ПОЕЗДКА В ЛЕНДЕРЫ, 2011 ГОД









Рабочая экспедиция была произведена в мае 2011 года.

Исполненный маршрут: Москва — Чуприяновка (пригородный поезд) — Петрозаводск — Суоярви — Лахколамен (автостоп) — Лендеры — Суккозеро — Янисъярви — Лодейное Поле — Бологое (поезда дальнего следования) — Тверь — Москва (пригородные поезда).

http://ru-railway.livejournal.com/1368402.html, http://vk.com/wall-155711_208498 — обсуждения этой публикации





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СУОЯРВИ — ЛЕДМОЗЕРО — ЮШКОЗЕРО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БРУСНИЧНАЯ — ЛЕНДЕРЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЯНИСЪЯРВИ — ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

ВИДАНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (ПОСЁЛОК ЧАЛНА)





В мае 2011 года на сайте ОАО «РЖД» было заявлено, что с момента введения нового графика движения поездов (с начала июня) отменяется движение пассажирских поездов на железнодорожных линиях Брусничная — Лендеры и Янисъярви — Лодейное Поле. На первой линии, кроме пассажирского движения, никакого иного движения нет. Следовательно, отмена пассажирского поезда автоматически будет означать консервацию и скорую ликвидацию линии.

Принимаю решение срочно ехать на эти железнодорожные линии. Сделать это можно было в промежутке 4 мая — 8 мая (в крайнем случае можно выехать вечером 3 мая). Позднее — нельзя, дальнейший график жёстко распланирован.

Согласно разработанному маршруту экспедиции, первой проезжалась железная дорога Лодейное Поле — Янисъярви. Единственный пассажирский поезд на Янисъярви отправляется со станции Лодейное Поле в 6:00. Стоимость билета в плацкартный вагон от Москвы до Лодейного Поля составляла 950 рублей — огромные для меня деньги. Я не счёл возможным тратить такую сумму.

Происходи это хотя бы два года назад — я бы за один день доехал на пригородных поездах от Москвы до станции Волховстрой (выезд утром — прибытие вечером) и ночью сел бы в проходящий через Волховстрой беспересадочный прицепной вагон Санкт-Петербург — Янисъярви. На электричках я бы доехал спокойно, без малейшего нервного напряжения, читая книги и наслаждаясь жизнью.

Но в 2009 году значительная часть электропоездов на Петербурго-Московской железной дороге была отменена. Теперь добраться за один день от Москвы до Санкт-Петербурга или Волховстроя невозможно. Отменён и единственный дешёвый дневной поезд «Юность» с сидячими вагонами. Зато теперь по магистрали шесть раз в день курсируют грабительские скоростные поезда «Сапсан» с абсолютно неприемлемой стоимостью проезда...

Не остаётся ничего иного, как ехать автостопом. Решение ужасное, но выхода нет.

http://infojd.ru/dop/ex.html#avtostop — мнение про автостоп. Написано после этой поездки. До неё мнение было несколько мягче.

Выезжаю утренним электропоездом с Ленинградского вокзала. Но это только начальный этап: дальше Твери электропоездов не будет до вечера.



Первые билеты, взятые в ходе поездки.


Выходя на дорогу в Чуприяновке (вблизи Твери) в 9 часов утра, по всей логике, я гарантированно должен был добраться к ночи если не до Лодейного Поля (640 километров), то уж точно до Волховстроя (500 километров). Стандартно такое расстояние проезжается за 7-9 часов.

Доезжаю первым утренним электропоездом Москва — Тверь до станции Чуприяновка (пригород Твери), где железная дорога пересекается с автодорогой Москва — Санкт-Петербург.



Переезд в Чуприяновке. Известен тем, что каждый день бывает закрыт в течение нескольких часов,
в результате чего прерывается сообщение с населёнными пунктами южнее переезда. Время 9:19.


В Чуприяновке — туман и сырость. Иду к магистральной автодороге.

Из-за того, что приходится использовать ненавистный автостоп, я находился в чрезвычайно плохом и подавленном настроении. Но внешне не демонстрирую это — форма одежды идеальная для автостопа, вид туристический.



Окрестности Чуприяновки. Впереди — магистральная автодорога. Время 9:53.



Окрестности Чуприяновки. Время 9:53.


Перекрёсток в районе Чуприяновки является благоприятным местом для остановки транспорта: машины снижают скорость. Есть широкие обочины, на которых удобно остановить даже большой грузовик.

По дороге идёт непрерывный поток машин. Казалось бы, я должен уехать мгновенно. Однако я простоял больше трёх часов!

Когда наконец подвезли, то лишь несколько километров — до развязки на пересечении с дорогой Тверь — Волоколамск. Потом ещё несколько километров, до бывшего поста ГАИ на северной тверской развилке. В общей сложности, я простоял вблизи Твери более пяти часов!!!

Многие водители испытывают к голосующему автостопщику явное пренебрежение. Часто показывают нехорошие жесты (речь идёт не о нормальных жестах «места нет» или «скоро сворачиваю»). Такие жесты называются «кукиш» или «фак». Порой казалось, что пассажиры проезжающих машин показывают на меня пальцем, объясняя друг другу: вот, мол, «лох» стоит, какой-то нищеброд и чудак. Ощущение наимерзостнейшее!

За время длительных попыток уехать в районе Твери меня несколько раз оскорбляли как водители, так и «ГАИшники», и даже проходящие пешеходы.

Типичная ситуация: водитель остановился на обочине по той или иной надобности, я подхожу и прошу подвезти по пути. Нередко слышу в ответ примерно следующее: «ходи пешком!», «и охота тебе х..йней заниматься!?», «нахрена ты мне нужен?! меня эти автостопщики уже достали». В лучшем случае водители говорят, что «сейчас сворачиваю» или «буду спать».



Окрестности Чуприяновки. Время 12:19, уехать не удаётся.


Я считаю, что молодость — минимум до 50 лет. Но если сравнивать с 15-летними, то мой возраст — не самый молодой. Одно только обращение только посторонних (зачастую более молодых) на «ты» — не есть нормальное дело. Но стоящий на дороге человек воспринимается окружающими как какое-то «огородное пугало».

Сотрудники ГАИ, проезжавшие мимо на машине, остановились и решили проверить документы. Я выгляжу намного моложе реального возраста, но они обратили внимание на дату рождения в паспорте (я согласен, что в таком возрасте ездить автостопом — действительно стыд и позор). Мне буквально прочли нотацию: «и как только не стыдно!?». Подвезти хотя бы до ближайшего поворота они отказались.

Есть мнение, что многие водители грузового транспорта в принципе не против подвезти, но ленятся останавливать огромную машину. Однако когда я пробовал договориться о проезде с водителями остановившихся по разным причинам машин, то даже при отсутствии упрёков в неправильном образе жизни ответ всегда был отрицательный — «не возьму».



Северная оконечность объездной дороги Твери. Время — уже 14:09, я преодолел лишь считанные километры.



Танк Т-34, установленный как памятник. Время 14:10.



Северный выезд из Твери, бывший пост ГАИ. Время 14:11.



Там же, вид в противоположную сторону. Влево — дорога к «Горбатке».


Вблизи Торжка наконец подобрал водитель, ехавший в Санкт-Петербург. Он был «стрёмным». Общение с ним в течение многих часов было подлинным мучением. Проклинаю всё на свете!

Вначале казалось, что есть шанс успеть на поезд, но последней надежды лишила «пробка» в Вышнем Волочке.

Город, Вышний Волочёк, не имеющий объездной дороги, порой увеличивает путь от Москвы до Петербурга раза в полтора. Узкие улицы Вышнего Волочка не справляются с потоком транспорта. «Пробка» здесь существует круглосуточно, начинается в нескольких километрах от городской черты и преодолевается в лучшем случае за час (летом, как говорят, бывает и 5 часов).



Автомобиль «напряжного» водителя-дальнобойщика в Крестцах. Поездка с ним была крайне неприятным делом.


Подвозивший меня водитель пытался по рации найти «дальнобойщика», едущего в сторону Карелии, согласного подвезти меня. Таких не оказалось.

Около 23 часов выхожу на развилке у посёлка Зуево, где начинается дорога в сторону Карелии. До Волховстроя ещё 100 километров. Шансов успеть на поезд — никаких, все планы рухнули.

Размышляю о дальнейших действиях: придётся начинать не с линии Лодейное Поле — Янисъярви, а с линии Брусничная — Лендеры, тогда ещё есть шанс успеть вернуться 8 мая, хотя всё же придётся раскошелиться на поезд из Лодейного Поля в Москву. А пока здесь придётся ночевать и продолжать движение утром.

Чрезвычайно обидно прежде всего тем, что к утру я бы легко и беззаботно мог добраться из Москвы до этого места на электричках. Избежав сегодняшних тупых и бессмысленных мучений на автодороге, с пользой проведя время. Избежав значительного морального вреда.

В те минуты я не подозревал, что самое страшное впереди.

Шёл дождь, температура составляла +3 градуса. Обычно я ночую под открытым небом. Но в такую погоду желательно найти крышу — какое-нибудь заброшенное строение или чердак многоквартирного барака. Принимаю решение идти в посёлок Зуево, застроенный преимущественно многоквартирными двухэтажными кирпичными домами, находящимися в ужасном состоянии.

Деревни, сёла и посёлки вдоль дороги Москва — Санкт-Петербург являются нехорошими местами в плане криминала. Я считаю себя яростным русским патриотом и готов «разорвать в клочья» тех, кто недостаточно уважает Великую Россию. При этом основой России я считаю село. Особое раздражение вызывают неуважительные отзывы о сельской местности, обороты наподобие таких, как «деревенщина», «колхозный менталитет».

В то же время приходится констатировать: сельские населённые пункты вдоль автодороги Москва — Санкт-Петербург, как и вдоль других подобных магистральных автотрасс — это уже не сельская местность, а «отстойник для отбросов». Жить в шаге от круглосуточно ревущей автострады, среди вечного вонючего дыма и постоянного «землетрясения» — невозможно!

Ни о каком традиционном сельском образе жизни и сельском хозяйстве здесь не может быть речи, выращенные в огороде такого дома овощи должны утилизироваться наравне с опасными биологическими отходами. Нормальные люди из этих населённых пунктов давно уехали — кто-то разобрал свой дом и перевёз его на другое место, кто-то просто бросил его. В этих деревнях остались несчастные старики, доживающие свой век, и законченные «отбросы» — спившиеся маргиналы. В последнее время появились ещё и азиатские гастарбайтеры вблизи крупных городов. Хуже всего в этом плане — населённые пункты с многоквартирной барачной застройкой.

К сожалению, эти населённые пункты потеряны. Физически они вроде бы ещё существуют. Но на самом деле они исчезли — как древние волжские сёла, поглощённые водами «сталинских» водохранилищ, как населённые пункты «Чернобыльской зоны»...

Вблизи одного из двухэтажных домов подвергаюсь нападению местных отморозков. Это длилось считанные секунды — подбежали, сказали что-то невнятное — недовольство по поводу моего захода в посёлок. Убедившись, что я не местный и их не узнаю, принялись наносить удары руками и ногами. Отнять ничего не пытались. Нанеся множественные удары, нападавшие скрылись бегом между тёмными домами, все жители которых давно спали.

Одежда была залита кровью, лицо окровавлено, повреждены зубы. Первое, что пытаюсь сделать — набираю на телефоне номер экстренных служб «112», но никто не отвечал. Понимая, что теряются драгоценные минуты, забегаю в подъезды ближайших двухэтажных домов, отчаянно стучу в двери всех квартир подряд, насколько возможно громко требую вызвать милицию. За дверями просыпались люди, которые, судя по голосу, были в основном древними старухами или пропойцами, не способными даже членораздельно говорить. Все они отказывались разговаривать со мной даже через запертую дверь, милицию никто не вызвал.

Примерно с десятой попытки наконец нашлась смелая жительница одной из квартир, которая стала со мной разговаривать (сначала через запертую дверь, потом отважилась её открыть). Это была женщина в возрасте около сорока лет, живущая с маленькими детьми — наверное, одна из наиболее интеллигентных жительниц посёлка. Она набрала номер районной милиции, я объяснил ситуацию. Пообещали вскоре приехать — но появились только через 40 минут, хотя до районного центра максимум 10 минут езды.

Про сотрудников милиции (официально уже полиции) ничего плохого сказать не могу — выглядели профессиональными, общались вежливо и действительно хотели помочь, тщательно осмотрели место драки. Но вычислить преступников было трудно — мне сказали, что отмороженным и агрессивным является почти всё молодёжное население посёлка, а посёлок достаточно большой. Место на очень нехорошем счету. Здесь регулярно происходят пьяные убийства.

Поставили перед выбором: ехать в больницу, фиксировать телесные повреждения, затем возбуждать уголовное дело, после чего регулярно приезжать в Чудовский район по ходу расследования (иначе сам буду нарушителем). Разумеется, это займёт много часов, и не будет уже никаких шансов реализовать поставленную задачу изучения железнодорожных линий Брусничная — Лендеры и Янисъярви — Лодейное Поле. Либо же не заводить дело — сотрудники милиции записали приметы преступников и суть случившегося, пообещали, что это будет дополнительным пунктом их обвинения. Скорее всего, это не первое и не последнее их преступление.

Оцениваю телесные повреждения: вроде бы переломов нет. Каждый шаг даётся с болью, но всё же ехать можно. Отмываю лицо от крови в водоразборной колонке, стираю верхнюю одежду в ледяной воде уличного пруда. Из «долгоиграющих» последствий — только повреждённые зубы и сильные ушибы по всему телу, срочная медпомощь не требуется. Принимаю окончательное решение — железнодорожные линии Брусничная — Лендеры и Янисъярви — Лодейное Поле должны быть изучены, несмотря на случившееся.

На милицейской машине меня довезли до чудовского вокзала. Милиционеры советовали идти на вокзал, но вместо этого я пошёл «досыпать» остаток ночи в более приемлемом месте — на чердаке ближайшего двухэтажного дома.



Ночлег на чердаке двухэтажного дома в Чудово.



Чудово. Двухэтажный дом, послуживший местом ночлега. Время 6:17.



Переезд в Чудово. Время 6:38.



Чудово. Река Кересть. Время 6:52.



Чудово. Река Кересть. Время 6:53.


Рано утром ещё раз отмываю одежду. Маскирую повреждения на лице, натянув шапку и подняв воротник куртки.

Шансов уехать в таком виде, по идее, ещё меньше, чем в нормальном. Но довольно быстро довезли до поворота на Волхов.



Магистральная автодорога вблизи города Чудово. Время 6:59.



То же самое место. Время 6:59.



Начало дороги в сторону Волхова. Время 7:40.



То же самое место. Время 7:40.


От поворота на Волхов — до поворота на Кириши, до Глажево и до Вындина Острова.



Начало дороги на Волхов. Время 7:44.



Поворот на Кириши. Время 8:28.



Глажево. Время 8:49.



Вындин Остров (12 километров южнее Волховстроя). Время 9:32.






Вындин Остров. Время 10:00.


В Вындином Острове остановился житель города Заполярного Мурманской области, возвращавшийся домой из Новгорода. Едет в одиночку, несмотря на огромное расстояние (1800 километров). Редкий случай, когда подвозит на большое расстояние интеллигентный и доброжелательный водитель.



У поста ГАИ вблизи Петрозаводска. Время 14:04.



Пост ГАИ вблизи Петрозаводска. Машина жителя Заполярного. Время 14:25.


Выхожу у развилки вблизи Петрозаводска. Вначале добираюсь до посёлка Чална. Осматриваю давно разобранную узкоколейную железную дорогу. Затем доезжаю до Суоярви и до Лахколамена.



Посёлок Чална. Время 15:46.



Посёлок Чална. Время 15:46.



Посёлок Чална. Время 15:50.



Город Суоярви. Время 19:10.


Станция Лендеры находится в пограничной зоне. Для легального въезда в Лендеры требуется получить пропуск в городе Суоярви в погранотряде. Для этого нужно только одно — время. Пропуск выдаётся бесплатно и без специальных документов, но не сразу.

Я попытался получить пропуск в Суоярви. Нахожу пограничную воинскую часть, беседую с пограничниками.

Выдавать пропуск сразу пограничники отказались. Предложили ждать до завтрашнего дня, что никак не устраивало. Один из суоярвских пограничников купил у меня за 200 рублей книгу «ПО РЕЛЬСАМ И ПО ЗЕМЛЕ».

Пограничники обещали не пускать меня на поезд до Лендер уже в Суоярви на вокзале. Вот так — хотел действовать легальным образом, но в итоге сделал хуже!

Если бы я не обращался к пограничникам — спокойно сел бы на поезд в Суоярви. Теперь они будут дежурить на вокзале, чтобы не пустить меня. Это не пустая угроза: пограничники здесь и в самом деле часто посещают вокзалы и поезда.

Задача усложняется. Нужно успеть за оставшееся короткое светлое время добраться до другой станции.

Направляюсь пешком на северную окраину Суоярви. Финские домики, иногда чувствуется обстановка старой Финляндии. В то же время, тотальная разруха...



Город Суоярви. Моя задача — попасть к северному выезду. Время 19:24.



Северные окрестности Суоярви. Время 20:10.


Я добрался на попутной машине до станции Лахколамен. Она находится севернее Суоярви. Это глухое место, в котором пограничников нет.



Лахколамен. Время 21:48.



Лахколамен. Время 21:59.


От Лахколамена до Лендер — в беспересадочном вагоне сообщением Петрозаводск — Лендеры. Билет куплен внутри вагона у начальника поезда.



Билет Лахколамен — Лендеры. Куплен в вагоне.


В Лендерах пограничники проверяют пассажиров в момент прибытия поезда на станцию. Нужно предъявить либо паспорт с местной пропиской, либо паспорт и пропуск.

Меня встретили с укором: «предупреждали же, что не надо». Повезли на «УАЗе» в пограничную часть. Там долгое время продолжалось заполнение множества бумаг. Общались достаточно вежливо. В какой-то момент я смог сделать фотографию из комнаты на втором этаже здания.



Лендеры, пограничная часть. Время 13:14.



Лендеры, пограничная часть. Время 13:14.


Меня отрафовали на 500 рублей. Причём заявили следующее: если бы не заходил к пограничникам в Суоярви и не просил у них пропуск, а сразу приехал бы сюда — мы бы выписали предупреждение, а не штраф. Тогда считалось бы, что ты не знал о необходимости пропуска. Но ты точно знал, поэтому накажем «по полной программе».



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.


Повезли на «УАЗе» в лендерское отделение Сбербанка оплачивать штраф под надзором.



Квитанция об оплате штрафа.


Затем меня отправили тем же поездом обратно. Собственно, это мне и требовалось изначально.

Меня возили по посёлку и держали до отправления поезда под надзором. Однако разрешили фотографировать посёлок и станцию Лендеры.



Объявления в Лендерах. Время 13:50.



Центр села Лендеры. Время 13:51.



Лендеры. Время 13:52.



Лендеры. Время 13:52.



Лендеры. Время 13:52.



Лендеры. Время 13:52.



Лендеры. Время 13:54.



Лендеры. Время 13:55.



Лендеры. Время 14:41. Пограничник везёт меня на станцию.



Пограничник везёт на станцию. Время 14:43.


На станции Лендеры мне разрешили на короткое время выйти из-под надзора для осмотра семафора, который уцелел со стороны Брусничной. Отправляюсь пешком к семафору. Паспорт и вещи при этом оставались у пограничника.



Семафор. Время 15:11.


Станция Лендеры находится в «полуживом» состоянии. Здесь нет никакого движения, кроме пассажирского поезда раз в два дня. После его отмены, с большой вероятностью, немаленькая железнодорожная линия Брусничная — Лендеры будет разобрана.



Станция Лендеры. Вид на запад, в сторону тупика. Время 15:22.


Отправляюсь из Лендер на станцию Суккозеро. Фотодокументирую из тамбура всю железнодорожную линию Брусничная — Лендеры.



Линия Брусничная — Лендеры. Вид на запад. Время 17:07.


Выхожу в Суккозере. Глухомань, до границы почти сто километров. Но меня и здесь встречает силовик!

На этот раз надзор за мной собирался вести не пограничник, а работник полиции. Это участковый по имени Евгений, единственный представитель силовых структур в отдалённом посёлке Суккозеро.

Как выяснилось, ему приказали следить за мной пограничники: позвонили, сообщили время прибытия поезда и приметы. Несмотря на то, что Суккозеро не входит в пограничную зону!

Участковый требовал от меня обязательно уехать отсюда поездом Костомукша — Санкт-Петербург, далеко не уходить и вернуться на вокзал не позднее назначенного им времени. «Милостиво» не стал сопровождать всё время пребывания в Суккозере.

Дикость, маразм и беспредел! И это — современная свободная Россия!

Осматриваю станцию Суккозеро. Дохожу до южной горловины, проникаю на территорию оборотного депо у северной горловины. Затем ухожу в посёлок Суккозеро. Как и всюду в Карелии — крайняя нищета и дух разрухи.



Станция Суккозеро Западно-Карельской железной дороги. Время 19:45.



Станция Суккозеро Западно-Карельской железной дороги. «Гараж» ПЧ. Время 19:49.



Центр посёлка Суккозеро. Время 20:48.



Дом культуры в Суккозере. Время 20:50.



Посёлок Суккозеро. Время 20:52.


Возвращаюсь на станцию Суккозеро. Участковый ждал меня и высказал возмущение по поводу того, «где я пропадал»!

В сидячем вагоне поезда Костомукша — Санкт-Петербург я наконец избавляюсь от надзора силовых структур.

Ранним утром выхожу на узловой станции Янисъярви. Это юго-западная Карелия. Место глухое, жителей здесь почти нет. Домики в основном финской постройки, сохранившиеся с довоенных времён и брошенные прежними хозяевами.

Погода была дурной. «Досыпаю» в заброшенном сарае рядом с одним из дворов.



Посёлок Янисъярви. Дома, построенные финнами. Время 11:29.



Посёлок Янисъярви. Сарай, послуживший местом для сна в плохую погоду. Время 11:29.


В Янисъярви сохранился красивый деревянный вокзал финской постройки. Он закрыт. Билетной кассы и расписания нет. Тревожное ожидание: точно ли сегодня будет поезд на Лодейное Поле?

Иду по линии в сторону Лодейного Поля. В 13:29 проследовал поезд Лодейное Поле — Янисъярви: тепловоз ДМ62-1786, два пассажирских вагона.

Возвращаюсь на станцию. Вагоны из Лодейного Поля прибыли почти пустыми или совсем пустыми — сюда никто не едет. Их выставили на второй путь. На первом пути стоял вагон-зак (спецвагон для перевозки заключённых). Его отцепили от поезда Санкт-Петербург — Костомукша или Костомукша — Санкт-Петербург.

Тепловоз ДМ62-1786 разворачивается на треугольнике. Спрашиваю помощника машиниста: зачем нужен разворот на треугольнике при наличии двух кабин управления?

Ответ: так проще для бригады. Если не разворачивать на треугольнике — то другую кабину нужно готовить к работе, заправлять скоростемерную ленту и проводить иные операции.



Станция Янисъярви. На втором пути — тепловоз ДМ62-1786 с поездом, который отправится на Лодейное Поле.
На первом пути — вагон-зак, который вскоре будет прицеплен к этому поезду. Время 13:49.


Поезд Янисъярви — Лодейное Поле, несмотря на короткий маршрут, не является пригородным. Он состоит из двух плацкартных вагонов, один из которых далее следует в Санкт-Петербург, другой — в Петрозаводск. Вскоре поезд будет отменён.

Линия Янисъярви — Лодейное Поле является одной из последних в России, на которой остались семафоры. Здесь семафоры ещё работают, а не стоят в виде «памятников» — как, например, на Монзенской железной дороге.

К сожалению, фотографировать линию из хвостового тамбура будет невозможно: в хвост вцепили вагон-зак.

Приобретаю билет до Лодейного Поля у женщины-проводника. Цена билета оказалась неожиданно низкой: 211 рублей. Я не сразу вспомнил, что сегодня, 7 мая — один из тех редких дней, когда все железнодорожные билеты дальнего следования внутри России вдвое дешевле, чем обычно.



Билет Янисъярви — Лодейное Поле. Куплен в вагоне.


Похоже, что в поезде при отправлении из Янисъярви не было обычных пассажиров, кроме меня. Но был «силовик»! Какой-то гражданин в камуфляжной форме пристал ко мне, требовал документы, спрашивал цели поездки. Я забыл, кем он являлся — пограничником или полицейским. Гражданин спрашивал, не фотографировал ли я мост через реку Янис. Сказал, что если бы фотографировал — это был бы шпионаж и пособничество терроризму.

Продолжительная стоянка по станции Питкяранта. Здесь появляются пассажиры.

Иду в северную горловину станции — фотографировать семафор. На вокзале пытаюсь купить билет из Лодейного Поля в сторону Москвы.

Выяснилось, что из Лодейного Поля в Москву нет плацкартных мест на ближайшие поезда. Что делать, не вполне ясно. В Лодейном Поле совершу ещё одну попытку: есть незначительный шанс, что перед прибытием поезда появится свободное место.

В 20 часов поезд прибыл на станцию Олонец. Здесь из вагон-зака стали высаживать «зеков».



Южнее станции Олонец. Время 20:19.


Вступаем на новый участок Олонец — Лодейное Поле. Он построен сравнительно недавно. Официальное открытие в 1972 году. Пассажирское движение, возможно, появилось позднее.

Закрытая станция Инема, затем подъёмный железнодорожно-автомобильный мост через реку Свирь. Он знаком мне по автомобильным поездкам в сторону Мурманска.

На закате прибываем на узловую станцию Лодейное Поле в Ленинградской области. Вагоны пойдут дальше в Петрозаводск и Санкт-Петербург, но мне нужно в Москву.



Лодейное Поле. Время 22:06.


С большим волнением иду в кассу станции Лодейное Поле. Плацкартных мест в сторону Москвы по-прежнему нет.

В любой день, кроме 7, 8 и 9 мая, это означало бы, что уехать я не смогу. Купейный тариф в России является грабительским.

Но сегодня — один из трёх особых дней. 7, 8 и 9 мая 2011 года железнодорожные билеты дальнего следования на сети Российских железных дорог стоят в два раза дешевле обычного.

Приобретаю билеты в купейный вагон от Лодейного Поля до Бологое на поезд Петрозаводск — Москва. Он стоил 780 рублей — столько же, сколько стоил бы плацкартный билет в «нормальный» день.



Билет в нетипичный для меня купейный вагон от Лодейного Поля до Бологое.


Участок Бологое — Москва, как и при возвращении из Таллина, будет довольно быстро преодолён на согласованных электричках. Покупка билета до Бологое, а не до Москвы даёт экономию примерно в 300 рублей.



Купейный вагон фирменного поезда Петрозаводск — Москва.
Это нетипичный для меня вид транспорта. Время 4:31.



Расписание движения фирменного поезда Петрозаводск — Москва. Время 4:32.


На рассвете выхожу в Бологое. Вскоре — электропоезд до Твери. На пересадке прогуливаюсь среди железнодорожных зданий южнее вокзала.



Тверь. Старинный железнодорожный жилой дом к югу от вокзала. Время 9:24.


Электропоезд до Москвы, Ленинградский вокзал.



Пригородные билеты Бологое — Тверь и Тверь — Москва.


Несмотря на тяжкие потери для здоровья, я выполнил поставленную задачу. Обе целевые железнодорожные линии проезжены. Я успел вернуться 8 мая.

9 мая мне обязательно нужно быть в Москве, встретиться с родным дедом, участником войны Анатолием Болашенко — заслуженным художником, которым был известен многим культурным и образованным гражданам Советского Союза. Позднее оказалось, что 2011 год был последним годом его жизни.

Затем, спустя считанные дни, я отправляюсь в длительную и крайне жёсткую рабочую экспедицию до Хакасии. Авиабилеты были куплены заранее, перенести сроки нельзя.








20.08.2014 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу



Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!