Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ОРГАНИЗОВАННОЕ ЭКСКУРСИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
НА УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ТВЕРСКОГО КСМ-2, 2013 ГОД






Обсуждение этой публикации: http://ru-railway.livejournal.com/2022690.html

Фотографии, сделанные 23 июня 2013 года:
http://infojd.ru/20/ksmujd_foto2013-02.html,
http://infojd.ru/20/ksmujd_foto2013-03.html.


Материалы других участников мероприятия:
http://griphon-275.livejournal.com/211596.html (автор — Г. Красников),
http://trash-area.livejournal.com/598109.html,
http://www.youtube.com/watch?v=bbmJvhHDsUE (видеоролик).



23 июня 2013 года состоялась организованная поездка группы любителей железных дорог по «Малой магистрали Твери» — узкоколейной железной дороге Тверского комбината строительных материалов №2, известного также как Тверской силикатный завод (http://infojd.ru/20/ksmujd_index.html).

Я являлся организатором мероприятия. Это крайне странно. Это чрезвычайно нетипично, и едва ли это повторится.

Без крайней необходимости я ни с кем не общаюсь. Но в данном случае я счёл, что такая необходимость возникла.

«Малая магистраль Твери» — одна из ближайших к Москве узкоколейных железных дорог. Расстояние: примерно 170 километров по дорогам от центра Москвы. В случае железнодорожного попадания: 167 километров Москва-Пассажирская — Тверь, потом 6 километров по городу.

Узкоколейная железная дорога принадлежит заводу, перевозит песок. Пассажирских перевозок на ней нет.

Но я договорился с работниками завода о разрешении проехать в кабине тепловоза. Вместе со мной захотели поехать другие люди. В основном, не знакомые мне, хотя знакомых у меня почти нет. Договариваемся встретиться у завода в назначенное время.

Компания «Поезд напрокат» за аналогичные поездки брала солидные деньги. Есть отличие: участники экскурсии от «Поезда напрокат» доставлялись от центра Москвы до завода и обратно на автобусе. По их информации, оплачивался только автобус. Хотя автобусная поездка может быть в разы дольше поездки на электричке.

В данном случае, как я объявил, участникам экскурсии желательно купить у меня книгу «Малая Магистраль Твери» http://infojd.ru/knigisb/tveruzk.html. Но по меньшей цене, чем она продаётся в московских магазинах!

Книгу приобрели 8 из 11 взрослых участников экскурсии. Ещё одну книгу приобрёл работник завода. Я был удивлён этому, думая, что купивших книгу будет намного меньше.

До Твери все желающие совершить поездку доезжали по своему усмотрению. Один из участников оказался жителем города, что радует — плохо, когда активность в одной лишь Москве. Возможно, этому поспособствовала публикация в газете «Тверские Ведомости». Спасибо журналисту Александру Дылевскому!



23 июня. Просыпаюсь утром, уставший и не отдохнувший. Только вчера вечером закончилась многодневная поездка на объекты железнодорожного транспорта Украины.

Но так будет всё лето, я давно привык. Лето короткое, а сделать нужно много. Не успев даже позавтракать, выбегаю к станции электрички. Сначала нужно добраться по Московско-Нижегородской железной дороге до Курского вокзала.

Электричка до Курского вокзала некомфортабельная. В ней непрерывно «бьют по ушам» торговцы, отравляет воздух «табакоманская нечисть» — пока ещё эти «нелюди» избегают заслуженного наказания. Приходится смириться и терпеть. Поездка в «быдлособаке» длится недолго — 35 минут.

Почти «на автомате» вхожу в метро, проезжаю одну остановку от «Курской» до «Комсомольской». Выход к Ленинградскому вокзалу и к билетным кассам. Кассы с недавних пор на открытом воздухе. К счастью, длинных очередей нет.

Предстоит ехать экспрессным электропоездом Москва — Тверь 10:01 — 11:56. Весьма обрадовало, что экспресс оказался комфортабельным поездом. Я опасался, что это будет обычная электричка-«бомжевозка», только с малым числом остановок. Здесь бывает и такое.

Билеты на экспресс выдаются особые, но обычного пригородного формата. Билетов на бланках дальнего следования с пропечатанной фамилией, как в пригородных экспрессах Москва — Рязань и Москва — Тула, здесь не предусмотрено. И это, я считаю, правильно!


10-й путь Ленинградского вокзала. Отсюда предстоит ехать в Тверь.

Экспресс представлял собой электропоезд ЭР2Т-7232. Двери открыты в половине вагонов. У каждой открытой двери находится проводник. Проверка билетов — как при входе, так и в пути следования.

Электропоезд ЭР2Т-7232 является последним электропоездом производства Рижского завода на всей Петербурго-Московской железной дороге. В таком качестве он находится уже несколько лет: http://infojd.ru/06/mrpm_pokrovka07.html.

Ранее состав курсировал по маршруту дальнего следования Москва — Бологое, ныне — по экспрессному пригородному маршруту Москва — Тверь. В конце 2012 года состав сменил голубую расцветку на красно-серый «корпоративный» облик.


Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал). Находится
на 10-м пути, у крайней восточной платформы. Вдали — сносимое круглое депо.


Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал).


Электропоезд ЭР2Т-7232. Оформление сидений, оставшееся от прежнего маршрута.
Внутри — разительное отличие в лучшую сторону от ужасных «быдлособак»,
которыми представлено 95 процентов сообщения Москва — Тверь.

Маршрутная скорость электропоезда составляет 85 км/час. Это один из самых быстрых в России пригородных поездов. Обычные (не ускоренные) поезда дальнего следования движутся от Москвы до Твери столько же — два часа. Промежуточные остановки: Петровско-Разумовское, Крюково, Подсолнечная, Клин.


Автор в вагоне поезда.

Очень хорошо, что заполненность слабая. Напротив меня никого нет — это весьма радует! В комфорте незаметно пролетели 167 километров. Вот и Тверь!


Электропоезд ЭР2Т-7232, станция Тверь. Пассажиры выходят из вагонов.


Станция Тверь, вид на север. Электропоезд ЭР2Т-7232 прибыл не в привычный тупик, а на путь
направления Санкт-Петербург — Москва. Справа — временно разобранная платформа.

Тверь — мой любимый город. Я бываю здесь регулярно, хотя никогда не жил. Вначале иду с вокзала по подземному переходу в противоположную от центра города сторону. Немного осматриваю деповские строения. Затем — по тому же переходу на другую сторону, на Привокзальную площадь.


Троллейбус маршрута «Вокзал — Россия». Такой маршрут упомянут в некоторых художественных
произведениях. Он реально существует только в одной точке мира — в Твери.

Размышляю, чем ехать в нужный сейчас район города, Затверечье: трамваем или автобусом. Трамвая пришлось бы ждать слишком долго. В пути он будет 40 минут, а времени остаётся немного. Я встретил у вокзала трамвайный вагон нужного маршрута №6, но он следовал в противоположную сторону — на кольцо «Автовокзал».


Трамвайный вагон маршрута №6 у воссоздаваемого храма Александра Невского на Привокзальной площади.
Маршрут №6 Тверского трамвая соединяет вокзал с районом Силикатного завода. К сожалению,
ввиду враждебного отношения местных властей к трамваю, время в пути у трамвая
значительно больше, чем у частных автобусов-«ПАЗиков». Когда запас
времени ограничен, приходится пользоваться не трамваем,
а вышеназванным нецивилизованным транспортом.

Приходится ехать частным автобусом «ПАЗ» с «нерусским» водителем. Автобус фактически является «маршруткой». Цена 15 рублей, билет не выдаётся.

В заранее оговорённом месте, у старой проходной Тверского КСМ-2, происходит сбор других участников экскурсии, которые прибыли другим транспортом. Начальник узкоколейной железной дороги, благодаря которому становилась возможна экскурсия, к обговорённому времени задерживался.


Участник экскурсии у проходной Тверского КСМ-2.

Но именно благодаря задержке к экскурсии смогли присоединиться двое участников, опоздавших к проходной на двадцать минут. Если бы начальник пришёл вовремя — они бы не смогли попасть на территорию!


Участники экскурсии подходят к проходной Тверского КСМ-2.

Двоих участников поездки, Георгия Красников и Дениса Кабанова, я когда-то видел и мог узнать в лицо. Хотя число таких людей крайне минимальное. Изначально желавших принять участие Артёма Светлова и Евгения Андреева (благодарю их за распространение на своих ресурсах информации о поездке) не оказалось.

Я был несколько испуган, обнаружив, что один из участников прибыл с малолетним ребёнком. Компания «Поезд напрокат» явно не случайно предупреждала о нежелательности участия детей в экскурсиях на Тверской КСМ-2. Я это сделать забыл. Здесь — действующее промышленное предприятие повышенной опасности! К счастью, всё прошло нормально.

У меня — трое детей (в отличие от абсолютного большинства любителей железных дорог и путешествий), но я считаю, что раньше 16 лет (а лучше 20 лет) им в такие поездки нельзя.

Я рассчитывал, что для поездки будет использоваться тепловоз-автомотриса. Но он в данный момент был не на ходу. Кроме того, вопреки предположению, что в выходной день грузового движения не будет — в этот день (23 июня, воскресенье) производилась вывозка песка.

Выяснилось, что недавно произошла крупная авария на переезде. Ночью водитель грузовой «фуры» столкнулся с тепловозом, которому на заводе дали вымышленный номер «ТУ7-8888». Кабина тепловоза была сильно повреждена. «Фура» опрокинулась. Расчистка дороги продолжалась три часа. Оба участника аварии, водитель и машинист, чудесным образом избежали серьёзных травм.

С повреждённого тепловоза было решено снять наиболее пострадавшую часть — кабину. Скорее всего, её придётся порезать. На тепловоз уже поставили кабину от другого, резервного локомотива.


Кабина тепловоза «ТУ7-8888». Скорее всего, будет порезана на металлолом.

Повезло, что сегодня было грузовое движение: благодаря этому экскурсанты увидели в работе электровоз, курсирующий по территории завода. Узкоколейный тепловоз, с учётом огромности России, всё же пока ещё можно увидеть во многих местах. А узкоколейные электровозы не шахтного использования можно пересчитать по пальцам!

Участников экскурсии было решено везти в тепловозе ТУ7А-3155. Тепловоз прибыл резервом с Красногорского карьера. Все 11 участников (плюс ребёнок, плюс я — организатор) разместились на одном тепловозе. Я был обеспокоен тем, что некоторые ехали на площадке: здесь высокая скорость, может сильно «мотать». С учётом особых обстоятельств, машинист не доводил скорость до максимальной.

Отправляемся в 14:38. В 14:58 прибываем на станцию в Красногорском карьере. Маршрутная скорость 30 км/час, немыслимая на любой другой узкоколейной железной дороге.

Машинист разрешил ехать до крайней точки — тупика «картового» пути, где ведётся погрузка песка.


Тепловоз ТУ7А-3155 с участниками экскурсии на Красногорском карьере.


Тепловоз ТУ7А-3155 на «картовом» пути Красногорского карьера.


Загрузка состава песком. Любители железных дорог почти вплотную
подошли к зоне работ (забою), повторять такое не рекомендуется.

Успеваю искупаться в озере, которое находится в западной части Красногорского карьера. Но купание было очень коротким: вскоре подъехал тепловоз.


Станция на Красногорском карьере. Официальных названий станций здесь нет — этот вопрос
я уточнял, об этом говорят все документы. Любители железных дорог в ожидании
отправления поезда на завод.


Станция на Красногорском карьере. Поезд отправляется на завод.

Отправление из Красногорского карьера на завод в 15:43 с гружёным составом. Прибытие к воротам депо в 16:14.


Поезд в пути. Машинист тепловоза.

Работники завода — почти все околопенсионного возраста. Простые люди, но доброжелательные, принимают путешественников хорошо.

Начальник с горечью отмечает: почти все работники железной дороги (как и всего завода) скоро уйдут по возрасту. На смену им никто желает приходить.


Константиновское озеро. Отдыхающие приветствуют поезд. Вдали — вышка, с самой верхней
точки которой в 2012 году я делал панорамные снимки железной дороги.

По моей просьбе одним из работников завода была сделана групповая фотография.


Участники поездки на заводе.

Среди участников экскурсионной поездки: Георгий Красников (выдающийся путешественник, автор блога http://griphon-275.livejournal.com), Наталья Ерёмина, Денис Кабанов, Александр Малянов (исследователь узкоколейных железных дорог), Евгений Баскаков, Андрей Оболенский, Борис Панов, Антон Часов, Евгений Плыгунов, Наталья Дмитрак.

Жаль, что на экскурсию не прибыли находившиеся поблизости другие любители железных дорог. По предварительным сообщениям на веб-форумах, они собирались находиться на узкоколейной железной дороге 22 и 23 июня.

Изначально мне показалось, что сюда собирались прибыть известные исследователи железных дорог Павел Кашин и Сергей Костыгов. Им за вклад в сохранение истории железных дорог я дарю все собственные книги бесплатно.

Любители железных дорог собирались ездить по узкоколейной железной дороге на съёмной мотодрезине, доставленной из Москвы. Я не видел поблизости дрезину, хотя внимательно осматривал окрестности линии.

Позднее выяснилось, что любители железных дорог с дрезиной в этот день здесь были. Но среди них не было Кашина и Костыгова.



Выйдя с территории завода, другие участники поездки решили пойти к трамвайной станции «Константиновка». Прощаюсь с ними у перекрёстка.

Я пошёл на вокзал пешком через реконструируемый Восточный мост через Волгу, который полностью закрыт для автомобилей. Возможно ли после реконструкции сохранение трамвайных путей, пусть без движения — до конца не понятно.

Пройти пешком по мосту можно, но трудно из-за активных работ и пыли.


Реконструкция Восточного моста. В 2012 году движение было ограничено,
на данный момент мост закрыт полностью.

Сойдя с Восточного моста, я пошёл по глухому, почти никем не посещаемому берегу Волги. Здесь снова захожу в воду. Без купания мне — никак, я это делаю даже в октябре.


Автор на берегу Волги у Восточного моста.

После купания в Волге продолжаю путь по глухому берегу. Здесь произошёл неприятный эпизод: в безлюдном месте находилась группа азиатов весьма устрашающего вида. Возможно, северокавказцев, среди которых, как хорошо известно, принято носить ножи... Они стали что-то кричать мне вслед и пытались догнать. Если бы напали — прийти на помощь некому. Никаких последствий не было, но я был возмущён тем фактом, что подобное в принципе может иметь место посреди России, и тем более — именно в Твери, именно на берегу великой русской реки!

«Вздыхаю свободно», добравшись до жилых домов. Что за дела?! С этой проблемой действительно нужно что-то решать!


Остановка у высотного здания в Твери. Фотографирование не понравилось сидевшему
на ближайшей скамейке бомжу, который стал издавать звуки возмущения.

От остановки у высотного здания, известного как «Рюмка» — троллейбусом до вокзала. Выясняю, что до отправления электропоезда на Москву ещё остаётся 35 минут.


Табло на тверском вокзале.

Ненадолго возвращаюсь со станции в город. Покупаю продукты в магазине на проспекте Чайковского.


У вокзала Твери. Здесь ещё сохранились редкие для 2013 года «Икарусы» советского времени.
В данном случае, этот автобус работает на дальнем маршруте Тверь — Смердынь (Лесное).

Электропоездом в Москву: 18:14 — 20:26. Это обычная некомфортабельная электричка. Вечер воскресенья, поэтому заполненность стопроцентная. Вечером нормальных человеческих поездов из Твери на Москву нет даже в выходные дни.

Скорость неплохая — в пути 2:12. Остановки: Чуприяновка, Кузьминка, Редкино, Завидово, Решетниково, Клин, Подсолнечная, Поваровка, Крюково, Сходня, Химки, Ховрино, Петровско-Разумовское.


Вид из электропоезда на «Московское море» (разлив реки Шоши).


Круглое депо у Ленинградского вокзала в процессе сноса. Позднее оказалось, что полного
сноса не произошло — старинное здание подверглось глубокой реконструкции с потерей
значительной части исконного облика.


Прибыли на Ленинградский вокзал! Поездка в электричке, к большому облегчению, закончилась.

Спускаюсь бегом в метро, пытаясь разогнать толпу. От прибытия электрички на Лениградский вокзал до входа на платформу Курского вокзала прошло 15 минут — неплохой результат. Но не везёт: всё же я на одну минуту опоздал на нужную электричку с Курского вокзала.

Следующей электрички приходится ждать полчаса. Ещё примерно столько же — в движении. Жаль, что комфортабельных поездов до моей станции по выходным дням нет. Электропоезду Москва — Владимир отправлением в 21:06 с начала июня 2013 года остановку на моей станции отменили.

Поездка проходит под грохот «дерьмоторговцев» (преступники, чьи действия попадают под статью УК о незаконном предпринимательстве, о чём периодически напоминает вагонное оповещение), под ядовитым табачным дымом отравителей-табакоманов. Выхожу с толпой на своей станции, преодолеваю заплёванный вокзал с турникетами.

Потом ещё пятнадцать минут по темнеющим улицам. Открываю дверь квартиры и «заваливаюсь» в бессилии.

За это лето таких же и более длительных поездок будут ещё десятки. В них проходит весь сезон (начало апреля — конец ноября).





24.06.2013 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу