ПОЕЗДКА НИЖНЕКАМСК — СОЛИКАМСК — ЧЕПЕЦ, 2009 ГОД













ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ЭТОЙ РАБОЧЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ АКБАШ — АГРЫЗ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ НИКАШНОВКА — НИЖНЕКАМСК

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ТРАМВАЙ

НИЖНЕКАМСКИЙ ТРАМВАЙ

ЧЕПЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ДЗЯКИНО» (Глазовский район, посёлок Дзякино у станции Кожиль)






Поездка в Пермский край совершена 2-10 октября 2009 года.

Исполненный маршрут рабочей экспедиции: Москва-Внуково — аэропорт Нижнекамск-Бегишево самолёт — Никашновка пешком — Нижнекамск автобус — Набережные Челны — Ижевск — Кез — Пермь — Калийная пригородные поезда — Соликамск — Боровск автобусы — Чердынь — Чепец автостоп — Чепечанка — Чепец узкоколейная железная дорога — Чердынь автостоп — Соликамск — Березники платный автотранспорт или автостоп? не могу вспомнить — Пермь автостоп (какая-то станция в Перми, какая?) — Григорьевская — Балезино — Кожиль — Киров — Нижний Новгород — Владимир — Москва пригородные поезда.

Хронология перемещения:
02.10.2009 Москва-Киевская — Внуково — Нижнекамск-Бегишево — Никашновка — Нижнекамск — Набережные Челны
03.10.2009 Набережные Челны — Ижевск — Кез
04.10.2009 Кез — Пермь — Кизел — Калийная — Березники — Боровск (северный Соликамск)
05.10.2009 Соликамск — Чердынь — Бондюг — Чепец (гостиница ФСИН)
06.10.2009 Чепец — Чепечанка — 38-й километр Чепецкой узкоколейной железной дороги
07.10.2009 38-й километр Чепецкой узкоколейной железной дороги — Чепец — Бондюг — Ракино
08.10.2009 Ракино — Чердынь — Соликамск — Березники — Пермь — Григорьевская
09.10.2009 Григорьевская — Балезино — Дзякино — Киров — Лянгасово
10.10.2009 Лянгасово — Нижний Новгород — Владимир — Петушки — Москва

Пермский край, до 1 декабря 2005 года — Пермская область. Большой (хотя и не гигантский) регион, расположенный на западном склоне Среднего Урала и на равнинных приуральских землях. Северные районы Пермского края с 1950-х годов являются территорией, плотно насыщенной узкоколейными железными дорогами — своеобразным видом транспорта, почти полностью исчезнувшим в современной России ввиду преступных действий врагов Родины.

На пике развития (конец 1980-х годов) протяжённость узкоколейных железных в Пермской области составляла не менее трёх тысяч километров, что превышало протяжённость железных дорог широкой колеи. В подавляющем большинстве, узкоколейные железные дороги находились к северу от Транссибирской железнодорожной магистрали (Балезино — Пермь — Кунгур — Кузино — Свердловск). Чаще всего — в труднодоступных местах, имевших только воздушное и водное сообщение с внешним миром.

Почти все узкоколейные железные дороги относились к числу лесовозных. Большинство из них были сплавными, то есть не имели выхода к путям широкой колеи, вывезенный лес сплавлялся по рекам. Некоторые узкоколейные железные дороги появились ещё до революции 1917 года.

В регионе насчитывалось не менее девяти узкоколейных железных дорог, сохранившихся со времён сталинского ГУЛАГа и находившихся в ведении исправительно-трудовых учреждений (подробнее о таких узкоколейных железных дорогах: http://infojd.ru/ujd_itu.html).


В октябре 2009 года мной была изучена Чепецкая узкоколейная железная дорога — вторая и последняя сохранившаяся узкоколейная железная дорога системы исполнения наказаний на территории Пермского края. Возможно, одна из двух сохранившихся на момент экспедиции узкоколейных железных дорог Пермского края.

Чепецкая узкоколейная железная дорога географически близка к Пильвенской узкоколейной железной дороге и имеет с ней много общего. Во всех отношениях это «младший брат» Пильвенской узкоколейной железной дороги, её «облегчённая версия».

Решаю воспользоваться услугами бюджетной авиакомпании «Авианова» на только что открытом ей маршруте Москва — Бегишево (Набережные Челны/Нижнекамск). При стоимости перелёта со всеми сборами 703 рубля, по замыслу, это позволяло добраться от Москвы до Пермского края за приемлемое время и по приемлемой цене. От Набережных Челнов до Перми остаётся около 500 километров, тогда как от Москвы до Перми — 1400 километров.



Аэропорт Москва-Внуково. 2 октября, время 9:58.


Москва-Внуково (VKO) — Нижнекамск-Бегишево (NBC), расстояние — 930 км. Авиакомпания «Авианова». Стоимость перелёта Москва — Нижнекамск составила 703 рубля, то есть дешевле любого возможного наземного транспорта, если он платный.

Рейс «Авиановы» по данному маршруту был одним из первых. При посадке в самолёт и непосредственно на борту присутствовал оператор с видеокамерой, проводивший съёмки в процессе посадки на борт и перелёта. Было интересно, где можно будет увидеть отснятый им материал, но я почему-то не спросил об этом оператора.

Погода на подходе к Набережным Челнам была безоблачной. Это позволило сфотографировать город и крупную грузовую станцию Круглое Поле, обслуживающую КамАЗ и другие предприятия города.



Река Кама в окрестностях Нижнекамска. Время 11:12.




Cтанция Круглое Поле, вдали — город Набережные Челны. Время 11:15.




Cтанция Круглое Поле, крупнейшая грузовая станция в районе города Набережные Челны. До открытия вокзала
Набережные Челны она была ещё и главной пассажирской станцией в городе.
Существовал поезд Москва — Круглое Поле.




На сайте авиакомпании «Авианова» маршрут указан как Москва — Набережные Челны. На табло во «Внуково» и в посадочных талонах пишут «Нижнекамск». Командир воздушного судна тоже путался в названиях. В трансляции на борту звучало как «Набережные Челны», так и «Нижнекамск».

По всей логике, аэропорт должен называться именно Набережные Челны — этот город по численности населения в два раза превосходит Нижнекамск. Расстояние от аэропорта до Набережных Челнов немногим меньше, чем до Нижнекамска, публичный транспорт в виде ГАЗели по несуразной цене 100 рублей связывает аэропорт только с Набережными Челнами.

На самом здании аэропорта не упоминаются ни Набережные Челны, ни Нижнекамск. Присутствует только надпись «Бегишево». Это один ближайших сельских населённых пунктов.

Первый день рабочей экспедиции: самолёт Москва-Внуково — Бегишево (Нижнекамск), изучение Нижнекамского трамвая, пригородный поезд сообщением Нижнекамск — Алнаши до Набережных Челнов, ночёвка в Набережных Челнах.

Второй день рабочей экспедиции — изучение Набережночелнинского трамвая, глубокое и серьёзное. Сеть была проезжена полностью. Пригородный поезд Набережные Челны — Ижевск, пригородный поезд Ижевск — Кез. Ночёвка в Кезе.

На третий день ранним утром — выезд электропоездом Балезино — Пермь.



Самолёт прибыл в аэропорт Бегишево. Время 11:33.




Аэропорт Бегишево. Вид с привокзальной площади.






Железнодорожная линия Акбаш — Агрыз, станция Никашновка. Вид на юг, в сторону Акбаша.




Железнодорожная линия Никашновка — Нижнекамск на 2-м километре. Тепловоз ТЭМ2-2233.




Автобусом в Нижнекамск.



Нижнекамский трамвай. Служебный вагон вблизи конечной станции «Шинный завод».





Станция Нижнекамск. Состав пригородного поезда Нижнекамск — Алнаши (РА1-0017). Единственное
сохранившееся пассажирское сообщение большого города с внешним миром.


Города Набережные Челны и Нижнекамск исключительно приятны благодаря трамвайным системам, поддерживаемым в отличном состоянии. Что в условиях современной России выглядит как чудо.

В Нижнекамске все водители трамвая носят униформу, как в лучших трамвайных системах Западной Европы. Вагоны курсируют часто и пользуются спросом. Исключение — линия в дальнюю юго-восточную промзону на «ТЭЦ-2», там движение редкое.

Трамвайная сеть Набережных Челнов разветвлённая, охватывает почти все районы немаленького города. На всём протяжении проложена на обособленном полотне.

Самое уникальное для России — в последние годы здесь открывались новые трамвайные линии. Набережные Челны и Нижнекамск — это своебразный «трамвайный идеал», как никогда радующий душу своим фактом своего наличия.

Но немного огорчает осознание того факта, что это редкое исключение, остальная «трамвайная Россия» на эти два города не похожа, и в целом по стране состояние дел с трамваем — катастрофическое.



Набережночелнинский трамвай.




В промышленной зоне Набережных Челнов.




Станция Набережные Челны. Вид на север, в сторону Агрыза. Пригородный поезд сообщением
Набережные Челны — Ижевск готовится к отправлению.




Перегон Набережные Челны — Тихоново. Вид на юг, в сторону Акбаша. Плотина Нижнекамской ГЭС.


Пригородный поезд Ижевск — Кез в темноте. Ночёвке в Кезе на севере Удмуртии. Утренний электропоезд Балезино — Пермь II.



Станция Пермь II (главный вокзал города Пермь). Норильский электропоезд ЭР2Т-7228
готовится к отправлению на Кизел.


Выезжаю из Перми в Кизел на одном из своих любимых электропоездов — ЭР2Т-7228. Это один из двух электропоездов Норильской железной дороги, который был вывезен на основную железнодорожную сеть России и продолжает перевозить пассажиров — теперь уже весьма далеко от «родного» Норильска. ЭР2Т-7228, как и второй норильский электропоезд ЭР2Т-7229, не подвергался капремонту. Можно предполагать, что внешне он мало отличается от «норильских» времён своей истории.

Электропоезд ЭР2Т-7228 построен в августе 1992 года, когда Рижский вагоностроительный завод уже находился в независимой Латвии. С завода поступил на Норильскую железную дорогу. Уже не было СССР, но «по инерции» о людях заботились, и пассажирское движение на Норильской железной дороге продолжало развиваться.

Однако через несколько лет Норильск вместе с Норильской железной дорогой оказался в руках спятивших ублюдков, которые решили полностью уничтожить пассажирские перевозки. В мае 1998 года был выполнен последний в истории Норильской железной дороги рейс электропоезда с пассажирами.

«Свежие» электропоезда Норильской железной дороги выставили на продажу, изношенные - оставили гнить до бесконечности на ржавых путях. В сентябре 1999 года электропоезд ЭР2Т-7228, в числе прочих норильских электропоездов, был вывезен по реке Енисей из Дудинки в Красноярск, затем был доставлен в Пермь и пополнил парк электропоездов Пермского отделения Свердловской железной дороги.

Удивительно, но факт: в 2020 году электропоезд ЭР2Т-7228 продолжает перевозить пассажиров в Пермском узле!


Время в пути от Перми II до Кизела — 4 часа 45 минут (расстояние 179 км). В Кизеле — менее двух часов на пересадку на электропоезд, следующий до Калийной. Согласно расписаниям, вывешенным на станциях — электропоезд следует до станции Шиши, ныне скрывающейся под невзрачным «псевдонимом» Березники-Сортировочные, хотя к Березникам это место не имеет никакого отношения.

Фактической пересадки не было. Из Кизела в Калийную следовал всё тот же норильский электропоезд ЭР2Т-7228.

Движение поездов с пассажирами на десятикилометровом перегоне Калийная — Березники с 2006 года прекращено из-за провала, возникшего в результате аварийного затопления соляной шахты и последующего размыва породы глубоко под землёй.

В настоящее время близится к завершению строительство обходной линии Яйва — Соликамск, оставляющей город Березники далеко в стороне. Как будет осуществляться пассажирское движение после её открытия — неясно. Скорее всего, поезда будут прибывать в Березники с севера, город из транзитного пункта железнодорожного сообщения станет тупиковым.

На станции Шиши САВПЭ объявляет о прибытии на конечный пункт. Некоторые пассажиры здесь выходят и направляются к автобусу, который доставляет пассажиров в город Березники за 50 рублей. Вероятно, это либо те, кто оказался здесь впервые, либо те, кто склонен к трате лишних денег. Год назад и я вышел в Шишах, а зря.

Автобус из Шишей в Березники пущен специально для перевозки пассажиров поездов, однако железнодорожные билеты и льготы в нём не действуют.

Большинство пассажиров электропоезда остаются в вагоне. Маневровым порядком электропоезд следует ещё 5 километров — до станции Калийная, которая является фактическим крайним пунктом пригородного движения на линии. Хотя в расписаниях это не отражено. Толпа пассажиров «растекается» по грязной промзоне и через 5-7 минут наполняет автобусную остановку «БПКРУ-2».



Электропоезд ЭР2Т-7228 прибыл на станцию Калийная в окрестностях города Березники.


От станции Калийная до города Березники — около 10 километров. Здесь часто курсируют городские автобусы по стандартной городской цене 10 рублей. Очень заметная разница по сравнению с проездом от Шишей. Известно, что в 1970-х годах действовала пригородная троллейбусная линия Березники — БПКРУ-2.


Электропоезд ЭР2Т-7228 на станции Калийная.


Участок пути от соседнего с Березниками Соликамска до Чепца — безжелезнодорожный и наиболее «напряжный». Публичным транспортом до посёлка Чепец добраться нельзя. «Автобус» (на самом деле — «ГАЗель») из Чердыни следует только до села Бондюг, откуда до Чепца остаётся около 30 километров.

Как я узнал позже, один из жителей Чепца организовал перевозку пассажиров на микроавтобусе УАЗ, просторечное название такой машины — «буханка». Он выезжает из Чепца в 7:00, из Чердыни — вечером, стоимость проезда 250 рублей.

На автостанции в Чердыни об этой перевозке ничего не сказано. Данная услуга рассчитана не на приезжих, а на жителей Чепца. Поэтому уехать из Чердыни затруднительно — хотя бы потому, что неясен пункт отправления.



Село Бондюг, Чердынский район Пермского края.




Село Бондюг. Лесничество.




Село Бондюг. Полуразрушенный храм 1858 года постройки.




Село Бондюг.




Село Бондюг. Полуразрушенный храм 1858 года постройки.


Автодорога Бондюг — Чепец появилась в 1990-х годах. До этого попасть в Чепец можно было только самолётом, как и во многие другие населённые пункты региона. Количество местных авиалиний в Пермском крае, бывшей Пермской области, сократилось с многих десятков в 1980-е годы до нуля в настоящее время.

Дорога на Чепец хорошая, проехать по ней можно даже на обычном легковом автомобиле. Единственный недостаток — отсутствие капитального моста через реку Южная Кельтма (есть понтонный мост). Весной, в период разлива реки, понтонный мост убирается, в это время посёлок Чепец становится отрезан от внешнего мира.

Часть пути от Бондюга до Чепца меня подвёз на автомобиле «Нива» житель посёлка Ольховка. В Ольховке находится колония-поселение. Место это крайне отдалённое даже по сравнению с Чепцом. Автомобильной дороги до Ольховки нет, зимник действует только 3-4 месяца. Добираются в Ольховку следующим образом: на автомобиле до 23-го километра реки Южная Кельтма (отсчёт от устья), где построены гаражи, далее на моторной лодке или катере.

Продукты питания в Ольховку завозятся на катере, который в силу особенностей конструкции (катер водомётный) перестаёт ходить после первых заморозков, когда по реке начинает идти лёд. Когда река покрывается первым льдом, попасть в Ольховку нельзя ни по воде, ни на автомобиле. Теоретически, можно попасть пешком, но это опасно для жизни — придётся несколько раз преодолевать вброд реки с ледяной водой. Мобильной связи в Ольховке нет, как и в Чепце.

У моста через Южную Кельтму находится КПП посёлка Чепец, на котором дежурный из числа осуждённых останавливает все въезжающие и выезжающие автомобили, проверяет их, записывает их номера. «Зеки сами себя охраняют» — так бывает.

Однако доступ в посёлок не ограничен. Сюда нередко приезжают на рыбалку и охоту из Березников и Соликамска.



Автодорога Чердынь — Чепец. Понтонный мост через реку Кельтма.





Автодорога Чердынь — Чепец. Понтонный мост через реку Кельтма. За мостом находится КПП.



Автодорога Чердынь — Чепец. Понтонный мост через реку Кельтма. За мостом находится КПП.




КПП на въезде в Чепец. Дежурный по КПП является заключённым, внимательно проверяет всех въезжающих и выезжающих.


Вот и главный объект — узкоколейная железная дорога. Действует!



У станции Озёрная — главной станции Чепецкой узкоколейной железной дороги.


Не следует путать Чепецкую узкоколейную железную дорогу (http://infojd.ru/22/tchepets.html, местонахождение — Чердынский район Пермского края) с другой, ныне разобранной Чепецкой узкоколейной железной дорогой, местонахождение — Зуевский район Кировской области. Равно как и с узкоколейной железной дорогой Каринского транспортного управления, начальный пункт — Чепецк (http://infojd.ru/15/karintorf.html).



Станция Озёрная — главная станция Чепецкой узкоколейной железной дороги.




Станция Озёрная. Диспетчерская и управление железной дороги.


Диспетчерская оформлена в характерном стиле, популярном у заключённых.



Станция Озёрная.




Станция Озёрная. Диспетчерская и управление железной дороги.




Станция Озёрная — главная станция Чепецкой узкоколейной железной дороги.


Беседую с руководством колонии. В подарок — не только стандартная «жёлтая книга», но и «Стальная магистраль Северного Сахалина».



В центре посёлка Чепец. Памятник героям войны и школа.




Река Кама у посёлка Чепец.




Гостиница ФСИН в посёлке Чепец. Меня здесь устроили бесплатно.




В диспетчерской узкоколейной железной дороги.




Станция Озёрная — главная станция Чепецкой узкоколейной железной дороги.




Отправляемся со станции Озёрная. Пока что только до депо. Время 8:50.




Локомотивное депо узкоколейной железной дороги.




Локомотивное депо узкоколейной железной дороги.




Отправляемся в лес. Время 9:07.




Произошёл частый здесь сход с рельсов. Как говорят на узкоколейной железной дороге, «забур».




Сход с рельсов. Поработать придётся немало, но ситуация привычная, скоро поедем дальше.




Встречная дрезина.




«Забур». Под тепловоз подложат брёвна, приподнимут.




Впереди — мост через реку Тимшор.




Вид с моста через реку Тимшор в сторону станции Озёрная.






Мост через реку Тимшор.




Разъезд.




Тепловоз и жилой вагон на разъезде 23 км.




Работники, живущие в лесу (фотография сделана по их настоятельной
просьбе, о том что она будет выложена в Сеть — предупредил).




Впереди — погрузка леса.




Жилые вагоны.




Работники у тепловоза.




Мост через реку Чепец.




Жилые вагоны на разъезде 38 км (2-я Глубинная). Здесь живут работники,
разбирающие путь.




44 километр. Здесь узкоколейная железная дорога заканчивается. Вид в сторону Озёрной.




Только что разрушенная станция Чепечанка. Вид в сторону ещё более дальней станции Касёво.




Только что разрушенная станция Чепечанка.




Погрузка леса. 27 километр магистрали.




Погрузка леса. 27 километр магистрали.




Указатель в городе Чердынь. 8 октября, время 9:57.




Автодорога на Соликамск южнее Чердыни. Время 11:09.




Пост ДПС южнее Чердыни. Время 11:33.


На вечерний электропоезд Пермь — Балезино я не успел, хоть и стремился. Приходится выезжать ближним электропоездом Пермь — Верещагино и ночевать на станции Григорьевская.



Нижний Новгород. Вид с «Чкаловской лестницы» в сторону моста. 10 октября, время 14:20.




Нижний Новгород. Строящийся метромост. Время 15:05.










01.07.2020 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.