Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА НА ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА БЕЛАРУСИ И УКРАИНЫ,
АВГУСТ 2013 ГОДА











Поездка на объекты железнодорожного транспорта Республики Беларусь, а также отдельные объекты Украины была произведена в 2013 году.

http://ru-railway.livejournal.com/2072491.html,
https://vk.com/wall-155711_232756,
https://vk.com/wall-32652073_12769,
https://vk.com/wall62259261_1955 — обсуждения этой публикации






ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПОЕЗДОК:

МАЛАЯ БЕЛОРУССКАЯ (МИНСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НЁМАНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БОБРУЙСК — РАБКОР — СТАРУШКИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ОСИПОВИЧИ — СЛУЦК — РУСИНО

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ В КАБУШКИНО

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КОБРИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (ПОСЁЛОК ЕЛЬ)

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СТОЯНОВСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛОПАТИНСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА





Исполненный маршрут экспедиции:

Москва — Голицыно (ускоренный пригородный поезд) — Можайск — Вязьма — Смоленск — Красное — Орша — Дятлово — Тракторный (пригородные поезда) — Минск-Пассажирский (пешком) — Столбцы (пригородный поезд) — Нёман (автобус) — узкоколейная железная дорога — Деревное (пешком) — Столбцы (автобус) — Минск-Пассажирский — Минское Море — Минск-Северный (пригородные поезда) — Минск-Пассажирский (метро, трамвай, пешком) — Асеевка — Осиповичи — Бобруйск — Рабкор (пригородные поезда) — Октябрьский (пешком) — Туголица (пригородный поезд) — Бобруйск (пешком) — Осиповичи — Слуцк — Русино (пригородные поезда) — Барановичи-Полесские (пешком) — Оранчицы (пригородный поезд) — Ель (автостоп и пешком) — узкоколейная железная дорога — Оранчицы (автостоп) — Брест-Центральный (пригородный поезд) — Брест-Полесский (пешком) — Хотислав — Ковель — Киверцы — Звиняче (пригородные поезда) — Стоянов (автобусы) — Ржищев (узкоколейная железная дорога) — Лопатин (пешком) — узкоколейная железная дорога — Лопатин (пешком) — Червоноград — Ковель (автобусы) — Хотислав — Брест-Центральный (пригородные поезда) — Барановичи-Полесские — Минск-Пассажирский (поезда дальнего следования, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом) — Минск-Восточный (метро) — Смолевичи — Орша — Красное — Смоленск — Вязьма — Можайск — Москва (пригородные поезда). Небольшой участок восточнее Москвы не отображён.

Ночёвки в ходе экспедиции:

Вязьма, заброшенное строение на «самозахватном» огороде
Дятлово (Витебская область), заброшенная постройка
Ругаец (Минская область), заброшенный дом
Деревное, замаскированное место к северу от села
Асеевка, замаскированное место
Туголица, на крыше заброшенного промышленного здания
Русино, заброшенная постройка в окрестностях станции
Кустовичи, заброшенное строение
Ковель, замаскированное место на станции
Руденко (Львовская область), замаскированное место
Ковель, замаскированное место
Орша, заброшенное строение на северной окраине города.


Это была третья подряд рабочая экспедиция в Беларусь. Описание двух предыдущих экспедиций: http://infojd.ru/dop/poezdka2013by.html. В отличие от предыдущих экспедиций, частично захватывалась и Украина.

Основные целевые места посещения — Нёман (Столбцовский район Минской области), Рабкор, Туголица, Кобринское торфопредприятие (Кобринский район Брестской области). Поездка проходила и по Украине: Стоянов и Лопатин, Львовская область.

Третья поездка в Беларусь была намного более длительной и сложной, чем две предыдущие поездки, произведённые с интервалом в считанные дни.

Маршрут был почти полностью преодолён на пригородных поездах. Исключения — небольшие участки, преодолённые на «800-х» поездах, автобусах и пешком.

Суммарно было пройдено пешком около ста километров, главным образом в Столбцовском районе Минской области и Радеховском районе Львовской области. В этой поездке я умудрился истереть резиновые сандалии до дыры в подошве. Из-за почти осенней погоды и многих холодных ночёвок заболел простудой, что для меня редкость.

В ходе этой рабочей экспедиции я проездил 32-ю узкоколейную железную дорогу Беларуси. При этом учитывается одна узкоколейная железная дорога, которая на данный момент разобрана — в Осинторфе. Я успел проездить её, когда она действовала.

Для сравнения: в РФ разобрано большинство узкоколейных железных дорог, которые я успел проездить. В Беларуси — одна из 32-х...

Проезженная «новооткрытая» узкоколейная железная дорога находится у села Кустовичи и посёлка Ель Кобринского района Брестской области. О ней до недавнего времени почти никто не знал.

В Минске я по предварительной договорённости встретился с журналистом Александром Лычавко.

По итогам вышла публикация об этой встрече, которая вызвала значительное обсуждение.

http://news.tut.by/society/362911.html
http://incopolis.livejournal.com/198399.html — публикация и её обсуждения



Выезд вечером цивилизованной электричкой 7000-й нумерации Москва — Звенигород до Голицыно, чтобы немного сократить поездку в обычной московской электричке низкой категории. Для тех, кто не знает — условия проезда в них ужаснейшие.



Первый билет, взятый в ходе поездки.



Билет на ускоренный электропоезд до Голицыно.


Электропоезд Москва — Бородино от Голицыно до Бородино. Электропоезд Бородино — Вязьма.

Ночёвка в Вязьме, среди «самозахватных» огородов к югу от путей станции. Утренний электропоезд Вязьма — Смоленск.



Станция Смоленск-Центральный, «пригородные» пути. Электропоезд ЭМ9-006 прибыл в Смоленск из Вязьмы.


Длительный отдых в замаскированном месте в Смоленске. Купание в Днепре, который в Смоленске является небольшой речкой, переплываемой за несколько минут.

Электропоезд Смоленск — Красное.

Дизель-поезд Красное — Орша.



Станция Орша-Центральная. Вид от вокзала в сторону города.


Электропоезд Орша — Минск до платформы Дятлово. Ночёвка.



Платформа Дятлово. Вид на запад, в сторону Бреста.


Электропоезд Орша — Минск-Восточный от платформы Дятлово до платформы Тракторный.



Билет Дятлово — Минск-Восточный, проданный внутри поезда.
Я вышел на предыдущей перед Минском-Восточным
остановке — платформе Тракторный.


Пешком от Тракторного на станцию Заслоново Малой Белорусской (Минской) детской железной дороги.



Поезд Малой Белорусской детской железной дороги. Время 11:04.


На станции Заслоново по предварительной договорённости встречаюсь с минским журналистом Александром Лычавко. Результат — статья на популярном белорусском портале. Также появилась аудиоверсия этого интервью.

Пешком по главной улице Минска на вокзал. Главная улица за сотни лет сменила множество названий. Текущее, проспект Незалежности, мне не нравится. Официально это название было приурочено к 60-летию Победы. Но всем ясно, что подразумевается независимость от Москвы.

В первые годы своего правления, когда во главе России был Ельцин, президент Беларуси А. Лукашенко собирался возвращаться в состав России. Затем стал утверждать, что независимость ни на что не променяет.

Но есть факты: граница только на бумаге, всё своё и родное, пространство единое. И это главное!



Основная улица Минска. Вид в сторону центра. Время 13:07.


Выезд электропоездом Минск — Барановичи — Брест до станции Столбцы. Машинист был «фанатом» белорусского языка, или «змагаром» — «борцом с режимом». Он объявлял остановки и произносил прочую информацию для пассажиров на белорусском языке.

Впервые за время поездок по Беларуси, то есть с 1999 года, встречаюсь с тем, что по-белорусски объявляет живой человек, а не автоинформатор.



Столбцы, Минская область. Вид с переходного моста в город. Время 18:03.


Автобус Столбцы — Куль до деревни Шашки.



Автобусный билет Столбцы — Шашки.


Ночёвка в заброшенном доме в деревне Ругаец, на который я обратил внимание в 2011 году.



Заброшенный дом в деревне Ругаец. 16 августа, время 7:30.


Узкоколейная железная дорога Нёманского торфопредприятия. Я был здесь в 2011 году.

Проезжаю на тепловозе по действующей узкоколейной железной дороге Нёманского торфопредприятия до этой точки: http://old.wikimapia.org/#lang=en&lat=53.661425&lon=26.580391&z=13&m=b в центре. Это — новая линия, открытая недавно.

Вывозка торфа ведётся только с новой линии. Старая линия разбирается.



Переезд на новой линии узкоколейной железной дороги. Время 9:45.



Погрузка торфа. Время 11:37.


Возвращаюсь в тепловозе к торфобрикетному заводу. Затем иду пешком суммарно около 20 километров, фотодокументируя разбираемую старую линию.



Переезд на разбираемой старой линии узкоколейной железной дороги,
между деревнями Старина и Подгорная. Время 15:17.



Тот же переезд. Знакам осталось стоять недолго.


По просёлочным грунтовым дорогам через Скрощину и Деражное направляюсь в крупное село Деревное. Ночёвка в лесу к востоку от села Деревное.



Впереди находится небольшая деревня Скрощина. Время 19:44.



Село Деревное. 17 августа, время 7:07.



Костёл Вознесения Девы Марии в селе Деревное.


Утром — автобусом из Деревного в Столбцы.



Автобусный билет Деревное — Столбцы.


Электропоезд Столбцы — Минск-Пассажирский.



Станция Столбцы. Время 8:06.


Выезд на новом швейцарском электропоезде ЭПг маршрута Минск-Пассажирский — Беларусь до платформы Минское Море.



Билет на «швейцарский» электропоезд. По формату он отличается от билетов
на «обычные» электропоезда. Официально все маршруты «ближних»
швейцарских электропоездов называются «городские линии».
Цена не зависит от расстояния.



Платформа Минское Море, линия Минск — Молодечно (Либаво-Роменская железная дорога).
Электропоезд ЭПг-004 удаляется в сторону станции Беларусь (Заславль). Время 13:51.


Длительный отдых и купание в безлюдном месте на берегу Заславского водохранилища (Минского моря).



Заславское водохранилище (Минское море). Время 17:13.


Возвращаясь, прохожу мимо грузовиков белорусского ОМОНа (или другого подобного спецподразделения), которые почему-то стояли на берегу. Незаметно фотографирую.



Окрестности Заславского водохранилища. Машина белорусского ОМОНа.


Электропоездом до станции Минск-Северный. На метро — от «Молодёжной» до «Пролетарской».



Окрестности станции метро «Пролетарская». Вид с переходного моста над станцией Минск-Восточный.


Пешком к конечной станции трамвая «Октябрьская». Это конечный пункт небольшой тупиковой трамвайной линии, которая мной не проезжена.

Оказалось, что движение по линии на Октябрьскую есть только по рабочим дням в часы пик. Сегодня выходной.

Прохожу линию линию пешком с фотодокументацией. Добравшись до действующей трамвайной линии, проезжаю её в вагоне.



Перекрёсток улиц Козлова — Долгобродской — Ботанической. Новое здание Беларусбанка
и начало короткой трамвайной линии, ведущей к депо. Время 19:22.


Провожу фотодокументирование крайней южной конечной станции Минского трамвая — «Серебрянка». Обратно: трамвайным вагоном до станции метро «Партизанская». Троллейбусом по Партизанскому проспекту на вокзал.

Выезд вечерним электропоездом от Минска-Пассажирского до платформы Асеевка. Ночёвка в лесу.



Платформа Асеевка. 18 августа, время 6:33.


Рано утром — электропоезд от Асеевки до Осипович.



Билет Асеевка — Осиповичи.


От станции Осиповичи — дизель-поезд до Бобруйска. Пересадка по Осиповичам короткая.

Участок Осиповичи — Бобруйск открылся для движения на электрической тяге 5 апреля 2013 года. На данный момент здесь обращаются как электропоезда, так и дизель-поезда. Вскоре должно быть открыто движение на электротяге дальше — от Бобруйска до Жлобина.



Вокзал на станции Бобруйск. Время 9:52.


Дизель-поездом до Рабкора. Участок Туголица — Рабкор до этого момента был одним из последних непроезженных мной участков Белорусской железной дороги.

Линия Бобруйск — Рабкор является однопутной неэлектрифицированной. Это малодеятельный участок, по белорусским меркам — глухомань.

Тем не менее, линия живёт, и не содержит духа упадка, в отличие от аналогичных железнодорожных линий Российской Федерации.

До Великой Отечественной войны линия не была тупиковой. От станции Рабкор она продолжалась дальше — до станции Старушки на магистральном участке Гомель — Лунинец — Брест.



Окрестности станции Рабкор. Время 12:28.



Вокзал на станции Рабкор. Время 12:44.


От станции Рабкор — пешком до посёлка Октябрьский, центра Октябрьского района Гомельской области.

Октябрьский — тихий и небольшой районный центр. Посёлок образован в 1954 году из трёх слившихся деревень: Рудобелка, Карпиловка, Рудня.

Интересно, что на белорусском языке посёлок называется Акцябрскi — а не Кастрычнiцкi, как другие населённые пункты Беларуси с таким названием. Пример — посёлок Октябрьский под Барановичами, он на белорусском — Кастрычнiцкi.

Купаюсь в «ставке» на южной окраине населённого пункта, затем дохожу до центра.



Посёлок Октябрьский. Время 17:24.



Центр посёлка Октябрьский.



Посёлок Октябрьский.



Посёлок Октябрьский.



Посёлок Октябрьский.


Дизель-поездом от платформы Октябрьский до Туголицы. Необычно, что на платформе Октябрьский, пункте без путевого развития, действует билетная касса. Хотя объём движения здесь — две пары поездов в сутки по четырём дням недели, три пары по пятницам, субботам и воскресеньям.



Платформа Октябрьский на линии Бобруйск — Рабкор. Вид в сторону Бобруйска. Время 17:41.



Платформа Октябрьский на линии Бобруйск — Рабкор.


Дизель-поезд до Туголицы. Это место знакомо мне по поездке в июне 2003 года. Тогда здесь действовала узкоколейная железная дорога длиной около трёх километров.

Вначале я был уверен, что узкоколейная железная дорога в Туголице полностью разобрана. Можно найти лишь едва заметные в густой траве шпалы. Местами линия перегорожена заборами.

Ночую на крыше заброшенного здания, чтобы сократить воздействие комаров.



Ночлег в Туголице завершён. 19 августа, время 6:50.



Вид сверху на посёлок Туголица.



Вид сверху на посёлок Туголица.



Вид сверху на посёлок Туголица.



Вид сверху на посёлок Туголица. Заброшенное сооружение.


Утром направляюсь на Туголицкий биохимический завод, который в 2003 году был начальным пунктом узкоколейной железной дороги. И вот неожиданность — здесь остались действующие пути!



Туголица. Уцелевший участок узкоколейной железной дороги, тепловоз ТУ8.


От узкоколейной железной дороги в Туголице осталось около двухсот метров. Участки пути — только на территории биохимического завода. Действует один тепловоз ТУ8. Это самая короткая узкоколейная железная дорога Беларуси!

Направляюсь пешком по железнодорожной линии до платформы Дедново. Это почти 7 километров. Выполняю фотодокументирование. Навстречу проследовал грузовой поезд.



Линия Бобруйск — Рабкор. Тепловоз М62-1094 ведёт грузовой поезд в сторону Рабкора. Время 7:57.


У путепровода перехожу на улицу Карла Маркса. Городским автобусом — в центр Бобруйска.



Билет для проезда в бобруйском городском автобусе.
Продаётся кондуктором.



Бобруйск, Советская улица. Справа — Святоникольский собор. Время 9:29.



Бобруйск. Слева — «Дом связи». Время 9:47.


В «Доме связи» на пересечении Советской и Минской улиц было найдено место с дешёвым и качественным доступом в Сеть. Пользуюсь им.

Троллейбусом маршрута №2 — от площади Ленина до вокзала. Электропоездом до станции Осиповичи.



Билет для проезда в бобруйском троллейбусе. Покупается у водителя
или в киоске, затем компостируется.



Билет Бобруйск — Осиповичи — Слуцк.



Вокзал на станции Бобруйск. Табло с отображением ближайших поездов. Интересно, что по одинаковому
маршруту Бобруйск — Осиповичи курсируют как электропоезда, так и дизель-поезда.



Осиповичи. Маршрутоуказатель на электропоезде, которого до недавнего времени быть не могло.


Согласно разработанному плану, предстоит двигаться на Слуцк — Русино — Кабушкино — Кустовичи — Брест — Ковель — Стоянов — Лопатин — Ковель — Брест — Барановичи — Москву.

По узловой станции Осиповичи — не очень длинная пересадка. Решаю успеть сбегать на маленькую речку Синяя, которая находится в 1700 метрах восточнее вокзала. Это почти ручеёк, для купания неблагоприятен. Но других водоёмов в городе железнодорожников Осиповичи нет.



Город Осиповичи. Время 13:24.



Немногим восточнее узловой станции Осиповичи. В центре — линия на Могилёв, справа — линия на Бобруйск,
слева — короткий подъездной путь к ТЭЦ и заводу «Технониколь».


Дизель-поезд Осиповичи — Солигорск. По станции Слуцк — пересадка. Отмечаю, что южный обход Осиповичского узла (Осиповичи III — Верхутино) не действует и разобран.

Дизель-поездом Слуцк — Барановичи доезжаю до станции Русино в окрестностях города Барановичи Брестской области.



Платформа Труд на линии Осиповичи — Слуцк — Русино. Время 18:46.


Ночёвка в заброшенном строении к западу от Русино.



«Хибара», послужившая местом ночлега. 20 августа, время 6:16.



Окрестности станции Русино. Вид на юг. Двухпутная линия на Лунинец,
однопутная линия на Слуцк — Осиповичи. Время 6:40.



Вокзал на станции Русино. Время 7:16.


Пешком от Русино до Кабушкино.



Село Русино. Дорога на Кабушкино — Великие Луки. Время 7:22.



Поворот на Кабушкино. Время 8:20.


В посёлке Кабушкино (бывшее Торболово) находится одна из последних ещё не проезженных мной узкоколейных железных дорог Беларуси.

Я был в Кабушкино уже дважды: 11 апреля и 8 октября 2012 года. Тогда движения не было.

На месте выяснилось: сегодня тоже движения не будет! Как и завтра, скорее всего.



Локомотивное депо в Кабушкино. Здесь остался один тепловоз. В ближайшее время он никуда не едет. На часах 8:34.


В апреле 2012 года, впервые приехав в Кабушкино, я наблюдал строительство новой линии узкоколейной железной дороги — на запад от посёлка, к торфомассиву Мутвица.

Сейчас эта линия достроена. С неё уже ведётся вывозка торфа. Старую линию на восток, по всей вероятности, в близком будущем разберут.

Двигаюсь пешком по новой линии узкоколейной железной дороги до крайнего пункта. Ведётся тотальное фотодокументирование.



Новая линия Кабушкино — Мутвица. Пересечение с автодорогой Барановичи — Великие Луки. Время 8:53.


От крайнего пункта узкоколейной железной дороги — пешком по полям до многоэтажного района Баранович.



Поля у деревни Глинище. Вдали — город Барановичи. Время 11:03.


Недалеко от тех мест, по которым я иду, находится крупный военный аэродром Барановичи. Внешне он здесь не заметен.



Деревня Глинище. Время 12:24.



Выезд из деревни Глинище. Время 12:44.


Добираюсь до деревни Узноги, которая вплотную примыкает к городу. По окраинным улицам Баранович, мимо нового Барановичского госуниверситета — на Полесский вокзал.

Ближайший электропоезд на Брест отправится не очень скоро. Иду на хорошо знакомое мне Жлобинское озеро — место купания во время пересадок по Барановичам.



Жлобинское озеро. Время 14:28.



Жлобинское озеро. Автомобиль с московскими номерами. Время 14:56.


Электропоездом Барановичи — Брест до станции Оранчицы. Пружанский район Брестской области, 1021-й километр от Москвы.



Вокзал на станции Оранчицы. Время 17:26.


Теперь нужно добраться автостопом до Кобринского торфопредприятия. Это 25 километров.



Сельская улица в окрестностях станции Оранчицы. Время 17:53.


Выхожу на автодорогу у южного выезда из населённого пункта. Остановилась легковая машина, за рулём — работник милиции в форме. Дружелюбный и вежливый, интересовался путешествием и работой по изучению железных дорог. Оставляю «визитку» с адресом «Сайта о железной дороге».



Выезд на старую автодорогу Минск — Брест. Время 18:53.


Выхожу у развязки на скоростной автомагистрали Москва — Брест, которую в Беларуси называют «Олимпийка». Отсюда до нужной мне точки остаётся три километра. Дорога здесь грунтовая, что редкость для Беларуси.



Впереди — село Кустовичи. Время 19:11.


За селом Кустовичи находится небольшой посёлок, который на «советских» топографических картах подписан как Кобринское торфопредприятие. Как выяснилось, сейчас он называется Ель.



Кобринский торфобрикетный цех (Кобринское торфопредприятие). Время 19:36.


Здесь находится торфобрикетный завод и узкоколейная железная дорога — почти никому не известная. В данный момент это последняя не посещённая мной действующая узкоколейная железная дорога. Именно не посещённая: узкоколейная железная дорога в Кабушкино является непроезженной, но посещённой.

Как выяснилось, здесь находится цех «Кобринский» Гатча-Осовского торфопредприятия. Основная часть Гатча-Осовского торфопредприятия находится в посёлке Ленинский — это в 44 километрах отсюда на запад. Там я был в 2011 году.

Торфобрикетный завод действует, и узкоколейная железная дорога действует! Завтра движение будет!

Я воодушевлён этим известием. Ситуация, если бы в Кабушкино движение было, а здесь бы не было — значительно хуже. Это место — отдалённое от ширококолейных железных дорог. Добираться сюда намного сложнее, чем в Кабушкино.

Иду в сторону села Кустовичи. Нахожу окружённую зарослями постройку, внутри которой содержалось сено. Ночёвка.



Строение, послужившее местом ночлега. Время 20:04.



Ночёвка завершена. 21 августа, время 7:17.


Иду на торфобрикетный завод. Довольно долгое ожидание в здании его конторы. Объясняю работникам суть своей деятельности. Удалось проехать по узкоколейной железной дороге.



Главная станция узкоколейной железной дороги Кобринского торфопредприятия. Тепловоз ТУ6МБ-1509. Время 8:35.


С машинистом тепловоза я общался длительное время. Сама поездка — короткая, но подготовка к ней была долгой.

Машинист доброжелательный, отнёсся ко мне позитивно. Коренной житель деревни, разговаривал на местном диалекте.

Как известно, городское население Беларуси (примерно 70 процентов всего населения) разговаривает на обычном русском языке. Он отличается от языка жителей РФ почти полным отсутствием мата и простонародного сленга: в Беларуси люди культурные. Ещё — произношением, в том числе фрикативным «г», но не всегда.

Сельское население говорит в основном на «трасянке». Условно можно сказать, что это белорусский язык, но не в литературной форме. Более близкий к русскому, чем «официальный», на котором печатают книги и газеты. Хотя говорящих на обычном русском языке в сельской местности тоже много.

Речь машиниста узкоколейного тепловоза напоминала скорее украинский язык, чем белорусский! Жаль, что я её не записал. Запомнились слова с «и», что характерно для украинского, но не белорусского: «дiло», и некоторые другие.

Этот диалект — полесский микроязык. Распространён в сельской местности на юге Беларуси (Полесье).



В кабине тепловоза. Производится заправка маслом.



Поезд прибывает вагонами вперёд к месту погрузки торфа, западнее деревни Подземенье. Время 11:35.


Основная страница узкоколейной железной дороги Кобринского торфопредприятия: http://infojd.ru/15/el.html

От места погрузки торфа возвращаюсь пешком в посёлок Ель, проведя тотальную фотодокументацию.



Жилые дома в посёлке Ель. Время 12:55.


От торфобрикетного завода периодически отправляются грузовые машины, развозящие брикеты по соседним районам. Оптимальный способ уехать — договориться с водителем на загрузочной площадке, а не стоять в ожидании на пыльной дороге с минимальным движением.

Водитель «МАЗа», следовавший в Пружаны, согласился подвезти меня до села Линово (станция Оранчицы).



«МАЗ», гружёный торфобрикетом. Водитель в данный момент получает
документы на груз в конторе завода. Время 13:47.



Автодорога к северу от пересечения с «Олимпийкой». Время 14:00.



Граница Пружанского района.



Поворот на станцию Оранчицы. Время 14:26.


Выхожу за путепроводом через магистральную железную дорогу. Электропоезд от станции Оранчицы до Бреста-Центрального.



Станция Оранчицы. Прибывает электропоезд ЭР9Т-706, следующий до Бреста. Время 15:14.


В Бресте был сильный дождь. Некоторое время укрываюсь от него в здании вокзала. Затем иду в сторону центра города.

Каждое прибытие в Брест вызывает особые чувства. Это — пограничный город с героической историей, рубеж, край русской земли. Два километра дальше — и будет «другой мир», чужая и недружественная территория. А здесь всё своё, родное, и находиться здесь комфортно.



Центр Бреста. Пешеходная Советская улица. Впереди, за кинотеатром «Беларусь» — пересечение с улицей Будённого. Время 17:12.


Пользуюсь доступом в Сеть в здании «Белтелекома». Затем — купание в реке Мухавец, как и в 2011 году.

Пешком на станцию Брест-Полесский, к последнему вечернему дизель-поезду на Хотислав. Иду в сумерках. Опаздываю, приходится бежать.



Билет Брест-Полесский — Хотислав.


Около 23 часов поезд прибыл на пограничную с Украиной станцию Хотислав. Здесь — пересадка в украинский дизель-поезд Д1, приписки депо Ковель.

В 2011 году на линии Брест — Ковель пересадка из поезда в поезд осуществлялась только на украинской пограничной станции Заболотье. Сейчас — пересадка не только по Заболотью, но и по Хотиславу.

Дизель-поезд закрывает двери, после этого по нему проходят пограничники. Женщина-билетный кассир «обилечивает» только за гривны. Украинские деньги при мне имелись — я уже давно имею постоянный небольшой запас гривен, тенге и белорусских рублей.

Стоянка по станции Заболотье, проверка документов и «проштамповка» украинской стороной.



Штампы из Хотислава (написано «Брест») и Заболотья.



Билет Хотислав — Ковель.



Квитанция о сборе «за оформление билета».


Среди ночи прибываем в Ковель. Это крупная узловая станция в Волынской области. Непродолжительная ночёвка к западу от вокзала, под списанным пассажирским вагоном, стоящим на одном месте годами.

В темноте выезжаю электропоездом Ковель — Здолбунов до станции Киверцы. Билет я взял сразу до станции Стоянов.



Билет Ковель — Стоянов.


Согласно расписанию, в Киверцах должна быть удобная пересадка на дизель-поезд до Сапежанки.

«Круглоголовый» электропоезд ЭР9П-193 надолго «застрял» на станции Любитов. На ней простояли около часа! Это была внеплановая задержка: никаких предупреждений не было. Машинист причины задержки объяснять не стал.

Возможно, поблизости на однопутном перегоне «застрял» встречный поезд. Отправились после проследования встречного поезда.

На узловую станцию Киверцы прибываем с примерно часовым опозданием. Дизель-поезд на Сапежанку через Стоянов уже должен уйти. Но, к счастью, он ждал ковельский электропоезд — так как пересаживаются многие.

Проверка билетов. Я предъявляю билет Ковель — Стоянов.

— А сегодня поезд до Стоянова не едет! Только до Звинячего!

«Облом». Из-за ремонта пути на однопутной малодеятельной линии Сапежанка — Киверцы поезд закончит свой путь в тридцати километрах ближе нужной мне станции Стоянов. В Ковеле об этом ничего не было написано.

Проехали областной центр, город Луцк, который был почти скрыт за потоками дождя. Наверняка Луцкая детская железная дорога сейчас залита водами разлившейся речки Сапалаевки.

После Луцка поезд почти пустой. Едем медленно по старинной железнодорожной линии, которая является очень тихой и провинциальной.

Примерно в 10:15 состав ДР1А-181 прибыл на станцию Звиняче. «Кинцева зупынка». В Беларуси в таких случаях, скорее всего, взамен поезда подали бы автобус.



У станции Звиняче. 22 августа, время 10:12.


Здесь вокруг станции стояли только гужевые повозки — основной транспорт сельской Украины. Ситуация осложняется тем, что на эту местность у меня нет карты. Но всё же известно, что автодорога Луцк — Львов проходит западнее станции.



Дизель-поезд ДР1А-181 на станции Звиняче. Время 10:24.


Направляюсь по сельской дороге в сторону магистральной трассы Луцк — Львов. Дождь кончился.



Выезд из села Звиняче. Время 10:31.


Вспоминаю, что вскоре должен быть «день незалежности Украины». Это 24 августа, но точно ли я правильно помню дату? В этот день, на мой взгляд — чёрный для славянского мира, здесь праздник и ничего не работает, движения по узкоколейным железным дорогам нет.

Между тем, задача на сегодня — проездить узкоколейную железную дорогу в Стоянове, а на завтра — в Лопатине. Ещё есть шанс успеть это сделать в Стоянове, если удастся быстро уехать по автодороге.

На Украине, в отличие от Беларуси и России, хорошо развито автобусное сообщение. Добравшись до «львовской трассы» в селе Терешковцы, почти сразу уезжаю автобусом «Богдан» до города Горохов — районного центра.



Въезд в город Горохов. Время 11:37.



Центр Горохова. Время 11:44.


Недолгое время гуляю по Горохову. Меняю в банке 1000 российских рублей на гривны. Возвращаюсь на автостанцию, доезжаю другим автобусом «Богдан» до Стоянова.



Автобусная остановка в Стоянове. Пересечение автодороги Луцк — Львов
с железнодорожной линией Сапежанка — Киверцы. Время 12:58.



Село Стоянов. Время 12:59.


От переезда иду по железной дороге Сапежанка — Киверцы через вокзал к восточной окраине. В 2007 году я ночевал в Стоянове — эта станция является конечным пунктом нескольких пригородных поездов. Но на узкоколейной железной дороге я никогда не был.



Объявление на вокзале станции Стоянов. Время 13:04.


В Стоянове долгие годы работал Стояновский торфобрикетный завод. Ему принадлежала торфовозная узкоколейная железная дорога. Когда-то она была электрифицированной.

Подхожу к торфобрикетному заводу. Он представляет собой развалины. На первый взгляд — признаков жизни нет. Развалины, дух упадка и запустения.



Стояновский торфобрикетный завод. Время 13:38.


Но на узкоколейной железной дороге есть следы минимального движения. Торф перегружается в вагоны широкой колеи. Происходит это весьма нечасто.

Вначале бывший торфобрикетный завод показался «мёртвым царством». Но всё же нахожу здесь людей. Потому меня провели к главному инженеру (или заместителю директора) — старшему по должности человеку, находившемуся в этот день. Он отнёсся ко мне очень хорошо.

Управление торфобрикетного завода, как и почти всё здесь — в полном запустении. Сначала даже не верилось, что всё это не заброшено, а продолжает функционировать.

Как выяснилось, сам завод закрыт примерно в 1998 году. Восстановлению он едва ли подлежит. Но добыча торфа сохраняется. Узкоколейная железная дорога, скорее всего, в обозримом будущем продолжит работу.

Как и на других узкоколейных железных дорогах Западной Украины, здесь многократно бывали иностранные любители железных дорог. Для них устраивались организованные экскурсионные поездки.

Доброжелательный человек подарил мне книгу австрийского любителя железных дорог Вольфрама Венделина об узкоколейных железных дорогах Западной Украины. Книга на немецком языке, но с ценными фотографиями. Эту книгу я многократно видел на других узкоколейных железных дорогах Западной Украины.

Интересно, что с автором книги, Вольфрамом Венделином, я в своё время общался по переписке в Сети (на русском языке).

Для меня уже собирались организовать «персональную» поездку на тепловозе. Но оказалось, что тепловоз вскоре в любом случае должен ехать на болото — ремонтировать «времянку».



Стояновский торфобрикетный завод. Тепловоз ТУ6А-3226 (номер под вопросом). Время 15:08.


Еду в кабине тепловоза ТУ6А-3226 (номер согласно табличке на шкафе в кабине). Разговор с машинистом — в основном на политические темы, а также о Беларуси. Машинист — сторонник Юлии Тимошенко. Считает, что она заботилась о народе, и возмущён тем, что сейчас она в тюрьме.

Узкоколейная железная дорога в Стоянове, среди прочего, удивительна тем, что пересекает бывшую границу Российской и Австро-Венгерской империй. Сейчас на этом месте — граница Волынской и Львовской областей. Стоянов — это Радеховский район Львовской области, бывшей Австро-Венгрии, а конечный пункт узкоколейной железной дороги у села Ржищев — на территории Волынской области, которая до революции 1917 года была частью России.

Протяжённость узкоколейной железной дороги небольшая — 7 километров от начала до конца. Плюс «времянки».



Узкоколейная железная дорога. Вид на восток. Впереди — село Ржищев. Время 15:41.


Тепловоз закончил свой путь у окраины села Ржищев. Дальше по главному ходу тянутся ржавые рельсы, потом они обрываются.

Я решил добраться пешком до Лопатинского торфобрикетного завода. Это 21 километр по просёлочным дорогам, через Волицу, Корчевку, Куликов, Руденко, Хмельное.



Село Ржищев. Время 16:08.



Село Ржищев. Время 16:11.


В Ржищеве захожу в сельский магазин. Некоторое время отдыхаю между Ржищевом и Волицей.

Здесь тихая, красивая сельская местность. Погода стала идеальной для похода. Всё своё, родное. Нет ни малейшего ощущения чужести, хотя здесь говорят на «украинской мове».



Грунтовая дорога к востоку от села Ржищев. Вдали находится село Волица Барилова. Время 17:47.


Но даже здесь, в «глубинной» сельской местности, можно определить, что я нахожусь на радикальной «Западенщине». В каждом населённом пункте — памятники «борцам», воевавшим на стороне Гитлера.

Стандартная ситуация — новый памятник «борцам» рядом с советским памятником героям Великой Отечественной войны. Монументы тем, кто находился по разные стороны фронта, сейчас мирно сосуществуют. Одни местные жители возлагают цветы к старому монументу, другие — к новому.



Село Волица Барилова. Крест «Борцам за волю Украины». Время 18:11.



Дорога в сторону села Куликов. Время 18:15.



Автодорога Радехов — Берестечко в югу от села Куликов. Время 19:21.



Село Руденко. Время 20:07.



Памятник героям Великой Отечественной войны в селе Руденко. Эти памятники сохраняются,
тогда как все памятники Ленину на Западной Украине давно снесены. Время 20:09.


Ночую в замаскированном месте в селе Руденко. Рано утром продолжаю движение в сторону Лопатина.

Западная Украина — вероятно, одна из наиболее «гужевых» точек мира. Соотношение гужевых повозок и автомобилей в сельской местности в ходе этого перехода — 10:1 в пользу повозок! Телеги едут одна за другой, автомобиль среди них смотрится как что-то инородное. Среди тех редких автомобилей, что здесь попадаются, большинство — советские.



Въезд в село Хмильно (Хмельное). 23 августа, время 7:50.



Памятник героям Великой Отечественной войны в селе Хмильно (Хмельное). Время 7:59.



Памятник «борцам» противоположной стороны в селе Хмильно (Хмельное).



Село Хмильно (Хмельное). Время 8:11.


Вот и «спрятавшийся» в полях Лопатинский торфобрикетный завод. В отличие от Стояновского торфобрикетного завода, он продолжает выпускать торфобрикеты. Духа разрухи здесь нет.

Завод сравнительно новый — открыт в 1979 году. Перспективы работы имеются. Узкоколейную железную дорогу планируется продлевать.

Директор завода не захотел со мной разговаривать, но другой работник отнёсся очень благосклонно. Мне устроили детальную экскурсию по заводу. Проезжаю в тепловозе к месту погрузки торфа.

Здесь, как и в Стоянове, неоднократно бывали иностранные любители железных дорог. Есть вагон-платформа с бортами и скамейками для их перевозки. Но этот вагон давно не использовался.



Лопатинский торфобрикетный завод. Время 10:18.



Тепловоз ТУ8-0370 на Лопатинском торфобрикетном заводе.



Тепловоз ТУ8-0370 ведёт поезд к месту погрузки торфа. Время 10:58.



Расчистка пути. Время 11:09.



Загрузка вагонов. Время 11:38.


От места погрузки иду пешком на завод, выполняя тотальное фотодокументирование. У моста меня встретил работник с отсутствующей кистью одной руки (производственная травма). Подарил мне еду, в том числе сало. Хотя я не ем ни мясо, ни сало, отказаться не удалось.



Управление Лопатинского торфобрикетного завода. Время 12:49.


Триста двадцатая узкоколейная железная дорога проезжена. Задача выполнена, теперь нужно возвращаться в Москву. Дешевле всего — двигаться на Ковель, затем на Брест, Минск, Смоленск.

Иду в центр посёлка Лопатин. Это старинный городок с большой историей. Сейчас он в запущенном состоянии.

Нахожу место общественного доступа в Сеть. Хорошая особенность Украины: места общественного доступа в Сеть встречаются достаточно часто, в том числе и в глубокой провинции. В России и Беларуси такие места — большая редкость.

Обнаруживаю, что на популярном белорусском портале Tut.by появилась публикация, созданная на основе беседы 15 августа. Она вызвала значительный интерес читателей.

В Лопатине есть автостанция, в которой, как ни странно, работает касса. Хотя автобусы на Украине, в отличие от Беларуси, не государственные. В основном, они принадлежат местным предпринимателям.



Автостанция в Лопатине. Время 14:22.


Мне нужно добраться до Червонограда (Кристинополя), через который пролегает железная дорога Львов — Ковель. Приобретаю билет за 19.40 (около 70 рублей РФ).



Автобусный билет Лопатин — Червоноград.


Автобус прибыл с большим опозданием. Это был типичный для сельской России «ПАЗик». Устройство некомфортное, но считается приспособленным к бездорожью.



Въезд в город Радехов. Время 15:18.


Проезд 50 километров от Лопатина до Кристинополя занял более полутора часов. Дороги на Западной Украине — ужасающие!

В более-менее приличном состоянии поддерживаются только самые главные междугородные трассы. Остальное — это «яма на яме», где езда — сущее мучение, где техника разваливается, а человек после нещадной тряски — едва живой. Контраст с белорусскими дорогами — разительный.

Вдобавок к тому, ковылявший по пыльным ямам «ПАЗик» местами был забит настолько, что его «брали штурмом». Я сидел — но в клубах пыли, и едва не ударяясь головой о потолок. «Украина — це Европа!»

В Червонограде (Кристинополе) проходила какая-то политическая акция.



Червоноград (Кристинополь). Время 17:11.



Червоноград (Кристинополь).


Дизель-поездов в сторону Ковеля в ближайшие часы не будет. Я не полностью записал в ходе поездки расписание по Ковелю. Почему-то подумалось, что дизель-поезд из Ковеля в сторону Бреста уходит около 8 часов вечера — и это последний поезд.

Значит, в Ковель придётся добираться автобусами. Это будет стоить в несколько раз дороже, чем стоил бы пригородный поезд.

До Ковеля отсюда 110 километров. Сначала — автобусом до Нововолынска. Затем — микроавтобусом в Ковель через Владимир-Волынский. Автобусы здесь хотя и в несколько раз дороже пригородных поездов, но в разы дешевле автобусов в России.



Автостанция в Нововолынске. Время 18:10.



Автобусный билет Нововолынск — Ковель.



Северный въезд в Нововолынск. Время 18:27.



Владимир-Волынский. Время 18:46.


Вечерний Ковель. Я опоздал-таки на дизель-поезд до Хотислава в 20:15, на который надеялся успеть. Но оказалось, что ехать на нём было бы бессмысленно: от Хотислава (пограничная станция Беларуси) на Брест ничего не идёт до утра.

Между тем, в 1:27 отправляется дизель-поезд Ковель — Хотислав, который согласован с поездом Хотислав — Брест. Я бы мог спокойно ехать от Кристинополя до Ковеля пригородным поездом, а не автобусами.

Покупаю ежевику у торговки вблизи вокзала. Захожу в магазин. Осматриваю вечерний Ковель.

Здесь до сих пор горит Вечный Огонь у памятника героям Великой Отечественной войны. И в то же время, есть улица Бандеры...

Отдых к северу от путей станции. Спальный мешок не раскладываю.

Около часа ночи возвращаюсь на вокзал. Дизель-поезд на Хотислав ожидает множество пассажиров.



Билет на ночной дизель-поезд Ковель — Хотислав.


Я вначале удивился: почему они говорят на чистом русском языке? Ведь здесь обычно ездят украиноязычные местные жители.

Оказалось, что вечером сюда прибывает поезд дальнего следования Симферополь — Ковель. Ночной «волной» дизель-поездов Ковель — Хотислав — Брест пользуется население Брестской области, возвращающееся с отдыха в Крыму.

Между Брестской областью и Крымом нет прямого сообщения. А если бы и было — межгосударственный поезд стоил бы раз в десять дороже, чем местные поезда по такому же маршруту. Между тем, Крым — основное место летнего отдыха жителей Беларуси.

Дизель-поезд Д1 был подан на посадку с задержкой — когда уже должен был отправиться. Впервые еду здесь не в окружении бабок и «мешочниц», говорящих на местных диалектах, а окружении городского населения.

Среди ночи — «побудка» и проверка украинскими пограничниками по станции Заболотье. Затем — Хотислав, стоянка с закрытыми дверями, вторая проверка. Двери открываются, толпа людей переходит в брестский дизель-поезд, стоящий на соседнем пути. Отправление в темноте.



Билет из дизель-поезда Хотислав — Брест.



Дизель-поезд ДР1А-281 прибыл из Хотислава на станцию Брест-Центральный. 24 августа, время 6:58.


На станции Брест-Центральный прошу в кассе билет на «швейцарский» электропоезд до Минска. Ответ: до Минска нельзя, только до Баранович.

По статусу это поезд дальнего следования. Фактически он следует по маршруту Брест — Минск, хотя во всех расписаниях два маршрута: Брест — Барановичи, Барановичи — Минск.

Почему комфортабельные швейцарские электропоезда 800-й нумерации, фактически следующие от Минска до Бреста и от Бреста до Минска, во всех расписаниях значатся как Минск — Барановичи и Барановичи — Брест? Почему на них сразу нельзя взять билет от Бреста до Минска?



Билет на скоростной электропоезд от Бреста до Баранович.


На тот момент я предположил: билетные кассиры руководствуются инструкцией, согласно которой это разные поезда. А продавать билеты с пересадкой им запрещено, если продолжительность пересадки меньше трёх часов. Такое реально бывает. В этом случае после покупки одного билета за вторым нужно обращаться в другую кассу.

Впрочем, в данном случае, скорее всего, на участке Барановичи — Минск все места в «швейцарском» электропоезде уже раскуплены.



Станция Брест-Центральный. Время 7:17.



Станция Брест-Центральный. Межгосударственный поезд Брест — Тересполь, следующий до польской
пограничной станции в 6 километрах отсюда. Состоит из наших вагонов и польского электровоза
колеи 1435 мм. Раньше на этом маршруте работали польские электропоезда EN57. Время 7:28.



Окрестности станции Брест-Центральный. Время 7:39.


Выезжаю «швейцарским» электропоездом. Заполненность высокая, и возрастает на промежуточных остановках: Жабинка, Берёза-Город, Ивацевичи. Требуют придерживаться места, указанного в билете, что мне не нравится. Нумерация мест — идиотизм!

Скоростные поезда, курсирующие по Беларуси, имеют маршрутную скорость свыше 100 км/ч. Очень дешёвые — в 20 раз дешевле аналогичного российского «Сапсана».



В электропоезде Брест — Барановичи — Минск. Скорость 140 км/час.


Станция Барановичи-Полесские. Через 15 минут скоростной поезд отправляется дальше — на Минск. Но всех пассажиров «приглашают» выйти из вагонов.

Бегу в кассу — теоретически есть шанс успеть взять билет на этот же поезд до Минска. Имеется очередь. За 10 минут (продажа билетов прекращается за 5 минут до отправления) до кассы я не «добрался».

Пришлось брать билет на дизель-поезд 600-й нумерации Гродно — Минск. Это означает: скорее всего, я не смогу сегодняшним вечером попасть в Оршу, к вечернему поезду Орша — Красное.



Билет на дизель-поезд 600-й нумерации от Баранович до Минска.



Станция Барановичи-Полесские. Дизель-поезд ДР1А-314, следующий по маршруту Гродно — Минск. Время 10:32.


«Вырисовывается» весьма дурной вариант: прибытие домой на 6 часов позже, чем если бы уехал «швейцарской» электричкой в Минск. Ночёвка в Орше, ходьба по восточным пригородам Москвы почти в 2 часа ночи.

Удивило, что по маршруту Гродно — Минск курсирует дизель-поезд, ни внешне, ни внутри ничем не отличающийся от пригородных поездов. Без проводников, и даже с вагонными торговцами! Но проезд — по билетам дальнего следования. 140 километров от Баранович-Полесских до Минска-Пассажирского дизель-поезд следует под контактным проводом.



Внутренний вид вагона дизель-поезда ДР1А-314, следующего по маршруту Гродно — Минск. Время 10:34.


У нас можно только мечтать о дизель-поездах Москва — Ржев или Москва — Узловая, хотя это значительно ближе. Такие маршруты были бы нужны — но их нет и не предвидится.

Маршрут Минск — Гродно сопоставим по расстоянию с маршрутом Москва — Рыбинск. Где осталось два ночных поезда в неделю, по средам и пятницам — и это всё.



Станция Минск-Пассажирский. Электропоезд ЭР9Тм-801. Назван «Евгений Володько» в честь начальника
Белорусской железной дороги в 1993-1998 годах, годы жизни 1941-1998. Время 12:48.



Станция Минск-Пассажирский. Электропоезд ЭР9Е-637.


В Минске-Пассажирском я оказываюсь за 16 минут до отправления электропоезда на Оршу с Минска-Восточного. До станции Минск-Восточный обычно добираются на метро с пересадкой. Пешком по путям — 2 500 метров. Добежать едва ли удастся.

Если я успею на эту электричку до Орши, то вернусь домой завтра в семь часов вечера. Если нет — только в 1:30 ночи. Мысленно я выругался в адрес тех, кто додумался отправлять электропоезда Оршанского направления именно с Минска-Восточного, а не с Минска-Пассажирского или хотя бы Института Культуры.

Тяжёлое раздумье: пытаться ли бегом, расталкивая толпу, «лететь» в метро, перед этим купив жетон, бегом бежать по переходу «Октябрьская» — «Купаловская», и все равно в итоге на Минск-Восточный, возможно, не успеть?

Интервалы в Минском метрополитене далеко не московские. Ехать нужно по двум линиям.

В итоге решаю не бежать, смиряюсь с возвращением на 6 часов позже, несмотря на болезненное состояние.

Два часа работаю в интернете на минском вокзале. Переписываюсь с главным редактором газеты «Железнодорожник Белоруссии» С. Коктышем.

Трудно сказать, правильным ли было это решение. Когда я всё же отправился с Минска-Пассажирского на Минск-Восточный на метро, это заняло 15 минут. Но на «Площади Ленина» я успел войти в почти отправляющийся поезд.

От Минска-Восточного вначале доезжаю до станции Смолевичи, рядом с которой имеется озеро. Иду к берегу, в безлюдное место. Холодная погода не способствовала долгому купанию.



Билет Минск-Восточный — Орша.



Смолевичи. «Внимание, злая собака, а хозяин ещё хуже». Время 16:47.



Озеро в Смолевичах. Время 16:49.



Жилой дом у вокзала в Смолевичах. Время 18:03.


В сумерках оказываюсь в Орше. Ненастная погода, дождь. Иду по одноэтажным улицам на северную окраину города. Далее — за пределы жилой застройки. Было найдено хлипкое укрытие в виде заброшенной теплицы.

Плохо, что отменён электропоезд Смоленск — Орша — Смоленск, прибывавший из Смоленска в Оршу вечером и уходивший назад в 3:50. На нём я ездил раз тридцать. Сэкономив при этом десятки тысяч рублей, по сравнению с поездками на поездах дальнего следования.



Улица на севере Орши. 25 августа, время 8:04.


Выезд из Орши дизель-поездом на Красное. Дизель-поезд следует по электрифицированному участку.



Билет Орша — Красное.



Станция Орша-Центральная. Дизель-поезд ДР1П-085, отправляющийся на Красное. Время 8:46.


По станции Красное — согласованная пересадка на электропоезд до Смоленска. Время «уходит» на час вперёд.



Станция Красное, Смоленская область. Московское время 10:54.



Билет Красное — Смоленск.


Несколько часов отдыха в Смоленске, в зарослях под мостом через Днепр. Мост весьма полезен, так как погода дождливая.

Электропоезда Смоленск — Вязьма, Вязьма — Можайск, Можайск — Москва до станции Кунцево. От Кунцево — пешком к метро «Кунцевская», далее до «Курской».



Билеты Вязьма — Бородино, Бородино — Кунцево. Фактическая пересадка — по Можайску, а не Бородино.



Вязьма, Смоленская область. В магазин «Магнит» я часто захожу при пересадках по Вязьме. Время 19:22.



Станция Вязьма. Электропоезд ЭР2Т-7140, отправляющийся на Можайск. Время 19:50.



Станция метро «Кунцевская». Время 00:08.


Перед станцией Бородино включаю телефон, который в рабочих экспедициях обычно выключен. И узнаю: только что была полностью затоплена квартира, в которой, в числе прочего, хранятся все мои книги.

В квартире прорвало водопровод. Её покинули на несколько часов, но этого достаточно, чтобы всё покрылось водой так, что вода лилась из дверей. Владельцы нижерасположенных квартир могут выставить счёт в объёме, составляющем десятки тысяч долларов США.

Проклинаю идиотские советско-российские проекты многоквартирного жилья, которые изначально запрограммированы на подобные случаи. Ощущение, что это злонамеренно. Элементарно можно было бы исключить такие случаи — будь «дыра в полу» в санузлах и наклон пола в её сторону. Так устроены квартиры во многих зарубежных странах.

В качестве «контрибуции» жильцам других квартир пришлось вначале отдать 35 тысяч рублей, а в январе 2016 года «вытрясли» ещё около 40 тысяч рублей.

В числе прочего, как вскоре выяснилось, пришло в негодность 11 книг «Малая Магистраль Твери», каждая из которых стоит в магазинах до 1500 рублей РФ. И множество менее дорогих книг.

Правила ведения бизнеса требуют в таких случаях товар уничтожать, чтобы не доставался никому. Но я работаю ради идеи, а не ради денег!

Поэтому книги были доставлены известному Антону Кротову, у которого любой желающий сможет их взять. Конечно, вид нетоварный, но зато бесплатно.








10.05.2014 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу