ОРГАНИЗОВАННОЕ ЭКСКУРСИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
НА УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ТВЕРСКОГО КСМ-2, 2013 ГОД






Фотографии, сделанные 23 июня 2013 года:
http://infojd.ru/20/ksmujd_foto2013-02.html,
http://infojd.ru/20/ksmujd_foto2013-03.html.



23 июня 2013 года состоялась организованная поездка группы любителей железных дорог по «Малой магистрали Твери» — узкоколейной железной дороге Тверского комбината строительных материалов №2, известного также как Тверской силикатный завод (http://infojd.ru/20/ksmujd_index.html).

Я являлся организатором мероприятия.

«Малая магистраль Твери» — одна из ближайших к Москве узкоколейных железных дорог. Расстояние: примерно 170 километров по дорогам от центра Москвы. В случае железнодорожного попадания: 167 километров Москва-Пассажирская — Тверь, потом 6 километров по городу.

Узкоколейная железная дорога принадлежит заводу, перевозит песок. Пассажирских перевозок на ней нет.

Я договорился с начальником узкоколейной железной дороги Михаилом Оганяном о разрешении проехать в кабине тепловоза. Я, конечно, ездил по этой узкоколейной железной дороге в тепловозе много раз, начиная с 1998 года. Но почти все остальные 300 миллионов жителей России и Русского мира по ней не ездили. Некоторые из них хотели бы проехать. Но это нельзя сделать без больших усилий или же чьей-то помощи, в данном случае — моей.

Договариваюсь с участниками поездки по узкоколейной железной дороге о встрече у завода в назначенное время.

Компания «Поезд напрокат» за аналогичные поездки брала солидные деньги. Есть отличие: участники экскурсии от «Поезда напрокат» доставлялись от центра Москвы до завода и обратно на автобусе. По их информации, оплачивался только автобус. Хотя автобусная поездка может быть в разы дольше поездки на электричке.

В данном случае, как я объявил, участникам экскурсии желательно купить у меня книгу «Малая Магистраль Твери» http://infojd.ru/knigisb/tveruzk.html. Но по меньшей цене, чем она продаётся в московских магазинах!

Книгу приобрели 8 из 11 взрослых участников экскурсии. Ещё одну книгу приобрёл работник завода. Я был удивлён этому, думая, что купивших книгу будет намного меньше.

До Твери все желающие совершить поездку доезжали по своему усмотрению. Один из участников оказался жителем города, что радует — плохо, когда активность в одной лишь Москве. Возможно, этому поспособствовала публикация в газете «Тверские Ведомости». Спасибо журналисту Александру Дылевскому!



23 июня. Просыпаюсь утром, уставший и не отдохнувший. Только вчера вечером закончилась многодневная поездка на объекты железнодорожного транспорта Украины.

Но так будет всё лето, я давно привык. Лето короткое, а сделать нужно много.

Электропоезд до Белорусского вокзала некомфортабельный и отвратительный, как и подавляющее большинство московских пригородных поездов. В нём непрерывно «бьют по ушам» торговцы, отравляет воздух «табакоманская нечисть» — пока ещё эти «нелюди» избегают заслуженного наказания. Приходится смириться и терпеть. Поездка в «быдлособаке» длится недолго — 35 минут.

Почти «на автомате» вхожу в метро, еду до «Комсомольской». Выход к Ленинградскому вокзалу и к билетным кассам. Кассы с недавних пор на открытом воздухе. К счастью, длинных очередей нет.

Предстоит ехать экспрессным электропоездом Москва — Тверь 10:01 — 11:56. Весьма обрадовало, что экспресс оказался комфортабельным поездом. Я опасался, что это будет обычная электричка-«бомжевозка», только с малым числом остановок. Здесь бывает и такое.

Билеты на экспресс выдаются особые, но обычного пригородного формата. Билетов на бланках дальнего следования с пропечатанной фамилией, как в пригородных экспрессах Москва — Рязань и Москва — Тула, здесь не предусмотрено. И это, я считаю, правильно!


10-й путь Ленинградского вокзала. Отсюда предстоит ехать в Тверь.

Экспресс представлял собой электропоезд ЭР2Т-7232. Двери открыты в половине вагонов. У каждой открытой двери находится проводник. Проверка билетов — как при входе, так и в пути следования.

Электропоезд ЭР2Т-7232 является последним электропоездом производства Рижского завода на всей Петербурго-Московской железной дороге. В таком качестве он находится уже несколько лет: http://infojd.ru/06/mrpm_pokrovka07.html.

Ранее состав курсировал по маршруту дальнего следования Москва — Бологое, ныне — по экспрессному пригородному маршруту Москва — Тверь. В конце 2012 года состав сменил голубую расцветку на красно-серый «корпоративный» облик.


Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал).
Находится на 10-м пути, у крайней восточной платформы.


Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал).


Электропоезд ЭР2Т-7232. Оформление сидений, оставшееся от прежнего маршрута.
Внутри — разительное отличие в лучшую сторону от ужасных «быдлособак»,
которыми представлено 95 процентов сообщения Москва — Тверь.

Маршрутная скорость электропоезда составляет 85 км/час. Это один из самых быстрых в России пригородных поездов. Обычные (не ускоренные) поезда дальнего следования движутся от Москвы до Твери столько же — два часа. Промежуточные остановки: Петровско-Разумовское, Крюково, Подсолнечная, Клин.



Очень хорошо, что заполненность слабая. Напротив меня никого нет — это весьма радует! В комфорте незаметно пролетели 167 километров. Вот и Тверь!


Электропоезд ЭР2Т-7232, станция Тверь. Пассажиры выходят из вагонов.


Станция Тверь, вид на север. Электропоезд ЭР2Т-7232 прибыл не в привычный тупик, а на путь
направления Санкт-Петербург — Москва. Справа — временно разобранная платформа.

Тверь — мой любимый город. Я бываю здесь регулярно, хотя никогда не жил. Вначале иду с вокзала по подземному переходу в противоположную от центра города сторону. Немного осматриваю деповские строения. Затем — по тому же переходу на другую сторону, на Привокзальную площадь.


Троллейбус маршрута «Вокзал — Россия». Такой маршрут упомянут в некоторых художественных
произведениях. Он реально существует только в одной точке мира — в Твери.

Размышляю, чем ехать в нужный сейчас район города, Затверечье: трамваем или автобусом. Трамвая пришлось бы ждать слишком долго. В пути он будет 40 минут, а времени остаётся немного. Я встретил у вокзала трамвайный вагон нужного маршрута №6, но он следовал в противоположную сторону — на кольцо «Автовокзал».


Трамвайный вагон маршрута №6 у воссоздаваемого храма Александра Невского на Привокзальной площади.
Маршрут №6 Тверского трамвая соединяет вокзал с районом Силикатного завода. К сожалению,
ввиду враждебного отношения местных властей к трамваю, время в пути у трамвая
значительно больше, чем у частных автобусов-«ПАЗиков». Когда запас
времени ограничен, приходится пользоваться не трамваем,
а вышеназванным нецивилизованным транспортом.

Приходится ехать частным автобусом «ПАЗ». Автобус фактически является «маршруткой». Цена 15 рублей, билет не выдаётся.

В заранее оговорённом месте, у старой проходной Тверского КСМ-2, происходит сбор других участников экскурсии, которые прибыли другим транспортом. Начальник узкоколейной железной дороги, благодаря которому становилась возможна экскурсия, к обговорённому времени задерживался.


Участник экскурсии у проходной Тверского КСМ-2.

Но именно благодаря задержке к экскурсии смогли присоединиться двое участников, опоздавших к проходной на двадцать минут. Если бы начальник пришёл вовремя — они бы не смогли попасть на территорию!


Участники экскурсии подходят к проходной Тверского КСМ-2.

Двоих участников поездки, Георгия Красников и Дениса Кабанова, я когда-то видел и мог узнать в лицо. Изначально желавших принять участие Артёма Светлова и Евгения Андреева (благодарю их за распространение на своих ресурсах информации о поездке) не оказалось.

Я был несколько испуган, обнаружив, что один из участников прибыл с малолетним ребёнком. Компания «Поезд напрокат» явно не случайно предупреждала о нежелательности участия детей в экскурсиях на Тверской КСМ-2. Я это сделать забыл. Здесь — действующее промышленное предприятие повышенной опасности! К счастью, всё прошло нормально.

У меня — трое детей (в отличие от абсолютного большинства любителей железных дорог и путешествий), но я считаю, что раньше 14 лет им в такие поездки нельзя.

Я рассчитывал, что для поездки будет использоваться тепловоз-автомотриса. Но он в данный момент был не на ходу. Кроме того, вопреки предположению, что в выходной день грузового движения не будет — в этот день (23 июня, воскресенье) производилась вывозка песка.

Выяснилось, что недавно произошла крупная авария на переезде. Ночью водитель грузовой «фуры» столкнулся с тепловозом, которому на заводе дали вымышленный номер «ТУ7-8888». Кабина тепловоза была сильно повреждена. «Фура» опрокинулась. Расчистка дороги продолжалась три часа. Оба участника аварии, водитель и машинист, чудесным образом избежали серьёзных травм.

С повреждённого тепловоза было решено снять наиболее пострадавшую часть — кабину. Скорее всего, её придётся порезать. На тепловоз уже поставили кабину от другого, резервного локомотива.


Кабина тепловоза «ТУ7-8888». Скорее всего, будет порезана на металлолом.

Повезло, что сегодня было грузовое движение: благодаря этому экскурсанты увидели в работе электровоз, курсирующий по территории завода. Узкоколейный тепловоз, с учётом огромности России, всё же пока ещё можно увидеть во многих местах. А узкоколейные электровозы не шахтного использования можно пересчитать по пальцам!

Участников экскурсии было решено везти в тепловозе ТУ7А-3155. Тепловоз прибыл резервом с Красногорского карьера. Все 11 участников (плюс ребёнок, плюс я — организатор) разместились на одном тепловозе. Я был обеспокоен тем, что некоторые ехали на площадке: здесь высокая скорость, может сильно «мотать». С учётом особых обстоятельств, машинист не доводил скорость до максимальной.

Отправляемся в 14:38. В 14:58 прибываем на станцию в Красногорском карьере. Маршрутная скорость 30 км/час, немыслимая на любой другой узкоколейной железной дороге.

Машинист разрешил ехать до крайней точки — тупика «картового» пути, где ведётся погрузка песка.


Тепловоз ТУ7А-3155 с участниками экскурсии на Красногорском карьере.


Тепловоз ТУ7А-3155 на «картовом» пути Красногорского карьера.


Загрузка состава песком. Любители железных дорог почти вплотную
подошли к зоне работ (забою), повторять такое не рекомендуется.


Станция на Красногорском карьере. Официальных названий станций здесь нет — этот вопрос
я уточнял, об этом говорят все документы. Любители железных дорог в ожидании
отправления поезда на завод.


Станция на Красногорском карьере. Поезд отправляется на завод.

Отправление из Красногорского карьера на завод в 15:43 с гружёным составом. Прибытие к воротам депо в 16:14.


Поезд в пути. Машинист тепловоза.

Работники завода — почти все околопенсионного возраста. Простые люди, но доброжелательные, принимают путешественников хорошо.

Начальник с горечью отмечает: почти все работники железной дороги (как и всего завода) скоро уйдут по возрасту. На смену им никто желает приходить.


Константиновское озеро. Отдыхающие приветствуют поезд. Вдали — вышка, с самой верхней
точки которой в 2012 году я делал панорамные снимки железной дороги.

По моей просьбе одним из работников завода была сделана групповая фотография.


Участники поездки на заводе.

Среди участников экскурсионной поездки: Георгий Красников (выдающийся путешественник, автор блога http://griphon-275.livejournal.com), Наталья Ерёмина, Денис Кабанов, Александр Малянов (исследователь узкоколейных железных дорог), Евгений Баскаков, Андрей Оболенский, Борис Панов, Антон Часов, Евгений Плыгунов, Наталья Дмитрак.

Жаль, что на экскурсию не прибыли находившиеся поблизости другие любители железных дорог. По предварительным сообщениям на веб-форумах, они собирались находиться на узкоколейной железной дороге 22 и 23 июня.

Изначально мне показалось, что сюда собирались прибыть известные исследователи железных дорог Павел Кашин и Сергей Костыгов. Им за вклад в сохранение истории железных дорог я дарю все собственные книги бесплатно.

Любители железных дорог собирались ездить по узкоколейной железной дороге на съёмной мотодрезине, доставленной из Москвы. Я не видел поблизости дрезину, хотя внимательно осматривал окрестности линии.

Позднее выяснилось, что любители железных дорог с дрезиной в этот день здесь были. Но среди них не было Кашина и Костыгова.



Выйдя с территории завода, другие участники поездки решили пойти к трамвайной станции «Константиновка». Прощаюсь с ними у перекрёстка.

Я пошёл на вокзал пешком через реконструируемый Восточный мост через Волгу, который полностью закрыт для автомобилей. Возможно ли после реконструкции сохранение трамвайных путей, пусть без движения — до конца не понятно.

Пройти пешком по мосту можно, но трудно из-за активных работ и пыли.


Реконструкция Восточного моста. В 2012 году движение было ограничено,
на данный момент мост закрыт полностью.


Остановка у высотного здания в Твери. Фотографирование не понравилось сидевшему
на ближайшей скамейке бомжу, который стал издавать звуки возмущения.

От остановки у высотного здания, известного как «Рюмка» — троллейбусом до вокзала. Выясняю, что до отправления электропоезда на Москву ещё остаётся 35 минут.


Табло на тверском вокзале.

Ненадолго возвращаюсь со станции в город. Покупаю продукты в магазине на проспекте Чайковского.


У вокзала Твери. Здесь ещё сохранились редкие для 2013 года «Икарусы» советского времени.
Этот автобус работает на дальнем маршруте Тверь — Смердынь (Лесное).

Электропоездом в Москву.


Вид из электропоезда на «Московское море» (разлив реки Шоши).


Круглое депо у Ленинградского вокзала. На момент поездки многие опасались, что его сносят.
Позднее оказалось, что полного сноса не произошло — старинное здание подверглось
глубокой реконструкции с потерей части исконного облика.


Прибыли на Ленинградский вокзал! Поездка в электропоезде, к большому облегчению, закончилась.

Спускаюсь бегом в метро, пытаясь разогнать толпу.

За это лето таких же и более длительных поездок будут ещё десятки. В них проходит весь сезон (начало апреля — конец ноября).





24.06.2013 © Автор «Сайта о железной дороге»


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу




Яндекс.Метрика