Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Ещё раз повторяю, самая верхняя часть страницы будет ниже!

Эти буквы, которые вы в данный момент видите — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. К счастью, я его редко вижу, так как «Сайт о железной дороге» делается на компьютере, не подключённом к Сети, и все страницы хранятся без мусорного текста. Он добавляется только перед вывозом страниц на другой, подключённый к Сети компьютер и выкладыванием страниц в Сеть.

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.

Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше!

Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).











ПОЕЗДКА В «ВЯТЛАГ», 2013 ГОД









In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4590663 — сделанные в ходе этой рабочей экспедиции фотографии, всего — много.

http://ru-railway.livejournal.com/2149938.html,
http://ru-uzd.livejournal.com/213993.html,
http://www.vyatlag.ru/blog/aa/2013-11-03-9631,
http://vk.com/wall-155711_142054 — обсуждения этой публикации.





Рабочая экспедиция в Верхнекамский район Кировской области была совершена 26-31 октября 2013 года. Главная цель — «лагерная» Созимская узкоколейная железная дорога. Также была произведена встреча с коллективом газет города Кирса и Верхнекамского района.

Проехал полностью на пригородных поездах маршрут Москва — Киров — Кирс (1214 километров) и Верхнекамская — Москва (1249 километров).

Наиглавнейшая цель: добраться до заброшенной колонии Нырмыч-4 на Созимской узкоколейной железной дороге. Скоро линию на Нырмыч-4 могут разобрать.

Кроме того, нужно было забрать номера газеты «Моё Верхнекамье» с многочисленными публикациями. Зафиксировать негативные изменения в регионе «Вятлага».

Попадание: выезд с «24км» в 14:49 поездом Москва — Владимир. Первая ночёвка: Гороховец.


Прибывает электропоезд ЭД4М-0310 сообщением Москва — Владимир.



В электропоезде Владимир — Гороховец.


Выезд в 6:45 со станции Гороховец. В 18:05 прибытие в Киров. В 18:28 выезд на Верхнекамскую.


Автор в электропоезде Гороховец —
Нижний Новгород.



Нижний Новгород. Движение городских электропоездов не «прижилось».






Нижний Новгород. Выход к электропоезду на Урень.



Станция Пижма. Электропоезд ЭД9М-1013, прибывший из Уреня.


Впечатляет удивительно большое для нашего времени количество электропоездов на участке Нижний Новгород — Киров.

А также причудливые маршруты их движения, введённые из-за «ограничения 200 км». Урень — Ежиха, Шахунья — Пижма, Киров — Пижма, Урень — Котельнич II (второстепенная станция узла!), Ветлужская — Шахунья, Ежиха — Уста, Пижма — Ветлужская, Урень - Пижма...

Отмечено, что электропоезд Ежиха — Урень следует резервом из Котельнича II.



Ремонт пути. Платформа 753 км, участок Пижма — Котельнич.


«Волны» на данный момент очень хорошие, особенно в направлении из Москвы.

Расстояния:
Москва — Киров через Нижний Новгород 898 км. На километровых знаках там — 954 км, это кружным путём через Данилов. Таков официальный отсчёт вплоть до Владивостока.
Киров — Нижний Новгород 456 км.
Нижний Новгород — Москва-Курская 442 км.
Киров — Шахунья 216 км.
Киров — Пижма 179 км.
Киров — Верхнекамская 351 км.
Киров — Владимир 707 км.

Поезд Киров — Верхнекамская состоял из двух вагонов. В лучшие времена было до 15 вагонов! Двухвагонный поезд на огромное расстояние — явно «не жилец».

Первый вагон — плацкартный, платный для всех — 115 рублей вдобавок к обычной стоимости билета. Второй вагон — сидячий. Заполненность слабая. До Яра всего три остановки: Просница, Зуевка, Фалёнки.

Я понимаю, что двухвагонный поезд на такое расстояние, к сожалению, гонять невозможно. Возможно, лучше было бы открыть движение дизель-поездов РА1 или РА2 от Яра до Верхнекамской, согласованное с электропоездом Киров — Яр. Да, это менее удобно — но лучше, чем полная или почти полная отмена движения, которая уже анонсирована!



Объявления на вокзале Киров.






Публикация в газете «Моё Верхнекамье».


В октябре 2013 года активно обсуждалась предстоящая отмена поездов.

В Кирсе поезд в 03:07. Иду в центр города, сплю.

Здесь, в Верхнекамском районе, я в пятый раз. Предыдущие поездки: сентябрь 1997 года (http://infojd.ru/vv1998.html), май 2008 года, октябрь 2009 года, сентябрь-октябрь 2011 года (http://infojd.ru/poezdka2011viatlag.html).



Около 9 часов — в редакцию газеты «Прикамская Новь». Журналист газеты «Прикамская Новь» Наталья Хитрова знала о моей деятельности. Я почему-то думал, что статьи моего авторства опубликованы в этой газете. Оказалось — в конкурирующем издании «Моё Верхнекамье» ( http://vk.com/myvkam ), с которым поддерживается связь.

Наталья Хитрова — автор многих краеведческих публикаций о Верхнекамском районе. Проживает в посёлке Рудничный, каждый день ездит на работу в Кирс, почти за 40 километров. Патриот родного района, не собирается отсюда уезжать. Хотя это трудная для жизни местность. Это почти крайний Север, 6 месяцев в году — беспросветная зима.

В газете я нашёл информацию о местном авиамаршруте Кирс — Камский, который появился в 2013 году. Маршрут сезонный, нерегулярный. Обслуживается самолётом АН-2. http://prikamka.ru/?p=860 — в Сети.

Местной авиации в Кировской области не было минимум 15 лет. Если рейсы будут и в следующем году — постараюсь воспользоваться.

В Камском, конечном пункте авиамаршрута, была узкоколейная железная дорога. Она разобрана, но обследовать надо. Я всегда совмещаю перелёты с исследованием железных дорог.

Редакция газеты «Моё Верхнекамье» занимала одну комнату в здании торгово-офисного центра. Работники редакции — Дмитрий Гусаков, Василий Григорьев. Я получил пять разных номеров газеты со своими публикациями.

Дмитрий Гусаков помог мне уехать из Кирса в Созим. Он знал, что сегодня в городе находится глава администрации посёлка Созим Елена Косторная. Отмечу, что у администрации Созима есть официальный сайт: http://sozimskoe.ru.

Работник газеты позвонил Косторной, попросил довезти меня до Созима. В назначенное время прихожу к зданию районной администрации.

В легковой машине, кроме меня, было четверо: Е. Косторная, ведущий специалист администрации Галина Николаевна Наговицына, ещё одна женщина, и водитель (имя не узнал).

Дорога в плохом состоянии. Едем медленно, часто останавливаемся. Г.Н. Наговицына фотографировала особо глубокие ямы, которые много раз попадались на дороге. Эти фотографии будут отправлены в некие вышестоящие органы. Таким образом пытаются добиться ремонта.

Я решил найти в Созиме Михаила Закирова — владельца дрезины, который около месяца назад возил по узкоколейной железной дороге любителей железных дорог из Кирса ( http://denlog.trainzup.com/?p=3853 ). Лучше это делать утром. Ночую в заброшенном сарае.

Нахожу квартиру Михаила Закирова — одну из четырёх в одноэтажном бараке. Он был дома, отнёсся к моей деятельности хорошо. Но решил не ехать в лес, пригласил для поездки своего знакомого, по имени Павел. Поехали на дрезине, принадлежащей М. Закирову. Погода была ужасной, почти непрерывный дождь в течение всего дня.



Районный узел связи в Кирсе.






Кирс. Разруха и грязь соседствует с «евроремонтом».



Малоэтажный район Кирса.



Старинный храм в центре Кирса.



Кирс. Здание районной администрации.


Договариваюсь с жителем Созима Павлом о поездке в Нырмыч-4 на его дрезине.


Главная станция в Созиме. Готовимся к выезду.



Мост через реку Нырмыч.



Тепловоз ТУ6А ведёт грузовой поезд.



Разъезд у бывшего посёлка.



Житель Созима Павел на линии.


Расстояние от депо в Созиме до крайней точки рельсового пути у Нырмыча-4 составляет 29,6 км (маршрут). Ранее протяжённость одной только магистрали узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 км. История: http://infojd.ru/15/sozim.html


На 17-м километре оставлен сцеп. Стоило немалых усилий протащить дрезину «в обнос».


Охотничья изба на станции Подгорная. Жизненно необходимое укрытие от дождя, мороза, насекомых.
Является общественной, поддерживается в хорошем состоянии силами разных
жителей Созима. Это типично для лесных регионов России.



Автор в охотничьей избе на станции Подгорная.


Осматриваю вместе с Павлом заброшенный лагерный посёлок Нырмыч-4 и исправительную колонию.


Заброшенный штаб колонии Нырмыч-4.



Заброшенный штаб колонии Нырмыч-4.



Заброшенная колония Нырмыч-4.



Нырмыч-4. Общежитие (жилой барак).



Нырмыч-4. Общежитие. Главный вход.



Нырмыч-4. В общежитии.



Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.



Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.



Нырмыч-4. Общежитие.



Нырмыч-4. Общежитие.



Нырмыч-4. Карантин.


Обстановка мрачная. В заброшенной колонии забираю немного артефактов, которые когда-нибудь получат ценность для истории.

На развалинах старого депо в Нырмыче-4 была найдена металлическая табличка. В давние времена она находилась на центральном депо в Созиме. С 1960-х годов до 1982 года здесь не было колонии, узкоколейная железная дорога принадлежала «вольному» Созимскому леспромхозу.


Табличка на развалинах старого депо в Нырмыче-4. В Нырмыче-4 есть
ещё и новое депо, сохранившееся чуть лучше.


Скорее всего, табличка сделана в начале 1960-х годов. Я считаю её главной найденной здесь ценностью. Её бы — в музей, а не в металлолом...

Отправляемся в обратный путь. У 17-го километра снова «обнос» сцепа. Затем пропускаем грузовой состав, следующий под загрузку лесом. Немного беседую с заключёнными — машинистом и работниками, едущими в лес.

Фотоаппарат, купленный немногим больше года назад, пришёл почти в полную негодность. Машинист был готов немного подождать, чтобы я сделал фотографии, но я так и не смог вернуть работоспособность фотоаппарату на 17-м километре.

Павлу я заплатил 1000 рублей. Для меня это разорительная сумма, но он её заслужил. В этот день ему пришлось немало намучиться с обносами дрезины, неоднократными разворотами и поездкой под дождём.


Созим, депо. ТУ6П-0003, который здесь называют «автобус». Доставлен в 2005 году из Усть-Ваеньги
(http://infojd.ru/03/ustvaenga.html).


Несколько часов работаю в Созимской библиотеке, копирую исторические материалы.


Публикация о возможной отмене поездов на линии Яр — Верхнекамская.
Скопирована в Созимской библиотеке. Отмена движения на линии
Яр — Верхнекамская в 5 дней недели из 7, обещанная с ноября,
по свежим данным, не произойдёт до конца 2013 года.


В темноте иду по непролазной грязи к перекрёстку в центре посёлка Созим. Оттуда после 18 часов идёт рейсовый «ПАЗик» маршрута Лесной — Кирс. Мне нужно добраться до поворота на Верхнекамскую. Это 40 километров (без учёта короткого заезда в село Лойно). Но проезд 40 километров стоит... 97 рублей!!!

До 2010 года здесь курсировала пассажирская дрезина Гайно-Кайской железной дороги. Расстояние по разбитому асфальту 40 километров, а по железной дороге — 20 километров! В пути на дрезине — 30 минут, на позорном «ПАЗике» — полтора часа! Но движение дрезины отменено.

Бегом — от тёмного поворота до станции Верхнекамская. В темноте обхожу лужи глубиной по колено. Прибегаю к поезду Верхнекамская — Киров за 7 минут до отправления. Беру билет. К сожалению, сейчас здесь посадка — 3-5 пассажиров в сутки. Раньше было почти в сто раз больше.

Как и при отправлении из Кирова, поезд двухвагонный. Однако на этот раз оба вагона — плацкартные. Первый — с обязательной платой 115 рублей, предусмотрено бельё. Второй — считается общим.

До Кирова — в лежачем положении на верхней полке. Но в вагоне всю ночь ходят, разговаривают. По станции Яр — тотальная проверка билетов. Такие условия — не для меня. На холоде, но в спокойствии спать лучше, чем в плацкартном вагоне.

При отправлении из Верхнекамской в поезде, кроме меня, было один или два пассажира. Пустой вагон — самый комфортный. Но в этот момент я был переполнен чувством обозлённости и досады из-за жителей, переставших пользоваться поездом. Хотя поезд пока ещё курсирует здесь дважды в сутки — утром до Яра, вечером до Кирова.

Я сажусь в вагон — и читаю, не теряю время. Они же, с наступлением «эпохи поклонения автомобилю», считают нужным бездарно убивать своё время и здоровье на разбитом асфальте. Пассажиропоток снизился в десятки раз. К сожалению, отмена поезда — лишь вопрос времени.

Южнее Кирса пассажиров становится больше. Но всё равно недостаточно.

Примечательно также, что 10 процентов россиян (это огромное число!) имеют инвалидность, а значит — неограниченный бесплатный проезд в пригородных поездах. Казалось бы: надо пользоваться этим благом, одной из немногих «благодетелей», которую сохранило государство. Но — не пользуются! Если бы активно пользовались — было бы много пассажиров, не возил бы поезд воздух. Население провинциальной России безвылазно сидит по домам, что является очень нехорошим признаком.

Выезд со станции Верхнекамская в Киров в 20:18. На следующий день в 20:30 я оказываюсь во Владимире, преодолев на пригородных поездах 1058 километров за сутки. Едва ли сейчас где-то проехать больше.

От Нижнего Новгорода до Кирова и от Кирова до Нижнего Новгорода сейчас можно доехать как минимум с двумя пересадками. Но в кассах Нижнего Новгорода по-прежнему выдают сквозные билеты до Кирова, а в кассах Кирова — до Нижнего Новгорода.


Посёлок у станции Ежиха.



Станция «Горьковская» Нижегородского метрополитена. Осмотрена в ходе часовой пересадки. Первая станция
на правом берегу. Город ждал её 30 лет. Я следил за дискуссиями о судьбе этой станции 20 лет,
и уже почти не верил, что когда-нибудь она откроется.



Тепловоз ТУ7-2895, вывезенный из Тумской. Поставлен в странном месте — среди путей
станции Нижний Новгород-Московский, где пребывание посторонних запрещено.
Является памятником. Возможности движения нет.


Как выяснилось, недавно построены высокие платформы на остановочном пункте Молодники. Завершается строительство в Денисово.


Новая высокая платформа Молодники.


Вероятно, вскоре от Москвы до Семёнова не останется ни одной низкой платформы! Это абсолютный рекорд по протяжённости. Кроме участка Вязники — Гороховец, высоких платформ нет на пяти пунктах: Ковров I, Ковров II, Жолнино, Кеза, 506 км.


Ковров. Вывешены предупреждения о полной отмене пассажирского движения
на линии Ковров — Муром. То же самое грозят и на линии Владимир —
Тумская. В итоге отмена стала не полной, а частичной.


От Владимира до дома мне остаётся 167 километров. До начала 2011 года около 20:40 отправлялся электропоезд Владимир — Петушки, согласованный с электропоездом Петушки — Москва. Тогда можно было доехать на пригородных поездах за сутки с небольшим от Верхнекамской до Москвы и от Перми до Москвы!

Но это в прошлом. Необходимый для этого вечерний электропоезд Владимир — Петушки отменён. Теперь не избежать холодной ночёвки во Владимире. Но и такое расстояние, преодолённое за один день — это неплохо!

Из Владимира на Москву утром следуют три электропоезда:
06:12 — 09:05 — 7000-й, «концепт». Когда-то был комфортным. На данный момент не отличается от обычной «бомж-собаки» ничем, кроме малого числа остановок. Не могу сказать, является ли это временной мерой по техническим причинам или нет.
07:30 — 10:16 — 7000-й, билеты на бланках системы «Экспресс», рассадка по прикреплённым местам.
08:03 — 11:32 — 6000-й.

Первые два поезда не имеют остановки на нужной мне станции. Я несколько раз ездил «концептом». Один раз я смог выйти на нужной мне станции через служебный тамбур первого вагона: поезд там остановился для высадки железнодорожников и «зайцев», не желающих оплачивать проезд. Ещё один раз — остановка была, но я не подготовился заранее и выйти не смог. Остальные разы — остановки не было.

Решаю ехать «концептом». К большому негодованию, под него выдали некомфортный, неприятный состав ЭД4М-0380. Вагоны ничем не отличаются от обычной электрички.

Сажусь в первый вагон, готовый «сорваться» в тамбур машиниста. Но остановки по моей станции не было. Приходится возвращаться назад «Спутником».

Отмечаю, что состав ЭД4М-0380 следует резервом в депо Железнодорожная без пассажиров. Видимо, это происходит и вечером при подаче из депо на Курский вокзал.






Публикация о поездке 2011 года в газете «Моё Верхнекамье».



Так выглядит газета «Моё Верхнекамье». В ней публикуются также статьи
местного прогрессивного деятеля, исследователя
истории железных дорог Дениса Логиновского.



Вывезенные из Нырмыча-4 ценности.









21.05.2019 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу