Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА НАВОИ — ДУШАНБЕ — ПРОЛЕТАРСК — ТАШКЕНТ — АНДИЖАН —
БИШКЕК — АЛМА-АТА, 2014 ГОД (ЧАСТЬ 3)









Это третья, последняя часть публикации. Начало — в двух предыдущих частях.

ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ — ОТКРЫВАЮТСЯ. Но некоторые — не с первой попытки. Обновляйте их.


Двигаюсь к мосту через реку Нарын. За мостом находится основной выезд из Таш-Кумыра в сторону северной Киргизии.



Автомобиль с советскими номерами Джалал-Абадской области в Таш-Кумыре.



Автомобильный мост через реку Нарын в северной части Таш-Кумыра.



Автомобильный выезд из Таш-Кумыра в сторону Бишкека. Время 14:33.


У выездного перекрёстка стояли машины. Водители зазывали пассажиров ехать в Бишкек. На меня здесь «набросились».

Пробую сбить запрашиваемую цену с 800 сом до 700 сом. Но за 700 сом водитель был не согласен везти на переднем сиденье. Я решил отдать 800 сом, но обязательно на переднем сиденье. Здесь красивейшая дорога, её надо посмотреть. 800 сом (520 рублей) — по российским меркам, не такая уж большая цена за 450 километров трудной горной дороги.

Машина была японской, праворульной. Я находился там, где обычно находится водитель. Думаю, что это была наиболее опасная часть поездки. На таком месте — меньше всего шансов выжить. При этом ремень безопасности не застёгивался, а местная манера езды является ужасной.

Расстояние от Таш-Кумыра до Бишкека по автодороге составляет 450 километров. Дорога проходит по двум перевалам, на одном из которых под самой высокой частью построен тоннель.

Дорога является платной, как и сходная таджикская дорога Душанбе — Худжанд. Большой поток грузового транспорта, в том числе бензовозов. Из-за трудностей с транзитом по железной дороге через территорию Узбекистана топливо на юг Киргизии возят по этой дороге, из-за чего оно становится «золотым».



Плотина ГЭС на реке Нарын. Время 14:41.



Автодорога Ош — Бишкек. Впереди — граница Учтерекского района.



Автодорога Ош — Бишкек.



Автодорога Ош — Бишкек. Впереди — город Каракёл (Кара-Куль), вблизи которого находится
Токтогульская ГЭС. Не следует путать его с Караколом, в который независимая Киргизия
переименовала областной центр Пржевальск.



Автодорога Ош — Бишкек вблизи Каракёла. Впереди — контрольный пост.



Токтогульское водохранилище — крупнейший после озера Иссык-Куль водоём Киргизии. Время 16:10.


Я впервые оказался на высоте свыше 3 тысяч метров. Не считая самолётов, где высота не имеет значения из-за герметизации. Благодаря кратковременности пребывания неприятных ощущений не возникло.

Подробнее о дороге Таш-Кумыр — Бишкек написано здесь: http://getalo.livejournal.com/21022.html, http://varandej.livejournal.com/650323.html.



Автодорога Ош — Бишкек. Время 16:58.



Автодорога Ош — Бишкек. Граница Джалал-Абадской области. Время 18:44.



Автодорога Ош — Бишкек. Впереди — въездной знак Чуйской области (центр — город Бишкек). Время 18:44.



Автодорога Ош — Бишкек. Время 18:47.



Автодорога Ош — Бишкек. Высота примерно 2500 метров. Время 18:58.



Автодорога Ош — Бишкек. Пункт сбора платы. Время 20:52.


Выхожу в ночном Бишкеке вблизи Ошского базара. Ночёвка в замаскированном месте, в сухом и заросшем русле реки вблизи переходного моста.



Сухое русло реки в Бишкеке, послужившее местом ночлега.


Утром — пешком по железнодорожной линии до вокзала Бишкек II (главный вокзал города).



Станция Бишкек II. Новый тепловоз казахстанского производства ТЭ33А-0179
ведёт грузовой поезд со стороны Луговой.


На вокзале — общение с работником милиции, который заметил фотографирование. Но здесь — ничего похожего на Узбекистан. Он общался подчёркнуто доброжелательно, фотографировать не запрещал, спрашивал, чем может помочь.

Расписания поездов (в том числе и пригородных) здесь по московскому времени, без дублирования на местное. Для сравнения: в Новосибирске хотя бы пригородные расписания пишут по местному времени.



Табло на вокзале Бишкек II. Расписание движения поездов.



Табло на вокзале Бишкек II. Киргизская железная дорога работает по московскому времени.


Пассажирское движение в Бишкеке представлено тремя поездами дальнего следования: на Москву, Новосибирск/Новокузнецк, Екатеринбург. Ни один из них не является ежедневным.

Круглогодичных пригородных поездов — две пары: Бишкек — Мерке (на запад), Бишкек — Токмак (на восток). Поезда состоят из магистрального тепловоза и нескольких сидячих пассажирских вагонов. Оба поезда вечером отправляются из Бишкека, утром возвращаются в город.

Поезд Бишкек — Мерке является «межгосударственным». Станция Мерке находится на территории Казахстана. Это единственный «межгосударственный» пригородный поезд во всей Средней Азии.

На территории Казахстана после станции Мерке пригородных поездов нет. Жаль, что этот маршрут не доходит до узловой станции Луговая.

Маршрут Бишкек — Рыбачье назначается летом. Сейчас он в ходу по пятницам, субботам и воскресеньям. Рано утром — из Бишкека, вечером — обратно.



Расписание движения поездов по станции Бишкек II.


По бывшему бульвару Дзержинского иду в сторону центра города. Нахожу интернет-клуб с тарифом 30 сом за час. На завтра планирую выезд поездом Бишкек — Рыбачье.

Бишкек напоминает центр российской автономии — например, Улан-Удэ, Якутск. Разумеется, не по климату — здесь тёплый и зелёный Юг, равнинная местность вблизи гор.

Бишкек — провинциальный город, мегаполисом не выглядит. По сравнению с Бишкеком, Душанбе кажется более крупным и столичным городом — благодаря построенным там огромным роскошным зданиям и самому большому в мире флагу.

В Бишкеке пока ещё мало изменений по сравнению с советским городом Фрунзе. Встречались данные, что, по состоянию на 2005 год, здесь с момента распада СССР не было построено ни одного многоэтажного дома.

Сейчас это уже не так. Элитные многоэтажные дома построены и строятся.

Русский язык в Бишкеке абсолютно преобладает. Хотя на улицах часто слышна и нерусская речь.

Примечательный факт: в 1989 году киргизы здесь составляли всего лишь 22 процента населения!

Сейчас киргизов 60 процентов. Изменение в три раза! Русских официально только 23 процента, но эта цифра представляется заниженной. На вид — большинство. Может быть, это зависит от района города.

Как бы то ни было, в целом — здесь полное ощущение, что это российская автономия.

В Киргизии русским языком владеет абсолютное большинство населения. Идею присоединения к России большинство бы поддержало. Я спрашивал на эту тему всех водителей попутного транспорта. Практически все заявляли, что они сами либо их близкие родственники работают в России.

Очень жаль, что кремлёвская власть не пытается вернуть в состав России хотя бы две наиболее подходящие для этого республики — Киргизию и Таджикистан. Я считаю: если власти не хватает силы воли решиться на присоединение, нужно всеми силами продвигать здесь российское влияние.

Моё мнение: следовало бы начать новое переселение русских в Киргизию и Таджикистан. Например, предложить российским пенсионерам из некомфортных для жизни регионов переселяться в эти республики. Там для них было бы за государственный счёт куплено комфортабельное жильё. За ними сохранялось бы российское гражданство, но также предоставлялось местное гражданство или вид на жительство.

Коммунальные услуги здесь намного дешевле, да и почти всё дешевле, чем в России. Зима короткая. Увеличение здесь числа российских граждан нам выгодно и нужно.

Те русские, которые живут в Киргизии и не бросают родную землю, несмотря на бедность — заслуживают всяческого уважения. Они — герои! И таких русских, для которых слово «Родина» не пустой звук, здесь очень много.


Нахожу на северо-восточной окраине Бишкека Комсомольское озеро — пятый в этой поездке водоём с таким названием.



Комсомольское озеро, расположенное на северо-восточной окраине Бишкека.



Улица в Бишкеке, к северу от канала.



Автомобиль с московскими дипломатическими номерами. Скорее всего, принадлежит местному жителю.


В 2005 и 2010 годах в Бишкеке имели место мрачные события, связанные с государственными переворотами. Сейчас об этом напоминают только мемориальные доски у здания Верховного Совета (Жогорку Кенеша) и памятник «жертвам бакиевского режима», расположенный поблизости.

Сгоревших зданий и каких-либо следов погрома здесь нет. Протестующих в центре города нет, признаки напряжённости отсутствуют.



Здание Верховного Совета Киргизии.



Мемориал Победы.


Рано утром направляюсь на вокзал, пройдя по городу 5 километров. Пригородный поезд Бишкек — Рыбачье состоял из одной секции тепловоза 2ТЭ10В-4661 и двух комфортабельных сидячих вагонов. Стоимость проезда 70 сом (46 рублей). Цена билета одинаковая в кассе и внутри вагона.

Поезд предназначен в основном для доставки отдыхающих на озеро Иссык-Куль. С его помощью можно максимально цивилизованно и комфортно попасть к известному горному озеру — «киргизскому морю». Одновременно с этим, проезд значительно дешевле, чем на автомобильном транспорте.

В расписании поезд Бишкек — Рыбачье отмечен под 600-м номером (местный). Но на самом деле это пригородный поезд. Протяжённость участка Бишкек II — Рыбачье составляет 168 километров. Поезд отправляется со второстепенной станции Бишкек I, на 4 километра дальше.



Вокзал Бишкек II.



Объявление в пригородном поезде Бишкек — Рыбачье.



Внутренний вид вагона пригородного поезда Бишкек — Рыбачье.



Вид из вагона пригородного поезда Бишкек — Рыбачье налево по ходу движения.



Поезд прибыл на станцию Рыбачье.


В Рыбачьем расположен огромный вокзал, который принимает пассажирские поезда лишь 3 месяца в году. Железнодорожная линия, которая сюда ведёт — тупиковая, малодеятельная. Но она имела особое значение, как ведущая в известную когда-то курортную зону.

Отсчёт расстояния на километровых столбах ведётся от Москвы-Казанской через Ряжск и Оренбург. Даже к востоку от вокзала, на подъездном пути, продолжается нумерация от Москвы. Размеры вокзала указывают на возможные планы пустить прямые поезда Москва — Рыбачье. Но таких поездов, насколько известно, никогда не было.



Вокзал на станции Рыбачье.



Расписание движения поездов на вокзале в Рыбачьем. Но не стоит
ждать здесь поезд на Москву. Все указанные поезда
на самом деле отправляются из Бишкека.



К востоку от станции Рыбачье. Этот участок пути закончится у промышленных предприятий на берегу озера.
Конец 3950 километра/начало 3951 километра.


Иссык-Куль (означает «тёплое озеро») находится на высоте 1608 метров. Это не экстремально много, но и не мало. Активный сезон отдыха и купания здесь начинается только в середине июня.



Озеро Иссык-Куль.


Купаюсь довольно длительное время. Озеро огромное, дальних берегов не видно. Вода слабосолёная — меньшей солёности, чем морская. Стираю одежду и спальный мешок.

Исходя из расписания поезда, в этот же день придётся уезжать назад, в Бишкек.

Иду на вокзал по улицам города. Рыбачье (Балыкчи) — запущенное и депрессивное место. Курортного характера не имеет. Почти повсеместно ощущается разруха.

В Киргизии сохранились памятники Ленину, которых нет в Узбекистане и Таджикистане. Меня это не может не радовать. Дело не в личности В. И. Ленина или его идеях — а в том, что борьба с памятниками Ленину ведётся самыми гадкими политическими силами. На объятой огнём Украине памятники Ленину принялось валить взбесившееся «быдло».



Здание городской администрации в Рыбачьем.



Посадка на пригородный поезд Рыбачье — Бишкек.



Пригородный поезд отправился на Бишкек. Вид в восточном направлении.



Железнодорожная линия Луговая — Бишкек — Рыбачье. Окрестности разъезда №148. Вид на восток.



Железнодорожная линия Луговая — Бишкек — Рыбачье. Конец 3893 километра. Вид на восток.



Бишкек. Магазин «Народный» на проспекте Жибек Жолы.


От Бишкека до Алма-Аты на платной попутной машине за 2200 казахстанских тенге (440 рублей) при расстоянии 240 километров. Меняю на тенге последние киргизские сомы.

Киргизско-казахская граница по сравнению с границами Узбекистана проходится легко. Большой поток машин и пешеходов.

Все пассажиры автомобилей у границы должны выйти, достать из багажника все свои вещи и пешком проходить через контроль. В машине может быть только водитель и не должно быть вещей.



Киргизский пограничный пункт пропуска «Ак-Жол».


На казахской стороне границы — плотная толпа. Местами давка, как в переполненном вагоне метро. Но очередь движется быстро.

Киргизов вещи не интересуют. На казахской стороне рюкзак нужно пропускать через сканер. Требуется заполнить миграционную карту.



Между киргизским пунктом пропуска «Ак-Жол» и казахстанским пунктом пропуска «Кордай».



Казахстанская миграционная карта.



Казахстанский пункт пропуска «Кордай».


Жду «свою» машину, которая преодолевает границу намного дольше, чем пешеходы. Решение поддаться на уговоры ехать с ними в Алма-Ату было ошибочным. Дешевле было бы добраться до границы на маршрутке, а дальше — на другой, внутриказахской машине. От границы до Алма-Аты предлагали ехать за 1500 тенге.

Вскоре возникли какие-то проблемы с двигателем. Машина стала ехать со скоростью 40 километров в час. Это продолжалось достаточно долго. Я возмущаюсь: до самой Алма-Аты будем с такой скоростью двигаться?!

Останавливаемся. Водитель нашёл какой-то попутный микроавтобус. В нём без дополнительной оплаты доезжаю до автовокзала «Сайран».



Алма-Ата. Высохшее озеро Сайран.


После Узбекистана в Алма-Ате — ощущение свободы. И от Киргизии тоже значительное отличие: здесь нет нищеты.

Алма-Ата — богатый город. В целом он похож на российский Екатеринбург или Новосибирск. Цены примерно российские. Даже отделения Сбербанка есть почти что на каждом шагу.

Полуторамиллионный город с 1998 года не является столицей Казахстана, но во многом сохраняет столичный дух. Город русскоязычный примерно на 80 процентов, этнических русских 34 процента.

Стыдно, что в Москве были протесты против станции метро «Алма-Атинская». Со стороны тех, кто не знал, что этот город — наш.


Пытаюсь дождаться трамвая маршрута №4 в районе высохшего озера Сайран. Но интервал движения слишком большой. Доезжаю до центра города автобусом. Стоимость проезда во всём городском транспорте Алма-Аты составляет 80 тенге (16 рублей).

Пешком на тупиковый вокзал Алма-Ата II. С удивлением обнаруживаю в расписании новый маршрут пассажирского поезда: Алма-Ата — Талды-Курган.

Появился и ещё один новый пассажирский маршрут: Алма-Ата — Алтынколь. Он пролегает по новой, недавно открытой железнодорожной линии Жетыген — Алтынколь — Хоргос. Станция Алтынколь находится вблизи границы с Китаем.

Приобретаю билеты Алма-Ата I (транзитный вокзал) — Моинты и Моинты — Актогай. Цель — осмотр и проезд железнодорожной линии Моинты — Актогай. Данная железнодорожная линия ещё не проезжена мной.

Пешком от вокзала до станции метро «Райымбек Батыр». Начинаю осмотр Алма-Атинского метрополитена.



Станция «Райымбек Батыр» Алма-Атинского метрополитена.


Алма-Атинский метрополитен — я считаю, лучший из всех наших метрополитенов. Красота, чистота и комфорт.

Разительные отличия не только от Ташкентского метрополитена, которое по режиму доступа — «спецобъект», но и от российских метрополитенов. Никаких рамок и охранников на входе в метро нет. Фотографировать можно свободно.

Звуковое оповещение в метро не только на национальном языке, но и на русском языке. Этого нет больше нигде за пределами РФ. Текстовая информация на двух языках.

http://vk.com/video62259261_169663399,
http://vk.com/video62259261_169663414,
http://vk.com/video62259261_169663434 — звуковые объявления в Алма-Атинском метрополитене.


Оплата проезда — не только карточками, но и жетонами, которые можно приобрести в кассах и в автоматах. Таким образом, из «советских» метрополитенов жетонов нет в Москве, Баку, Тбилиси, Харькове (с октября 2012 года), Волгограде (если считать подземную линию метрополитеном). Есть — во всех остальных.

Поезда метро — южнокорейского производства. Имеют сквозной проход по всему составу. На станциях установлены стандартные для советских метрополитенов интервальные часы. Эскалаторы включаются автоматически при приближении к ним пассажира. Это актуально, так как пассажиропоток пока что небольшой.

В Ташкентском метрополитене все станции — мелкого заложения. В Алма-Ате пять из семи станций — глубокого заложения. Отделка монументальная, в лучшем стиле советского метростроения. Исключением является станция «Байконур»: на её отделке сэкономили.



Станция «Алмалы» Алма-Атинского метрополитена.



Станция «Жибек Жолы» Алма-Атинского метрополитена.



Станция «Жибек Жолы» Алма-Атинского метрополитена.


Ночёвка в замаскированном месте на юге города. Утром — на метро от «Байконура» до «Жибек Жолы». Нахожу место доступа в Сеть по цене 250 тенге (50 рублей) за час.

Проезжаю полностью один из двух сохранившихся в Алма-Ате трамвайных маршрутов — №6. От конечной станции этого маршрута «Орбита» — длительный переход пешком к конечной станции маршрута №4 «Аксай».

Проехать в трамвае маршрута №4 не удалось. Через две остановки, на пересечении улиц Момышулы и Толе Би, имело место редкое и неприятное происшествие. У вагона с «бортовым» номером 1001 на ходу оторвался токосъёмник.

В Алма-Ате работает редкий для наших трамвайных систем тип подвижного состава — вагоны Tatra KT4DtM. Они построены в Чехии, до 2013 года использовались в Берлине.

В ходе адаптации вагонов для работы в Алма-Ате у них не только изменили колёсные пары, но также изменили конструкцию токосъёмников. Они представляют собой нечто среднее между пантографом и бугелем. Как оказалось, токосъёмники ненадёжны.

Собираясь в спешке и будучи в шоке от случившегося, я забыл в трамвае кошелёк с деньгами. Хорошо, что их было мало — эквивалент 700 рублей. Приходится снимать наличность в банкомате.

Автобусом до основного, транзитного вокзала Алма-Ата I.

Алма-Ата всегда была железнодорожным городом. Управление Казахской железной дороги, ДЖД, Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта...

Но вот пригородное сообщение здесь... На одной из двух линий, в сторону Сары-Озека, пригородный поезд в ходу по чётным числам, если они не выпадают на выходные.

Состав поезда — тепловоз и один плацкартный вагон. Стоимость проезда высокая, почти на российском уровне.

По другой линии, которая ведёт на запад, в сторону Чу, пригородных поездов нет.

Пригородный поезд до Сары-Озека отправляется с вокзала Алма-Ата I на северной окраине. На вокзале в центре — никаких пригородных поездов.

Город, между тем — полуторамиллионный, с густонаселённым ближним пригородом. Переполненность автотранспортом и частые «пробки». Так что в российских Челябинске или Уфе, где очень сильно «порезали» пригородное сообщение — оказывается, ещё не так плохо, как может быть...



Объявления у пешеходного моста на станции Алма-Ата I.



Пешеходный мост на станции Алма-Ата I.


На пешеходном мосту над путями станции Алма-Ата I за фотографирование тепловоза на путях произошёл «наезд» работника охраны железнодорожного транспорта. Его возмутило фотографирование. Хотя в Казахстане не только нет запрета на фотографирование — но, более того, любительскими фотографиями железной дороги украшены станции Алма-Атинского метрополитена!

Это был малообразованный гражданин явно провинциального происхождения, со стереотипным и примитивным мышлением в голове. Он стал пытаться отобрать фотоаппарат. Решаю не нарываться на драку, пойти вместе с ним в караульное помещение ВОХР.

База ВОХРовцев была расположена среди «частного сектора» к западу от вокзала. С удивлением вижу здесь деревянный дом — впервые в этой поездке.

На базе были такие же необразованные граждане, для которых существует прозвище «мамбет». До отправления поезда Алма-Ата — Кустанай остаётся совсем мало времени.

— Фотографируют только террористы!

— Если я сейчас из-за вас не попаду на поезд, то и в самом деле что-нибудь взорву!

Повезли на машине к вокзалу, «передали» работнику полиции и дежурной по вокзалу. Они не заинтересовались мной. Вбегаю в кустанайский поезд в последний момент перед отправлением.



Станция Моинты. Начальный участок линии на Балхаш — Актогай.



Двухэтажный дом в посёлке Моинты. Большинство таких домов — заброшены полностью.



Посёлок Моинты. Вид с западной стороны.



К востоку от посёлка Моинты. Единственное место в окрестностях, где есть немного открытой воды.




http://vk.com/video62259261_169663461,
http://vk.com/video62259261_169663466 — звуковые объявления на вокзале станции Моинты.


От станции Моинты — общий вагон поезда Караганда — Семипалатинск.



Между Моинты и Балхашем. Горящая степь.


После двух самых обыкновенных узбекских общих вагонов я проехал в казахском общем вагоне. И там поначалу просто не верилось, что такое ещё возможно в Казахстане, который в целом является богатой страной и более цивилизован, чем Средняя Азия.

На участке Балхаш — Саяк вагон забился так, что в нём плотно стояли и в проходах, и в тамбурах. Люди три-четыре часа стояли, как в Московском метро в час пик. Наружная температура +35, большая часть окон не открывалась.

О билетах, естественно, речь не шла. Билетов не могут продать больше, чем имеется в вагоне нижних мест из расчёта три человека на полку. Вместимость вагона была превышена раза в два. Самое странное: я не видел, чтобы кто-то из этой толпы платил проводникам.



Вид от вокзала Балхаш I (Старый вокзал) в сторону города.



Вид от вокзала Балхаш II (Новый вокзал) в сторону города.



Заброшенные дома в посёлке Саяк.


Узловая станция Актогай на Туркестано-Сибирской магистрали. Короткая ночёвка в замаскированном месте.

Ранним утром — выезд пригородным поездом Актогай — Алма-Ата. В расписаниях это два поезда: Актогай — Сары-Озек, Сары-Озек — Алма-Ата.



Тепловоз китайского производства CKD6e2062 на станции Актогай.



Здание на станции Жас Казах. Деревянное, построено во времена строительства Турксиба.



Магистральная железная дорога южнее станции.



Станция Коксу. Вид в северном направлении. Вправо — линия в сторону Талды-Кургана.


Я вышел на станции Сары-Озек, хотя поезд фактически следовал по прямому маршруту Актогай — Алма-Ата. От Сары-Озека пришлось добираться автотранспортом до Талды-Кургана. Отдал 1000 тенге (200 рублей), расстояние 90 километров.



Автодорога на участке Сары-Озек — Талды-Курган.



Автодорога на участке Сары-Озек — Талды-Курган.



Автодорога на участке Сары-Озек — Талды-Курган. Впереди местность резко меняется:
безжизненные горы сменяются зелёной долиной.



Автомобильный въезд в город Талды-Курган.


В Талды-Кургане был найден интернет-клуб на улице Шевченко, севернее пересечения с улицей Тауэлсыздык (Независимости). Как обычно в Казахстане, очень дорого — 250 тенге (50 рублей) за час.

Сервер Livejournal.com заблокирован. В Казахстане так уже много лет. Странно, что в более жёстком Узбекистане Livejournal.com не заблокирован.

В прошлые поездки в Казахстан я просматривал страницы Livejournal.com через анонимайзеры, наподобие Anonymouse.org. Теперь и все известные анонимайзеры тоже заблокированы.

Регистрируюсь на сайте transaero.ru на рейс Алма-Ата — Москва.



Талды-Курган. Регистрация на рейс Алма-Ата — Москва.


Пешком направляюсь на вокзал Талды-Кургана, хорошо знакомый мне по двум прошлым поездкам. Тогда он не выполнял свою функцию. Пассажирского движения в этом казахстанском областном центре не было как минимум с 2000 года.

Я дважды осматривал вокзал без поездов: http://infojd.ru/dop/poezdka2009kz.html, http://infojd.ru/dop/poezdka2010kztekeli.html.

Пущенный недавно поезд Алма-Ата — Талды-Курган в ходу раз в два дня. Это поезд дальнего следования 600-й нумерации. Три вагона: общий, плацкартный и купейный. Долго ли продержится его движение?

В Талды-Кургане есть и действующий аэропорт, но рейсы из него — только в Астану.



Талды-Курган, окрестности вокзала.



Автовокзал в Талды-Кургане. Рядом находится железнодорожный вокзал,
пассажирских поездов на котором не было много лет.



Вагон пассажирского поезда с новым и пока удивительно выглядящим маршрутом: Алма-Ата — Талды-Курган.


Приобретаю билет в общий вагон до Алма-Аты. Затем иду на окраину города, где есть искусственное озеро. Последнее в этой поездке купание.

В темноте возвращаюсь на вокзал. При отправлении я был единственным пассажиром общего вагона.



Поезд из Талды-Кургана прибыл на станцию Алма-Ата II.


В Алма-Ате проезжаю всю линию трамвайного маршрута №4, которую с первой попытки не удалось из-за происшествия. Затем немного осматриваю строящийся участок метрополитена западнее станции «Алатау».



Вход на станцию «Алатау» Алма-Атинского метрополитена.



На станции «Алатау» Алма-Атинского метрополитена.


Автобусом в район аэропорта. Иду к озеру, найденному по спутниковым снимкам. Но оно оказалось высохшим, как и озеро Сайран.



Старое здание аэровокзала в Алма-Ате.



Новое здание аэровокзала в Алма-Ате.



Посадочный талон на рейс Алма-Ата — Москва.



Табло в аэропорту Алма-Ата.


Расстояние по маршруту Алма-Ата - Внуково (ALA - VKO) составляет 3124 километра.


Озеро Шалкар, Западно-Казахстанская область.



Строящаяся станция Московского метрополитена «Саларьево».


Ускоренный электропоезд Аэропорт Внуково — Москва-Киевская.



Билет Аэропорт Внуково — Москва-Киевская.


На метро от «Киевской» до «Курской». В один день я проехал в двух метрополитенах — Алма-Атинском и Московском. Электропоезд от Москвы-Курской на восток.





Среди мнений, возникших по итогам поездки:

Положительные стороны всех четырёх посещённых республик — толерантное отношение к русскому языку, знание русского языка большинством населения.

Наличие изменений в лучшую сторону. Таджикистан не выглядит настолько нищей страной, как в прежние годы.

Ни разу в этой поездке никто из пограничников или работников милиции не просил дать денег.

Наиболее негативные, на мой взгляд, явления:

Обилие государственных границ причудливой и запутанной конфигурации. Жёсткость и трудность пересечения границ. Насильственная «ломка» транспортного сообщения и гуманитарных связей между республиками.

Отсутствие заинтересованности России в том, чтобы усилить влияние на своей бывшей земле.

Распространённость насвая среди населения всех четырёх республик. Насвай — я считаю, национальное бедствие и позор. Для тех, кто не знает: это слабонаркотическая и крайне вредная для здоровья субстанция зелёного цвета, которую кладут под язык и плюются ей на ходу.

Употребление этой дряни очень широко распространено. Продаётся до сих пор в открытую. Даже в Узбекистане, где много разнообразных запретов, насвай всё ещё остаётся легальным. В России насвай запрещён.



часть 2 — предыдущая


12.07.2014 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу