Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА НОВЫЙ УРЕНГОЙ — НАДЫМ — НИЖНЕВАРТОВСК —
АЛАПАЕВСК — БЕРЁЗОВКА, 2014 ГОД (ЧАСТЬ 1)









Это первая часть публикации. Продолжение — во второй части.

Страница не готова!

In English (automatic translation)




http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4843822 — 6883 фотографии, сделанные в процессе экспедиции

http://rыыыыыu-railway.livejournal.com/2455432.html,
https://vk.com/wall62259261_1652 — обсуждения этой публикации






ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ НОВЫЙ УРЕНГОЙ — НАДЫМ-ПРИСТАНЬ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ НОВЫЙ УРЕНГОЙ — ЯМБУРГ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ УЛЬТ-ЯГУН — НИЖНЕВАРТОВСК — ВАХ

АЛАПАЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА





Рабочая экспедиция была произведена в сентябре-октябре 2014 года.

Исполненный маршрут: Москва — Новый Уренгой — Надым — Правохеттинский — Надым-Пристань — Новый Уренгой — Сургут -- Нижневартовск — Вах — Нижневартовск — Сургут — Тобольск — Тюмень — Богданович — Рефтинский — Егоршино — Алапаевск — Бабушкино — Берёзовка — Верхняя Синячиха — Алапаевск — Екатеринбург — Кордон — Пермь — Глазов — Киров — Буреполом — Нижний Новгород — Владимир — Москва.

Почти все ночёвки — под открытым небом или в нежилых холодных помещениях. Исключения: Новый Уренгой (ночёвка в отапливаемой бытовке), ночь в движущемся тепловозе, ночь в движущемся поезде от Сургута до Тобольска.

Более детальное отображение маршрута рабочей экспедиции, со средствами транспорта:

24 км — Москва-Курская (пригородный поезд) — Москва-Смоленская (метрополитен) — аэропорт Шереметьево (ускоренный пригородный поезд) — аэропорт Новый Уренгой (самолёт) — Новый Уренгой (городской автобус) — Ягельная (пешком) — 74 км (дрезина путейцев) — Пангоды — Правохеттинский — Старый Надым (автостоп) — Надым — Старый Надым (городские автобусы) — Весёлая, посёлок Правохеттинский (дрезина путейцев) — Старый Надым (автостоп) — Новый Уренгой (тепловоз) — Коротчаево — Новый Уренгой (автостоп) — Сургут (сидячий вагон поезда Новый Уренгой — Казань) — Нижневартовск (пригородный поезд) — Савкино (пешком) — Нижневартовск (автобус) — Вах (тепловоз) — Савкино (пешком) — Нижневартовск (автобус) — Сургут (пригородный поезд) — Тобольск (сидячий вагон поезда Новый Уренгой — Казань) — Тюмень — Ощепково — Богданович — Рефтинская — Егоршино — Алапаевск — Бабушкино (пригородные поезда) — Берёзовка (пешком) — Угольная (пассажирский поезд узкой колеи) — Алапаевск (автобус) — Екатеринбург — Кордон — Пермь — Менделеево — Балезино (пригородные поезда) — Глазов (автобус) — Киров — Буреполом — Урень — Нижний Новгород — Гороховец — Владимир — Орехово-Зуево — 24 км (пригородные поезда).


Ночёвки в ходе рабочей экспедиции:

22/23 Новый Уренгой, в недостроенном дачном строении
23/24 Новый Уренгой, в отапливаемом вагоне-бытовке
24/25 Старый Надым, на чердаке жилого дома
25/26 Надым, на чердаке жилого дома
26/27 Вместо ночёвки — езда всю ночь в кабине тепловоза
27/28 Новый Уренгой, под открытым небом
28/29 Сургут, под открытым небом
29/30 Сургут, под открытым небом
30/01 Нижневартовск, под открытым небом в дождь
01/02 Вместо ночёвки — езда в вагоне всю ночь, но перед этим спал 3 часа под открытым небом у путей станции Сургут
02/03 Тобольск, в заброшенном недостроенном доме западнее станции
03/04 Рефтинский, в заброшенном дачном строении
04/05 Алапаевск, под открытым небом
05/06 Строкинка, заброшенный дом
06/07 Берёзовка, на крытом сеновале
07/08 Алапаевск, под открытым небом
08/09 Менделеево, в дровяном сарае
09/10 Буреполом, заброшенная казарма железнодорожников
10/11 Владимир, под автомобильным мостом через Клязьму.



Участок Тобольск — Москва, длиной свыше двух тысяч километров, был преодолён полностью на пригородных поездах. Исключение — небольшой разрыв в пригородном сообщении, от Балезино до Глазова.

Среди целевых объектов экспедиции: линия Новый Уренгой — Надым-Пристань, Алапаевская узкоколейная железная дорога, и многое другое.

Первая часть поездки (до Тобольска) происходила в зимней обуви — закрытых туфлях. Затем я переобулся в более благоприятную обувь — резиновые сандалии. Хотя спустя считанные дни в местах экспедиции начиналась зима.

...Выезд со станции на 24-м километре Московско-Нижегородской железной дороги в 8:04. Электропоезд на Москву — это экспресс из Ногинска.



Станция на 24-м километре МНЖД. Скоро и обстановка,
и погода вокруг меня изменятся до неузнаваемости...

Сегодня рабочий день, поэтому попадание в Москву является некомфортным и неприятным делом. Станция забита плотной толпой. Электропоезд переполнен.

Столь же плотная толпа "втекает" в метро, забивает вестибюли и эскалаторы. Время у меня "впритык". Если не успею на ближайший электропоезд с Белорусского вокзала — не успею и на самолёт.

Но вот — Белорусский вокзал. Считанными днями раньше я уезжал отсюда поездом Москва — Париж. Сейчас предстоит короткая поездка в другом направлении — на север. Эта линия традиционно относится к Савёловскому вокзалу, но электропоезда в аэропорт отправляются с Белорусского вокзала.

Электропоезд Москва-Смоленская (Белорусский вокзал) — Шереметьево-Терминал. Состав ЭД4МКМ-0001, полупустой и комфортный.



Станция Шереметьево-Терминал. Электропоезд ЭД4МКМ-0001, прибывший из Москвы-Смоленской.


Вид со станции Шереметьево-Терминал на лётное поле.

Перелёт Москва — Новый Уренгой стоил 4 763 рубля, был оплачен за два месяца до даты вылета. Расходы за перелёт, даже в несколько большем размере — 5000 рублей, мне компенсировал московский любитель железных дорог, желавший получить текстурные (то есть детальные) фотографии работающих в этих местах тепловозов ТЭ3.

В 2014 году произошли два неожиданных и удивительных события: московский любитель железных дорог прислал мне 5000 рублей за эту экспедицию, а Свердловская железная дорога — 25 000 рублей за экспедицию в Таджикистан.

Но в то же время, я отдал "загнивающей экономике США" 40 000 рублей за инцидент в Нью-Йорке — вдобавок ко всем прочим расходам на поездку. Из-за этого всё ещё не выпущена книга «НОРИЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА».



Посадочный талон на рейс до Нового Уренгоя.

Я зарегистрировался заранее на сайте "Аэрофлота", но в аэропорту нужно было получить посадочный талон. В багаж ничего не сдаю.



Шереметьево, терминал D. Выход на посадку.

Самолёт Airbus A320-214, бортовой номер VP-BDK, собственное имя — "Георгий Свиридов". Заполненность стопроцентная — как мне показалось, ни одного свободного места.

Расстояние по маршруту — 2 324 километра. При этом скорый поезд "Ямал" сообщением Москва — Новый Уренгой, следующий через Нижний Новгород, преодолевает 3513 километров.

Моё место — в хвостовой части, по левому борту. Были видны Тутаев, Вохтога, Нюксеница, Великий Устюг, Эжва. Перед Уралом вошли в зону облачности.



Реки Сухона (слева), Юг (справа внизу), Малая Северная Двина (уходит на север).
Западнее их слияния — город Великий Устюг. Время 12:03.


Город Эжва (официально — северная часть Сыктывкара). Река Вычегда. Время 12:22.

Из облачности выходим незадолго до посадки. Печальное опасение подтвердилось: здесь уже выпал снег.



Заснеженная местность в окрестностях Нового Уренгоя. Московское время 14:03.


Заснеженная местность в окрестностях Нового Уренгоя. Московское время 14:07.


Заснеженная местность в окрестностях Нового Уренгоя. Московское время 14:08.

Приземлились с неслабым ударом шасси о "бетонку". Как и все прочие пассажиры, надеваю тёплую одежду. Из московского лета я попал в аналог нашего конца ноября.



Аэропорт Новый Уренгой (NUX). Московское время 14:22.

Прибывших встречает плакат "ГАЗОВАЯ СТОЛИЦА РОССИИ". Аэропорт маленький, смотрится несолидно и статусу "столицы" абсолютно не соответствует.



Аэропорт Новый Уренгой (NUX). Вид из города. Московское время 14:26.

Проверки документов у прибывших пассажиров нет. Таксисты, как обычно, назойливо предлагают везти в город.

Иду на грязную и изрисованную автобусную остановку. Автобусом маршрута №1 — в город. Стоимость проезда в городских автобусах Нового Уренгоя — 20 рублей, оплата кондуктору.

Приятно удивил тот факт, что автобус муниципальный, а не какого-то "частника" — в отличие от многих других городов. И что в нём работает автоинформатор, детально объявляются остановки. Всё как в Москве, кроме турникетов — которых, к счастью, нет.

Новый Уренгой состоит из двух частей — северной и южной. Между ними — река Седеяха и несколько километров леса. Южная часть — "прижелезнодорожная", более старая.

Население города — официально 115 000 жителей. Есть мнение, что реально как минимум вдвое больше. Новый Уренгой — город приезжих. Сюда устремляются потоки людей со всей территории бывшего СССР.

Квартиры здесь стоят существенно дороже, чем в Москве. Аренда квартир — тоже дороже, чем в Москве. Как мне сказали, аренда однокомнатной квартиры — минимум 35 000 рублей в месяц. В Москве (в пределах МКАД) можно найти и за 20 000 рублей.

Очень жаль, что здесь нет трамвая. Богатый город может себе это позволить! Условия для трамвая здесь идеальные. Есть два магистральных направления с большим пассажиропотоком: север — юг, между двумя частями города, и запад-восток (аэропорт-вокзал). В экстремальном климате трамвай может неплохо работать, пример чему — Усть-Илимск.



Незадолго до выезда железнодорожник из Нового Уренгоя, по имени Евгений, нашёл меня в Сети и отправил письмо со своими контактными координатами и предложением помощи. Убеждаюсь в правильности решения анонсировать рабочие экспедиции заранее.

Но я прибыл бы на станцию Новый Уренгой к концу рабочего дня. Решаю никого в этот день не "напрягать". Кроме того, необходим длительный сон, так как перед вылетом я почти до утра не мог заснуть из-за сборов и беспокойства. Это характерно для всех дальних экспедиций.

Выхожу из автобуса в северной части Нового Уренгоя. Осматриваю город. Мерзостная погода, таящий снег, которого в последние дни выпало немало.



Северная часть Нового Уренгоя. Московское время 15:00, местное время 17:00.

Решаю направиться в то место, где по спутниковым снимкам были найдены дачные массивы. Чуть ли не по колено в грязи "продираюсь" на северо-запад.



Окрестности Нового Уренгоя. Время 18:50.


Дачный посёлок, недостроенные дома. Время 19:02.

Холодная ночёвка в недостроенном заброшенном строении. Защита от дождя есть, но холод воздействует. Хотя температура не особо низкая — судя по тому, что вода в бутылке не замёрзла.

Сплю больше двенадцати часов, но с перерывами из-за холода.

Покинув дачный посёлок, направляюсь по мокрому песку вперемешку со снегом в сторону города.



Окрестности места ночлега. Время 8:53.

Снова осматриваю северную часть города — при лучшей освещённости, чем вчера. Захожу на почту — доступ в Сеть не работает, как и на всех прочих обследованных почтовых отделениях Ямало-Ненецкого округа.

Встретилась надпись с высказыванием про Порошенко.



Северная часть Нового Уренгоя. Высказывание про Порошенко и Обаму.

Несведующие удивятся: где Новый Уренгой и где Украина? Не все знают, что ещё со времён СССР значительную часть населения Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов составляют выходцы с Украины. Известны такие прозвища: Хохло-Татарский округ и Татаро-Донецкий округ.

Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа — возможно, единственные регионы России, где иногда можно найти вывески на украинском языке. Мне встретился магазин "Українській Хліб" в Ноябрьске.

Выхожу к берегу реки Седеяхи, затем двигаюсь по мосту. Погода ухудшается. Идёт мокрый снег в сочетании с ветром.



Река Седеяха. Время 9:55.

Здесь очень много автомобилей. Огромное количество неместных номеров. Преобладающие инорегиональные номера: Москва, Тюменская область, Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Омская область. Попадается Дагестан, Красноярский край, Белгородская область, Краснодарский край и многое другое.

Ближайший сосед — Ханты-Мансийский АО — на номерах встречается нечасто. Один раз видел номера Иркутской области. Более восточные регионы — никогда.

Машины с московскими номерами в абсолютном большинстве московскими не являются, и скорее всего никогда не находились в Москве. Это связано с особенностями регистрации компаний.

Номера сравнительно близких регионов: Свердловская область, Татарстан — полагаю, в значительной части реально принадлежат транспорту из этих регионов. Хотя даже до "близкой" Свердловской области отсюда — почти две тысячи километров.

Здесь очень много вахтовиков — тех, кто приезжает сюда временно, обычно в режиме "месяц здесь — месяц дома". "Вахтовики" пользуются в основном поездами — самолётом слишком дорого, "съедает" существенную часть заработка. Некоторые едут на машинах, несмотря на огромное расстояние.

За Седеяхой — южная часть города. Здание городской полиции, строящиеся дома.

Загадочное явление: путепровод над железной дорогой, а прямо под ним, по тому же направлению — переезд. И на путепроводе, и на переезде — активное движение.

Выхожу на частично заснеженные пути станции Новый Уренгой. Видимость слабая для фотографирования.



Станция Новый Уренгой. Тепловоз с вагоном-шельтером (в обиходной речи "теплушка").
В этом вагоне в течение месяца живёт локомотивная бригада.

С правой стороны от путей — здание вокзала. Новое, внушительное и неплохое. Но почему-то все двери были закрыты, а подходы к ним — явно нехоженные и в грязи. Какое-то здание-призрак.

Оказалось, что вокзал практически достроен, но ещё не открыт. История строительства вокзала в Новом Уренгое тянется десятки лет.

Первое полноценное здание вокзала начали строить во времена СССР, примерно в 1985 году. Стройка была заброшена. Конструкции стали негодными, их пришлось разбирать.

Вокзал снова начал строиться около десяти лет назад — после того, как убрали развалины первого "недостроя". Финансируется совместно городом, Ямало-Ненецким округом, Свердловской железной дорогой и Ямальской железнодорожной компанией.

Пока что не решены какие-то проблемы с коммуникациями. Строительство было практически завершено в 2012 году, но открытие не состоялось до сих пор.

Действующий вокзал в Новом Уренгое — кирпичная "будка". Изначально это была деревянная "времянка". Потом её обложили кирпичом.

Здание совершенно неподустимое для "газовой столицы" с огромным потоком приезжих, для одного из самых богатых городов России, для станции, являющейся конечным пунктом 7 пар поездов в день, куда стремятся со всех концов Советского Союза.

Внутри "будки" была настоящая толчея, в основном из мужиков сурового вида с большими сумками. И охранник, "наехавший" на меня за фотографирование. Он повёл "объясняться" к дежурной по вокзалу.

Рассказывают, что раньше было ещё хуже: на вокзале пьянствовали отъезжающие вахтовики, был невообразимый запах и мат со всех сторон. Охранники теперь поддерживают хоть какой-то порядок.

Привокзальная площадь, тепловоз-памятник ТЭ3-3003, обливаемый "снегодождём". Набираю номер Евгения — железнодорожника, предложившего помощь.



Тепловоз-памятник ТЭ3-3003.

Новый Уренгой — такое место, где это действительно актуально. Не из-за погодных условий, а из-за того, что железная дорога ведомственная, и нужно в первую очередь наладить контакт с её руководством.

Евгений почти сразу вышел ко мне. Встречаемся у тепловоза-памятника. Рядом, в непримечательном двухэтажном здании, находится управление Ямальской железнодорожной компании.

При входе — "вертушка", охранник. Самостоятельно войти сюда было бы непросто. Это не Норильск, где мало приезжих, мало охраны и всюду можно ходить свободно. Здесь, напротив, приезжих очень много. Люди достаточно запуганные.

Большинство уренгойских железнодорожников — приезжие. Евгений — из Ишима (Тюменская область). Другие, среди тех, с кеми мне довелось беседовать — из Тобольска, Омска, и прочих мест.

Здесь уже сложился негласный порядок: на транспорте и в нефтегазовой сфере работают в значительной части приезжие. Местные жители работают в администрации, полиции, сфере услуг, образовании...

Конечно, это не означает, что среди железнодорожников совсем нет местных жителей. Есть, и немало.

Евгений подарил мне книгу, изданную к 10-летию Ямальской железнодорожной компании. Я передал свою книгу.

Властными полномочиями Евгений не обладает. Чтобы спокойно находиться на железной дороге, нужно встретиться с главным инженером ЯЖДК. В данный момент его не было. Прохожу ожидать нужного времени в бытовку рядом с путями.

Бытовка — это старый пассажирский вагон, снятый с тележек. Обстановка довольно комфортная. Общаюсь с другими железнодорожниками. Все они работают здесь вахтовым методом.



Станция Новый Уренгой. Действующий тепловоз ТЭ3-3790. Здесь — одна из немногих точек планеты,
где тепловозы ТЭ3 продолжают работать. Время 13:24.


Станция Новый Уренгой. Вокзал и "маршрутка" на Надым. У "ворот" газовой столицы — такая грязь,
что желательно иметь резиновые сапоги. Время 14:21.


В Новом Уренгое повсеместно развешаны предложения ночлега. Но цена на ночлег выше, чем в Москве.


Вокзал на станции Новый Уренгой.


Вокзал на станции Новый Уренгой.


Вокзал на станции Новый Уренгой.


Станция Новый Уренгой. Вид на запад, в сторону Надыма. Время 15:05.

Снова прихожу с Евгением в здание ЯЖДК. Начальник дороги Якоб Крафт, по его словам, очень занят, и встретиться с ним едва ли реально. Кроме того, он находится в другом здании, на удалении отсюда.

Встречаюсь с женщиной, вроде бы составлявшей книгу об истории ЯЖДК, выпущенную к 10-летию компании. Разговор был не особо конструктивным.

Затем — встреча с главным инженером. Он оказался позитивным человеком. Разрешил неограниченно фотографировать дорогу и подвижной состав, проехать по линии на Надым-Пристань, где нет пассажирского движения.

Позднее оказалось, что его помощь была неоценимой. Только благодаря его вмешательству локомотивная бригада, вначале обзывавшая меня террористом, всё же согласилась провезти меня из Надыма-Пристани в Новый Уренгой.

Помочь с проездом линии Новый Уренгой — Ямбург он не мог, при всём желании. Ямбург — закрытая зона, которая находится в полном ведении компании "Газпромдобыча-Ямбург".

"Газпромовцы" могут не пустить любого. Не так давно был случай, когда они "развернули" даже начальника станции Ямбург, который ехал к своему рабочему месту!

Не помогло предъявление удостоверения работника ЯЖДК. Нужен какой-то особый пропуск, который в тот момент у него был просрочен.

Говорят, что у охранников здесь зарплата 100-120 тысяч рублей в месяц. Они придираются ко всему, стремясь доказать свою нужность.

На Ямбург курсирует пассажирский поезд. В ходу один раз в два дня. В поезде два пассажирских вагона, из которых один — чисто "газпромовский", проезд по удостоверениям. Другой — для всех, проезд платный, 950 рублей.

На Надым-Пристань пассажирское движение было очень непродолжительное время, не больше полугода. На Пангоды пассажирское движение было ещё в 2008 году. Прекратилось в связи с полным отсутствием спроса. Пассажирский поезд шёл до Пангод не меньше четырёх часов, по автодороге можно доехать за два часа.



История железных дорог в Ямало-Ненецком автономном округе — необычная и нетипичная.

Начало железнодорожной эпохи здесь произошло в 1948 году. По решению высшего руководства Советского Союза развернулось строительство крупной железнодорожной линии широтного направления: Чум (окрестности Воркуты) — Лабытнанги — Салехард — Надым — Уренгой — Ермаково — Игарка.

В дальнейшем предполагалось продлить линию от Игарки до Дудинки, которая к тому моменту была начальным пунктом изолированной Норильской железной дороги.

Не исключалось продление от Норильска дальше на восток. Возможно, если бы Сталин прожил ещё лет десять, железная дорога пересекла бы все северные территории страны, став одной из самых длинных и сложных в мире.

Железная дорога, как и многое в то время, строилась заключёнными. О ней не заявляли "громогласно", как о некоторых других великих стройках, наподобие Беломорканала. Строительство было полусекретным.

5 марта 1953 года внезапно умер руководитель СССР И. В. Сталин. Практически сразу же строительство железной дороги прекратилось.

Преемники Сталина решили "убить" несколько грандиозных строек, направленных на развитие отдалённых районов страны: помимо железной дороги Чум — Игарка, также железной дороги Селихин (окрестности Комсомольска) — остров Сахалин с тоннелем под проливом, железной дороги Титан — Поной, пересекающей глубинные районы Кольского полуострова, железной дороги на Камчатке, от Петропавловска до Усть-Большерецка.

Дорвавшихся до власти бывших сталинских соратников, после его смерти резко возненавидевших "вождя", не смутил тот факт, что на эти стройки уже были потрачены миллиарды народных рублей. Что большое число людей погибло ради освоения Севера — и эти жертвы оказались напрасными.

На момент прекращения строительства гигантская железная дорога была введена во временную эксплуатацию на значительной части своей длины. В зимнее время, когда замерзали реки, сквозное движение осуществлялось от Чума до Уренгоя (левый берег реки Пур, район нынешней станции Коротчаево). Это 880 километров.

От Уренгоя (река Пур) до реки Таз рельсы уложить не успели. Далее — было рабочее движение как минимум на отдельных участках. Базовой точкой строительства восточного участка было пересечение с рекой Енисей у села Ермаково. Интересно, что рядом в дореволюционное время находился в ссылке вдохновитель строительства И. В. Сталин.

После позорного прекращения строительства значительная часть железной дороги вместе с подвижным составом была брошена на произвол судьбы. В эксплуатацию был введён только начальный участок длиной 194 километра — от Чума до станции Лабытнанги на левом берегу реки Обь.

Участок Салехард (правый берег реки Обь) — Уренгой первое время пытались поддерживать в относительно сохранном виде. Вдоль него пролегала действующая линия связи. По железной дороге продолжали ездить связисты на съёмных дрезинах. Для проезда "тяжёлого" подвижного состава этот участок очень быстро стал непригоден.

С годами участок Салехард — Надым разрушался, не имея должной поддержки. Мосты сгнивали и сгорали, насыпь размывалась. Движение местами становилось затруднительным и на съёмной дрезине.

Восточные участки (те, где успели уложить рельсы и пустить поезда) были полностью заброшены. На них до сих пор стоят ржавые вагоны и паровозы. Рельсовый путь зарос деревьями.

В 1960-х годах началось освоение газовых месторождений в районе нынешних городов Надым и Новый Уренгой. Для этого необходима транспортная связь территории с остальной страной. Казалось, настал момент восстановить железную дорогу от станции Лабытнанги как минимум до Старого Уренгоя. Но этого не произошло.

По принятому генеральному плану освоения территории, в Ямало-Ненецкий округ должна была прийти железная дорога меридионального направления — из Тюмени. Отчасти это связано с тем, что нефтяные и газовые месторождения сосредоточены также в районе среднего течения Оби. Железная дорога меридионального направления пересекала их на полпути.

Кроме того, "сталинская" железная дорога была построена по примитивным нормам и являлась железной дорогой самой низкой категории. Для того времени это стандартная практика: вначале открывалось движение по предельно упрощённой схеме, с деревянными мостами и старогодными рельсами. Затем, в течение многих лет, железная дорога превращалась в полноценную магистраль.

Строительство полутора тысяч километров железной дороги из Тюмени на далёкий Север — дело долгое. Осуществить его за короткие сроки физически невозможно. К освоению газовых месторождений, между тем, нужно было приступать как можно скорее.

Было принято "промежуточное" во всех смыслах решение: не восстанавливать западный участок "сталинской" железной дороги Чум — Игарка, но восстановить её центральный участок — от реки Надым в сторону реки Пур. По всей видимости, западный участок в 1960-х годах уже настолько обветшал, что его восстановление сочли слишком обременительным для бюджета.

Кроме того, восстановление участка Салехард — Надым не отменило бы неизбежность использования водного транспорта — мосты через крупные реки Обь и Надым при Сталине строить не начинали. Эти мосты — очень сложные и дорогие. По состоянию на 2014 год, мост через Надым ещё не открыт, а про мост через Обь ведутся лишь бесконечные разговоры...

В 1965 (?) году на правый берег реки Надым прибыла баржа с тепловозами и вагонами, доставленными со станции Лабытнанги. Маршрут этого судна: вниз по Оби до устья, затем по Обской губе и вверх по реке Надым. Такая схема доставки подвижного состава стала стандартной.

На правом берегу Надыма появилась станция Надым-Пристань, ставшая базовой точкой восстановления железной дороги. Локомотивное депо почему-то вначале было решено разместить километров на двадцать восточнее — в Новом Хорее. Позднее его перенесли в Надым-Пристань.

Линию вернули к жизни. Год за годом её состояние улучшали: заменяли деревянные мосты на металлические, усиливали насыпь. Тем не менее, железная дорога оставалась весьма примитивной. Металлические мосты были лёгкими и простейшими. Как и деревянные мосты, они были рассчитаны лишь на временное использование.

В регион прибывали добровольные переселенцы из разных районов Советского Союза, строились города и посёлки. Изолированная железная дорога Надым — Уренгой сыграла очень важную роль в освоении газовых месторождений Севера.

Изолированная линия Надым — Уренгой обслуживалась Надымским предприятием железнодорожного транспорта (НПЖТ). Управление Надымского ПЖТ находилось на тупиковой станции Надым-Пристань, в посёлке Старый Надым (изначально — "просто" Надым).

В 20 километрах от станции Надым-Пристань, по другую сторону от реки, в 1970-х годах начал строиться крупный город. Изначально — Новый Надым, но вскоре приставку "Новый" отбросили.

Надым превратился в большой современный город, разительно отличающийся от Старого Надыма — барачного посёлка. Как ни странно, в Новом Надыме до сих пор нет ни железной дороги, ни круглогодичного доступа во внешний мир.

На востоке изолированной железной дороги главной станцией некоторое время являлась станция Ягельная. У станции Ягельная был посёлок железнодорожников.

В 1973 году рядом со станцией Ягельная началось строительство города, призванного стать опорным центром освоения обширной территории. Первоначально для города рассматривалось название Ягельный. Но его сочли недостаточно благозвучным. Был принят другой вариант - Новый Уренгой. Старый Уренгой - это посёлок, расположенный в 80 километрах восточнее.

Историческая станция Ягельная в 1980-х годах была переименована в Новый Уренгой. Практически одновременно с этим была построена новая станция Ягельная - в девяти километрах к западу от старой. Мотивация этого - сохранить историческое название.

Станция Ягельная, действующая в наше время — маленькая и незаметная станция вблизи аэропорта Нового Уренгоя. Не следует путать её со старой станцией Ягельная.

В 1982 году прошёл первый рабочий поезд по участку Сывдарма — Ягельная (Новый Уренгой). Линия Надым-Пристань — Ягельная перестала быть изолированной.

Станция у старого Уренгоя позднее была названа Коротчаево, в честь заслуженного строителя железных дорог Дмитрия Коротчаева.

В 1986 году была открыта по временной схеме линия Новый Уренгой — Ямбург. Это был второй в Советском Союзе выход железной дороги непосредственно к берегу Северного Ледовитого океана. Первый — в Мурманской области.

По планам, имевшимся в последние годы существования СССР, участки Новый Уренгой — Надым-Пристань и Новый Уренгой — Ямбург должны были быть переданы в состав сети общего пользования МПС. Но этого не произошло. Линии не успели привести к нормам железных дорог общего пользования. Не были построены полноценные мосты, слишком слабым осталось верхнее строение пути, не была построена вся необходимая инфраструктура.

Линия Новый Уренгой — Ямбург обслуживалась организацией "Севтюменьстройпуть". Этой же организации был передан участок Коротчаево — Новый Уренгой — Пангоды. У Надымского ПЖТ остался только участок Пангоды — Надым-Пристань.

Участок Коротчаево — Новый Уренгой стали обозначать во всех схемах и атласах железных дорог СССР и России.

6 ноября 1985 года на станцию Новый Уренгой в торжественной обстановке прибыл первый поезд дальнего следования из Тюмени. Немногим позднее был пущен пассажирский поезд Москва — Новый Уренгой.

Участки Новый Уренгой — Ямбург и Новый Уренгой — Надым-Пристань в атласах и схемах железных дорог почти никогда не обозначали. Изредка они были показаны как строящиеся.

В 1996 году маршрут поезда Москва — Новый Уренгой был сокращён до Коротчаево. Причина — плохое состояние пути на участке Коротчаево — Новый Уренгой.

В 2003 году на базе организаций "Севтюменьстройпуть" и "Надымское ПЖТ" была создана "Ямальская железнодорожная компания" (ЯЖДК). При этом Надымское ПЖТ официально продолжает существовать до сих пор, но железнодорожные пути ему не принадлежат.

С 15 сентября 2003 года возобновилось движение поездов Москва — Новый Уренгой. Фирменный поезд "Ямал" был пущен благодаря непосредственному участию администрации Ямало-Ненецкого округа.

Перед запуском фирменного поезда "Ямал" на участке Коротчаево — Новый Уренгой выполнили капитальный ремонт пути. Были заменены километровые знаки: отсчёт от Чума сменился отсчётом от станции Ульт-Ягун.

Граница между сетью общего пользования ОАО "РЖД" и Ямальской железнодорожной компанией находится немногим южнее станции Коротчаево. Однако ОАО "РЖД" имеет некоторое "проникновение" на станции Коротчаево и Новый Уренгой.

Главный путь участка Коротчаево — Новый Уренгой и пути у пассажирских платформ — всё это является собственностью ОАО "РЖД", которая находится в аренде ОАО "ЯЖДК". Ямальская железнодорожная компания не работает с пассажирскими поездами, кроме своего собственного поезда Новый Уренгой — Ямбург. Пассажирские поезда в Новый Уренгой приводят тепловозы и локомотивные бригады Свердловской железной дороги.

У меня почему-то было мнение, что к ЯЖДК относится также линия Обская — Карская. Всё-таки если компания Ямальская — то должна работать и на Ямале. Но это не так: линия Обская — Карская принадлежит ООО "Газпромтранс". Вопрос о её передаче в ЯЖДК неоднократно ставился, но не решён.

Что мне представляется весьма странным и неправильным — распространение названия "Ямал" на всю территорию Ямало-Ненецкого АО.

До недавнего времени считалось, что Ямал — это крупный полуостров к северу от Уральских гор и устья Оби. Территория имеет хорошо узнаваемые очертания и понятные границы.

Ямал — почти ненаселённая местность. Его активное освоение началось сравнительно недавно. Там нет и не предвидится постоянных населённых пунктов, кроме редких ненецких деревень. Газовые месторождения Ямала осваиваются вахтовым методом, без строительства городов и посёлков.

Ямал составляет лишь небольшую часть Ямало-Ненецкого автономного округа. Все города Ямало-Ненецкого округа находятся далеко от него.

Но сейчас топоним "Ямал" почему-то стали употреблять применительно ко всей территории округа. Даже про Ноябрьск иногда пишут: "На Ямале, у полярного круга". Те, кто пишет подобное — с географией не знакомы до такой степени, что не смотрели на карту России. Находящимся у полярного круга с таким же успехом можно назвать Санкт-Петербург.


Существуют планы строительства железной дороги Надым-Пристань — Надым — Салехард — Лабытнанги. Фактически, это восстановление "сталинской" железной дороги — но по новой насыпи, которая должна быть проложена параллельно старой. Одно время этот участок называли красивым термином "Северный широтный ход".

Длина участка Надым — Лабытнанги небольшая — примерно 330 километров. Строить его придётся в любом случае не совсем с нуля: по крайней мере, в 1940-х годах была обследована местность, определена оптимальная трасса.

Основную сложность представляет собой мост через реку Обь — очень дорогостоящий объект. Ширина реки в наиболее вероятной точке строительства моста составляет 2,3 км. Хотя это не сильно больше, чем ширина Оби под существующим мостом у Сургута: там 1800 метров.

Начать строительство участка Лабытнанги — Надым обещают много лет. В 2008 году звучали заверения, что он будет открыт в 2014 году.

Реально с 1953 года на участке Лабытнанги - Надым не строилось ничего, кроме железнодорожно-автомобильного моста через реку Надым. Автомобильная часть моста скорее всего откроется через год-два. Когда по мосту пойдут поезда, и пойдут ли вообще — большой вопрос.

Железнодорожная линия Надым — Лабытнанги значительно сокращает путь из Нового Уренгоя в Москву. К сожалению, "Российским железным дорогам" она не нужна, скорее наоборот: из-за сокращения расстояния уменьшится их доход. По той же причине уже почти тридцать лет саботируется строительство короткой и необходимой линии Карпогоры — Вендинга, которая в несколько раз сокращает путь между республикой Коми и Архангельском. "РЖД" желает гонять вагоны кружным путём и зарабатывать на лишнем пробеге.


Евгений организовал ночлег в другом вагоне-бытовке, стоявшем под прямым углом к путям. Моим соседом в этом вагоне был молодой житель Омска. Он рассказал, что раньше работал на станции Куть-Ях Свердловской железной дороги. Но "РЖД" не приветствует работу вахтовым методом, и них её почти нет.

Для жителя Омска желательна работа вахтовым методом. Он решил отправиться сюда. Зарплата ниже, чем в "РЖД", но условия устраивают: месяц дома — месяц здесь.

Иду в город покупать продукты. Типичные для России сети дешёвых магазинов "Магнит", "Пятёрочка" и "Дикси" я не смог обнаружить ни в Новом Уренгое, ни где-либо ещё в Ямало-Ненецком округе. Но здесь есть местная сеть супермаркетов "Анкор".



Магазин сети "Анкор", распространённой в Ямало-Ненецком округе. Время 19:45.

Цены на еду в среднем выше московских и общероссийских, но не намного. Не в два раза, как в Норильске или на Сахалине. Некоторое — на общероссийском уровне. Здесь — хотя и Север, но нет транспортной оторванности.



Новый, ещё не открытый вокзал. Время 20:01.

Возвращаюсь в бытовку. Мне не напомнили, что дверь служебных помещений всегда нужно держать закрытой. Вскоре об этом "напомнил" пьяный человек, ввалившийся в бытовку и дрожащим голосом просивший зарядить ему телефон. Причём "зарядника" у него не было, а имевшийся у меня не подошёл.

Хорошо, что он легко покинул бытовку. Видимо, сюда пытаются зайти постоянно: приезжих избыточное количество, пьяниц тоже немало.

Новый Уренгой сейчас — одна из самых активных конечных станций пассажирского движения. На Воркуту сейчас поездов меньше, даже на Владивосток — примерно столько же.

Ночью, в 23:00 по московскому времени (1:00 по местному) отправлялся поезд на Ямбург. Решаю попробовать уехать. Собираю вещи, которых было немало. При этом объясняю, что уверенности нет, буду действовать по обстановке. Скорее всего, я вернусь в бытовку минут через пятнадцать. Но не исключаю и отъезд.

По громковорящему оповещению объявили: на третьем пути у второй платформы производится посадка на пассажирский поезд №952 сообщением Новый Уренгой — Ямбург.



Станция Новый Уренгой. Справа — поезд на Ямбург. Время 0:51.

Состав поезда: тепловозы ТЭМ2, шельтер для локомотивной бригады, два пассажирских вагона и грузовой вагон. В вагоны заходят немногочисленные пассажиры. Видно, что поезд отправится полупустым.

Один вагон — "газпромовский", проезд по служебным удостоверениям. Второй — "для всех".

Я зашёл в обычный, "негазпромовский" вагон. Проводница объяснила: можно ехать, если я готов отдать 950 рублей. Но в Ямбурге поезд встречают охранники с полицией. Пройти незамеченным не удастся, уговорить пропустить — тоже. Будут держать под надзором, пока не отправят обратно.

Перспектива просидеть весь световой день в положении пленника без возможности фотографировать показалась слишком дурной. Решаю перенести поездку в Ямбург на следующий год.

К лету я попытаюсь подготовить какие-то бумаги для легального попадания туда. И только если это не получится — буду "пробиваться" нелегально.

Возвращаюсь в бытовку, сплю дальше до утра.

Мне советовали уезжать утром на восстановительном поезде, который пойдёт "до Надыма". Тот факт, что именно до Надыма, показался неправдоподным.

Провощаю восстановительный поезд на платформе. Решаю с ними не ехать, чтобы нормально собраться и позавтракать.

Решаю пройти несколько километров пешком, затем — автостопом до Надыма. В Надыме "до упора" ждать поезд на Новый Уренгой.

Пешком по перегону Новый Уренгой — Ягельная, проходящему в черте города. Отсчёт расстояния здесь — от станции Чум, через Лабытнанги и Салехард.



Загадочное явление Нового Уренгоя — автомобильный путепровод, под которым
находится автомобильный переезд. Оба — действующие. Время 8:49.

Раньше отсчёт расстояния от Чума был и на участке Новый Уренгой — Коротчаево. Нумерацию сменили, теперь она — от Ульт-Ягуна, с другой стороны. Километровые и пикетные знаки, по всей видимости, сменили не только цифры, но и расположение на местности.



Перегон Новый Уренгой — Ягельная. Вид на юг. Километровый знак. Время 9:00.


Окраина Нового Уренгоя. Время 9:07.


Окраина Нового Уренгоя. Время 9:20.

Вот и станция Ягельная. Как известно, когда-то так называлась нынешняя станция Новый Уренгой. Нынешняя станция Ягельная - маленькая и неприметная, названа в память о старой станции.



Станция Ягельная. Время 10:46.

Станция обслуживает ближайшие предприятия, многочисленные различные склады, а также аэропорт. Отсюда - всего 600 метров до пассажирского терминала.

У здания ДС станции Ягельная стояла дрезина МПТ-4 с вагоном-хоппером. Этот состав проследовал мимо меня на перегоне Новый Уренгой — Ягельная.

Поднимаюсь на дрезину, объясняю, что у меня есть договорённость с руководством железной дороги.

Дрезина следовала ориентировочно до 750 километра (50 километров на запад от Нового Уренгоя). Основные задачи путейцев, которых она везла — расставить знаки предупреждения для снегоочистителей перед мостами и переездами. На отдельных участках производилась подсыпка щебня.

Едем медленно, часто останавливаемся. У некоторых мостов стояли долго.



Перегон Ягельная — Пангоды. Вид в сторону Надыма. Время 10:58.

Раньше между Новым Уренгоем и Надымом-Пристанью были следующие раздельные пункты: Ягельная, Ныда, Кварцевый, Пангоды, Головная, Прибрежный, Весёлая, Новый Хорей.

Сейчас путевое развитие осталось только на Ягельной, Пангодах и Весёлой. Персонал — только на Ягельной и Пангодах.

Протяжённость участка Новый Уренгой — Надым-Пристань составляет 228 километров. Движение — обычно одна пара грузовых поездов в двое суток. Когда ведётся активное строительство автомобильной дороги в районе Надыма, поездов бывает больше: завозится щебень. Плюс к тому, утром каждого дня из Нового Уренгоя, Пангод и Надыма-Пристани на линию выезжают путейские дрезины.

Движение на линии Новый Уренгой — Надым-Пристань осуществляется по путевым запискам (бумажным разрешениям).

Стрелочные переводы являются ручными не только здесь, но и практически на всех станциях ЯЖДК. В том числе и на наиболее развитых станциях — Коротчаево и Новый Уренгой.

Единственное исключение - новый разъезд Тыдыл, открытый в 2009 году. Разъезд находится на участке Коротчаево - Новый Уренгой, где объём движения поездов достаточно большой. На разъезде нет постоянного персонала, он управляется дистанционно из Коротчаево.



Перегон Ягельная — Пангоды. Вид в сторону Надыма. Время 11:51.


Дрезина на мосту. Время 12:40.

В какой-то момент меня обнадёжили, что будем ехать до 721 километра. Но в итоге диспетчер выдал другую, более близкую точку назначения — 749 километр.

Автодорога Новый Уренгой — Надым проходит рядом с железной дорогой, причём на большинстве участков — практически вплотную. Я считаю: плохо размещать автодороги вплотную к железным дорогам, нужно какое-то удаление.

Движение довольно значительное для столь малонаселённой местности. Постоянных населённых пунктов между Новым Уренгоем и Надымов всего два: Пангоды и Правохеттинский.

На 748-м километре я перешёл на асфальт.



Автодорога Новый Уренгой — Надым. Справа — железная дорога. Вид в сторону Нового Уренгоя. Время 14:43.

Остановился микроавтобус "УАЗ" ("Буханка"). Водитель не местный — вахтовик, как и основная часть работников транспортной и нефтегазовой сферы. Едет до Пангод.



Автодорога. Вид в сторону Надыма. Время 15:05.

Пангоды — крупный посёлок. Мог бы получить статус города, но пока не получил. Городской цивилизованности ему не хватает. Улицы в осеннюю распутицу довольно грязные. Дома — не выше пяти этажей.

Когда я вышел из машины, кавказцы-таксисты стали спрашивать, "куда едешь". Извоз здесь распространён. Эту сферу полностью "держат" представители Северного Кавказа и Азербайджана.

Иду к станции. Поразило наличие переходного моста над путями. Никак не ожидал встретить его в таком месте! Это единственный переходной мост в Ямало-Ненецком округе. Ни в Новом Уренгое, ни в Коротчаево, ни в Ноябрьске таких объектов нет.



Станция Пангоды. Единственный в Ямало-Ненецком округе переходной мост. Время 15:48.


Вид с моста на жилую часть Пангод.

В Пангодах теплее, чем в Новом Уренгое. Снег почти исчез. Это очень хорошо!

На станции много путей, существенная часть — ржавые. Но есть и действующие подъездные пути к различным промышленным базам, к складу металлолома.

Вначале мне показалось, что здесь нет станционного здания. Оно нашлось в районе западной горловины, на значительном удалении от главных путей.



Станция Пангоды. Время 16:11.


Станция Пангоды. Время 16:12.


Станция Пангоды. Время 16:13.


Станция Пангоды. Время 16:16.

Иду до моста через реку Пангода. Здесь всё ещё действует старый, хлипкий мост, построенный в 1970-е годы взамен "сталинского" деревянного моста.



Река Пангода. Старый мост 1970-х годов постройки и заброшенный мост
конца 1980-х годов. Вид на восток. Время 16:30.

Рядом — железобетонный мост, который строили, по всей вероятности, в конце 1980-х годов. Но не ввели в эксплуатацию. Простояв много лет без надлежащего содержания, вполне возможно, мост пришёл в негодность.

Деревянных мостов "сталинской" эпохи нигде на действующем участке Новый Уренгой — Надым не сохранилось. Их заменили на металлические ещё в 1970-е годы. Но эти металлические мосты лёгкие и ненадёжные. Они изначально были временными.

Линия Новый Уренгой — Надым весьма далека от того стандарта железных дорог, который принят на сети общего пользования ОАО "РЖД". Линия находится в таком состоянии, что пускать по ней пассажирские поезда было бы рискованно — не такими должны быть железные дороги с пассажирским движением.

Над этой линией нужно немало поработать. Прежде всего, заменить все мосты на полноценные. Причём, в силу халатности тех, кто забросил уже почти достроенные "тяжёлые" мосты — вполне возможно, их придётся сносить, и строить в четвёртый раз. Нужно улучшить верхнее строение пути.

От моста немного прохожу по железной дороге назад, в сторону станции Пангоды. Затем перехожу на автодорогу.



Автомобильный выезд из Пангод. Время 17:09.

Остановилась одна из первых попутных машин — недешёвая "иномарка". За рулём — позитивный человек, редко выделяющийся на фоне стандартного образа "мужика-работяги", которого ничто не интересует.

Рассказал, что наполовину ненец. Хотя по внешности был чистым представителем коренного народа. Родился и живёт в этих местах, никуда уезжать не собирается. Служил в армии под Читой. Живёт в Надыме, и какое-то время был там чуть ли не единственным ненцем. Сейчас едет до Правохеттинского (Правая ХеттА).

Занимается музыкой, играет в рок-группе, имеет разнообразные интересы. Собирается получать загранпаспорт, ездит по стране. Сожалеет, что авиабилеты из Надыма намного дороже, чем из Нового Уренгоя.

Есть родственники в Салехарде. Но попасть туда из Надыма трудно. Авиабилет Надым - Салехард, при расстоянии 300 километров, стоит около 15 тысяч рублей - дороже, чем в Москву. Есть зимник, и это единственная реальная возможность попасть в Салехард. Все здесь с нетерпением ждут открытия автомобильной дороги.

При "нерусской" внешности, по менталитету — русский, причём образованный. Побольше бы таких людей! И жаль, что в России распространён бытовой национализм, что человек с неевропейской внешностью в Москве и других местах может подвергаться нападкам по этому признаку.

К западу от Пангод вижу восстановительный поезд, проводящий плановые (не чрезвычайные) работы на линии. Тот самый поезд, который утром отправился из Нового Уренгоя. Как я и думал, до Надыма-Пристани он не доехал.



Автодорога на участке Пангоды — Правохеттинский. Время 17:50.

Посёлок Правохеттинский. Здесь я схожу с автодороги влево, на железнодорожную линию. Прохожу около километра, до разъезда Весёлый. На боковом пути стоят вагоны. Никакого персонала нет, название раздельного пункта не вывешено.

Возвращаюсь на автодорогу, к перекрёстку.



Въезд в Правохеттинский со стороны Надыма. Время 18:16.


Автодорога у Правохеттинского. В сторону Надыма едет велосипедист.

Остановилась попутная грузовая машина, которой я не "голосовал"! Такое возможно только здесь — на Севере, где люди ещё не окончательно "ожлобели", где сохранился хороший автостоп.

Водитель, по имени Роберт, из Уфы, работает вахтовым методом. Везёт какой-то крупногабаритный груз в Надым.

Вижу грузовой поезд, отправившийся из Надыма-Пристани в сторону Нового Уренгоя. Следующий поезд, как потом оказалось, будет только через два дня.



Вид в сторону Надыма. По железной дороге движется грузовой поезд на Новый Уренгой.
Следующий поезд будет через двое суток. Время 19:07.

Мне по пути до Старого Надыма, на 20 километров ближе города Надым. Добродушный водитель остановил огромную грузовую машину у переезда. Оставляю визитку с адресом "Сайта о железной дороге".

В сумерках направляюсь к станционному зданию станции Надым-Пристань. Контрасты Севера: здесь, в довольно глухом месте, есть видеокамеры над станционными путями, а сразу после входа в станционное здание — пост круглосуточной охраны.

Охранник, как и практически все представители этой неуважаемой профессии, был недружелюбным. В категорической форме отказал в возможности ночлега на станции.

Иду в посёлок Старый Надым. Ночёвка на чердаке жилого барака. Помещение надёжно замаскированное, но неотапливаемое, поэтому ночёвка не особо комфортна.



Барак в Старом Надыме. Время 9:20.

Здесь нравится! Ощущение, что я вырвался с дальнего Севера. Всё стало другим. Снег отсутствует полностью. Обстановка более привычная.

Старый Надым — барачный посёлок. Официально это "микрорайон Правобережный города Надым". Тягостного духа здесь нет, население нормальное, занято делом. Нет почти никаких благ цивилизации, потому что в двадцати километрах — крупный город.

По сравнению с Новым Уренгоем, Надым воспринимается как Юг! Здесь уже есть все привычные явления "умеренной" России: кусты малины на улицах посёлка, огороды, деревья нормальной высоты. Местность сильно отличается. В Новом Уренгое ощутим Крайний Север, здесь — нет. Какая-нибудь Томская область выглядит почти неотличимо.

Возвращаюсь на станцию Надым-Пристань. Чтобы попасть внутрь здания, нужно объясняться с охранником. Такого, равно как и видеокамер, пока ещё нет на железных дорогах "РЖД". А здесь — глухое место с поездом не каждый день...

Немного беседую с начальником станции Надым-Пристань, расспрашиваю о жизни станции и перспективах. Объём работы тут небольшой, но станция живёт своей жизнью, является необходимым "звеном" для существования всего района.

Здесь есть небольшое оборотное депо. Есть собственный приписной парк путейской техники.

Если железная дорога будет продлена на Салехард, то станция окажется в стороне от главного хода. Вероятно, она сохранится, по крайней мере для обслуживания предприятий и складов, находящихся поблизости. Но будет ли продление на Салехард - это вопрос без ответа.



Оборотное депо Надым-Пристань. Время 13:18.





Неустановленный заброшенный объект к востоку от станции Надым-Пристань. Время 13:59.





Дрезины на станции Надым-Пристань. Время 15:07.





Автодорога на окраине Старого Надыма. Время 15:32.





Строящийся железнодорожно-автомобильный мост через реку Надым. Время 15:57.





Понтонный мост через реку Надым. Вид на восток. Время 16:01.





Город Надым. Время 16:16.





Город Надым. Время 16:25.





Город Надым. Время 16:51.





Город Надым. Провод из квартиры во двор для запуска автомобиля - типичное явление для этих мест. Время 17:32.





Стена пятиэтажного здания у надымского роддома. Два основных вопроса: "как?" и "зачем?". Время 18:04.





Перегон Надым-Пристань - Весёлая. Вид на восток. Конец 596 километра/начало 597 километра,
отсчёт от Чума. Время 8:43.





Станция Весёлая. Вид на запад. Время 9:29.





Автор на мосту через реку Правая Хетта. Время 10:20.





Автомобильный мост через реку Правая Хетта, расположенный к северу от железнодорожного. Время 10:20.





Посёлок Правохеттинский. Время 14:41.





Посёлок Правохеттинский. Время 14:42.





Развилка дорог у Правохеттинского. Время 14:47.





Обточка колёсных пар. Время 15:58.

Надымские железнодорожники подарили мне форменный ватник и ватные штаны с символикой компании "ЯЖДК". Всё это весило несколько килограммов. Они советовали мне бросить эту одежду, когда доберусь до более тёплых мест.



Форменный ватник ЯЖДК. Снимок сделан после возвращения
из экспедиции. Доставка ватника в Москву представляла
наибольшую сложность.

Но я совершил почти невозможное — довёз многокилограммовый и крупногабаритный груз до Москвы. Это стоило больших усилий. Теперь можно с гордостью сказать: я — ватник!



Поезд на станции Пангоды. Время 3:34.





Смена локомотивных бригад на перегоне Пангоды - Ягельная. Время 7:48.





Автодорога Новый Уренгой - Сургут. Время 11:00.

От Коротчаево до Дудинки по ортодромии - всего лишь 510 километров!



Привокзальная площадь посёлка Коротчаево. Время 14:34.





Новый Уренгой. Здесь я вынужден находиться в зимней обуви. В Тобольске она
будет заменена на резиновые сандалии. Время 15:55.





Южная часть Нового Уренгоя. Время 16:20.





В одном из новоуренгойских подъездов. Правильный половой коврик! Время 16:58.





Лесная местность в Новом Уренгое. Неподалёку отсюда я решил ночевать под открытым небом. Время 17:05.

Станция Надым-Пристань, согласно километровым знакам, находится на 572-м километре от Салехарда. Это смотрится особенно невероятно, так как станция была построена с нуля 1960-е годы. Она расположена в стороне от "сталинской" железной дороги.

Станция Пангоды — это 687 километр, станция Ягельная — 792 километр, станция Новый Уренгой — 800-й километр. Утром бригада сменяется на 768-м километре.



Маршрутная табличка в сидячем вагоне поезда Новый Уренгой - Казань. 28 сентября, время 6:39.





Тепловоз-памятник ТЭ3- у вокзала станции Сургут. 29 сентября, время 12:47.

ъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъ







часть 2 — следующая


12.10.2014 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу