ѕќ≈«ƒ ј Ќ®ћјЌ Ч –ј¬ј-–”—— јя Ч  ”ЎЌ»÷ј Ч —ћџ√ј, 2011 √ќƒ









ѕоездка была произведена в июле 2011 года. ƒанна€ поездка осуществл€лась с целью исследовани€ таких объектов железнодорожного транспорта, как железнодорожна€ лини€ Ѕронна€ √ора Ч ЅелоозЄрск, железнодорожна€ лини€ ¬ербка Ч  амень- аширский, железнодорожна€ лини€ –ава-–усска€ Ч „ервоноград, а также многих других.





ќѕ»—јЌ»я ќЅЏ≈ “ќ¬ –≈Ћ№—ќ¬ќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј,  ќ“ќ–џ≈ ЅџЋ» —ќ«ƒјЌџ
Ћ»Ѕќ «Ќј„»“≈Ћ№Ќќ ƒќѕќЋЌ≈Ќџ Ќј ќ—Ќќ¬≈ ƒјЌЌќ… ѕќ≈«ƒ »:

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј Ќ®ћјЌ— ќ√ќ “ќ–‘ќѕ–≈ƒѕ–»я“»я

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќјя Ћ»Ќ»я Ѕ–ќЌЌјя √ќ–ј Ч Ѕ≈Ћќќ«®–— 

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј Ѕ≈–®«ќ¬— ќ√ќ “ќ–‘ќѕ–≈ƒѕ–»я“»я

Ђ—“ј–јяї ”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј Ѕ≈–®«ќ¬— ќ√ќ “ќ–‘ќѕ–≈ƒѕ–»я“»я

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј Ќј “≈––»“ќ–»» Ѕ–≈—“— ќ… ќЅЋј—“»

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј Ќј “≈––»“ќ–»» ¬ќЋџЌ— ќ… ќЅЋј—“»

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќјя Ћ»Ќ»я ¬≈–Ѕ ј Ч  јћ≈Ќ№- јЎ»–— »…

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќјя Ћ»Ќ»я Ћ№¬ќ¬ Ч –ј¬ј-–”—— јя Ч „≈–¬ќЌќ√–јƒ

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј –ј¬ј-–”—— ќ√ќ ЎѕјЋќѕ–ќѕ»“ќ„Ќќ√ќ «ј¬ќƒј

Ћ№¬ќ¬— »… “–јћ¬ј…

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј Ќј “≈––»“ќ–»» Ћ№¬ќ¬— ќ… ќЅЋј—“»

Ѕќ–∆ј¬— јя ”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќјя Ћ»Ќ»я Ѕј“≈¬ќ Ч —ќЋќ“¬»Ќќ

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј Ќј “≈––»“ќ–»» »¬јЌќ-‘–јЌ ќ¬— ќ… ќЅЋј—“»

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј Ќј “≈––»“ќ–»» “≈–ЌќѕќЋ№— ќ… ќЅЋј—“»

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј —ћџ∆— ќ√ќ “ќ–‘ќЅ–» ≈“Ќќ√ќ «ј¬ќƒј

ЂћјЋјяї ”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј —ћџ∆— ќ√ќ “ќ–‘ќЅ–» ≈“Ќќ√ќ «ј¬ќƒј

”« ќ ќЋ≈…Ќјя ∆≈Ћ≈«Ќјя ƒќ–ќ√ј Ў”ћ— ќ√ќ “ќ–‘ќЅ–» ≈“Ќќ√ќ «ј¬ќƒј

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј Ќј “≈––»“ќ–»» ’ћ≈Ћ№Ќ»÷ ќ… ќЅЋј—“»

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ‘ќ“ќ√–ј‘»» ќЅЏ≈ “ќ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј Ќј “≈––»“ќ–»» —”ћ— ќ… ќЅЋј—“»





Ёта поездка, как и другие, не имела иной цели, кроме изучени€ объектов рельсового транспорта.



¬ыезжаю из ћосквы скоростным электропоездом ћосква Ч ћожайск (09:15 Ч 10:49, в ходу только по выходным дн€м).

—коростным электропоездом €вл€лс€ Ёƒ4ћ -0074. Ёто поезд с цивилизованными услови€ми проезда, подход€щими дл€ нормального человека. ¬ вагонах м€гкие сидень€, а главное Ч отсутствуют курильщики, торговцы, попрошайки и прочие Ђотбросыї, не дающие поко€ в обычных электропоездах.


Ёлектропоезд Ёƒ4ћ -0074 в тупике на станции ћосква-—моленска€ (Ѕелорусский вокзал).

ќбычные электропоезда ћосковского узла (именно ћосковского, в нЄм ситуаци€ хуже всего), € считаю, дл€ цивилизованного человека неприемлемы. Ќормальных пассажиров отравл€ют табакоманы, вывод€т из себ€ непрерывно курсирующие торговцы, Ђмузыкантыї, попрошайки и проча€ омерзительна€ нечисть.

“ехнически ничего не стоило бы раз и навсегда Ђпрогнать поганой метлойї эти Ђотбросыї. Ќа идиотские Ђрамкиї с постами охранников на московских вокзалах трат€тс€ большие средства, чем понадобились бы дл€ наведени€ пор€дка в электропоездах. Ќаличие в электропоездах Ђнечистиї кому-то выгодно...

”слови€ комфорта в электропоездах-экспрессах и зелЄных Ђбичевозкахї различаютс€ на пор€док. ј цена применительно к маршруту ћосква Ч ћожайск отличаетс€ на... 12 рублей Ч полный тариф в обычном электропоезде 198 рублей, в экспрессе 210 рублей.

”дивило наличие в расписании пригородного поезда ћосква Ч —моленск. Ќа Ѕелорусском вокзале он представлен с припиской Ђќ“ћ≈Ќјї, а в ћожайске представлен как €кобы курсирующий ежедневно (хот€ на самом деле не прошЄл ни разу). ѕланы открыти€ такого маршрута существовали, но не реализовались.




Ќесуществующий пригородный поезд ћосква Ч —моленск в расписании на Ѕелорусском вокзале.




Ќесуществующий пригородный поезд —моленск Ч ћосква в расписании на станции ћожайск.
”казан как наход€щийс€ в ежедневном обращении!


ѕустить по маршруту ћосква Ч —моленск обычный электропоезд невозможно: не позволит стыкование родов тока по станции ¬€зьма. Ќа таком маршруте смог бы работать либо состав на локомотивной т€ге (что нетипично дл€ обслуживани€ пригородной компанией), либо дизель-электропоезд ƒ“1 (что неэкономично).


—танци€ ¬€зьма. Ёƒ9ћ-0223 готовитс€ к отправлению на —моленск.




Ёлектропоезд Ёћ9-006 у пригородного вокзала станции —моленск-÷ентральный.

ѕо маршруту —моленск Ч ќрша существует один пр€мой поезд: вечером из —моленска, рано утром на —моленск. ќбслуживаетс€ всегда смоленским электропоездом, €вл€етс€ ключевым дл€ дальних поездок в обоих направлени€х. ƒнЄм в ходу две пары Ђстыковочныхї поездов (с пересадкой по станции  расное), но пользы от них намного меньше.



ѕокупаю билет в общий вагон поезда ¬итебск Ч Ѕарановичи до станции —толбцы за 11 990 рублей (60 российских рублей по рыночному курсу, 66 Ч по официальному). –ассто€ние ќрша Ч —толбцы составл€ет 288 километров, тариф Ч один из самых низких в мире.


Ѕилет ќрша Ч —толбцы и последующие 6 билетов, купленных в ходе поездки.



ќбщий вагон оказалс€ Ђгомельской сид€чкойї. ѕовезло хот€ бы в том, что наполненность была не очень высокой Ч удалось найти свободную скамью и разместитьс€ на ней в лежачем положении.

ѕочти все пассажиры вышли в ћинске. «а 10 минут до прибыти€ на станцию —толбцы просыпаюсь по будильнику.


¬окзал на станции —толбцы Ч бывшей польской пограничной станции, служившей
Ђворотами в социалистический мирї.

Ќа первый взгл€д могло бы удивить наличие на неузловой станции —толбцы значительного путевого развити€ и островного вокзала, что более характерно дл€ крупных узлов. ќтчасти это напоминание о тех временах, когда станци€ €вл€лась главным стыковым пунктом между ѕольшей и —оветским —оюзом.

 ак известно, до 1939 года под оккупацией ѕольши находилась половина нынешней Ѕеларуси. — польской стороны главным стыковым пунктом были —толбцы (—толбце), со стороны ———– Ч соседн€€ станци€ Ќегорелое. √раница в этом месте просуществовала менее двадцати лет. Ќо еЄ успели оборудовать различными инженерными сооружени€ми и сделать труднопреодолимой.

—ейчас, гл€д€ на города и деревни в бывшей зоне польской оккупации Ч такие родные и привычные русскому человеку, трудно представить, что на прот€жении 20 лет это было Ђдальнее зарубежьеї, здесь господствовал чужой народ и чужой €зык. «десь проводилась политика агрессивной полонизации, русский €зык вс€чески вытравл€лс€. —ейчас в этих местах нет ни капли чужого, в их прошлое веритс€ с трудом Ч но факт есть факт. ѕочти в каждом городе, и —толбцы не исключение, одна из центральных улиц называетс€ улицей 17 сент€бр€.

17 сент€бр€ 1939 года Ч день, когда ———– вступил в войну против ѕольши, уже почти разгромленной √итлером. Ќачалось освобождение половины территории Ѕеларуси от польской оккупации.

¬ то же врем€, € вспоминал Ѕелосток, где довелось побывать в 2002 году. ¬ –оссийской »мперии он не считалс€ частью ѕольши. ¬ 1939 году город в числе прочих белорусских земель был возвращЄн в состав Ѕеларуси, а в 1945 году советское руководство почему-то решило отдать его ѕольше, вместе с прилегающей областью. “еперь это совершенно чужой город, где нет ничего русского. ќн был нашим, но решение, прин€тое в своЄ врем€ одним росчерком пера, всЄ перечеркнуло.


“ранспарант на улицах —толбцов. ѕодобными лозунгами были украшены города Ѕеларуси
ко ƒню независимости (3 июл€). ƒнЄм независимости €вл€етс€ день освобождени€
ћинска от немцев в 1944 году. ѕразднична€ дата не св€зана с независимостью
от ———–, в отличие от остальных республик.

¬ыхожу на окраину города, к пересечению со старой дорогой ћинск Ч Ѕрест. ¬скоре остановилась потрЄпанна€ Ђиномаркаї. ¬одитель Ч немолодого возраста, говорил на Ђтрас€нкеї, интересовалс€ моим отношением к Ћукашенко. ƒовозит до нужного места Ч посЄлка ЌЄман. ѕохоже, что сейчас он формально объединЄн с деревней Ўашки, в указател€х значатс€ только Ўашки.


“абличка на здании конторы ЌЄманского торфопредпри€ти€.




”зкоколейна€ железна€ дорога ЌЄманского торфопредпри€ти€. ¬ид в сторону ЌЄмана.

Ќа узкоколейной железной дороге ЌЄманского торфопредпри€ти€ вскоре должны произойти радикальные изменени€. Ћини€ на ныне разрабатываемый торфомассив ’мелище, длиной 23 километра, должна быть полностью разобрана в св€зи с исчерпанием запасов торфа на этом торфомассиве. ¬замен на текущий момент строитс€ лини€ к новому торфомассиву √уменовщина, который находитс€ значительно ближе к ЌЄману. ”же в 2012 году на новом торфомассиве должна быть начата добыча торфа. ѕрот€жЄнность узкоколейной железной дороги сократитс€ более чем в два раза.

http://infojd.ru/01/nioman.html Ч детальное описание узкоколейной железной дороги

—реди имеющегос€ подвижного состава Ч тепловозы “”6ћЅ-0981, неустановленный “”6ј (не реконструировалс€), Ё—”2ј-751, “”7ћЅ-1624 и другие локомотивы, которые увидеть не удалось Ч они работали на строительстве линии в сторону √уменовщины. »меетс€ один пассажирский вагон. Ќо он не используетс€ Ч рабочих доставл€ют на торфомассив с помощью автобуса.

ѕокупаю продукты в магазине, пережидаю сильный дождь в одном из подъездов, выхожу на автодорогу. „ерез некоторое врем€ молодой местный житель на роскошной Ђиномаркеї подвЄз до разноуровневой разв€зки у пересечени€ со скоростной автодорогой, проложенной через всю Ѕеларусь от района ќрши до Ѕреста параллельно старой дороге. Ёту автомагистраль называют Ђќлимпийкаї, так как она строилась к ћосковской олимпиаде в 1980 году.

«десь вскоре остановилс€ житель города Ѕарановичи. –аботает Ђдальнобойщикомї, но сейчас едет домой на легковой машине. ¬опреки моим просьбам, он провЄз немного дальше нужного ему поворота Ч до придорожного кафе, р€дом с котором сто€л паровоз-пам€тник Ёр-1033 без тендера.  ак и зачем здесь оказалс€ паровоз Ч не вы€снено.


ѕаровоз-пам€тник Ёр-1033 у придорожного кафе немногим западнее города Ѕарановичи.

¬ыхожу у поворота на ЅелоозЄрск. ¬скоре на легковой машине подвезли до города.


¬ъезд в ЅелоозЄрск со стороны ЅерЄзы.




∆елезнодорожна€ лини€ Ѕронна€ √ора Ч ЅелоозЄрск на северной окраине города ЅелоозЄрска.
¬ид в южном направлении.




¬окзал на станции ЅелоозЄрск.

ЅелоозЄрск Ч город энергетиков, главное предпри€тие Ч ЅерЄзовска€ √–Ё—. √ород €вл€етс€ конечным пунктом малоде€тельной железнодорожной линии Ѕронна€ √ора Ч ЅелоозЄрск. Ќа линии сохран€етс€ пассажирское движение, 1 пара в сутки (вечером Ч из Ѕреста на ЅелоозЄрск, рано утром Ч из ЅелоозЄрска на Ѕрест).

ѕрихожу на станцию к отправлению единственного пассажирского поезда. »м €вл€лс€ ƒ–1ј-325, почти весь его маршрут проходит под контактным проводом.


—танци€ ЅелоозЄрск. ƒ–1ј-325 готовитс€ к отправлению по маршруту ЅелоозЄрск Ч Ѕрест.




—танци€ ЅелоозЄрск. ƒ–1ј-325.

Ќа 18-километровой линии Ѕронна€ √ора Ч ЅелоозЄрск есть промежуточные остановки. Ќа платформе –ечица вышло довольно значительное число пассажиров. ћожно благодарить Ѕелорусскую железную дорогу за то, что пассажирское движение здесь сохранено, хот€ лини€ полностью дублируетс€ автодорогой. ¬ –‘ такого уже давно нет...


¬окзал на станции Ѕронна€ √ора. ѕримечательно, что на здани€х вокзалов в Ѕолгарии
и ѕриднестровье тоже можно видеть надпись Ђ√ј–јї Ч на болгарском
и кириллическом молдавском €зыках это означает Ђвокзалї.

≈ду до станции Ѕронна€ √ора, расположенной на двухпутной электрифицированной магистральной железнодорожной линии Ѕарановичи Ч ∆абинка (ћосква Ч Ѕрест). “ребовалось попасть на станцию  оссово-ѕолесское, расположенную в 10 километрах отсюда. ѕосле размышлений, что лучше Ч ждать электропоезд два с половиной часа или дойти пешком за два часа, решаю идти пешком.


” восточной горловины станции Ѕронна€ √ора. ¬ид на восток, в сторону станции  оссово-ѕолесское.

—танци€  оссово-ѕолесское находитс€ в деревне Ќехачево. –€дом со станцией находитс€ посЄлок «елЄный Ѕор Ч центр ЅерЄзовского торфопредпри€ти€. “орфопредпри€тие получило название в то врем€, когда данна€ территори€ относилась к ЅерЄзовскому району. —ейчас это »вацевичский район.

 ак вы€снилось, стара€ узкоколейна€ железна€ дорога ЅерЄзовского торфопредпри€ти€, обозначенна€ на топографических картах, полностью разобрана, причЄм довольно давно Ч еЄ работа прекратилась в 1989 году. ќсновна€ причина этого Ч исчерпание запасов торфа на торфомассиве «аеловье, к которому вела эта узкоколейна€ железна€ дорога. ќдновременно был закрыт и старый торфобрикетный завод в посЄлке «елЄный Ѕор.

Ќыне действующа€ узкоколейна€ железна€ дорога ЅерЄзовского торфопредпри€ти€ Ч сама€ нова€ в Ѕеларуси. —троительство началось в 1985 году, вывоз торфа началс€ в 1989 году.   старой узкоколейной железной дороге эта узкоколейна€ железна€ дорога не имеет никакого отношени€. ќна была построена Ђс нул€ї. Ќа топографических картах еЄ нет. я нашЄл начальный пункт узкоколейной железной дороги (торфобрикетный завод) по указани€м местных жителей.

“орфобрикетный завод находитс€ на противоположной от посЄлка «елЄный Ѕор стороне магистральной железной дороги, к северу от деревни Ќехачево. «авод новый, впечатл€ет своими размерами, ухоженностью и благоустройством. ќтлично выгл€дит и здание депо узкоколейной железной дороги Ч одно из лучших, что € когда-либо видел.


Ќовый торфобрикетный завод вблизи посЄлка «елЄный Ѕор (открыт в 1989 году).




Ќовый торфобрикетный завод в посЄлке «елЄный Ѕор.

Ќа торфобрикетном заводе мен€ прин€ли не просто хорошо, а очень хорошо. «десь отношение было лучшим за всю поездку. Ќачальник узкоколейной железной дороги показал мне все локомотивы, посодействовал с выездом на участок, угостил чаем. ¬ ожидании поезда € находилс€ в уютном кабинете на втором этаже здани€ депо, откуда открывалс€ вид на пути главной станции.


ѕути главной станции узкоколейной железной дороги.



ѕродолжение на http://infojd.ru/15/zbork.html

¬ отличие от многих других узкоколейных железных дорог Ѕеларуси, на этой узкоколейной железной дороге существует регул€рное движение пассажирского (рабочего) поезда. ѕричЄм поезд курсирует трижды в день.


“епловоз “”6ћЅ-1357 вблизи депо.




ЂЌова€ї узкоколейна€ железна€ дорога ЅерЄзовского торфопредпри€ти€.
 онец 7 километра/начало 8 километра.




¬ременный путь на торфомассиве. “”8-0296 и Ё—”3ј-006, доставленна€ в апреле 2006 года из ≈горьевска.




Ё—”3ј-006. ¬ерх капота временно сн€т в св€зи с ремонтом.




 абина —Ёѕ2-065 на торфомассиве.

ѕроездив узкоколейную железную дорогу ЅерЄзовского торфодпредпри€ти€, иду пешком через Ќехачево к автодороге на Ѕрест, Ђќлимпийкеї, как называют еЄ местные жители. «адача Ч добратьс€ до √атча-ќсовского торфопредпри€ти€.

 ак и в предыдущем случае (поездка из ЌЄмана в ЅелоозЄрск), использование железной дороги, к сожалению, зан€ло бы слишком много времени. √атча-ќсовское торфопредпри€тие расположено вплотную к автодороге, но далеко от магистральной железной дороги.


¬окзал на станции  оссово-ѕолесское (село Ќехачево). —уд€ по несовпадению формата первой буквы Ђјї
с форматом других букв, надпись недавно была Ђбелорусизированаї.



¬рем€ шло, а дождь не кончалс€. ѕришлось выходить на автодорогу под дождЄм. ”спеваю почти полностью промокнуть, когда остановилась попутна€ машина Ч простой рабочий самосвал, но с чешскими номерами и водителем-чехом, который почти не говорил по-русски. ∆ители ≈вросоюза приезжают в Ѕеларусь на заработки!

„ех вскоре свернул на ƒрогичин. Ќо здесь долго сто€ть не пришлось Ч вскоре подвЄз житель Ѕреста на легковой машине. ¬ 21:10 с левой стороны дороги € увидел сто€щие вагоны узкоколейной железной дороги √атча-ќсовского торфопредпри€ти€. ≈Є начальный пункт, торфобрикетный завод, почти вплотную примыкает к Ђќлимпийкеї.

¬ыхожу чуть дальше, у посЄлка Ћенинский. »ду на торфобрикетный завод, частично Ч по обочине магистральной автотрассы. ЂЁкстремально хорошееї отношение, имевшее место на ЅерЄзовском торфопредпри€тии, здесь не повторилось. ћен€ встретили весьма сдержанно.

√лавный инженер торфопредпри€ти€ (директора на месте не было) вначале разрешил проехать до торфомассива, затем изменил своЄ мнение. я пошЄл вдоль линии пешком, но затем всЄ же смог проехать по ней.


“абличка на здании конторы √атча-ќсовского торфопредпри€ти€.




Ћокомотивное депо √атча-ќсовского торфопредпри€ти€.




”зкоколейна€ железна€ дорога √атча-ќсовского торфопредпри€ти€.
¬ид от главной станции в сторону торфомассива.




”зкоколейна€ железна€ дорога √атча-ќсовского торфопредпри€ти€.
ќкрестности главной станции. ¬ид в сторону торфомассива.




”зкоколейна€ железна€ дорога. ѕолева€ база Ђ—ычЄвої.




“орфобрикетный завод на √атча-ќсовском торфопредпри€тии.

»меющийс€ на узкоколейной железной дороге подвижной состав представлен тепловозами “”6ј-00?? (в нерабочем состо€нии), “”6ј-????, “”7ћЅ–-1920 (гидравлическа€ передача заменена на механическую), “”6ћЅ-1803, Ё—”2ј-237. »мелась одна полева€ база Ђ—ычЄвої, расположенна€ вблизи одноимЄнной деревни. ѕассажирских вагонов здесь нет Ч доставка рабочих на полевую базу производитс€ автобусом. —осто€ние пути оставл€ло желать сильно лучшего.

¬ ближайшее врем€ предполагалось начать масштабную реконструкцию узкоколейной железной дороги, с укладкой на всЄм еЄ прот€жении более т€жЄлых рельсов (–24 вместо –18). «атем предполагалось продлить линию почти на 5 километров, от —ычЄво до нового торфомассива ѕерелумье.

«авершив исследование узкоколейной железной дороги √атча-ќсовского торфопредпри€ти€, выхожу на автодорогу, чтобы добратьс€ до Ѕреста. ƒо него остаЄтс€ около тридцати километров.

Ђћежгосударственнымї дизель-поездом выезжаю из Ѕреста в «аболотье (20:37 Ч 22:56). —транное дело: из шести железнодорожных линий, пересекающих границу Ѕеларуси и ”краины, на одной ( алинковичи Ч ќвруч) пригородное сообщение уже давно полностью ликвидировано в каком-либо виде. Ќа двух (√омель Ч „ернигов, √омель Ч Ѕахмач) Ђполуликвидированої, дизель-поездам присвоен статус поездов дальнего следовани€ и соответствующий высокий тариф. ≈щЄ на двух (Ћунинец Ч —арны и „ернигов Ч —емиходы) оно сокращено до минимума.

«десь пригородное движение осталось на Ђсоветскомї уровне: границу пересекают шесть пар пригородных поездов. ѕри том, что родственные и иные св€зи именно здесь, казалось бы, должны быть наименьшими. ¬ соседних городах √омеле и „ернигове говор€т на одном €зыке. ƒанна€ лини€ ведЄт из русско€зычного Ѕреста в украино€зычный  овель!


ѕути станции Ѕрест-÷ентральный.




ѕути станции Ѕрест-÷ентральный.




—танци€ Ѕрест-÷ентральный.




—танци€ Ѕрест-÷ентральный. –асписание движени€ поездов, следующих за границу,
внизу Ч фотографи€ вокзала времЄн войны.

крупное изображение




—танци€ Ѕрест-÷ентральный. ƒизель-поезд ƒ–1ѕ-083 сообщением Ѕрест Ч «аболотье.

ѕосле станции ћалорита в вагоне поезда остались почти исключительно граждане ”краины. Ѕыли слышны разговоры на Ђсуржикеї. ѕо станции ’отислав Ч проверка пограничниками в течение 30 минут сто€нки с закрытыми двер€ми.


¬окзал на пограничной станции ’отислав.

—обственно граница проезжаетс€ в темноте. ”видеть линию границы не удалось. Ќо известно, что она обозначена на местности и охран€етс€.

Ќа первой украинской станции «аболотье пограничный досмотр происходит не в поезде, а в стационарном помещении на платформе. ѕлатформа, на которую прибывает дизель-поезд из Ѕреста, огорожена забором. ѕосле прибыти€ дизель-поезда образуетс€ очередь пассажиров на пограничный контроль. ѕочти все Ч жители ближайших населЄнных пунктов, с украинскими паспортами.

Ѕлагодар€ наличию загранпаспорта мне не пришлось заполн€ть миграционную карту Ч это требуетс€ только при предъ€влении внутренного паспорта. Ќо сведени€ о Ђпринимающей сторонеї, предусмотренные в миграционной карте, внос€тс€ в электронную базу данных.

 ак вы€снилось позднее в –аве-–усской, принимающей стороной здесь назвали ЂпосЄлок «аболотьеї.



¬ыезжаю ранним утренним дизель-поездом. »м €вл€лс€ ƒѕЋ1-004 (вагоны дизель-поезда, построенные в Ћуганске, с одной стороны Ч одна секци€ тепловоза 2ћ62-1114). ”краинские гривны у мен€ оставались после недавней прошлой поездки, проблемы обмена денег не было.


ѕоезд ƒѕЋ1-004 на станции «аболотье.




ѕоезд ƒѕЋ1-004 прибыл на станцию  овель.

√ород  овель Ч крупный железнодорожный узел. «десь шесть направлений, одно из которых тупиковое. Ќедавно (в 2001 году) здесь по€вилась контактна€ сеть, электрифицировано только одно направление Ч на  иверцы. ”часток  овель Ч ягодин (граница с ѕольшей) имеет колею как 1520 мм, так и 1435 мм.

√ород украино€зычный. –ечь местного населени€ в основной массе едва ли можно даже назвать Ђсуржикомї. ’от€ от литературного украинского, конечно, она отличаетс€.

Ќа украинском здесь даже бесконтрольные объ€влени€ на столбах! ќчень резкий контраст после русско€зычной Ѕеларуси. ѕри въезде из –‘ такого нет, до ближайшего реально украино€зычного региона придЄтс€ ехать сотни километров.

”краинский €зык € свободно понимаю. ’от€ никто из моих предков не имел украинского происхождени€, почти никто даже не бывал на ”краине. ѕри коротких разговорах (в билетной кассе, в магазине) € говорил по-украински.


Ќа улице  овел€. ”целевший неукраинизированный дорожный указатель.

ѕо тупиковой железнодорожной линии ¬ербка ( овельский узел) Ч  амень- аширский курсирует один грузопассажирский поезд в сутки. ѕредставл€етс€ веро€тной отмена движени€ (как минимум пассажирского), а возможно, и последующа€ ликвидаци€ железной дороги. Ћинию ¬ербка Ч  амень- аширский было необходимо проездить.

ѕоезд на  амень- аширский был подан под посадку в 9:50. ’от€ по расписанию в 9:45 он уже должен был отправитьс€.

ѕоезд состо€л из двухсекционного тепловоза 2ћ62”-0158, двух пассажирских вагонов (Ђгомельска€ сид€чкаї) и нескольких грузовых вагонов. ѕассажиров мало.

¬се промежуточные станции на линии ¬ербка Ч  амень- аширский, как вы€снилось, закрыты. Ћини€ представл€ет собой 50-километровый перегон. —еверный обход  овельского узла (Ѕилин Ч √ущин) полностью разобран.

—танци€  амень- аширский выг€дит весьма глухой, сохранила атмосферу далЄкого прошлого. Ќо грузовое движение здесь есть. “епловоз 2ћ62”-0158, оставив пассажирские вагоны у вокзала, стал выполн€ть маневровую работу с грузовыми вагонами.


¬окзал на станции  амень- аширский.




–асписание движени€ поездов по станции  амень- аширский.




—танци€  амень- аширский. Ќа втором пути Ч состав грузопассажирского поезда.

ѕрохожу пешком по линии 5 километров Ч до ближайшего остановочного пункта Ќуйно Ќовое, выполнив тотальное фотодокументирование этого участка. ”езжаю тем же единственным грузопассажирским поездом.


“епловоз 2ћ62”-0158 с грузопассажирским поездом  амень- аширский Ч  овель
прибывает на остановочный пункт Ќуйно Ќовое.

»з  овел€ Ч до —окал€ на пригородном поезде  овель Ч „ервоноград (ƒѕЋ1-003, с одной стороны секци€ тепловоза 2ћ62-1113).


√оловной вагон дизель-поезда ƒѕЋ1-003. — противоположной стороны
находитс€ секци€ тепловоза 2ћ62-1113.




√оловной вагон дизель-поезда ƒѕЋ1-003. ”казатель маршрута.




¬окзал на станции “урийск.




—танци€ —окаль. ¬ид в южном направлении.

–анним утром выезжаю пригородным поездом сообщением —окаль Ч Ћьвов (ƒ–1ј-217). ¬скоре после прибыти€ на станцию Ћьвов-√лавный тот же самый состав отправилс€ на –аву-–усскую. ¬о Ћьвове успеваю вз€ть билет до –авы-–усской, сфотографировать вокзал и окрестности.


ƒизель-поезд ƒ–1-217 на станции Ћьвов-√лавный. ѕрибыл из —окал€, отправитс€ на –аву-–усскую.




«дание вблизи вокзала. “абличка на магазине, состо€ща€ из четырЄх слов, написана по-украински,
хот€ и выгл€дит почти неотличимо от написанной на великорусском.





¬окзал на станции ∆овква (Ќестеров), лини€ Ћьвов Ч –ава-–усска€.

Ќа линии Ћьвов Ч –ава-–усска€ пассажирское движение ограничиваетс€ двум€ парами дизель-поездов в день.  огда-то лини€ имела совмещЄнную колею 1520 мм/1435 мм (возможно, не до Ћьвова, а ближе). “еперь здесь только коле€ 1520 мм. ƒвижение очень медленное.

«а несколько километров до –авы-–усской с левой стороны встретилось заброшенное огромное здание, похожее на депо, с надписью кирпичом Ђћѕ— ———–ї, и остатки ржавых путей. „то это было Ч вы€снить не удалось. ќдна из версий Ч бывший перегрузочный район.

Ќа конечной станции прибывших пассажиров встречал пограничник в форме, проводивший Ђфейс-контрольї. Ќесколько дес€тков человек прошли мимо него без вс€ких вопросов, и только € вызвал интерес. “ребование предъ€вить документы Ч и к своему изумлению, пограничник видит красный российский паспорт. –еакци€ Ч как будто бы это был не паспорт, а какое-то Ђудостоверение террористаї.

ѕограничник настойчиво Ђпроситї садитьс€ в машину и везЄт на заставу. ќна расположена в п€ти километрах от города, у автомобильного пункта пропуска через границу с ѕольшей.

—огласно нынешним законам ”краины, на еЄ территории нет Ђзакрытыхї пограничных зон, дл€ въезда в которые нужно заранее получать пропуск (в отличие от –оссии и Ѕеларуси, где такие зоны имеютс€). —уществуют Ђприграничные контролируемые районыї, в которых пограничники имеют особые права. ¬ таких районах по закону все граждане должны иметь при себе документ, удостовер€ющий личность (дл€ иностранного гражданина Ч документ, свидетельствующий о законном пребывании на территории ”краины).

–аньше в законах была прописана норма о необходимости получать пропуск дл€ въезда в Ђприграничные контролируемые районыї и Ђприграничную полосуї, причЄм она распростран€лась только на граждан других государств Ч граждане ”краины всегда могли посещать приграничную местность свободно. —ейчас эта норма отменена. Ќо пограничники придерживались иного мнени€. Ѕыло за€влено, что въезжать сюда с российским паспортом нельз€. ѕо их мнению, дл€ въезда € должен был оформить пропуск в областных миграционных структурах во Ћьвове.

Ќа заставе € попал в кабинет ћихаила Ќиколаевича ћайкута, начальника Ђгруппы по работе с иностранцами и административного внедрени€ї. —перва € почему-то прочЄл слово Ђвпровадженн€ї (Ђвнедрениеї) как Ђвипровадженн€ї, и подумал, что это означает Ђвыдворениеї. Ќет, на самом деле Ч безобидное Ђвпровадженн€ї.

√ражданин ћайкут показал мне в брошюре статьи закона, которые, €кобы, € нарушил. ѕредлагал перевести на русский Ч отказываюсь, ибо отлично их понимаю без перевода. ћоим объ€снени€м, что эти нормы устарели, он не верил. ”гроза ареста до понедельника, так как ближайшие два дн€ €вл€ютс€ выходными. ѕосле ареста €кобы может быть суд, штраф и внесение в список невъездных.

ѕо словам ћайкута, в запретную дл€ мен€ зону входит весь ∆овковский район, а это Ч больше сорока километров от границы! ќбъ€сн€ю, что € многократно был в таких местах, которые расположены непосредственно на линии границы (например, станци€ —€нки Ч сразу за еЄ пут€ми находитс€ зарубежна€ территори€). » там никто не задерживал, хот€ документы провер€ли. ј –ава-–усска€ Ч в 5 километрах от границы.

Ч “о, что они не задержали, это всего лишь их недосмотр. ј € задержу!

Ч Ћюбой европеец или американец ведь может здесь свободно находитьс€, верно?

Ч ƒа, потому что у них есть право легально пересекать границу здесь. ј росси€нин без шенгенской визы Ч потенциальный нелегал!

(”краина на данный момент имеет одностороннюю безвизовость: любой гражданин ≈вропы, —Ўј и других развитых стран может свободно посещать еЄ, тогда как гражданам ”краины дл€ въезда в эти страны нужно получать визу).

Ч Ёто что, про€вление знаменитой ненависти к Ђмоскал€мї?

Ч ƒа нет, ты не думай, что мы росси€н ненавидим!

¬идимо, упоминание €кобы существующей (в представлении некоторых росси€н) ненависти западноукраинцев к Ђмоскал€мї помогло: ћ. ћайкут сменил гнев на милость и разрешил мне здесь находитьс€ Ђв пор€дке исключени€ї. ¬начале он за€вил, что не позволит мне ночевать в –аве-–усской, и требовал покинуть район после того, как € исследую шпалопропиточный завод. ќбъ€сн€ю, что мне нужно остатьс€ здесь до 6 часов утра Ч € должен проехать по малоде€тельной линии –ава-–усска€ Ч „ервоноград, а единственный поезд по ней именно в 6:00.

Ќаконец, ћ. ћайкут разрешил мне оставатьс€ здесь до утра. ѕотребовал назвать место ночЄвки. ќбъ€сн€ю, что денег на гостиницу нет, буду пребывать ночью на вокзале. Ќа самом деле, конечно же, ночевать но вокзале € не собиралс€, да и при всЄм желании это невозможно Ч вокзал закрываетс€.

ћайкут оставил свою Ђвизиткуї, чтобы € мог позвонить ему в случае новых задержаний на улицах города. я оставил в подарок книгу Ђѕќ –≈Ћ№—јћ » ѕќ «≈ћЋ≈ї.


Ђ¬изиткаї ћ. Ќ. ћайкута.

ќт заставы мен€ подвезли в обратном направлении Ч до города. ‘отографировать в районе границы запретили, сделать это удалось только через окно машины.

ѕозднее € нашЄл в —ети текст действующего поставлени€ о пограничном режиме.

http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1110-2010-%EF

ѕќ—“јЌќ¬ј в≥д 8 грудн€ 2010 р. N 1110

 ињв

ѕро внесенн€ зм≥н до ѕоложенн€ про прикордонний режим

ѕор€док в'њзду, тимчасового перебуванн€, проживанн€, пересуванн€ громад€н ”крањни та ≥нших ос≥б у прикордонн≥й смуз≥ та контрольованому прикордонному район≥

...

статт€ 7. √ромад€ни ”крањни в'њжджають у прикордонну смугу та контрольований прикордонний район, перебувають, проживають або пересуваютьс€ в њх межах на п≥дстав≥ документ≥в, що посв≥дчують њх особу.

статтю 8. викласти в так≥й редакц≥њ: ≤ноземц≥ та особи без громад€нства в'њжджають у прикордонну смугу та контрольований прикордонний район, перебувають та пересуваютьс€ в њх межах на п≥дстав≥ документ≥в, що посв≥дчують особу та п≥дтверджують законн≥сть перебуванн€ њх на територ≥њ ”крањни.

„Єтко сказано: никаких специальных документов (пропусков) дл€ въезда в пограничный район не требуетс€!

¬ том тексте, который мне показали (от 1995 года), было сказано другое: иностранцы и лица без гражданства въезжают в приграничную полосу и контролируемый приграничный район на основании пропуска, выдаваемого органами миграционной службы, кроме следующих транзитом к пунктам пропуска и от них.




¬переди Ч пункт пропуска –ава-–усска€, за ним Ч зарубежна€ территори€.
—нимок сделан из автомобил€ во врем€ Ђэкскурсииї к границе.


ѕримечательно, что в представлении некоторых малограмотных и тупых людей Ђрусскоеї Ч это исключительно синоним слова Ђроссийскоеї. »х удивл€ет, что на «ападной ”краине есть город –ава-–усска€, а одна из центральных улиц Ћьвова Ч –усска€.   сожалению, иногда можно увидеть и совершенно возмутительный по своему маразму термин: Ђрусско-украинска€ границаї.

Ќа самом деле слова Ђрусскоеї и Ђукраинскоеї €вл€ютс€ синонимами. ќни были искуственно разделены коммунистами после 1917 года. ≈щЄ в начале XX века слова Ђ–усьї и Ђруськийї употребл€лись в тех же значени€х, что сейчас Ђ”краинаї и Ђукраинскийї, причЄм употребл€лись и сторонниками независимости ”краины. «ападна€ ”краина Ч это √алицка€ –усь. Ќазвани€, составной частью которых €вл€етс€ Ђ-–усскоеї, дл€ этих мест типичны.


–асписание движени€ поездов по станции –ава-–усска€.

¬озвращаюсь на вокзал. ¬сЄ имеющеес€ здесь пассажирское движение Ч два дизель-поезда на Ћьвов, один пригородный поезд на „ервоноград и далее до —окал€. ћеждународный поезд в ¬аршаву отменЄн в 2005 году.


ќбъ€вление об отмене поезда на ¬аршаву.

ќт станции –ава-–усска€ отход€т четыре железнодорожные линии: на Ћьвов, „ервоноград и две линии в ѕольшу, к польским станци€м ¬ерхрата и ’ребенне. Ћини€ на ¬ерхрату имеет колею только 1520 мм, используетс€ дл€ грузового движени€. Ќа польской территории есть перегрузочный терминал. Ћини€ на ’ребенне не действует с 2005 года, с момента отмены поезда ¬аршава Ч –ава-–усска€. Ќи дл€ чего, кроме пассажирского движени€, она использоватьс€ не могла бы: лини€ заканчиваетс€ напротив вокзала простейшим разъездом, состо€щим из двух стрелок! Ќи в каком ином виде путевого развити€ Ђевропейскойї колеи на станции –ава-–усска€ нет. ≈сть только глухие пересечени€.


ѕути станции –ава-–усска€. ƒизель-поезд ƒ–1ј-217 и тепловоз 2ћ62,
готовый к отправлению с грузовым поездом в ѕольшу.




¬окзал на станции –ава-–усска€.

–ава-–усский шпалопропиточный завод находитс€ вблизи вокзала. «авод €вл€етс€ одним из немногих работающих предпри€тий в городе. ƒействует и заводска€ узкоколейна€ железна€ дорога. “€говый подвижной состав Ч два тепловоза: “”8-0212, “”6ј-2078.


¬ход на территорию –ава-–усского шпалопропиточного завода.




”зкоколейна€ железна€ дорога –ава-–усского шпалопропиточного завода.




”зкоколейна€ железна€ дорога –ава-–усского шпалопропиточного завода.




”зкоколейна€ железна€ дорога –ава-–усского шпалопропиточного завода.




”зкоколейна€ железна€ дорога –ава-–усского шпалопропиточного завода.
“епловоз “”8-0212 у пропиточных цилиндров.

ѕроездив узкоколейную железную дорогу –ава-–усского шпалопропиточного завода и переждав на заводе сильнейший ливень с градом, возвращаюсь в город.  ак и Ѕрест, –ава-–усска€ Ч один из форпостов русской земли. ¬прочем, по архитектуре город похож на заграничный.

 акой-то особой обстановки здесь не чувствуетс€. ƒокументы на улицах никто не провер€ет. ≈сли бы € приехал сюда не на поезде Ч то осталс€ бы без бесплатной экскурсии на погранзаставу!

ќдной из при€тных особенностей ”краины €вл€етс€ наличие нетипичных автомобильных номеров. “акое есть в немногих странах мира, наиболее известна€ из них Ч —Ўј.

Ќа ”краине иногда встречаютс€ машины с подобными буквенными сочетани€ми вместо традиционного номера. ≈динственное ограничение их использовани€ Ч с такими номерами нельз€ пересекать границу. ѕричЄм такие номера не €вл€ютс€ атрибутом избранных (как можно было бы подумать) Ч это доступно каждому, их оформление на 2010 год стоило всего лишь около 500 USD. Ќо почему-то подобные номера €вл€ютс€ большой редкостью. ”видеть их удаЄтс€ не в каждой поездке по ”краине.

...

ќсматриваю мемориал на месте захоронени€ французских военнопленных на южной окраине –авы-–усской. ’отелось бы искупатьс€ в прудах, расположенных вблизи западной окраины, но идти туда не решаюсь: если оп€ть задержат пограничники, они могут счесть поход в западном направлении как неопровержимое доказательство намерени€ нарушить границу. ¬озвращаюсь на вокзал, осматриваю начало линии в сторону „ервонограда.


¬окзал на станции –ава-–усска€.




—танци€ –ава-–усска€. «аросший двухпутный разъезд (пути колеи 1435 мм), с которого
до 2005 года отправл€лс€ поезд на ¬аршаву.




ќкрестности станции –ава-–усска€. ѕр€мо Ч действующий путь колеи 1520 мм на  ристинополь
(„ервоноград), налево Ч недействующий путь колеи 1435 мм в ѕольшу.

ѕоезд –ава-–усска€ Ч „ервоноград Ч —окаль состо€л из тепловоза „ћЁ3-5272 и двух плацкартных вагонов. “епловоз пришЄл на станцию резервом из Ћьвова, поезд отправилс€ с небольшим опозданием. ¬окзал в это врем€ был закрыт, пограничников на станции не было. ѕассажиров пускали только в один вагон Ч к сожалению, головной. ‘отодокументировать линию через окно хвостового тамбура не удалось.


Ѕилет, купленный в поезде –ава-–усска€ Ч —окаль и другие билеты, купленные в ходе поездки.

Ћини€ –ава-–усска€ Ч „ервоноград €вл€етс€ одним из самых бесперспективных малоде€тельных участков на железных дорогах ”краины. Ќа линии нет грузового движени€, фактически нет действующих станций (остались только ржавые пути на станции Ѕелз, но они не используютс€). ѕочти на всех станци€х здани€ ƒ— представл€ют собой развалины. „исло пассажиров минимальное. ¬ любой момент движение единственного поезда может быть прекращено.

∆елезнодорожна€ лини€ –ава-–усска€ Ч „ервоноград примечательна тем, что местами пролегает непосредственно вдоль границы с ѕольшей. »з вагона можно видеть пограничные заставы и чужую территорию. ѕричЄм район железной дороги –ава-–усска€ Ч  ристинополь („ервоноград) вошЄл в состав ———– позднее всех остальных.

Ѕольша€ часть «ападной ”краины была присоединена к ———– в сент€бре 1939 года в результате непродолжительных военных действий Ч Ђѕольского походаї. ¬ ходе него  расна€ јрми€ добила остатки польской армии в тот момент, когда основна€ часть ѕольши уже была зан€та √ерманией, а правительство сбежало.

¬ 1940 году в состав ———– были мирным путЄм переданы территории, оккупированные –умынией Ч Ѕессараби€ (нынешн€€ ћолдави€ и южна€ часть ќдесской области), Ѕуковина (нынешн€€ „ерновицка€ область).

¬ 1939-1941 годах западна€ граница страны €вл€лась фактической границей между ———– и √ерманией, оккупировавшей ѕольшу. Ќа советских картах, изданных в 1939-1941 годах, территори€ ѕольши в границах бывшей –оссийской »мперии была показана как Ђќбласть государственных интересов √ерманииї.

Ћюбопытный факт, дающий повод дл€ размышлений: за пределами границ бывшей –оссийской »мперии оккупированна€ территори€ ѕольши показана как Ђпростої √ермани€, а не Ђќбласть государственных интересов √ерманииї. Ќа территории Ђобычнойї √ермании в результате оказалс€, например, город с совершенно невозможным в немецком €зыке названием Ѕыдгощ. ќбозначив этот город как наход€щийс€ на территории √ермании, его название почему-то забыли исправить на Ѕромберг.

«ападна€ граница ———– в 1939-1941 годах существенно отличалась от послевоенной Ч территори€ ———– распростран€лась намного дальше на запад. ¬ то врем€ нашими €вл€лись такие города, как Ѕелосток и ѕеремышль.

¬ 1945 году к ———– было присоединено «акарпатье (ѕодкарпатска€ –усь). Ќо примерно тогда же ———– признал независимость ѕольши и зачем-то решил вернуть ей немалую часть территорий, присоединЄнных в 1939 году. ¬ числе возвращЄнных территорий Ч ѕеремышль и бывша€ Ѕелостокска€ область, крупный регион, который по площади превосходил «акарпатье.

—оветска€ граница до возвращени€ Ѕелостокской области проходила в 80 километрах от ¬аршавы, после этого Ч в 210 километрах. — территорий, отошедших к ———–, были выселены в ѕольшу почти все пол€ки, а с территории ѕольши в ———– Ч почти все белорусы и украинцы. „асть украинского населени€ этих территорий выселили не в ———–, а в западные районы ѕольши.

¬ 1951 году граница в последний раз помен€лась: по советско-польскому договору ѕольша передала в состав ———– территорию в районе города  ристинопол€, переименованного советскими власт€ми в „ервоноград. ———– взамен передавал ѕольше такую же по площади территорию к западу от города —амбор.

 ак и в 1945 году, обмен территори€ми означал и обмен населением. ¬сЄ прежнее население  ристинопол€ и района было принудительно выселено и вывезено в Ђосновнуюї ѕольшу. јналогичным образом было депортировано и всЄ население района к западу от —амбора.

ћожно удивл€тьс€ тому, что власти в 1940-х годах высел€ли с присоединЄнных к стране территорий всех пол€ков, наравне с врагами Ч немцами из  алининградской области, €понцами с —ахалина. ќднако они Ђмилостиво позволилиї остатьс€ на территории «акарпатской области жившим там венграм и румынам. Ёто при том, что ѕольша и польский народ €вл€лись жертвой нацистской √ермании, а ¬енгри€ и –умыни€ были еЄ союзниками.

ћало того, в ———– закарпатские венгры имели льготные права пересечени€ границы. ƒл€ них она не была непреодолимым Ђжелезным занавесомї, тогда как дл€ всех прочих граждан ———– Ч была. —ейчас венгеронаселЄнные районы «акарпать€ Ч Ђголовна€ больї дл€ ”краины.


ћаршрутна€ доска в вагоне поезда –ава-–усска€ Ч —окаль.




«аброшенное здание ƒ— на станции  орчев.




ѕоезд сообщением –ава-–усска€ Ч —окаль прибыл на станцию „ервоноград ( ристинополь).




–асписание движени€ поездов по станции „ервоноград ( ристинополь).

»з  ристинопол€ („ервонограда) автобусом до Ћьвова (—еверна€ автостанци€), затем Ч длительный поход по городу, проезд участка трамвайной сети по улице Ўевченко. Ёлектропоездом Ћьвов Ч ћукачево (формально два маршрута, Ћьвов Ч Ћавочное и Ћавочное Ч ћукачево) до станции —вал€ва.




–асписание движени€ поездов по станции Ћьвов-ѕригородный.

крупное изображение





¬окзал Ћьвов-ѕригородный.




ѕам€тный знак в честь открыти€ Ћьвовского пригородного вокзала.




“упики у вокзала Ћьвов-ѕригородный.




¬окзал на станции —колое.




Ёлектропоезд Ё–2-884 сообщением ћукачево Ч Ћьвов на станции Ћавочное.

¬близи станции —вал€ва есть действующа€ узкоколейна€ железна€ дорога лесохимического комбината. Ќо попасть на его территорию чрезвычайно трудно. ¬ 2007 году мне это не удалось, несмотр€ на все усили€. —ейчас решаю не пытатьс€ Ч бесполезно, выходной день. ¬ыхожу на автодорогу в сторону  ушницы.


—охранившийс€ неукраинизированный дорожный указатель в —вал€ве.

ѕодвезли до села  ерецки. ќттуда иду пешком оставшиес€ 5 километров до  ушницы Ч когда-то конечного пункта Ѕоржавской узкоколейной железной дороги.

ѕо экономическим показател€м «акарпатье считаетс€ едва ли не самым бедным регионом ”краины. Ќо поход по местным сЄлам даЄт обратное впечатление: сельска€ местность здесь поражает обилием роскошных (по меркам ћосковской области) домов. ћногоэтажный дом, который в ћосковской области Ч дачный коттедж городского бизнесмена или представител€ власти, здесь Ч типичный сельский дом. Ќедалеко от ћосквы, не говор€ о более дальних регионах –‘, жители сельской местности зачастую живут в жутких лачугах, здесь такого нет.

—лав€нска€ часть населени€ области отличаетс€ от жителей других регионов «ападной ”краины. ћногие выступают за союз с –оссией, критикуют львовских Ђбандеровцевї. »звестно, что в 1945 году, когда ѕодкарпатскую –усь присоедин€ли к ———–, местные слав€не пытались добитьс€ присоединени€ к –—‘—–, а не к ”——–, или статуса отдельной союзной республики.

ћногие закарпатские слав€не называют себ€ не украинцами, а русинами. ќфициально така€ национальность не признавалась в —оветском —оюзе, не признаЄтс€ и сейчас. Ќагл€дный признак местного сепаратизма: в области неофициально используетс€ своЄ врем€, минус один час от киевского времени.

Ќе стоит равн€ть «акарпатье с Ђгалицкимиї област€ми, как почему-то делают многие росси€не, никогда здесь не бывавшие. Ёто принципиально разные регионы с разной ментальностью. «акарпатье (слав€нска€ его часть, без венгерских районов) Ч на мой взгл€д, один из самых пророссийских регионов ”краины.



¬ слав€нских районах «акарпатской области сейчас все говор€т по-украински, с формальной точки зрени€. ћногие убеждены: на самом деле это русинский €зык, с точки зрени€ официального  иева, не существующий.

ћежду тем, на территории —ловакии русинский €зык признан официально. Ќа нЄм издаютс€ книги. —уществуют даже дву€зычные дорожные указатели на словацком и русинском Ч в сЄлах с преобладающим русинским населением.

¬еликорусский €зык массово распространЄн только в областном центре Ч ”жгороде. Ёто единственный в регионе крупный город, хот€ он меньше всех остальных региональных центров ”краины.

ќсобой €вл€етс€ ситуаци€ в районах, граничащих с ¬енгрией и –умынией. ¬о многих населЄнных пунктах население почти полностью состоит из венгров и румын. ≈сть сЄла, где немала€ часть жителей не знает великорусского и украинского €зыка. –аспространЄн также диалект, состо€щий из слав€нских, венгерских и немецких слов.

—ледов давно разобранного перегона  ушница Ч Ћисичево в  ушнице найти не удалось.

”часток узкоколейной железной дороги  ушница Ч »ршава, длиной 31 километр, перестал использоватьс€ примерно в 1998 году. ќн не разбиралс€, если не считать отдельных участков, где рельсы за долгие годы были украдены. Ќо лини€ повсеместно заросла, размыта, разрушена, а местами даже пущена под застройку (хот€ это Ч вопиющее нарушение, земл€ остаЄтс€ собственностью железной дороги!). ќтдельные энтузиасты до сих пор вер€т, что когда-нибудь железную дорогу удастс€ восстановить.

–азительное отличие от российских реалий: недействующую железную дорогу уже почти 15 лет не дают организованно разбирать. Ќа данный момент еЄ никто не разбирал, хот€ было немало случаев воровства.

ќт станции  ушница не осталось почти ничего, кроме семафора. “ерритори€ застроена. ќтсюда начинаютс€ заросшие рельсы.


—емафор в  ушнице.




—емафор в  ушнице.




—ело ƒолгое. ”поминание работы аптеки по киевскому времени
(местные жители придерживаютс€ своего времени).




ѕерегон ƒолгое Ч ѕриборжавское, окраина села ƒолгое.




—то€щий без движени€ 15 лет тепловоз “”8-0278 на заводе в ѕриборжавском.

ќт села Ћуково доезжаю на микроавтобусе до »ршавы. ÷ена 5 гривен.

ќт »ршавы начинаетс€ действующий участок узкоколейной железной дороги, пассажирский поезд ходит 5 раз в неделю. ѕроехать на этот раз не удалось.

»ду пешком по линии 5 километров до —ельце. «атем Ч на попутных машинах в ¬иноградов. ќстановившийс€ водитель старой Ђ¬олгиї запросил 10 гривен (35 рублей). –ешаю заплатить Ч времени мало. »з ¬иноградова Ч дизель-поездом до —олотвино.


ѕути станции »ршава.




ѕути станции ¬иноградово. —овмещЄнна€ коле€ 1520 мм/1435 мм.




¬окзал на станции ¬иноградово.




ѕути колеи 750 мм на станции ¬иноградово. ѕрибывает поезд из ’мельника (“”2-034 с вагонами ѕ¬40).

∆елезнодорожна€ лини€ Ѕатево Ч —олотвино в насто€щее врем€ фактически €вл€етс€ тупиковой. ѕримерно до 2007 года по ней существовало транзитное движение дизель-поезда сообщением “ересва Ч —игет Ч –ахов.

ƒизель-поезд маршрута “ересва Ч —игет Ч –ахов следовал от одной станции на территории «акарпатской области до другой станции на территории «акарпатской области транзитом через территорию –умынии. »з ”краины в ”краину через зарубежье. ѕроехать в нЄм могли только жители приграничных районов, имеющие специальное разрешение на пересечение границы именно в этом поезде.

—уществовало и грузовое движение в –умынию. Ќа фотографии, сделанной в 2006 году, запечатлЄн момент ухода грузового поезда в –умынию со станции “ересва.

¬ насто€щее врем€ обе линии в –умынию (“ересва Ч —игет и –ахов Ч —игет) не действуют. Ќе действует и лини€ —олотвино Ч ¬еликий Ѕычков, разрушенна€ оползнем более 10 лет назад. Ћини€ от станции —олотвино в –умынию разобрана. “аким образом, —олотвино €вл€етс€ тупиком.


ѕавильон на остановочном пункте –усское ѕоле, лини€ Ѕатево Ч —олотвино.




—танци€ “ересва, лини€ Ѕатево Ч —олотвино. Ќа станцию прибывает единственный на линии
поезд дальнего следовани€ сообщением —олотвино Ч Ћьвов.




—танци€ —олотвино II. Ќачало недействующей линии на ¬еликий Ѕычков.




ƒизель-поезд ƒ1-756 приписки депо  оролево на станции —олотвино.




¬окзал на станции —олотвино.




–асписание движени€ поездов по станции —олотвино.

»з —олотвино Ч автобусом до –ахова (46 километров, 12 гривен Ч 41 рубль). ƒорога примечательна тем, что на значительном прот€жении проходит вдоль берега реки “исы, служащей границей с –умынией. »з автобуса отчЄтливо видны деревни и дома, станци€ и семафоры на чужой земле, наход€щейс€ почти в двух шагах. –ека “иса небольша€. „то самое поразительное Ч румынские дома не отделены колючей проволокой!

“рудно сказать, демонтировали ли здесь колючую проволоку или на данном участке еЄ никогда не было (хот€ она была даже на границе ———– и ћонголии). Ќо сейчас в этих местах совершенно не узнать границу ———–! Ќа берегах рубежной реки, в нескольких шагах от ≈вросоюза, сто€т рыболовы с удочками! “рудно поверить, что самые обыкновенные деревь€ и кусты на противоположном берегу наход€тс€ уже в Ђдругом миреї!


–ека “иса. Ѕольша€ часть земли, котора€ видна на снимке Ч это загранична€ территори€!

 ак вы€снилось, граница всЄ же охран€етс€. ѕри въезде со стороны —олотвино проверок в автобусе не было, но при въезде со стороны –ахова стоит пограничный пост, на котором у всех пассажиров автотранспорта провер€ют документы. ¬еро€тно, при следовании из –ахова на этом посту ко мне возникли бы вопросы.

√ород –ахов Ч конечный пункт движени€ на линии от ƒел€тина. ƒальше в –умынию т€нутс€ ржавые рельсы. ¬окзал уже много лет ремонтируетс€ (точнее, заброшен). Ѕилетные кассы наход€тс€ на улице.


ѕути станции –ахов. ¬ид в южном направлении.

Ѕилетов на поезд –ахов Ч Ћьвов не было. “очнее, они были только только до »вано-‘ранковска, хот€ требовалось ехать до Ћьвова.

ѕрибретаю билет в общий вагон Ч в очередной раз он оказываетс€ Ђгомельской сид€чкойї. ƒоговоритьс€ с проводником о проезде до Ћьвова не удалось ни в этом вагоне, ни в других вагонах Ч проводники оказались Ђнепробиваемымиї. ¬ »вано-‘ранковске пришлось выходить.

¬место того, чтобы ехать в —мыгу удобным путЄм через Ћьвов Ч ƒубно, € был вынужден двигатьс€ автотранспортом через Ѕучач Ч “ернополь Ч  ременец.

¬ »вано-‘ранковске иду на автовокзал, который находитс€ недалеко от железнодорожного вокзала. јвтобусы на “ернополь есть, но плата за проезд показалась слишком высокой. –ешаю двигатьс€ автостопом.

ќт окраины »вано-‘ранковска до “ернопол€ мен€ подвЄз дружелюбный водитель микроавтобуса. –аботает в ≈вропе, как и многие жители «ападной ”краины. Ќесколько дней назад приехал на этом микроавтобусе из ћилана, —еверна€ »тали€, рассто€ние около полутора тыс€ч километров.

¬ “ернополе водитель, несмотр€ на попытки отказатьс€, подарил мне 200 гривен (примерно 750 рублей).

ƒобираюсь до центра “ернопол€. ќсматриваю вокзал, затем выбираюсь на северную окраину, к дороге на  ременец.


”зкоколейный вагон ѕ¬40 в “ернополе, превращЄнный в кафе.




¬окзал на станции “ернополь.




—еверна€ окраина “ернопол€. “ипичный пример Ђукраинизированногої
советского дорожного указател€.




—еверный выезд из “ернопол€. ”казано рассто€ние до ¬иль€нди Ч города-побратима “ернопол€.




ѕути станции —мыга (лини€  ам€ница Ч  ременец). ¬ид в северном направлении.

¬ посЄлке —мыга ƒубенского района –овенской области наход€тс€ две невзаимосв€занные узкоколейные железные дороги. ќбе дороги принадлежат —мыжскому торфобрикетному заводу.

Ђћала€ї узкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода находитс€ к западу от путей широкой колеи, еЄ прот€жЄнность составл€ет менее 1 километра.

ѕрот€жЄнность второй, Ђбольшойї узкоколейной железной дороги Ч примерно 25 километров, с учЄтом временных путей. ѕо моему мнению, это одна из самых живописных узкоколейных железных дорог ”краины.


Ђћала€ї узкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода.




Ђћала€ї узкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода.




”зкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода.




”зкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода. ¬агон “—¬,
реконструированный »рпенским машиностроительным заводом.




«аводска€ табличка на этом вагоне.




”зкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода.
ћежду —мыгой и Ѕущей. ѕоезд следует в —мыгу.




”зкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода. ¬ыемка на линии.




”зкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода. Ќа подходе к ћайдану.




”зкоколейна€ железна€ дорога —мыжского торфобрикетного завода. ¬ид с линии на село ћайдан.




«аброшенное депо на Ўумском торфобрикетном заводе.



ѕо всей линии узкоколейной железной дороги € прошЄл пешком пешком, произвед€ тотальное фотодокументирование. ”тром добираюсь до Ўумского торфобрикетного завода, где есть ещЄ одна узкоколейна€ железна€ дорога. ѕо информации от любител€ железных дорог из  иева јндре€ ѕорева, в 2004 году она действовала, хот€ и неактивно.

 ак оказалось, завод несколько лет не действует, узкоколейна€ железна€ дорога полностью заросла и пути уже почти неразличимы среди зарослей.

—реди подвижного состава на Ўумском торфобрикетном заводе Ч тепловоз “”6ј с неустановленным номером (привезЄн из Ѕучман) и тепловоз “”6ј-2068.


“епловоз “”6ј из Ѕучман.

»з —мыги Ч автобусом до “ернопол€. ЌедЄшево: за 80 километров пути водитель вз€л 28 гривен (97 рублей). ѕричЄм деньги, как обычно и бывает в автобусах, шли ему в карман, никаких билетов не выдавалось. Ќа поезде такое же преодолЄнное рассто€ние стоило бы более чем втрое дешевле.


јвтовокзал “ернопол€. Ќе изменилс€ со времЄн ———– ничем, кроме Ђукраинизацииї
(надпись справа всегда была украинской, надпись слева изменена).

¬ажна€ дл€ мен€ особенность города “ернопол€ Ч наличие в нЄм водохранилища (Ђ“ернопольского мор€ї), одного из самых больших водоЄмов в регионе. Ќо долго купатьс€ в нЄм не удалось: искать безлюдное место пришлось бы слишком длительное врем€. –асполагаюсь в относительно людном месте Ч но после захода в воду мне стали кричать с берега, требу€ выйти.


Ёлектропоезд Ё–9ѕ-241 сообщением “ернополь Ч ѕодволочиск на станции “ернополь.

Ёлектропоездом из “ернопол€ до станции ѕодволочиск. Ёто бывша€ польско-советска€ погранична€ станци€, аналог —толбцов. «атем до ѕроскурова (’мельницкого), до ∆меринки. ѕоездом “рускавец Ч ƒнепропетровск от ∆меринки до  азатина, поездом ќдесса Ч  иев от  азатина до  иева (от ∆меринки на этот поезд не было мест).


Ѕилеты, купленные в ходе поездки.


Ѕилеты, купленные в ходе поездки.

¬ 6:55 прибываю на станцию  иев-ѕассажирский.


ѕути станции  ролевец. ¬ид в северном направлении.

Ќадежды успеть добратьс€ в тот день до ћосквы не оправдались: весь этот день €вл€лс€ €рчайшей нагл€дной иллюстрацией к этому тексту про автостоп.

јвтостоп Ч дело в высшей степени идиотское, бессмысленное и бесполезное! Ќе даЄт ничего, кроме Ђтоннї негатива, плохого настроени€ и озлобленности.

ѕосле нескольких часов отвратительного и унизительного сто€ни€ на дороге мен€ подвезли на старых, уже заполненных пассажирами Ђ∆игул€хї. ¬одитель следовал в √лухов, но вскоре двигатель заглох и больше не хотел заводитьс€. ƒо √лухова доезжаю на другой машине.

ѕр€ма€ дорога ћосква Ч  иев, по которой
в конце июн€ 2011 года на этом участке € ездил в обоих направлени€х (чуть более успешно, чем сейчас), на этот раз была закрыта после √лухова в св€зи с ремонтом. ¬есь транспорт направл€ли в объезд Ч непосредственно в √лухов, а затем либо на Ѕачевск (пункт пропуска на главной трассе ћосква Ч  иев), либо на  атериновку (пункт пропуска на трассе √лухов Ч  урск).

–ешаю ехать через  атериновку, где прежде бывать не доводилось. ѕоток транспорта здесь не меньший, чем через Ѕачевск. ѕ€ть километров от поворота на Ўалыгино до пункта пропуска иду пешком. ќчередь большегрузных машин начинаетс€ за два километра, водители сто€т в ней примерно двое суток, лишЄнные элементарных бытовых условий.


ќкраина √лухова.




јвтодорога √лухов Ч  урск. ¬переди Ч деревн€  атериновка, за ней находитс€ пункт пропуска.




ќбозначение госграницы ”краины вблизи  атериновки.

“аможни прошЄл пешком очень быстро, но и после них никто подвозить не собиралс€. ”став сто€ть на одном месте, € прошЄл ещЄ 7 километров, до села  озино, прежде чем остановилс€ местный житель на Ђ¬олгеї. ѕровЄз несколько километров.


Ќедействующа€ железна€ дорога ’утор-ћихайловский Ч ¬орожба, переезд на перегоне  рупец Ч Ћокоть.
Ќа этом участке рельсы ещЄ лежат.   северу от станции Ћокоть они сн€ты.

¬  рупце (удивительное дело) остановилс€ Ђдальнобойщикї на огромной Ђфуреї с литовскими номерами. ¬одитель Ч гражданин Ћитвы, но русский по национальности. ≈дет в  урск, мне по пути только до –ыльска, 30 километров отсюда.

¬ –ыльске снова остановилс€ Ђдальнобойщикї. –одом из города ёжноукраинска Ќиколаевской области, хот€ выражает взгл€ды, близкие к украинскому национализму. Ќаправл€етс€ в Ћипецк через “росну Ч «миЄвку.


¬окзал на станции √лазуновка.

Ёкспедици€ завершена.





21.07.2011 © јвтор Ђ—айта о железной дорогеї


Ђ—айт о железной дороге†Ч дополнительные страницыї†Ч к началу



яндекс.ћетрика