Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА АНАПА — ГУАМКА — ШЕДОК — ЧЕРТКОВО, 2016 ГОД









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА. СОВСЕМ НЕ ГОТОВА!

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5302372 — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии, всего — 4935

http://vk.com/wall-155711_373563,
http://vk.com/wall-32652073_26519,
http://ru-railway.livejournal.com/3036550.html,
— обсуждения публикации и поездки.




Рабочая экспедиция произведена в октябре 2016 года.

Основные задачи экспедиции:

Изучить и проездить железнодорожные линии Юровский — Анапа, Крымская — Тимашевская. А по максимальному варианту ещё и линии Курганная — Шедок, Староминская — Уманская, Таловая — Павловск, Бутурлиновка — Калач и Оборона — Эртиль.

Изучить узкоколейную железную дорогу Гуамка — Мезмай. К стыду и позору, она не посещалась. Хотя о ней была открыта страница на "Сайте о железной дороге", что есть грубое нарушение нормы.

Выполнить тотальную пешую фотодокоментацию участка Кушинка — Черниговская Апшеронской узкоколейной железной дороги. На остальных участках узкоколейной железной дороги пешая фотодокументация была выполнена в 2007 году.

Посетить удивительный разделённый посёлок Чертково-Меловое в светлое время.

Два заезда в район Сочи — для купания. Но при этом фотодокументировалась Черноморская железная дорога — одна из самых красивых в России.


Видео:
http://vk.com/video62259261_456239025 Звуковое объявление в электропоезде Тимашевская - Краснодар. Следующая остановка Табаккомбинат.

http://vk.com/video62259261_456239026 Звуковое объявление в электропоезде Туапсе - Адлер на станции Якорная Щель. Следующая остановка Лоо.

http://vk.com/video62259261_456239027 Звуковое объявление в электропоезде Горячий Ключ - Туапсе. Остановка 1860 км, следующая Кривенковская. Рядом - не второй путь, а железная дорога на Армавир.

http://vk.com/video62259261_456239028 Звуковое объявление в электропоезде Туапсе - Адлер. Следующая остановка разъезд Водопадный.

http://vk.com/video62259261_456239029 Звуковое объявление в электропоезде Адлер - Туапсе. Следующая остановка ВВС.

http://vk.com/video62259261_456239030 Поезд узкоколейной железной дороги Гуамка - Мезмай и звуковая информация - 1

http://vk.com/video62259261_456239031 Поезд узкоколейной железной дороги Гуамка - Мезмай и звуковая информация - 2

http://vk.com/video62259261_456239032 Поезд узкоколейной железной дороги Гуамка - Мезмай и звуковая информация - 3

http://vk.com/video62259261_456239033 Поезд узкоколейной железной дороги Гуамка - Мезмай и звуковая информация - 4

http://vk.com/video62259261_456239034 Поезд узкоколейной железной дороги Гуамка - Мезмай и звуковая информация - 5





Исполненный маршрут:

"24 км" — Реутово (пригородный поезд) — Новокосино — Москва-Павелецкая (пешком, метро) — Аэропорт Домодедово (пригородный поезд) — аэропорт Анапа (самолёт) — Гостагаевская — станция Анапа — город Анапа — станция Анапа (пешком) Тимашевская (поезд дальнего следования Анапа — Москва) — Краснодар — Горячий Ключ — Туапсе — Сочи — Шепси — Туапсе — Тверская (пригородные поезда) — Апшеронск (автостоп) — Черниговское (платный автобус) — Кушинка (узкоколейная железная дорога) — Черниговская (пешком) — Гуамка (автостоп) — о.п. 1707 м — Гуамка (узкоколейная железная дорога) — Апшеронск (автостоп) — Хадыженск (платный автобус) — о.п. 1811 км (пешком) — Туапсе — Дагомыс (пригородные поезда) — Лоо (пешком) — Туапсе — Майкоп (пригородные поезда) — Лабинск (автостоп) — Владимирская (??????) — Засовская (автостоп) — Мостовской (платный автобус) — Шедок (автостоп) — Курганная (??????) — Армавир — Кавказская — Тихорецкая — Ростов — Лихая — Чертково (пригородные поезда) — Кутейниково (депортационный автомобиль пограничников) — Алексеево-Лозовское — Богучар — Боровое, город Воронеж (автостоп) — Сомово (пешком) — Грязи (пригородный поезд) — Петровское — Мичуринск — Дягилево, город Рязань (автостоп) — Голутвин — Перово (пригородные поезда) — Кусково (пешком) — "24 км" (пригородный поезд).

В течение пяти часов я общался с российскими пограничниками на станции Чертково. Это детально описано.

От аэропорта Домодедово до Черниговской и от Хадыженска до Майкопа экспедиция выполнялась в резиновых сандалиях. Остальное — в закрытой обуви, что весьма напряжно и неудобно.

Три места купания в открытом водоёме (Чёрном море): Анапа, Сочи, Лоо. Между тем, погода была весьма далека от общепринятой "купальной". Я попал на юг России в период аномальных холодов, не свойственных для этого времени.



Ночёвки в ходе экспедиции:

Анапа, окрестности аэропорта

Анапа

Тимашевск

Шепси

Кушинка

Хадыженск

Майкоп

Шедок

Курганинск

Лихая

Боровое (Воронеж)

Кусково (Москва)



Шесть ночёвок — под открытым небом. Остальные — под крышей разных форм: заброшенные строения, сенной сарай, под автомобильным мостом.

Раздача книг "ПРПЗ":

Проводнице поезда Анапа — Москва. За то, что предоставила мне пустое купе, хотя билет был в заполненное купе.

Машинисту и помощнику машиниста поезда Черниговская — Шпалорез, по книге каждому.

Персоналу библиотеки села Черниговское.

Жителям Майкопа, которые подвезли от Черниговской до Гуамки.

три книги — лабинским железнодорожникам.

Итого — восемь книг.

Перелёт Москва — Анапа стоил 2000 рублей. Это дешевле билета в плацкартный вагон. Оплачен 29 июля. Выбор места — непосредственно при покупке билета на сайте авиакомпании "Уральские Авиалинии". Это очень удобно.

10 октября. Выезд в аэропорт Москва-Домодедово (DME). В нехоженном уголке аэропорта, к немалому облегчению, переобуваюсь в резиновые сандалии. Хотя лететь предстоит далеко не в Африку.

DME. Жду посадки на Анапу. Заявлено 16:00 вместо 15:25.
10 окт в 14:36

Анапа. Уже тёмная южная ночь. 15 градусов. Раскладываюсь в лесопосадке у аэропорта.
10 окт в 18:54

В Анапе надо было лезть в море спасаясь от холода. Вода сильно теплее воздуха.
12 окт в 13:49

Поезд на Тимашевскую. Один в пустом купе для инвалидов билет не в него но спасибо проводнице. Билет в купе обошелся 709 р а плацкарт почти 1000. Исчезает одна из последних непрезженных линий с пасс Движением. Дальше куда более сложные ахтари.
12 окт в 13:53

Стоим на станции 9 км, на мой взгляд логичнее Крымская-Северная. Смена тяги и направления.
Чай в поезде 40 рублей но надо поддержать. Ещё прпз подарю.
12 окт в 15:40

Ахтари на следующую экспедицию. Туда движение примерно раз в неделю. Не та погода чтобы ждать. Ночевка в тимашевске в зарослях на берегу Кирпили.
12 окт в 20:26

Ахтари читать про них http://www.gudok.ru/zdr/173/?ID=1200089. Там надо летом упорно ждать много дней.
12 окт в 20:28

эс1 017 от туапсе вдоль моря. двуязычный информатор не смолкает. переоделся в летнее! хотя погода дурная холодно ветрено солнца нет.
13 окт в 14:07

Апшеронск. В автобусе на Черниговскую. Погода наимерзостная. Ещё сьезжу на море купаться как бы странно и дико это не выглядело. Потом высиживание шедка и на пригородных в Москву.
14 окт в 15:18


Относительно хорошая погода была только в первый день. Вторая ночёвка в районе многоэтажных домов Анапы. Дождь был под утром, счастье, что уже на рассвете. Долгий поход по городу под дождём.

Билет Анапа — Тимашевская в купейный вагон поезда Анапа — Москва. 709 рублей. Почему-то купейный билет был на 300 рублей дешевле плацкартного.

Билет был оплачен на сайте rzd.ru. Там можно было бы выбрать электронную регистрацию, то есть ехать в поезде без билета, с одним лишь паспортом.

Но я считаю это дикостью. Считаю, что такого (проезд без билета вовсе) быть не должно. Поэтому отказываюсь от электронной регистрации. В таком случае билет нужно получить в автомате или кассе по номеру паспорта и номеру электронного билета.

Я ошибочно переписал другой номер — платёжной транзакции. Оказывается, нужен не он. А до отправления считанные минуты. В последний момент удалось извлечь по мобильному интернету нужный номер.



Билет Анапа — Тимашевская. Получен в билетной кассе за считанные минуты до отправления.


Краснодарский край (в будущем, возможно, вернётся историческое название Кубанский край, а главному городу — Екатеринодар) — климатически самый комфортный для жизни регион России. Одновременно — один из самых высокоразвитых регионов, здесь есть всё (кроме метро и детской железной дороги — досадное упущение), здесь иная атмосфера, чем на моём "севере", здесь другая жизнь! Хорошо тут, и хорошо, что это моя страна, но постоянно здесь жить не придётся, ибо каждый должен жить там, где родился.

Поезд Анапа — Москва фирменный (то есть в полтора раза дороже остальных), но мой вагон не фирменный. Благодаря доброжелательной проводнице я оказался один в комфортном купе. В стоимость билета входит бельё, но оно не требуется. В пути 4 часа.

Железнодорожная линия Юровский — Анапа открыта в 1978 году. Это — один из последних объектов железнодорожного строительства на юге России, хотя есть и более новые линии Адлер — Роза Хутор и немногие другие.

Железная дорога строилась в основном для пассажирских перевозок, хотя есть и грузовое движение. Долгое время Анапа была редким и сезонным пунктом назначения пассажирских поездов. В 1990-е годы за пределами курортного сезона (май — октябрь) пассажирских поездов здесь не было, вокзал был закрыт.

Положение изменилось после 2000 года. Традиционный конечный пункт множества пассажирских поездов — Новороссийск — оказался "забит" грузовыми поездами. Часть пассажирских поездов пришлось перенаправить в Анапу только по причине исчерпания возможностей Новороссийска.

Сейчас пассажирские поезда приходят в Анапу круглогодично. За пределами курортного сезона от одного до трёх поездов в сутки.

Пригородных поездов в Анапе почти всё время работы железной дороги не было. Появились пригородные поезда на короткое время в летнем сезоне 2009 года. Тогда существовал пригородный маршрут Краснодар — Анапа. От Краснодара до Крымской поезд следовал под электровозом, дальше - под тепловозом.

В июне 1998 года, будучи на станции Крымская, я убедился в движении оттуда пригородных поездов только на Краснодар и Новороссийск. Ни на Анапу, ни на Тимашевскую, ни на Грушевую (тупиковая "нефтевозная" линия) никаких следов пригородного движения не было.

На линии Юровский — Анапа есть одна промежуточная станция Гостагаевская. Путевое развитие там действует, похоже, на автоматическом управлении. Основное здание заколочено. Ни один поезд тарифно не останавливается. От Гостагаевской до Анапы я прошёл всю линию пешком.

На станции Юровский поезд вступает на железнодорожную линию 9 километр — Порт Кавказ. В времена СССР она считалась магистральной. Здесь курсировало немало пассажирских поездов: Симферополь — Свердловск, Симферополь — Баку и другие. Поезда перевозились паромами через Керченский пролив, при этом пассажиры не выходили из вагонов.

В 1990 году движение пассажирских поездов прекратилось. Причины — изношенность паромов, которые признали небезопасными, а вскоре и появление границы.

В 2014 году, после присоединения Крыма к России, возобновилось движение пассажирских поездов, маршрут Москва — Симферополь через Ростов. В первое время вагоны перевозились паромом, но пассажиров перед паромом "вытряхивали" и везли отдельно. Затем поезда стали курсировать только до станции Порт Крым с крымской стороны и Порт Кавказ с кубанской стороны. Хотя формально сохранялся маршрут Москва — Симферополь.

В марте 2016 года поезд Москва — Симферополь отменили. Дебильное, ужасное, необъяснимое решение. Я воспользоваться им не успел, ибо никак не мог предположить, что такое произойдёт. Участок Юровский — Порт Кавказ не проезжен.

Строящийся сейчас железнодорожный мост через Керченский пролив никак не поможет проездить железнодорожные линии на Порт Кавказ и Порт Крым. Ибо он строится в другом месте, южнее. И к нему будут подведены новые железнодорожные линии.

На участке Юровский — 9 км железная дорога после открытия моста должна вернуть статус железнодорожного пути в Крым для пассажирских поездов. Линия прошла реконструкцию и стала полностью двухпутной. Возможно, вскоре будет и электрифицирована.

На линии есть действующие станции Варенниковская и Киевский. Пассажирские поезда там не останавливаются. Символично выглядит наличие станции Киевский на будущем главном пути в Крым.

Станция 9 км. Здесь поезд меняет направление движения. На многих картах — разъезд 9 км.

Я был потрясён, оценив масштабы этой станции. Она протянулась на много километров. Выходит на уровень крупнейших в мире, чуть ли не как Бекасово (хотя и без локомотивного депо). Всё это построено сравнительно недавно. Грузовое движение активнейшее, почти всё это — поток в Новороссийский порт.

Почему до сих пор дурное "9 км", а не Крымская-Северная, или лучше что-нибудь более достойное, например, в честь заслуженного железнодорожника?

Севернее — линия Крымская — Тимашевская. Она давно электрифицирована, но пригородного движения здесь нет с 1990-х годов.

Я был уверен, что Крымская — Тимашевская линия двухпутная. При таких масштабах станции 9 км и грузового движения, казалось бы, иное невозможно. Но нет — двухпутная она приблизительно наполовину.

Поезд остановился только на станции Полтавская. Даже станцию Протока без остановки. Станция Протока находится в сравнительно большом городе Славянск-на-Кубани. Ударение на "а", как и в донбасском Славянске. Под Кубанью подразумевается земля, а не река Кубань — ибо город находится вовсе не на ней, а на реке Протока.

На всех станциях, кроме Себедахово, вокзалы были скрыты встречными грузовыми поездами.

Тимашевская. Прибытие в сумерках. Оставляю проводнице в подарок книгу ПРПЗ и визитку.

Холод и сильный ветер. Иду по рельсам, ведущим в сторону Ахтарей, свечу на рельсы. По их состоянию можно выявить, что движение тут примерно раз в неделю.

Первоначальный план предусматривал движение автостопом в Ахтари и "высиживание" там поезда до упора. Но на таком "морозе" сидеть много дней в Ахтарях — чрезмерно уныло. Корректирую план. Ахтари буду высиживать в следующем сезоне, летом.

В начале 2016 года в Ахтари приходил поезд ЛДПР. ЛДПР (Либерально-демократическая партия России, лидер — Владимир Жириновский) имеет собственный поезд (точнее, вагоны в долгосрочной аренде у РЖД, но это не особо важно). Поезд ЛДПР периодически ездит по стране и посещает удивительные места, десятки лет не знавшие пассажирских поездов.

Только благодаря ЛДПР впервые за двадцать, а то и сорок лет увидели пассажирский поезд такие "безпассажирские" глухомани, как Слободской (впервые с 1960-х годов!), Лабинск, Ахтари, Благодарный, Калач.

Только за этот поезд — призываю голосовать за ЛДПР!!!

Ночёвка в камышах у реки Кирпили южнее городского отдела полиции.

Утренний электропоезд Тимашевская — Краснодар. Сразу же пересадка на электропоезд Краснодар — Горячий Ключ. Затем Горячий Ключ — Туапсе.

Удивительно, что мост через реку Кубань у Краснодара до сих пор является однопутным. Несмотря на огромный объём движения.

Фотографирую линию Энем — Кривенковская, открытую в 1978 году. Почти всегда я проезжал по ней в тёмное время. Один раз на поезде дальнего следования в 1987 году и три раза на пригородных.

Линия длиной 127 километров. Полностью однопутная, электрифицированная. В центре линии находится станция стыкования Горячий Ключ. Это традиционный конец пригородного движения, хотя приблизительно с 2003 по 2013 год был прямой пригородный поезд на локомотивной тяге Краснодар — Адлер, проходивший Горячий Ключ "насквозь", со сменой локомотива.

Линия построена почти на сто лет позже, чем планировалась изначально. Причина — в первую очередь трудная для строительства местность. Между станциями Чинары и Чилипси находится Лысогорский тоннель длиной 3200 метров.

Тоннели в Российской Империи строить умели. Сурамский тоннель длиной почти 4 километра открыт в 1890 году. Вероятно, сыграло свою роль и противостояние владельцев частной Армавир-Туапсинской железной дороги, которая была единственным выходом в Туапсинский порт. А потом - просто "не до того", были более важные места строительства.

За станцией Туапсе пригородные поезда теперь представлены только комфортными импортными составами ЭС1. При предыдущем посещении в ноябре 2013 года на участке Туапсе - Сочи были в основном отечественные демиховские составы, а ЭС1 работали к востоку от Сочи. Тот факт, что теперь только ЭС1 - очень полезен для меня, так как в ЭС1 есть доступная розетка.

Назойливое и раздражающее англоязычное звуковое оповещение, которое давно пора убрать.

В электропоезде Сочи — Туапсе я приобрёл за 200 рублей банкноту номиналом 100 рублей с Крымом. Нехорошо что-либо покупать у правонарушителей в электропоездах, этим поддерживается мерзкое явление. Но здесь оно не в такой возмутительной форме, как в Москве.

Способствовало этому то, что я почти в этот самый момент читал обсуждение данной банкноты (формально обязательной к приёму как платёжное средство, но реально в обороте не участвующей). С годами она будет дорожать.



"Крымская" банкнота, купленная в электропоезде.


Ночёвка под мостом у Шепси. Утром — Туапсе, Тверская. На автодорогу под дождём. Несколько километров пешком, ибо автодорога долго идёт в гору. Попутная машина до Апшеронска.

Апшеронскую узкоколейную железную дорогу разрушили и разгромили на половине длины, от Апшеронска до Черниговской.

Матрица до Кушинки. Отдал 20 рублей вместо 26, но зато две ПРПЗ в подарок. Билетов тут теперь не бывает. Ночёвка в сенном сарае. Пешком в Черниговское. Изучение и копирование материалов библиотеки.

Удивительным образом в Черниговской на станции я стал беседовать с людьми, ехавшими на машине с адыгейскими номерами и желавшими проехать по узкоколейной железной дороге. Тут это можно сделать только в ночь.

Я объяснил, что на поезде узкой колеи можно проехать в Гуамке. Сегодня днём он в ходу. Люди решили ехать в Гуамку и согласились довезти и меня.

Ехать надо кружным путём. Прямая дорога через Армянский хутор непроезжаема.

Гуамка — при взгляде на карту затерянное далёкое место. Я был весьма удивлён, обнаружив, в каких масштабах его "раскрутили" как туристическое место. Целый небольшой туристический город! Толпы людей, несмотря на удалённость от крупных городов и мерзейшую погоду.

В Гуамке находится единственная в России недетская экскурсионная узкоколейная железная дорога. В далёком прошлом часть Апшеронской узкоколейной железной дороги. С начала 1990-х годов изолированная узкоколейная железная дорога. До 2002 года — пассажирская транспортная артерия, финансировавшаяся районным бюджетом и служившая для попадания на отдалённый хутор Мезмай. Длина линии 8 километров.

После разрушения части линии селевым потоком движение поезда Гуамка — Мезмай прекратилось. Из бюджета выделялись большие деньги на восстановление. Оно за несколько лет оно было произведено. В какой-то момент был возможен сквозной проезд Гуамка — Мезмай.

Потом линия снова разрушалась и снова восстанавливалась. Но пассажирского движения Гуамка — Мезмай с 2002 года не было, а многочисленные обещания его открыть остались наглой ложью.

Зато на "верхнем" участке линию стали успешно эксплуатировать как туристическую. Железная дорога проходит по очень красивому Гуамскому ущелью. С каждым годом поток туристов возрастал.

Сейчас узкоколейная железная дорога используется с потрясающей интенсивностью. Сегодня — не туристический сезон, погода — мерзее не вообразить. Но поезд ходит весь день с интервалом 50 минут. Почти все места заполнены! Похоже, за один сегодняшний день перевезено более тысячи человек.

Тут есть два тепловоза: ТУ8-0307 и ТУ8-0427. ТУ8-0427 доставлен в 2009 году из Великого Бычкова, Закарпатская область. ТУ8-0307 доставлен сравнительно недавно из Керженца, Нижегородская область. В 2007 году я ехал в нём из Керженца на болото. Тепловоз купили в 2015 или 2016 году.

Проезд стоит 200 рублей в одну сторону. Но все, кто хочет вернуться в Гуамку, должны покупать билет в две стороны, ибо хождение по ущелью в дни движения поезда запрещено. Охранники дежурят в Гуамке и у платформы 1707 м, они не не пропустят в ущелье пешком. При движении поезда дозволительно только движение пешком в Мезмай.

Можно, впрочем, дождаться 17 часов. После проследования последнего поезда открывается пеший проход. Здесь развешаны таблички, сообщающие о полном запрете на ходьбу пешком в Гуамском ущелье, но они устарели.

Обнаруживаю, что мне платить 400 рублей не надо. Действуют льготы, как на пригородных поездах. Получаю бесплатный билет.

Поезд состоит из тепловоза ТУ8-0427 и открытых "самодельных" вагонов, построенных на основе платформ. Хотя иногда используются и обычные демиховские вагоны ПВ40. Есть проводник, Елена Кришевская по бейджу. Скорость как у пешехода. Непрерывно крутят информацию о железной дороге и ущелье — надо сказать, интересную.

В реке Курджипс с 2003 года лежит свалившийся тепловоз, скорее всего пассажирский ТУ6П. Интересно, что тут продают сувенирные магниты с видами узкоколейной железной дороги, в том числе и с изображением тепловоза, лежащего в потоке воды на дне ущелья.

Конечный пункт — платформа 1707 метр. Дальше ещё примерно на такое же расстояние можно проехать на дрезине за 100 рублей в одну сторону и без льгот. Дальше ещё пять километров ржавых рельсов до Мезмая.

Пассажирский поезд не ходит в понедельник и вторник. Только в эти дни по узкоколейной железной дороге можно пройти пешком.

В целом, для меня было приятной неожиданностью такое интенсивное использование узкоколейной железной дороги для пассажирского движения. Но длина — никуда не годится. Это просто позор! Требуется восстановление движения от Гуамки до Мезмая!

Эта узкоколейная железная дорога стала 344-й проезженной узкоколейной железной дорогой. Без учёта заграничных узкоколейных железных дорог.

Автостоп до Апшеронска. Платный автобус Краснодар — Хадыженск до Хадыженска.



Автобусный билет Апшеронск — Хадыженск. Расстояние
около двадцати километров.


Пытался успеть на вечерний электропоезд Белореченская — Туапсе, бежал по улицам. Но не успел. Ночёвка на окраине Хадыженска. Выезд электропоездом того же маршрута около пяти утра.

Дагомыс (десять километров севернее Сочи), пешком до Лоо, последнее купание. Майкоп, прибытие ночью. Сон в замаскированном месте. Автостоп до Лабинска.

В результате двух дней высиживания линия Курганная — Шедок проезжена.



Пригородный билет Лихая — Чертково. Он вызывал нездоровый интерес
пограничников. Его требовали найти, его рассматривали. Без него,
вероятно, могли бы обвинить в том, что я нелегально
пересёк границу, двигаясь с Украины!


Разделённый двойной посёлок Чертково-Меловое. Крупная станция на магистрали Москва — Ростов, открытой здесь в 1871 году.

В Чертково я до этого момента был четыре раза.

Март 2001 года, возвращение из Ирана, дневная пересадка при движении на электропоездах в Москву.

Август 2006 года. Ночная пересадка при движении на электропоездах из Москвы.

Апрель 2015 года. Ночная пересадка при движении на электропоездах в Москву.

Июнь-июль 2015 года (именно так, 30/1). Ночная пересадка при движении на электропоездах из Москвы.

Удивительно мало, учитывая магистральность линии. И почти всё — ночью. Украинская

Летом 2015 года спятившие враги народа отменили движение электропоездов на участке Чертково — Гартмашевка.

Чертково объявлено пограничной зоной. Есть в России такое дурное наследие эпохи Советского Союза — когда, впрочем, ближайшая граница была отсюда за тысячи километров.

Если не лезть на спорные территории, не лезть через железнодорожные пути, не вести демонстративную профессиональную съёмку и не подходить к пограничникам с вопросами, то вероятность проверки в Чертково "граничными стражами" документов — примерно такая же, как, едучи переполненном вагоне метро, обнаружить на соседнем сиденье В.В. Путина, или же найти на тротуаре миллион долларов.

В посёлке и на дорогах пограничники не заметны, при выходе из поездов они никак себя не проявляют. Полиция на вокзале часто проверяет документы, но никакие пропуска им не интересны.

А вот тем редким счастливцам, у кого живут родственники на спорной залинейной территории — пропуск необходим. И даже с ним, вероятно, будет потрачено немало нервов, "вытрясут всю душу".

Россия считает, что граница проходит по середине улицы Дружды Народов. Улица — одна на два посёлка, нумерация домов общая. Украина считает, что граница проходит вдоль железнодорожных путей.

Между путями и улицей Дружбы Народов — полоска земли шириной от двухсот до пятидесяти метров. На ней находятся жилые дома, где живёт около пятисот человек, а также Чертковский элеватор, Чертковский мясокомбинат и здания железнодорожных структур, в том числе Чертковский рельсосварочный завод.

Теоретически на российской территории, то есть между улицей Дружбы Народов и путями, находится здание прокуратуры Меловского района Луганской области Украины! А также всякие "мелочи", наподобие автостанции посёлка Меловое.

Эта узкая, но длинная, в несколько километров, полоска земли — "подвешенная". Обе стороны считают её своей. Попадание на неё с обоих направлений вызывает проблемы.



Чертково-Меловое. По российской версии, граница — по центру улицы Дружбы Народов,
но пограничный забор стоит у железнодорожных путей.


Вдоль путей в Чертково Украина построила забор с колючей проволокой. За забором — сельские домики. В одних домиках живут люди с пропиской в посёлке Чертково Российской Федерации, в других — в посёлке Меловое Украины. Те, у кого российский паспорт, оказались в наихудшем положении.

Автомобильный проезд из Чертково в эти "подвешенные" домики возможен "в экстренных случаях" через железнодорожный переезд, по которому в обычном режиме двигаться запрещено. Или через пункт пропуска с прохождением таких же процедур, как для выезда на Украину. Тогда несколько километров пути придётся проехать по украинским улицам.

Пешком — можно пройти через дыры в колючей проволоке, которую ставит Украина вдоль путей. Проволоку регулярно дырявят.

Пограничники знают в лицо почти всех или по крайней мере многих обитателей этих домиков. В основном, это старые бабки. Им простителен (был до недавнего времени, по крайней мере) переход через дыры, им разрешают ходить через "закрытый" переезд. Всех остальных при попытке пройти на эту, теоретически российскую полоску земли — обвинят в незаконном пересечении границы! За это по закону — уголовное наказание. Если кому-то надо туда в гости, придётся сначала долго объясняться.

Между залинейными домиками и собственно Украиной никаких препятствий нет. Но украинские пограничники периодически ездят по улице Дружбы Народов, многих обитателей тоже знают в лицо, а неместных — проверят.

Место легального пересечения границы находится на северной окраине посёлка. От вокзала — ровно два километра. От жителей Чертково Украина требует загранпаспорт. Исключение делается только для железнодорожных рабочих и ни для кого больше.

Жители залинейных домиков живут на территории, фактически контролируемой Украиной. Несмотря на российский паспорт (вовсе не загран), они ходят по посёлку Меловое, ведь фактически они и живут в этом посёлке! Хотя на самом деле тут и вовсе один населённый пункт Чертково-Меловое. Как правило, это бабульки, что с них взять?

Железнодорожники, обслуживающие участок железной дороги на территории Украины, въезжают "к врагу" на служебных автомашинах без загранпаспортов и без стандартного пограничного контроля, хотя могут быть проверены мобильным патрулём. Они едут вдоль путей.

Через два года должен открыться обходной участок железной дороги, оставляющий Украину и Чертково в стороне. Сейчас он активно строится. На строительство небольшого участка в простой степной местности выделено свыше миллиарда долларов.

С наибольшей вероятностью, после 2018 года станция Чертково перестанет пропускать транзитные поезда. А возможно, и полностью закроется. В лучшем случае, превратится в тупиковую, с движением только с южной стороны — на элеватор, который ещё действует.

Пограничники уверяли меня, что железная дорога принадлежит России на всём протяжении, в том числе и на тех километрах, которые заходят вглубь Украины. Но на самом деле это нет так. Есть договор об аренде, но это не значит, что под путями российская территория.


В Чертково, едва я сошёл с электропоезда, произошла проверка документов полицейским. Привычно для юга России, хотя в 2015 году (две поездки) именно здесь такого не было.

Полицейский стал "наезжать" по поводу хождения по путям.

— А как иначе сойти с поезда?! Пешеходный мост же закрыт.

— Нет, не закрыт!

Привёл в дежурное помещение, начал заполнять штрафной протокол. Объясняю: мне как раз не хватало в этой экспедиции какой-нибудь неординарной бумажки для сканирования и выкладывания на сайте. Ваше ФИО, которое обязательно должно присутствовать в протоколе, прославится на весь русскоязычный мир, а потом ещё и войдёт в книгу. Полицейский испугался и решил не штрафовать.

Я сказал, что отсюда поеду автостопом, как минимум должен преодолеть разрыв в пригородных поездах. Полицейский не имел к этому возражений и ничего не сказал о погранзоне.

Иду к пешеходному мосту. У входа на него стоит будка с пограничниками.

— Здравствуйте! Можно ли при наличии российского паспорта подняться на мост?

— А ты кто такой, куда собрался?

Вместо ответа — сразу наезд. Показывай документы, а потом и вещи. Завели в свою "собачью конуру" — строительную бытовку с отвратительной обстановкой внутри.

Насчёт того, можно ли на мост, потом выяснил такое: можно, но только гражданам Украины. Гражданам России — лишь если на второй платформе останавливается поезд, только непосредственно перед поездом, только с билетом и только под надзором. Насквозь проходить мост с российским паспортом нельзя ни при каких обстоятельствах.

Довольно часто мимо будки проходили граждане Украины — на мост или с моста. В окошко они просовывали "трезубцевый" паспорт, и после короткой проверки шли дальше. Западный конец моста контролируется Украиной.

— Как сюда попал и куда собираешься ехать дальше?

— Электричкой из Лихой, а дальше — автостопом на Воронеж. Электрички в ту сторону, к сожалению, отменили.

Это была большая ошибка. Сказал бы, что дальше поеду пассажирским поездом — никаких проблем.

— Здесь нельзя находиться! Пограничная зона!

— Как так?! Сто раз пересаживался, когда были электрички в обе стороны. Правда, всё в тёмное время, а сейчас хочу побывать в светлое время. Посёлок весь в темноте исходил, никто не возражал!

(На самом деле, как оказалось, только четыре раза).

— Нет, сюда по спецпропускам въезжают!

— Здесь же открытый для всех пограничный переход, в двух километрах от нас. Какие могут быть пропуска, если я имею полное право легально выезжать тут на Украину?!

— Но ты же сказал, что едешь не на Украину, а в Воронеж!

Вот так. Если бы я не подходил первый к пограничникам, с добрым намерением, если бы соврал, что еду поездом дальнего следования или еду на Украину — никаких проблем. А так — что будет?

Впрочем, насчёт того, что еду на Украину — лучше было бы не говорить. Тогда бы спросили: как туда собрался без загранпаспорта?

Теоретически обязаны выпустить и без загранпаспорта. А украинцам я могу предъявить, например, швейцарский паспорт, при этом требовать для себя этот швейцарский (белизский, гондурасский) паспорт наши пограничники не могут, и наказания за два паспорта в России пока ещё нет. Но по закону одно, а на практике обычно другое.

Будка находится непосредственно на территории станции Чертково, почти вплотную к путям и вокзалу. Оттуда звонят на "заставу", просят прислать за мной машину.

— Ты про нас не пиши, хорошо?

Отвечаю примерно так.

Странная просьба. Я — писатель, вообще-то для того и езжу. Но можно так: вы по-хорошему просите не писать о пребывании тут, я вас по-хорошему прошу не затруднять мою работу, которая и без того тяжёлая.

А именно — не отнимать драгоценные минуты светлого времени, которого катастрофически мало! Мне нужно как можно скорее приступать к автостопу, ехать далеко, в темноте шансы близки к нулю, а тёмного времени 13 часов из 24!

Начинается исследование чертковской пограничной заставы. Официально она так не называется. Это двухэтажное здание по адресу Транспортная улица, 101. Бывшее РСУ (ремонтно-строительное управление). В жутком состоянии, без канализации (туалет в виде будок во дворе).

Пограничники показали себя садистами. С их стороны договорённость не выполнена. Я буду рассказывать о них "по полной", в том числе и отображу по памяти внутренности заставы "до последнего винтика". А эти внутренности, надо сказать, позорные.

В целом, тут унылая провинция. Чертково выглядит намного хуже других районных центров Ростовской области — именно из-за проклятой границы. Из-за того, что тут теперь колючая проволока, что тут теперь всё "под пятой" у "пятнистых людей",

Все местные жители границу ненавидят. Хотя многие из них до недавнего времени жили перепродажей товаров по разные стороны. Теперь, после резкого ужесточения режима, это затруднительно.

Пограничники — как жители Чертковского района, так и приезжие. На вопрос о месте жительства, как правило, они не отвечают. Думаю, что приезжих больше. Местные жители настолько ненавидят идиотскую границу посреди России за полторы тысячи километров от настоящего рубежа (Ужгород), что многие пойдут на эту службу из принципа.

Солдат срочной службы в Пограничных войсках не бывает. Когда-то они были, но это время давно в прошлом.

Вероятность проверки документов пограничниками в Чертково (кроме случаев перехода железной дороги и тем более входа в залинейную часть) крайне мала. Сейчас я сам пошёл к ним и первым начал разговор. Не пошёл бы — никто бы на меня и не взглянул. В 2015 году, уже после "майдана" и после острой фазы донбасской войны, я проделал две ночные пересадки по Чертково и много километров прошёл по его ночным улицам.

Пять часов (!!!) составляют бумажку об административном правонарушении с мерой наказания "предупреждение". А вот просто предупредить: "уезжай отсюда скорее и больше сюда не приезжай" — на это сил нет. Или им скучно, заняться больше нечем.

Как я ни доказывал, что фразу "временно не работает" в бумажке считаю тяжким оскорблением, вы обязаны написать "путешественник", "писатель" или "исследователь" — но ничего не добился.

Тогда возмущаюсь: если уж вы настолько упёрты, то почему пишете "временно", а не "постоянно"?! Ведь ничего не изменится и через сто лет. Никакого вразумительного ответа.

Один из немногих позитивных людей на заставе — прапорщик Дмитрий Красников. Фамилия — как у известного путешественника! Отнёсся ко мне хорошо, хотел дать еды — но мясной, к сожалению, а я мясное не ем с 1990 года. Пришлось отказаться. На Красникова негатив не распространяется.



Пограничная бумажка — 1. Упомянуто про двух детей, так как не все были вписаны в паспорт.



Пограничная бумажка — 2.



Пограничная бумажка — 3.


Пограничников россияне, как правило, не любят — нет предпосылок к обратному! Жаль, ведь был беспримерный героизм пограничных войск в первые дни Великой Отечественной войны, была героическая защита Родины на Даманском и Жаланашколе...

Но сейчас вспоминается другое. Подозрительное отношение к выезжающим, вопросы, куда и зачем едете. Это часто бывает в московских аэропортах, а при выезде на Украину меня подвергли более длительному допросу, чем на "вражеской" украинской стороне!

Глупые придирки к состоянию паспорта. При том, что в нормативных актах ничего не говорится о критериях "испорченности" паспорта, не сказано, с каких пор он становится истрёпанным настолько, что можно не выпускать.

Меня в 2001 году два дня не выпускали в Азербайджан только потому, что "тебе нечего там делать"!!! http://infojd.ru/dop/poezdka2001ir.html

Меня два дня выпускали в 2001 году. Но вот - случай 2016 года. Известный путешественник Илья Буяновский (Варандей). Пограничная станция Успенская, здесь же, в Ростовской области. Пограничники не пустили его на поезд Успенская - Иловайск, сказав "нечего тебе там делать" (в ДНР). Хотя Буяновский - разумный человек, не собирался лезть на минные поля и приближаться к линии фронта. Буяновский в итоге попал в ДНР, но после долгих мытарств и через другой пункт пропуска.

Рассказывают, что если есть родственники в ДНР и ты собираешься посетить их поездом Успенская - Иловайск, то хорошо бы попросить их прислать хотя бы сканы своих паспортов с донецкой пропиской. И, возможно, быть с ними на связи, чтобы они позвонили, тогда передаёшь трубку российскому пограничнику и родственники просят пограничников выпустить тебя к ним.

Разворачивают при наличии долга государству или банку. Ладно, не выпускать должников — это законное право. И нельзя не согласиться с тем, что долги надо платить.

Невыпускание людей до 18 лет без нотариальной справки — величайшая дикость, как и само по себе существование оскорбительного, на мой взгляд, термина "несовершеннолетний". Как минимум этот возраст должен быть уменьшен до 16 лет. Но за это ответ несут другие структуры. В этом случае пограничники лишь выполняют дурной закон.

Но вот невыпускание детей из-за отсутствия справки от второго родителя — беспредел. За который виновные должны сидеть в тюрьме! В законе говорится, что достаточно присутствия одного родителя. На практике, по многочисленным отзывам, вывоз ребёнка с одним родителем — это "лотерея". Могут развернуть, не имея законных оснований. Потеря денег и нервов в таком случае колоссальная.

Мои требования к пограничным войскам.

Прежде всего — измените свой имидж!

Вы — защитники российского народа и слуги народа. А не "стражники вокруг вольера"! Вы существуете на народные деньги, так извольте относиться к народу соответствующе!

Прекратите на выезде задавать вопросы, куда и зачем я еду, чем собираюсь заниматься за границей.

Поездки за границу — это не только законное и нормальное право, но и обязательная часть жизни каждого полноценного человека. Тот, кто сидит взаперти в своей стране (пусть она и большая), тот, кто не владеет иностранными языками — должен восприниматься так, как в своё время восприминимался неграмотный.

В XIX веке у нас было много неграмотных, то есть не умеющих читать и писать. Сейчас — нет ни одного. Со временем не будет и тех, кто не знает иностранных языков и сидит всю жизнь взаперти.

Речь идёт о настоящей загранице. Ну а те российские территории, что были потеряны в 1991 году, формально оставаясь "не-Россией", на практике так никем восприниматься не должны. Конечно же, Ташкент или Душанбе должны восприниматься как обычные наши города, пусть волею судьбы для поездки туда пока ещё нужно проходить те же процедуры, что и для поездки в какой-нибудь Бангкок.

Выполняйте для начала хотя бы нормы имеющихся законов. Выезд детей с одним родителем — никаких вопросов! В "пограничной зоне" можно находиться при следовании к пункту пропуска или от пункта пропуска, или на транзитной станции — никаких вопросов! А поскольку невозможно доказать, куда двигается гражданин, к пункту пропуска или нет - то никаких вопросов в любом случае.

И в целом, больше доброжелательности к людям и меньше подозрительности!

Здесь есть открытый пункт легального пересечения границы — значит, никаких спецдокументов не надо. Я был на территории транзитной станции, будка, куда я пошёл, стоит прямо на ней.

Ну а дальше надо заставить ГосДуму подкорректировать существующие дебильные законы.

Из окна заставы видна Украина (или по крайней мере спорная залинейная полоса).

Пограничники долго выпытывали у меня отношение к Украине и политические взгляды, а также чем я занимался в ходе поездки на Украину летом. А также — чем я занимался в Литве и Латвии месяц назад, какие политические взгляды у местных правительств, как я к ним отношусь, сильно ли притесняют русских. Просили побольше рассказать о притеснениях русских.

С моих слов писали длиннейшую бумажку. Там была такая фраза: гражданин Болашенко путешествовал по Литве и Латвии, где столкнулся с притеснением и дискриминацией русских правительствами этих республик.

Спрашивали, почему я хочу, чтобы Америка осталась самой мощной мировой державой, почему не хочу, чтобы это место занял Китай? (Это они прочли на сайте). Долго объясняю. Уверяю, что я не имею проамериканских взглядов и Америкой сроду не финансировался. Напротив, Америка меня разорила.

Что можно сказать про Украину, до которой двести метров?

Ужасно всё, что там происходит. И ужасна российская негативная роль в этом.

Украинский радикальный национализм — невероятно мерзкое и дерьмовое явление. Но ведь он сейчас беспрецедентно расцвёл только из-за действий Кремля!

В "тыловых" регионах Украины жизнь небогатая, "сгорченная" дурной идеологией, но жить там можно.

Замечу, никакой реальной угрозы для жителей Украины, не согласных с новой идеологией — нет. За исключением одного случая: долгое и настойчивое публичное высказывание оппозиционных взглядов.

Да, если будешь постоянно, изо дня в день, выступать с пророссийскими высказываниями — начнутся "наезды". А затем, если вовремя не покинешь Украину, могут бросить в тюрьму или убить. Но у обычных людей просто нет времени этим заниматься! Только за гражданскую позицию, без её настойчивого публичного навязывания — ничего не будет.

Я разговаривал на эту тему с путешественником из Киева, у которого был в гостях. Он придерживается резко антимайдановских взглядов. Как и я, считает лучшим мировым политиком Александра Лукашенко. Не раз публично размещал в Сети пророссийские заявления, хотя и совсем не в таком настойчивом и политизированном тоне, как Андрей-"Flackelf" — политбеженец, уехавший из Киева после избиений и угроз убийством.

Никаких угроз ему никогда не было, спокойно живёт в Киеве. Интересно, что принципиально говорит по-русски всюду, даже на Западной Украине. При том, что знает польский и в Польше говорит по-польски. А польский язык отличается от русского намного сильнее, чем украинский!

Языковая ситуация. С одной стороны, дико выглядит такое яростное проталкивание украинского языка, насильственное внедрение его во все официальные сферы с лютым остервенением.

Но отчасти такую тенденцию можно понять. Есть мнение, что если этого не делать, то украинский язык исчезнет, кроме западных регионов, хотя даже и там постепенно будет вытесняться. В пример ставят белорусский язык, почти полностью исчезнувший.

Впрочем, и тут есть вопрос: говорили ли массово на белорусском языке когда-либо в истории? В Минске на белорусском говорит меньше одного процента населения. Но и сто лет назад главными языками там были русский и идиш — язык евреев, фактически — немецкий с примесью слов из иврита, записываемый древним алфавитом иврита. Мой дед, выдающийся художник Анатолий Болашенко — белорус, родился почти сто лет назад, но на белорусском никогда не говорил. (Другие мои предки — евреи).

Процесс вытеснения малых языков "большим" языком, на мой взгляд, сейчас жёстче, чем в "доцифровое" время — благодаря Интернету, электронной технике и процессу глобализации. А также по причине вымирания сельской местности, на которой "держатся" малые языки.

Лично я убеждён, что на Украине должен быть равный статус двух языков, и что именно отсутствие такого статуса и принесло все беды.

Россия забрала Крым, 2 миллиона человек, и наплевала на оставшиеся 45 миллионов.

Известному блогеру Андрею (flackelf), о встрече с которым я писал — из-за чего пришлось бежать из родного города Киева в результате частых угроз расправы за пророссийские взгляды?

Только из-за решения Путина забрать Крым. Что абсолютно предсказуемо вызвало сильнейший всплеск ненависти к России, и это было изначально ясно.

Россия, вместо того, чтобы забрать вместе с Крымом хотя бы Донбасс, поддерживает там бессмысленную войну и бессмысленные ДНР и ЛНР, которые в существующем виде абсолютно нежизнеспособны.

Некоторые думают, что ДНР — это вся Донецкая область, а ЛНР — это вся Луганская область. На карте это солидные территории. Но на самом деле — это только прилегающие к российской границе "ошмётки" двух областей. Линия фронта проходит по западным окраинам Донецка и северным окраинам Луганска. Территории микроскопические и заведомо не могут нормально функционировать в экономическом плане. Луганск отрезан от электростанции, которая оказалась по другую сторону линии фронта.

В ходе автостопа мне уже два водителя, военных по профессии, офицеры, рассказывали, что им предлагали ехать воевать на Донбасс. К счастью, не в порядке приказа. И их личное мнение, кстати, что самолёт сбили мы.

Ну никак не возможна война в таких масштабах с таким количеством техники и боеприпасов силами местных рабочих и шахтёров. Не могут боеприпасы с разграбленных складов украинской армии не заканчиваться за два года боёв, в первый год интенсивных.

Кто-нибудь может объяснить, зачем Можно ли жить с зарплатой 5000 рублей в месяц (считается хорошей) при московских ценах?

Благополучной жизни в российском Крыму не будет в силу географического положения, оторванности от остальной России (даже несмотря на мост) и спорного статуса.

Взять клочок земли, не дотягивающий и до пяти процентов, но потерять остальные 95 процентов — что, как не идиотизм?

Взгляды населения — вещь переменчивая, манипулируемая. К примеру, в 2014 году в Мариуполе все хотели в Россию. Больше двух лет их круглосуточно "кормят" антироссийской пропагандой. Настроения изменились.

Моё мнение однозначное: ЛНР и ДНР нежизнеспособны и будущего у них нет. Сценарий Приднестровья, где удалось наладить мирное сосуществование с "метрополией" (Молдовой), к сожалению, не пройдёт.

И как это ни печально для многих — но надо возвращать их под контроль Украины. Ничего страшного не случится, живут же нормально Запорожье, Херсон и прочие восточные города Украины.

Важно только, чтобы прошло организованное переселение в Россию всех, кто сочтёт это нужным. С гарантией трудоустройства, полноценного жизненного обустройства на новом месте. Желательно — в ближайшие районы Ростовской области.

Может быть, целесообразно построить новый город. Подобно тому, как построили в 1986 году город Славутич для работников Чернобыльской АЭС, вместо выселенной Припяти. Туда могли бы быть перенесены донецкие топонимы. Там — самое место памятнику Артёму, другим памятникам с улиц Донецка, которые Украина после восстановления своего контроля, к сожалению, при текущем курсе прозападного руководства неизбежно снесла бы.

От того, что в Донецке и Луганске будут продолжаться перестрелки и кровопролитие, от того, что люди будут там жить на гуманитарных "подачках" и зарплатах 5000 рублей (в Москве, как правило, за коммунальные услуги за квартиру в месяц отдают больше), что может тянуться и десятки лет — России никакой выгоды нет!



"На своей шкуре" познал всю горечь остутствия дневного электропоезда Грязи - Мичуринск.

Думал, быстро преодолею их автостопом. Казалось бы, 60 километров, немного - час средней автомобильной езды. И автодорога должна быть, раз автобусы Мичуринск - Грязи есть (но по времени мне не подходят).

Оказывается, автодорога не прямая, далеко не параллельна железной дороге. Дикий крюк через трассу Липецк - Тамбов, потом назад в Петровское (станция Избердей), потом в Мичуринск "кругами".

Разрыв от прибытия электропоезда Воронеж - Грязи в 11:10 до отправления электропоезда Мичуринск - Ряжск в 13:54 преодолеть не удалось. Хотя на автомобильный выезд из Грязей я реально бежал. Чуть менее чем все машины сворачивали на село Песковатка. Не путать со станцией Песковатка, она на десять километров дальше.

От Избердея до Мичуринска вёз необычный человек - работал машинистом в ТЧ Грязи, но решил перейти работать в такси, чтобы больше зарабатывать. Уверяет, что получает больше и напряга меньше. Таксует не в Москве, а в селе Петровское.

У въезда в Мичуринск - когда электричка на Ряжск уже двадцать минут как отправилась. В город тогда не надо. На трассу Волгоград - Москва. В Дягилево (Рязань) в 20:00. Водитель двигался через Пронск.

Через пятнадцать минут электропоезд на Голутвин. А вот привычно перейти Перово - Чухлинка не удалось. Сегодня была задержка электропоездов. Чухлинка встречает запертым до утра турникетным павильоном и полным отсутствием людей.

Пешком в Кусковский лесопарк. И ещё одна холодная ночёвка.



"24 км", вокзал в состоянии небольшой реконструкции. Время 10:44.
26.10.2016






На сайте РЖД куплен билет. Как оказалось, для получения собственно билета в кассе нужны не те цифры, что видны здесь.
10.2016






Аэропорт Домодедово. Посадочный талон Москва-Домодедово — Анапа (AAQ).
10.2016






В аэропорту Домодедово есть бесплатный интернет. Пользоваться, однако, неудобно.
10.2016







10.2016







10.2016







10.2016







10.2016






Аэропорт Анапа, вид извне (не из города, ибо до города далеко). Время 18:39.
10.2016


ъъъъъъъъъъъъ




10.2016


ъъъъъъъъъъъъ




10.2016


ъъъъъъъъъъъъ



Станция Гостагаевская на линии Юровский — Анапа. Действует, скорее всего, на автоматическом управлении.
Здание ДСП "заколочено". Пассажиру отсюда не уехать, хотя при летнем пиковом потоке возможна
остановка пассажирских поездов под скрещение. Вид в сторону Анапы.
10.2016






Вид в северном направлении, в сторону Юровского.
10.2016






Тепловоз ЧМЭ3-2672 на станции Анапа.
10.2016







10.2016







10.2016







10.2016






На станции Анапа — высокие платформы. Вид со стороны тупика в северном направлении.
10.2016







10.2016






Справа — тупая обезьяна, наезжавшая на меня. Позор на века!
10.2016






Так заканчивается железнодорожная линия Юровский — Анапа.
10.2016






Тупик затерян в полях.
10.2016







10.2016







10.2016







10.2016







10.2016






Станция Анапа. Вскоре отправится поезд сообщением Анапа — Москва.
Тепловоз ТЭП70БС-138 будет вести его до станции 9 километр.
10.2016







10.2016







10.2016







10.2016






Здание ДСП на станции Варенниковская.
10.2016






Поезд прибывает на станцию 9 км. Здесь его уже ждёт электровоз, который поведёт поезд на Тимашевскую и дальше.
10.2016






Станция Себедахово, железнодорожная линия Крымская — 9 км — Тимашевская.
10.2016






Станция Полтавская. Единственная нетехническая остановка между Анапой и Тимашевской.
10.2016






Тимашевск. Движение по тёмному городу к вокзалу. 13 октября, время 5:47.







Центр Тимашевска.
10.2016






Станция Тимашевская. Электропоезд вскоре отправится на Краснодар.
10.2016







10.2016







10.2016







10.2016







10.2016






Горячий Ключ. На первом пути стоит поезд ЭС1 Адлер — Краснодар.
Жаль, что он не является пригородным.

Поезд локомотивной тяги такого же маршрута был пригородным.
10.2016







10.2016







10.2016






Станция Туапсе. Расписание движения электропоездов сочинского направления.
Станция Имеретинский Курорт раньше называлась Олимпийский Парк.
Всё движение выполняется составами ЭС1.
10.2016






Станция Туапсе. Расписание движения электропоездов двух других направлений.
10.2016






Черноморская железная дорога. ЭС1-017 на разъезде Чемитоквадже. Вид в сторону Сочи.
10.2016






Расписание движения пригородных поездов по станции Сочи. В ноябре 2013 года в направлении Адлера
их было в семь раз больше. Сочинское "наземное метро" ликвидировали.
10.2016






Сочи
10.2016






Сочи
10.2016






Магазин "Магнит" у вокзала.
10.2016







10.2016






Сочи, вокзал
10.2016






Шепси, вокзал
10.2016






Шепси.
10.2016






Шепси.
10.2016






Шепси. Прибывает электропоезд на Туапсе.
10.2016






Туапсе. Электропоезд на Белореченскую.
10.2016







10.2016







10.2016







10.2016







10.2016







10.2016






Апшеронск, районная администрация.
10.2016







10.2016






Памятник узкоколейной железной дороге существенно реновировали. И это — посмертный памятник, ибо узкоколейная железная дорога разобрана спятившими варварами.
10.2016







10.2016






Пока стоит только депо.
10.2016






ПАЗик на Черниговскую.
10.2016






Станция Черниговская. Только отсюда до Шпалореза ещё действует узкоколейная железная дорога. Единственная боковая ветвь менее двух километров до Кушинки.
10.2016






Кроме узкоколейной железной дороги, ещё и жигули с советскими номерами. Великая редкость, одна машина из десятков тысяч! Не Украина, где советские номера в одном случае из двадцати.
10.2016







10.2016






в пассажирском салоне матрицы
10.2016







10.2016






Кушинка
10.2016






Кушинка
10.2016






Кушинка
10.2016






10 км. Налево Черниговская, направо Шпалорез.
10.2016






Волчьи Ворота
10.2016






Волчьи Ворота
10.2016






Черниговское
10.2016






Черниговская
10.2016






Черниговская
10.2016






Черниговская
10.2016






Черниговское
10.2016






Черниговское
10.2016






Черниговская
10.2016






Гуамка. Узкоколейная железная дорога Гуамка — Мезмай.
10.2016






Вокзал на станции Гуамка.
10.2016







10.2016







10.2016






Гуамка. Билетная касса узкоколейной железной дороги.
10.2016







10.2016






Тепловоз, упавший в реку Курджипс. По данным Александра Куделя, это произошло 23 февраля 2003 года, погибших не было.
Стал известной достопримечательностью.
10.2016






О.п. 1707 м, конечный пункт.
10.2016






Эта дрезина ходит ещё примерно на столько же, если наберётся десять пассажиров.
10.2016






Поезд вскоре отправится обратно.
10.2016






Тепловоз ТУ8-0427 из Великого Бычкова, Закарпатская область.
10.2016







10.2016






Гуамка — туристический центр. Между тем, погода сегодня — хуже не придумать.
10.2016







10.2016







10.2016






Хадыженск
10.2016







10.2016







10.2016






Дагомыс. А разве приём мелочи не обязателен повсеместно?? Что, уже где-то не принимают?
10.2016






Станция Дагомыс. Вид в сторону Сочи.
10.2016






Вид из Дагомыса на Сочи. До него десять километров.
10.2016






Платформа Горный Воздух. На Черноморской железной дороге, где абсолютное большинство поездов — пассажирские,
было неожиданностью встретить грузовой поезд километровой длины.
10.2016






Лоо
10.2016






Лоо
10.2016






Лоо
10.2016






Лоо
10.2016






Туапсе, пересадка. Слева электропоезд, который отправится на Майкоп.
10.2016






Майкоп. Время 0:14.
10.2016






Майкоп. Контакная сеть необычной формы, встречается только здесь.
10.2016






Майкоп
10.2016






Майкоп у вокзала
10.2016






Майкоп. Вид от вокзала в город.
10.2016






Вокзал на станции Майкоп.
10.2016







10.2016






Посреди одного редкого региона обнаружен автомобиль из другого редкого региона.
Между ними девять тысяч километров!
10.2016







10.2016







подпись не готова
10.2016







За Майкопом состояние пути отличное, но варвары отменили пассажирское движение.
10.2016







Выезд из Майкопа
10.2016







Лабинск
10.2016







Разгул ростовщичества — одно из самых позорных явлений нынешней России. Подобной рекламой "забито" всё.
Не переводятся граждане, попадающеся на эту удочку, отдающие в итоге нередко в десять раз больше,
чем брали. Позор ростовщикам! Не пользуйтесь таким!
10.2016







Лабинск
10.2016







Лабинск. Здесь находится огромный военный мемориал, каких обычно нет и в областных центрах.
Среди прочего, есть памятник погибшим в локальных конфликтах. Погибшие на последнем
из таких конфликтов, в Донбассе, не имеют возможности даже быть упомянутыми тут, ибо "их нет".
10.2016







Лабинск, вокзал. Дореволюционное красивое здание. Пассажирских поездов нет с 1999 года.
А с 2015 года нет и билетной кассы для выезда из других пунктов. Город Лабинск,
между тем, далеко не последний, он довольно крупный. На развешанных плакатах
его называют жемчужиной Кубани.

Многие местные жители будут утверждать, что пассажирские поезда тут отменили
ещё в советское время, но это не так. В 1998 году они были.
Доказательство - письмо от старшего кассира станции Курганная.
http://infojd.ru/dop/psm.html
10.2016







Мостовской
10.2016







Мостовской
10.2016







Мостовской
10.2016







Мостовской, памятник русскому языку. Считается, что единственный в мире.
10.2016







подпись не готова
10.2016







подпись не готова
10.2016







подпись не готова
10.2016








Станция Шедок
10.2016







Станция Шедок. Фотографии с "предупредительного" плаката имеют немалую историческую ценность.
10.2016


Как оказалось, на этой фотографии изображена станция Сходня ориентировочно в 1950-е годы. Именно такая фотография никому не была известна, в Сети её не было. Другие старые фотографии станции Сходня: http://olegfrolov.livejournal.com/74557.html, http://forum.modelldepo.ru/showthread.php?p=130526.




Станция Шедок. Где это?
10.2016







подпись не готова
10.2016






Шедок. Глухой угол Российских железных дорог. Сюда даже серо-красные таблички не пришли!
10.2016







подпись не готова
10.2016






Шедок. Вид в сторону тупика.
10.2016







подпись не готова
10.2016







Завод Кнауф-Кубань южнее станции Шедок. Только благодаря ему линия действует.
10.2016







Шедок
10.2016







Шедок
10.2016







Курганная
10.2016







подпись не готова
10.2016







Курганная. Налево Армавир, направо Шедок.
10.2016







подпись не готова
10.2016







Армавир
10.2016







подпись не готова
10.2016







подпись не готова
10.2016







подпись не готова
10.2016







Кропоткин (станция Кавказская). Покровский собор.
10.2016







Кавказская (город Кропоткин). Вокзал 1903 года постройки, впечатляющих размеров и архитектуры.
10.2016







подпись не готова
10.2016







подпись не готова
10.2016







Кавказская. Электропоезд ЭР9ПК-321 отправится на Тихорецкую.
10.2016







подпись не готова
10.2016







Тихорецкая. Этот люк лежит тут примерно 120 лет.
10.2016







Тихорецкая.
10.2016







Леушковская.
10.2016







подпись не готова
10.2016







подпись не готова
10.2016







Лихая
10.2016







подпись не готова
10.2016







подпись не готова
10.2016







подпись не готова
10.2016






Южнее станции Чертково. Путейцы работают на линии. За ними — синие таблички
с надписью «Увага! Державний кордон!», контрольно-следовая полоса
и зелёное украинское поле.
10.2016







Местами тут не контрольно-следовая полоса, а колючая проволока.
10.2016







Чертково. Пограничная вышка, российская или украинская — не знаю.
10.2016







Чертково. Дома за забором. Являются ли они украинскими, или это залинейная часть Чертково, отрезанная украинскими заграждениями — не знаю.
10.2016







Чертково. В этом месте пограничный забор постоянно дырявят. Надпись за забором: "Россия, вперёд!"
10.2016







Чертково. Это здание у путей, ужасное по своему внутреннему состоянию — база пограничников. Его внутренности я изучал пять часов.
10.2016






Электропоезд прибыл на станцию Чертково. Станция действует с 1871 года - 145 лет!
Возможно, через два года она закроется.
10.2016







Станция Чертково. Белорусский поезд следует в сторону Воронежа.
10.2016







Станция Чертково. В нескольких метрах правее находится будка пограничников, в которую меня вскоре завели.
10.2016








10.2016







Строительство железной дороги в обход Чертково у села Кутейниково.
10.2016







Впереди автомагистраль М4 "Дон".
10.2016







Автомагистраль М4 "Дон" у Богучара.
10.2016







Там же, пост ГАИ. Тут сидят злобные человеконенавистические ГАИшники, отказавшиеся помочь мне уехать. Стыд и позор им!!!
10.2016







Боровое (отдалённый Воронеж)
10.2016








10.2016







подпись не готова
10.2016







10.2016






Выезд из Грязей на Тамбов.
10.2016







10.2016






Переезд у станции Избердей. Изображён украинский электровоз.
10.2016







10.2016






Дорога на Москву между Мичуринском и Богоявленском.
10.2016






Станция Дягилево в черте Рязани. Время 20:00.
10.2016






Поезд лишние 14 минут простоял в Раменском. Привычная пересадка Перово — Чухлинка оказалась невозможной.
Ещё одна ночёвка между Чухлинкой и Кусково.
10.2016






Электропоезд Москва — Владимир. Солдат-срочников доставляют к месту службы, скорее всего в район Коврова.
10.2016







10.2016


ъъъъъъъъъъ




25.10.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу