Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА МОРСОВО — ТОЛЬЯТТИ — СЕРНЫЕ ВОДЫ — СЕННАЯ —
АТКАРСК — КАЛИНИНСК, 2012 ГОД









Эта рабочая экспедиция была произведена 1-9 июля 2012 года.

Исполненный маршрут экспедиции: Москва — Рязань I — Сасово — Морсово — Вернадовка — Пачелма — Пенза I — Кузнецк — Сызрань (пригородные поезда) — Тольятти (сидячий вагон поезда дальнего следования) — Жигулёвское Море (городской транспорт и пешком) — Средневолжская (пригородный поезд) — Самара (городской транспорт и пешком) — Кротовка — Серные Воды I — Кротовка — Кинель — Безенчук (неразглашаемый транспорт) — Рабочая (пригородный поезд) — Железнодорожная — Правая Волга (пешком) — Сызрань (пригородный поезд) — поворот на Возрождение (платный микроавтобус) — Сенная (автостоп) — Аткарск — Калининск (пригородные поезда) — Балашов (платный автобус) — Поворино — Жердевка — Грязи — Мичуринск-Уральский — Рязань — Голутвин — Москва (пригородные поезда). Небольшой участок к востоку от Москвы не отображён.

Целевых объектов в экспедиции было много. Но самое главное — тот факт, что один из работников Куйбышевской железной дороги, заинтересовавшись моей деятельностью, решил помочь мне проехать по линиям Кротовка — Серные Воды и Кинель — Безенчук, где нет пассажирского движения. Выезд был произведён в срочном порядке.

http://ru-railway.livejournal.com/1682967.html,
http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=544892&tree=on&shbd=&Offset=0 — обсуждения этой публикации.






ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КУСТАРЁВКА — ВЕРНАДОВКА

ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СЫЗРАНЬ — ЖИГУЛЁВСКОЕ МОРЕ — БЕЗЫМЯНКА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЖИГУЛЁВСКОЕ МОРЕ — ТОЛЬЯТТИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КРОТОВКА — СЕРНЫЕ ВОДЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БЕЗЕНЧУК — КИНЕЛЬ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ АТКАРСК — СЕННАЯ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КРАСАВКА — КАЛИНИНСК

ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ








Я продолжаю начатую двадцать лет назад программу исследования железнодорожной сети бывшего СССР.

В ходе этой экспедиции были впервые проезжены железнодорожные линии Кустарёвка — Вернадовка, Сызрань — Жигулёвское Море, Жигулёвское Море — Тольятти. Что особенно важно — две линии без пассажирского движения в Самарской области, Кротовка — Серные Воды и Безенчук — Кинель.

Также впервые проезжены и обследованы линии Сенная — Аткарск, Красавка — Калининск, Балашов — Поворино.

По состоянию на начало 2015 года, варварская власть прекратила пассажирское движение на линиях Аткарск — Сенная, Красавка — Калининск, Кустарёвка — Вернадовка (кроме участка Кустарёвка — Свеженькая). Множество районов оказалось отрезано от внешнего мира. Жизнь их населения стала невыносимой.


Выезд электропоездом Москва — Голутвин из Перово. Быстрая пересадка на электропоезд Голутвин — Рязань.

За время короткой пересадки по станции Рязань I успеваю распечатать билет Сызрань — Тольятти в терминале на втором этаже вокзала. Электропоездом Рязань — Пичкиряево доезжаю до станции Сасово.



Магистральная железная дорога на подходе к станции Сасово. 1 июля, время 17:52.



Расписание движения пригородных поездов по станции Сасово.


Объём движения пригородных поездов в Рязанской области является удивительно большим для таких мест. От Рязани до Сасово курсируют пять пар ежедневных поездов, и даже на глухой и маловостребованной линии Ушинский — Касимов — два ежедневных поезда.

Но на главном ходу сразу после областной границы (станция Пичкиряево) изобилие пригородных поездов сменяется их полным отсутствием. Хотя местность там не менее населённая, чем в Рязанской области!

Но это — Мордовия. Дурной регион, где почти полностью уничтожили пригородное железнодорожное сообщение и уничтожили (варварски разобрали) существенную часть региональной железнодорожной сети — крупную ведомственную линию Потьма — Барашево.

Мне предстоит ехать пригородным поездом Сасово — Земетчино, следующим по линии Кустарёвка — Вернадовка.



Станция Сасово. Пригородный поезд Сасово — Земетчино готов к отправлению. Время 19:09.


Линия Кустарёвка — Вернадовка имеет протяжённость 128 километров. Пролегает по территории четырёх регионов — Рязанской области, Мордовии, Пензенской области и Тамбовской области. Линия однопутная, неэлектрифицированная.

Регулярное грузовое движение есть только на последнем небольшом участке Земетчино — Вернадовка. На остальных участках грузового движения почти нет.

Через стыковую станцию Московской и Куйбышевской железных дорог Морсово грузового движения, насколько мне известно, не может быть в принципе — равно как его не может быть через Савёлово, стыковую станцию Октябрьской и Московской железных дорог. Линия пролегает через полувымершие деревни. Единственное исключение — Земетчино, районный центр.

Примерно до 2003 года по линии курсировал поезд дальнего следования Москва — Вернадовка (http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=215330&LNG=RU). Этот поезд обеспечивал ещё и беспересадочное сообщение Касимовской ветви с Москвой. К нему прицеплялись вагоны прямого сообщения Москва — Касимов. Существовал также поезд дальнего следования Пенза — Вернадовка — Земетчино.

Поезда Москва — Вернадовка и Пенза — Земетчино давно и безнадёжно отменены. Сейчас здесь курсируют пригородные поезда Сасово — Земетчино, Сасово — Морсово и Морсово — Вернадовка. Проехать всю линию без пересадки невозможно.

Все поезда состоят из тепловоза и одного вагона. Исключение — поезд Сасово — Земетчино — Сасово, к которому раз в два дня прицепляется второй вагон. Это беспересадочный плацкартный вагон Москва — Земетчино.

На участке Сасово — Москва в «нечётном» направлении беспересадочный вагон следует в составе казахстанского поезда Астана — Москва. Из Москвы — в составе поезда №356 сообщением Москва — Уфа, отправлением в 12:26 с Казанского вокзала.



Станция 15 километр на линии Кустарёвка — Вернадовка. Одна
из немногих станций с подъездными путями.


Путевое развитие на линии Кустарёвка — Вернадовка сохранилось на станциях 15 километр (есть даже подъездные пути), Свеженькая (только разъезд, две стрелки), Морсово (трёхпутный разъезд, подъездных путей нет), Пашково, Земетчино.

У станции 15 километр ведётся активное строительство автомобильного путепровода над железной дорогой. Работы близки к завершению. Пока что там охраняемый переезд.



Станция Свеженькая. Деревянный вокзал, чудом уцелевший в огне. Пристанционный посёлок
сильно пострадал от пожаров засушливым летом 2010 года. Возможно,
тогда же сгорела деревянная часть старинной водонапорной башни.



Станция Свеженькая. Вид на север. Полусгоревшая водонапорная башня.



Расписание движения поезда Сасово — Земетчино, вывешенное в вагоне.


Поезд следовал до Земетчино. Но я выхожу по станции Морсово, откуда утром должен отправляться поезд до Вернадовки.

Станция называется Морсово, а не Морсово, как я думал. Расположена в полувымершей деревне, существенная часть домов в которой скуплена московскими и рязанскими дачниками.

Большинство машин — с московскими номерами. Хотя здесь — Пензенская область, до Москвы почти 500 километров.

В этой деревне можно купить хороший дом за символическую сумму — где-то в районе 100 000 рублей, по цене подержанного автомобиля.

Можно сдавать московскую квартиру, за счёт этого жить в комфортных условиях и радоваться жизни. Сейчас в любой деревне можно иметь доступ в Сеть. А при необходимости быть в Москве — за один день доезжать до неё пригородных поездах. Причём для многих это бесплатно.

Но почему-то очень мало кто реализует такую возможность. Много домов, которые сгнивают и разрушаются, не найдя покупателя. Я не понаслышке знаю о том, как трудно продать дом в деревне даже по символической цене. У ближайших родственников имеется ненужный дом в деревне Владимирской области. К сожалению, далеко от железной дороги, поэтому и я считаю, что от него надо избавляться.

Здание станции Морсово — дурная «коробка», обтянутая сайдингом. Любитель железных дорог Алексей Ворначев, убитый в мае 2012 года под Красноуфимском, в 2009 году сфотографировал вокзал станции Морсово, имевший приятный внешний облик: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=200862&LNG=RU.

Этого здания нет. Скорее всего, оно варварски снесено — следов больших пожаров здесь нет, в отличие от более северных станций.

Алексей Ворначев сфотографировал в 2009 году также границу дорог, находящуюся в двух километрах к северу от станции Морсово: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=200862&LNG=RU. До этого места я не дошёл.

Ночую в замаскированном месте на окраине деревни. Некомфортно из-за комаров.



Морсово. Время 6:18. Первая в этой рабочей экспедиции ночёвка завершена.


Утром на станцию Морсово прибыл поезд из Земетчино. Тепловоз обгоняется. Поезд вскоре отправляется обратно по маршруту Морсово — Земетчино — Вернадовка.



Станция Морсово. Пригородный поезд, прибывший из Вернадовки.


Вернадовка, Сызрано-Вяземская железная дорога. Это Тамбовская область. Жаль, что я воспользовался этим, чтобы позвонить: в Пензенской области телефон не работает.

Вся линия Кустарёвка — Вернадовка проезжена! Теперь непроезженных железных дорог с пассажирским движением в Рязанской области нет. Условное исключение — линия Стенькино I — Стенькино II, на которой в 2010 году были служебные (необщедоступные) перевозки дизель-поездом Д1.

Ранее в Рязанской области я проездил такие малоизвестные линии, как Листвянка — Гавердово, Перевлес — Ясаково, Ушинский — Касимов. Ценой больших усилий была проезжена в тепловозе крупная ведомственная железнодорожная линия Касимов — станция Заводская (посёлок Лашма), на которой нет и никогда не было пассажирского движения.

На июль 2012 года я проездил уже около девяноста процентов железнодорожной сети России. Список больших непроезженных железных дорог России на данный момент таков: на первом месте линия Войновка — Ямбург с ответвлениями Ульт-Ягун — Излучинск (НГРЭС) и Новый Уренгой — Надым-Пристань, на втором месте линия Бамовская — Тында — Якутск-Правобережный.

На третьем месте линия Обская — Карская (572 км), причём проезд этой линии будет сложнейшим делом, с учётом того, что она пролегает по закрытой территории. На четвёртом месте — участок Андриановичи — Приобье с ответвлением Верхнекондинская — Агириш. Остальные — сравнительно короткие (Тарская — Забайкальск и короче).

В республиках бывшего СССР ситуация разная, но и там проезжено не меньше 70 процентов сети. Отмечу: «заграница» меня почти не интересует, хотя и знаком с железными дорогами некоторых сравнительно близких к России стран Европы и Азии (максимальная удалённость — Франция, Иран, Израиль). В Америке, Африке, Австралии я никогда не был. Состояние на 2012 год!

Станция Вернадовка сохранила дух старины. Прохожу около километра в сторону Кустарёвки, возвращаюсь к вокзалу.



Станция Вернадовка Сызрано-Вяземской железной дороги.
Вид на запад, в сторону Вязьмы и Кустарёвки.



Станция Вернадовка. Прямо — Ряжск и Вязьма, направо — Кустарёвка.


Вернадовка связана с жизнью и деятельностью великого учёного В.И. Вернадского. Станция находится на Сызрано-Вяземской железной дороге. Управление железной дороги было в Калуге — важном для меня городе.

Сызрано-Вяземская железная дорога сохранила очень много дореволюционной архитектуры, выглядит уютной и домашней. Некоторое исключение — магистральный участок Пенза — Сызрань, который является двухпутным и электрифицированым.

Приятно лишний раз проехать именно по Сызрано-Вяземской железной дороге.



Станция Вернадовка Сызрано-Вяземской железной дороги.
Прибывает пригородный поезд на Пачелму. Время 9:21.


Пригородным поездом Моршанск — Пачелма до Пачелмы.



Станция Соседка Сызрано-Вяземской железной дороги.
Вид в сторону Вязьмы. Время 9:49.


По станции Пачелма — длительная пересадка. Иду в центр посёлка, покупаю продукты в магазине «Магнит». Затем — в южную, залинейную часть посёлка. Купаюсь в пруду.



Посёлок Пачелма при станции на Сызрано-Вяземской железной дороге. Приятно видеть
такой дом среди преобладающих невзрачных однотипных «хибар». Время 11:34.



Пруд на южной окраине Пачелмы — место отдыха и купания.


Пригородный поезд Пачелма — Пенза.



Пенза. Многоэтажные дома в районе Арбеково, у Сызрано-Вяземской железной дороги. Время 18:10.


В Пензе сталкиваюсь с проблемой — здесь до сих пор не работает мобильная связь оператора МТС. Пензенская область — единственный регион России, в который одного из главных национальных операторов мобильной связи не пустили.

Я уже столнулся с проблемой отсутствия мобильной связи при поездке через Пензенскую область в 2006 году. Но ведь сейчас — уже 2012 год, не может быть, чтобы МТС всё ещё не пускали в Пензу. Во многих источниках писалось, что эта проблема решена. Наличие сайта http://www.penza.mts.ru/ убедило в том, что можно не беспокоиться.

Как это ни дико, Пензенская область остаётся «чёрной дырой»: телефон показывает отсутствие связи, кроме экстренных служб. Это единственное такое место в России!

Спасло только наличие украинской сим-карты Life (использую при поездках на Украину). Пришлось звонить по международному роумингу по тарифу под 100 рублей за минуту.

Электропоезд Пенза — Кузнецк. Прибытие на станцию Кузнецк в темноте под дождём. Ночёвка к востоку от вокзала, рядом с путями, нехоженном месте под широким скатом крыши дома.

Ранним утром, в темноте, выезд электропоездом Кузнецк — Сызрань.

Далее предстоит единственный в этой экспедиции небольшой этап поездки поездом дальнего следования. Я заранее взял билет в сидячий вагон пассажирского поезда Москва — Тольятти от станции Сызрань I до станции Тольятти.



Билет Сызрань — Тольятти. Впервые использую билет, купленный не в кассе, а на сайте ОАО «РЖД».


Поезд Москва — Тольятти с 2010 года — московского формирования. Ранее — тольяттинского. Перевод в Москву оставил без работы многих жителей Самарской области.


=========================================
Приказ ЦЗ-ФПК Акулова М.П. от 26.09.2010 г. № 215

С 1 декабря:
1. Поезд № 65/66 Тольятти — Москва будет формироваться и обслуживаться
вагонным депо Николаевка (вместо ВЧД Самара).
12. Упраздняются резервы проводников (подрезервы) Тольятти, Рыбинск,
Осташков, Йошкар-Ола, Сергач, Берещино.
=========================================


Впервые еду по железнодорожной линии Сызрань — Жигулёвское Море. Поезд долго «продирается» через лабиринт гигантского Сызранского узла. Здесь шесть направлений, из которых четыре — двухпутные.

Магистральная электрифицированная линия Сызрань — Жигулёвское Море на »выходе» из Сызрани — однопутная. Она является двухпутной на участках Разъезд №3 — Переволоки — Услада и Отвага — Жигулёвск — Жигулёвское Море, однопутной на остальных участках.

Расстояние от станции Сызрань до станции Жигулёвское Море — 107 километров. Линия исключительно красива, особенно на последнем участке в Жигулёвских горах и на плотине Волжской ГЭС.

Единственное, что здесь есть из пассажирского движения — ежедневный поезд Москва — Тольятти, и летом периодически поезд Тольятти — Адлер. Причём эти поезда останавливаются только в Жигулёвске (пригород Тольятти).

По выходным дням есть электропоезд Самара — Жигулёвское Море — Отвага. Но станция Отвага — это две остановки от Жигулёвского Моря, то есть почти никакого реального значения.

Жители всех остальных населённых пунктов на этой линии, по идее, лишены возможности пользоваться железной дорогой. Пригородные поезда были отменены приблизительно в 2005 году.

Как и на прочих подобных линиях, есть вероятность, что здесь курсирует какой-то служебный (формально недоступный гражданам) поезд. Без него трудно обеспечить работу линии, на станции нужно как-то доставлять персонал. Грузовое движение на линии активное.



Здание станции Переволоки, линия Сызрань — Жигулёвское Море.



Здание станции Отвага, линия Сызрань — Жигулёвское Море.



Судопропускное сооружение у плотины Волжской (Куйбышевской, Жигулёвской) ГЭС.
Двухпутный перегон Жигулёвск — Жигулёвское Море.


Поезд Москва — Тольятти остановился на станции Жигулёвское Море, где вагон почти опустел. Станция находится в Комсомольском районе города Тольятти. Для попадания как минимум в два из трёх районов огромного города Тольятти станция более удобна, чем конечный пункт поезда. При этом вокзал здесь представляет собой крошечную примитивную будку, которую и вокзалом сложно назвать.

По станции Жигулёвское Море должна быть смена направления движения. Стоянка по станции — 10 минут. Это слишком мало для смены направления движения, но теоретически возможно.

Я изумился, когда поезд отправился не на запад, как должно быть, а на восток. Может, случилось ЧП на участке Жигулёвское Море — Тольятти и поезд отправили в Самару? Или обгон локомотива будет происходить в другом парке станции?

Оказывается, всё иначе — поезд развернулся на петле, как трамвайный вагон. Петля находится к востоку от станции Жигулёвское Море. Суммарное время стоянки и движения по петле составило около 30 минут. При этом стоянка поездов на тех станциях, где происходит смена направления движения (например, Мичуринск-Уральский) занимает обычно 27-30 минут.

Я был впечатлён и рад тому, что движение здесь происходит именно таким образом. Едва ли подобное сейчас имеет место где-то ещё. Впрочем, один из читателей сообщил:

Подобная петля есть на Сызрани I, и в 1995-97 годах через Сызрань I ходили все пассажирские поезда. В том числе и меридионального направления, Ульяновск — Саратов. То есть с Сызрани-Город на север поезда шли не на Сызрань-Южную, а проходили рядом с автовокзалом, шли на петлю, и возвращались к северной платформе Сызрани I.



Так происходит движение поезда Москва — Тольятти у станции Жигулёвское Море.
Карта масштаба 1:100 000.



Исправительная колония, находящаяся внутри петли у станции Жигулёвское Море.
На петле происходит разворот поезда Москва — Тольятти.


На 24-километровой тупиковой линии Жигулёвское Море — Тольятти, как и на линии Сызрань — Жигулёвское Море, пассажирское движение представлено только поездами Москва — Тольятти и Тольятти — Адлер (нерегулярный).

Ранее здесь курсировали электропоезда. На линии были высокие платформы. Они находятся в полуразрушенном состоянии.

Вокзал на станции Тольятти — огромное здание, больше Курского вокзала Москвы. Вокзал официально строился 22 года (1974-1996). До 1996 года конечным пунктом следования поезда из Москвы была станция Жигулёвское Море. Электропоезда курсировали до Тольятти и раньше, до 1996 года.



Вокзал на станции Тольятти. Один из самых больших вокзалов России
затерян среди многокилометровой промзоны.


Вокзал находится в промышленной зоне, за четыре километра от жилого района. Городского транспорта к нему почти нет, прилегающая территория выглядит мрачно. Удивляет факт строительства столь огромного здания в столь неудобном месте.

По слухам (никаких документальных подтверждений не известно), станция Тольятти должна была перестать быть тупиком — отсюда предполагалось продление железной дороги на Димитровград.

Неоднократно поднимался вопрос о закрытии вокзала и сокращении маршрута поездов до Жигулёвского Моря. Не осуществилось это скорее всего лишь потому, что станция Жигулёвское Море с трудом справляется с большим объёмом грузового движения. На ней не хватает свободных путей, пригодных для отстоя пассажирских поездов.

К сожалению, пассажиры почти не заметили бы закрытия вокзала. В подавляющем большинстве, они выходят на станции Жигулёвское Море.



Окрестности вокзала Тольятти. Местность здесь не содержит жилья и городского транспорта.


От вокзала Тольятти пешком и городским транспортом добираюсь до берега Куйбышевского водохранилища на юге Автозаводского района.

Тольятти состоит из трёх крупных жилых массивов, разделённых лесными массивами: Новый Город (Автоград), Старый Город, Комсомольский район. Стоимость проезда по районам — 16 рублей, между районами — 20 рублей.

Три части сильно обособлены друг от друга, и в значительной степени напоминают отдельные города. История Тольятти официально ведётся с момента основания старинного города Ставрополь-на-Волге. Но ни одного здания старого Ставрополя здесь не осталось.



Тольятти. Берег Куйбышевского водохранилища на юге Автозаводского района.
Место отдыха и купания в ходе экспедиции.


Город выглядит значительно менее цивильно, чем его ближайший аналог — Набережные Челны. Принципиальное отличие Набережных Челнов от Тольятти: там есть трамвай. Это совершенно другой уровень города.

Здесь ситуация с транспортом плохая. Троллейбусная система находится в глубоком упадке. Троллейбусы редкие и почти пустые, на них никто не рассчитывает. Главный транспорт — «ГАЗели».



Троллейбус в Старом городе, на улице Мира. Время 14:57.


Пользуюсь доступом в сеть на почтамте в Старом городе, по адресу: улица Мира, 67.



Улица вблизи центральной площади Старого города. Здесь сохранилась реклама
афериста Мавроди, который пытался вернуть свою активность в 2011 году.


Из Старого города — в Комсомольский район, на Речной вокзал. Затем пешком к станции Жигулёвское Море.



Комсомольский район Тольятти. 16-этажные дома, необычные для города,
который не является областным центром. Время 17:21.


Электропоездом от станции Жигулёвское Море до станции Средневолжская, которая находится на окраине Самары.

Железнодорожная линия Безымянка (Самарский узел) — Жигулёвское Море большей частью однопутная. Исключения — перегоны Курумоч — Царевщина и Старосемейкино — Средневолжская.

Несмотря на это, линия способна пропускать не меньше пятнадцати пар электропоездов по всему маршруту — столько их ходило в отдельные годы для обслуживания Грушинского фестиваля. Время в пути у некоторых поездов в прежние годы составляло два часа.

Сейчас для сообщения между Самарой и Тольятти железная дорога фактически не используется. Число пассажиров, едущих весь маршрут по железной дороге, близится к нулю. От Жигулёвского Моря до станций в черте Самары отправляется 2 электропоезда в рабочие дни, 3 — в выходные дни. Время в пути — 3 часа.

По неподтверждённым данным, каждый день по линии прогоняются две пары резервных электропоездов: Безымянка — Жигулёвское Море 4:50-6:57, 16:12-18:35, Жигулёвское Море — Безымянка 8:01-10:23, 19:05-21:30.

Между тем, если бы всё было нормально, а не так дико, как есть — по такой линии (между городами с суммарным населением свыше двух миллионов) должно было бы курсировать не меньше тридцати пар электропоездов в день, примерно как на линии Минеральные Воды — Кисловодск!

У автобусов время в пути Самара (не центр) — Тольятти составляет более двух часов. У электропоезда даже при нынешней линии можно было бы добиться времени в пути 2 часа от вокзала Самара (центр города) до станции Жигулёвское Море.

Сейчас время в пути 3 часа. Но в течение какого-то времени были ускоренные электропоезда Самара — Жигулёвское Море с временем в пути 2 часа. Почему-то их быстро отменили.

Линия Жигулёвское Море — Безымянка является одной из самых красивых в России. Она сравнима с линией на побережье Байкала и вблизи него (Ангасольский перевал).



Вид с железной дороги Жигулёвское Море — Безымянка в сторону Волги. Время 17:40.


В Самаре завершаю тотальный проезд всей немаленькой сети Самарского трамвая. Ночёвка в замаскированном месте за главным вокзалом.



Самара, окрестности вокзала. Здесь будет производиться ночёвка. Время 21:32.



Самара, окрестности вокзала. Ночёвка завершена. Время 8:07.


Прихожу на вокзал. У одной из обычных пассажирских платформ уже стоит спецпоезд, в котором я смогу проехать благодаря доброжелательному самарскому железнодорожнику.

К сожалению, в последний момент выяснилось, что тот железнодорожник, который относится ко мне хорошо, уважает мою работу и устроил эту поездку, в поезде не поедет. Он договорился с теми, кто едет, чтобы они провезли меня. Но эти люди ничего обо мне не знали. Общаться с ними было довольно тяжело.

Около полутора суток я находился в замкнутом пространстве вагона, иногда выходя на станции и в посёлки. К сожалению, детально рассказывать о поездке раньше чем через десять лет нельзя.

Из этих полутора суток большую часть составляли стоянки по станциям. Заранее определённого графика спецпоезд не имел. Время отправления никто не мог знать до последнего. Но упорство дало результат: я проездил две линии без пассажирского движения.



Окрестности узловой станции Кинель. Автомобильный мост через реку Самара.



Схема железных дорог Самарской области. Я проехал по двум линиям,
по которым не проедет рядовой гражданин.



Пристанционное село Кротовка.



Памятник героям Гражданской войны у станции Серные Воды I.


Линия Кротовка — Серные Воды была построена в 1896 году известным инженером-строителем железных дорог и писателем Николаем Гариным-Михайловским. Изначально была узкоколейной, ширина колеи составляла 1000 мм.

Железная дорога ровно сто лет была важнейшим средством сообщения в нескольких районах Самарского Заволжья. Она соединяла их с «цивилизацией». Но в 1996 году на участке Кротовка — Серные Воды II было прекращено пассажирское сообщение.

Варварская власть «вырубила» связь с внешним миром в этих районах намного раньше, чем то же самое стало «обвально» происходить по всей России. Почему так не повезло именно этим местам — загадка.



Снова Кротовка. Спецпоезд будет стоять тут весь день, причём время стоянки
никто не знает, и ходить по селу рискованно.



Кротовка.


Проезд по линии без пассажирского движения Кинель — Безенчук. От станции Безенчук — электропоездом до платформы Рабочая в Октябрьске, пригороде Сызрани.

Ночёвка под открытым небом между платформой Рабочая и берегом Волги. Ночью был сильный дождь. Но наутро — ясная, комфортная погода.



Окрестности платформы Рабочая. Рядом находилось место ночлега. Время 10:49.


От платформы Рабочая направляюсь пешком к соседней платформе Железнодорожная. Она привлекала своим названием.



Это — не Обираловка...



Вид на восток. Следующая станция — Правая Волга, а не Купавна.


Кроме известной «Обираловки» в пригороде Москвы (http://infojd.ru/06/mrnn_obiralovka01.html), у нас есть ещё три пункта с официальным названием Железнодорожная: здесь, вблизи Сызрани, в Волгограде и в Перми.

Впрочем, Пермь — особое явление: Железнодорожная там существует только формально. Официальное название именно такое, однако на платформе написано неправильное название — «Железнодорожный», и объявляют в поездах как Железнодорожный.

Станция и платформ с названием Железнодорожный у нас несколько. Есть, к примеру, в Новосибирске, под Минском. Но это — другой случай, я не ставил задачи посетить все.

Продолжаю движение вдоль магистральной железной дороги на восток. Вблизи станции Правая Волга спускаюсь к воде. Несколько часов отдыха и купания.



Обрывистый берег Волги ниже Александровского моста.


Ширина реки в этом месте — в среднем 1700 метров. Длина Александровского железнодорожного моста непосредственно над водой — 1500 метров.

Я едва не пришёл к решению сплавать на другой берег. Отказался из-за того, что течение в таком случае унесёт далеко вниз.

Осматриваю Александровский (Сызранский) мост через Волгу. Доплываю параллельно мосту примерно до середины.

В воде было проведено несколько часов, что привело к плохому самочувствию в последующие дни. Не из-за переохлаждения — вода тёплая, а по какой-то другой, неясной причине.



Александровский (Сызранский) мост на перегоне Правая Волга — Обшаровка. Старейший
из железнодорожных мостов через Волгу в среднем и нижнем течении.



Отдых в безлюдном месте ниже Александровского моста.



Жилой дом вблизи Александровского моста.


В этот день плохое самочувствие ещё не проявилось. Уходить из этого замечательного места не хочется, но время «поджимает».

По крутым береговым склонам и по улицам со старинными одноэтажными домами — наверх, к станции Правая Волга. Электропоездом до Сызрани. Записываю звуковое объявление о прибытии на платформу Железнодорожная.

Станция Сызрань I. С сожалению, дальше, до Сенной (195 километров) придётся добираться автотранспортом.



Станция Сызрань I. Кто-то высказался о Москве. Такие мысли распространены
среди населения России.


Пригородное сообщение на магистральной железнодорожной линии Сызрань — Сенная официально отменено полностью в каком-бы то ни было виде. До недавнего времени оно было по выходным дням, сейчас нет и этого.

Линия Сызрань — Сенная двухпутная, электрифицированная. Одно время по маршруту Сенная — Сызрань-Город ходила четырёхвагонная электричка. Затем из-за низкой заполняемости заменили на РА1.

Не исключаю, что здесь есть какой-то служебный поезд — иначе трудно обеспечить работу линии. Но этот вопрос не выяснялся.



Автостанция в Сызрани. Время 17:20.


Маршрутным микроавтобусом Тольятти — Балаково выезжаю от Сызрани до поворота на посёлок Возрождение. За проезд пришлось отдать 100 рублей.



Дорога Сызрань — Саратов. Поворот на Возрождение. Время 18:48.


Далее — единственный в этой экспедиции участок, который предстоит преодолеть автостопом, то есть на бесплатном попутном транспорте. Весьма дурное дело.

Как обычно — унизительное стояние на обочине много часов. Немного подвёз на «ГАЗели» житель Хвалынска, поведавший, что работает шесть дней в неделю с утра до вечера — и получает 10 000 рублей. Причём для Саратовской области это считается хорошей зарплатой.



Дорога Сызрань — Саратов. Поворот на Хвалынск. Время 19:39.


Скоро наступает темнота, тогда шансы уехать нулевые. Но до темноты всё же остановился житель Казани, переехавший на постоянное жительство в Грозный и направлявшийся туда на «праворульной» машине, которую ранее своим ходом пригнал из Владивостока. Оба поступка весьма неординарны.

В сумерках выхожу на окраине Сенной. Необычный человек поспешил дальше. Он собирался переночевать у друзей в Саратове, а завтра добраться до Грозного.



Въезд в посёлок железнодорожников Сенная (официальное название Сенной,
но на указателях — Сенная, так его называют все). Время 21:41.


Ночёвка в заброшенной дачной «хибаре» на окраине Сенной. Ночью был сильный дождь.

Под продолжающимся, но ослабевшим дождём иду в посёлок. Покупаю продукты в магазине «Магнит».



Сенная. Время 9:19.



Расписание по станции Сенная. Пригородное движение «убито» почти полностью.
Но я здесь вовремя: вскоре отменят и то, что ещё сохранилось.


В 10:30 выезжаю пригородным поездом Сенная — Карабулак (реально Сенная — Аткарск). Поезд представляет собой автомотрису РА1-0044. Пассажиров почти нет.

По станции Карабулак — встреча с автомотрисой РА1-0026, прибывшей из Аткарска. Локомотивная бригада и разъездной кассир переходят из неё в РА1-0044 и едут в Аткарск.

Таким образом, поезда проезжают насквозь всю линию от Сенной до Аткарска. Машинисты и разъездные кассиры — только от Сенной до Карабулака и от Аткарска до Карабулака.

Поезда Сенная — Карабулак — Аткарск и Аткарск — Карабулак — Сенная в ходу по нечётным числам. Это единственные пассажирские поезда на линии Аткарск — Сенная. Причём и все железнодорожники на участке Сенная — Петровск (исключая станцию Петровск) выходят на работу только по нечётным числам. Длина линии немаленькая — 199 километров.

Учитывая, что пассажиров здесь слишком мало, линия может быть закрыта по крайней мере от Карабулака до Петровска (по этим станциям есть грузовая работа). Здесь всё слишком напоминает печально известную линию Куликово Поле — Волово — Горбачёво.



Расписание по станции Карабулак.



Водонапорная башня дореволюционной постройки на станции Карабулак.



Вокзал на станции Карабулак.


На станции Карабулак была обнаружена заметка в газете «Гудок» о путешественнике Игоре Лысенкове, которому удаётся совмещать работу на железной дороге с активными путешествиями.

Обычно работа на железной дороге в принципе не совместима с путешествиями: свободного времени при этом — месяц в году в лучшем случае.

Игорь Лысенков общался со мной на мероприятии Антона Кротова в 2012 году. Привет ему, если прочтёт эти строки!

Спасибо также А. Фетисову и Д. Крюкову за сервис «Яндекс-Расписания», без которого жизнь была бы намного хуже! Благодаря «Яндекс-Расписаниям» я знал, в частности, время и дни движения поезда на этой линии. Этот сервис также сообщает о грядущих отменах движения, что позволяет проезжать «ускользающие» линии.



Станция Карабулак. Автомотриса РА1-0044 готовится к отправлению на Аткарск.


Долгая, многочасовая поездка от Карабулака до Аткарска. Глухомань Саратовской области. Пассажиров на одних участках мало, на других — довольно много.

Движение поезда Аткарск — Карабулак — Сенная, пусть и раз в два дня, жизненно необходимо для множества деревень и пристанционных посёлков. Которые возникли больше ста лет назад благодаря железной дороге, которые «живут» только железной дорогой.

Аткарск, районный центр Саратовской области. Узловая станция на магистральной двухпутной электрифицированной линии Ртищево — Саратов, где от неё отходят «едва живые» линии на Сенную и Калининск (последняя, строго говоря, отходит на соседней небольшой станции Красавка). Родина певицы Валерии, на самом деле Алла Перфилова. Здесь предстоит ждать поезда на Калининск почти сутки.



Аткарск. Время 16:25.


Ночёвка к северу от вокзала. Ночью ощущаю резкую головную боль, головокружение и другие болезненные ощущения. Вероятно, последствия длительного пребывания в воде под палящим солнцем. Утром с трудом передвигаюсь.



Аткарск. Улица к северу от магистральной железной дороги. Время 9:29.



Необычный памятник вблизи начального участка линии Аткарск — Сенная. Время 10:11.



Аткарск. Время 10:39.


Выезжаю из Аткарска пригородным поездом на Калининск. Это та же самая РА1-0044, в которой я ехал от Сенной до Аткарска.



Аткарск. Посадка в пригородный поезд Аткарск — Калининск.


Линия Красавка (окрестности Аткарска) — Калининск поразительна тем, что отсутствует на сайте http://parovoz.com/newgallery. Таких станций и линий очень мало. Тем не менее, факт: единственная крошечная фотография станции Калининск, доступная в Сети, была найдена по адресу http://zdr.gudok.ru/pub/17/141481/.

Как и на линии Аткарск — Сенная, поезд на Калининск курсирует раз в два дня. Пассажиров больше, чем на линии Аткарск — Сенная.

На 80-километровой линии Красавка — Калининск действуют две станции: Лысые Горы и Калининск. Грузовое движение есть.



Линия Красавка — Калининск. Закрытая станция Юная (историческое название Дурасовка).
Вид в сторону Красавки.



Вокзал на станции Калининск (Баланда). Удивительное место,
не представленное на http://parovoz.com/newgallery.



Станция Калининск (Баланда). Вид в сторону Красавки.


Неожиданностью был факт обнаружения на на станции Калининск (Баланда) тепловоза ТУ8П-070 на широкую колею.

Между тем, меня особо радовало, что нигде, «никаким боком», даже близко этот маршрут не касался узкоколейных железных дорог.

Приклеенный ко мне дурной и абсолютно не соответствующий действительности имидж исследователя только узкоколейных железных дорог сильно раздражает. Когда меня называют «узкоколейщиком» — считаю это оскорблением!



ТУ8П-070 на станции Калининск (Баланда). Узкоколейный тепловоз, пусть и построенный
для широкой колеи, всё-таки «нашёл» меня и в этой экспедиции!


Калининск, историческое название Баланда. Небольшой, малоизвестный город Саратовской области. Здесь есть железная дорога, но после отмены прямого пригородного поезда Саратов — Калининск ей почти никто не пользуется...

Иду пешком от вокзала до автостанции примерно 3 километра. Автостанция находится за городом, на автодороге Саратов — Курск.



Окраина Калининска. Приближается автодорога Саратов — Курск, на которой
расположена городская автостанция.



Въезд в Калининск.


Автобусом Саратов — Балашов нужно добраться от Калининска до Балашова. Цена на автобус глубоко возмутила: два рубля за километр! Вдобавок к тому, для поездки в соседний райцентр (!) здесь требуют фамилию, имя и отчество.

— К чему это абсурдное требование?

— Положено!

— Иван Иваныч Иванов — сойдёт?

Прошло! «В упор непонятно», зачем это надо. Особенно с учётом того, что требуют только назвать фамилию, не спрашивая при этом документы. Хотя наверняка это «обкатка системы», скоро документы начнут требовать.



Автобусный билет. Расстояние —
90 километров.


На автодороге ведётся активная реконструкция. Как ни странно, автодорога от Саратова как минимум до Балашова (это 190 километров) делается на всём протяжении четырёхполосной магистралью. Хотя это не главное автомобильное направление из Саратова: главные — на Пензу и далее на Москву, на Волгоград.



Реклама на улице города Балашова. Рабочая сила со всей России «перетекает» в Москву,
так как оплата одинаковой работы в Москве и остальной России отличается в разы.


Короткая прогулка по Балашову, недалеко от вокзала. Выезд электропоездом Балашов — Поворино.



Электропоезд отправился на Поворино. Балашовский узел. Как ни странно,
при наличии четырёх линий здесь нет разноуровневых пересечений.
Есть только автомобильные путепроводы.



Поворино, Воронежская область. Привокзальная площадь.



Поворино. Вид с переходного моста на противоположную от вокзала сторону города.


Пригородный поезд Поворино — Жердевка, состоящий из тепловоза и пассажирских вагонов. Ночёвка в Жердевке, в замаскированном месте под открытым небом.

Ранним утром выезд пригородным поездом Жердевка — Липецк до станции Грязи.



Традиционное место купания во время пересадок в Грязях — верхняя часть водохранилища на реке Матыра,
северная окраина города. Вдали — мост на магистральной железнодорожной линии Грязи — Мичуринск.



Грязи, Липецкая область. Время 8:55.


Электропоезд Грязи — Мичуринск-Уральский. Электропоезд Мичуринск-Уральский — Рязань. Вместо четырёх часов он шёл шесть часов.

Пытаюсь перебежать с Рязани II на Рязань I за десять минут. Но одной минуты не хватило. Электропоезд на Москву ушёл на глазах...

Электропоезд Рязань — Голутвин. Электропоезд Голутвин — Москва до Перово, переход на Чухлинку.



Станция Голутвин. Электропоезд ЭР2-1337, прибывший из Рязани. Время 20:16.


Эта экспедиция была сравнительно бюджетной. Но стоила несколько тысяч рублей: железнодорожный билет Сызрань — Тольятти, платный автотранспорт Сызрань — Возрождение и Калининск — Балашов, городской транспорт, еда.

В целом, за каждый экспедиционный сезон (март — конец ноября) я трачу не меньше ста тысяч рублей и решаю множество непростых проблем, связанных с проездом по линиям без пассажирского движения.

Количество фотографий — в среднем 50 тысяч за сезон. Все без исключения будут выкладываться на сайт, хотя очередь растянулась уже как минимум на десять лет.








02.01.2015 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу