Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Ещё раз повторяю, самая верхняя часть страницы будет ниже!

Эти буквы, которые вы в данный момент видите — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. К счастью, я его редко вижу, так как «Сайт о железной дороге» делается на компьютере, не подключённом к Сети, и все страницы хранятся без мусорного текста. Он добавляется только перед вывозом страниц на другой, подключённый к Сети компьютер и выкладыванием страниц в Сеть.

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.

Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше!

Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).











ПОЕЗДКА БОЛОГОЕ — МОКЕИХА — ИВАНОВО — МЕЛЕХОВО, 2014 ГОД











Эта небольшая рабочая экспедиция была произведена в мае 2014 года.

Исполненный маршрут: Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал) - Тверь — Лихославль - Бологое - Сонково (пригородные поезда) - Октябрь (автостоп) - болото (узкоколейная железная дорога) - Мокеиха-2 (пешком) - Октябрь (автостоп) - Пищалкино (пешком) - Ярославль-Депо (пригородный поезд) - Ярославль-Главный (трамвай, пешком) - Иваново - Ковров (пригородные поезда) - Мелехово (автобус) - Стрелка - 3-й километр (пешком) - Стрелка (тепловоз) - Ковров (автобус) - Владимир - "24 км" (пригородные поезда). Небольшой начальный участок до Москвы-Пассажирской не отображён.

Ночёвки: Лихославль, Октябрь, Пищалкино, Иваново.


http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4747286 — 2227 фотографий, сделанных в процессе рабочей экспедиции

http://ru-railway.livejournal.com/2353393.html,
http://vk.com/wall-155711_187333 — обсуждения этой публикации






ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ЭКСПЕДИЦИИ:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БОЛОГОЕ — СОНКОВО

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МОКЕИХА-ЗЫБИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

ЯРОСЛАВСКИЙ ТРАМВАЙ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИВАНОВСКОГО СИЛИКАТНОГО ЗАВОДА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЗАРЯ - СТРЕЛКА





Рабочая экспедиция по маршруту Тверь — Бологое — Сонково — Мокеиха-Зыбинское — Ярославль — Иваново — Ковровское ППЖТ. Цели: фотодокументация железнодорожной линии Бологое — Сонково. Третья фотодокументация узкоколейной железной дороги Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия. Возможно, последняя — на момент совершения экспедиции были распространены слухи о полной разборке.

Фотодокументация линии Нерехта — Ермолино — Иваново. Фотодокументация узкоколейной железной дороги Ивановского силикатного завода, касательно которой тоже распускались слухи о разборке с мая 2014 года.

Фотодокументация тепловозов ТЭ3 у посёлка Мелехово, которые ждут порезки. Об этом была просьба незнакомого мне любителя железных дорог из Москвы. Он был даже готов оплатить мне доставку на машине до нужной точки, так как своим автомобилем не располагает.

Результат экспедиции в виде 2227 фотографий. Я выложил их для свободного скачивания "в полном составе".

Выезд вечером 18 мая.

Вначале — медленный некомфортный электропоезд до Курского вокзала. Данный этап поездки «напрягает» и раздражает очень сильно — хотя это всего лишь 24 километра из тысячи! Отвратительно, неприятно до крайности!

Нормальные «человеческие» поезда по этому направлению курсируют только в рабочие дни. А выезд происходит вечером в воскресенье.

Как обычно, один перегон на Московском метрополитене — от станции "Курская" до станции "Комсомольская". Подъём и спуск на станции глубокого заложения занимает существенно больше времени, чем сама двухминутная поездка.

Я считаю: давно следует ликвидировать тупиковые маршруты электропоездов в Москве там, где есть такая возможность. Тупиковые маршруты с Киевского или Павелецкого вокзала — неизбежное зло. А Курский вокзал, по-нормальному, не должен быть конечной ни для одного электропоезда!

Понятно, что одним лишь "волевым решением" для этого не обойтись. Для того, чтобы Курский вокзал перестал быть конечной станцией для электропоездов, потребуется серьёзная реконструкция. Придётся менять путевое развитие в районе Москвы-Курской. Возможно, потребуется третий путь на участке Москва-Курская — Москва-Каланчёвская. Но сделать это давно пора!

Выезд электропоездом Москва — Тверь 19:51 — 21:46. Билет берётся в московской кассе сразу до Лихославля. Два бланка: Москва — Тверь, Тверь — Лихославль.

Этот поезд имеет статус "экспресса". Он должен быть комфортным.

Ожидаемого нормального поезда не оказалось. В наличии оказался состав ЭТ2М-0138. Возможно, из-за каких-то технических проблем. Немалая досада. Все вагоны по внутреннему исполнению — стандартное «торжокское корыто». Такое внутреннее устройство вагонов, на мой взгляд, подлежит полному искоренению.



Станция Москва-Пассажирская, Ленинградский вокзал. Электропоезд ЭТ2М-138 на Тверь. 18 мая, время 19:37.


Открыто по одной двери в каждом втором вагоне. Проверка билетов как на входе, так и в пути. Заполненность вагонов слабая. Торговцы и попрошайки отсутствуют. Отравителей-табакоманов меньше, чем в электропоездах низшей категории. Но они есть, потому что проводник не в каждом вагоне, и нечисть остаётся безнаказанной. Маршрутная скорость 85 км/час.



Поезд является экспрессом, но по исполнению оказался низкокатегорийной дурной "бичевозкой". Время 19:40.


Погода жаркая, окна открыты. В вагонах очень шумно, так как скорость близка к максимально возможной для этого поезда. Который, являясь новым, на самом деле устарел на 40-50 лет, особенно по условиям проезда пассажиров.

На пересадку по станции Тверь - пять минут. Поезд из Москвы остановился слева от вокзала. Поезд Тверь — Торжок находится справа. На Торжок следовал комфортный состав ЭТ2-013. Ехать до Лихославля 40 минут.



Станция Тверь. Электропоезд ЭТ2-013 отправится по экспрессному маршруту на Торжок. Время 21:49.


Заполненность вагона в поезде Тверь - Торжок оказалась выше, чем в поезде Москва — Тверь. Почти все едут полный маршрут. К сожалению, несмотря на это, с нового графика комфортабельный и быстрый поезд Тверь — Торжок отменяется.



Внутренний вид вагона электропоезда ЭТ2-013. Время 21:50.


Обычные некомфортные электропоезда на участке Лихославль — Торжок идут почти пустыми. Причина — никто не желает ехать в таких условиях. Когда же наконец до соответствующих структур это «дойдёт»?

В Лихославле быстро прохожу на северо-восток от станции, выбираю место ночлега.

Было найдено заброшенное строение, позволившее снизить воздействие насекомых.

Из-за подобных методов ночёвки я упомянут, в числе прочего, в необычном бумажном издании "Лента Мёбиуса".



Издание "Лента Мёбиуса" с моим упоминанием.


Вообще, поездки куда-либо на север от Москвы в первой половине лета (май-июнь-июль) — дело ужасное. Сочетание жары и насекомых переносится очень тяжело.

Раньше идеальным вариантом было ездить в это время в Украину - там комаров нет. Однако Украина сейчас охвачена очень печальными событиями. На мой взгляд, больше не из-за "Майдана" в Киеве, а из-за вредительских действий Москвы. На данный момент Украина официально почти закрыта для въезда граждан России мужского пола. А если бы и не была закрыта - это не лучшее место для фотографирования железной дороги с российским паспортом.

С наибольшей вероятностью, ближайшая экспедиция будет в Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Там нет комаров, но температура 35-40 градусов при нехватке водоёмов тоже не лучшее дело.

Поднимаюсь в 4:50. Быстрым шагом направляюсь на станцию Лихославль.



Ночёвка у Лихославля завершена. Время 5:03.






Окраина Лихославля. Время 5:08.



Лихославская районная больница. Время 5:16.



Лихославль. Время 5:21.







подпись не готова








подпись не готова









подпись не готова



Электропоезд Тверь — Бологое. Отправление из Лихославля в 05:34, прибытие в Бологое в 07:30. Максимально быстрый из электропоездов на данном участке — благодаря тому, что все остальные ставят под обгон.

В Осеченке наблюдаю строительство переходного моста.

По платформе Почвино (http://old.wikimapia.org/#lat=57.6842738&lon=34.3985421&z=14&l=1&m=b) есть остановка. Естественно, никто не входит и выходит, здесь лес на много километров вокруг. Интересно, пассажиры на Почвино, Соболево и Костромцовской хотя бы раз в год бывают?

В то же время, платформу Лазурная на участке Тверь — Москва закрыли, якобы по причине низкого пассажиропотока. Хотя она находится вблизи деревень и промышленной зоны.

В Бологое за фотографирование станции ко мне привязались двое полицейских. Их приблизительные слова: «железная дорога — режимный объект! Фотографирование запрещено законом! Это содействие терроризму!» Убеждаю их, что фотографирование железной дороги не запрещено законом. Это было запрещено разве что в 1930-40-е годы, хотя и тут не уверен. Оставил «визитку» с адресом «Сайта о железной дороге». Может быть, зайдут и узнают, с кем они встретились.

В Твери и в Бологое по громкоговорящему оповещению «крутят» примерно такой текст: «Пассажиры скоростных поездов поездов Сапсан обязаны пройти досмотр в павильоне, расположенном на платформе! Досмотр прекращается за 15 минут до отправления. Пассажиры, не прошедшие досмотр, в поезд не допускаются!»

Между тем, досмотровый павильон — это отдельно стоящее здание. Платформы не огорожены. В павильоне пассажирам на билетах или распечатках электронного билета ставят штамп о прохождении досмотра. При посадке в поезд проводник обязан проверять наличие этого штампа и не пускать при его отсутствии. Но ничто не мешает зайти в этот павильон с одним багажом, а в поезд — с другим.

Официально пригородное движение на участке Бологое — Едрово (направление на Дно) полностью прекращено, тогда как до начала 2014 года на нём было две пары пригородных поездов ежедневно. Однако в расписании на вокзале поезд на Старую Руссу значится под 5000-м номером два раза в неделю. После станции Едрово поезд становится обычным пригородным.

Обещано, что с 1 июня поезд станет пригородным и на участке Бологое — Едрово.

Выезд пригородным поездом Бологое — Сонково. Состав из тепловоза и двух пассажирских вагонов. Тамбур хвостового вагона — нерабочий, благодаря чему почти все остановочные пункты зафотодокументированы из тамбурного окна. Пропустил лишь немногие, когда в тамбуре скапливалось большое число курящих путейцев, негативно относящихся к фотографированию.

Протяжённость железнодорожной линии Бологое — Сонково составляет 193 километра. Линия полностью однопутная. Она пропускает большое число грузовых поездов, близкое к максимально возможному для однопутной линии.

Основное, хотя и не единственное, направление движения грузовых поездов: из Ярославского нефтеперерабатывающего завода (станция Новоярославская) в порты Эстонии и Латвии, через Рыбинск — Сонково — Бологое — Дно — Псков — Печоры.

Многие тепловозы, которые водят здесь грузовые поезда, принадлежат ООО «Балттранссервис». Они имеют специфическую расцветку.

Пригородные поезда — пока две пары ежедневно на большей части линии. От Бологое до Удомли 3 пары. Вскоре, с 1 июня, останется только одна ежедневная пара Бологое — Сонково.

Пригородные поезда действительно заполняются слабо. Злость и досада на местных жителей за это. Почему так мало стали ездить!? Это не есть нормально! Почему раньше множество поездов в день заполнялось, и бывало где-то десять вагонов в поезде, а теперь пассажиров набирается на полвагона, да и те в основном железнодорожники по служебным нуждам?

По всей провинциальной России заметно, что поезда опустели. Это произошло резко и тотально. Почти безальтернативным видом транспорта становится личный автомобиль.

Примечательно, что, например, в Швейцарии пассажирский железнодорожный транспорт развит на высочайшем уровне. Может, там автомобилей мало? Нет, в Швейцарии 5,6 млн автомобилей на 8 млн жителей.

В провинциальной России автомобилизация по европейским меркам остаётся низкой. В сельской местности, как правило, ворота для заезда автомобиля есть в меньшинстве дворов.

Активное население поголовно пересело на автомобили, хотя это — зло. Остальное, «пассивное» население провинциальной местности с каждым годом всё больше люмпенизируется. Повышается процент деградировавших стариков, низкообразованных маргиналов. Им ничего не интересно, они никуда не ездят.

Проезжаем станцию Удомля, в окрестностях которой я ночевал в мае 2000 года. Город Удомля — один из редких островков сравнительного благополучия среди небогатой Тверской области. Это город атомщиков вблизи Калининской АЭС, которая в настоящее время активно расширяется. В своё время я мечтал о линии трамвая по направлению Удомля — АЭС. Не исключено, что такие планы действительно были.

В 2000 году вокзал в Удомле был деревянным, старинным. Сейчас — современное кирпичное здание. Но лучше, чем, например, окуловское уродство.

Примерно на половине перегона Брусово — Малышево параллельно магистральной железной дороге пролегает действующий подъездной путь к воинской части. http://old.wikimapia.org/#lat=57.8756422&lon=35.537408&z=12&l=1&m=b Какой-то «чайник» в своё время необоснованно назвал его узкоколейным, в связи с чем этот путь присутствует в различных списках узкоколейных железных дорог.

Прибытие в Сонково в 12:55. В пути поезд находится 4 часа 43 минуты, маршрутная скорость около 40 км/час.

От Сонково до Пищалкино — «разрыв» в пригородном сообщении. Причина — «раздробленность» на регионы и вредительство региональных властей, не желающих обеспечивать движение пригородных поездов. Перегон Сонково — Пищалкино — Тверская область, линия после Пищалкино — в Ярославской области.

Между тем, именно от Сонково до Пищалкино пригородное движение нужно больше всего! Сонково — ближайший центр цивилизации и центр притяжения для запада Некоузского района. Это узловая станция на четыре направления.

Я один раз проходил участок Сонково — Пищалкино (13 километров) пешком, один раз в грузовом вагоне, один раз в кабине магистрального тепловоза. На этот раз решаю преодолеть его автостопом. По на окраине Сонково к выезду на северо-восток. Почти сразу подвёз местный житель на «Жигулях»-такси до развилки у Ивановского. Там остановилась первая же машина в сторону посёлка Октябрь. Дорога на этом участке асфальтированная.

Ехать недолго, но я довольно много рассказал о своей работе. По словам жителя посёлка Октябрь, здесь полный развал, всё умерло. На самом деле торфопредприятие — единственное действующее в Ярославской области.

По его словам, благоустроенная квартира здесь стоит 400 000 рублей (цена нового легкового автомобиля). Некоторые квартиры покупают жители Москвы — для использования в качестве дач или для переселения старых родственников.

Я бы, если купил жильё с подобным целями, ориентировался на такие важнейшие условия: направление должно быть южным. Должна быть рядом железная дорога, должна быть дневная доступность на пригородных поездах из Москвы. При этом желательно, чтобы поезда не отменили.

На мой взгляд, идеально соответствует этому участок Сухиничи — Брянск. Едва ли отмена пригородных поездов дойдёт до того, что туда нельзя будет добраться из Москвы за день на электричках. На участках Узловая — Ефремов и Скуратово — Орёл такая угроза есть.

У меня в распоряжении (с некоторой натяжкой) есть четыре дома: два в разных частях одного села в Шатурском районе Московской области, один в Клинском районе Московской области, и в Юрьев-Польском районе Владимирской области. Все они в плохом состоянии и непригодны для жизни.

Те дома, что рядом с железной дорогой, нужно сохранить и когда-нибудь возродить. А в стороне от железной дороги — никаких перспектив и никакого смысла не вижу, нужно как-то избавляться.

Осматриваю хорошо знакомый вокзал в центре посёлка Октябрь. Рельс около него нет — сняты недавно. Разобранный участок небольшой — 500 метров. Но негативное символическое значение очень существенно.

Прохожу мимо известной надписи «ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ПАРТИЕЙ, ВЫПОЛНИМ». Рельсов рядом нет.

У здания депо начинаются рельсы. В здания довольно довольно долго разговаривал с начальником железнодорожного цеха. Текущая ситуация: разбирается линия 6-й пост — 6-й участок. Это главный ход северо-восточного направления.

Страница узкоколейной железной дороги многократно увеличена, хотя фотографии 2014 года пока не выложены. Адрес: http://infojd.ru/09/mzyb.html Карты и схемы: http://infojd.ru/09/mzyb_karty.html http://infojd.ru/09/mzyb_shemy.html Причина: никому не нужен торф в таких количествах. Консервировать линию для сохранения на будущее нереально — за ней нужно постоянно следить, для этого нужны деньги. Приходится разбирать и продавать металлолом.

Начата разборка второго пути на магистрали Перегрузочная — Участковая, длиной 15 километров. Единственное место добычи торфа — 3-й участок, ближайший к посёлку Мокеиха-2. К северу от 3-го участка линия не действует, но пока разбираться не будет.

Торф пока будут возить для котельных посёлков Октябрь и Мокеиха 2. Хотя в посёлке Октябрь два из трёх котлов работают на мазуте. Перевода котельных на газ в ближайшее время не будет: посёлок Октябрь не газифицирован. Газовые плиты в квартирах работают от баллонного газа.

Газификации в ближайшее не будет. Газ нужно тянуть из районного центра, посёлка Некоуз, а до него далеко. Всего в 14 километрах отсюда — районный центр Сонково, но это другой регион — Тверская область. Едва ли газовая труба пойдёт из Тверской области.

Но и отсутствие газа не гарантирует сохранение узкоколейной железной дороги. Могут принять решение о переводе на мазут и уголь.

В Мокеихе 2 торф перегружается из вагонов узкоколейной железной дороги на автомобили. Его везут в Углич, а далее — вроде бы на судах по Волге. Но объём недостаточный.

Существенной является проблема износа линии узкоколейной железной дороги. Железобетонные шпалы имеются только на части станционных путей. Перегоны — на деревянных шпалах. Денег на своевременную замену шпал нет. Если так будет продолжаться, узкоколейная железная дорога станет непригодна для движения.

Машинисты и путейцы, занятые тяжёлым физическим трудом, при занятости пять дней в неделю получают минимальную зарплату — 5 с небольшим тысяч рублей в месяц. Это не на бумаге, это реальная сумма! Казалось бы, на такое жить нельзя. Платежи за квартиру могут требовать более крупную сумму. Один поход в продуктовый магазин для рядового гражданина — это около 1000 рублей. Средняя зарплата по России — официально сейчас 28 000 рублей, хотя это далеко от провинциальной реальности.

Замечу: в "заевшейся" Москве на тяжёлую, изнурительную работу, связанную с физическим трудом, или такую, как водитель автобуса, машинист, почти нет желающих идти. Водителей автобусов, например — постоянный дефицит, и большинство из них — приезжие.

Осматриваю котельную. Затем нахожу на дворе вблизи одного из частных домов кабину тепловоза ТУ5-0038. Редкое везение! Это третий известный тепловоз ТУ5, сохранившийся хотя бы фрагментарно.

В центре посёлка на Комсомольской улице находится здание администрации торфопредприятия. Довольно долго разговариваю с руководителем. Узкоколейную железную дорогу пока что полностью разбирать не планируется. Но нет гарантии, что через некоторое время добыча торфа не остановится полностью.

Удалось скопировать альбом с историческими фотографиями. Затем я зашёл в библиотеку посёлка Октябрь. Там какие-то исторические материалы были. Но на данный момент временно увезены в районный центр — Некоуз. Нужно приезжать ещё раз.

Покупаю продукты в магазине. Осматриваю различные поселковые пути, затем выхожу пешком по линии в сторону Мокеихи 2. Задача — добраться до водоёма, который является бывшим торфяным карьером. С водными объектами вблизи посёлка Октябрь — проблема. Ничего более подходящего для купания нет.

Частично меня подвёз по своей инициативе местный житель на мотоцикле, следовавший вдоль узкоколейной железной дороги. Второй путь на линии на одних участках ржавый, на других — снят.

Выхожу у пассажирского вагона-столовой, стоящего на ржавом втором пути. Это база «разбиральщиков». Южнее этого вагона рельсы второго пути уже сняты.

Осматриваю павильон на платформе Озёрная. Название уже не читается.

Пробираюсь к тому самому «озеру», по которому названа платформа. Чтобы попасть к чистой воде, нужно долго и упорно продираться по пояс в торфяной в жиже. Но купание в жару — это спасение! Глубина озера небольшая, всюду можно достать ногами до дна.

Вечером — пешком в посёлок. Ночёвка в заброшенной будке. Полной защиты от комаров нет, ночёвка некомфортная.

Около 8 часов успеваю вбежать на ходу в отправляющуюся ЭСУ2А-999, которая следует на 3-й участок. Он расположен в пяти километрах севернее Мокеихи 2, и является единственным уцелевшим производственным участком.

На станции 3-й участок забираем путеукладочный поезд. Отправляемся с путеукладочным поездом разбирать «времянку». Наблюдаю и фотографирую процесс механизированной разборки пути. Для нашего времени это исключительная редкость. Между тем, на главных линиях пути сейчас разбирают с помощью тракторов и тросов.

Пешком в Мокеиху 2 с тотальной фотодокументацией. Пробираюсь к заполненному водой торфяному полю, купаюсь. Здесь глубина ещё меньше, чем у платформы Озёрная. Но добраться до воды проще.

От пассажирской станции Мокеиха 2 немного проезжаю в кабине тепловоза до депо. Осматриваю и фотографирую посёлок.

В поселковом доме культуры находится библиотека. Выяснилось, что библиотекаря нет на месте, а все исторические материалы, как и в посёлке Октябрь, тоже временно увезены в Некоуз.

В поисках исторических материалов захожу и в школу. Но не было на месте учителя истории.

В 15 часов было обещано проследование через станцию Участковая ЭСУ2А-999, которая будет возвращаться в Октябрь. Я пришёл раньше, долго ждал, но локомотив не появился. По треугольнику проследовал пассажирский поезд с 3-го участка на Мокеиху-2.

Придётся ехать автостопом. Рейсовый автобус тут ходит два или три раза в неделю.

В двух километрах южнее Мокеихи 2, у деревни Горка, находится новый промышленный или сельскохозяйственный комплекс, назначение которого не выяснено. http://old.wikimapia.org/#lat=57.9272656&lon=37.4028467&z=16&l=1&m=s&v=9 Отсюда я уехал в микроавтобусе «ГАЗель», развозящем рабочих.

Фотографирую станцию Пищалкино широкой колеи. Ночёвка в заброшенном строении в деревне Пищалкино, расположенной южнее станции. Жилых домов там нет или почти нет. Некоторые дома используются жителями посёлка Октябрь как дачи.

В 4:45 выезд пригородным поездом Пищалкино — Ярославль. В 9:55 выхожу на платформе Ярославль-Депо. Фотодокументирую трамвайную линию по улице Чкалова. Это один из немногих действующих «осколков» Ярославского трамвая, который сохранился после варварской антитрамвайной кампании.

В 2012 году «обрубок» трамвайной линии на входе в центр Ярославля заканчивался треугольником. Теперь на этом же месте — стандартная разворотная петля.

Отдых на берегу Которосли и купание. Доплыл до левого берега, 320 метров в каждом направлении.

Троллейбусом №6, который пущен на месте уничтоженной трамвайной линии — до вокзала Ярославль-Главный (Всполье). Пригородный поезд Ярославль — Иваново. Пытаюсь фотографировать линию из хвостового тамбура. Но этому мешал находившийся в вагоне охранник. Удалось сфотографировать лишь некоторые станции.

Участок Строкино — Иваново поезд проследовал «кружным» путём через Иваново-Сортировочное, а не напрямую.

Выезд пригородным поездом Иваново — Ковров (10:21 — 12:56). Состав поезда — тепловоз и три вагона. Здесь пытались использовать дизель-поезда РА2. Но они не прижились. Один двух имевшихся на Северной железной дороге дизель-поездов РА2 был передан в Великие Луки, где продолжает ездить с маршрутоуказателями «Ковров».

Второй состав передан в депо Анисовка (Саратовский узел) для использования на маршруте Саратов — Озинки.

Я расположился в хвостовом вагоне рядом с нерабочим тамбуром. Но этот раз не удалось сделать ни одной фотографии линии из тамбура. На последнем ряду сидел «работник» ЧОП в камуфляжной форме. Его «работа», за которую он получает в несколько раз больше, чем реальные труженики на Мокеиха-Зыбинском торфопредприятии — ездить на поезде взад-вперёд в мягком кресле, зевать от скуки и не пускать меня в тамбур. Несмотря на объяснения, что курить не собираюсь!







подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









Город Удомля - островок благополучия среди нищей вымирающей области.









Город Удомля остаётся позади. По этому участку я ходил в 2000 году и поблизости ночевал.









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









В Сонково "появились" электропоезда. Привет Нью-Йорку-Пенсильванскому!









Вокзал на станции Сонково. Было и стало. 19 мая 2014 года и 19 мая 2005 года. http://infojd.ru/30/sav-tv.html









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









Станция Иваново-Сортировочное. Влево — линия на Строкино, вправо — на Новки.
Путевое развитие немного напоминает железные дороги США.



Более семи километров пешком в сумерках по малоэтажным районам Иваново — города, печально известного полным уничтожением трамвая.





подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова



Узкоколейная железная дорога в Иваново (http://infojd.ru/14/ivsilikat.html) вопреки слухам, действует. Утром я прошёл по линии пешком до Коноховского карьера. Место добычи песка отдалилось, протяжённость немного возросла.

Порядки здесь значительно строже, чем в Твери (http://infojd.ru/20/ksmujd_index.html). С карьера меня выдворили охранники. Но главное — планов перехода на автотранспорт в близком будущем нет, по словам охранников.

Пешком по автодороге до переезда. Пешком по узкоколейной железной дороге до ворот завода. В заводоуправлении меня знают, но заходить туда нет времени. Пешком на вокзал.





подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









Коноховский карьер. Цистерна с клёпаным котлом и электровоз К14, превращённый в снегоочиститель.









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









Электровоз ведёт поезд.









подпись не готова









подпись не готова









Вокзал на станции Ковров. Открыт в 2003 году. Старый вокзал ХIX века снесён.



Прибытие в Ковров в 12:57. В 13:20 от привокзальной площади Коврова выезжаю автобусом до посёлка Мелехово. Здесь находится Ковровское ППЖТ (ныне называется иначе). Оно обслуживает промышленную железнодорожную линию Заря (Ковров-Грузовой) — 3-й километр — Стрелка (посёлок Мелехово).

Подробнее о Ковровском ППЖТ: http://b282.livejournal.com/245965.html Я открою его описание на «Сайте о железной дороге» не скоро: очередь на создание новых страниц уже составляет не меньше 10 лет.

До 2009 года здесь работали тепловозы ТЭ3. Сейчас они не работают, но должны стоять на станции 3-й километр в ожидании порезки. Станция 3-й километр охраняется собаками, и без предварительной договорённости туда лучше не приходить.

Я договорился о посещении станции, детально сфотографировал всё, что осталось от обширного парка тепловозов ТЭ3 — две секции, которые скорее всего будут порезаны здесь же. Секции стоят в разных местах. Одна из них «зажата» между грузовыми вагонами, поэтому качественные фотографии не сделать.





подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова









подпись не готова



Большой и приятной неожиданностью оказался тот факт, что я смог вернуться в Москву в этот же день. Хотя изначально был уверен, что придётся ночевать у станции Владимир, в наихудших условиях — сочетание жары и комаров.

Бегом прибываю на автобусную остановку в Мелехово. Автобус ходит примерно раз в час, но долго ждать не пришлось. От вокзала Коврова — ускоренным электропоездом на Владимир 16:38 — 17:40.





Снова станция Ковров I. Вид в сторону Нижнего Новгорода.









Главная достопримечательность Коврова - троллейбусы.









Для станции Ковров типичное явление - посадка и высадка больших групп военных.



Четырёхвагонный состав ЭД9М-0250. 65 километров преодолевает всего за час.

Во Владимире — 44 минуты на пересадку. Я успеваю протиснуться через заросли и грязь к нехоженному берегу реки Клязьмы, сплавать до противоположного берега. В жару это весьма желательно.

Выезд прямым электропоездом до «родной» станции на 24-м километре Московско-Нижегородской железной дороги.





"24 км Московско-Нижегородской железной дороги".












14.07.2014 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу