ѕќ≈«ƒ ј ¬  џ–√џ«—“јЌ, ”«Ѕ≈ »—“јЌ, “јƒ∆» »—“јЌ, 2008 √ќƒ









–абоча€ экспедици€ по маршруту ћосква Ч ќш Ч ƒжалал-јбад Ч јндижан Ч ѕролетарск (центр ƒжаббар –асуловского района) Ч —улюкта Ч “ашкент Ч ƒжизак Ч „имкент Ч јрысь Ч  ентау Ч ќренбург Ч —амара Ч ћосква была совершена в августе-сент€бре 2008 года.

≈динственна€ цель поездки Ч изучение истории и современного состо€ни€ объектов рельсового транспорта в соответствующих регионах. ѕодобные поездки дл€ себ€ считаю работой, котора€ делаютс€ ради результатов в виде фотографий и собранной информации.





ќѕ»—јЌ»я ќЅЏ≈ “ќ¬ –≈Ћ№—ќ¬ќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј,  ќ“ќ–џ≈ ЅџЋ» —ќ«ƒјЌџ
Ћ»Ѕќ «Ќј„»“≈Ћ№Ќќ ƒќѕќЋЌ≈Ќџ Ќј ќ—Ќќ¬≈ ƒјЌЌќ… ѕќ≈«ƒ »:

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќјя Ћ»Ќ»я  ј–ј—” Ч ќЎ

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќјя Ћ»Ќ»я  ј–ј—” Ч ƒ∆јЋјЋ-јЅјƒ Ч  ќ -яЌ√ј 

„»ћ ≈Ќ“— јя ƒ≈“— јя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј ј–џ—— ќ√ќ ЎѕјЋќѕ–ќѕ»“ќ„Ќќ√ќ «ј¬ќƒј

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј  ≈Ќ“ј” Ч ј„»—ј…

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќјя Ћ»Ќ»я “”– ≈—“јЌ Ч  ≈Ќ“ј”

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»» ё∆Ќќ- ј«ј’—“јЌ— ќ… ќЅЋј—“»


ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»» јЌƒ»∆јЌ— ќ… ќЅЋј—“»


ƒ∆»«ј — јя ƒ≈“— јя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»» ƒ∆»«ј — ќ… ќЅЋј—“»


ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»» —џ–ƒј–№»Ќ— ќ… ќЅЋј—“»


“јЎ ≈Ќ“— јя ƒ≈“— јя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј ¬ “јЎ ≈Ќ“— ќћ ћ”«≈≈ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќјя Ћ»Ќ»я —јЋј– Ч „»Ќј–ј

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»» √ќ–ќƒј “јЎ ≈Ќ“ј


“јЎ ≈Ќ“— »… ћ≈“–ќѕќЋ»“≈Ќ

“јЎ ≈Ќ“— »… “–јћ¬ј…

Ђ—“ј–јяї  ќ јЌƒ— јя ƒ≈“— јя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј

ЂЌќ¬јяї  ќ јЌƒ— јя ƒ≈“— јя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»» ‘≈–√јЌ— ќ… ќЅЋј—“»


—”Ћё “»Ќ— јя ”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»» —ќ√ƒ»…— ќ… ќЅЋј—“»


ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»»  џ«џЋ-ќ–ƒ»Ќ— ќ… ќЅЋј—“»


ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј
Ќј “≈––»“ќ–»» ј “ёЅ»Ќ— ќ… ќЅЋј—“»


ќ–≈ЌЅ”–√— јя ƒ≈“— јя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј ќ–≈ЌЅ”–√— ќ√ќ ЎѕјЋќѕ–ќѕ»“ќ„Ќќ√ќ «ј¬ќƒј

—јћј–— »… ћ≈“–ќѕќЋ»“≈Ќ






¬первые в процессе выполнени€ исследовательских экспедиций € вылетаю из ћосквы не внутрироссийским рейсом. ѕрохожу стандартные процедуры досмотра вместе с толпой граждан, говор€щих не по-русски.



ѕосадочный талон ћосква-ƒомодедово Ч ќш.





Ѕирка на ручную кладь, выданна€ в аэропорту ћосква-ƒомодедово. ¬ отличие от большинства путешественников,
€ никогда не сдаю вещи в багаж и провожу их при себе. Ќеобходимое условие дл€ этого Ч
отсутствие ножа и каких-либо жидкостей.


ѕерелЄт ћосква Ч ќш стоил 4 503 рубл€. Ѕилет Ч электронный. –ейс выполн€ла авиакомпани€ Ђ—ибирьї (ЂS7ї). –ассто€ние по маршруту составл€ет 3031 км.

¬ылет поздно вечером 27 августа.   некоторому огорчению, задержки рейса не было. ¬ данном случае опоздание с вылетом было бы желательным. ¬ этом случае хот€ бы часть полЄта пришлась на светлое врем€.

ћалообразованные пассажиры посто€нно пытались курить. Ѕортпроводникам этот рейс доставл€ет значительное беспокойство.

¬есь полЄт прошЄл в темноте. “олько непосредственно перед посадкой начало светать.

ќт трапа самолЄта до пункта пограничного контрол€ пассажиры шли пешком по лЄтному полю. ¬ –оссии, как правило, ходьба по лЄтному полю не допускаетс€ и перронные автобусы везут иногда даже на 50 метров.

—реди пассажиров самолЄта преобладали гастарбайтеры унылого вида. я был не единственным русским: р€дом со мной в очереди сто€ли русские пенсионеры. ќчевидно, они живут здесь Ч в ќше осталось несколько процентов русских, почти исключительно пенсионного возраста. ƒл€ подавл€ющего большинства из них перелЄты недоступны: цена билета равн€етс€ доходу за несколько мес€цев.

ѕограничник поинтересовалс€ целью поездки. ќтвет Ђтуризмї особого интереса не вызвал. ѕлатить деньги не пришлось.

¬ загранпаспорт был поставлен штамп Ч размытый и некачественный. «аполн€ть какие-либо миграционные карты не потребовалось.

ќтмечу, что в  ыргызстан можно въехать и по внутреннему паспорту гражданина –‘. —тавить пограничные дата-штампы во внутренние паспорта запрещено. Ўтамп во внутренний паспорт не постав€т и миграционную карту не выдадут Ч в  ыргызстане миграционных карт нет. Ќо лучше иметь загранпаспорт, так как въезд по внутреннему паспорту даст повод сотрудникам местной милиции и пограничникам при выезде вымогать крупную сумму денег за Ђнелегальный въездї.

ѕри наличии загранпаспорта в  ыргызстане можно законно находитьс€ без регистрации до 90 дней, которые отсчитываютс€ по въездному штампу. ¬ этом Ч отличие  ыргызстана от соседних ”збекистана, “аджикистана и  азахстана, где регистраци€ нужна после 3 или 5 суток пребывани€.

  сожалению,  ыргызстан Ч наименее интересна€ в плане железнодорожного транспорта республика —редней јзии. ∆елезных дорог здесь очень мало.

ћен€ть рубли на кыргызские сомы в аэропорту пришлось по очень плохому курсу.

јэропорт Ђюжной столицы  ыргызстанаї, города ќша, хот€ и стал после 1991 года международным, внешне с тех времЄн не изменилс€. Ёто небольшое типовое Ђсоветскоеї здание с минимумом удобств.



јэропорт ќш. ¬ид со стороны города.


Ќа Ђмаршруткеї направл€юсь в центр ќша. ѕосле прохладного московского конца августа поначалу возникает ощущение, что здесь Ч страшна€ жара. Ќо жара без комаров Ч это хорошо!

ѕочти сразу возникли проблемы с рабочим инструментом Ч фотоаппаратом. —корее всего, он перегрелс€ и перестал делать нормальные снимки. —колько раз говорил себе, что должно быть два фотоаппарата - но он один. я был в ужасе. Ќеужели придЄтс€ тратить большие деньги на покупку нового? Ќо прошло немного времени, и фотоаппарат Ђожилї.



ќш.  онсульство –оссии.


√ород ќш знаменит св€щенной горой —улеймана и огромным базаром. ќднако эти достопримечательности мен€ не особо интересовали.



ќш. √ора —улеймана.


¬ центре города Ч плотное автомобильное движение. Ѕольшинство машин Ч европейские иномарки. √ородской транспорт Ч множество микроавтобусов, минимальное количество троллейбусов.

—лав€нского населени€ здесь немного Ч 2-3 процента. Ёто почти исключительно старики. ћестные жители говор€т между собой на киргизском и узбекском €зыках, но свободно владеют русским €зыком. ¬ печатном виде (вывески магазинов, таблички, объ€влени€) используетс€ в основном русский €зык.



ќш. “орговый центр.


¬стретилась машина с номерами 78rus (—анкт-ѕетербург). ¬ п€ти километрах отсюда граница с ”збекистаном, однако машины с узбекскими номерами отсутствуют как €вление.

 ак вы€снилось, в ќше есть две железнодорожные станции: ќш I (тупикова€, ближе к центру города), и ќш II (в 3 километрах севернее). ¬начале попадаю на станцию ќш I.



«дание ƒ— на станции ќш I.  огда-то это был городской вокзал.


Ќа станции ќш I выполн€л маневровую работу тепловоз „ћЁ«-6644, приписанный к депо ƒжалал-јбад ёжного отделени€  ыргызской железной дороги.

ƒежурный по станции в ответ на просьбу проехать до  арасу недоумевал. –ассто€ние до  арасу Ч 23 километра, каждые 10 минут курсируют маршрутные такси, стоимость проезда в которых Ч эквивалент примерно 10 российских рублей.

ѕосле предъ€влени€ книг и статей он наконец пон€л, что желаю ехать не ради экономии 10 рублей, а дл€ того, чтобы проездить железную дорогу.

„ерез несколько часов уезжаю в кабине „ћЁ«-6644 до ќша II.  ак вы€снилось, состав на  арасу будет только на следующий день. –ешаю его дождатьс€.



ѕути станции ќш II.



“епловоз „ћЁ3т-6644.


Ќа станции ќш I и ќш II поступают в основном вагоны-платформы с контейнерами из  ита€, вагоны-автомобилевозы с новыми и подержанными автомобил€ми, цистерны с топливом. ¬ обратном направлении следует металлолом и сельскохоз€йственна€ продукци€ (в сезон).

—танци€ ќш II находитс€ в промышленной зоне. ќна имеет много подъездных путей к заводам. Ќо все заводы либо не работают, либо превратились в развалины.  ак говор€т здесь, ни одного работающего завода в  ыргызстане не осталось.

Ќа некоторых пут€х есть следы минимального движени€. ѕо ним вывозитс€ металлолом.

 ыргызска€ железна€ дорога работает по московскому времени, хот€ соседние ”збекска€ и  азахстанска€ железные дороги давно перешли на местное врем€. ¬с€ документаци€ Ч на русском €зыке. —лужебные переговоры также надлежит вести на русском €зыке, но это правило нередко нарушаетс€.

Ќа станции ќш I работает билетна€ касса и вывешено расписание движени€ поездов по станции Ѕишкек. ƒобратьс€ от ќша до Ѕишкека можно только на самолЄте или на такси, что займЄт около 12 часов.

Ќесмотр€ то, что город ќш Ч областной центр, Ђюжна€ столица  ыргызстанаї, пассажирское движение здесь было прекращено ещЄ в советскую эпоху Ч ориентировочно в 1978 году. ѕо воспоминани€м местных железнодорожников, причиной дл€ этого послужила авари€ с пассажирским поездом, после которой участок  арасу Ч ќш был признан опасным дл€ пассажирского движени€. ƒругие известные участки железных дорог, на которых пассажирское движение было запрещено из-за сложных природных условий Ч “кварчели Ч јкармара (јбхази€) и ѕемзашен Ч ћаралик (јрмени€).

¬ 2000 году, впервые после многолетного перерыва, было открыто движение пригородного поезда ќш Ч  арасу Ч ƒжалал-јбад. ƒл€ этого из Ѕишкека в депо ƒжалал-јбад были переданы 3 пассажирских вагона. ѕоезд пересекал территорию ”збекистана. Ќа станции ’анабад (узбекска€ территори€) поезд имел остановку, но пограничный контроль осуществл€лс€ только в отношении тех, кто входил и выходил на этой станции.

¬скоре (ориентировочно в 2001 году) поезд был отменЄн из-за недостаточного пассажиропотока и проблем, св€занных с межгосударственными отношени€ми. — этого времени ни в ќше, ни в ƒжалал-јбаде пассажирского движени€ нет.

”тром 29 августа на станцию ќш II прибыл грузовой состав из  арасу. ≈го привЄл тепловоз 2“Ё10ћ-0581. ѕочти сразу же тепловоз отправилс€ резервом в  арасу, о чЄм узнаю уже после отправлени€.

„ерез несколько часов этот же тепловоз приводит очередной состав. Ќесмотр€ на бедность, в ќш прибывает немало грузов из –оссии и  ита€. ќтправл€юсь в передней кабине тепловоза до  арасу.

ћашинист и помощник были жител€ми ƒжалал-јбада. ќни поведали немало интересных деталей о жизни и работе ёжного отделени€  ыргызской железной дороги.  ак вы€снилось, на ёжном отделении действуют участки  арасу Ч ќш,  арасу Ч ƒжалал-јбад, ”чкурган Ч Ўамалдысай и 38 км Ч  ызылки€. √ород  ызылки€ когда-то был центром угледобычи, сейчас оттуда вывозитс€ только металлолом с ликвидируемых шахт.

”частки Ўамалдысай Ч “ашкумыр и ƒжалал-јбад Ч  ок-янгак, по которым когда-то вывозилс€ уголь, ныне законсервированы. ”правление  ыргызской железной дороги не даЄт разрешение на демонтаж пути, поэтому рельсы там лежат до сих пор, но заросли деревь€ми и непригодны дл€ проезда. ќстаЄтс€ надежда, что когда-нибудь эти участки возрод€тс€, но произойдЄт ли это Ч сказать сложно.

[¬прочем, касательно участка Ўамалдысай Ч “ашкумыр, скорее всего, машинист ошибалс€. ѕо крайней мере, в 2014 году € обнаружил этот участок действующим, и в “ашкумыре не сообщали о долгом перерыве в движении.]

“епловозы депо ƒжалал-јбад периодически отправл€ют на ремонт в Ѕишкек в составе грузовых поездов. Ќесмотр€ на то, что тепловоз следует в Ђхолодномї состо€нии, в нЄм наход€тс€ сопровождающие. ѕограничный переход  арасу Ч —авай закрыт дл€ пассажирского сообщени€, проезд сопровождающих осуществл€етс€ по специальным сопроводительным документам. “ранспортировка длитс€ не меньше недели.

ёжное отделение  ыргызской железной дороги, созданное в 1994 году и включившее невзаимосв€занные малоде€тельные тупиковые ветви бывшей —реднеазиатской железной дороги, расположенные на территории  ыргызстана, располагает одним локомотивным депо Ч ƒжалал-јбад. ƒо 1994 года полноценного депо здесь не было, оно было создано на основе ѕ“ќЋ от “„-4 јндижан. Ќо и сейчас депо имеет весьма ограниченные возможности по ремонту локомотивов.

—реди имеющегос€ на ёжном отделении подвижного состава Ч тепловозы 2“Ё10ћ-0581 (две секции), 2“Ё10¬-4195 (€ видел 1 секцию). ¬сего Ч около 5 „ћЁ« и 6 секций 2“Ё10. Ќовые локомотивы после 1991 года не поступали.

Ўироко разрекламированное в 1990-х годах строительство Ђ“ранскыргызской магистралиї –ыбачье Ч  очкор Ч ƒжалал-јбад ограничилось церемонией открыти€ с участием президента ј. јкаева (в 1996 году) и укладкой нескольких сотен метров пути у станции –ыбачье.

ѕосле 1996 года строительство не велось. ¬ 2005 году јкаев был свергнут в результате дикого государственного переворота. ќбещано возобновление строительства в 2009 году, но в реальность этого веритс€ слабо.

...≈дем по перегону ќш Ч  ашгаркишлак. —осто€ние пути нормальное, дерев€нные шпалы чередуютс€ с железобетонными. —танци€  ашгаркишлак действующа€, есть минимальна€ грузова€ работа. ¬ прилегающем населЄнном пункте живут уйгуры, когда-то переселившиес€ в эти места из города  ашгара (ныне Ч территори€  ита€).



ѕути станции  ашгаркишлак. ∆елезнодорожна€ лини€
 арасу Ч ќш. ¬ид на север.


Ќа перегоне  ашгаркишлак Ч  арасу местами железнодорожный путь пролегает нескольких метрах от кыргызско-узбекской границы. Ќа границе установлена колюча€ проволока. »ногда она оборвана.

Ќа узбекской территории сто€т сторожевые вышки. Ќа кыргызской территории встречаютс€ автомобили с дежур€щими в них вооружЄнными пограничниками.

ѕо словам машиниста, при остутствии пограничников через дыры в колючей проволоке перемещают контрабандный товар. ¬ случае поимки приходитс€ платить крупную вз€тку. ѕоэтому пограничники Ч едва ли не самые богатые люди в  ыргызстане.

¬стречаютс€ пасущиес€ без присмотра коровы, Ђнарушающиеї границу. Ќичего хорошего в этом нет: когда корова переходит на сопредельную сторону через проЄм в колючей проволоке, владелец рискует еЄ лишитьс€, если животное воврем€ не вернЄтс€ назад.



ѕерегон  ашгаркишлак Ч  арасу. —лева Ч колюча€ проволока
на границе, за ней Ч ”збекистан.


ѕрибываем на станцию  арасу.  ак ни странно, наход€ща€с€ на территории  ыргызстана станци€ носила ранее (по неподтверждЄнным данным, носит до сих пор) официальное название  арасу-”збекский.

«десь находитс€ большой вокзал, напоминающий о временах, когда через станцию следовал скорый поезд сообщением ƒжалал-јбад Ч ћосква. ¬идно, что на скамь€х в зале ожидани€ сид€т люди Ч приобретающие билеты из Ѕишкека, или попросту отдыхающие.

—танци€  арасу имеет значительное путевое развитие. ќтсчЄт рассто€ни€ на участке јндижан Ч  арасу Ч ƒжалал-јбад ведЄтс€ от ’аваста, тогда как на участке  арасу Ч ќш Ч от  арасу.

ѕервоначально € просил разрешени€ проехать до  арасу. ¬ы€снилось, что вскоре тепловоз отправитс€ в ƒжалал-јбад. »нтересуюсь, будет ли проверка пограничниками. ¬ ответ узнаю, что обычно узбекский участок пути проходитс€ без остановок и проверки нет. ”далось получить разрешение на проезд до ƒжалал-јбада.

„ерез 3 километра от  арасу, у моста через канал, железна€ дорога пересекает Ђужаснуюї кыргызско-узбекскую границу (независимые —ћ» сообщают о нередких здесь перестрелках и гибели людей). »сторически необоснованные и абсурдные по своей сути государственные границы, хаотичным сплетением изрезавшие ‘ерганскую долину, €вл€ютс€ источником наживы дл€ одного процента населени€ и источником неисчислимых бед и лишений дл€ остальных.



  северу от станции  арасу. «а каналом Ч колюча€ проволока
на кыргызско-узбекской границе. —права Ч табличка,
сообщающа€ о границе Ђ”“…ї.


√раница отмечена табличкой с упоминанием ѕ„-7 ”“… (”збекской железной дороги). Ќесмотр€ на отсутствие пр€мой св€зи с основной частью железнодорожной сети ”збекистана, узбекский участок линии  арасу Ч  ок-янгак принадлежит ”“…. Ќа нЄм имеютс€ две станции Ч —ултанабад (путевое развитие сохранилось, но станци€ используетс€ слабо), и ’анабад.

ѕо станции ’анабад есть грузова€ работа, здесь действует кабельный завод. ¬ ”збекистане, в отличие от  ыргызстана, некоторые заводы сохранились и функционируют. Ќа заводе есть исправный маневровый тепловоз “√ћ23Ѕ, его номер прочесть не удалось.

¬озможна€ проверка тепловоза узбекскими пограничниками грозила бы мне серьЄзными проблемами: в ”збекистане нелегальное пересечение границы €вл€етс€ уголовным преступлением (реально, как правило, ведЄт лишь к необходимости уплаты крупной суммы денег).   счастью, как и ожидалось, тепловоз проследовал через обе линии проволочных заграждений без остановки.

ƒл€ легального попадани€ на территорию ”збекистана гражданам  ыргызстана необходимо пройти долгую процедуру пограничного и таможенного контрол€, получить штамп в паспорт. –анее дл€ этого была необходима виза.


«а станцией ’анабад ещЄ проезжаем сквозь колючую проволоку. ¬новь  ыргызстан. ѕрибываем в ƒжалал-јбад Ч Ђстолицуї ёжного отделени€  ыргызской железной дороги.



ѕоезд прибывает на станцию ƒжалал-јбад. ¬ид на север.



“епловоз 2“Ё10ћ-0581 на станции ƒжалал-јбад.


¬ ƒжалал-јбаде имеетс€ вокзал, от которого когда-то отправл€лись поезда ƒжалал-јбад Ч ћосква и ƒжалал-јбад Ч Ѕишкек. Ќа вокзале вывешено расписание движени€ поездов по Ѕишкеку, флаг, герб и гимн  ыргызстана (на русском и кыргызском €зыках).



¬окзал на станции ƒжалал-јбад.


¬плотную к вокзалу примыкает здание ёжного отделени€  ыргызской железной дороги.



«дание ёжного отделени€  ыргызской железной дороги.


ќсмотрев станцию ƒжалал-јбад, добираюсь на Ђмаршруткеї до пограничного перехода, чтобы легально попасть в ”збекистан.

Ќесколько часов хожу по темнеющему јндижану. ‘отографирую пути станции с переходного моста.

Ќа мосту находились редкие в этих местах русские подростки. —лав€нские девочки переговарились между собой:

Ч —мотри, иностранец, наверное!

’отел сказать: да € не иностранец, € из ћосквы! Ќо не стал.

–анним утром Ч выезд из јндижана пригородным поездом до  оканда.

ѕригородный поезд сообщением јндижан Ч  оканд состо€л из тепловоза 2“Ё10ћ-3324 (одна секци€) и четырЄх пассажирских вагонов, переоборудованных на “ашкентском вагоноремонтном заводе по образцу Ђгомельскихї (дерев€нные лавки).



Ѕилет, проданный в пригородном поезде сообщением  оканд Ч јндижан.


¬окзал в  оканде Ч современной постройки, очень красивый.   сожалению, почти всегда пуст. «десь осталось две пары пригородных поездов: на јндижан через Ќаманган, на јндижан через ћаргилан. » две пары пассажирских поездов дальнего следовани€, каждый Ч раз в неделю: “ашкент Ч јндижан и Ѕухара Ч јндижан.

 ак вы€снилось, от старой детской железной дороги, находившейс€ в центре города  оканда, в парке ћукими (бывший ÷ентральный парк культуры и отдыха) не осталось никаких следов. “ерритори€ парка подверглась реконструкции. ѕризнаков наличи€ шпал и каких-либо строений на остановочных пунктах найти не удалось.

”видев в парке человека слав€нской внешности (как и в других крупных городах ”збекистана, здесь их осталось 1-2 процента), спрашиваю у него, есть ли в городе детска€ железна€ дорога. ¬скоре к беседе присоединилс€ местный сотрудник милиции.

”далось вы€снить, что детска€ железна€ дорога строитс€, и находитс€ в парке где-то на окраине города.   сожалению, не удалось узнать, где именно. Ќекоторые жители города помн€т старую детскую железную дорогу, работавшую до 1991 года, но о новой детской железной дороге не слышали.

ѕосле нескольких часов поисков нужный объект был найден. Ќова€  окандска€ детска€ железна€ дорога находитс€ вблизи улицы ‘урката (южна€ окраина города), в нескольких километрах от старой детской железной дороги.

—троительство Ќовой  окандской детской железной дороги началось в 2008 году. ѕуть уложен на всЄм прот€жении кольца длиной свыше 1 километра, смонтирован стрелочный перевод и уложены первые метры пути на ветви, ведущей к проектируемому депо. Ќачато строительство кирпичного павильона на одной из двух запроектированных станций. —троительство второй станции не начиналось. Ќикакого подвижного состава не было.



—трелка на новой  окандской детской железной дороге.



—трелка на новой  окандской детской железной дороге.



—тро€щийс€ павильон на остановочном пункте
новой  окандской детской железной дороги.


Ќесколькими дн€ми позже благодар€ помощи выпускника “ашкентской детской железной дороги Ќикиты  лочкова на “ашкентском вагоноремонтном заводе были осмотрены вагоны, подготовленные дл€ отправки на  окандскую детскую железную дорогу.

ѕредполагалось, что на дорогу поступит тепловоз “”7-0544. ќн работал на старой  окандской детской железной дороге, а после еЄ закрыти€ был передан на хранение в “„-3  оканд (или в другое локомотивное депо).

ќткрытие новой  окандской детской железной дороги можно ожидать весной следующего года. —корее всего, она будет полноценной детской железной дорогой, то есть будет использоватьс€ дл€ обучени€ школьников железнодорожным професси€м.

ѕозднее стало известно: чуда не произошло. ѕрогрессивное решение о возрождении  окандской детской железной дороги было отменено в полушаге от реализации. “епловоз на детскую железную дорогу не завезли. ѕостроенный объект, на который в бедной стране были потрачены немалые деньги, был полностью разгромлен и разрушен.

»з  оканда отправл€юсь на границу с “аджикистаном маршрутными такси с пересадкой в Ѕешарыке. √раница была пройдена относительно быстро. ¬ымогательств не было.

Ќа границе Ч очередной обмен денег. ѕолучаю таджикские сомони. ћаршрутное такси до автостанции города  анибадам.

»з  анибадама доезжаю на Ђмаршруткеї до населЄнного пункта  аракчикум с целью искупатьс€ в  айраккумском водохранилище (Ђ“аджикском мореї).



јвтостанци€ в  анибадаме.  ак и везде в —редней јзии, вывешенные на городских автостанци€х
расписани€ движени€ автобусов несут лишь исторический смысл. “ранспорт представлен
Ђмаршруткамиї, курсирующими без расписани€, по заполнению. “ам,
где остались крупногабаритные автобусы, они обычно также
отправл€ютс€ лишь при условии заполнени€.



јвтостанци€ в  анибадаме. —хема автобусных маршрутов. —корее всего, она сохранилась со времЄн существовани€ ———–.
Ћенинабадскую область заменили на —огдийскую, Ћенинабад Ч на ’оджент, хот€ официально он называетс€ ’уджанд.


¬ыйд€ из маршрутной Ђ√ј«елиї, иду к воде через пол€ и железную дорогу. ‘отографирую очень удачно по€вившийс€ в этот момент пассажирский поезд сообщением  урган-“юбе Ч  анибадам.



 аракчикум. ѕеший переход от автодороги к берегу  айраккумского водохранилища.


ќказалось, что купание в этом месте затруднительно. ”ровень воды в водохранилище понизилс€. Ќа дес€тки метров т€нетс€ бывшее дно Ч полоса труднопроходимой липкой гр€зи. ѕробива€сь к воде, € несильно поранил ногу.

¬озвращаюсь в сторону автодороги. Ѕыла осмотрена станци€  айракчикум “аджикской железной дороги.

ћаршрутным такси Ч в ’уджанд. Ќа одном из участков автодорога пролегает вдоль границы с  ыргызстаном. — левой стороны в изобилии видна киргизска€ символика.

ќтношени€ между “аджикистаном и  ыргызстаном не €вл€ютс€ настолько напр€жЄнными, как между ”збекистаном и  ыргызстаном.  олючей проволоки, к счастью, нет.

√ород ’уджанд (бывший Ћенинабад) удивил Ђстоличнойї роскошью, не совсем привычной дл€ “аджикистана, имеющего репутацию крайне бедной страны. ќн выгл€дит даже цивилизованнее ќша.

¬ центре города Ч красиво отделанные новые офисные здани€ из стекла и бетона. Ќа улицах много людей в белых рубашках и галстуках. Ќет нищих и бомжей, встречавшихс€ в 2000 году.

»меютс€ новые подземные переходы, отделанные гранитом и мрамором. ”лицы переполнены европейскими иномарками, в том числе весьма роскошными. √ужевых повозок не видно.  оличество советских автомобилей сильно сократилось. —оветские автомобильные номера исчезли полностью.

¬ ќше, јндижане и  оканде на улицах иногда встречаютс€ люди слав€нской внешности. «десь их нет вообще. ¬ “аджикистане была гражданска€ война, в результате чего исход русских отсюда был более активным, чем из двух соседних республик.

–усский €зык на улицах ’уджанда, тем не менее, изредка можно услышать. —корее всего, на русском €зыке общаютс€ между собой таджики и узбеки.

“аджиков и узбеков здесь примерно поровну. ќтношени€ между ними не особо дружественные. ”збеки предпочитают называть город ’оджент, а не ’уджанд. “ак же он называлс€ в дореволюционной –оссии.

Ѕольшинство надписей и вывесок в городе Ч на русском €зыке. –оссийский рубль в —огдийской области уже не €вл€етс€ ходовой валютой, как 8 лет назад, но изредка им ещЄ расплачиваютс€ Ч например, за бензин на Ђнелегальныхї автозаправках.

»ду по улицам ’уджанда, постепенно пробира€сь на запад.

Ќаутро маршрутным такси є45 добираюсь до города ѕролетарска. Ёто начальный пункт —улюктинской узкоколейной железной дороги.  ак оказалось, узкоколейна€ железна€ дорога находитс€ фактически в Ђпредсмертномї состо€нии, и в ближайшее врем€ может быть разобрана.

ћоей задачей на —улюктинской узкоколейной железной дороге €вл€лось совершение похода по всем 49 километрам главного пути от ѕролетарска до ¬осточной. Ќа это потребовалось два дн€. Ѕыло сделано около полутора тыс€ч фотографий. ¬се они были выложены на Ђ—айте о железной дорогеї.

ƒетальное описание похода по —улюктинской узкоколейной железной дороге: http://infojd.ru/26/sulukt.html. «десь представлены только нежелезнодорожные фотографии, сделанные во врем€ похода.



јвтомобильна€ дорога ѕролетарск Ч —улюкта вблизи линии границы “аджикистана и  ыргызстана.
—нимок сделан на пут€х узкоколейной железной дороги. ћестность просматриваетс€
пограничниками, поэтому € фотографировал тайно Ч держа фотоаппарат
в пакете и не поднима€ его высоко.



јвтомобильна€ дорога ѕролетарск Ч —улюкта вблизи линии границы “аджикистана и  ыргызстана.
ѕограничный пункт пропуска. —нимок сделан на пут€х узкоколейной железной дороги.



–асписание на автостанции города —улюкта. ѕолностью на киргизском €зыке.
–асписание имеет исторический, а не практический смысл.



—хема автобусных маршрутов на автостанции города —улюкта.



јвтостанци€ города —улюкта. √ородска€ Ђмаршруткаї “оварна€ Ч  ошбулак.


¬ернувшись в ѕролетарск, ночую в здании на станции узкоколейной железной дороги. ”тром делаю последние в этой экспедиции фотографии —улюктинской узкоколейной железной дороги.

—егодн€ вечером мне надо бы быть в ƒжизаке Ч соседнем областном центре ”збекистана. ѕо кратчайшему пути от ѕролетарска до ƒжизака Ч 150 километров. ¬ ———– до него было 3 часа езды на поезде.

Ќо сейчас это древн€€ земл€ находитс€ Ђв пленуї неописуемого маразма. «десь всЄ изрезано Ђшрамамиї границ с колючей проволокой, вышками и минными пол€ми. Ћегальный переход возможен в единичных местах. ћне следует двигатьс€ в ƒжизак через пункт пропуска ќйбек, затем Ч через “ашкент, и преодолеть 400 километров вместо 150.

Ђћаршруткойї добираюсь от ѕролетарска до центра ’уджанда. ѕешком через мост над рекой —ырдарь€ Ч в северную часть города, где находитс€ автомобильный выезд в сторону “ашкента.



’уджанд. ћост через реку —ырдарь€.



’уджанд. ¬ид с моста через реку —ырдарь€.



’уджанд. ¬ид с моста через реку —ырдарь€.


¬ северной части ’уджанда был обнаружен действующий автовокзал. ќказалось, что Ђмаршруткиї в сторону Ѕустона (граница с ”збекистаном) отправл€ютс€ именно отсюда, а не из центра города.



јвтовокзал в ’уджанде.



–еклама на автовокзале ’уджанда, традиционна€ дл€ “аджикистана.


Ќа Ђмаршруткеї добираюсь до Ѕустона. Ёто районный центр на севере —огдийской области, в 52 километрах от ’уджанда. ’ороша€ асфальтированна€ дорога почти пустынна.

Ќавстречу проехали мотоциклисты с европейскими номерами Ч какие-то международные путешественники. Ёто хороший признак: значит, граница открыта.

¬чера, 1 сент€бр€, в ”збекистане был день независимости (ћустакиллик). ¬ ”збекистане его называют главным национальным праздником. ’от€ 96 процентов населени€ голосовало за сохранение —оветского —оюза, хот€ именно независимость от ———– обрекла страну на беспросветную нищету, упадок и деградацию.

¬ дни национальных праздников ”збекистан обычно закрывает свои немногочисленные пограничные пункты пропуска Ђиз соображений безопасностиї. ’орошо, что уже открыли!



»сторическое расписание на автостанции Ѕустона.


Ќедолгий осмотр посЄлка Ѕустон. ќн выгл€дит нормально, особой разрухи не содержит.  огда-то здесь было много русских. Ќе исключено, что сейчас нет ни одного.

—охранилс€ монумент в пам€ть об освоении целины. Ёто удивило: официально программа освоени€ целины в 1954Ч1960 годах затрагивала только  азахскую ——– и –—‘—–.



ћонумент в Ѕустоне, посв€щЄнный освоению целины.



”величенный фрагмент предыдущего снимка. ¬ тексте затЄрто
слово Ђленинскойї перед Ђполитикиї, затЄрт автор
цитаты (возможно, Ћ. ». Ѕрежнев).



ћонумент в Ѕустоне, посв€щЄнный освоению целины.


ќт Ѕустона остаЄтс€ 11 километров до пограничного пункта пропуска. Ёто единственный в данной части “аджикистана пункт пропуска, открытый дл€ граждан –оссии. ¬се остальные пункты пропуска, в том числе географически более удобные в Ѕекабаде и ’авасте, к сожалению, пропускают только граждан “аджикистана и ”збекистана. ‘актически они не пропускают почти никого: ”збекистан и “аджикистан ввели взаимный визовый режим и выдавать визы не желают.

Ђћаршрутокї на пункт пропуска, как мне сказали, нет. Ќеудивительно Ч поток людей через него ничтожный.

¬ыхожу на дорогу. ¬скоре остановилась попутна€ машина. ¬одитель добродушный, денег не попросил. Ќавстречу проезжали машины с символикой ќќЌ.

ѕо пути заправл€емс€ у нелегальной Ђзаправкиї. Ќа обочине дороги подростки продают Ђсамопальныйї бензин жЄлтого цвета из больших стекл€нных банок. ¬одитель расплатилс€ с ними российскими рубл€ми.

ѕоследний километр до границы прохожу пешком. Ќа этом участке есть Ђтыловойї контрольный пост. »здали видны зловещие пограничные вышки.



јвтодорога приближаетс€ к пункту пропуска на границе с ”збекистаном.



¬ид из той же точки в сторону Ѕустона.  онтрольный пост.


¬от и большой огороженный комплекс пограничного пункта пропуска. ∆елающих пересечь границу, кроме мен€, нет!



“аджикский пункт пропуска на границе.


∆Єсткий визовый режим сделал своЄ дело. —огдийска€ область “аджикистана, наполовину населЄнна€ узбеками, наглухо отгорожена от соседних областей ”збекистана, в значительной части населЄнных таджиками.

ѕроезд автомобилей через границу ”збекистана и “аджикистана запрещЄн. ѕропустить автомобиль могут только в пор€дке исключени€. ќбычно оно делаетс€ дл€ редких европейских путешественников.

¬ыезд из “аджикистана Ђво внешний мирї через  иргизию будет пролегать через трудные дл€ автомобильного движени€ высокогорные перевалы. “аким образом, “аджикистан находитс€ фактически в наземной блокаде.



ќсновное здание таджикского пункта пропуска.


Ќа таджикском пункте находилс€ дурной пограничник. ќн за€вил, что € просрочил пребывание в “аджикистане без регистрации. ѕо местным дурным законам, регистраци€ необходима после 3 рабочих дней пребывани€ в “аджикистане. Ќо если врем€ пребывани€ пришлось на выходные дни Ч можно находитьс€ 5 дней.

¬ъездной штамп свидетельствовал о пребывании в течение 4 дней, два из которых пришлись на выходные. »з ѕролетарска в  ыргызстан € ездил нелегально, и в штампах это никак не было отражено.

Ѕыло за€влено, что регистрироватьс€ нужно в течение 3 суток, независимо от того, пришлись ли они на рабочие или выходные дни. Ѕыло предложено Ђразворачиватьс€ї.

ѕотом пограничник стал разворачивать по другой причине: дескать, узбекска€ сторона границы закрыта, и в ”збекистан € всЄ равно не попаду.

Ч я видел, что иностранные мотоциклисты навстречу проехали! явно оттуда!

Ч Ёто немцы были. »х пропустили, потому что особые персоны. ј дл€ теб€ Ч закрыто!

ѕосле 30-40 минут потер€нного времени мне всЄ же удалось уговорить пограничника дать добро на выезд из “аджикистана. ”плата вз€тки не понадобилась.

”збекский пункт пропуска Ђќйбекї находитс€ р€дом. ћне сказали: граница всЄ ещЄ считаетс€ закрытой в св€зи с днЄм независимости. Ќо в это врем€ можно пройти, если есть какое-то доказательство необходимости срочного прибыти€. Ќапример, авиабилет из “ашкента на ближайшую дату.

Ќа узбекском пункте пропуска были более доброжелательные люди, чем на таджикском. √раницу удалось пройти без уплаты вз€ток.

Ќедалеко от пункта пропуска Ђќйбекї находитс€ внутриузбекска€ автотрасса Ѕекабад Ч “ашкент. ¬стаю недалеко от перекрЄстка, Ђголосуюї проезжающим машинам.

¬скоре остановилась легкова€ машина узбекского производства. ѕредлагают подвезти до “ашкента за деньги, Ђпо цене маршруткиї. я согласилс€ Ч намного проще заплатить небольшую по российским меркам сумму, чем неизвестно сколько ждать бесплатный транспорт.

¬ машине находились два русско€зычных человека молодого возраста. ѕо виду не слав€не. ¬озвращаютс€ в “ашкент из Ѕекабада, куда ездили по каким-то своим делам. ƒолга€ поездка с ними была малопри€тной из-за низкокультурного разговора с употреблением сленга и мата.

¬ то же врем€, благодар€ общению с местными жител€ми € много узнал о жизни нынешнего ”збекистана. Ќичего этого не узнать при поездках только на поездах и автобусах, без личного общени€. ќбщее настроение: здесь полнейша€ ЂбезнадЄгаї, и ничего хорошего нет.

ƒо окраины “ашкента здесь 80 километров. ƒорога проходит по сельскохоз€йственным районам “ашкентской области. ¬ ———– это был цветущий край, который был красивым и богатым. Ќациональным республикам в то врем€ удел€лось особое внимание.

«десь было многонациональное население. Ќа Ђсоветскойї карте отмечено множество сЄл с русскими названи€ми, которые возникли до революции 1917 года. ѕри —талине в “ашкентскую область переселили большое число корейцев.

 орейцы здесь живут до сих пор. ѕо €зыку и менталитету они почти не отличаютс€ от русских. ¬одитель рассказал мне нехороший анекдот про узбека и корейца. Ќо в целом, при езде по этим когда-то богатейшим местам чувствуетс€ дух опустошени€ и обречЄнности.

¬ыхожу на окраине “ашкента, у конечной трамвайной станции Ђ уйлюк-÷ентрї. ‘отографирую трамвай, чем вызываю у кого-то недовольство. «десь бо€тс€ террористов и нервно реагируют на любое фотографирование.



Ќовый трамвайный вагон ”сть- атавского завода
на конечной станции Ђ уйлюк-÷ентрї.


“ашкент резко отличаетс€ от всех остальных городов региона. ѕосреди деградирующей и нищей территории это единственное место, в котором сохран€етс€ европейский образ жизни и относительное благополучие.

¬ “ашкенте Ч единственный в —редней јзии трамвай, единственный метрополитен. “ашкент Ч единственный город, в котором есть большое количество домов выше п€ти этажей. ≈динственный город, где есть цивилизованные автобусные перевозки, а не только дикие Ђмаршруткиї.

ѕопасть в “ашкент после долгих дней поездки Ч словно вздохнуть свежим воздухом, вырвавшись из дыма и тумана. я не особо люблю крупные города, но здесь ситуаци€ друга€. “ашкент Ч русский город, он воспринимаетс€ как островок –оссии!

“ашкент был неотъемлемой частью –оссии 140 лет Ч примерно как ’абаровск или ¬ладивосток. ≈щЄ до революции стал самым цивилизованным городом региона. ƒо 1991 года русские и русско€зычные составл€ли абсолютное большинство двухмиллионного населени€.

Ќа 2008 год национальный состав €вл€лс€ таким: 63 процента населени€ Ч узбеки (многие из них Ч обрусевшие и русско€зычные). ќстальные Ч русские, татары, корейцы и представители других национальностей, почти все Ч русско€зычные. –усский €зык доминирует во всех сферах жизни.

Ќесмотр€ на активный исход русских в оставшийс€ Ђогрызок –оссииї, процент слав€н в “ашкенте остаЄтс€ высоким благодар€ притоку из других регионов ”збекистана. ƒо 1991 года русских было много по всей республике, теперь Ч только в столице.

“ашкент расположен почти непосредственно на границе ”збекистана и  азахстана. –ассто€ние от центра города до пограничного пункта пропуска  елес Ч  апланбек составл€ет 15 километров. Ёто меньше, чем от центра ћосквы до окраинных станций метро.

“ем не менее, машины с казахстанскими номерами в “ашкенте не встречаютс€. ¬полне возможно, что нет ни одной! ¬ 2000 году было так же. ќтношени€ между ”збекистаном и  азахстаном €вл€ютс€ враждебными. √раница Ђполузакрытаї. „ерез неЄ пропускают только пешком, с издевательскими досмотрами, придирками и вымогательством денег.

ћне в ”збекистане приходитс€ быть в посто€нном напр€жении из-за необходимости покинуть страну не позднее чем через 3 суток с момента въезда. ј также из-за Ђполицейскойї репутации этого государства. —отрудники милиции здесь встречаютс€ повсеместно. ќни могут доставить немало проблем, что вскоре подтвердил случай в ƒжизаке.


Ќовым трамвайным вагоном вагоном производства ”сть- атавского завода доезжаю от конечной станции Ђ уйлюкї до железнодорожного вокзала. —темнело, поэтому фотографии после Ђ уйлюкаї не делались.



Ѕилет в общий вагон поезда сообщением “ашкент Ч Ѕухара от “ашкента до ƒжизака.


ѕриобретаю билет в общий вагон поезда “ашкент Ч Ѕухара от “ашкента до ƒжизака.

 ассир запросила за билет в общий вагон до ƒжизака 6 000 сум. ѕолучив билет, € вижу, что указанна€ в нЄм цена ниже Ч 5 140 сум. ќт билетной кассы € успел отойти и поднимать скандал не хотелось.  ак видно, цены на билетах в ”збекистане нужно провер€ть, не отход€ от кассы.

ќбщий вагон Ч обыкновенный советский плацкарт. «аполненность высока€, но в соответствии с количеством мест. —то€щих пассажиров нет. —реди пассажиров есть слав€не: р€дом со мной находилась русска€ бабулька.

ѕоезд быстро двигалс€ среди южной ночи. ѕронос€тс€ различные станции, знакомые мне по поездке в 2000 году.  огда-то они носили русские названи€.

Ќа станцию ’аваст (”рсатьевска€), где в 2000 году € подвергс€ длительному задержанию милицией, поезд не зашЄл. Ќа отдельных участках виднелась колюча€ проволока: железна€ дорога пролегает вдоль границы с “аджикистаном.

¬ 23:28 поезд прибыл в ƒжизак. »з него здесь вышли немногие. “емнота, маленький и примитивный дл€ областного центра вокзал.

»ду через переходной мост в южную часть города, в скопление одноэтажной застройки.

”тром фотографирую станцию ƒжизак. ѕробираюсь пешком в центр города, где находитс€ ƒжизакска€ детска€ железна€ дорога. Ќесмотр€ на наличие распечатки спутникового снимка, найти еЄ удалось не сразу.

¬печатлени€ от ƒжизака Ч самые мрачные. √ород почти полностью покинут русско€зычным населением. –усска€ речь не слышна. ќщущаетс€ дух упадка.

ƒжизакска€ детска€ железна€ дорога оказалась недействующей. ƒвижени€ не было с прошлого, 2007 года. ¬еро€тные причины Ч неисправность обоих локомотивов и (или) низка€ рентабельность.



ƒжизакска€ детска€ железна€ дорога.



“”8ѕ-003 на ƒжизакской детской железной дороге. Ёто единственный случай
использовани€ “”6ѕ и “”8ѕ на детских железных дорогах.



ƒжизакска€ детска€ железна€ дорога.


Ќикакого персонала на детской железной дороге не было. „ерез незастеклЄнные окна в здании депо пытаюсь фотографировать подвижной состав Ч редкие тепловозы-автомотрисы “”8ѕ, удивительные дл€ детских железных дорог. Ёто заметила присутствовавша€ поблизости женщина-дворник, и вскоре € был арестован узбекской милицией.

ћен€ сначала держали в опорном пункте Ч помещении, где работает участковый. ќно расположено вблизи детской железной дороги. «атем на Ђмаршруткеї повезли в северную часть города, в отделение милиции. — автотранспортом и бензином у узбекской милиции проблемы.

¬ отделении со мной разбиралс€ интеллигентный и образованный сотрудник по имени јлишер. ¬ отличие других сотрудников милиции, он пришЄл к выводу, что € не занимаюсь диверсионно-террористической де€тельностью, освободил мен€ и оставил свой номер телефона Ч на случай новых задержаний. ¬озвращаюсь на станцию ƒжизакской детской железной дороги.

ѕоследний снимок перед задержанием был сделан в 10:18, первый снимок после него Ч в 12:42. ѕрохожу пешком всю линию недействующей узкоколейной железной дороги Ч до противоположной конечной станции. —осто€ние дороги Ч довольно печальное.


“еперь нужно вернутьс€ в “ашкент. ѕоездов в ближайшее врем€ не будет, придЄтс€ ехать автобусом.

Ќахожу место отправлени€ автобусов на “ашкент Ч большую и гр€зную площадку вблизи выезда из города. ≈ду в “ашкент на полноценном большом автобусе, а не Ђмаршруткеї. –азумеетс€, билетов и расписани€ нет, оплата в карман водител€. —тоимость проезда по российским меркам низка€.

ѕоездка на автобусе длитс€ много часов. ѕр€ма€ качественна€ дорога из ƒжизака на “ашкент пересекает небольшой участок территории  азахстана, и поэтому полностью закрыта дл€ какого-либо движени€. “ранспорту приходитс€ делать Ђкрюкї по дорогам местного значени€. ¬ √улистане Ч поворот на север под пр€мым углом.

—евернее √улистана автодорога местами вплотную прилегает к магистральной двухпутной электрифицированной железной дороге. я сделал из автобуса фотографии железной дороги: http://infojd.ru/30/ot-sirdaryo.html.

Ќа последних ста километрах перед “ашкентом автомобильный поток €вл€етс€ весьма плотным. ќгромное количество автобусов из разных регионов ”збекистана идут сплошным потоком, один за другим.   сожалению, основной междугородный транспорт здесь Ч автобус, а не поезд.

¬ыхожу на окраине “ашкента. ѕервым попавшимс€ городским автобусом еду по городу, решив выйти у первой попавшейс€ станции метро. ≈й стала станци€ Ђ“инчликї (означает Ђћирна€ї). ¬первые с 2000 года оказываюсь в “ашкентском метрополитене.

http://infojd.ru/13/tachkentmetro_foto2008.html Ч немного фотографий метрополитена.

ќсматриваю ёнусабадскую линию “ашкентского метрополитена, котора€ на момент предыдущей поездки ещЄ не была открыта. ‘отографирование в метро строго запрещено. Ќа каждой станции дежур€т сотрудники милиции. ѕоэтому фотографий удалось сделать совсем мало.

Ќа привокзальной станции метро Ђ“ашкентї, несмотр€ на все меры предосторожности, € был задержан сотрудником милиции. ѕотер€л около получаса времени. ќн долго Ђмурыжилї. «вучали угрозы посадить в  ѕ« и депортировать из страны.

Ќаконец, вырываюсь из милицейской комнаты на станции метро Ђ“ашкентї на свободу. ‘отографирую вокзал.



¬окзал на станции “ашкент-ѕассажирский-÷ентральный. ¬ид из города.


“ашкентский вокзал с 2000 года изменилс€ до неузнаваемости. –аньше это была дурна€ примитивна€ бетонна€ коробка. ¬ моЄм Ђрейтингеї самых отвратительных вокзалов больших городов на первых местах были “ашкент, —аратов, Ќижний Ќовгород, ”фа, –остов.

ќказалось, что на данный момент здание вокзала превращено в роскошный дворец. Ёто не нова€ постройка, а глубока€ реконструкци€ Ђбрежневского позораї.

¬окзал не только отличаетс€ красивой архитектурой, но и хорошо оборудован внутри. ¬с€ информаци€ дл€ пассажиров Ч на двух €зыках. »сключение составл€ет расписание движени€ пригородных поездов. ќно только на русском €зыке!



–асписание движени€ пригородных поездов по станции
“ашкент-ѕассажирский-÷ентральный.


¬ыезжаю вечерним электропоездом “ашкент Ч ’оджикент. «аполненность слаба€. ¬о многих окнах нет стЄкол, но они не разбиты Ч рамы со стЄклами сто€т р€дом.

ѕосле захода солнца и установлени€ темноты похолодало. ѕассажиры прин€лись вставл€ть рамы со стЄклами на место. “ак здесь практикуетс€ давно и занимает немного времени.

¬ыхожу на конечной станции ’оджикент. ƒалее есть ещЄ несколько километров линии Ч до станции „инара. Ќо сейчас электропоезда до неЄ не ход€т.

—танци€ ’оджикент находитс€ в предгорье. Ќаселени€ вокруг мало.

”тром осматриваю станцию, купаюсь в реке „ирчик. «атем выезжаю электропоездом в “ашкент.



–азлив реки „ирчик (’оджикентское водохранилище) у станции ’оджикент.


“еперь малоде€тельна€ электрифицированна€ лини€ —алар Ч „инара проезжаетс€ в светлое врем€. я рассматриваю еЄ во всей красе. «десь отлична€ природа. Ќо огорчает малое число пассажиров, низка€ скорость, плохое состо€ние станций и платформ.

ƒовольно долго электропоезд движетс€ по городу „ирчик Ч в прошлом крупному промышленному центру. ћестами открываютс€ картины в духе Ђпейзаж после атомной войныї.

¬ вагоне мне стала нав€зывать общение компани€ местной молодЄжи. ќтмечу, что такой случай дл€ 2008 года Ч скорее исключение. ¬о врем€ поездки по этим местам в 2000 году, когда мне было 19 лет, нав€зывать общение пытались посто€нно. ј сейчас € уже почти никого не интересовал.

“ем не менее, в данном случае местные жители упорно спрашивали, кто € такой, откуда родом, а также зачем фотографирую. ќчень удивились моему путешествию.

Ќастойчиво прос€т сфотографирать их. ‘отографи€ была сделана.



ѕредставители молодЄжи ”збекистана в электропоезде ’оджикент Ч “ашкент.


ћен€ непри€тно удивил тот факт, что некоторые из этой компании не владели русским €зыком. “е, кто понимал, переводили им. ј ведь они живут не в каких-то глухих местах, а вблизи “ашкента, самого русского города —редней јзии!

Ѕольшинство пассажиров электропоезда вышли на станции —алар, где есть пересадка на станцию метро Ђѕушкинска€ї. я доехал до вокзала. «атем разыскиваю “ашкентскую детскую железную дорогу. ќна была пройдена пешком, с выполнением тотальной фотодокументации.

“ашкентска€ детска€ железна€ дорога действует. ¬ сент€бре движение поездов производитс€ по выходным дн€м. ¬ день моего приезда движени€ не было.

Ќаходившийс€ на дороге инструктор ј. ЎинкарЄв оказал неоценимое содействие в поиске архивных материалов и организации поездки по дороге. я проехал по всей линии в тепловозе “”7ј-3048. ¬ыражаю благодарность!



“”7ј-3048 на “ашкентской детской железной дороге.
—лева Ч инструктор ј. ЎинкарЄв.


„ерез некоторое врем€ на детскую железную дорогу прибыл Ќикита  лочков Ч в прошлом юный железнодорожник, ныне работник ”збекской железной дороги. ќн €вл€етс€ одним из немногих в ”збекистане исследователей железных дорог. — ним € переписывалс€ до начала этой поездки, он заранее знал о моЄм прибытии.

Ќ.  лочков, в отличие от большинства жителей ”збекистана, не собираетс€ уезжать отсюда, несмотр€ на все трудности. Ёто вызывает уважение!

Ќ.  лочков на своЄм автомобиле ЂЌиваї подвЄз до “ашкентского вагоноремонтного завода. «десь были осмотрены узкоколейные вагоны, которые должны были быть отправлены в  оканд.

«атем едем к железнодорожному вокзалу, р€дом с которым находитс€ узкоколейна€ железна€ дорога в “ашкентском музее железнодорожного транспорта.

”зкоколейна€ железна€ дорога в “ашкентском музее железнодорожного транспорта должна была бы действовать. Ќо движени€ временно не было из-за неисправности тепловоза. Ќа моих глазах его ремонтировали. я пообщалс€ с работниками музе€ Ч русскими, зачастую немолодыми, которые работают здесь почти бескорыстно. ѕроездить узкоколейную железную дорогу не удалось.

ƒо конца этого дн€ мне об€зательно нужно покинуть ”збекистан. »наче будут крупные проблемы из-за дурного закона, требующего регистрацию на исходе третьих суток.

“ашкент находитс€ на границе с  азахстаном. ќднако попасть в  азахстан непросто. ”збекистан Ч это огромна€ тюрьма. —трана в самом пр€мом смысле обнесена колючей проволокой. ћест, где через колючую проволоку пропускают граждан –оссии Ч единицы.

ѕассажирские поезда из “ашкента в  азахстан курсируют не каждый день. ќни переполнены, приобрести на них билет трудно.

ƒо недавнего времени едущие в  азахстан пользовались в основном пунктом пропуска Ђ√ишт- уприкї Ч Ђ∆ибек ∆олыї. ¬ разговорной речи все называют его „ерн€евка. ќн находитс€ в 17 километрах от центра “ашкента. “ам пропускались граждане всех стран. ѕерейти можно было только пешком, зачастую с многочасовым ожиданием в очереди.

я заранее узнал, что Ђ„ерн€евкаї закрыта на реконструкцию. ѕовезло: если бы поехал туда Ч то упЄрс€ бы в закрытые ворота и просрочил разрешЄнные трое суток.

 роме „ерн€евки, вблизи “ашкента имеютс€ ещЄ два пункта пропуска:  елес Ч  апланбек и у посЄлка ћайский. Ќо на них пропускаютс€ только граждане ”збекистана и  азахстана. ѕереход часто сопр€жЄн с вымогательствами и издевательствами.

Ѕлижайший открытый Ђмеждународныйї пункт пропуска, как вы€снилось, называетс€ яллама и расположен в 60 километрах от “ашкента, у города „иназ.

¬месте с Ќ.  лочковым находим пункт общественного доступа в —еть недалеко от вокзала. «десь € посмотрел информацию о пункте пропуска яллама. ¬ажно набирать в поиске именно Ђялламаї, а не Ђяламаї. ялама Ч это азербайджанско-российска€ погранична€ станци€.

Ќа метро Ч до конечной станции Ђ—абира –ахимоваї. ѕозже она была переименована в Ђјлмазарї, так как героев ¬еликой ќтечественной войны власти ”збекистана не уважают.

ќт станции отправл€етс€ множество автобусов и маршруток, следующих в западном направлении. —ажусь в Ђмаршруткуї, объ€сн€ю водителю, куда мне нужно. ќн обещал высадить у поворота.

ѕункт пропуска Ђялламаї находитс€ в двух километрах от основной автотрассы. ” поворота к нему сто€ли такси. –ешаю ехать на такси Ч на счету кажда€ минута. ћолодой местный житель на старой советской машине за небольшие деньги подвЄз по тЄмной дороге до ворот пункта пропуска.

¬орота пункта пропуска € пересЄк за 5 минут до его закрыти€. √раница ”збекистана закрываетс€ на ночь. ≈щЄ чуть-чуть Ч и была бы просрочка, за которую по узбекистанским законам грозит огромный штраф.

яллама Ч вроде бы одно из всего лишь двух (!) мест на границе ”збекистана и  азахстана, где пропускают автомобили. ¬ остальных местах пускают только пешком, и почти везде только с узбекскими и казахскими паспортами. ѕрот€жЄнность границы составл€ет тыс€чи километров.

«десь сто€т в очереди большегрузные Ђфурыї из “урции, следующие в  азахстан через »ран и “уркменистан. Ќепроста€ жизнь у турецких Ђдальнобойщиковї, оторванных от дома, веро€тно, на мес€цы.

“еоретически через ялламу можно въехать в ”збекистан и росси€нину на легковой машине. Ќо дл€ этого нужно собрать столько справок, потратить столько времени и денег, подвернутьс€ такому долгому и унизительному Ђшмонуї автомобил€, что практический смысл этого исчезает. я не видел в ”збекистане ни одной неузбекской легковой машины.

”збекские пограничники вредностью не отличались. я преодолел их достаточно быстро.



Ќекоторые дата-штампы в загранпаспорте, поставленные в ходе экспедиции.
ƒата-штамп в »вангороде был поставлен в ходе экспедиции в Ёстонию.


“еперь Ч пешком по тЄмной гр€зной дороге между двум€ пунктами пропуска. ¬от и казахстанский  ѕѕ Ђимени Ѕауыржана  онысбаеваї.

 азалось бы,  азахстан, который официально €вл€етс€ союзником –оссии, должен быть лучше. Ќо на казахской стороне присутствовал значительно более злобный и хамский персонал, чем на узбекском  ѕѕ!

 азахские пограничники выгл€дели просто карикатурными беспредельщиками. ќбщались грубо, настойчиво просили заплатить, угрожали не пропустить. ¬ итоге € всЄ же прошЄл бесплатно.

 ак мне сказали, с узбекским паспортом никого бесплатно не пропускают. ѕлатитс€ Ђсборї, величина которого зависит от внешнего вида того, кто переходит границу, и от состава его багажа.



 азахстанска€ миграционна€ карта, заполненна€ мной на пункте пропуска Ђимени Ѕауыржана  онысбаеваї.
Ёти бумажки требуют сдавать при выезде из  азахстана, но € смог оставить еЄ при себе.


ƒурной пункт пропуска осталс€ позади. «а его воротами мне стали предлагать платный ночлег. ѕункт пропуска вплотную прилегает к селу  ирово, многие жители зарабатывают на платном размещении.

–ешаю согласитьс€ Ч прежде всего из-за необходимости зар€дить батареи фотоаппарата. ÷ена небольша€ Ч 500 тенге (100 российских рублей).

”тром выхожу на дорогу. ¬скоре подвезли до развилки в соседнем селе  ызыл јскер. «десь у мен€ проверил документы казахский полицейский, пытавшийс€ вымогать деньги Ђза отсутствие регистрацииї, котора€ нужна на исходе четвЄртых суток пребывани€.

¬ селе  ызыл јскер ( расный ¬оин) проходит автодорога со значительным потоком, соедин€юща€ ћактааральский район (крайний юг ёжно- азахстанской области) с областным центром. ¬скоре € уехал в „имкент на платном попутном микроавтобусе.

≈хать долго. — правой стороны дороги, за колючей проволокой, видны окраины “ашкента. Ќо здесь граница дл€ мен€ закрыта. ¬ итоге, приходитс€ делать Ђкрюкї в 120 километров...

¬ыхожу на южной окраине города „имкент (Ўымкент), центра ёжно- азахстанской области. „ерез несколько часов нахожу „имкентскую детскую железную дорогу. Ќачинаю тотальную пешую проходку.

ƒетска€ железна€ дорога в „имкенте (Ўымкенте), на мой взгл€д, €вл€етс€ второй по грандиозности после —вободненской детской железной дороги. ѕо прот€жЄнности пути (6 километров) она уступает —вободненской, „итинской и «апорожской детским железным дорогам. Ќо на них нет длинных и высоких насыпей, непривычных дл€ узкой колеи.

ƒетска€ железна€ дорога в масштабах города была грандиозным сооружением, и остаЄтс€ лишь порадоватьс€ тому, что она сохранена, в отличие от большинства детских железных дорог  азахстана.



Ќасыпь на „имкентской детской железной дороге.


Ќа „имкентской детской железной дороге повсеместно заметна ветхость и запустение. ≈сли не будет произведена реконструкци€, через несколько лет путь станет непригоден дл€ движени€.

ƒвижение осуществл€етс€ исключительно в июне, июле и августе по выходным дн€м. ∆елезную дорогу обслуживают взрослые сотрудники.

  сожалению, на календаре Ч сент€брь. ѕоэтому проездить „имкентскую детскую железную дорогу сейчас не удастс€. ѕридЄтс€ ещЄ раз приезжать в „имкент летом следующего года. Ёто было сделано.

¬близи северной конечной станции “улпар начинаю Ђголосоватьї на объездной дороге „имкента. «адача на сегодн€ Ч добратьс€ до города јрысь.

—тою довольно долго. Ќаконец, подвезли до западного выезда из города. ќтсюда уезжаю на платном микроавтобусе „имкент Ч “уркестан до поворота на јрысь в селе “емирлановка.

ќт “емирлановки до јрыси Ч 45 километров. ’орошо бы успеть до темноты. ”ехать удалось на старых Ђ∆игул€хї с местной молодЄжью. ќни были недоброжелательными и жЄстко потребовали за проезд довольно ощутимую сумму.

«десь тоже ощущаетс€ дух запустени€. ƒорога проходит через населЄнные пункты, которые имели русские названи€. Ќыне русское население их поголовно покинуло. ¬се русские названи€ официально убраны с карты. Ќо местные жители-казахи в разговорной речи продолжают их употребл€ть.

јрысь, когда-то интернациональный город железнодорожников. «десь сохранилс€ красивый дореволюционный вокзал. Ќо главный дл€ мен€ объект Ч шпалопропиточный завод. ѕосле некоторых поисков он был обнаружен на западной окраине.

Ќа завод € пришЄл в сумерках. ѕо первому впечатлению, он заброшен. Ќо нет Ч кака€-то жизнь здесь есть!

—прашиваю первого попавшегос€ человека: в каком состо€нии завод? ¬роде бы работает, но лишь изредка.

„еловек направил мен€ к Ђрабочим из јлма-јтыї, живущим на заводе. ѕрихожу с ним в одно из помещений, чем вызываю у них немалое удивление.

–аботники оказались жител€ми вовсе не јлма-јты, а јнгрена Ч депрессивного промышленного города в “ашкентской области ”збекистана. –усские по национальности, но наход€тс€ в бесправном положении, как и прочие узбекские гастарбайтеры в  азахстане. „ем именно здесь занимаютс€, € не запомнил.

–абочие расспросили мен€ о поездке и предложили ночевать здесь, в одном из помещений завода. —оглашаюсь, тем более, что батареи оп€ть нужно зар€жать. ”тром фотографирую рабочих по их просьбе.



¬ременные рабочие из јнгрена на јрысском шпалопропиточном заводе.


Ќа јрысском шпалопропиточном заводе есть узкоколейна€ железна€ дорога.  ак оказалось, в последние два мес€ца движени€ по узкоколейной железной дороге не было из-за временной остановки завода.

я разыскал главного инженера завода, по имени јртур. ќн сообщил много полезной информации, но не мог помочь в главном Ч проезде по узкоколейной железной дороге.

–азыскав машиниста тепловоза, пытаюсь договоритьс€ о поездке на тепловозе. ћашинист запросил 2500 тенге (около 500 российских рублей). Ѕез вопросов отдаю деньги, слегка обидевшись за это требование (внешне не показыва€ это).  ак оказалось, зр€ Ч топливный бак тепловоза был пуст, машинисту пришлось приобретать дизельное топливо в городе и заправл€ть тепловоз. ѕопытки запустить дизель зан€ли почти 4 часа.

Ќаконец, дизель был запущен благодар€ подталкиванию тепловоза грузовым автомобилем. ѕо узкоколейной железной дороге удалось проехать немногим более 400 метров, так как все стрелки были зашиты.



“олкание тепловоза грузовым автомобилем.



¬ид из кабины тепловоза.



ѕутевое развитие вблизи тупика.


¬ыйд€ с территории завода, фотографирую узкоколейный паровоз-пам€тник.



ѕаровоз-пам€тник в јрыси.


ѕешком через переходной мост на вокзал. ѕопадаю в удачный момент Ч у платформы стоит готовый к отправлению пассажирский поезд, следующий на север! ћежду тем, поезда здесь ход€т нечасто.

¬ремени очень мало. ѕрошу проводника одного из вагонов довезти до “уркестана за небольшие деньги. ѕроводник согласилс€. ѕовезло Ч € успею попасть до темноты на узкоколейную железную дорогу вблизи  ентау!

“уркестан Ч следующа€ после јрыси крупна€ станци€. –ассто€ние между ними 111 километров. «десь тоже сохранилс€ красивый дореволюционный вокзал.

— платформы туркестанского вокзала бегу к месту отправлени€ автобусов. ќчень хорошо, что почти сразу отправл€лась Ђ√ј«ельї на  ентау.

я вышел за несколько километров до  ентау, у автомобильного поворота на јчисай. »ду к населЄнному пункту  отырбулак, где должна была начинатьс€ узкоколейна€ железна€ дорога на јчисай.

”зкоколейна€ железна€ дорога была полностью разобрана. ќсматриваю пустую насыпь. »ду по ней и по действующей железной дороге широкой колеи на  ентау.

Ќачальным пунктом узкоколейной железной дороги на јчисай был не населЄнный пункт  отырбулак (как обозначено во всех известных топографических картах), а город  ентау. ”зкоколейна€ железна€ дорога полностью разобрана около 4 лет назад.

¬едомственна€ железнодорожна€ лини€ “уркестан Ч  ентау действует. Ќа ней имеетс€ регул€рное грузовое движение. ѕассажирского движени€ нет.

¬  ентау € пришЄл в темноте. ћожно заметить: город  ентау, бывший в 1990-х годах полувымершим, возрождаетс€. «десь по€вились признаки благоустройства. ѕочти исчезли заброшенные дома, ведЄтс€ строительство.

Ќужно вернутьс€ в “уркестан. ѕоблуждав по тЄмным улицам, нахожу автомобильный выезд из  ентау. Ђћаршруткиї уже не ход€т. ћен€ подвезли за деньги на Ђ∆игул€хї до окраины “уркестана. Ёто большой по площади город.

ƒо вокзала € шЄл пешком не меньше двух часов. ќчень важно не пропустить поезд јлма-јта Ч ћосква. Ѕилетов на него нет и не предвидитс€, но ехать надо!


  концу дн€ со мной стали общатьс€ другие пассажиры Ч молодые жители города ќша, едущие в –оссию на заработки. ќни были впечатлены тем, что € тоже побывал в ќше.

ћен€ не перестают удивл€ть узбекские и казахские корейцы: по менталитету, по образу жизни они чистые русские.  азахи и узбеки, даже будучи русско€зычными, сохран€ют свой менталитет.


ѕеред јктюбинском за окнами вагона оп€ть стало темно. ≈щЄ немного, и начинаетс€ первый дл€ этого поезда погранично-таможенный Ђшмонї на станции ∆айсан.

ѕоезд јлма-јта Ч ћосква соедин€ет две республики Ч  азахстан и –оссию. ќднако казахстанско-российскую границу он пересекает не один раз, а три раза. “отальный Ђшмонї вагонов происходит четыре раза: на станци€х ∆айсан (первый выезд из  азахстана), „ингирлау (въезд в  азахстан), —емиглавый ћар (второй выезд из  азахстана), ќзинки (второй и окончательный въезд в –оссию).

ћежду первым выездом из  азахстана и въездом в  азахстан поезд несколько часов находитс€ в ќренбургской области. «десь есть одна остановка Ч по станции »лецк. –оссийские пограничники здесь не мучают пассажиров ещЄ одной проверкой: платформа огорожена.  онтроль проводитс€ в станционарном помещении, только в отношении тех, кто здесь выходит или садитс€.

Ќет никакого смысла ехать из јлма-јты или откуда-то ещЄ в ћоскву именно таким маршрутом, тем самым обрека€ себ€ на три лишние издевательские процедуры. Ќамного целесообразнее выходить в »лецке. Ќо основна€ масса пассажиров этого не знает.

¬ »лецк поезд прибыл среди ночи. ¬ыхожу на платформу, прот€гиваю паспорт в окно пограничного поста на вокзале. ¬сЄ Ч последн€€ в этой экспедиции граница осталась позади!

Ќепродолжительное врем€ сижу на вокзале. «атем Ч выезд пригородным поездом на ќренбург. ќтправление поезда в темноте, прибытие уже при утреннем свете.

¬ ќренбурге иду на детскую железную дорогу. ≈Є начальный пункт находитс€ в центре города.

  сожалению, в ќренбурге, как и „имкенте, движение осуществл€етс€ исключительно в июне, июле и августе. ѕроездить узкоколейную железную дорогу и здесь не удастс€.

»ду пешком все 5600 метров линии, выполн€€ тотальное фотодокументировани€. ѕо пути купаюсь в реке ”рал.

ѕодход€ к станции ƒубки, с удивлением вижу тепловоз “”2-008 в Ђгор€чемї состо€нии, с работающим двигателем! Ќо радость была преждевременной. ѕодвижной состав ставитс€ на хранение до следующего лета и никуда не едет.



ќренбургска€ детска€ железна€ дорога, станци€ ƒубки. “епловоз “”2-008.



ѕуть ќренбургской детской железной дороги.


¬озвращаюсь пешком в город. ƒобираюсь до ќренбургского шпалопропиточного завода, который расположен на северной окраине. ѕосле долгих бесед с руководством завода удалось попасть внутрь. ѕринадлежаща€ заводу узкоколейна€ железна€ дорога была проезжена.



“епловоз “”8-0480.


–азвЄрнута€ прот€жЄнность узкоколейной железной дороги около 4100 метров. ƒва тепловоза: “”8-0183 и “”8-0480. —охран€лась также тележка от тепловоза “”7. Ќеобычным дл€ узкоколейных железных дорог шпалопропиточных заводов образцом подвижного состава был плужный снегоочиститель.



ѕлужный снегоочиститель.



ѕересечение пути колеи 750 мм с путЄм совмещЄнной колеи.


 ак вы€снилось, € попал сюда воврем€. ¬ 2009 году ќренбургский шпалопропиточный завод остановилс€. «атем он был разграблен. ѕринадлежаща€ заводу узкоколейна€ железна€ дорога была разобрана.

ѕокинув ќренбургский шпалопропиточный завод, возвращаюсь на вокзал. Ёто происходило Ђна нервахї: есть риск опоздать на пригородный поезд ќренбург Ч Ѕузулук, что было бы очень плохо. Ќекоторые улицы города были перекопаны и закрыты дл€ движени€, что создавало дополнительные трудности.

”спеваю на поезд ќренбург Ч Ѕузулук в последний момент. ѕ€ть часов езды на поезде, состо€щем из тепловоза и сид€чих пассажирских вагонов.



Ѕилет в общий вагон поезда ќренбург Ч —амара от Ѕузулука до —амары.


ѕоследним целевым объектом в этой поездке дл€ мен€ был —амарский метрополитен. «адача на сегодн€ Ч осмотреть новую станцию Ђ–оссийска€ї.

√ородским транспортом добираюсь от самарского вокзала в нужный район. ћетрополитен начинаетс€ на значительном удалении от вокзала.

—пускаюсь в метро на Ђћосковскойї. ¬скоре была осмотрена нова€ станци€ Ђ–оссийска€ї. ѕри€тно отметить, что пассажиропоток после открыти€ Ђ–оссийскойї заметно вырос.

Ќочь в сид€чем вагоне.



Ѕилет в сид€чий вагон поезда „ел€бинск Ч ћосква от »нзы до ћосквы.


¬ 11:05 Ч ћосква,  азанский вокзал. “рудна€ рабоча€ экспедици€ завершена. „ерез три дн€ предстоит выезд в Ёстонию.








03.01.2014 © јвтор Ђ—айта о железной дорогеї

Ђ—айт о железной дороге Ч дополнительные страницыї Ч к началу



яндекс.ћетрика