Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА В КРЫМ, 2014 ГОД









https://vk.com/wall62259261_1830 — обсуждение этой публикации


Поездка в Крым в июле 2014 года не была рабочей экспедицией. Она производилась не с рабочей и не с исследовательской целью.

Тем не менее, я проехал в электропоездах: Севастополь — Бахчисарай, Бахчисарай — Евпатория, Евпатория — Симферополь. Был обследован Евпаторийский трамвай и некоторые другие объекты рельсового транспорта.

Для меня представлял большой интерес сам Крым, его повседневная жизнь после нашумевшего на весь мир события — присоединения к Российской Федерации в марте 2014 года.

Летом 2014 года остаётся последняя возможность увидеть в Крыму символику и артефакты двух государств одновременно. Увидеть, как происходит распространение российской государственности на новую территорию. Своими глазами увидеть и оценить, что здесь правда, а что неправда.

Российская пропаганда уверяет, что в Крыму всё хорошо. Украинская пропаганда — что тут не хватает еды и воды, совсем нет туристов, а местное население «стонет под сапогом российского солдата» и получает паспорта с пропиской в Магаданской области.

Кроме меня, было ещё два человека. Естественно, ближайшие родственники — иное невозможно в принципе. В том числе ребёнок, которому на момент поездки исполнилось десять лет. Для меня это первый дальний выезд с ним. Дело тяжёлое. Хорошо, что не со всеми тремя.

Выезд электропоездом до платформы Серп и Молот. Самый неприятный этап составляют эти полчаса на «быдловозке» — некомфортном «зелёном» электропоезде. Где над людьми безнаказанно издеваются «дерьмоторговцы», где имеет место ужасающая компоновка салона, хотя состав новый. Где в изобилии имеются люмпены. Портит настроение на весь день.

Метро: «Площадь Ильича» — «Третьяковская», «Новокузнецкая» — «Белорусская».

Ускоренный электропоезд компании «Аэроэкспресс» отправлением в 7:30, Москва-Смоленская — Шереметьево-Терминал. Мне бесплатен, но остальным — 400 рублей, что очень дорого.

Да, «аэроэкспресс» несравнимо комфортабельнее «быдловозки». На мой взгляд, все московские электрички по исполнению вагонов и условиям проезда должны быть абсолютно такими же, как аэроэкспрессы! Это — нормально, только так, и никак иначе, должно быть!

Самолёт А320 с бортовым номером VQ-BSU, собственное название «Георгий Жуков». http://www.aeroflot.ru/cms/new/40335.

Маршрут полёта пролегает в обход территории Украины. Расстояние больше прямого километров на пятьсот. Приблизительное направление Серпухов — Елец — Воронеж (эти города были хорошо видны) — Ростов — Керчь.

Просматривается территория Украины, где идёт война. На мой взгляд, ответственность за ужасную и бессмысленную войну в равной степени несёт и путинский режим в России, и проамериканский режим в Киеве. Умный человек не пойдёт воевать ни с той, ни с другой стороны!

В явном виде войны не заметно. Хотя трудно детально рассмотреть территорию из-за высоты.

Никакого контроля документов после прибытия в Симферополь нет. Хотя, к примеру, после прибытия в Норильск или на Сахалин посредством парома — есть.

Крым с 1 июня полностью перешёл на российские рубли. Обмена денег не потребуется. Единственная трудность: пока что здесь нигде не принимают к оплате банковские карты. Можно только снять наличные в банкомате, причём действующих банкоматов очень мало.

Болезненное это место — Крым. Тяжкие ощущения оттого, что рядом война. Что Крым «защитили», а Донбасс — нет, так как это не «лакомый кусок».

Но главная мысль: как же это замечательно, что здесь сохранили мир! Только когда рядом происходят такие страшные события, начинаешь ценить мирную жизнь.

Угроза войны была вполне реальной. Я предполагал, что если какая-либо часть Украины станет «горячей точкой» — то этой точкой будет Крым. Здесь к этому больше предпосылок, чем в других частях.

Сложная история — Крым с глубокой древности был объектом противостояния, «сгустком противоречий». За него воевали бессчётное множество раз. Наибольшие, по сравнению с остальными регионами Украины, промосковские настроения. Присутствие крымских татар, которые в течение последних двухсот с лишним лет не проявляли лояльность к России...

История распорядилась иначе. Горячей точкой стал не Крым, а Донбасс. Промышленный район, который когда-то называли «индустриальным сердцем России». Теперь — преимущественно депрессивный регион, времена известности и славы которого, казалось, в прошлом. В 2014 году о Донбассе узнал весь мир.

В 1991 году Россия потеряла почти половину своей территории. Не следует равнять Российскую Федерацию и прежнюю РСФСР. Советский Союз, на мной взгляд — это одно из названий российского государства. За пределами оставшегося «огрызка» оказался Киев — воспринимаемый россиянами как первая столица и город, с которого Россия начиналась, святое место для многих россиян. Там же, за пределами — Одесса, город, который строился как главный порт на юге страны и южная, летняя столица, по аналогии с северной столицей — Санкт-Петербургом.

«За пределами» — Харьков, Екатеринослав, казачий Уральск, сибирский Петропавловск. Там же и Ташкент — не менее русский город, чем Казань, которую удалось удержать. За пределами позорных границ — большая часть комфортных для жизни территорий. Оставшийся «огрызок» в основном состоит из Крайнего Севера.

Но из всего обширного списка земель за пределами сокращённой вдвое России наибольшее негодование вызывала потеря Крыма и Севастополя. Средний россиянин не задумывался о том, что в Ташкенте мы бросили на произвол судьбы миллион русских. Не особо волновал Таджикистан, охваченный в первой половине 1990-х годов гражданской войной. Там Россия больше ста лет создавала цивилизацию — и в одночасье ушла, оставив русское население (в Душанбе оно составляло 80 процентов) на замерзание, голод и расстрел боевиками.

Но Крым не давал покоя всем. Потерю Крыма в России воспринимали как самую больную и унизительную часть обширного списка потерь.

На мой взгляд, это в корне неверно. Ташкент — да, это потеря и трагедия. Там — неславянское и диковатое государство, там славянская цивилизация будет вымирать. Но Украина — такая же славянская страна. Так какая разница, называется это Россией или Украиной?

Никаких проблем бы не возникло, не окажись появившееся в 1991 году государство Украина столь антимосковским и националистическим. Для сравнения, Беларусь никто в России не считает потерянной территорией, Минск и Брест — не утраченные города. Граница по сути административная, у нас единое пространство и единые ценности.

Заседавшие в Киеве правители с 1991 года строили антимосковское государство. Отказ от интеграции, пограничный контроль — вопреки изначальным обещаниям сохранить единое экономическое и таможенное пространство. Агрессивное насаждение «державной мовы» (украинского языка), внедрение в «мову» новых слов для придания большего отличия от великорусского варианта русского языка. Портрет предателя Мазепы на деньгах, низкопоклонство перед так называемым «западом» — врагом славянской цивилизации.

Из-за разрыва торгово-экономических связей, отсутствия общего таможенного пространства и враждебных отношений с Москвой Украина, когда-то благополучная и процветающая территория, стала одной из самых нищих в Европе. Разница в уровне жизни с Российской Федерацией год от года возрастала.

В феврале 2014 года в результате кровавого государственного переворота в Киеве была свергнута законная власть. Те, кто пришёл ей на смену, не скрывали: их устремления резко «прозападные». Россия вернула себе Крым, воспользовавшись периодом «смутного времени» в Киеве.

Не спорю, что абсолютное большинство жителей Крыма это поддержало. Нет оснований сомневаться во всенародной поддержке: Украину здесь не любили. Я это знаю по прошлым поездкам в Крым. Ни один человек, с которым приходилось затрагивать эту тему, здесь не отозвался об Украине хорошо. Распространённое высказывание: «у нас не Украина, а только юрисдикция Украины».

Но я считаю: напрасно присоединили Крым, не надо было это делать. Следовало бы идти другим путём. На всей территории Украины культивировать промосковские настроения. Финансировать пророссийские партии и движения, распространять пророссийские идеи среди населения. Которое уже 23 года, как молотком по голове, круглосуточно «долбят» антироссийской идеологией.

Присоединив Крым, российская власть совершила ужасное. Дала старт войне на Донбассе. Превратила Россию в страну-изгой, ибо весь мир будет на стороне Украины! Все, кроме России, могут ещё сотни лет считать Крым украинским! Мы же, к примеру, рисуем северо-восточную часть Пакистана как территорию Индии, хотя реально она с 1940-х годов контролируется Пакистаном. Крым станет на неопределённо долгий срок «подвешенной» территорией, а это — огромные неудобства для жизни.



С ностальгией вспоминаются времена, когда здесь обращалась гривна, которую все в Крыму называли рублём. Впрочем, и на остальной Украине гривну называют рублём, на западе — меньше, на востоке — больше.

Времена, когда продукты и услуги были дешёвыми для нас — как и на всей Украине. Когда были именные номера машин, то есть вместо номера — какое-нибудь слово, например, «МЕДВЕД» или «ПСИХ». В РФ таких номеров машин быть не может.

Единственный положительный момент — обещанный запуск пассажирского поезда через Порт-Кавказ. Это означает, что на железнодорожную линию Юровский — Порт-Кавказ после более чем двадцатилетнего перерыва вернётся пассажирское движение.



На троллейбусе добираемся от симферопольского аэропорта до Ялты. Междугородная троллейбусная линия Симферополь — Ялта является самой длинной в мире. Это одна из достопримечательностей Крыма.



Билет на междугородный троллейбус Симферополь — Ялта.


Цена билета 63 рубля — втрое дешевле тарифа на междугородный автотранспорт в России. Троллейбус ползёт 95 километров три часа.

Как оказалось, цены на транспорт в Крыму пока остались украинскими, то есть одними из самых низких в мире. Они переведены из гривен в рубли по курсу на момент отделения Крыма. Остальные цены постепенно повышаются.

Дурные явления юга России в виде повышенной полицейской активности в Крым пока не пришли. Никаких проверок при входе на вокзалы нет, полиции мало. Пока ещё Крым, как и в прежние времена — место «не ментовское». Резкий контраст с соседним Краснодарским краем — «напряжным» и «ментовским» регионом. Но надолго ли это?

В первое время после присоединения Крыма к России здесь стали выдавать московские номера машин с кодом 777. На юге России иметь машину с московскими номерами всегда было престижно. Например, в таком южном регионе, как Абхазия, на 2008 год местных машин с московскими номерами было около четверти.

Здесь все бросились получать московские номера, хотя принудительный обмен номеров никто не требовал. За короткое время немалая часть крымского автотранспорта получила московские номера.

Затем были присвоены собственные региональные коды: Крым (без Севастополя) — 82, Севастополь — 92. Заметно, что они намного менее престижны. Хотя постепенно появляются.

На украинских номерах часто изображение флага Украины ликвидировано с помощью наклейки с российским флагом. Причём это не только крымские номера с региональным кодом АК. Попадаются и киевские номера — код АА. Отмечен даже львовский номер — код ВС. Разумеется, киевские и львовские машины с такой наклейкой не вернутся на континентальную Украину.

В Крыму, как и на остальной Украине, огромное количество советских автомобильных номеров. Они едва ли не на каждой десятой машине. По числу советских номеров Украина лидирует со значительным отрывом, в сравнении со всеми остальными территориями. Кроме Монголии, где советские номера выдают до сих пор, в слегка видоизменённой форме.




Троллейбус довольно долго стоял на привокзальной площади у железнодорожного вокзала Симферополя. Вокзал, как и в прежнее время, принимает поезда один за другим. С него идут толпы пассажиров.

Отличие в том, что теперь здесь почти нет поездов из России. Раньше каждое лето прибывало множество поездов сезонных и очень дальних, причудливых маршрутов: Архангельск — Симферополь, Воркута — Симферополь, Усинск — Евпатория. Сейчас таких поездов нет: Украина почти не пускает россиян на свою территорию.

Основное движение — из регионов Украины. Россия построила на новой границе контрольно-пропускные пункты, но ограничений на въезд не ввела. Тариф на поезда дальнего следования между Крымом и остальной Украиной остался внутриукраинским, то есть одним из самых дешёвых в мире.

Близость войны заметна только по огромному количеству машин с донецкими и луганскими номерами, региональные коды АН и ВВ. Их и в прошлые годы было немало, но тогда в Крым приезжали отдыхать. Сейчас это беженцы. Один раз встретились сборщики пожертвований Донбассу.

Раньше в Крыму было очень много белорусских отдыхающих. Крым являлся основным местом отдыха белорусов — дешёвым и достаточно близким.

На данный момент машин с белорусскими номерами почти нет. Это странно, так как граждан Беларуси, в отличие от граждан России, Украина на свою территорию пускает и проблем с проездом быть не должно.

В Ялте комфортабельный ночлег в квартире пятиэтажного дома, всего за 600 рублей.

На второй день: морской транспорт из Ялты на «Ласточкино гнездо». Автобус до нижней станции канатной дороги на гору Ай-Петри. Микроавтобус по горной дороге до верхней станции. Канатная дорога с верхней станции до нижней. Такси до автодороги Ялта — Севастополь. Автобус до автовокзала Севастополя.

Ночёвка в Севастополе — что-то среднее между частным домом и небольшой гостиницей. Затем — в Балаклаве, в доме «частного сектора». К сожалению, все сделанные до Балаклавы фотографии пропали.

В городе Балаклава (официально — отдалённая часть Севастополя) находится, на мой взгляд, один из самых интересных туристических объектов Крыма. Это подземная база подводных лодок. В прошлом — секретное и особо охраняемое сооружение.



Город Балаклава. 29 июля, время 9:25.


До 1942 года между Севастополем и Балаклавой действовала пригородная трамвайная линия. Она не была восстановлена после войны, как и вся сеть Севастопольского трамвая.

На данный момент городской транспорт, представленный автобусами «Богдан», курсирует в Балаклаву почти исключительно от окраинной остановки «5-й километр». Несколько раз в день курсирует автобус Инкерман — Балаклава, который на «5-й километр» не заходит.



У въезда на базу подводных лодок, превращённую в музей. Время 9:55.



Балаклава. База подводных лодок.



Балаклава. База подводных лодок.



Балаклава. База подводных лодок.



Балаклава. База подводных лодок.



Балаклава. База подводных лодок.



Балаклава. База подводных лодок.



Балаклава. База подводных лодок.



Балаклава. База подводных лодок. Здесь остались пути узкой колеи,
по которым когда-то перемещали боеприпасы.


В Балаклаве есть и другой подземный объект, который значительно превышает по масштабам базу подводных лодок, превращённую в музей. В отличие от «цивилизованной» базы, это объект для диггеров.



Севастополь. Конечная остановка многих маршрутов городского транспорта «5-й километр».
До Балаклавы обычно добираются с пересадкой на «5-м километре». Время 13:13.



«5-й километр». Следы недавнего периода истории, продолжавшегося 23 года.



«5-й километр». Троллейбус с распространённым в Крыму текстом: «Русская весна ... Что дальше?».



Между «5-м километром» и остановкой «Автобат». Украина насаждала в Крыму свою символику.



Окрестности остановки «Автобат».


Едем в окраинную часть Севастополя — район мыса Фиолент. Ближайшая к нужному месту остановка автобуса называется «Автобат». Рядом расположены объекты Российской Армии и дачные посёлки.



Обрывистый берег Чёрного моря в районе мыса Фиолент.


Обрывистый скальный берег Чёрного моря. Спуск к воде является «экстремальным аттракционом» и сам по себе приносит массу острых ощущений.

Многие здесь прыгают со скал в воду. Высота может быть различной — у кого на сколько хватит крепости духа и силы воли. У меня хватило максимум примерно на восемь-десять метров, это высота второго-третьего этажа. Некоторые смельчаки прыгали и с высоты пятого-седьмого этажа.

При прыжках в воду очень важно войти в неё в вертикальном положении, ногами. Тогда ничего не будет. Если упасть на воду боком — сильный ушиб, при большой высоте вплоть до смертельного.

Пусть я не могу особо отличиться в плане прыжков с высоты — это не повод унывать. Я совершаю много других экстремальных поступков, которые не совершает обычный «среднечеловек».



Обрывистый берег Чёрного моря в районе мыса Фиолент.



Обрывистый берег Чёрного моря в районе мыса Фиолент.



Обрывистый берег Чёрного моря в районе мыса Фиолент.



Объект Российского флота.



Дачный посёлок у берега моря.


В километре от обрывистого берега моря, у остановки «Автобат», летом 2014 года действует Дом АВП, организованный известным Антоном Кротовым.



Дачный дом, который на это лето стал домом для вольных путешественников.


Арендовать в Севастополе жильё по приемлемой цене было непросто. Сейчас в Крыму мало отдыхающих, но очень много беженцев из Донбасса. Антону Кротову не удалось снять нормальный жилой дом — в отличие от большинства городов, в которых были «Дома АВП». После долгих поисков «кротовцы» остановили выбор на дачном строении.



«Дом АВП».


Дачный дом выглядит капитальным — это не лёгкая «хибара», как часто бывает у нас. Деревянных дачных домов в Крыму нет вообще, да и не дачных — тоже. Но здесь отсутствуют условия для постоянной жизни. Электричество подаётся, но нет газа и постоянного водопровода.



«Дом АВП».



«Дом АВП».


Вода бывает раз в неделю примерно на час. Это не связано с «водной блокадой» со стороны Украины — так здесь было всегда. Воду принято собирать в огромные баки.

В жарком Крыму летом довольно тяжело. Главное благо — это вода. Морская вода, как известно, не пригодна ни для питья, ни для приготовления пищи, ни для полива огорода. После купания в море смыть соль в пресной воде желательно, хотя и не обязательно.



«Дом АВП».


В Севастополе я впервые оказался в доме АВП — хотя Антон Кротов создаёт такие дома уже много лет.

Я осматривал его довольно долго. Пообщался с обитателями. Знают меня там трое: помимо Кротова (http://a-krotov.livejournal.com), известные путешественники Илья Буяновский-Варандей (http://varandej.livejournal.com), и Андрей Сапунов (http://pan-sapunov.livejournal.com).

Андрей Сапунов — житель Киева. Ему можно в Крым беспрепятственно, меня в Киев не пустят. Украина в большинстве случаев «разворачивает» обладателей российских паспортов. Бывает, что пропускают за взятку — в немалом размере, несколько тысяч рублей.

Между тем, Андрей Сапунов уже успел выпустить бумажный путеводитель по Крыму, учитывающий все реалии последнего времени.

Поговорил с путешественником из Донецка Антоном Надолинским (http://a-nadolinskiy.livejournal.com). Он заочно знал меня по «Сайту о железной дороге».

Довольно длительный разговор о тяжёлой ситуации, сложившейся в его городе, о настроениях жителей Донбасса. Они не столь однозначны, как в Крыму — есть ненулевой процент тех, имеет проукраинские настроения.



Автомобиль с донецкими номерами вблизи «дома АВП».



Антон Кротов и Андрей Сапунов у остановки «Автобат».


Возвращаемся в центральную часть Севастополя.



Город Севастополь.



Объявление в троллейбусе. В России на 2014 год проезд в городском транспорте
обычно стоил минимум 15 рублей, а в Москве — 28 рублей.



Автомобиль с московскими номерами 777. Такие номера в первое время после марта 2014 года
выдавали местному транспорту как в Севастополе, так и в остальном Крыму.



Новый севастопольский номер с региональным кодом 92.


Крым повсеместно насыщен историческими и архитектурными памятниками. Но Севастополь — несомненно, самый интересный, самый насыщенный достопримечательностями город Крыма.

Здесь всё дышит историей, начиная с Херсонеса (Корсуня), построенного две с половиной тысячи лет назад.

Немного жаль, что различные народы жили в Крыму более трёх тысяч лет, а российским он стал менее трёхсот лет назад. Но я надеюсь — навсегда!

Трудно представить, что наиболее исторически ценный город Крыма являлся закрытым, то есть недоступным для свободного въезда. Но так было, хотя и относительно недолго — с 1984 года до конца 1995 года.

В поездах, в том числе и пригородных, перед въездом в Севастополь проверяли спецпропуска. Тех, у кого их не было — высаживали и задерживали.

Удивительно, что этот маразм продолжался четыре года даже на независимой Украине. Хотя колючей проволоки вокруг города не имелось. Можно было обойти посты, что в то время приходилось делать многим.

Балаклава была наиболее закрытой частью Севастополя, со своей, более строгой охраной. Туда не пускали даже обладателей севастопольской прописки.

Некоторые жители Севастополя желают возвращения статуса закрытого города. Но сейчас, естественно, это невозможно.

Севастополь с давних времён является отдельной от остального Крыма административной единицей. Входил ли он в состав Крымской области при СССР — предмет споров. При Украине был отдельным регионом со своими автомобильными номерами: вначале 27 KC, затем СН, что имело народную расшифровку «Севастополь наш».

В России Севастополь также составляет отдельный субъект Федерации. По территории — примерно как Москва в пределах МКАД.

Пророссийские настроения в Севастополе всегда были наибольшими, по сравнению с остальным Крымом. Здесь и в украинские 23 года были российские флаги над городскими зданиями — благодаря размещению Черноморского флота.

Россия в начале 1990-х годов позорно вывела свои войска из Восточной Германии, Польши, Венгрии, почти со всей территории бывшего СССР. Удалось сохранить немногое: космодром Байконур и полигон под Приозёрском в Казахстане, отдельные небольшие объекты в других республиках — и, к счастью, главную базу Черноморского флота в Севастополе.

Отмечу: армия США после победы над Германией и Японией в 1945 году уходить из этих стран не собирается. Американцы не считают, что 70 лет после войны — достаточный срок для того, чтобы прекратить оккупацию. Сейчас в Германии 64 тысячи американских солдат, в Японии — 35 тысяч.



Вид с Красного спуска на Южную бухту.



Красный спуск. Из Севастополя, как и из остального Крыма, исчезла вся украинская политика и появилась российская.
Четыре месяца назад Жириновский здесь был «зарубежным» деятелем.



Севастополь. Остановка и столовая «У вокзала» (недорого и комфортно, есть кондиционер, Wi-Fi и электрические розетки).


Станция Севастополь — крайний пункт пассажирского железнодорожного сообщения на юге Крыма.

Железнодорожные линии есть и дальше — в Камышовой Бухте и Балаклаве. На них пассажирских перевозок нет, и скорее всего не было. Исключение — начальный участок линии в сторону Камышовой Бухты, до станции Инкерман II. По маршруту Севастополь — Инкерман II примерно до 2007 года курсировали пригородные поезда.

До Севастополя традиционно доходила лишь небольшая часть пассажирских поездов, следовавших в Крым. Для основной части пассажирских поездов, в летнее время — примерно 90 процентов, конечным пунктом был Симферополь. Железная дорога на участке Симферополь — Севастополь является полностью однопутной горной линией со сложным профилем и тоннелями.

Несмотря на активную войну, в тот день здесь ещё курсировал поезд Донецк — Севастополь. Теперь на нём прибывают не отдыхающие, а беженцы.

На вокзале Севастополя почти всё по-старому. Украинские надписи пока не убрали. Вообще, агрессивной деукраинизации, демонстративного искоренения следов Украины здесь нет. И это, я считаю, правильно — если бы подобное было, то это бы служило лишней «подкормкой» антироссийских сил на Украине.



Станция Севастополь. Схема движения пригородных поездов. Изменение с 2014 года:
все пригородные поезда через новую границу отменены.



Станция Севастополь. Информация о стоимости проезда в пригородных поездах.
Украинский тариф переведён в российские рубли.



Станция Севастополь. Расписание движения пригородных поездов осталось на «украинской мове».



Станция Севастополь. Выставка фотографий к 40-летию БАМа.



Станция Севастополь. Информация о стоимости проезда в поездах дальнего следования.
По Украине тариф остался внутренним.



Первая платформа станции Севастополь.


От вокзала Севастополя — электропоездом до Бахчисарая. Впечатления от Крымской железной дороги — противоположные тем, что высказывают некоторые недоброжелатели (пример).

На железной дороге всё выглядит отлично! Вокзал в Севастополе — в замечательном состоянии. Оформлен к юбилею БАМа фотографиями времён строительства.

Нет бездельников-охранников при входе. Это разительное отличие в лучшую сторону от других регионов, и особенно — от соседнего Краснодарского края. Поезда прибывают и отправляются чётко. Больших очередей в кассы нет.

Электричка на Симферополь — чистая, аккуратная и дешёвая. Заполненность средняя, как и должно быть. Полиция — один сотрудник на платформе. Документы никто не проверяет.

Пригородные билеты всё ещё на украинском языке. Только цена теперь в рублях, остальное — так же, как в «украинскую» эпоху.



Билет Севастополь — Бахчисарай.


Льготы на Крымской железной дороге действуют исключительно для обладателей крымской прописки. Для граждан Украины льгот нет, что «ударило» по приезжающим украинцам. При их нищенских доходах это существенно. Для россиян тоже льгот нет, но с российскими доходами это несущественно.



Севастополь. Электропоезд ЭР1-190. Надпись привели в первоначальный вид: при Украине было ЕР1.



Маршрутоуказатель на электропоезде. Крым и Донецкая область были теми редкими регионами Украины,
где «милостиво дозволялось» послабление идеологического прессинга в виде «тотальной мовы». Здесь
оставались русскоязычные указатели маршрутов и русский язык звуковых объявления в поездах.



В вагоне электропоезда Севастополь — Симферополь.



Инкерманский пещерный монастырь.



Инкерманский пещерный монастырь.



Инкерманский пещерный монастырь.



Тоннель на линии Севастополь — Симферополь.


Грузовое движение есть. Линии на Камышовую Бухту и Балаклаву (станция Золотая Балка) имеют неплохой накат. В Балаклаве грузятся вагоны. На одной из станций участка Севастополь — Симферополь я видел встречный грузовой поезд под электровозом ВЛ8. Причём все вагоны украинские.

Таблички на всех станциях в пределах Крыма остались на украинском языке. Но символику «УЗ» (Украинские железные дороги) заменили на «ГП КРЫМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА».



Станция Верхнесадовая. В июне 1998 года здесь я был высажен из электропоезда Симферополь — Севастополь
за безбилетный проезд и дожидался следующего электропоезда в окрестностях, собирая черешню.



Окрестности станции Верхнесадовая.



Станция Бахчисарай.



Станция Бахчисарай. Символика «Укрзализници» заменена надписью «ГП Крымская ж.д.».


Осмотр Бахчисарая. Две ночёвки в частном доме по адресу улица Танкистов, 5.



Ворота частного дома на улице Танкистов, 5. В Крыму в этом сезоне типичная стоимость ночлега
в комфортабельных домах и квартирах — 500 рублей за ночь.



Бахчисарай, улица Танкистов. Несмотря на московские номера, автомобиль принадлежит местному жителю.



Бахчисарай.



Бахчисарай. Особенность Крыма и Украины — большое количество автомашин с советскими номерами.



Бахчисарай.



Магазин в Бахчисарае.



Кухня частного дома. С газом перебоев нет.



Во многих точках Крыма работает свободный Wi-Fi (беспроводной интернет-доступ).



Скриншот подключённого к Сети нетбука.



Скриншот подключённого к Сети нетбука. Почему определился Амстердам — не выяснено.



Бахчисарай. Новый крымский номер с региональным кодом 82. Когда-то код 82 принадлежал
Корякскому автономному округу, исключённому из списка субъектов Федерации.


Бахчисарай — один из двух исторических центров крымскотатарского народа (второй — Карасубузар, временно Белогорск). Ранним утром на весь город разносится азан, то есть призыв на молитву из мечетей. Так же, как, например, в Грозном. Между тем, крымским татарам позволили вернуться из мест ссылки только в 1989 году — позже всех остальных репрессированных народов.

Несмотря на мрачные страницы истории XX века, межнациональной напряжённости не чувствуется. Здесь спокойнее, чем на Северном Кавказе.



Ханский дворец в Бахчисарае.



Вид на Бахчисарай с башни на территории ханского дворца.


В Бахчисарае находится «Парк «Крым в миниатюре». Вход стоит достаточно дорого — 300 рублей. Трудно сказать, заслуживает ли это такой цены.



Парк «Крым в миниатюре». Макет симферопольского вокзала с поездом «Сапсан»,
которых пока ещё в Крыму не было.



Парк «Крым в миниатюре». Макет симферопольского вокзала.



Парк «Крым в миниатюре». Макет симферопольского вокзала.



Парк «Крым в миниатюре». В данном случае это не Крым, а Киев.



Бахчисарай. Предвыборный плакат КПРФ.



Южная окраина Бахчисарая. Здесь много заброшенных многоэтажных домов. Недалеко от них находится
район стихийной одноэтажной застройки крымских татар, вернувшихся из ссылки.


Отправляясь на вокзал, случайно встретил Илью Буяновского (Варандея).



Станция Бахчисарай. Продолжает курсировать поезд Донецк — Севастополь.



Станция Бахчисарай. Мемориальная доска в память о депортации народов.



Станция Бахчисарай. Боевая техника украинской армии, которая готовилась к возвращению
Украине. Передачу боевой техники приостановили, когда украинская армия в Донбассе
уже не один месяц уничтожала свой народ. Что теперь будут делать
с оставшейся техникой — неизвестно.


От Бахчисарая — на электропоезде ЭР1-218 в Симферополь.



ЭР1-218 прибывает на станцию Бахчисарай из Севастополя.



ЭР1-218 прибывает на станцию Бахчисарай из Севастополя.


Оказалось, что в Симферополе можно было не выходить: электропоезд следует по маршруту Севастополь — Евпатория. В расписаниях это не отображено.



Плакаты у станции Симферополь.



Электропоезд ЭР1-218 приближается к Евпатории.


Евпатория — для меня лучший город Крыма! Хотя и признаю, что самый интересный и исторически ценный город — всё-таки Севастополь.

Это единственный город Крыма, где сохранился трамвай. Хотя трамвайных систем в Крыму две: есть ещё короткая линия в сельской местности, в 10 километрах западнее Евпатории.

Город приятный во всём. Одна из самых «трамвайных» точек мира. Сравнительно небольшое автомобильное движение, отсутствие «выпирающего» пафоса и богатства. Но при этом и отсутствие разрухи. Равнинная местность — между тем, мне не нравятся горы. В июне 2009 года я жил здесь две недели, и это было очень хорошее время.

На трамвае короткого 3-го маршрута от вокзала до центра. Евпаторийский трамвай является электрифицированной узкоколейной железной дорогой колеи 1000 мм.



Евпатория. Магазин украинской сети супермаркетов «АТБ». На данный момент продолжает работать.



Городская узкоколейная железная дорога (трамвай) в Евпатории.
Конечная остановка у вокзала.



Объявление в трамвайном вагоне.


Билеты для проезда в трамвае — украинского образца. На них нанесена печать о цене в российских рублях. Стоимость проезда 7 рублей. Это выше, чем стоимость проезда в транспорте других городов Крыма.

В облике трамвая мало изменений по сравнению с 2009 годом. Это очень хорошо. Продолжают работать старые вагоны постройки ГДР. Остался в ходу экскурсионный «трамвай «Желание».

В 2009 году за две недели я полностью и многократно проездил всю трамвайную сеть Евпатории. Сейчас пребывание в городе было кратковременным. Одна ночёвка в частном доме на улице Кирова.



Вывеска на здании городской прокуратуры Евпатории. В крымскотатарском языке город имеет
древнее название Кезлев. Украинский язык сохранён как официальный.



Евпатория. Табличка из украинской эпохи.



Евпатория. Типичные крымские сувениры 2014 года.


Из Евпатории — на электропоезде ЭР1-140 до Симферополя.



Окраина Симферополя. Этот рисунок, как видно, никто не закрашивает. В Крыму — свобода мнений.



Плакат у локомотивного депо Симферополь.


В этот день, 1 августа, отправился первый поезд Симферополь — Москва через паром, то есть в обход Украины, которая почти не пропускает россиян. Вероятно, отправление происходило в торжественной обстановке, но я его не застал.

Поезд должен следовать по непроезженным мной линиям к паромной переправе, где с 1990 года нет пассажирского движения.

Утром я успел посмотреть в Евпатории телевизионный репортаж об этом событии. Поезд отправляют из Симферополя торжественно и с оркестром. И «между строк» сообщают:

В Керчи пассажиры пересядут на автобус. Потом на паром. Потом снова на автобус. На вокзале Краснодара продолжат путь на поезде.

Если бы действительно везли автобусами от Керчи до Краснодара — это был бы несусветный идиотизм. Но это не так — журналисты ошиблись. Автобусами везут только небольшой участок в районе причалов.

Между тем, железные дороги подходят к обоим берегам Керченского пролива. Есть железнодорожные паромы для грузовых вагонов. Загрузка вагонов на паром занимает немалое время. Можно было было бы подвозить поездом к берегам пролива, а непосредственно через пролив — паромом, экономя время на загрузку вагонов.

По заявленным планам, пассажирские вагоны будут ставить на паром, но в «запечатанном» виде, без пассажиров. Если перевозить вагоны паромом, то зачем высаживать из них пассажиров?

До 1990 года через Керченский пролив ежедневно перевозили несколько пассажирских поездов, курсировавших из Крыма в Краснодарский край и далее. Из вагонов при этом никого не высаживали. Это достоверно известно от тех, кто ездил данными маршрутами.

Между тем, на данный момент курсируют поезда из Рима в Палермо. Пролив между материковой Италией и Сицилией по ширине примерно такой же, как Керченский пролив между Крымом и Краснодарским краем. Вагоны заезжают с пассажирами на паром, почему-то никаких препятствий к этому там не находят!

Курсируют поезда из Пекина в Санья, остров Хайнань. Хотя пролив там значительно шире. Курсируют поезда из Германии в восточную Данию. Пролив намного шире. Поезда заезжают на паром с пассажирами. Выйти из вагонов требуют только во время плавания.



Троллейбусом до аэропорта. За проезд 5 рублей, талоны покупаются у водителя, их нужно компостировать.



Окраина Симферополя. Дорога в аэропорт.



Троллейбус Skoda у аэропорта.


В 2009 году я вылетал из терминала международных линий симферопольского аэропорта. Рядом был ещё и терминал внутренних линий — по Украине. Теперь в Москву — это внутренний маршрут, а на Украину, когда сообщение возобновится — будет международный маршрут. Вот только когда оно возобновится?



Посадочный талон Симферополь — Москва-Шереметьево.



Аэропорт Симферополь.


Самолёт А321 с бортовым номером VP-BRW, «Николай Рерих».



Путевой треугольник к северу от станции Остряково. От магистральной линии
влево отходит ветвь на Евпаторию. Время 19:27.



Окрестности аэропорта Шереметьево. Клязьминское водохранилище. Время 21:34.


От Шереметьево-D автобусом до станции метро «Планерная». Далее «Таганская», «Марксистская», «Площадь Ильича», Серп и Молот.








25.10.2014 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу