Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА НА ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА БЕЛАРУСИ,
НОЯБРЬ 2014 ГОДА









Поездка на объекты железнодорожного транспорта Республики Беларусь была произведена 23-28 ноября 2014 года. До этого, 16 ноября, был произведён выезд в Беларусь, который пришлось внепланово прервать в Смоленске. Этот выезд завершился на следующий день, 17 ноября. Я успел зафотодокументировать железнодорожную линию Духовская — Занозная.

Здесь описаны две экспедиции, но на территории Беларуси я находился только во второй экспедиции.

http://ru-railway.livejournal.com/2526715.html,
https://vk.com/wall62259261_1891,
http://vk.com/wall-155711_228611,
http://vk.com/wall-32652073_12606 — обсуждения этой публикации.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4882144 — 1823 фотографии, сделанные в ходе экспедиций.






ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПОЕЗДОК:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ДУХОВСКАЯ — ЗАНОЗНАЯ — СУХИНИЧИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СМОЛЕВИЧИ — ШЕМЕТОВО — НАЦИОНАЛЬНЫЙ АЭРОПОРТ МИНСК

МИНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

МИНСКИЙ ТРАМВАЙ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ В КАБУШКИНО





Исполненный маршрут незавершённой экспедиции: Москва — Азарово — Сухиничи-Главные — Чипляево — Смоленск — Вязьма — Можайск — Москва. Полностью на пригородных поездах.

Исполненный маршрут завершённой экспедиции: Москва — Можайск — Вязьма — Смоленск — Дубровенка — Красное — Орша — Минск-Восточный — Минск-Александровский (Институт Культуры) — Минск-Пассажирский — Барановичи — Кабушкино — Барановичи — Минск-Александровский (Институт Культуры) — Смолевичи — Национальный аэропорт Минск — Минск-Пассажирский — Минск-Александровский (Институт Культуры) — Барановичи — Кабушкино — узкоколейная железная дорога — Кабушкино — Барановичи — Минск-Александровский (Институт Культуры) — Смолевичи — Орша — Красное — Смоленск — Вязьма — Можайск — Москва.

Почти полностью на пригородных поездах. За исключением небольших участков: Смоленск — Дубровенка (пешком), Барановичи — Кабушкино (автостоп, автобус и пешком), узкоколейная железная дорога в Кабушкино (тепловоз), внутренние перемещения в Минске (метрополитен, трамвай, пешком).



16 ноября. Выезжаю с Киевского вокзала «зелёным» электропоездом на Калугу, отправлением в 14:05. Условия проезда в низкокатегорийных поездах на Киевском направлении несколько лучше, чем, например, на Горьковском.

Повезло в том плане, что соседние пять мест (два сбоку и три напротив) оставались незанятыми весь путь. Комфортность поездки намного выше, чем при занятых местах.

Выхожу на станции Азарово, последней остановке перед конечной станцией. Это окраинный район Калуги.



Электропоезд ЭР2Т-7214 прибыл на станцию Азарово. Время 17:07.


Калуга — одна из важных для меня точек. Здесь родились и жили носители редкой исконно белорусской фамилии Болашенко. Покинув село Стайки под Могилёвом, мои предки сначала поселились в Ферзиковском районе Калужской области, затем в Калуге. Я здесь бывал с 1980-х годов. Здесь похоронены некоторые носители фамилии Болашенко, да и я считаю, что если уж быть похороненным — то здесь.

В живых остался только один — Аркадий Болашенко (брат великого художника Анатолия Болашенко, которого среди живых нет). Возраст около 90 лет, перенёс инсульт. Но сохраняет бодрость духа. Часто публикует статьи в газете «Завтра» и на оппозиционных сетевых ресурсах, активен в Сети. Убеждённый сталинист, причём один из немногих сталинистов, помнящих ту эпоху. У Анатолия Болашенко политические взгляды были прямо противоположными.

Сейчас пребывание в Калуге — кратковременное, с целью пересадки. Ненадолго выхожу со станции в город. Беру билет до Сухиничей.



Станция Азарово.


Электропоезд Калуга — Сухиничи-Главные. Заполненность состава слабая.

Калужская область — самый богатый регион из всех соседей Московской области. Возможно, благодаря этому объём движения на участке Калуга II — Сухиничи расточительно большой для нынешнего времени: шесть пар. Вдвое больше, чем, к примеру, на участке Вязьма — Смоленск.

Вынужден слушать низкокультурные разговоры железнодорожника, ставившего ноги на сиденье (поведение свиньи) и распивавшего пиво (административное правонарушение). Сухиничи в просторечии — «Сухари».



Электропоезд прибыл на станцию Сухиничи-Главные. Время 19:10.


Пригородный поезд Сухиничи-Главные — Спас-Деменск. До Сухиничей-Узловых две автомотрисы АЧ2, посадка в одну — АЧ2-090. Далее — одна автомотриса АЧ2, как и в 2011 году.



Автомотрисы АЧ2 на станции Сухиничи-Главные. Ближайшая — АЧ2-090.


После Барятинской — ни одного пассажира, кроме меня. Машинист спрашивает, нужно ли кому-то выходить на остановках по требованию.

Выхожу на закрытой станции Чипляево. Здесь сели три человека. Хорошо, что в Спас-Деменск поезд прибудет не пустым.

Но вообще, ужасно. Раньше по маршруту Калуга — Спас-Деменск курсировал поезд дальнего следования, перевозивший сотни человек. Я застал этот поезд, как и поезд Калуга — Ряжск — хотя не ездил в нём.

Сейчас единственная возможность попасть из Калуги в Барятинский и Спас-Деменский районы — это выезд вечером, пересадка по Сухиничам. В обратном направлении — рано утром.

Ночёвка севернее станции Чипляево под открытым небом. Температура минусовая.

Выезд утренним пригородным поездом сообщением Фаянсовая — Смоленск, который проследует в светлое время по линии Занозная — Духовская (Смоленский узел).

По линии Занозная — Духовская я проехал в августе 2001 года. Но тогда не делались фотографии. Их нужно сделать. Пока что здесь курсируют два ежедневных пригородных поезда. Но нет гарантии, что это продлится долго.



Теренино (закрытый разъезд, ныне остановочный пункт). Время 8:42.


Поезд Фаянсовая — Смоленск трёхвагонный. В хвосте — та же АЧ2-090, в которой я ехал вчера, в голове АЧ2-092, между ними — промежуточный прицепной вагон АПЧ. Посадка пассажиров — только в промежуточный вагон. Таким образом, две единицы из трёх едут впустую.

Поезд имеет продолжительные стоянки по станциям Спас-Деменск и Ельня. На этих станциях выхожу, фотографирую.

В Спас-Деменске действовало веерное локомотивное депо. Оно закрыто, пути к нему сняты.



Окраина Ельни. Молокозавод (не работает).


На линии Занозная — Духовская действуют следующие пункты с путевым развитием: Спас-Деменск, Павлиново, Ельня, Добромино.

Необычный факт: станции Павлиново и Добромино восстановлены после полной разборки. Ориентировочная дата восстановления — 2009 год. Причина — перевод части грузовых поездов с электрифицированной магистральной линии Смоленск — Вязьма на линию Духовская — Занозная — Сухиничи. Также появились перевозки автомобильных деталей по маршруту Западная Европа — Брест — Смоленск — Занозная — Сухиничи — станция Воротынск. Получатель — автосборочный завод в Воротынске, вблизи Калуги.

Почти в это же время разобрана станция Глинка, расположенная в одноимённом районном центре. Районный центр с железной дорогой, но без грузовых перевозок по железной дороге — ужасное явление.

В некоторых расписаниях утверждается, что пригородные поезда следуют от Смоленска до Ельни и от Фаянсовой до Ельни, по станции Ельня нужна пересадка. На самом деле такого нет. Здесь — стоянка 20 минут, скрещение встречных поездов.



Вокзал на станции Ельня.


На вокзале станции Ельня есть музей боевой славы, но попасть туда во время стоянки поезда нельзя.



Вокзал на станции Ельня.



Поезд прибыл к пригородным платформам станции Смоленск-Центральный. Прямой маршрут на Оршу
уже отменён. Появились слухи о полной отмене оставшихся
пересадочных маршрутов в сторону Орши.


На пригородном вокзале беру билет до станции Красное. Пересадка длительная. Направляюсь в город. Обычно при длительных пересадках по Смоленску я отдыхаю в замаскированном месте на берегу реки Днепр, которую здесь можно перейти вброд. Сейчас — не та температура.

Смоленск — город интересный, исторически ценный, но находится в сильно запущенном состоянии. Особенно резкий контраст — с цивилизованным Витебском, до которого всего сто километров.

Варварская власть уничтожила значительную часть сети Смоленского трамвая. В том числе красивейшую линию по центральной улице Большая Советская. С другой стороны, хорошо, что не уничтожили полностью...



Смоленск. Отделение посольства Беларуси — цивилизованной территории, которая
начинается в 55 километрах отсюда по кратчайшему направлению.



Смоленск. Центральная улица Большая Советская. Здесь вредители разобрали трамвайную линию —
одну из самых красивых, важную для связности сети и города.



Смоленск. Центральная улица Большая Советская.


В Смоленске внезапно оказалось, что мне нужно срочно возвращаться. Иду пешком на платформу Орловская-Сортировочная.



Платформа Орловская-Сортировочная в границах станции Смоленск-Сортировочный.


Выезд электропоездом Смоленск — Вязьма. Электропоезд Вязьма — Можайск.



Электропоезд ЭР2Р-3060 на станции Вязьма. Время 19:47.


В Можайске недавно построили турникетную линию. Зато пересадка с поезда на поезд теперь стала кроссплатформенной во всех случаях. Переходить не надо.

Электропоезд от Можайска до Беговой. На метро — до «Площади Ильича» через «Таганскую».



Окрестности платформы Серп и Молот. Время 0:36.


В 0:45 выезд от платформы Серп и Молот, 30 минут движения на восток.






Завершённая экспедиция в Беларусь. Выезд утром 23 ноября.



Продолжается вредительская застройка бывшей санитарно-защитной зоны экологически вредного
завода «Минвата» — хотя завод никто закрывать не собирается. Время 7:50.


Ускоренный поезд Ногинск — Москва, состав ЭД4М-0242. На метро — от «Курской» до «Белорусской». Ускоренным электропоездом — до Можайска.

До 2013 года я постоянно выезжал этой «волной» пригородных поездов. К вечеру я оказывался в Орше, там садился в белорусские поезда, и просыпался на другом конце Беларуси.

Теперь можно добраться только до Смоленска, там — ночёвка.

Можно выезжать из Москвы на пять часов позже, ночевать в Сафоново. Время прибытия в Беларусь от этого не изменится. Недостатки такого варианта: на сон в Сафоново отводится шесть часов, это очень плохо. Из Москвы в это время нет комфортных поездов.



Белорусский вокзал, с которого в годы Великой Отечественной войны уезжали на фронт. Время 8:52.



Москва-Смоленская (Белорусский вокзал). Электропоезд ЭД9М-0401 — один из редких
в этом направлении поездов с приемлемыми условиями проезда.
Утром он в ходу только по выходным дням.


Осмотр Можайска, не доходя до центра. На платформе действуют турникеты. Четырёхвагонный состав ЭР2Р-3060 до Вязьмы.



ЭР2Р-3060 прибыл на станцию Вязьма.



Вязьма, привокзальная площадь. Полуразрушенный дом, в котором продолжает действовать магазин.



Этот же дом с другой стороны.



Вязьма. В этом магазине сети «Магнит» я часто покупаю продукты. Принимаются карты.


Иду на болото к югу от станции Вязьма.


Вязьма, нехоженная местность к югу от станции. Эта будка не раз использовалась
мной как место ночлега в плохую погоду.


Электропоезд Вязьма — Смоленск. Весёлый машинист произносил такое: «Наш летучий голландец отправится до станции Смоленск», «Осторожненько, дверочки закрываются».

Пешком в сторону платформы Дубровенка, до которой пять километров. Ночёвка километра через три.



Автомобильный выезд из Смоленска в сторону Витебска. Время 19:46.



Монумент «Долой самодержавие» вблизи Смоленска. Время 8:39.


Платформа Дубровенка. Двухпутная электрифицированная линия внешне выглядит обычно. Но это — редкое место, где поезда в нормальном режиме идут по обоим путям исключительно в одном направлении — нечётном (на запад). Уехать отсюда в сторону Смоленска невозможно.

В восточном (чётном) направлении поезда идут по другой двухпутной линии, в нескольких километрах южнее. Там есть пункты Гнёздово, Дачная-2 и Дачная-1, с которых можно уехать только в Смоленск.



Платформа Дубровенка. Дизель-поезд РА2 маршрута Смоленск — Рудня удаляется в сторону Рудни.


Электропоезд на Красное — ЭД9М-0223, четыре вагона, как всегда в Смоленском узле.



Платформа 478 км на перегоне Гусино — Красное.


Станция Красное. Все железнодорожники и местные жители произносят с ударением на «о». Это небольшая станция, крайний западный пункт Московской железной дороги.

Сейчас здесь — обязательная пересадка из поезда на поезд при движении по маршруту Смоленск — Орша. Но лучше так, чем полная отмена движения. О чём стали распускаться слухи...

В сентябре здесь была замечена машина с пограничниками, которые издали наблюдали за пересаживающимися. Сейчас их не было. Осматриваю пристанционную деревню.



Красное. Пристанционный населённый пункт.



Красное. Новый дом для работников «РЖД».



Станция Красное. Смоленская ЭД9М-0223 и ДР1П-087 приписки депо Орша.


На маршруте Красное — Орша обращаются две пары дизель-поездов приписки депо Орша. Причина их использования — нехватка электропоездов на Белорусской железной дороге.

Оплата проезда — только в вагоне и только за белорусские рубли. Цена 6700 (28 рублей РФ) за 51 километр пути.

Новое и непривычное явление: часовой пояс при въезде в Беларусь не меняется. Время такое же, как в Москве.

«Прокрутка» времени по всей России на час назад — безусловно, правильное решение. А вот выход из зоны московского времени Удмуртии и Самарской области — идиотское решение. Можно считать, что это «компенсировалось» входом в единый с Москвой часовой пояс всей Беларуси.



Станция Орша. Время 12:19.


Электропоезд ЭР9Т-687 от Орши до Минска-Восточного.

http://vk.com/video62259261_171127200 — прибытие электропоезда на платформу Троцилово, звуковое оповещение.

Электропоезд прибыл позже обычного почти на час из-за длительных стоянок по Борисову и Жодино. Много раз пропускали другие поезда, в том числе Москва — Париж, который отправился из Москвы сегодня утром — на сутки позже моего выезда.

Стоимость проезда по маршруту Орша — Минск-Восточный 25 700 (108 рублей РФ) за 209 километров пути.

В результате обвала российского рубля всё, что находится за пределами «рублёвой зоны» (РФ, Абхазия и Южная Осетия) для нас резко подорожало. К счастью, Беларусь целенаправленно снижает курс своей валюты вслед за обесцениванием российской. Если этого не сделать, станет невыгоден экспорт товаров в Россию, который для Беларуси очень важен. Поэтому разрыв не такой значительный, как мог бы быть.

Станция Минск-Восточный. Почти все пассажиры переходят на станцию метро «Пролетарская», которая очень удобно расположена почти непосредственно под магистральной железной дорогой.

Но я дождался следующего электропоезда со станции Крупки, через двадцать минут. Беру билет Минск-Восточный — Институт Культуры за 1200 blr (5 рублей РФ). Проезд в городском транспорте — 4000 blr (17 рублей РФ).



Станция Минск-Восточный. Время 17:52.


На том месте, где находится платформа с корявым названием Институт Культуры, раньше был второй вокзал Минска, который назывался Брестским и Александровским. Нынешний вокзал до революции назывался Виленским или Либаво-Роменским.

Институт Культуры — это две платформы в границах станции Минск-Сортировочный. Отсюда отправляются почти все пригородные поезда от Минска в сторону Орши, большая часть пригородных поездов в сторону Баранович, небольшая часть пригородных поездов в сторону Осипович. Пригородные поезда в сторону Молодечно отправляются только от Минска-Пассажирского.

Здесь есть удобная пересадка на метро. Вокзального здания нет. Кассы в подземном переходе.

Я считаю: следует вернуть название Минск-Брестский или Минск-Александровский. И построить здесь вокзал. Лучше всего — с воссозданием старинного облика, как сделано, например, в Хабаровске. Большой недостаток, что в Минске не сохранился ни один из нескольких дореволюционных вокзалов.

Недалеко отсюда есть улицы с одноэтажной деревянной застройкой и действующими водоколонками. Набираю воду.



Окрестности станции Минск-Пассажирский. Началось строительство третьей линии метрополитена! Время 18:27.



Район с «частным сектором». Здесь удобно набрать воду и есть замаскированное место для ночлега.
При этом до вокзала 10 минут ходьбы. Время 19:25.


Меняю деньги в отделении БПС-Сбербанка по курсу 238 blr за 1 российский рубль. На вокзале пользуюсь стационарным доступом в Сеть.

Выезд электропоездом Минск-Пассажирский — Барановичи в 20:25. Ночёвка на окраине Баранович.

Я преодолел почти 900 километров в юго-западном направлении. Здесь снега может не быть и в январе. Но сейчас ситуация противоречила всякой логике: в Москве зимы нет, а здесь она наступила!

От Баранович до нужного мне посёлка Кабушкино — десять километров. На утренний «государственный» автобус я не успел. Подъехал три километра на частном автобусе, следовавшем в Русино. Он оказался очень дорогим — 9000 blr (38 рублей РФ). Далее пешком.



Автомобильный выезд из Баранович в сторону Кабушкино. Время 9:09.



Автобусная остановка в Русино. Движение неинтенсивное, мягко говоря.
Хотя это ближний пригород крупного города.



Посёлок Кабушкино. Начальный пункт самой неактивной из 32 узкоколейных железных дорог Беларуси,
последней из непроезженных.


До боли знакомое Кабушкино. Я здесь в четвёртый раз. Задача — проездить последнюю ещё не проезженную узкоколейную железную дорогу Беларуси. Единственную непроезженную из 32 действующих сейчас узкоколейных железных дорог.

В четвёртый раз сталкиваюсь с тем, что движения сегодня не будет! Естественно, я всегда приезжал в рабочие дни.

Может быть, тепловоз поедет через два дня. А может, и не поедет. Нужно ремонтировать, из Колпеницы должны привезти колёсные пары.

Возвращаюсь на автодорогу. Вскоре подвезли на «УАЗе» до Русино. Пешком полтора километра до конечной остановки барановичских автобусов «Кладбище Русино». Автобусом до окрестностей Полесского вокзала.



Конечная остановка городских автобусов «Кладбище Русино». До Кабушкино — 6 километров
кратчайшим путём, если «срезать» выступ дороги в Русино.



Станция Барановичи-Полесские. Поезда из разных эпох.


Электропоезд Барановичи-Полесские — Минск-Брестский (Институт Культуры). Отмечаю, что платформа Крошино переименована в Ольсевичи, а платформа Победа — в Крошино.

От Минска-Брестского (Институт Культуры) электропоездом до станции Смолевичи. Ночёвка южнее станции.

Вокзал на станции Смолевичи знаком мне по поездкам в 2008 году (выезжал из Смолевич в Усяж) и в 2013 году. Изначально это было типовое простое здание 1950-х годов. Такое же — к примеру, на станции Васильевский Мох. После реконструкции вокзал не узнать.



Реконструированный вокзал на станции Смолевичи, который до недавнего времени был типовым и примитивным.
Время 19:53.



Реконструированный вокзал на станции Смолевичи. 26 ноября, время 8:58.


Одна из целей экспедиции — проезд линии Смолевичи — Шеметово — Национальный аэропорт Минск. Это было осуществлено. Описание: http://infojd.ru/01/chemetovo.html.



Станция Смолевичи. Дизель-поезд ДП3-001 у новой «аэропортовой» платформы.


Осматриваю аэропорт Минск-2. Здесь я никогда не был. В Беларуси я пользовался воздушным транспортом только в 2008 году, совершив внутренний перелёт по маршруту Гомель — Минск. Тогда рейс Гомель — Минск — Калининград прибывал в старый аэропорт Минск-1, расположенный недалеко от центра города. Сейчас он закрыт.

Замечательное отличие «национального аэропорта Беларуси» от российских аэропортов: вход свободный, нет издевательского «шмона».



В аэропорту Минск-2.



Вид от аэропорта Минск-2 в сторону города.



Аэропорт Минск-2.


На территорию аэропорта организованно заходили военные музыканты. Оказалось, что вскоре сюда прибывает руководитель Вьетнама Нгуен Фу Чонг. Его встречают с государственными почестями. Возможно, где-то рядом со мной находится и Александр Лукашенко — на мой взгляд, лучший из мировых политиков.

Надо бы съездить во Вьетнам, пока там ещё работают камбарские узкоколейные тепловозы ТУ7А и ТУ8П...



Самолёты на вечной стоянке.


Осматриваю экспозицию авиатехники, выставленную недалеко от аэропорта. Хорошо, что эти образцы советских самолётов сохранили. Но непорядок, что они находятся без всякой охраны и под открытым небом. Вандализм в Беларуси — редкость, но всё же...

Дизель-поездом — от новой платформы Национальный аэропорт Минск до вокзала. Захожу в редакцию газеты «Железнодорожник Белоруссии», которая находится напротив вокзала, на другой стороне Бобруйской улицы. По предварительной договорённости получаю номер с публикацией о себе.

Одна из сотрудниц газеты была впечатлена фактом моего приезда. Причём, что существенно — она не работала над этой статьёй.

— Как?! Тот самый Болашенко??!!

— Он самый! Вы меня знаете, потому что работали над статьёй?

— Нет, это не моя статья. Но про Болашенко у нас знает вся редакция, знают почти все белорусские железнодорожники!

Впервые в 2014 году вхожу в Минский метрополитен на станции «Площадь Ленина». Направляюсь к новой станции Малиновка.

В привокзальной части Минска ещё только частичные признаки зимы, а на Малиновке — «конкретная метель». Насколько отличается местность в нескольких километрах...



Зима у новой станции метро «Малиновка». Вид в сторону платформы Курасовщина.



Станция метро «Малиновка», открытая в 2014 году.


От Малиновки — на противоположный конец линии, станцию «Уручье».

Неприятным шоком стал тот факт, что звуковое оповещение в поездах Минского метрополитена полностью дублируется на английском языке. Что за дела?!

Английский язык в звуковых объявлениях появился перед чемпионатом мира по хоккею в феврале 2014 года. Это допустимо — так делали и в Москве на период Олимпиады 1980 года.

Но международное спортивное мероприятие давно прошло, а звуковой мусор почему-то остался. До такой степени подхалимства перед «западом» не дошли даже в Киеве, который сейчас захвачен проамериканской нечистью.

Плохо и то, что все надписи дублируются латиницей, причём не английской транслитерацией, а белорусской латиницей. Отличительная особенность — обилие диакритических знаков. Ограниченное использование белорусской латиницы имело место в истории. Фактически, оно сейчас появилось снова, официально под видом транслита.

Уручье — единственная «заМКАДная» станция метро. В Минске тоже есть кольцевая дорога. Протяжёность почти ровно вдвое меньше, чем в Москве — 56 километров, тогда как московская МКАД — 109 километров. Построена в те же годы, что и в Москве. В других городах СССР подобных замкнутых кольцевых дорог не было.

Пешком через МКАД к станции метро «Борисовский Тракт».



«ЗаМКАДный» район Минска, окрестности станции метро «Уручье». Время 13:57.



Окрестности станции метро «Уручье». Время 13:59.



Путепровод над МКАД. В связи с государственным визитом вывешены флаги Вьетнама.


Метро: «Борисовский Тракт» — «Площадь Победы». Трамваем на «Озеро». По всем трамвайным линиям, кроме тупика на Октябрьскую, я проехал в 2000 году, но без фотографий.



Станция метро «Площадь Победы». В большинстве случаев «советские» станции
Минского метрополитена архитектурно представляются лучше новых.



Станция метро «Площадь Победы».


От «Озера» — на «улицу Свердлова». Затем проезжаю последний ещё не проезженный участок сети Минского трамвая — короткую тупиковую линию по Октябрьской улице. Я прошёл её пешком в августе 2013 года. Движение здесь — только по рабочим дням в часы пик. Пассажиров почти нет.

Минский трамвай находится в хорошем состоянии. Длительные закрытия на ремонт кончились — действует вся сеть без исключения. Интервалы движения всюду, кроме «тупика» на Октябрьскую — небольшие. Подвижной состав — полностью белорусского производства.

По сравнению с городом, трамвайная сеть маленькая. Трамвай охватывает меньшинство районов. Конфигурация сети — почти как у метро: две линии, с пересечением в центре. Есть небольшой общий участок двух линий и тупик на Октябрьскую.

Метрополитен — от «Пролетарской» до «Института Культуры».



Вагонная схема Минского метрополитена. Появилась строящаяся третья линия.
В отличие от Екатеринбурга или Новосибирска,
её действительно построят, сомнений нет.


От Минска-Александровского (Институт Культуры) до Баранович. Ночёвка в той же точке, что и двумя сутками раньше. Утром отправляюсь на автовокзал, выезжаю автобусом в Кабушкино.

Пятый приезд в Кабушкино. Я морально готов к тому, что тепловоз и сегодня не поедет. Уже предварительно запланировал, что возвращаюсь в Минск утренним ускоренным поездом.

Но тепловоз сегодня поедет-таки! Предыдущий раз это было в пятницу, то есть шесть дней назад. Торф на заводе кончается. Новые колёсные пары, между тем, так и не привезли.

Триста двадцать восьмая узкоколейная железная дорога проезжена!!!

Машинист рассказал, что раньше работал на широкой колее, на самоходном подъёмном кране. Затем переехал в Русино, устроился на узкоколейную железную дорогу в соседнем Кабушкине. В те дни, когда нет движения, а таких дней — большинство, железнодорожники занимаются ремонтом подвижного состава.

Тепловоз один. Был второй, его хотели отправить на капитальный ремонт в Борисов, как и первый. Но в итоге порезали. Осталась только кабина.

Окрестности Баранович — милитаризированный район. Здесь находится военный аэродром, склады боеприпасов, военные укрепления из разных эпох. Машинист рассказал, что в его детстве местные подростки нередко проникали за ограды воинских частей. Бывало, воровали снаряды.

В этом году идёт война на Украине. Машинист принял родственников-беженцев. Нелестного (мягко говоря) мнения о «хохлах».

Беларусь — цивилизованное место, но даже здесь редкое движение по узкоколейной железной дороге провоцирует воровство. Этим летом какая-то «нечисть» украла рельсы. Причём не на неиспользуемой «времянке», каковых достаточно, а на главном ходу! Поезд в этот момент шёл вагонами вперёд, головной вагон «забурился». Приезжала милиция, возбуждали дело.

Весьма нервным местом является автомобильный переезд. Стоят знаки «STOP», но водители их в большинстве случаев игнорируют. Они считают, что железная дорога не действует. Скорость небольшая. Но затормозить гружёный торфом поезд из девяти вагонов без тормозного оборудования — трудно и долго. Не помогает и оранжевый проблесковый маячок на тепловозе. Не раз столкновения удавалось избежать в последние секунды.



Лисья нора под узкоколейной железной дорогой.



Машинист размышляет, что делать с лисьей норой. Нужно принимать меры,
иначе в дальнейшем верхнее строение пути провалится.


Тепловозники разговаривали на «трасянке». Какой-нибудь «москаль обыкновенный», видимо, некоторые слова бы не понял. Я понимал всё.

В пяти километрах к западу от Кабушкино оставляем вагоны. Некоторые торфяные караваны слабо дымятся. Погрузка начнётся только через пару часов, так как погрузчик «Амкодор» ещё не приехал. Отправляемся резервом в Кабушкино.



Пересечение с «бетонкой» — старой дорогой на Великие Луки.


Около километра проехали по старой линии в сторону деревни Вадятино, до этой точки. Далее линия разобрана.



Начало разобранного участка в направлении Вадятино.



Торфобрикетный завод.


Вот, собственно, и всё. Задача выполнена! Теперь — скорее назад в Москву.



Старый въезд в Кабушкино. Прежнее название — Торболово.


Выхожу на автодорогу. Почти сразу остановилась попутная машина до города. В разговоре за время короткой поездки узнал, что в Барановичах были планы строительства детской железной дороги. Обсудили возможность использования для этого узкоколейной железной дороги в Кабушкино. Из действующих узкоколейных железных дорог Беларуси она, на мой взгляд, под наибольшей угрозой закрытия.

Электропоезд до Минска-Александровского (Институт Культуры). Четвёртый за два дня проезд этого участка со всеми остановками. Минские электропоезда — не московские, каждая поездка радует.



Три электропоезда на станции Барановичи-Полесские.



Указатель маршрута. Постепенно такие указатели заменяются электронными.


На станции Помыслище с удивлением вижу пассажирский поезд, уходящий в сторону Крыжовки. На линию, где нет пассажирского движения. Что это — разовое явление в связи с ремонтом? Отправка пустых вагонов на базу запаса?



Станция Помыслище. Пассажирский поезд уходит на линию Помыслище — Крыжовка. Время 15:21.


Метро: «Институт Культуры» — «Площадь Якуба Коласа». Проезжаю трамвайную линию на Зелёный Луг.



Центр Минска. Реклама портала Tut.By, на котором размещена статья обо мне журналиста А. Лычавко.



Конечная станция трамвая «Зелёный Луг». Справа — новый низкопольный вагон АКСМ-843.



Вокзал Минск-Пассажирский.



Минск-Александровский (Институт Культуры).


От Минска-Александровского (Института Культуры) — до Смолевич тем же по времени отправления электропоездом, что и двумя днями раньше. Последняя ночёвка — в Смолевичах.



Реконструированный вокзал на станции Смолевичи. Время 20:06.


Рано утром выезд электропоездом Минск — Орша.



Орша. Железнодорожный продуктовый магазин недалеко от вокзала. В 2011 году, когда
«обвалился» белорусский рубль, я покупал здесь большое количество продуктов
и привозил их на пригородных поездах в Москву. Сейчас — ситуация обратная,
почти всё значительно дороже, чем в Москве.


Орша, последние часы в лучшем уголке мира — Беларуси. Захожу в хорошо знакомый продуктовый магазин. Почти всё существенно дороже, чем в Москве, но молоко всё-таки дешевле. Покупаю несколько литров.



Орша. Автомобильная дорога к «островному» вокзалу.



Платформа Киреево, перегон Осиновка — Красное. Раньше было написано «Кiрыёва».



Красное. Массовая пересадка пассажиров. Пригородные перевозки между Оршей и Смоленском
востребованы и необходимы. Полная отмена движения (в том числе пересадочного),
о чём распускаются слухи, была бы варварством и беспределом.



Гнёздовский путепровод, окрестности Смоленска. Каждая опора зачем-то огорожена забором
с колючей проволокой и видеокамерами. Нигде больше такого пока не встречал.



Платформа 2-я Дачная. Движение здесь — только в чётном направлении (на восток).



Смоленск. «Ширококолейный» наклонный рельсовый путь. Предназначен для спуска
неустановленного оборудования к реке Днепр.



Тот же рельсовый путь, вид вверх. Время 15:18.



Платформа Беговая. Поездка близка к завершению. Время 0:07.


Электропоезда Смоленск — Вязьма, Вязьма — Можайск, Можайск — Москва до Беговой, метро до «Площади Ильича» через «Таганскую», Серп и Молот.






30.11.2014 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу