Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА В ЮШКОЗЕРО, 2010 ГОД









Рабочая экспедиция была произведена в октябре 2010 года.

Исполненный маршрут: Москва — Тверь (пригородный поезд) — Малая Вишера (сидячий вагон поезда дальнего следования)  — Обухово — Ивановская — Горы — Санкт-Петербург-Главный, Московский вокзал (пригородные поезда)  — Дача Долгорукова, Ладожский вокзал (метро) — Идель (поезд дальнего следования Санкт-Петербург — Мурманск, следовавший через Хийтолу, Суоярви и Ледмозеро) — Ледмозеро (автостоп) — Боровой (пешком) — Юшкозеро (автомобиль пограничного чина) — Томицы (поезд дальнего следования) — Торфяное — Вышний Волочёк (автостоп) — Калашниково — Тверь — Сходня, почти Москва (пригородные поезда).

http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=946922&tree=on&shbd=&Offset=0, http://vk.com/wall-155711_383879 — обсуждения этой публикации





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СУОЯРВИ — ЛЕДМОЗЕРО — ЮШКОЗЕРО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КОЧКОМА — ЛЕДМОЗЕРО

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛЕНИНГРАДСКОГО МАЧТОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТВЕРСКОГО КОМБИНАТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ №2 (ФОТОГРАФИИ)





Причина, по которой экспедиция была совершена в срочном, «пожарном» порядке: только 19 октября 2010 года пассажирский поезд сообщением Санкт-Петербург — Мурманск вместо привычного маршрута через Волховстрой и Петрозаводск следовал через Суоярви и Ледмозеро. Причина — замена моста через реку Шуя на магистральной линии севернее Петрозаводска. Если совсем точно — был ещё один «соседний» день такого движения, но он менее удобен.

Возникает удивительная возможность спокойно, без «напряга» проездить железнодорожную линию Ледмозеро — Кочкома. Она не имеет пассажирского движения.

Планировалось ещё и полностью зафотодокументировать в ходе пешей проходки железнодорожную линию Ледмозеро — Юшкозеро. Это не позволил дурной гражданин из посёлка Боровой. В результате участок Боровая — Юшкозеро «выпал». Я прошёл только 44 километра от Ледмозера до Боровой. Вообще-то надо прибыть снова и добить оставшиеся 19 километров, но некогда.


Ночёвки в ходе экспедиции:
17/18 октября вместо ночёвки — пребывание в сидячем вагоне, но затем — утренний сон в замаскированном месте у платформы Ивановская
18/19 октября вместо ночёвки — пребывание в плацкартном вагоне
19/20 октября под мостом через реку Растас
20/21 октября вместо ночёвки — пребывание в плацкартном вагоне
21/22 октября на чердаке жилого барака в посёлке Калашниково



Спасибо «транспортным фанатам» (имён не помню, к сожалению), заранее сообщившим мне о том, что поезд Санкт-Петербург — Мурманск пройдёт через линию Ледмозеро — Кочкома. Великое дело!

Заранее приобретаю билеты дальнего следования: Санкт-Петербург — Идель, на тот самый поезд через ту самую линию, и Тверь — Малая Вишера в сидячий вагон поезда Москва — Новгород. Последнее — весьма странно, ведь этот участок можно проехать на пригородных поездах. Но время ограничено. Решаю потратить 269 рублей, но сэкономить целый день.

Электропоездом от ближнего пригорода Москвы до Курского вокзала, короткая поездка на метро, электропоезд от Ленинградского вокзала до Твери.

На начальной станции из-за технических проблем не выдавали билеты. Там открыли турникеты, а на Курском вокзале пришлось брать билет «на выход».



Первый билет из экспедиции — билет «на выход», Курский вокзал.



Билет Москва — Тверь.



Билет в сидячий вагон поезда дальнего следования Москва — Новгород от Твери до Малой Вишеры.



Обложка билета на поезд дальнего следования.


Впервые уезжаю из величайшего города планеты Тверь на поезде дальнего следования. Сколько сот раз уезжал на пригородных поездах?

Пытаюсь спать, и не совсем безуспешно. Поездка до Малой Вишеры короткая — отправление в 0:28, прибытие в 4:15.

Малая Вишера — «зеркальный» аналог Твери на Петербурго-Московской магистрали. Такое же расстояние от Санкт-Петербурга, как от Москвы до Твери. Тоже конечный пункт пригородного движения, почти такой же вокзал, построенный в 1840-х годах.

В итоге, ровно половину Петербурго-Московской магистрали на этот раз я преодолел в поезде дальнего следования, остальное — на пригородных поездах.

Из Малой Вишеры вскоре отправляется электропоезд. Выхожу на станции Обухово в черте Санкт-Петербурга. Ближайшая точка исследования — Ленинградский мачтопропиточный завод, расположенный в городе Отрадное, у платформы Ивановская на магистральной линии Обухово — Горы (Петербурго-Вологодская железная дорога).



Билет Малая Вишера — Санкт-Петербург.



Билет Обухово — Ивановская. Выдан в поезде, отправным пунктом
указана Фарфоровская.


В Обухово — темно, на Ивановской — сумерки. Пару часов сплю в замаскированных зарослях. Затем двигаюсь по улицам небольшого города Отрадное Ленинградской области на мачтопропиточный завод. Там я был на проходной в апреле 2006 года, попасть внутрь не удалось.



Город Отрадное. 18 октября, время 10:55.


Попасть на завод после долгих переговоров удалось! Спасибо заместителю генерального директора Михаилу Николаевичу Смирнову!

То, что завод ещё уцелел хоть в каком-то виде — чудо. Специально для меня провезли по узкоколейной железной дороге. Описание удивительного объекта сделано. Он не исчезнет в безвестности.



Тепловоз ТУ8-0311 на одной из последних узкоколейных железных дорог Ленинградской области. Время 12:35.


В Отрадном — успех, лучшее, о чём можно было мечтать! Настроение улучшается.

Спускаюсь к Неве, но купаться не решаюсь. Двигаюсь обратно на платформу Ивановская.



Город Отрадное. Время 13:41.



Город Отрадное. Время 13:46.


От платформы Ивановская вначале еду в противоположную от Санкт-Петербурга сторону — на станцию Горы. Была мысль доехать от Гор до Ладожского вокзала, тем самым избежав необходимости перемещаться на платном метрополитене.



Платформа Ивановская. Время 14:09.



Платформа Ивановская. Вид на восток. Время 14:12.


Оказалось, что ближайший электропоезд от станции Горы на Ладожский вокзал будет слишком нескоро. Возвращаюсь через Обухово на Московский вокзал.



Станция Горы. Узел четырёх линий (кроме общеизвестных, есть ветвь на Войтоловку).
Тем не менее, это лесная глухомань. Время 14:28.



Объявление на станции Горы. Здесь нет билетной кассы. Время 14:34.


Санкт-Петербург. Перемещаюсь с Московского вокзала, самого оживлённого и традиционно главного, на Ладожский вокзал — самый большой по размерам здания, и самый неудобно расположенный. Станция на Ладожском вокзале всё ещё официально называется Дача Долгорукова, но на билете написано «С-Пет-Лад».

Впереди — долгая поездка на поезде дальнего следования. На первый взгляд, логично было бы для сокращения цены билета выезжать электропоездом до Кузнечного, 155 километров от города. Но поезд отправляется под тепловозом и остановки по Кузнечному нет.



Ладожский вокзал. Время 17:14.



Билет Санкт-Петербург — Идель. Внешне ничто не выдаёт удивительность маршрута.


Этот поезд на Мурманск отправляется с Ладожского вокзала в повседневном режиме, но только сегодня он вместо привычной магистрали на Волховстрой и Петрозаводск будет «забуриваться» в редкостные дебри. В такую глухомань, где от одного населённого пункта до другого бывает сто километров. Где однопутные неэлектрифицированные железнодорожные линии в обычном режиме на самом «глухом» участке Сортавала — Суоярви содержат три пассажирских поезда в неделю!

Так будет на протяжении примерно пятисот километров, от Кузнечного до Ледмозера. А затем поезд и вовсе свернёт на линию без пассажирского движения. Если не считать поездку в кабине тепловоза (а мне ещё в 1997 году карельские машинисты продемонстрировали редкостное нежелание возить! успех не гарантирован) и поездку в грузовом вагоне, что не есть хорошо — то это первая и, возможно, последняя возможность её проездить.

Посадка пассажиров в вагоны — всё как всегда. Некоторые, наверное, и не подозревают, какое чудо произойдёт, через какие глухомани им предстоит проехать. Все в курсе, что поезд прибудет в Мурманск позже, чем в остальные дни — на билетах написано время прибытия. Тем, кто едет до Мурманска, придётся провести в вагоне не одну ночь, как всегда, а две ночи. Но не факт, что они знают точную причину, а главное — маршрут.

Отправление в сумерках, когда на часах 17:20. Смотреть в окно бесполезно, лучше сразу спать после почти бессонной ночи и трудного дня.

До Кузнечного я ездил на электропоезде в 2005 году. От Кузнечного до Хийтола — шёл по шпалам пешком. Дальше — не ездил и не ходил.

Первая остановка поезда — Элисенваара, в переводе с финского приблизительно «населённая гора». Впрочем, я её проспал, и проснулся почти в Ледмозере.

Поезд на удивление быстро преодолел просторы бывшей восточной Финляндии — учитывая, какие железнодорожные линии находятся на этом пути! Хоть и не линия Лодейное Поле — Янисъярви с семафорами и жезлами — но тоже дальняя глухомань.

Быстро оставив позади «обычную» станцию Ледмозеро Западно-Карельской линии (Суоярви — Юшкозеро), поезд надолго встаёт на станции Ледмозеро II. Здесь происходит смена направления движения. И вот — та самая линия Ледмозеро — Кочкома. Одна из немногих железных дорог, построенных в России после 1991 года, изначально строившаяся частным капиталом, но достраивавшаяся уже государством.

Пассажирского движения здесь, вероятнее всего, не будет. В Западной Карелии существуют два пассажирских поезда: Санкт-Петербург — Костомукша и Петрозаводск — Костомукша с прицепными вагонами до Лендер и Юшкозера. Оба поезда идут через Суоярви.

Отклонять существующие поезда на маршрут через Кочкому не будут, так как линия Ледмозеро — Кочкома почти не имеет населения и дублируется автодорогой. А на существующем маршруте через Суоярви население есть, и нельзя лишать его транспорта. На третий поезд, конечно, на найдётся денег, да и пассажиры в достаточном количестве едва ли набрались бы.

Грузовое движение здесь активное. Почти все грузовые поезда из Костомукши, которая является центром добычи железной руды, идут именно так — через Кочкому, а не через Суоярви. Линию собираются электрифицировать. К счастью, пока не успели, только поставлены столбы. Основной пункт назначения грузовых составов с окатышем (обогащённой железной рудой) из Костомукши  — Череповец.

Кочкомá, пункт примыкания к Мурманской магистрали — маленькая станция. Грузовые поезда меняют тягу с тепловозной на электровозную не на ней, а на более крупной станции Идель. Перегон Идель — Кочкома проходится дважды. Возможно, часть поездов движется из Костомукши на Череповец кружным путём через Беломорск и Обозерскую, что связано с перегруженностью участка Волховстрой — Череповец.

Протяжённость линии 121 километр. На линии теоретически есть станции Чёрный Порог (12 км), Кучозеро (37 км), Пертозеро (61 км), Ругозеро (82 км), Тикша (101 км), Ледмозеро II — здесь линия смыкается с существующей линией на Костомукшу. В эксплуатацию введены не все перечисленные станции.

Существует село Пертозеро, но одноимённая станция находится далеко от неё. Местонахождение железной дороги на картах частично можно посмотреть здесь.

Торжественное открытие линии Ледмозеро — Кочкома состоялось в январе 2002 года. Постоянное транзитное движение началось позже.

Архитектура станций на линии простейшая, если её вообще можно так назвать. Это металлические модули. Возможно, некоторые станции не имеют постоянного персонала.

Пассажирские платформы есть. Но они не использовались, кроме единичных случаев проезда автомотрисы АЧ2 с железнодорожным начальством (проезд служебной АЧ2-014 отмечен в 2005 году). Не будут использоваться и сейчас. Мой поезд здесь не останавливается.



Станция Пертозеро на линии Кочкома — Ледмозеро. 19 октября, время 10:07.


Станция Кочкома, поезд вступил на Мурманскую магистраль, которой почти сто лет. Остановки нет и здесь. Пожалуй, и хорошо. Сейчас мне предстоит двигаться пешком на автодорогу. От Кочкомы до Мурманской автотрассы я уже прошёл десять километров в 2005 году, а от Иделя — не ходил.

Поезд остановился на следующей после Кочкомы станции. Это Идель. Я — единственный, кто здесь вышел.

Идéль. Глухое место, хотя и станция со сменой локомотивных бригад. В июне 1997 года я долго и мучительно пытался уехать отсюда бесплатными методами в сторону Мурманска.



Поезд вернулся на свою «традиционную» линию и совершил на ней первую остановку
по станции Идель. Вид в сторону Мурманска. Время 11:28.



Идель. Вид в сторону Мурманска. Конец 722-го километра от Московского вокзала
Санкт-Петербурга — полпути до Мурманска. Время 11:30.


Мне нужно как можно скорее вернуться в Ледмозеро. На второй путь станции Идель со стороны Сорокской прибыл грузовой поезд. Он на некоторое время остановился. Судя по тому, что поезд под тепловозом 2ТЭ116-523 — идёт именно в Ледмозеро и далее в Костомукшу. Размышляю, бежать ли к тепловозу, чтобы попытаться впроситься. Но не стал.



Идель. Ещё со времён Карело-Финской ССР (до 1956 года) таблички на зданиях станций в Карелии дублировались на финском языке.
Иногда названия непривычны: Медвежья Гора — Karhuma:ki, Петрозаводск — Petroskoi. Для Сегежи не придумали
ничего лучше, чем Segega. Здесь финский вариант закрашен. Время 11:37.



Идель. Военный мемориал. Время 11:38.



Идель. Военный мемориал. Время 11:38.



Идель. Дореволюционная водонапорная башня. Время 11:40.



Посёлок Идель. Время 11:41.



Посёлок Идель. Новые дома, предположительно железнодорожные. Время 11:43.


Выдвигаюсь пешком в сторону Мурманской автотрассы. Посёлок Идель связан с ней песчаной «грунтовкой» с деревянными мостами. Длина этой дороги 8 километров.



Посёлок Идель. Дома «сталинской» эпохи. Время 11:47.



Посёлок Идель. Дома «сталинской» эпохи. Время 11:48.



Посёлок Идель остаётся позади. Время 11:51.



У дороги вблизи Иделя. Время 11:55.



Грунтовая дорога от Иделя к «Мурманской трассе». Время 12:48.


Я прошёл больше половины «грунтовки» от Иделя к «Мурманской трассе», когда остановилась попутная машина. Водитель движется в сторону Петрозаводска. Выхожу у поворота на Костомукшу и Кочкому.

От этого же места в 2004 году я уезжал в Медвежьегорск, тогда на участке Кочкома — Медвежья Гора был разрыв в пригородном движении. Сейчас нужно уехать в сторону Костомукши.



«Мурманская трасса» у развилки на Костомукшу. Вид в сторону Мурманска. Время 13:09.



Автодорога на Костомукшу. Время 13:12.



Железная дорога Кочкома — Ледмозеро. Вид в сторону Кочкомы. Правее — более старая и давно разобранная
линия Кочкома — Вача. Время 13:14.


Здесь долго стоять не пришлось. Остановился житель Костомукши на потрёпанной легковой машине, возможно ВАЗ-2109. Едет в одиночку из Петрозаводска. Немолодой, жалуется на трудную жизнь. Хотя Костомукша — современный город горняков. Как ни странно, отчасти плод сотрудничества СССР и капиталистической Финляндии, строился с привлечением финских компаний. По сравнению со всеми остальными местностями Западной Карелии — Костомукша наиболее благополучное место.

Автодорога на Костомукшу асфальтированная, но находится в дурном состоянии. На многих участках асфальт сильно разбит.

Выхожу у Ледмозера. Двигаюсь в посёлок и на станцию Ледмозеро I. Задача — проделать пешую фотодокументацию на 63 километрах железной дороги от Ледмозера до Юшкозера, а завтра уехать из Юшкозера пассажирским поездом в Петрозаводск.

Проблема в том, что сейчас слишком короткий световой день. И какая-то часть линии выпадет из фотодокументации — иначе не успею дойти. Важно двигаться как можно быстрее, чтобы «выпавший» участок был как можно короче.



Поворот на Ледмозеро. Люття — это пункт пропуска на границе с Финляндией. Время 14:45.



Впереди — посёлок Ледмозеро. Время 14:47.



Посёлок Ледмозеро. Время 14:56.



Центр посёлка Ледмозеро. Время 15:06.



Вокзал на станции Ледмозеро. Время 15:22.



Табличка на здании вокзала станции Ледмозеро. Время 15:29.



Железнодорожная линия на Юшкозеро (Западно-Карельская железная дорога) пересекает линию Кочкома — Ледмозеро II.
Конец 274 километра от Суоярви. Вид на север, в сторону Юшкозера. Время 15:55.



Со стороны Костомукши на Кочкому следует грузовой поезд, состоящий из полувагонов, загруженных окатышем.
Поезд ведёт тепловоз 2ТЭ116-296. Построен в 1977 году в Ворошиловграде (Луганске),
приписан к депо Суоярви (ТЧ-30). Время 15:59.


Железнодорожная линия от Ледмозера до Юшкозера не содержит никакого движения, кроме одновагонного поезда по чётным числам (при смежных 31/1 в ходу 30 и 4 числа). Грузового движения на линии нет. Уцелели две станции — Боровая и Юшкозеро. Персонала там, похоже, нет никакого, кроме путейцев, стрелки переводит помощник машиниста.

Третья станция, Хижозеро — давно закрыта. Остались развалины среди леса.

Мимо развалин Хижозера я прохожу в сумерках. Ещё сколько-то километров, к сожалению, приходится двигаться в темноте. Ночевать нужно под крышей, хотя бы условной. Крышезаменителем стал мост через реку Растас.



Пешая проходка участка Ледмозеро — Боровая. Конец 287 километра. Вид в сторону Юшкозера. Время 19:35.



Мост через реку Растас. Под ним происходила ночёвка. 20 октября, время 8:55.


20 октября. Продолжаю движение. Погода ужасная. Похоже, в течение всего дня не удастся сделать качественные фотографии.

Железная дорога всюду на деревянных шпалах и песчаном балласте, с деревянными километровыми столбами. С ужасом думаю, что в любой момент движение пассажирского поезда может прекратиться, а грузового движения тут нет — и линии конец.

Как может не быть грузового движения среди бескрайнего моря леса, которым можно было бы загрузить состав длиной с Экватор — загадка. Но факт.



Пассажирский поезд на Юшкозеро (прицепной вагон от поезда Петрозаводск — Костомукша) движется в сторону станции Боровая.
Поезд ведёт тепловоз М62-1717. Построен в Луганске в 1976 году, приписан к ТЧ-26 Кемь. Время 11:41.


Пропускаю пассажирский поезд. На нём вечером предстоит выезжать из Юшкозера.

Почти остались позади 44 километра ненаселённых лесов. Приближается посёлок Боровой со станцией Боровая — промежуточный населённый пункт, расположенный за 19 километров до конечной станции Юшкозеро. Когда станция уже была не очень далеко, встречаю на линии путейцев, заменяющих наиболее гнилые шпалы.

Путейцы не проявили ко мне агрессии. Но, как выяснилось, позвонили участковому инспектору — единственному представителю власти в посёлке Боровой. Дескать, со стороны Ледмозера приближается террорист, встречай!



На подходе к станции Боровая. Впереди находятся путейцы, которые позвонили местному участковому
и сообщили, что из леса выходит террорист. Время 12:04.


Боровая. Три пути, из которых два — ржавые. На одном из путей много лет стоят ржавеющие вагоны. Дежурного нет, по крайней мере в данный момент.



Здание ДС на станции Боровая. Время 12:47.



Станция Боровая. Вид на север, в сторону Юшкозера. Время 12:47.


Успеваю сфотографировать станционное здание, и тут ко мне подходит кто-то нехороший. Нет, не лесной медведь, логичный в таком месте, а более странное для глухого леса существо. Работник милиции!

 — Ты кто такой, откуда взялся? Террорист?! Документы, вещи!

Объясняю, в чём суть моей работы. Объясняю, что светлого времени катастрофически мало, а мне нужно идти ещё 19 километров. Но приставучий гражданин не отпускает. К сожалению, я забыл его ФИО, чтобы записать на доску позора.

В 2015 году был инцидент с участковым посёлка Боровой, который внезапно пропал, его искали два дня, а потом он нашёлся и внятно не объяснил, что случилось. Его имя и фамилия — Кирилл Саллинен. Но по-моему, это не тот, который «троллил» меня.

Гражданин сказал: «тут рядом граница, поэтому я должен вызвать к тебе пограничников, чтобы проверили».

Я едва не сказал: «ты что, придурок тупой, с высокого дуба рухнул?!» (Хотя для произрастания дубов тут непригодная местность).

До границы с Финляндией здесь существенно больше ста километров. Почти как от Санкт-Петербурга до той же границы! Из Санкт-Петербурга уйти нелегально за границу намного проще, там ещё и есть активно работающий морской порт, где можно скрытно пролезть на пароход до любого континента.

Логичнее уж тогда в Санкт-Петербург никого не пускать! Никакой пограничной зоны с ограниченным доступом тут нет. Её даже и в Костомукше нет — хотя, рассказывают, там является привычным явлением нездоровый интерес силовых структур и проверки документов.

«Homo Mentus» решил вызвать пограничников из города Костомукша. До него почти сто километров по дороге, в основном это разбитая «грунтовка».

Как ни странно, за мной действительно выехали. Жду прибытия пограничников в опорном пункте полиции.



Посёлок Боровой. Время 14:06.


Боровой — место глухоманное и унылое. Ощущение края цивилизации. Застройка — одноэтажные бараки 1960-х годов. Унылые домишки разделены на две половины, то есть рассчитаны на две семьи и официально считаются многоквартирными. Наличие такого разделённого жилья в сельской местности я считаю одной из самых больших дикостей современной России. В сельской местности не должно быть ни одного дома, рассчитанного более чем на одну семью!

Но несусветный позор продолжает существовать. Когда кто-то уезжает из таких мест, освобождая одну половину дома, то эта половина становится заброшенной. Той семье, которая живёт в другой половине, запрещено её занимать.

Потом я узнал об удивительном факте: в этом отдалённом посёлке есть носители редчайшей фамилии Болашенко! Только из-за этого сюда следовало бы приехать.

Но в данный момент это осталось неизвестным. Дурной участковый не сообщил об этом факте. Хотя не мог не знать, казалось бы.

Приезжает залепленный сверху донизу грязью автомобиль «Нива» из Костомукши. В нём один человек в камуфляже, Кудрявцев Сергей Васильевич. Должность и звание не запомнил.



Дверь опорного пункта, в котором сидит участковый посёлка Боровой. Время 14:06.


Пограничник Кудрявцев согласился доставить меня на автомобиле в Юшкозеро. Никак иначе нельзя: в случае движения пешком я не успею к отправлению поезда. По пути он подвёз к железнодорожному мосту через реку Чирка-Кемь.



Посёлок Боровой. Вид из автомобиля пограничника Кудрявцева. Время 14:08.



Железнодорожный мост через реку Чирка-Кемь. Пограничник Кудрявцев привёз для его осмотра,
отклонившись от прямого маршрута. Время 14:12.



Река Чирка-Кемь. Вид с моста. Время 14:13.


Двадцать километров по песчаной грунтовке. И вот село Юшкозеро (ударение на «ю»). Отдалённое место, внешне похожее на Боровой.

Если совсем точно, здесь два населённых пункта: старое Юшкозеро, возникшее задолго до появления железной дороги, и новое — у станции.



Село Юшкозеро. Вид из автомобиля пограничника Кудрявцева. Время 14:45.



Село Юшкозеро. Вид из автомобиля пограничника Кудрявцева. Время 14:47.


Пограничник подарил буклет с календарём и текстом, оправдывающим существование пограничной зоны. В корне не согласен с ним. Транспортировка наркотиков? Если надо, то для этого нужен тайник в автомобиле, а никак не нелегальное пересечение границы через несколько рядов колючей проволоки.

Нелегальная миграция? Ну так это же миграция «транзитных» афганцев из России в Финляндию, а никак не наоборот. Пусть лучше они уходят в Финляндию, а не «засиживаются» у нас.

Но главное — у потенциальных нелегалов по определению не может быть российского паспорта. Ладно бы ещё, с паспортом всяческих третьесортных Узбекистанов — Таджикистанов и прочего подобного тут можно понять оправданность долгих разговоров.

(Да, я ненавижу власти названных республик за их маниакальную тягу к мустакиллизму, за то, что они не желают возвращаться к нам вопреки воле населения, я считаю, что лишние государства — это вообще зло, что их надо ликвидировать, что укрупнение государств — это прогресс, а деление на мелкие «...станчики» — несусветная глупость, что в мире двести государств, а должно быть в два-три раза меньше).

Но у меня — паспорт России, грандиознейшей мировой державы! Всё! Никаких вопросов! Подозревать в том, что россиянин имеет мысль нелегально уйти в Финляндию, а именно в этом подозревают — есть величайшее скотство!



«Пограничный» буклет.


Станция Юшкозеро, конечный пункт более чем трёхсоткилометровой Западно-Карельской железной дороги, Суоярви — Юшкозеро.

Я ожидал встретить здесь что-то грандиозное, по крайней мере в прошлом. Реальность — тут станция ещё более хилая, чем Боровая! И ещё более запущенно и уныло.



Вокзал на станции Юшкозеро. Время 14:58.


На станции всего лишь два пути! Конец линии длиной 335 километров — в разы примитивнее Рязановки, конечного пункта линии длиной 53 километра.

Раньше было три пути, за станцией путь продолжался до нижнего склада леспромхоза. Путь к леспромхозу разобран, грузового движения нет.



Станция Юшкозеро Западно-Карельской железной дороги. На первом пути — состав поезда,
который отправится на Ледмозеро. Далее вагон пойдёт в Петрозаводск. Время 15:34.



Жилые дома у станции Юшкозеро. Скорее всего, изначально были железнодорожными. Время 15:50.



Юшкозеро. Время 15:52.



Юшкозеро. Время 15:52.



Юшкозеро. Время 15:52.



Юшкозеро. Объявления с информацией об автобусах. Эти автобусы периодически застревают в грязи. Время 15:53.



Чек из магазина в Юшкозере.


Возвращаюсь на станцию Юшкозеро. Касса здесь закрыта. Билет до станции Томицы в черте Петрозаводска был выписан в вагоне и стоил 492 рубля. Билет представлен на странице «Железнодорожная линия Суоярви — Ледмозеро — Юшкозеро».

В промозглых сумерках поезд медленно двинулся в сторону Петрозаводска.

Как я и ожидал, железнодорожной линии оставалось действовать недолго. В 2014 году движение прицепного вагона на Юшкозеро к поезду Петрозаводск — Костомукша было прекращено. Грузовое движение не возобновилось. По данным на 2016 год, линию в лучшем случае поддерживают в условно-рабочем состоянии, изредка пропуская путейскую технику.

Вся долгая ночь — в вагоне. Выхожу в утренней мгле на станции Томицы. Здесь железная дорога из Суоярви примыкает к Мурманской железнодорожной магистрали. Недалеко отсюда проходит автомобильная дорога Мурманск — Санкт-Петербург.

Расстояние от Петрозаводска до Москвы составляет 696 километров по ортодромии (кратчайшему возможному пути над поверхностью земли) и 1017 километров по автодорогам. По железным дорогам почти так же. Разница, надо сказать, позорная!



Остался позади Сулажгорский Кирпичный завод — ближний пригород Петрозаводска. 21 октября, время 8:51.



Окраина Петрозаводска. Начинается автостоп. Время 9:08.


От круговой развилки у Петрозаводска предстоит добраться автостопом как минимум до Волховстроя.

Подвезла до Олонца женщина немолодого возраста. Редкий случай.



Развилка у города Олонец. Время 11:00.


Почти сразу, удивительное везение, остановился микроавтобус, следующий в Москву. Два человека, москвичи, едут из Петрозаводска. Я мог бы вечером уже быть в Москве. Но решаю не «напрягать» людей своим наличием столь долго. Они и без того сделали благо, подвоз — и без того большое везение.

Выхожу у путепровода через Петербурго-Московскую железную дорогу в Чудовском районе Новгородской области. Двигаюсь по путям к ближайшей станции Торфяное.



Станция Торфяное Петербурго-Московской железной дороги. Вид в сторону Москвы. Время 15:12.



Станция Торфяное Петербурго-Московской железной дороги. Электровоз ЧС2Т-967 ведёт
пассажирский поезд в сторону Санкт-Петербурга. Время 15:17.


Изучаю расписание движения электропоездов по станции Торфяное. Оно оказалось на редкость гадостным. На электропоездах я сегодня не продвинусь дальше Малой Вишеры, это совсем рядом!

Выругавшись, иду на автомобильную дорогу. Автостоп придётся продолжать как минимум до Вышнего Волочка, ближайшей следующей точки сближения автодороги с железной дорогой. Это триста километров.



Дорога от станции Торфяное к автотрассе Санкт-Петербург — Москва. Время 15:26.



Деревня Придорожная на автотрассе Санкт-Петербург — Москва. Время 15:31.


Редкое везение произошло и здесь. Остановилась грузовая «ГАЗель» с тверскими номерами 69rus.

Водитель из села Красная Гора, которое в обиходе называют Совхоз Крестьянин. Это двадцать километров от Твери по автодороге в сторону Ржева. Много рассказывает о трудной сельской жизни. Большая часть пути — в темноте.

Выхожу в центре Вышнего Волочка. Здесь, как всегда в последние годы, «пробка». Водитель, наверное, потеряет в ней лишний час.

Под дождём двигаюсь по Казанскому проспекту на вокзал. Покупаю продукты.

До Москвы сегодня на электричках уже не добраться, максимум возможного — до Твери.

Решаю не ехать до Твери, а ночевать где-то ближе. А завтра — не сразу двигаться в Москву, а вначале съездить на «Малую магистраль Твери». Слишком давно она не посещалась: с марта. Это недопустимо, позорно много.

Вечерний электропоезд Бологое — Тверь.

Решаю ночевать на станции Калашниково. Почему именно там — внятно объяснить не могу. Зря, лучше бы в Осеченке. На станции Осеченка электропоезд очень долго простоял под пропуском «буржуйских» скоростных поездов.

Тёмная промозглая станция Калашниково. Ночую на чердаке двухэтажного жилого барака.

Утром в темноте — на вокзал. Здесь это невзрачное типовое здание, как в Редкино, Завидово и ещё на сотне станций. Электропоездом до Твери.

Трамвайным вагоном маршрута №6 — от вокзала до Константиновки. Пешком вдоль Малой Магистрали Твери до Константиновского карьера, фотографируя поезда.



Тверь. Константиновское озеро (Константиновский карьер). 22 октября, время 9:13.


Трамвайным вагоном — на вокзал. Электропоездом Тверь — Москва до станции Сходня. На автомобиле в Москву.








04.12.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу