Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА В ЛЕНДЕРЫ, 2011 ГОД









Рабочая экспедиция была произведена в мае 2011 года.

Исполненный маршрут: Москва — Чуприяновка (пригородный поезд) — Петрозаводск — Суоярви — Лахколамен (автостоп) — Лендеры — Суккозеро — Янисъярви — Лодейное Поле — Бологое (поезда дальнего следования) — Тверь — Москва (пригородные поезда).

http://ru-railway.livejournal.com/1368402.html, http://vk.com/wall-155711_208498 — обсуждения этой публикации





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СУОЯРВИ — ЛЕДМОЗЕРО — ЮШКОЗЕРО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БРУСНИЧНАЯ — ЛЕНДЕРЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЯНИСЪЯРВИ — ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

ВИДАНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (ПОСЁЛОК ЧАЛНА)





В мае 2011 года на сайте ОАО «РЖД» было заявлено, что с момента введения нового графика движения поездов (с начала июня) отменяется движение пассажирских поездов на железнодорожных линиях Брусничная — Лендеры и Янисъярви — Лодейное Поле. На первой линии, кроме пассажирского движения, никакого иного движения нет. Следовательно, отмена пассажирского поезда автоматически будет означать консервацию и скорую ликвидацию линии.

Принимаю решение срочно ехать на эти железнодорожные линии. Сделать это можно было в промежутке 4 мая — 8 мая (в крайнем случае можно выехать вечером 3 мая). Позднее — нельзя, дальнейший график жёстко распланирован.

Согласно разработанному маршруту экспедиции, первой проезжалась железная дорога Лодейное Поле — Янисъярви. Единственный пассажирский поезд на Янисъярви отправляется со станции Лодейное Поле в 6:00. Стоимость билета в плацкартный вагон от Москвы до Лодейного Поля составляла 950 рублей — огромные для меня деньги. Я не счёл возможным тратить такую сумму.

Происходи это хотя бы два года назад — я бы за один день доехал на пригородных поездах от Москвы до станции Волховстрой (выезд утром — прибытие вечером) и ночью сел бы в проходящий через Волховстрой беспересадочный прицепной вагон Санкт-Петербург — Янисъярви. На электричках я бы доехал спокойно, без малейшего нервного напряжения, читая книги и наслаждаясь жизнью.

Но в 2009 году значительная часть электропоездов на Петербурго-Московской железной дороге была отменена. Теперь добраться за один день от Москвы до Санкт-Петербурга или Волховстроя невозможно. Отменён и единственный дешёвый дневной поезд «Юность» с сидячими вагонами. Зато теперь по магистрали шесть раз в день курсируют грабительские скоростные поезда «Сапсан» с абсолютно неприемлемой стоимостью проезда...

Не остаётся ничего иного, как ехать автостопом. Решение ужасное, но выхода нет.

http://infojd.ru/dop/ex.html#avtostop — мнение про автостоп. Написано после этой поездки. До неё мнение было несколько мягче.

Выезжаю утренним электропоездом с Ленинградского вокзала. Но это только начальный этап: дальше Твери электропоездов не будет до вечера.



Первые билеты, взятые в ходе поездки.


Выходя на дорогу в Чуприяновке (вблизи Твери) в 9 часов утра, по всей логике, я гарантированно должен был добраться к ночи если не до Лодейного Поля (640 километров), то уж точно до Волховстроя (500 километров). Стандартно такое расстояние проезжается за 7-9 часов.

Доезжаю первым утренним электропоездом Москва — Тверь до станции Чуприяновка (пригород Твери), где железная дорога пересекается с автодорогой Москва — Санкт-Петербург.



Переезд в Чуприяновке. Известен тем, что каждый день бывает закрыт в течение нескольких часов,
в результате чего прерывается сообщение с населёнными пунктами южнее переезда. Время 9:19.


В Чуприяновке — туман и сырость. Иду к магистральной автодороге.

Из-за того, что приходится использовать ненавистный автостоп, я находился в чрезвычайно плохом и подавленном настроении. Но внешне не демонстрирую это — форма одежды идеальная для автостопа, вид туристический.



Окрестности Чуприяновки. Впереди — магистральная автодорога. Время 9:53.



Окрестности Чуприяновки. Время 9:53.


Перекрёсток в районе Чуприяновки является благоприятным местом для остановки транспорта: машины снижают скорость. Есть широкие обочины, на которых удобно остановить даже большой грузовик.

По дороге идёт непрерывный поток машин. Казалось бы, я должен уехать мгновенно. Однако я простоял больше трёх часов!

Когда наконец подвезли, то лишь несколько километров — до развязки на пересечении с дорогой Тверь — Волоколамск. Потом ещё несколько километров, до бывшего поста ГАИ на северной тверской развилке. В общей сложности, я простоял вблизи Твери более пяти часов!!!

Многие водители испытывают к голосующему автостопщику явное пренебрежение. Часто показывают нехорошие жесты (речь идёт не о нормальных жестах «места нет» или «скоро сворачиваю»). Такие жесты называются «кукиш» или «фак». Порой казалось, что пассажиры проезжающих машин показывают на меня пальцем, объясняя друг другу: вот, мол, «лох» стоит, какой-то нищеброд и чудак. Ощущение наимерзостнейшее!

За время длительных попыток уехать в районе Твери меня несколько раз оскорбляли как водители, так и «ГАИшники», и даже проходящие пешеходы.

Типичная ситуация: водитель остановился на обочине по той или иной надобности, я подхожу и прошу подвезти по пути. Нередко слышу в ответ примерно следующее: «ходи пешком!», «и охота тебе х..йней заниматься!?», «нахрена ты мне нужен?! меня эти автостопщики уже достали». В лучшем случае водители говорят, что «сейчас сворачиваю» или «буду спать».



Окрестности Чуприяновки. Время 12:19, уехать не удаётся.


Я считаю, что молодость — минимум до 50 лет. Но если сравнивать с 15-летними, то мой возраст — не самый молодой. Одно только обращение только посторонних (зачастую более молодых) на «ты» — не есть нормальное дело. Но стоящий на дороге человек воспринимается окружающими как какое-то «огородное пугало».

Сотрудники ГАИ, проезжавшие мимо на машине, остановились и решили проверить документы. Я выгляжу намного моложе реального возраста, но они обратили внимание на дату рождения в паспорте (я согласен, что в таком возрасте ездить автостопом — действительно стыд и позор). Мне буквально прочли нотацию: «и как только не стыдно!?». Подвезти хотя бы до ближайшего поворота они отказались.

Есть мнение, что многие водители грузового транспорта в принципе не против подвезти, но ленятся останавливать огромную машину. Однако когда я пробовал договориться о проезде с водителями остановившихся по разным причинам машин, то даже при отсутствии упрёков в неправильном образе жизни ответ всегда был отрицательный — «не возьму».



Северная оконечность объездной дороги Твери. Время — уже 14:09, я преодолел лишь считанные километры.



Танк Т-34, установленный как памятник. Время 14:10.



Северный выезд из Твери, бывший пост ГАИ. Время 14:11.



Там же, вид в противоположную сторону. Влево — дорога к «Горбатке».


Вблизи Торжка наконец подобрал водитель, ехавший в Санкт-Петербург. Он был «стрёмным». Общение с ним в течение многих часов было подлинным мучением. Проклинаю всё на свете!

Вначале казалось, что есть шанс успеть на поезд, но последней надежды лишила «пробка» в Вышнем Волочке.

Город, Вышний Волочёк, не имеющий объездной дороги, порой увеличивает путь от Москвы до Петербурга раза в полтора. Узкие улицы Вышнего Волочка не справляются с потоком транспорта. «Пробка» здесь существует круглосуточно, начинается в нескольких километрах от городской черты и преодолевается в лучшем случае за час (летом, как говорят, бывает и 5 часов).



Автомобиль «напряжного» водителя-дальнобойщика в Крестцах. Поездка с ним была крайне неприятным делом.


Подвозивший меня водитель пытался по рации найти «дальнобойщика», едущего в сторону Карелии, согласного подвезти меня. Таких не оказалось.

Около 23 часов выхожу на развилке у посёлка Зуево, где начинается дорога в сторону Карелии. До Волховстроя ещё 100 километров. Шансов успеть на поезд — никаких, все планы рухнули.

Размышляю о дальнейших действиях: придётся начинать не с линии Лодейное Поле — Янисъярви, а с линии Брусничная — Лендеры, тогда ещё есть шанс успеть вернуться 8 мая, хотя всё же придётся раскошелиться на поезд из Лодейного Поля в Москву. А пока здесь придётся ночевать и продолжать движение утром.

Чрезвычайно обидно прежде всего тем, что к утру я бы легко и беззаботно мог добраться из Москвы до этого места на электричках. Избежав сегодняшних тупых и бессмысленных мучений на автодороге, с пользой проведя время. Избежав значительного морального вреда.

В те минуты я не подозревал, что самое страшное впереди.

Шёл дождь, температура составляла +3 градуса. Обычно я ночую под открытым небом. Но в такую погоду желательно найти крышу — какое-нибудь заброшенное строение или чердак многоквартирного барака. Принимаю решение идти в посёлок Зуево, застроенный преимущественно многоквартирными двухэтажными кирпичными домами, находящимися в ужасном состоянии.

Деревни, сёла и посёлки вдоль дороги Москва — Санкт-Петербург являются нехорошими местами в плане криминала. Я считаю себя яростным русским патриотом и готов «разорвать в клочья» тех, кто недостаточно уважает Великую Россию. При этом основой России я считаю село. Особое раздражение вызывают неуважительные отзывы о сельской местности, обороты наподобие таких, как «деревенщина», «колхозный менталитет».

В то же время приходится констатировать: сельские населённые пункты вдоль автодороги Москва — Санкт-Петербург, как и вдоль других подобных магистральных автотрасс — это уже не сельская местность, а «отстойник для отбросов». Жить в шаге от круглосуточно ревущей автострады, среди вечного вонючего дыма и постоянного «землетрясения» — невозможно!

Ни о каком традиционном сельском образе жизни и сельском хозяйстве здесь не может быть речи, выращенные в огороде такого дома овощи должны утилизироваться наравне с опасными биологическими отходами. Нормальные люди из этих населённых пунктов давно уехали — кто-то разобрал свой дом и перевёз его на другое место, кто-то просто бросил его. В этих деревнях остались несчастные старики, доживающие свой век, и законченные «отбросы» — спившиеся маргиналы. В последнее время появились ещё и азиатские гастарбайтеры вблизи крупных городов. Хуже всего в этом плане — населённые пункты с многоквартирной барачной застройкой.

К сожалению, эти населённые пункты потеряны. Физически они вроде бы ещё существуют. Но на самом деле они исчезли — как древние волжские сёла, поглощённые водами «сталинских» водохранилищ, как населённые пункты «Чернобыльской зоны»...

Вблизи одного из двухэтажных домов подвергаюсь нападению местных отморозков. Это длилось считанные секунды — подбежали, сказали что-то невнятное — недовольство по поводу моего захода в посёлок. Убедившись, что я не местный и их не узнаю, принялись наносить удары руками и ногами. Отнять ничего не пытались. Нанеся множественные удары, нападавшие скрылись бегом между тёмными домами, все жители которых давно спали.

Одежда была залита кровью, лицо окровавлено, повреждены зубы. Первое, что пытаюсь сделать — набираю на телефоне номер экстренных служб «112», но никто не отвечал. Понимая, что теряются драгоценные минуты, забегаю в подъезды ближайших двухэтажных домов, отчаянно стучу в двери всех квартир подряд, насколько возможно громко требую вызвать милицию. За дверями просыпались люди, которые, судя по голосу, были в основном древними старухами или пропойцами, не способными даже членораздельно говорить. Все они отказывались разговаривать со мной даже через запертую дверь, милицию никто не вызвал.

Примерно с десятой попытки наконец нашлась смелая жительница одной из квартир, которая стала со мной разговаривать (сначала через запертую дверь, потом отважилась её открыть). Это была женщина в возрасте около сорока лет, живущая с маленькими детьми — наверное, одна из наиболее интеллигентных жительниц посёлка. Она набрала номер районной милиции, я объяснил ситуацию. Пообещали вскоре приехать — но появились только через 40 минут, хотя до районного центра максимум 10 минут езды.

Про сотрудников милиции (официально уже полиции) ничего плохого сказать не могу — выглядели профессиональными, общались вежливо и действительно хотели помочь, тщательно осмотрели место драки. Но вычислить преступников было трудно — мне сказали, что отмороженным и агрессивным является почти всё молодёжное население посёлка, а посёлок достаточно большой. Место на очень нехорошем счету. Здесь регулярно происходят пьяные убийства.

Поставили перед выбором: ехать в больницу, фиксировать телесные повреждения, затем возбуждать уголовное дело, после чего регулярно приезжать в Чудовский район по ходу расследования (иначе сам буду нарушителем). Разумеется, это займёт много часов, и не будет уже никаких шансов реализовать поставленную задачу изучения железнодорожных линий Брусничная — Лендеры и Янисъярви — Лодейное Поле. Либо же не заводить дело — сотрудники милиции записали приметы преступников и суть случившегося, пообещали, что это будет дополнительным пунктом их обвинения. Скорее всего, это не первое и не последнее их преступление.

Оцениваю телесные повреждения: вроде бы переломов нет. Каждый шаг даётся с болью, но всё же ехать можно. Отмываю лицо от крови в водоразборной колонке, стираю верхнюю одежду в ледяной воде уличного пруда. Из «долгоиграющих» последствий — только повреждённые зубы и сильные ушибы по всему телу, срочная медпомощь не требуется. Принимаю окончательное решение — железнодорожные линии Брусничная — Лендеры и Янисъярви — Лодейное Поле должны быть изучены, несмотря на случившееся.

На милицейской машине меня довезли до чудовского вокзала. Милиционеры советовали идти на вокзал, но вместо этого я пошёл «досыпать» остаток ночи в более приемлемом месте — на чердаке ближайшего двухэтажного дома.



Ночлег на чердаке двухэтажного дома в Чудово.



Чудово. Двухэтажный дом, послуживший местом ночлега. Время 6:17.



Переезд в Чудово. Время 6:38.



Чудово. Река Кересть. Время 6:52.



Чудово. Река Кересть. Время 6:53.


Рано утром ещё раз отмываю одежду. Маскирую повреждения на лице, натянув шапку и подняв воротник куртки.

Шансов уехать в таком виде, по идее, ещё меньше, чем в нормальном. Но довольно быстро довезли до поворота на Волхов.



Магистральная автодорога вблизи города Чудово. Время 6:59.



То же самое место. Время 6:59.



Начало дороги в сторону Волхова. Время 7:40.



То же самое место. Время 7:40.


От поворота на Волхов — до поворота на Кириши, до Глажево и до Вындина Острова.



Начало дороги на Волхов. Время 7:44.



Поворот на Кириши. Время 8:28.



Глажево. Время 8:49.



Вындин Остров (12 километров южнее Волховстроя). Время 9:32.






Вындин Остров. Время 10:00.


В Вындином Острове остановился житель города Заполярного Мурманской области, возвращавшийся домой из Новгорода. Едет в одиночку, несмотря на огромное расстояние (1800 километров). Редкий случай, когда подвозит на большое расстояние интеллигентный и доброжелательный водитель.



У поста ГАИ вблизи Петрозаводска. Время 14:04.



Пост ГАИ вблизи Петрозаводска. Машина жителя Заполярного. Время 14:25.


Выхожу у развилки вблизи Петрозаводска. Вначале добираюсь до посёлка Чална. Осматриваю давно разобранную узкоколейную железную дорогу. Затем доезжаю до Суоярви и до Лахколамена.



Посёлок Чална. Время 15:46.



Посёлок Чална. Время 15:46.



Посёлок Чална. Время 15:50.



Город Суоярви. Время 19:10.


Станция Лендеры находится в пограничной зоне. Для легального въезда в Лендеры требуется получить пропуск в городе Суоярви в погранотряде. Для этого нужно только одно — время. Пропуск выдаётся бесплатно и без специальных документов, но не сразу.

Я попытался получить пропуск в Суоярви. Нахожу пограничную воинскую часть, беседую с пограничниками.

Выдавать пропуск сразу пограничники отказались. Предложили ждать до завтрашнего дня, что никак не устраивало. Один из суоярвских пограничников купил у меня за 200 рублей книгу «ПО РЕЛЬСАМ И ПО ЗЕМЛЕ».

Пограничники обещали не пускать меня на поезд до Лендер уже в Суоярви на вокзале. Вот так — хотел действовать легальным образом, но в итоге сделал хуже!

Если бы я не обращался к пограничникам — спокойно сел бы на поезд в Суоярви. Теперь они будут дежурить на вокзале, чтобы не пустить меня. Это не пустая угроза: пограничники здесь и в самом деле часто посещают вокзалы и поезда.

Задача усложняется. Нужно успеть за оставшееся короткое светлое время добраться до другой станции.

Направляюсь пешком на северную окраину Суоярви. Финские домики, иногда чувствуется обстановка старой Финляндии. В то же время, тотальная разруха...



Город Суоярви. Моя задача — попасть к северному выезду. Время 19:24.



Северные окрестности Суоярви. Время 20:10.


Я добрался на попутной машине до станции Лахколамен. Она находится севернее Суоярви. Это глухое место, в котором пограничников нет.



Лахколамен. Время 21:48.



Лахколамен. Время 21:59.


От Лахколамена до Лендер — в беспересадочном вагоне сообщением Петрозаводск — Лендеры. Билет куплен внутри вагона у начальника поезда.



Билет Лахколамен — Лендеры. Куплен в вагоне.


В Лендерах пограничники проверяют пассажиров в момент прибытия поезда на станцию. Нужно предъявить либо паспорт с местной пропиской, либо паспорт и пропуск.

Меня встретили с укором: «предупреждали же, что не надо». Повезли на «УАЗе» в пограничную часть. Там долгое время продолжалось заполнение множества бумаг. Общались достаточно вежливо. В какой-то момент я смог сделать фотографию из комнаты на втором этаже здания.



Лендеры, пограничная часть. Время 13:14.



Лендеры, пограничная часть. Время 13:14.


Меня отрафовали на 500 рублей. Причём заявили следующее: если бы не заходил к пограничникам в Суоярви и не просил у них пропуск, а сразу приехал бы сюда — мы бы выписали предупреждение, а не штраф. Тогда считалось бы, что ты не знал о необходимости пропуска. Но ты точно знал, поэтому накажем «по полной программе».



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.



Бумаги, оформленные пограничниками в Лендерах.


Повезли на «УАЗе» в лендерское отделение Сбербанка оплачивать штраф под надзором.



Квитанция об оплате штрафа.


Затем меня отправили тем же поездом обратно. Собственно, это мне и требовалось изначально.

Меня возили по посёлку и держали до отправления поезда под надзором. Однако разрешили фотографировать посёлок и станцию Лендеры.



Объявления в Лендерах. Время 13:50.



Центр села Лендеры. Время 13:51.



Лендеры. Время 13:52.



Лендеры. Время 13:52.



Лендеры. Время 13:52.



Лендеры. Время 13:52.



Лендеры. Время 13:54.



Лендеры. Время 13:55.



Лендеры. Время 14:41. Пограничник везёт меня на станцию.



Пограничник везёт на станцию. Время 14:43.


На станции Лендеры мне разрешили на короткое время выйти из-под надзора для осмотра семафора, который уцелел со стороны Брусничной. Отправляюсь пешком к семафору. Паспорт и вещи при этом оставались у пограничника.



Семафор. Время 15:11.


Станция Лендеры находится в «полуживом» состоянии. Здесь нет никакого движения, кроме пассажирского поезда раз в два дня. После его отмены, с большой вероятностью, немаленькая железнодорожная линия Брусничная — Лендеры будет разобрана.



Станция Лендеры. Вид на запад, в сторону тупика. Время 15:22.


Отправляюсь из Лендер на станцию Суккозеро. Фотодокументирую из тамбура всю железнодорожную линию Брусничная — Лендеры.



Линия Брусничная — Лендеры. Вид на запад. Время 17:07.


Выхожу в Суккозере. Глухомань, до границы почти сто километров. Но меня и здесь встречает силовик!

На этот раз надзор за мной собирался вести не пограничник, а работник полиции. Это участковый по имени Евгений, единственный представитель силовых структур в отдалённом посёлке Суккозеро.

Как выяснилось, ему приказали следить за мной пограничники: позвонили, сообщили время прибытия поезда и приметы. Несмотря на то, что Суккозеро не входит в пограничную зону!

Участковый требовал от меня обязательно уехать отсюда поездом Костомукша — Санкт-Петербург, далеко не уходить и вернуться на вокзал не позднее назначенного им времени. «Милостиво» не стал сопровождать всё время пребывания в Суккозере.

Дикость, маразм и беспредел! И это — современная свободная Россия!

Осматриваю станцию Суккозеро. Дохожу до южной горловины, проникаю на территорию оборотного депо у северной горловины. Затем ухожу в посёлок Суккозеро. Как и всюду в Карелии — крайняя нищета и дух разрухи.



Станция Суккозеро Западно-Карельской железной дороги. Время 19:45.



Станция Суккозеро Западно-Карельской железной дороги. «Гараж» ПЧ. 0Время 19:49.



Центр посёлка Суккозеро. Время 20:48.



Дом культуры в Суккозере. Время 20:50.



Посёлок Суккозеро. Время 20:52.


Возвращаюсь на станцию Суккозеро. Участковый ждал меня и высказал возмущение по поводу того, «где я пропадал»!

В сидячем вагоне поезда Костомукша — Санкт-Петербург я наконец избавляюсь от надзора силовых структур.

Ранним утром выхожу на узловой станции Янисъярви. Это юго-западная Карелия. Место глухое, жителей здесь почти нет. Домики в основном финской постройки, сохранившиеся с довоенных времён и брошенные прежними хозяевами.

Погода была дурной. «Досыпаю» в заброшенном сарае рядом с одним из дворов.



Посёлок Янисъярви. Дома, построенные финнами. Время 11:29.



Посёлок Янисъярви. Сарай, послуживший местом для сна в плохую погоду. Время 11:29.


В Янисъярви сохранился красивый деревянный вокзал финской постройки. Он закрыт. Билетной кассы и расписания нет. Тревожное ожидание: точно ли сегодня будет поезд на Лодейное Поле?

Иду по линии в сторону Лодейного Поля. В 13:29 проследовал поезд Лодейное Поле — Янисъярви: тепловоз ДМ62-1786, два пассажирских вагона.

Возвращаюсь на станцию. Вагоны из Лодейного Поля прибыли почти пустыми или совсем пустыми — сюда никто не едет. Их выставили на второй путь. На первом пути стоял вагон-зак (спецвагон для перевозки заключённых). Его отцепили от поезда Санкт-Петербург — Костомукша или Костомукша — Санкт-Петербург.

Тепловоз ДМ62-1786 разворачивается на треугольнике. Спрашиваю помощника машиниста: зачем нужен разворот на треугольнике при наличии двух кабин управления?

Ответ: так проще для бригады. Если не разворачивать на треугольнике — то другую кабину нужно готовить к работе, заправлять скоростемерную ленту и проводить иные операции.



Станция Янисъярви. На втором пути — тепловоз ДМ62-1786 с поездом, который отправится на Лодейное Поле.
На первом пути — вагон-зак, который вскоре будет прицеплен к этому поезду. Время 13:49.


Поезд Янисъярви — Лодейное Поле, несмотря на короткий маршрут, не является пригородным. Он состоит из двух плацкартных вагонов, один из которых далее следует в Санкт-Петербург, другой — в Петрозаводск. Вскоре поезд будет отменён.

Линия Янисъярви — Лодейное Поле является одной из последних в России, на которой остались семафоры. Здесь семафоры ещё работают, а не стоят в виде «памятников» — как, например, на Монзенской железной дороге.

К сожалению, фотографировать линию из хвостового тамбура будет невозможно: в хвост вцепили вагон-зак.

Приобретаю билет до Лодейного Поля у женщины-проводника. Цена билета оказалась неожиданно низкой: 211 рублей. Я не сразу вспомнил, что сегодня, 7 мая — один из тех редких дней, когда все железнодорожные билеты дальнего следования внутри России вдвое дешевле, чем обычно.



Билет Янисъярви — Лодейное Поле. Куплен в вагоне.


Похоже, что в поезде при отправлении из Янисъярви не было обычных пассажиров, кроме меня. Но был «силовик»! Какой-то гражданин в камуфляжной форме пристал ко мне, требовал документы, спрашивал цели поездки. Я забыл, кем он являлся — пограничником или полицейским. Гражданин спрашивал, не фотографировал ли я мост через реку Янис. Сказал, что если бы фотографировал — это был бы шпионаж и пособничество терроризму.

Продолжительная стоянка по станции Питкяранта. Здесь появляются пассажиры.

Иду в северную горловину станции — фотографировать семафор. На вокзале пытаюсь купить билет из Лодейного Поля в сторону Москвы.

Выяснилось, что из Лодейного Поля в Москву нет плацкартных мест на ближайшие поезда. Что делать, не вполне ясно. В Лодейном Поле совершу ещё одну попытку: есть незначительный шанс, что перед прибытием поезда появится свободное место.

В 20 часов поезд прибыл на станцию Олонец. Здесь из вагон-зака стали высаживать «зеков».



Южнее станции Олонец. Время 20:19.


Вступаем на новый участок Олонец — Лодейное Поле. Он построен сравнительно недавно, в 1970-х годах. Закрытая станция Инема, затем подъёмный железнодорожно-автомобильный мост через реку Свирь. Он знаком мне по автомобильным поездкам в сторону Мурманска.

На закате прибываем на узловую станцию Лодейное Поле в Ленинградской области. Вагоны пойдут дальше в Петрозаводск и Санкт-Петербург, но мне нужно в Москву.



Лодейное Поле. Время 22:06.


С большим волнением иду в кассу станции Лодейное Поле. Плацкартных мест в сторону Москвы по-прежнему нет.

В любой день, кроме 7, 8 и 9 мая, это означало бы, что уехать я не смогу. Купейный тариф в России является грабительским.

Но сегодня — один из трёх особых дней. 7, 8 и 9 мая 2011 года железнодорожные билеты дальнего следования на сети Российских железных дорог стоят в два раза дешевле обычного.

Приобретаю билеты в купейный вагон от Лодейного Поля до Бологое на поезд Петрозаводск — Москва. Он стоил 780 рублей — столько же, сколько стоил бы плацкартный билет в «нормальный» день.



Билет в нетипичный для меня купейный вагон от Лодейного Поля до Бологое.


Участок Бологое — Москва, как и при возвращении из Таллина, будет довольно быстро преодолён на согласованных электричках. Покупка билета до Бологое, а не до Москвы даёт экономию примерно в 300 рублей.



Купейный вагон фирменного поезда Петрозаводск — Москва.
Это нетипичный для меня вид транспорта. Время 4:31.



Расписание движения фирменного поезда Петрозаводск — Москва. Время 4:32.


На рассвете выхожу в Бологое. Вскоре — электропоезд до Твери. На пересадке прогуливаюсь среди железнодорожных зданий южнее вокзала.



Тверь. Старинный железнодорожный жилой дом к югу от вокзала. Время 9:24.


Электропоезд до Москвы, Ленинградский вокзал.



Пригородные билеты Бологое — Тверь и Тверь — Москва.


Несмотря на тяжкие потери для здоровья, я выполнил поставленную задачу. Обе целевые железнодорожные линии проезжены. Я успел вернуться 8 мая.

9 мая мне обязательно нужно быть в Москве, встретиться с родным дедом, участником войны Анатолием Болашенко — великим художником, которым был известнен каждому культурному советскому человеку. Позднее оказалось, что 2011 год был последним годом его жизни.

Затем, спустя считанные дни, я отправляюсь в длительную и крайне жёсткую рабочую экспедицию до Хакасии. Авиабилеты были куплены заранее, перенести сроки нельзя.








20.08.2014 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу