Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА НОВОСИБИРСК — КИЯ-ШАЛТЫРЬ — ЛЕСОСИБИРСК —
ПРИТАЁЖНАЯ  — УСТЬ-КАТАВ, 2013 ГОД









Данная рабочая экспедиция произведена в мае 2013 года. Исполненный маршрут: Москва — аэропорт Домодедово (ускоренный пригородный поезд) — Новосибирск (самолёт) — Болотная — Тайга — Мариинск — Боготол — Тисуль — Боготол — Ачинск (пригородные поезда) — Кия-Шалтырь (пассажирский поезд дальнего следования) — Рудная (грузовой вагон) — Ачинск (автотранспорт) — Лесосибирск — Ачинск (пригородный поезд) — Кемерово — Белово (автотранспорт) — Артышта — Прокопьевск — Артышта — Заринская (пригородные поезда) — Притаёжная (электропоезд, предназначенный для работников завода «Алтай-кокс») — Заринск (автобус охраны завода) — Барнаул — Черепаново — Новосибирск — Чулымская (пригородные поезда) — Барабинск (поезд дальнего следования) — Татарская — Омск — Исилькуль — Булаево — Петропавловск — Макушино — Курган — Шумиха (пригородные поезда) — Челябинск (автотранспорт) — Златоуст (пригородный поезд) — Усть-Катав (автотранспорт) — Сасово (поезд дальнего следования) — Рязань — Москва (пригородные поезда).


http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4457520 — 2447 фотографий, сделанных в процессе поездки

http://ru-railway.livejournal.com/2000895.html, http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=594824&tree=on&shbd=&Offset=0 — обсуждения этой публикации


http://infojd.ru/dop/kj2013.html,
http://www.gudok.ru/zdr/176/?ID=916524&archive=30724,
http://www.gudok.ru/zdr/176/?ID=917734&archive=30746 — статьи в газете «Красноярский Железнодорожник», созданные на основе данной поездки



Основная цель — проездить железнодорожную линию Красная Сопка — Кия-Шалтырь в последний день существования на ней пассажирского движения. Другие цели: изучение железнодорожных линий Ачинск — Лесосибирск, Заринская — Притаёжная, Златоустовского трамвая, Усть-Катавского трамвая и других железнодорожных объектов.

Безусловно, единственно приемлемый транспорт для перемещения из Москвы в Красноярский край, где находится железнодорожная линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь — самолёт. Ближайшими к железнодорожной линии Красная Сопка — Кия-Шалтырь пассажирскими аэропортами являются Красноярск-Емельяново, Новосибирск-Толмачёво, Абакан, Томск, Кемерово. Последние три аэропорта — к сожалению, «экзотические» места, доступные лишь для богачей. Билеты по приемлемой цене могут быть только в Новосибирск и Красноярск.

За месяц вперёд приобретаю электронный билет Москва — Новосибирск. Долгое время было потрачено на поиск самого дешёвого варианта. На сайте агентства «Авиакасса.ру» билет стоил дешевле, чем на сайте авиакомпании, выполнявшей полёт. Тем не менее, цена грабительская для меня — 5 925 рублей.




Электронный авиабилет Москва — Новосибирск.


Мой тяжелейший труд никем не оплачивается и не компенсируется. Десятки тысяч потребителей активно пользуются результатами моего труда, посещаемость сайта — до 5 000 IP-адресов в сутки. За просмотр сетевых материалов я никогда не брал и не буду брать денег. Весьма дешёвая книга, изданная смехотворно ничтожным тиражом, о продаже которой знает каждый потребитель моего труда, при текущих темпах будет продаваться 200 (ДВЕСТИ!) лет.

Несмотря на это, я выполняю и буду выполнять свою работу. Разработанная на 40 лет вперёд программа должна быть выполнена.

Билет на поезд от Москвы до Новосибирска стоит около 4 тысяч рублей, а при отправлении 9 мая — и вовсе 2000 рублей. Но свыше двух суток в забитой людьми «консервной банке» — это ужасно. Я такое выдерживал (например, Петровский Завод — Хабаровск в 2009 году), но это — одно из самых жутких испытаний.

Я чувствую озлобленность из-за того, что цены на сверхдальние, через полстраны, наземные перевозки сейчас ниже воздушных. Это ненормально, так не должно быть! Несмотря на голодное существование, решаю избежать двух суток мучений в «бочке с людьми».

Преодолевать такие расстояния, как Москва — Новосибирск, на поезде, не выходя из него — это в высшей степени дико. Каждый нормальный россиянин обязательно должен увидеть Россию, проехать на поездах от Москвы до Владивостока — но с десятком-другим длительных остановок в пути.

При этом я считаю, что поезда сверхдальних маршрутов должны быть, сокращать их число нельзя. Однако поезда предназначены для сообщения между промежуточными пунктами. Ехать на поезде из Тайшета в Барабинск, из Ишима в Ачинск нормально, а из Москвы в Красноярск — нет!

С ностальгией вспоминаются счастливые годы, когда существовала дешёвая авиакомпания «Авианова». Самой восточной точкой полётов была Тюмень, но и это существенно облегчало жизнь. Тогда авиабилеты были дешевле плацкартного вагона. Было сделано всё, чтобы «Авианову» убить. Несмотря на успешную работу таких авиакомпаний в Западной Европе, где цены на топливо значительно выше. С явной мыслью — нечего рядовым гражданам летать, пусть население безвылазно сидит по домам!

Отмечу, что население действительно сидит по домам, как будто на привязи. В России огромный процент граждан, которые почти никуда за всю свою жизнь не выезжали. Подвижность населения  — дичайше низкая. Считаю, что человек, который не путешествует, который не посещал различные точки своей страны, по определению не может быть цивилизованным!


Выезжаю 19 мая цивилизованным электропоездом Москва-Павелецкая — Аэропорт Домодедово. Великое благо, что этот вид транспорта существует, что не нужно лезть в гадкую «зелёную бомж-собаку» или забитый медленный автобус.




Электропоезд Москва-Павелецкая — Аэропорт Домодедово.





Тупиковая пассажирская станция Аэропорт Домодедово. Последние мгновения среди лета,
предстоит крайне жёсткая экспедиция по суровым местам...


В Москве давно настало лето. Уже две недели держится дневная температура +30. В Москве имеет место тяжёлая длительная зима, но май в Москве — летний месяц. Мне кажется, иначе жить нельзя: длительная зима мучительна в высшей степени. Если бы я не знал, что в начале мая всегда наступает лето, то жить здесь не смог бы.

Ознакомившись с прогнозом погоды в регионах поездки, я ужаснулся. Но реальность оказалась даже хуже прогноза. На исходе мая — казалось бы, летнего месяца — в регионах экспедиции не было листвы, температура держалась на уровне 5-7 градусов, люди ходили в зимней одежде, местами не полностью сошёл снег! Много дней не было видно солнца. Постоянный мерзкий дождь или мокрый снег.

В 2009 году мне довелось быть в Красноярском крае в августе. В Москве это лучший летний месяц, здесь была мерзостная дождливая осень. Можно лишь восхищаться патриотизму и стойкости тех, кто живёт в этих «нечеловеческих» местах, и не покидает их, несмотря ни на что.




Посадочный талон на рейс до Новосибирска.


Я покупал билет на рейс авиакомпании «ВИМ-Авиа». Но за несколько дней агентство «Авиакасса.ру» уведомило меня по электронной почте и по телефону, что рейс «ВИМ-Авиа» отменён. Билет действителен на рейс авиакомпании «Уральские авиалинии», в тот же день, но на несколько часов раньше.

Весьма досадно, что за билет до Новосибирска я отдал столько же, сколько отдал бы сейчас за билет до Владивостока. Хотя расстояние Москва — Владивосток почти втрое больше. Но в Приморском крае почти всё пассажирское сообщение уничтожили раньше. Именно сейчас нет возможности туда ехать.




Домодедово (DME). Выход на посадку.


Расстояние Москва-Домодедово (DME) — Новосибирск-Толмачёво (OVB) составляет 2811 км. Перелёт ночной.

Трасса воздушного маршрута не отличается от наземного маршрута поезда через Казань. Были хорошо видны (насколько это возможно ночью) Казань и Екатеринбург.




Прибывший из Москвы самолёт в аэропорту Новосибирск-Толмачёво (OVB).


Продолжительность полёта — 4 часа, плюс три часа разницы во времени. В Толмачёво — 5 утра по местному времени. Впечатлило обилие машин с кемеровскими и алтайскими номерами, обилие таксистов, призывавших ехать в Новокузнецк и Барнаул. В Новокузнецке, Кемерово, Томске и Барнауле есть действующие аэропорты, но цены на билеты туда являются ещё более грабительскими, чем в Новосибирск.




Аэропорт Новосибирск-Толмачёво (OVB).


Рассветная мгла, мерзкая холодная сырая погода, сплошная влага сверху и снизу — наихудшие условия для путешествия. Иду пешком 3 километра до платформы Аэрофлот на магистральной железной дороге.

Сплю некоторое время в замаскированном месте юго-западнее платформы Аэрофлот. Выезд электропоездом Чулымская — Новосибирск от платформы Аэрофлот до станции Новосибирск-Главный.




Билеты на электропоезда и посадочный талон.






Автомобиль с московскими номерами у платформы Аэрофлот. На нём приехали местные монтёры пути.
Автомобили железнодорожников с московскими номерами можно увидеть в глухих местах
за тысячи километров от Москвы, причём те, кто на них ездит,
в Москве обычно никогда не были.





Платформа Аэрофлот. Вид на восток.


Меня удивил факт наличия действующей билетной кассы на платформе Аэрофлот. Хотя пассажиропоток здесь в десятки раз меньше, чем в пригородной зоне Москвы.




Станция Новосибирск-Главный, пешеходный переход от пригородного вокзала к поездам.
Поезда на Омск и Новокузнецк пригородными не являются.


ОАО «Экспресс-Пригород» (оператор пригородных перевозок в Новосибирской области) оставляет хорошее впечатление. Объём движения сохранён на высоком уровне. Даже удивительно высоком для столь малонаселённой местности! Для сравнения: в Челябинске, где численность населения вдоль железных дорог намного выше, беспредельные власти почти полностью уничтожили пригородное движение. То же самое — в Кемеровской области.

Штраф (официально сбор) за посадку в поезд без билета составляет 100 рублей. На моих глазах его платили! Неподчинение контролёрам, «перебежки» — такого здесь не бывает. Стыдно за Москву, с её жуткими быдлячными «собаками»!

Электропоезд Новосибирск — Болотная. В Болотном приходится покупать дополнительную одежду. Несмотря на это, воздействие холода было ощутимым.




Станция Болотная. Электропоезд Болотная — Тайга, ЭД4М-0324 приписки депо Тайга.
Указатель маршрута неправильный.


Электропоезд Болотная — Тайга. Электропоезд Тайга — Мариинск. Ночёвка в Мариинске в заброшенном сарае. Электропоезд Мариинск — Боготол. Поход на восточную окраину города Боготола, осмотр платформы Заводская. Выезд из Боготола в обратную сторону, до станции Тисуль. Продолжительная ночёвка (пытаюсь спать 12 часов), отчасти улучшившая крайне изнурённое состояние.




Станция Предметкино.



Станция Боготол.



Мост через реку Косуль. Вид на восток. Конец мая, в Москве давно лето —
здесь нет листвы и мокрый снег...



Станция Тисуль. Вид на восток.



Станция Тисуль. Переезд. Вид на запад.


У переезда в Тисуле я наслаждался красивыми автоматическими звуковыми сообщениями, распространяемыми из репродукторов: «Внимание! Чётный поезд на первом участке приближения!», «Внимание! Чётный поезд проследовал входной сигнал!». Хотя и понимаю, что жителей близлежащих домов это оповещение, мягко говоря, достало.

Электропоездом от Тисуля до Боготола. Электропоездом Ачинск — Чернореченская до платформы Покровка, расположенной на перегоне Ачинск — Тарутино.




Покровка. Вид на запад.


Настоящая Покровка — столица планеты Земля и вообще центр Вселенной. Я не мог не посетить ещё одну точку на карте железных дорог с таким же названием.




Покровка. Настоящая Покровка — за 4 тысячи километров отсюда, но эту точку нельзя не посетить.



Покровка. Вид на восток. В настоящей Покровке грузовых поездов с 2001 года почти нет.
Здесь они следуют каждые 10 минут.


От Покровки — пешком до соседней платформы Козловка. Электропоездом в Ачинск.

Про красноярскую пригородную компанию «Краспригород», в отличие от новосибирского «Экспресс-Пригорода», ничего хорошего я сказать не могу. В Новосибирске об удобстве пассажиров заботятся. Здесь — похоже, делается по принципу «чем хуже, тем лучше».

Невероятный и необъяснимый маразм — маршруты Красноярск — Чернореченская и Боготол — Чернореченская. Со стороны Красноярска электропоезда должны следовать до Ачинска (расстояние — 184 км). Ещё лучше — до Назарово. Пять пар электропоездов в день Красноярск — Ачинск — Назарово, соединяющие крупные города, уверен, были бы востребованы.

Вместо этого электропоезда следуют до Чернореченской. Согласованных пересадок нет. Чернореченская — маленькая станция в деревне, с почти нулевым пассажиротоком, никому не нужная. С обеих сторон электропоезда подходят к ней пустыми. Пассажиры, желающие добраться из Ачинска в Красноярск, вынуждены пользоваться гадкими автобусами (вдвое дороже) или плацкартными вагонами поездов дальнего следования (втрое дороже).

На юг от Ачинска пригородного движения официально не существует. Не исключено, что его и фактически нет — сведений о рабочих поездах найти не удалось.

Сплю в замаскированном месте вблизи платформы Транспортная на восточной окраине Ачинска. В 0:45 по местному времени выезжаю последним поездом из Ачинска до станции Кия-Шалтырь.

У первой платформы, ближайшей к вокзалу, стоял последний в истории поезд сообщением Красноярск — Ачинск — Абакан. От него уже отцепили вагон на Лесосибирск. В основной части состава последний вагон — мой, следует на Кия-Шалтырь. Проводник «нерусской» внешности — вероятно, азербайджанец. Вагон, к счастью, «забит» не полностью.




Билет Ачинск — Кия-Шалтырь. Куплен на сайте ОАО «РЖД», распечатан в Москве
на Курском вокзале, оцифрован до поездки.


Отправляемся, едем несколько минут до соседней станции Ачинск II. В расписании здесь указана стоянка 25 минут. Реально — манёвры и стоянка здесь длятся около трёх часов. Основная часть поезда уходит в Абакан. В Кия-Шалтырь пойдёт единственный плацкартный вагон.

Просыпаюсь перед станцией Шушь. Осматриваю из окна вагона знаменитый угольный конвейер от Берёзовского разреза к Берёзовской ГРЭС в Шарыпово, самый длинный в мире — 15 километров. Фотографирую станцию Дубинино и все последующие станции и остановочные пункты.




Линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь. Станция Дубинино. Вид в сторону Красной Сопки.



Линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь. Станция Инголь. Вид в сторону Красной Сопки.



Линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь. Тоннель №1. Вид в сторону Красной Сопки.



Линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь. Виадук на перегоне Саланга — Кия-Шалтырь. Вид в сторону Красной Сопки.



Последний пассажирский поезд прибыл на станцию Кия-Шалтырь. Тяжёлое для жизни, труднодоступное место
отныне будет почти полностью оторвано от большого мира.



Маршрутная доска, ставшая с этого дня историей.



Объявление на станции Кия-Шалтырь.


Спрашиваю дежурную по станции Кия-Шалтырь: будет ли что-то взамен отменённого поезда. Нет, ничего не предполагается.

Кия-Шалтырь (посёлок Белогорск) — отдалённое, суровое и трудное для жизни место даже по меркам Красноярского края. Официально посёлок в Кемеровской области, хотя все транспортные связи — с Красноярским краем.

Зима здесь — длительная, почти как в Норильске, хотя Норильск находится на 1700 километров севернее. Хотя высота вроде бы небольшая — 700 метров в жилой части посёлка. Местами наблюдается метровая толща снега.

От станции Кия-Шалтырь ведомственная железнодорожная линия продолжается ещё на 9 километров. Вслед за пассажирским поездом резервом прибыл «ведомственный» тепловоз.

Внешний облик тепловоза меня поразил. Вроде бы обычный ТЭМ14-002 производства Людиновского тепловозостроительного завода, но такой расцветки я ни разу не видел. Где я?! В Америке? В Канаде?




«Американский» тепловоз ТЭМ14-002 на станции Кия-Шалтырь.


Тепловоз показался невероятно похожим на американские и канадские локомотивы. Незадолго до этой поездки я много дней подряд провёл за изучением сетевых ресурсов, посвящённых железных дорогам США и Канады, на основе чего была создана крупная публикация: http://infojd.ru/dop/jdr.html. Обстановка вокруг казалась похожей на суровую Канаду.

Я подумал в тот момент, что такая расцветка нанесена здесь, в Белогорске. Возможно, начальник местного предприятия промышленного железнодорожного транспорта тоже рассматривал фотографии канадских тепловозов, и решил создать здесь их подобие. Позднее выяснилось, что расцветка изначальная, заводская.

Спрашиваю одного из вагонников, когда отправится поезд на рудник. Отправление примерно через час. Осматриваю мост к югу от станции, треугольник. Ближе к обещанному времени отправления поднимаюсь на «американский» тепловоз.




Треугольник на станции Кия-Шалтырь.


Машинист категорически отказался провезти. Несмотря на все усилия и уговоры, показ публикаций обо мне, даже несмотря на предложение денег. Тяжёлая ситуация!

Делаю вид, что ухожу в сторону. Затем, тщательно маскируясь, прячась по кустам, забираюсь в порожний грузовой вагон. Поезд вскоре отправился. Стою в вагоне под почти ледяным дождём. Прибыв на станцию Рудная, вылезаю из вагона, отчищаюсь от грязи в снегу.




Поездка из Кия-Шалтырь в Рудную.


Находясь в грузовом вагоне, я снова вспоминал США и Канаду. Там за поездку в грузовом поезде посадят в тюрьму на срок до 6 месяцев, при рецидиве — больше. Возможен также длительный полицейский надзор. У нас за это в худшем случае могут оштрафовать на 100 рублей.

Цель достигнута! Я проехал от Кия-Шалтырь по ведомственной линии длиной 9 километров, до станции Рудная. Это — физический конец линии. Железная дорога проезжена полностью, включая участок без пассажирского движения!




У станции Рудная.







Посёлок Белогорск. Оторванное от мира место с вечной зимой...


На выезде из Белогорска несколько часов пытаюсь уехать автостопом. Движение слабое, по-прежнему холодный дождь. Около десяти машин прошло, не остановившись.

Наконец, пара пенсионеров на старых «Жигулях» согласились подвезти. Живут в Белогорске, направляются в Красноярск. Дорога плохая, машина на ней нещадно разбивается. Считать это альтернативой железной дороге невозможно. Ещё раз убеждаюсь: отмена поезда — преступление!

Выхожу в Ачинске. Ночёвка в заброшенном доме в районе остановки «Посёлок Мазуль». Утром — выезд на поезде Ачинск — Лесосибирск.

К счастью для меня, поезд Ачинск — Лесосибирск является пригородным. Расстояние — 273 километра. Альтернативы поезду для многих населённых пунктов нет. Только поэтому поезд не отменён.

Поезд состоял из одной секции тепловоза и одного плацкартного вагона. Фотодокументирую все станции и остановочные пункты на линии.




Билеты Ачинск — Лесосибирск и Лесосибирск — Ачинск.







Линия Ачинск — Лесосибирск. Станция Чайда.







Линия Ачинск — Лесосибирск. Станция Пировская. Вид в сторону Ачинска.







Берег реки Енисей в Лесосибирске.


В обратном направлении поезд Лесосибирск — Ачинск идёт ночью, что в данном случае весьма удобно. В Ачинске пользуюсь душем в комнате отдыха (стоимость — всего 85 рублей, редкий случай). Стандартное купание в водоёмах из-за почти зимней обстановки было невозможно.




Ачинский трамвай (http://infojd.ru/14/atchtm.html — детальное описание). Вагон у депо.


Автостопом требуется добраться из Ачинска в Кемерово. Иные варианты, к сожалению, не приемлемы: на пригородных поездах слишком долго, а билет в плацкартный вагон до Анжерской стоит 950 рублей.

На этот раз редкий случай: попутный транспорт остановился почти сразу. «КамАЗ» с кемеровскими номерами, водитель — житель города Ленинск-Кузнецкий по имени Николай. Едет из Хакасии. Удивительное дело: ранее совершал на этом же «КамАЗе» поездки во Владивосток, хотя «КамАЗ» — машина крайне некомфортабельная, трудная для дальних поездок.

Николай немало рассказал о страшных бандитских порядках и произволе властей в его родном городе. Сильно ругал власть и губернатора Амана Тулеева.

Отмечу, что Тулеев для Кемеровской области — фигура почти такая же, как Лукашенко для Беларуси. Его неофициально называют «батькой», как и Лукашенко. В обоих случаях, и в Беларуси, и в Кузбассе, отношение жителей к своим лидерам не является однородным. Однако большинство жителей Кемеровской области Тулеева хвалят или, по крайней мере, не высказывают негатива.

Водитель поведал, что служил в армии под Державинском (центральный Казахстан). Затем несколько лет жил в Джалтыре (Целиноградская, ныне Акмолинская область). Решил вернуться в родной Ленинск — не считает возможным покидать родные места, при всей их суровости. Приобрёл дом в окрестностях города, неоднократно отбивался от «наездов» бандитов и властей. Считает, что первые и вторые по сути одно и то же.




Автодорога на участке Мариинск — Кемерово.


Я рассказал о дикой ситуации со строительством Красноярского метрополитена. Красноярск  — миллионный город, сильно загрязнённый выбросами заводов и автомобилей. Движение повсеместно затруднено из-за «пробок». В городе  — весьма трудный и неблагоприятный для жизни климат.

Строительство метрополитена началось в тяжёлом для страны 1995 году. Красноярцы шли на него с энтузиазмом, для многих это был смысл жизни! Появление метро  — это радикально иной статус города: из глухой и забытой провинции город переходит на почти столичный уровень.

Недавно губернатор Красноярского края Лев Кузнецов издал распоряжение о полной консервации (фактически  — уничтожении) строительства метрополитена. Под предлогом того, что в нищем крае денег на это нет. Не важно, что Красноярский край имеет множество горнодобывающих и металлургических предприятий, приносящих кому-то колоссальный доход. Он перечеркнул надежды жителей города выбраться в «цивилизованный мир», убив дело всей жизни многотысячного коллектива метростроителей!

Кузнецов  — московский назначенец. Ранее никакого отношения к Красноярску не имел. Для него губернаторство  — временная ссылка или длительная «командировка на полярную станцию».

При этом в Москве сейчас открывается большое количество станций метро. Фактически, в Москве строится три Красноярских метрополитена в год! Стоит ли удивляться зашкаливающей ненависти к Москве жителей регионов к востоку от Урала? Я всерьёз опасаюсь, как бы не произошло в будущем провозглашения независимости восточных регионов...


Выхожу в Кемерово, хотя можно было бы проехать ещё 100 километров. Цель — проездить последний ещё непроезженный участок трамвайной сети Кемерово, короткую линию на КХЗ. Это было сделано.

Иду на автовокзал. Автобусом до Белово. Ещё раз убеждаюсь, насколько дурным видом транспорта является автобус. Дешёвых автобусных тарифов, как в 2010 году, здесь уже нет.




Автобусный билет Кемерово — Белово.
Расстояние — около 120 км.


Ночёвка в Белово в замаскированном месте. Выезд электропоездом Белово — Прокопьевск. Несколько часов в Прокопьевске. Выезд от платформы 343 км в Прокопьевске электропоездом Новокузнецк — Артышта. Электропоездом Артышта — Барнаул до станции Заринская.




Тоннель на линии Артышта — Алтайская. Вид на запад.


В Алтайском крае существует удивительная для нашего времени линия Заринская — Притаёжная, на которой сохраняется движение электропоездов, предназначенных для рабочих завода.

Станция Притаёжная обслуживает огромный коксохимический завод «Алтай-кокс». Электропоезда курсируют на эту станцию по заказу администрации завода. Их движение оплачивается заводом. Территория завода закрытая. Единственный аналог — электропоезда, следующие из города Славутич на станцию Семиходы вблизи Чернобыльской АЭС.

Известный факт: Чернобыльская АЭС — строго закрытый объект, но на электропоезде можно съездить до неё свободно и вернуться без каких-либо проблем. При одном условии: нельзя покидать платформу станции Семиходы, на которую прибыл электропоезд. По известным мне отрывочным сведениям, на Притаёжной ситуация такая же.

В расписании движения поездов по станции Заринская о движении на Притаёжную ничего не сказано. Но электропоезда курсируют. Прошу платный билет до Притаёжной и обратно. Кассир очень удивилась, но билет был продан.

Видимо, никогда раньше никто билет до станции Притаёжная не брал. У пассажиров электропоездов есть долгосрочные проездные. Как мне сказали, никто разовые билеты на эту электричку не покупал, и контроля билетов в ней нет.

Электропоезд, следующий на Притаёжную — это «демиховский» состав ЭД9М-0232. Строгой и обязательной привязки электропоезда именно к этому маршруту нет. Тот же самый состав в другой день может пойти на Барнаул. Но в 2010 году я застал курсирующим на Притаёжную тоже ЭД9М-0232. Поезд необычно длинный  — восемь вагонов.

На станции Заринская и соседней платформе 3-й микрорайон садятся пассажиры. На меня смотрят с удивлением — вагонный контингент здесь не меняется годами. Автоинформатор объявляет: станция Камышенка, следующая остановка — конечная, станция Притаёжная. Никаких предупреждений о закрытости станции Притаёжная не делается. Письменная информация об этом в вагоне отсутствует.

Электропоезд вступил на территорию гигантской промзоны и огромной электрифицированной станции. Никакой тайги нет — местность вблизи завода скорее является степью. Колючая проволока, памятный знак 35-летию железнодорожного цеха. Похоже, станция является ведомственной, не входит в состав сети общего пользования.

Электропоезд прибыл к островной платформе. Выхожу вместе с другими пассажирами, успеваю сделать фотографии. С платформы я сходить не собирался, и готовился зайти в электропоезд, чтобы ехать обратно. И тут окликают охранники в пятнистой форме, в изобилии расставленные у торцов платформы.




Станция Притаёжная, электропоезд ЭД9М-0232. Въезд сюда приводит к длительному общению с охраной
и «депортации» в город на служебном автотранспорте.


Охранники потребовали пропуск и паспорт. Объясняю, что я не собираюсь сходить с платформы. Но как оказалось, это не освобождает от необходимости иметь пропуск.

Вокруг меня собралась большая группа «пятнистых» людей, совещавшихся, что со мной делать. Другие охранники в это время методично досматривали вагоны пустой электрички. Потом я спросил, что было бы, если бы я не вышел из вагона на платформу. Охранники ответили, что вагоны тщательно проверяют, и я точно так же был бы задержан.

Вскоре меня повели по длинному пешеходному тоннелю под путями в караульное помещение, находящееся южнее станции. Затем повезли в главное караульное помещение — двухэтажное кирпичное здание. Там происходила беседа со старшими чинами охраны, заполнение различных бумаг.

Я объяснил, что являюсь известным деятелем железнодорожно-исследовательского дела, порекомендовал посмотреть в Сети публикации. Кто-то из охранников действительно это сделал. Отношение было нормальным, без хамства. Но и отпускать меня не хотели.

Спрашиваю: почему станция Притаёжная является настолько запретным или секретным местом?

 — Станция находится внутри завода! Завод принадлежит Лисину [один из известных олигархов]. Может, ты его взорвать собирался?

Старший охранник вызвал водителя служебного автобуса-«ПАЗика». В сопровождении двоих охранников меня повезли в город, в отдел полиции по Заринскому району.

В отделе полиции я пробыл пять минут. Выслушав краткую речь и записав адрес сайта, дежурный полицейский сказал:

 — Путешествовать не запрещено, изучать железные дороги не запрещено! Стыдно за этих охранников, но они — другая структура, и у них тоже своя работа, пойми! Не обижайся из-за них на весь Заринск! Я бы извинился за них. Если надо, мы можем подвезти до вокзала.




Следующим снимком после станции Притаёжная стало ОВД по Заринскому району...


Вежливо отказываюсь: дорогу на вокзал найду сам. До вокзала было не особенно далеко.

Позже я узнал, что на Притаёжной когда-то задерживали даже машинистов электровозов!

http://www.dvaslova.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1583&Itemid=42

Предприятие-террорист

16 ноября 1995 года машинисты двух локомотивных бригад оказались заложниками на станции Притаежной под Заринском. Люди, задержавшие их, ссылались на то, что такое распоряжение отдал им генеральный директор АО «Алтай-кокс» Виктор Митяев.

Как заявлял председатель профсоюза локомотивщиков края Андрей Маевич, такие меры руководство «Алтай-кокса» предприняло в ответ на требования железнодорожников погасить долг перед ними в размере более 13 миллиардов рублей. По словам Андрея Маевича, на Западно-Сибирской железной дороге объявлено чрезвычайное положение, изменен график работы оставшихся локомотивных бригад. Однако, несмотря на принимаемые меры, график движения поездов на Кузбасском направлении был сорван. На станции скопилось более 60 поездов. Железнодорожники обращались в администрацию края, МПС, УФСБ и УВД с требованием принять меры, прекратить произвол руководства «Алтай-кокса».



Утром — выезд из Заринска электропоездом на Барнаул. Электропоезд Барнаул — Черепаново. Электропоезд Черепаново — Новосибирск до платформы Речной Вокзал. Новосибирский метрополитен — от станции Речной Вокзал до станции Площадь Маркса. Проезд части Левобережной сети Новосибирского трамвая.




Линия у остановки «Оборонная». На несколько километров —
пыль и полное отсутствие асфальта.


Электропоезд от станции Новосибирск-Западный до станции Чулымская. Сидячий вагон поезда Новосибирск — Кулунда от Чулымской до Барабинска (170 километров, 324 рубля).




Вокзал на станции Чулымская.


Электропоезд Барабинск — Татарская. Электропоезд Татарская — Омск. Электропоезд Омск — Исилькуль.




Караульное помещение ВОХР на станции Исилькуль. В июле 1997 года я проехал в грузовом
поезде от Кургана до Исилькуля, был пойман ВОХРовцами и отведён в это помещение.
Здесь меня оштрафовали, выдав квитанцию.



Там же. Скульптура ВОХРовца со служебной собакой.


Электропоезд Исилькуль — Петропавловск до Булаево. Осмотр уничтоженной железной дороги в Булаево. Электропоезд Исилькуль — Петропавловск от Булаево до Петропавловска. Электропоезд Петропавловск — Макушино.

Небольшой участок исторической Транссибирской железнодорожной магистрали ныне находится в Казахстане. Он до сих пор принадлежит российской Южно-Уральской железной дороге.

В 2011 году Российская Федерация передала Казахстану участки железных дорог Карталы — Тобол и Орск — Никельтау. В принципе, логично, что железная дорога должна принадлежать тому государству, на территории которого она находится, иначе возникают проблемы. Но главный ход Транссиба с Петропавловском — особый случай: это внутренняя транзитная магистраль. Передача этого участка Казахстану была бы крайне нежелательна. К счастью, этого удалось избежать.

Раньше электропоезда Петропавловск — Макушино и Петропавловск — Исилькуль курсировали трижды в день, имели минимум шесть вагонов, хорошо стыковались с электропоездами Исилькуль — Омск и Макушино — Курган. В каждом поезде было много пассажиров, на пересадку ходили толпами.

Ныне согласования нет. Осталось по две пары поездов, которые являются полупустыми. В составах 4 вагона. Редкий случай: в задней кабине здесь (и только здесь!) присутствует женщина-проводник.

Льготы на проезд в пределах Казахстана отсутствуют в принципе, вне зависимости от гражданства пассажира. Эти электропоезда для меня станут платными, хотя и принадлежат России.

На станции Исилькуль билетный кассир отказалась продать билет до Булаево: «мало времени». Я возмутился: штраф за безбилетную посадку у Свердловской ППК составляет 100 рублей!

Но оказалось, что на петропавловские электропоезда жёсткие нормы не распространяются. За проезд от Исилькуля до Булаево разъездные кассиры взяли с меня 208 тенге (44 рубля). Казахстанские тенге я вёз из Москвы, они остались с прошлой поездки.

По загадочной для меня причине, билеты, купленные затем в кассах, оказались значительно дороже билета, купленного внутри поезда у разъездного кассира. В Петропавловске беру билет до платформы Орлёнок — последней в Казахстане. Реально остановки там нет. Сразу после платформы Орлёнок — российская станция Горбуново.




Билеты на электропоезда Исилькуль — Петропавловск и Петропавловск — Макушино.


Пограничный контроль осуществляется: россиянами в Исилькуле — перед входом в поезд, где открыта одна дверь, затем казахами на ходу перед станцией Булаево (в Булаево пограничники выходят), казахами на ходу между Петропавловском и Мамлюткой. Тех, кто едет до Мамлютки, «отсекают» и выпускают в отдельную дверь. Наконец, россиянами на ходу между границей и станцией Петухово.

Всюду, кроме Исилькуля, досмотр проходит на ходу поезда. Несмотря на это, есть длительные стоянки — 20 минут в Мамлютке, 45 минут в Петухово.

Звуковое оповещение только на русском языке. При этом, в электропоездах Астаны и Караганды звуковое оповещение делается на русском и казахском.




Электропоезд ЭР2К-628 сообщением Исилькуль — Петропавловск на станции Булаево.
В хвостовой кабине электропоездов «петропавловского графика» всегда находится
женщина-проводник, которая следит за посадкой. В других местах такого нет.



Станция Булаево.



Казахстанская миграционная карта. Россияне с 2012 года могут свободно находиться в Казахстане
до 30 суток, но на обороте миграционной карты по-прежнему сообщается о 5 сутках.
Наличие устаревшего текста позволяет вымогать взятки при выезде через
Южный Казахстан, где распространён азиатский менталитет.



Станция Кондратовка-Сибирская. До недавнего времени значилась на табличке как «просто»
Кондратовка. Казахстану не нравится упоминание Сибири. Неизвестно, сколько провисит
ныне существующая табличка.


В Макушино уже нет «зимней» обстановки, но появились комары, ухудшившие ночёвку под открытым небом.

Выезд электропоездом Макушино — Курган. Электропоезд Курган — Шумиха. Выход на автодорогу, расположенную в 5 километрах севернее станции Шумиха. Быстро остановилась попутная легковая машина с двумя жителями Шумихи. Выхожу в северной части Челябинска, у остановки Челябинского трамвая «Авторынок».

Трамваем маршрута №3 до вокзала. Электропоезд Челябинск — Златоуст. Осмотр Златоустовского трамвая. Тотальный проезд всех линий с пассажирским движением. Не проезжено небольшое ответвление к депо.

Предстоит добраться до Усть-Катава, это 120 километров от Златоуста. Ещё недавно электропоезда Златоуст — Кропачёво (через Усть-Катав) курсировали 4 раза в день. Теперь — два раза. Я бы воспользовался даже недешёвым автобусом — но и автобусов на Усть-Катав в приемлемое время нет!

Увы, приходится ещё раз приступать к ненавистному автостопу. На этот раз — всё проходило так, как описано на http://infojd.ru/dop/ex.html#avtostop. Большое количество машин, водители которых могут и должны подвезти — пустые, с башкирскими номерами, то есть заведомо следующие как минимум до Уфы. Но люди в них сидят дикие и злобные!

В крайне идиотском положении, периодически «поливаемый» насмешливыми гудками из проезжающих машин, я провёл на развилке у Златоуста около четырёх часов. И ведь нужно-то проехать злосчастные 120 километров!!! Проклинаешь всё на свете, хочется бросать камни в удаляющиеся пустые машины наглецов! Я готов бы был дать любые деньги, в конце концов. Ведь жалкие 120 километров! Необходимость второго посещения Усть-Катава из-за опоздания сегодня обойдётся во многие лишние дни и тысячи рублей!




Развилка у Златоуста.




Автодорога Челябинск — Самара.




Автодорога Челябинск — Самара. Впереди — граница Катав-Ивановского района.


В ходе тяжелейшей дальней экспедиции, во вредных для здоровья условиях, проехав половину России, я пожертвовал лишними сутками в пути (хотя есть дикое желание завершить его скорее) — для того, чтобы успеть проездить Усть-Катавский трамвай. Но когда я всё же прибыл в Паранино (южная окраина Усть-Катава) — на трамвайной линии не было ничего и никого, кроме пасущихся на путях коров. К трамвайному движению я опоздал, оно было в первой половине дня.

Что ж, придётся приезжать в Усть-Катав ещё раз. Осматриваю «трамвайную столицу» — Усть-Катав является родиной почти всех трамвайных вагонов бывшего СССР. Пешком фотодокументирую линию. Купаюсь в Усть-Катавскому пруду.

Ночью — выезд в сидячем вагоне поезда Челябинск — Москва от станции Усть-Катав до станции Сасово. Билет был куплен в Барабинске. Цена билета 1046 рублей, расстояние 1314 километров, в пути 29 часов.

По станции Ульяновск-Центральный стоянка поезда 50 минут. За это время успеваю сбегать через переходной мост к водоёму (разлив реки Свияги), искупаться, проплыв около 500 метров, и сделать фотографии Ульяновского трамвая.




Разлив реки Свияги. Место купания во время стоянки поезда Челябинск — Москва
по станции Киндяковка (Ульяновск-Центральный).





Трамвайная линия у остановки «46-я школа». Фотография сделана во время стоянки
поезда Челябинск — Москва по станции Киндяковка (Ульяновск-Центральный).


Выхожу на станции Сасово, чтобы сократить расходы. Оставшиеся 372 километра удобно преодолеваются на электропоездах.

Электропоезд Сасово — Рязань. В Рязани — два часа на пересадку. В полубеговом темпе направляюсь к Борковскому карьеру. Последнее в этой экспедиции купание и отдых.


Рязань. Борковский карьер — крупный водоём, замечательный тем, что находится в почти безлюдном месте.





Станция Рязань I. Электропоезд ЭД4МК-0026, следующий в Москву.


Электропоезд ЭД4МК-0026 Рязань — Москва. Билеты на бланках «Экспресс-3». Вагон первого класса полупустой, довольно комфортабельный. Но скорость поезда низкая: даже по расписанию — на уровне «укаждостолбной» электрички.

40 минут стоянки на перегоне перед Луховицами, прибытие в Москву с опозданием на 20 минут. На Казанском вокзале, не выходя с платформы, пересаживаюсь в электричку обратного направления — до Перово.






04.06.2013 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу