ПОЕЗДКА САРАТОВ — УЛЬЯНОВСК — БАРАШЕВО, 2015 ГОД |
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5058632 — 3424 фотографии, сделанные в процессе поездки
http://vk.com/wall62259261_3467,
http://vk.com/wall-155711_277510 — обсуждения этой публикации
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:САРАТОВСКИЙ ТРАМВАЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ АНИСОВКА — ПОКРОВСК
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПОТЬМА — БАРАШЕВО
Рабочая экспедиция была осуществлена в августе 2015 года.
Исполненный маршрут: Москва — аэропорт Домодедово (ускоренный пригородный поезд) — Саратов (самолёт) — Покровск — Анисовка (пешком) — Астраханский переезд (пригородный поезд) — Саратов (пешком) — Сенная (платный микроавтобус) — Ульяновск (сидячий вагон поезда дальнего следования) — Краснослободск — Барашево — Явас (автостоп) — Молочница (пешком) — Потьма (автостоп) — Тёплый Стан (пригородный поезд) — Пичкиряево (пешком) — Сасово — Рязань — Москва (пригородные поезда).
Ночёвки в ходе экспедиции:
Остров посреди Волги у Саратова, замаскированное место
Сенная, замаскированное место
Краснослободск, замаскированное место
Окрестности моста через реку Вад между Тёплым Станом и Пичкиряево, замаскированное место.
Электронный билет Москва — Саратов был приобретён 29 апреля 2015 года на сайте авиакомпании «Саравиа» за 1500 рублей. Вылет 6 августа в 8:40. На тот момент это дешевле, чем проезд по такому же маршруту в плацкартном вагоне поезда.
Изначально я планировал двигаться из Саратова в Казахстан или на Южный Урал. Но вместо планировавшейся длительной экспедиции будет короткая.
После прибытия в Саратов будут два основных целевых объекта. Первый — железнодорожная линия Сызрань-Город — Киндяковка (Ульяновск-Центральный), одна из последних непроезженных мной железных дорог России.
Второй главный целевой объект — железная дорога Потьма — Барашево. Печальный объект, символ беспредела, варварства и безумия в нашей стране. Нужно зафотодокументировать хотя бы «труп», сохранить на фотографиях хотя бы то, что осталось после разгула «нечисти». С каждым годом материальных объектов становится всё меньше.
От Ульяновска до Барашево придётся добираться автостопом — иных вариантов нет. «Скрашивает» дурное дело тот факт, что по этим автодорогам я не ездил, эти районы не посещал. А надо бы посетить все районные центры России.
Август — вне всякого сомнения, самый комфортный, самый лучший месяц года, причём с большим отрывом от остальных. По сравнению с первыми тремя летними месяцами — почти нет насекомых, главного фактора, ухудшающего жизнь летом.
Пятый летний месяц, сентябрь — холоднее, дождливее и темнее.
Единственный недостаток: нарастающая грусть в связи с неизбежным приближением конца комфортного времени.
Вообще, насколько прекрасно в России летом — настолько же ужасно в ней зимой.
Летом в России лучше, чем где-либо в мире. Намного лучше, чем в местах «вечного лета» наподобие Индонезии. И не только потому, что здесь — любимая Родина, а там — постылая чужбина. Наше лето более комфортное. В Индонезии, при равной температуре, находиться трудно из-за влажности и насекомых.
Пять летних месяцев, то есть с мая по октябрь, у нас прекрасно. А вот остальное время... Но можно же в это остальное время совершать вылазки в разные части планеты.
Выход в 5:40. Выезд ускоренным пригородным поездом Москва-Павелецкая — Аэропорт Домодедово в 7:00.
Регистрацию я прошёл на сайте авиакомпании «Саравиа». Впервые распечатываю на принтере посадочный талон, еду с ним в аэропорт и не подхожу в аэропорту к стойкам регистрации.
Это не очень хорошо: посадочный талон из аэропорта, в отличие от «самодельного», ценен как сувенир. Но сейчас времени между прибытием в аэропорт и вылетом будет критически мало.
На сайте авиакомпании типом воздушного судна значился импортный самолёт Embraer. При регистрации выдаётся схема салона с возможностью выбора мест.
В последний момент сообщили, что произошла «смена борта». В Саратов полетит отечественный ЯК-42, номер RA-42389. Места у всех пассажиров сменились. К счастью, новое место было у иллюминатора.
Занимаю место в старом советском ЯК-42 Домодедово — Саратов. Изрядная редкость для 2015 года! Построен он был в 1990 году, причём в Саратове! В городе был авиационный завод, выпускавший различные самолёты конструкции Александра Яковлева. Этого завода ныне уже нет.
Вылет по расписанию в 8:40.
Заполненость самолёта близка к стопроцентной. Питание входит в стоимость перелёта. Обслуживание хорошее.
Саратов — весьма экзотическое в плане авиации место!
Повезло, что я воспользовался самолётом дешевле плацкартного вагона!
Особенности аэропорта Саратов: он имеет короткую взлётно-посадочную полосу и не может принимать крупные самолёты. Не только гиганты наподобие Боинг-777, но даже и ТУ-154.
Саратов — миллионный город, но аэропорт здесь был всегда маленьким и незначительным. После распада СССР его активность стала минимальной. Цены повысились до неимоверных величин. Улететь из Москвы в Саратов иногда было дороже, чем в Хабаровск. Жители города вынуждены были забывать про авиатранспорт.
В Саратов никогда не летали бюджетные авиакомпании, которых в истории России было три: «Sky Express», «Авианова» (с «треском» закрылись), «Победа» (действует). Аэропорт непригоден для их типов воздушных судов.
Внешне и по духу саратовский аэропорт — «законсервированная советская эпоха».
Есть планы закрыть аэропорт и построить новый в дальнем неудобном месте. На мой взгляд — зря будут потрачены большие деньги. Всё, что нужно сделать — удлинить полосу в существующем аэропорту. Близкое расположение к городу — это удобство, это преимущество.
Продлить имеющуюся ВПП будет непросто, но возможно. С восточной стороны к ней примыкают гаражи и промышленные постройки. Пришлось бы переносить или убирать в тоннель автодорогу, сглаживать рельеф местности. Но неужели это дороже, чем строить новый аэропорт с нуля?
Прошёл пешком от аэропорта до вокзала. Вокзал в Саратове архитектурно ужасен. Этот стыд и позор, такого не должно быть, это позорище надо устранять. Тем не менее, это моё, родное, авиация же — не моё! Хотя и не вызывает таких негативных эмоций, как автомобильный транспорт.
Купил в автомате последний доступный билет в сидячий вагон поезда Кисловодск — Киров от Сенной до Киндяковки (Ульяновск-Центральный) за 508 рублей.
От Саратова до станции Сенная решаю ехать завтра на пригородном поезде. А пока отдых и купание на Волге.
У вокзала почему-то стоит памятник революционеру Дзержинскому, хотя он никак не связан с Саратовом. При этом с городом непосредственно связан Ю. А. Гагарин — он учился здесь, приземлился из первого космического полёта в окрестностях.
Скульптура Дзержинского была установлена в 1939 году на постаменте от памятника императору Александру II. Размещение именно в этом месте, возможно, не по случайности: с 14 апреля 1921 года до начала 1924 года Дзержинский был руководителем железнодорожного транспорта Советской России. «Железный Феликс» успел постоять перед красивым вокзалом, пока его не заменили ужасной «коробкой» в 1970-х годах.
Многокилометровый пеший переход через весь центр Саратова от вокзала к автомобильному мосту.
Саратов среди миллионных городов России, на мой взгляд, один из самых бедных, неухоженных и проблемных. Хуже него — только Воронеж.
В приличном состоянии — только отдельные районы центра. Но ничего, всё когда-нибудь восстановят, облагородят! Со строительством метро — хуже: ситуация с метростроением в России самая ужасная из всех, какие только можно вообразить.
Планы строительства метро в Саратове были с 1970-х годов. Скорее всего, был разработан проект, на что ушли миллионы весомых «советских» рублей. Реальное строительство не начиналось.
Сейчас строительство метро в России свёрнуто всюду, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, и последней станции в «третьей столице» — Казани.
Вступаю на автомобильный мост через Волгу. Это — одна из достопримечательностей города. Когда-то этот мост был гордостью Советского Союза, являлся самым большим в Европе (2825 метров). До 2004 года по мосту, кроме прочего автотранспорта, ездили троллейбусы.
Мост открыт в 1965 году. До 1988 года, когда был открыт автомобильный мост в Астрахани, и 1989 года, когда был открыт Займищенский мост у Казани, являлся единственным чисто автомобильным мостом почти на всей Волге — начиная от Костромы в верховьях. Мосты в Ульяновске, Нижнем Новгороде и Астрахани (старый) — совмещённые железнодорожно-автомобильные.
Спускаюсь с моста на остров. Ближняя его часть — «окультуренный» пляж, дальняя — довольно дикая и безлюдная.
Купаюсь, но это неудобно из-за сильных волн.
Длительный ночлег среди камышей у восточного берега острова. Утром — пешком в Энгельс (Покровск), город напротив Саратова. Короткое купание на «покровском» берегу.
Тотальная пешая фотодокументация железнодорожной линии Покровск — Анисовка. К сожалению, пассажирское движение здесь отменено.
Рядом со старинными вагонами находится более новый, но также весьма неординарный вагон-салон для первых лиц СССР.
От платформы Астраханский Переезд — пешком на улицу Чернышевского, затем к Волге. Длительный поход по берегу, занятому лодочными базами и промышленностью. Снова купание, как только нашлась «незазаборенная» точка берега.
Встретилась автомашина с советскими номерами. Я на такое всегда обращаю внимание. В ходе поездки осмотрел десятки тысяч машин. С советскими номерами было две.
В России машина с советскими номерами — возможно, примерно одна из десяти тысяч. Для сравнения: на Украине примерно одна из пятидесяти или чаще, в Крыму одна из двадцати.
Многочасовой поход по Саратову. Я опоздал на пригородный поезд Саратов — Сенная — Балаково. Не придаю этому значение, ведь через час должен отправляться пригородный поезд Саратов — Сенная. Единственное, что жаль: хотелось узнать, что представляет собой пригородный поезд Саратов — Сенная — Балаково. Это может быть дизель-поезд РА2 или состав на локомотивной тяге. Причём в последнем случае локомотив явно меняется по Сенной — судя по длительной стоянке.
На вокзале выяснилось, что пригородный поезд Саратов — Сенная по пятницам не в ходу, а сегодня пятница. Неприятность. Но винить следует только себя — невнимательно смотрел.
Нужно срочно выезжать в Сенную автобусом. Автостопом не получится, так как скоро стемнеет, а город огромен.
Автовокзал находится по другую сторону путей от железнодорожного вокзала — как в Волгограде и Пензе. Микроавтобус на Вольск — Балаково через Сенную отправлялся только в 20:00. Отдал за проезд 229 рублей.
Короткий сон в замаскированном месте в Сенной. «Закладываюсь» в 22:30, подъём в 1:30.
Точно по расписанию прибывает поезд Кисловодск — Киров. Мой вагон — в голове состава. Спасибо ОАО «РЖД» за то, что сидячий вагон хотя бы в этом поезде, единственном из множества поездов на линии, сохранён.
Поезд вступил на линию Сызрань — Киндяковка (Ульяновск-Центральный). Это одна из последних непроезженных мной железных дорог. Линия магистральная с большим количеством поездов, однопутная, неэлектрифицированная.
На линии длиной 157 километров отменено движение пригородных поездов. Пассажирских поездов дальнего следования здесь множество, особенно летом.
Но ни один пассажирский поезд не останавливается (без учёта техстоянок) ни на одной из большого количества станций на линии Ульяновск — Сызрань. Всё множество станций и посёлков на ней — лишено пассажирского сообщения. Ужасно и невообразимо.
Ульяновский узел — один из крупнейших неэлектрифицированных узлов. Этим ценен, пусть таким и остаётся, уже чрезмерно много «наэлектрифицировали»! Люблю именно такие линии и такие узлы.
Трамвайным вагоном в центр города. Внешний осмотр Ленинского мемориала и родных домов Ленина. Затем длительный спуск к Волге.
Преодолеваю сквозь заросли крутой склон между Ленинским мемориалом и Волгой. Вспоминаю, что в Ульяновске живёт путешественник Александр Балашов. Хотя на самом деле — в «Новом Городе» за Волгой, это реально не Ульяновск.
Купание выше моста. Подъём наверх. Продолжаю осмотр центра. Погода улучшилась. На главной площади проходило какое-то праздничное мероприятие.
Ульяновск оставляет хорошее впечатление. Намного благоустроеннее Саратова. Сохранилось много старинной архитектуры. Чувствуется забота властей о городе. Неординарный подход, нетипичные вывески, попытки сделать город «культурной столицей».
Главное — живой и никогда не сокращавшийся трамвай. Угрозы закрытий были, но неравнодушное население смогло вовремя остановить вредителей.
Также очень хорошо, что в собственно Ульяновске нет и никогда не было троллейбуса. Планы по троллейбусу были в «позднесоветское» время, они не реализованы. Реализация означала бы частичное закрытие трамвая.
Незачем троллейбус в трамвайных городах! Очень хорошо, что троллейбус не успели пустить в Улан-Удэ, Усть-Каменогорске, Магнитогорске, Набережных Челнах.
В Заволжье троллейбус есть. Но, как уже упоминалось, эти районы оторваны от основной части города.
Трамвайная сеть Ульяновска была полностью проезжена мной ещё в 2011 году.
Трамвайным вагоном, затем пешком на остановку «Вещевой рынок». Далее пешком ещё немного до поворота на аэропорт Баратаевка.
Начинается автостоп. Редкое везение — почти сразу подвезли до поворота на Тетюшское. Там почти сразу остановилась машина, следовавшая на большой скорости в Москву!
Необычно доброго водителя звали Шавкат. Татарин, немолодой и довольно мрачный. Номер был «блатным»: регион 173, а не 73 (считается слабым признаком исключительности, Ульяновская область — регион небольшой и малонаселённый, стандартный код там из двух цифр). Но главное — три буквы «А». Это — по общепринятому мнению, сильнейший признак исключительности. Есть мнение, что три буквы «А» — привилегия чиновников и больших начальников.
Я при остановке машины не обратил внимание на удивительное сочетание букв в номере. Водитель потом спросил: ты номер видел? Оказывается, такой номер достался случайно, без всяких «блатных знакомств», без взятки.
«Спасением» от ГАИшников, по словам водителя, такой номер не является. Останавливают, хотя и реже, чем с обычными номерами. Но главное — в большинстве случаев сейчас штрафует не человек, а автоматическое устройство фотофиксации.
На заднем сиденье были двое пассажиров молодого возраста. Все направляются в Московскую область на работу. Шавкат — сварщик, сейчас занят на строительстве автомобильных мостов.
Как и в большинстве случаев при автостопе, долго выслушиваю рассказы о трудной жизни в провинциальной России. А также жалобы на бедность и нищету.
Шавкат уверял, что в сельской местности Ульяновской области обычно дело — зарплата 500 рублей в месяц (8 долларов США). С трудом верю: не Киргизия, хотя даже и там это сейчас уже маловероятно.
Шавкат «гнал» на большой скорости, когда не было видеокамер (а их на дорогах России сейчас много). Однажды разогнался за 200 км/ч, но на всех многочисленных пешеходных переходах и в населённых пунктах обязательно сбрасывал скорость до 60.
Я бы мог поставить рекорд скоростного автостопа, преодолев 800 километров от Ульяновска до Москвы за 8 часов. Но выхожу в 330 километрах от Ульяновска — в Краснослободске. Спасибо Шавкату, если он когда-нибудь это прочтёт!
Краснослободск, Мордовия. В сумерках иду по улице Кирова к старому руслу реки Мокши.
Сегодня здесь — День города. Ночёвка затруднялась громогласной музыкой, не дававшей покоя более чем в километре от её источника.
От Краснослободска до нужного мне села Барашево Теньгушевского района остаётся 60 километров. Но теперь автостоп был ужасным. 60 километров преодолевались много часов.
До Барашево, редкий случай, подвёз водитель машины с московскими номерами, реальный житель Москвы (я спросил об этом).
Московские машины распространены в Европейской части России, но почти никогда не подвозят. То же самое можно сказать про машины с номерами Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов (коды 86 и 186, 89): их очень много, но за пределами своих регионов не подвозят вообще никогда. В отличие от московских, изредка всё же подвозящих.
Барашево. Печальное место — конечная станция варварски уничтоженной железной дороги Потьма — Барашево.
Горечь, досада, злоба, уныние, грусть от собственного бессилия, желание наказать преступников, желание повернуть время вспять.
Желание стать президентом или хотя бы «олигархом», чтобы восстановить. Слабое утешение, что в отличие от смерти человека, которая по стандартному мнению необратима, железную дорогу технически легко восстановить, это не противоречит законам природы и для этого нужно только одно — деньги.
От Яваса, главной станции железной дороги Потьма — Барашево — пешая фотодокументация до Молочницы. 20 километров пешком.
На вокзале станции Потьма произошёл единственный в экспедиции контакт с силовыми структурами, проверка документов. Работник полиции потребовал паспорт, проверил на предмет розыска.
Претензий к полицейскому нет. Он был вежлив, оказал мне помощь, сообщив, что электропоезд Рузаевка — Зубова Поляна на самом деле следует дальше, до Тёплого Стана. Оставляю «визитку» с адресом «Сайта о железной дороге».
Обещаю ему вскоре написать жёсткую статью о беспределе, учинённом врагами Родины, разобравшими железную дорогу Потьма — Барашево. Здесь почти все согласны, что это варварство и безумие.
В 20:10 выезд электропоездом Рузаевка — Зубова Поляна, реально следующим чуть дальше — до станции Тёплый Стан.
От станции Тёплый Стан разрыв в пригородном сообщении — ровно двадцать километров, до станции Пичкиряево. Параллельно здесь проходит магистральная автодорога, но в темноте шансы уехать нулевые.
Решаю двигаться в скоростном темпе. Темнота немного увеличивает скорость: меньше разных мыслей, не смотришь по сторонам, ни на что не отвлекаешься, движешься в «полуавтоматическом» режиме.
Щебень, по которому приходится двигаться — труден для ходьбы и моментально разрушает «стандартную» обувь. Будь у меня не резиновые сандалии, а какая-либо иная обувь — от быстрой ходьбы по щебню она бы развалилась через несколько километров.
При проходе поездов любого направления схожу с пути, пропускаю поезд в стороне. Немного страшно по причине того, что щебень от быстрой ходьбы иногда разлетается, вдруг камешек окажется на головке рельса, а в темноте этого не видно. Хотя быстро движущийся поезд тоже может разбрасывать щебень.
У моста через реку Вад в 22:10 раскладываюсь на ночлег. Подъём в 4:45, хотя будильник ставил на 5:00.
«Дотянул» до Пичкиряево за 5 минут до отправления электропоезда на Сасово в 6:51. При подъёме в 5:00 мог бы не успеть.
Короткая пересадка по станции Сасово, электропоезд Сасово — Рязань.
Решаю прождать лишние несколько часов в Рязани, чтобы ехать участок Рязань — Москва не на «бичевозке», а на комфортном поезде. Различия невообразимые, подождать имеет смысл!
Как всегда при длительных пересадках по Рязани, направляюсь на Борковский карьер. Рюкзак оставляю в нехоженном месте за мостом через Трубеж.
Рязань — Москва, поезд ЭДМ4-0445. Билет беру в хвостовой вагон (№2) — хвостовые вагоны почти пустые, в отличие от остальных.
Вагоны с кондиционером, и главное — с электрическими розетками, благодаря чему удаётся выходить в Сеть на телефоне (иначе бы был уже полностью разряжен). Ну почему не все электрички такие?!
Поезд преодолевает Голутвин. Пишу короткий текст. Родная Московская область! Ещё чуть-чуть — и Казанский вокзал, затем короткая поездка назад до Перово...
Прибытие на Казанский вокзал в 19:52. С Курского вокзала цивилизованные поезда до нужной станции уходят в 20:00 и 21:00.
На 20:00 не успеть — нужно минимум 15 минут.
На 21:00 — решил не ждать. Решил поехать на «бич-поездах» через Перово и Чухлинку, чтобы вернуться быстрее.
Казанский вокзал. Прибыли минута в минуту. Но в обратную сторону — произошёл какой-то сбой. Поезда под посадку задерживаются.
Электропоезд Москва — Шиферная. По расписанию отправление в 20:00, но отправился в 20:10. Ну и дела! Для Российских железных дорог такое нехарактерно.
Вернулся на «целых» 10 минут раньше, чем если бы отправился с Казанского вокзала не в Перово, а на Курский вокзал, и затем — на нормальный поезд.
Зато проезд в «поездах четвёртого класса» — это как будто облили грязью. Негатив зашкаливает. И ведь не первый раз такое — решаю приехать пораньше и не ждать нормальный поезд, но потом сильно жалею об этом, когда уже поздно.
11.08.2015 © С. Болашенко
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
![]()
Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!
Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.
Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!
Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.
Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.
Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.
Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.
Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.
Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!
Или же приобрести книги, что намного лучше!
Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!
В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.
У меня можно и нужнозаказывать книги!
Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.
С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.
В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.
С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!
Доставка по почте возможна в любую точку мира!
Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru
Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.
Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).
Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.
Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).