал.

Электричка на Вязьму, далее всё стандартно.



Билеты Ярцево — Вязьма и Вязьма — Москва.


Спустя полтора года неожиданно пришло письмо из Оршанского ГОВД. преступника нашли, он задержан и осуждён. В оршанской милиции всё-таки работают профессионалы!



Письмо из Орши, в котором было сообщено о поимке грабителя. Фамилия записана с ошибкой.


В письме было предложено приехать и забрать похищенные у меня вещи. Но я не поехал — не хотелось общаться с милицией Орши ещё раз. Надеюсь, рано или поздно возвращённые предметы перейдут к милиции в качестве премии за работу.



Вторая поездка в Беларусь в 2008 году. Выезд 6 декабря с Киевского вокзала до станции Калуга II. Совершить экспедицию в нетипичное время позволяла тёплая для декабря погода.



Билет Москва-Киевская — Калуга II.


Станция Калуга II (историческое название Сергиев Скит) — второстепенный вокзал Калуги. Находится на значительном удалении от города.

От Калуги II — до станции Сухиничи-Главные. Затем — электропоезд переменного тока до Брянска-Орловского.



Билет Калуга II — Сухиничи-Главные.



Билет Сухиничи-Главные — Брянск-Орловский.


В Брянске «раскошеливаюсь» на билет в поезд дальнего следования Москва — Брест до Гомеля. Пригородные поезда на линии Брянск — Гомель пока ещё есть, но их слишком мало. Между тем, в такое время года рабочая экспедиция должна быть максимально сжатой.

В тёмном Брянске иду отдыхать к безлюдному берегу реки Десны. Около полуночи возвращаюсь на вокзал.



Билет в плацкартный вагон поезда Москва — Брест от Брянска до Гомеля.


Интересно, что поезд Москва — Брест отправился из Москвы почти в тот же самый момент, когда я выехал из Москвы электричкой. Хотя поезд дальнего следования, казалось бы, движется намного быстрее.

Причина этого — в том, что я доехал до Брянска напрямую. А поезд следует «кружным» и медленным маршрутом, через Вязьму и по линии Вязьма — Фаянсовая — Брянск.

Несмотря на короткий маршрут, в стоимость билета входит бельё. Отказаться нельзя.

В поезде некоторое время сплю. Просыпаюсь у станции Добруш, фотографирую её.

Гомель в 1999 году — первый посещённый мной город Беларуси. На вокзале меняю деньги. Иду по сумеречному городу в сторону аэропорта.

Задача на сегодня — воспользоваться самолётом Гомель — Минск — Калининград, добравшись до Минска. Это единственно возможный маршрут внутрибелорусского авиаперелёта. Цена должна быть приемлемой.

Пешком и городским транспортом — до деревни Красный Маяк. Оттуда — пешком в аэропорт. Общее расстояние от вокзала до аэропорта — 10 километров.

Активность в гомельскому аэропорту слабая. Но он, как и положено в Беларуси, ухоженный и аккуратный.

В аэропорту покупаю билет. Перелёт Гомель — Минск стоил 42 000 белорусских рублей (примерно 440 рублей РФ). Это меньше, чем цена билета на автобус по такому же маршруту, хотя и раз в десять больше, чем цена билета на поезд в общий вагон. Расстояние между аэропортами составляет 280 километров.



Авиабилет Гомель — Минск.


Стандартный авиационный досмотр. Прохожу на посадку. Обстановка «советская».

Авиакомпания «Гомельавиа» выполняет перелёты в Калининград с посадкой в Минске на самолётах АН-24. До Минска билет дешёвый, а до Калининграда — дороже во много раз.



Аэропорт Гомель. 7 декабря, время 9:44.



Аэропорт Гомель. Время 10:18.



Аэропорт Гомель. Время 10:43.


Самолёт был полупустым. Хотя на сегменте Гомель — Минск должен быть доступен каждому. Население отвыкло от этого вида транспорта.

Ощущения в полёте своеобразные. Это сильно отличается от быстрых реактивных самолётов. С непривычки намного страшнее. Самолёт — словно музейный экспонат. Полно дребезжащих деталей и явственно ощущается запах чего-то горелого.

Благодаря малой высоте полёта местность просматривается лучше, чем обычно бывает. Не отрываясь, наблюдаю за просторами любимой Беларуси.



Перелёт. Время 10:47.



Перелёт. Внизу — река Днепр южнее Жлобина. Время 10:55.



Перелёт. Внизу — Белорусский металлургический завод в Жлобине. Время 10:57.



Перелёт. Внизу — база горюче-смазочных материалов у станции Красный Берег. Время 10:59.



Перелёт. Внизу — Бобруйск. Время 11:05.



Перелёт. Внизу — центр Бобруйска. Время 11:05.



Перелёт. Внизу — Бобруйск. Время 11:05.



Перелёт. Внизу — Минская кольцевая автодорога. Время 11:27.



Перелёт. Внизу — Минская кольцевая автодорога. Время 11:27.



Перелёт. Внизу — окраина Минска. Время 11:27.



Перелёт. Внизу — окраина Минска. Время 11:27.



Произведена посадка в аэропорту Минск-1. Время 11:36.



Здание аэропорта Минск-1. Время 11:40.


Вот и аэропорт Минск-1, расположенный почти в центре города. Здесь есть небольшое число рейсов: внутренние Гомель — Калининград, Минск — Москва (реже и дороже, чем из «дальнего» аэропорта Минск-2). А также, как ни странно, единственный международный рейс на Симферополь.

Я успел вовремя! Вскоре авиакомпания «Гомельавиа» была закрыта. Пассажирское сообщение в аэропорту Гомеля прекратилось. А затем и аэропорт Минск-1 был закрыт. Его предполагается пустить под застройку.


Из аэропорта — прямым автобусом по проспекту Независимости на Минскую детскую железную дорогу. Фотодокументирую её, выполнив тотальную пешую проходку.

Разным городским транспортом добираюсь на Восточный автовокзал Минска, который расположен в неудобном месте, вдали от метро. Автобусом Минск — Красная Слобода до посёлка Гацук.



Автобусный билет Минск — Гацук.


Выйти из автобуса в нужном месте на тёмной и при этом скоростной дороге — дело ответственное и напряжённое. Нужно вглядываться в карту и заранее пересесть на одно из ближайших к водителю мест, чтобы попросить его об остановке.

Гацук, центр Слуцкого торфопредприятия. Ночёвка в подвале двухэтажного дома.

Утром 8 декабря — обследование узкоколейной железной дороги. Результат: http://infojd.ru/29/gatsuk.html.

У путепровода узкоколейной железной дороги выхожу на автомагистраль. Вскоре остановился водитель попутного грузовика. Он сворачивал за Слуцком.

После Слуцка я оказался не на главной дороге Минск — Микашевичи, а на местной: Слуцк — Большая Слива — Погост — Солигорск.

На легковой машине подвезли до Солигорска. Здесь — единственный в Беларуси шахтёрский район. Терриконы, шахтные копры...

На шахтах ведётся добыча калийной соли. Это — одно из двух полезных ископаемых, добыча которых активно ведётся в Беларуси (второе — торф). Солигорск даёт ощутимую часть бюджетных доходов.

Автобусом — от Солигорска до соседнего посёлка Старобин. Короткое изучение узкоколейной железной дороги. Результат: http://infojd.ru/15/starobin.html.

Поход по тёмному Старобину. Автобусом — в Солигорск. Дизель-поездом Солигорск — Осиповичи до Слуцка.

Слуцк, ночёвка в заброшенном сарае для хранения хлама. Рано утром — выезд дизель-поездом Слуцк — Барановичи.



Билет Слуцк — Барановичи-Полесские.



Станция Барановичи-Полесские. Время 7:05.


Из Баранович — выезд автобусом в соседний посёлок Октябрьский.



Автобусный билет Барановичи — Октябрьский.


Непростое изучение узкоколейной железной дороги торфопредприятия «Колпеница». Результаты: http://infojd.ru/15/kolpenitsa.html.

Автобусом от села Колдычево до Баранович. Беру билет на дизель-поезд Барановичи — Гродно через Волковысск до станции Аульс, за одну остановку до Гродно. Аульс — ближайшая станция к «торфяному» посёлку Вертелишки.



Билет Барановичи-Полесские — Аульс.


Дизель-поезд оказался ускоренным, по станции Аульс не остановился.

Пешком от вокзала Гродно в сторону Вертелишек. Ночёвка в недостроенном доме в деревне Путришки.

Утром — автобусом до посёлка Вертелишки. Изучение узкоколейной железной дороги. Результаты: http://infojd.ru/01/vertelichki.html.

Вечером — выезд из Гродно дизель-поездом до Лиды.



Билет Гродно — Лида.


Пешком в «скоростном» темпе девять с половиной километров по ночному городу Лида и его окрестностям. Ночёвка в заброшенном сарае в посёлке Первомайский.

Изучение узкоколейной железной дороги Лидского торфопредприятия. Результаты: http://infojd.ru/01/lidskoe.html.

С гордостью осознаю удивительный факт: за календарный 2008 год я впервые проездил 32 узкоколейные железные дороги! Такое не удалось больше никому в мире.

От Первомайского до Лиды подвезла попутная легковая машина, последняя в 2008 году. Последняя экспедиция почти завершена!



Город Лида. Странный памятник. 11 декабря, время 15:24.


На вокзале приобретаю билет в общий вагон поезда Гродно — Унеча до Орши. Поезд пересечёт большую часть Беларуси.



Билет в общий вагон от Лиды до Орши.


Общий вагон был плацкартным по исполнению. С комфортом располагаюсь на верхней боковой полке. По станции Минск пассажиры почти полностью сменились.

В Оршу поезд прибывает в 2:57. А уже в 3:50 отправляется электричка на Смоленск, хорошо согласованная с электричкой Смоленск — Вязьма.



Билет Смоленск — Вязьма.



Билет Вязьма — Кунцево.


От Вязьмы — прямой электропоезд на Москву. Быстрым шагом от станции Кунцево в метро. Курский вокзал, и ещё 24 километра езды на восток.






09.01.2015 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу