Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА В КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ, 2008 ГОД









Рабочая экспедиция была произведена 25-30 марта 2008 года.

Исполненный маршрут: Москва-Внуково - Калининград-Храброво (самолёт) — Калининград (платный автотранспорт) — Черняховск - Дивное (пригородные поезда) — Нестеровское торфопредприятие — Нестеров (пешком) — Краснознаменск - Неман - Гвардейск (автостоп, платный автотранспорт и пешком) - Калининград (пригородный поезд) — Балтийск (платный автотранспорт) — Балтийская коса (морской паром) - мол (узкоколейная железная дорога) - Балтийская коса (пешком) - Балтийск (морской паром) - Приморск (пригородный поезд) - Донское (пешком) - Светлогорск II (платный автотранспорт) - Светлогорск I (пешком) - Калининград (пригородный поезд) - Калининград-Храброво (платный автотранспорт) - Москва-Внуково (самолёт).





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОГО МОЛА (БАЛТИЙСКАЯ КОСА)

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НЕСТЕРОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КРАСНОЗНАМЕНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАЛИНИНГРАДСКОГО ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО КОМБИНАТА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КАЛИНИНГРАД — БАЛТИЙСК

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПИОНЕРСКИЙ КУРОРТ — СВЕТЛОГОРСК

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СВЕТЛОГОРСК — ПРИМОРСК

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ НЕСТЕРОВ — КРАСНОЛЕСЬЕ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТРАМВАЙ

ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ






Вторая, после Абхазии, рабочая экспедиция 2008 года - в "регион 39". Главная цель - узкоколейная железная дорога на Балтийской косе. Спасибо Александру Фетисову за информацию о ней!

Ночёвки в ходе экспедиции:
окрестности аэропорта Храброво, заброшенный сарай
окрестности станции Нестеров, заброшенный сарай
Калининград, на чердаке жилого дома
у деревни Путилово между платформами Парусное и Русское
окрестности аэропорта Храброво, заброшенный сарай

Поездка по линиям Калининградской железной дороги порадовала хорошим состоянием пассажирского сообщения. Особенно резкий контраст на фоне соседней Литвы, где очень существенная часть железных дорог - без пассажирского движения, а некоторые законсервированы, то есть зарастают и разрушаются.

Появились пригородные поезда на участке Черняховск - Нестеров (4 пары ежедневно), при этом пригородные прицепные вагоны Калининград - Нестеров к поездам дальнего следования по-прежнему в ходу.

По сравнению с поездкой в мае 2001 года число пригородных поездов на линиях Черняховск - Советск и Черняховск - Железнодорожный увеличилось с 1 пары до двух. Увеличились объёмы движения и на других маршрутах.

Участки Черняховск - Советск, Черняховск - Железнодорожный и Черняховск - Нестеров обслуживаются только автомотрисами РА1, на участке Черняховск - Калининград и маршрутах из Калининграда (кроме электрифицированных) работают в основном ДР1А. "Малонаселённые" поезда (например, Черняховск - Калининград 18-17 - 20:01) обслуживаются РА1. "Живые" Д1, возможно, ещё остались, но увидеть их с пассажирами не довелось.

Сокращения участков с пассажирским движением с 1980-х годов: Приморск - Светлогорск (вся линия не действует), Багратионовск - Долгоруково. И поезда от Советска в Литву. Возможно также Шиповка - Балтийский Лес.

На участках Нестеров - Краснолесье и Советск - Неман, насколько известно, пассажирского движения не было как минимум с 1970-х годов.

Участок Приморск - Светлогорск (длиной 42 километра) законсервирован, движения не было с середины 1990-х годов. В Приморске и Светлогорске стрелочные переводы, связывающие этот участок с сетью железных дорог демонтированы.

По участку я прошёл около почти 30 километров — от Приморска до Донского. Проведена тотальная фотодокументация этого участка. Была сделана 461 фотография.

В трёх местах суммарной протяжённостью свыше километра рельсы сняты (почти наверняка украдены). Там, где рельсы лежат - местами они заросли деревьями.

Участок Багратионовск - Долгоруково не был посещён, но скорее всего он разобран. Ещё в 2003 году там воровали рельсы ( http://www.ng.ru/events/2003-03-14/7_kaliningrad.html ). Когда участок был действующим, он обслуживал воинские части и песчаный карьер. В 1980-х годах было пассажирское движение.

Участок Нестеров - Краснолесье, когда-то часть транзитной линии Шталупенен (Нестеров) - Голдап, до недавнего времени использовался для вывоза песка из карьеров у станции Краснолесье. Пройдены первые два километра от Нестерова.

Участок Советск - Неман используется для грузового движения, оно регулярное (станция Неман обслуживает Неманский ЦБК). "Немецкая" железная дорога Неман - Нестеров, со слов местных жителей, действовала до начала 1960-х годов на участке Неман - Добровольск, была ведомственной и принадлежала Неманскому ЦБК. Курсировал пассажирский поезд (утром привозил рабочих на Неманский ЦБК). На некоторых современных картах обозначен участок Неман - Маломожайское, но он давно разобран. "В память" об этом участке на его трассе существуют сёла Узловое и Железнодорожное.

Из пяти пограничных переходов для пассажирского движения открыты два: Мамоново - Бранево и Нестеров - Кибартай. Ведётся строительство новой станции Чернышевское на границе с Литвой, после чего станция Нестеров перестанет использоваться в качестве пограничной. Переход Железнодорожный - Велево, насколько известно, когда-то был использован для пропуска поезда фирмы Talgo с раздвижными колёсными парами.

На примере того, что до сих пор существует ежедневное движение пассажирских поездов Москва - Калининград, по личному мнению, можно заявить, что дальним пассажирским перевозкам в России не грозит вытеснение воздушным транспортом. Несмотря на то, что авиабилеты Москва - Калининград дешевле купейного вагона фирменного поезда (2500-3000 р. незадолго до вылета, от 1000 р., если покупать заранее), пассажиры на железной дороге остались (сейчас - ежедневный фирменный поезд и пассажирский раз в 2 дня).

На остальных маршрутах преимущество поезда перед самолётом - остутствие дурной процедуры досмотра в аэропорту. Но в данном случае четырехкратный пограничный контроль ничем не лучше.

Вопросы: было ли пассажирское движение на линиях Шиповка (26 км) - Балтийский Лес, Советск - Неман после 1945 года и когда оно отменено?

Передавался ли в 1945 году или позднее участок Неман (Рагнит) - Пилкаллен (Добровольск) в состав сети общего пользования МПС?

Когда-то на участке Светлогорск - Приморск было грузовое движение (сохранились полуразобранные подъездные пути от станции Янтарный в сторону янтарного комбината). Когда и почему прекращено?

Участок Багратионовск - Долгоруково полностью разобран.
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=43140&LNG=RU

Список станций, находящихся в погранзоне, вывешен на некоторых вокзалах, в нём присутствуют Багратионовск, Железнодорожный, Мамоново, Янтарный (хотя станция давно закрыта), Советск и другие. Но проверка документов в поездах обычно не производится, так что на это можно не обращать внимание.

Пограничный переход у станции Железнодорожный называется Железнодорожный-Скандава. Испанский поезд "Тальго" там действительно один раз точно пропустили в середине 90-х, поднимая для изменения положения колпар на домкратах. Тогда тальго прибыл в Москву на тестовые прогоны. Не помню через что проходил казахстанский Тальго.

У меня нет документальных подтверждений, но стойкое ощущение, что поезда до Балтийский Лес видел в расписании КалЖД в 95-96-97 гг.

Из польского форума:

=============================================

http://www.ruciane-nida.org/kmk/viewtopic.php?t=810

Z mojej wiedzy tor szeroki dochodzil z Glomna tylko do elewatorow zbozowych w Bartoszycach. Wykorzystywany byl do wywozenia w kierunku obwodu kaliningradzkiego polskiego zboza i produktow zbozowych (maka, kasza itp.). Proceder trwal do konca lat 80 XX wieku. Gdy "blok wschodni" sie zawalil transporty te zostaly wstrzymane. W latach 90 XX wieku byly plany firmy EL-Corn wznowienia tych przewozow, ale z braku zainteresowania PKP i kol rzadzacych projekt upadl. Skorzystalo na tym Braniewo, gdzie skoncentrowal sie niemal caly biznes uslug przeladunkowych z obwodem kaliningradzkim (glownie wegla i paliw). Dobowa zdolnosc przeladunkowa na bocznicy w Bartoszycach wynosila: - 2500 ton na torach szerokich - 1800 ton na torach normalnych.

Перевод:

Насколько мне известно, широкая колея шла из Гломно только на элеватор в Бартошицах. Она использовалась для экспорта в направлении Калининградской области польских злаков и зерновых продуктов (мука, крупа, и т.д.).

Практика эта продолжалась до конца 1980-х годов. Когда "восточный блок" рухнул, эти поставки были прекращены.

В 1990-е годы были планы компании "EL-Corn" возобновить эти перевозки. Но из-за отсутствия интереса у PKP (Польской железной дороги) и властных структур проект рухнул.

Выгоду из этого извлекло Бранево, где проходит почти весь грузопоток из Калининградской области (в основном уголь и нефть).

Исправление: путь колеи 1435 мм на линии Калининград (Дзержинская) - Багратионовск был. В виде "четырёхнитки", а не двух параллельных путей, как на линиях Калининград - Мамоново и Черняховск - Железнодорожный.

Источник информации: http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=475327&tree=&shbd=&Offset=0

Значит, с конца 1990-х годов на линии полностью заменили верхнее строение пути, убрав следы "четырёхнитки".


Перелёт Внуково - Храброво в темноте. Фотографировать бесполезно.

Перелёт стоил 500 рублей, обратно - столько же. Расстояние по маршруту — 1067 км. Авиакомпания «Sky Express».



Аэропорт Калининград-Храброво.






У аэропорта Калининград-Храброво.






Станция Пастухово, участок Калининград - Черняховск.



Станция Черняховск.



Схема в Черняховске.






Станция Дивное. Путевое развитие снято. Вид в сторону Москвы.



Поворот к искомому объекту.



Германский мотовоз колеи 600 мм.



Пограничная станция Нестеров.



Весьма трудное движение из Нестерова в Краснознаменск.






Это Краснознаменск, но искомый объект дальше.



Это Краснознаменск, но искомый объект дальше.



Выезд из Краснознаменска.



Движение из Краснознаменска в сторону Советска.



Окрестности Гвардейска. Несмотря на то, что машина идёт в Калининград, здесь я выхожу, чтобы ехать туда же пригородным поездом.






Вокзал на станции Гвардейск.






Вокзал на станции Балтийск.






Один из самых удивительных объектов Железнодорожной России. Жаль, просуществует недолго.






Один из самых удивительных объектов Железнодорожной России. Жаль, просуществует недолго.






Один из самых удивительных объектов Железнодорожной России. Жаль, просуществует недолго.






Один из самых удивительных объектов Железнодорожной России. Жаль, просуществует недолго.






Один из самых удивительных объектов Железнодорожной России. Жаль, просуществует недолго.






Один из самых удивительных объектов Железнодорожной России. Жаль, просуществует недолго.






Один из самых удивительных объектов Железнодорожной России. Жаль, просуществует недолго.






Пролив между городом и косой.






Пролив между городом и косой.






Один из самых удивительных объектов Железнодорожной России. Жаль, просуществует недолго.






Пролив между городом и косой.






У станции Приморск. Справа - действующая линия на Калининград, слева - недействующая линия на Светлогорск,
по которой мне предстоит двигаться пешком 30 километров.






У станции Приморск. Дизель-поезд удаляется в сторону Калининграда.






Линия Светлогорск - Приморск.






Линия Светлогорск - Приморск.






Линия Светлогорск - Приморск. Станция Янтарный.






Линия Светлогорск - Приморск. Станция Янтарный.






Тупиковая станция Светлогорск II. Зачем-то здесь внедрены турникеты в московском стиле.






Тупиковая станция Светлогорск II, при немцах Rauschen Duene.






Схема в поезде. Интересна наличием станции Кибартай на территории Литвы.






Калининградский ЦБК. Внутри есть узкоколейная железная дорога колеи 600 мм с "камбарскими" тепловозами.






Изгиб Полоцко-Седлецкой железной дороги в районе станции Ветрино.






Рузское водохранилище.






Станция Звенигород.






Депо Апрелевка.


ъъъъъ








12.01.2018 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу