Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА КАРИНТОРФ — ХАРИТОНОВО — ХРИСТОФОРОВО, 2016 ГОД









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА. СОВСЕМ НЕ ГОТОВА!

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5266318 — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии, всего — 3 632

http://m.vk.com/wall-32652073_25766, http://m.vk.com/wall-155711_357120
— обсуждения публикации и поездки.




Рабочая экспедиция произведена в июле-августе 2016 года.

Исполненный маршрут:

"24 км" — Владимир — Гороховец (пригородные поезда) — Галицкая (пешком) — Нижний Новгород — Семёнов — Урень — Арья (пригородные поезда) — Атазик — Арья (пешком) — Киров — Бумкомбинат (пригородные поезда) — Кирово-Чепецк, станция Боёво (автобус) — Техническая, посёлок Каринторф (поезд узкококолейной железной дороги) — Кирово-Чепецк (пешком) — Бумкомбинат (автобус) — Киров — Пинюг — Сусоловка — Котлас — Черёмуха (пригородные поезда) — Коряжма (пешком) — Харитоново (автостоп) — узкоколейная железная дорога — Харитоново (тепловозы и пешком) — Коряжма (автостоп) — Котлас (автобус) — Сусоловка — Христофорово — Сусоловка — Луза — Киров — Марадыковский — Котельнич — Урень — Нижний Новгород — Ковров — Владимир — "24 км" (пригородные поезда).



Ночёвки в ходе экспедиции:

Галицы, заброшенное строение

Киров, замаскированное место южнее вокзала

Киров, заброшенное строение к западу от города

Котлас, замаскированное место

Харитоново, заброшенный дом

Харитоново, заброшенный дом

Вместо ночёвки — пребывание в поезде Луза — Киров

Нижний Новгород, "база" А. Кротова

Владимир, замаскированное место вблизи станции.


Основные задачи экспедиции:

Выполнить фотодокументацию посещаемых объектов.

http://infojd.ru/29/susolovka-hristoforovo.html
http://infojd.ru/03/haritonovo.html
http://infojd.ru/03/tcheriomuha.html
http://infojd.ru/15/karintorf.html
http://infojd.ru/28/aria.html


По станции Владимир на пересадку шесть минут. ЭД9М-0138 Владимир — Гороховец. Билет выдали только от Коврова.

Арья. От узкоколейной железной дороги хорошо сохранилась только площадка станции в Атазике.

Самый дешёвый способ попасть в Чепецк: электропоездом до станции Бумкомбинат, оттуда автобусом. Это будет стоить от 22 до 28 рублей, в зависимости от пункта назначения в городе. Ещё дешевле только пешком от Бумкомбината, это восемь километров.

По загадочной и необъяснимой причине ближайшая к Кирово-Чепецку остановка электропоездов Каркино полностью ликвидирована!

В Бумкомбинате автобус на Кирово-Чепецк к вокзалу не подходит. Остановка называется не Бумкомбинат, а Кирпичный завод. Замечу, бумажного комбината в этой местности никогда не было.

Кировская область недавно лишились "молодого и либерального" губернатора Белых, арестованного при получении 400 000 евро наличными. Это в десятки раз меньше, чем у сахалинского Хорошавина, при котором был миллиард рублей наличными, но хватило бы на железнодорожный объект.

Жуткая жара и при этом комары в изобилии. Экспедиция в таких условиях — трудное дело.

Пассажирский поезд ещё ходит по маршруту Новый — Техническая. Стоимость проезда 20 рублей, причём, стыдоба и позор, билеты выдаются с надписью "автобус".

Во второй раз развесил схемы метро. А что, в Москве додумались официально назвать МОЖД линией метро №14. Чепецк чем хуже?

Жалкий издевательский огрызок узкоколейной железной дороги Новый — Техническая, вместо огромной сети. Но ещё один огрызок есть на севере, и формально, как ни дико это звучит, с разборкой почти всей сети в Кировской области на одну узкоколейную железную дорогу стало больше.

Чудо, что это движение ещё сохранилось, но вскоре оно будет отменено. Сами железнодорожники Каринторфа говорят: два года в лучшем случае.

Движение пассажирского поезда по узкоколейной железной дороге, на мой взгляд, будет отменено по причине бюрократических проблем. Сейчас именно это это — главная причина исчезновения пассажирских перевозок, а не нехватка денег.

Перевозки пассажиров по железным дорогам, отличных от сети "РЖД", потерпели полнейший разгром. И главная причина — запреты проклятых бюрократов.

Сейчас общедоступные пассажирские перевозки на железных дорогах, отличных от сети РЖД, остались: на широкой колее некоторое время назад только в Саяногорске, если не отменили. Недавно удалось после перерыва вернуть легальный пассажирский статус поезду Вохтога — Каменка.

На узкой колее остались в Алапаевске, Каринторфе, Северодвинске, Липаково, Авнюге, Гуамке, Черниговской (последний огрызок почти разобранной Апшеронской узкоколейной железной дороги). Полный список!

Именно из-за идиотской бюрократии после отбора Крыма Россией прекратилось движение на удивительном железнодорожном объекте в Крыму. http://infojd.ru/04/molotchtm.html В сезоне 2014 года оно немного было, позже не было.

Ещё в нескольких местах (Икса - Янгоры, Опарино — Ула, Карпогоры - Явзорская) перевозки людей есть де-факто, но официально их нет, в открытую заявлять о возможности везти людей нельзя, и владельцы железнодорожных объектов теоретически сильно рискуют, перевозя людей в скрытой форме.

На участке Октябрьская — Петрино надеются сохранить торфодобычу и вывозку торфа по узкоколейной железной дороге. Пока что там возят по узкоколейной железной дороге рабочих из Октябрьского на торфомассив, чтобы сохранить узкоколейную железную дорогу. Но полагаю, что вскоре узкоколейная железная дорога будет разобрана.

В Пинюге узкоколейная железная дорога действует. Но движение редкое, нерегулярное. Вероятно, вскоре узкоколейная железная дорога будет разобрана.

Коряжма — довольно большой город, по своему значению почти равный Котласу. Но в транспортном плане весьма обделён. Магистральная железная дорога проходит в пяти километрах южнее. Самый дешёвый, но медленный способ попасть сюда — на пригородном поезде до станции Низовка.

На главной улице Коряжмы есть один двенадцатиэтажный дом. Вблизи берега Вычегды есть также три девятиэтажных дома. Это единственные здания выше пяти этажей в юго-восточной части Архангельской области. В Вологодской области здания выше пяти этажей есть только в Вологде и Череповце, в Кировской области — только в Кирове, Чепецке и Вятских Полянах.

От понтонного моста до Харитоново — подвёз водитель лесовоза, следовавший на лесовозную дорогу у Сойги. Движение на участке Рябово — Литвино открылось только в 2011 году. Дорога — дурная грунтовка. Срок службы лесовозного КамАЗа, по словам водителя, тут составляет пять лет. У импортной машины чуть больше.

Водитель не сильно старше меня. Почти всю жизнь — в Литвино. Только в последнее время в Коряжме, и то, как я понял, временно. Своё село на город менять не хочет и с радостью бы никуда не уезжал.

Узкоколейную железную дорогу в Литвино разобрали в 2002 году. Водитель успел поработать машинистом на узкоколейном тепловозе в своём селе!

По его словам, протяжённость узкоколейной железной дороги была за 80 километров. На 53 километре была база охотников. Сейчас автодорога на месте узкоколейной железной дороги только первые 11 километров, а дальше полная глушь.

Понтонный мост в Коряжме — большое благо, но он сезонный. Мост не выдерживает ни ледоход, ни высокую воду. Весной его убирают больше чем на два месяца и ставят только в июне. В 2013 году высокая вода держалась так долго, что мост открыли 1 июля! В 2014 году — 16 июня.

Осенью мост тоже убирают. Когда нет моста и нет ледохода, в ходу паром, а когда ледоход — вообще никакого сообщения.

Понтонный мост принадлежит Котласскому ЦБК. Всем, кроме лесовозов и велосипедов, проезд по нему платный.

Как понтонный мост совместим с судоходством? Никак, но и судоходства тут нет. Вычегда кажется огромной рекой. Но местные жители уверяют, что Вычегду можно в некоторых местах перейти вброд. Впрочем, в редчайшие дни суда появляются, и тогда мост размыкают.

Строительство постоянного моста — вековая мечта жителей района. Обещано его начать, но сроки переносятся. Сейчас есть разговоры о начале строительства в 2017 году, но наверняка отодвинут.

Водитель в какой-то момент остановился, и рядом остановилась легковая машина. В ней — его знакомый из Харитоново. По его мнению, следющий год будет для узкоколейной железной дороги в Харитоново последним. Но пока она действует.

Узкоколейная железная дорога. Ещё в прошлом году было движение по всей магистрали от Харитоново до Кваши, это 72 километра. В Кваше оставался один постоянно обитаемый дом, в котором живут какие-то "бичи", и вахтовая база рабочих. Раз в неделю туда ходил пассажирский поезд за рабочими, а также на нём везли лесовые машины "тимберджек".

Зимой узкоколейную железную дорогу начали разбирать и разберут от Кваши до 33 километра. От 33 километра, с ветки, ведущей в северо-западном направлении, пока сохраняется вывоз леса.

По пессимистичным прогнозам, уже в 2017 году вывоз леса прекратится и узкоколейную железную дорогу разберут полностью. По оптимистичным прогнозам, это произойдёт на два-три года позже.

Утром я оказался на узкоколейной железной дороге примерно в 6:40. Но уже ушёл и поезд "разбиральщиков", и рабочий поезд к месту лесозаготовки.

Несколько километров на поезде путейцев, до первого разъезда ъъъ. Там — на поезде, следующем грузиться лесом, до 33 километра.

От 33 километра пешая фотодокументация в сторону места разборки. Поезд разбиральщиков был на 46 километре.

Посёлок Мотьма выселен, линия к нему разобрана.

Обратно с разбиральщиками. Один "забур" платформы. Два раза обгоняем на разъездах поезда с лесом, у которых скорость меньше.

Пригородным поездом Луза — Христофорово. Удивительно, что это линия РЖД! Ржавый на вид путь, наглухо зарос, деревья скрежещут по окнам! Разве что зелёного тоннеля нет (сомкнувшихся над путями деревьев).

В Христофорово после 2004 года напрочь уничтожили лесопредприятие, всё порушили и порезали. Путь теперь кончается у платформы и путевого развития нет. Простой тупик.

Марадыковский. Тут узкоколейная железная дорога действует. И в Иготино перегрузка на широкую колею возобновилась.

На тёмной жаркой "Мещерке" (Мещерское Озеро, крупный многоэтажный район Нижнего Новгорода) длительно ищу квартиру, которая стала "базой" великого Антона Кротова.

Не подумайте, что из каких-то утилитарных причин, в духе "поспать - поесть - помыться - подзарядить устройства".

Не будь там Кротова — конечно же, такое место я бы никогда не посетил. Без Кротова мне в таких местах делать категорически нечего.

Но Кротов здесь. Редкая возможность пообщаться с ним. Никакого утилитаризма. Ночлег тут оказался менее комфортным, чем был бы рядом в замаскированном месте. Кругом люди, лёг за полночь, разбудили в 6 утра. Душ? Зачем, когда в этот день два раза купался, и на следующий день тоже.

Зарядка электрических устройств? Зачем, когда с 2016 года она стала свободной и доступной почти на всех российских вокзалах. За это коренное и важное изменение - спасибо новому руководству Российских железных дорог!

Оставил еду в подарок, сам же принял символические чашку чая и две ложки рисовой каши.

Вскорее Кротов планирует ехать на хадж в Мекку. Квартира какое-то время будет существовать без него. Потом он ненадолго туда вернётся, потом Дом исчезнет.

Пешком до Малой Горьковской детской железной дороге, трамвай до "Парк Дубки", пешком до метро "Двигатель Революции", метро до "Чкаловской", встреча поезда на Малой Горьковской детской железной дороге, метро до "Горьковской", пешком до вокзала через Канавинский мост с купанием.

Ночёвка — Владимир, замаскированное место. Выезд в 6:10 электропоездом Владимир — Москва.



Станция Владимир. ЭД9М-0138 Владимир — Гороховец.
07-08.2016






Галицкая, самая восточная платформа Владимирской области.
07-08.2016






Раньше на Металлист было 4 пары, а в сторону Арзамаса электропоезда были до Мурома, Сергача и Казани.
07-08.2016






Семёнов. На центральной площади — необычно большой водоём с фонтаном.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Вокзал на станции Семёнов. Вид из города. Тут ещё не редкость автомобили "Ока",
которые в больших городах найти трудно. В одном кадре две "Оки"!
07-08.2016






Вокзал на платформе Озеро.
07-08.2016







07-08.2016






Сухобезводное, в просторечии Сухач. Посещаемое мной как минимум с 1999 года место, где в 2006 году
я был застигнут в грузовом поезде, провёл много часов в общении
с охранниками, милицией и нижегородским ФСБ.
07-08.2016






Мост через Ветлугу.
07-08.2016






Урень. Десятки лет традиционным конечным и пересадочным пунктом была станция Шахунья на 60 километров дальше.
Всё поменялось, теперь большая и приспособленная под конечную станция Шахунья — транзитный пункт,
а маленькая станция Урень — конечный и пересадочный пункт.
07-08.2016







07-08.2016






Станция узкоколейной железной дороги Атазик.
07-08.2016







07-08.2016






Атазик. Здесь хорошая асфальтовая дорога и пятнадцать километров
до районного центра — но дома в основном заброшенные.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Баня в Арье не действует с 2013 года.
07-08.2016






Станция Арья. Здесь я впервые был в 1996 году. Прибывает электропоезд ЭД9М-1025 сообщением Урень — Киров.
07-08.2016






Расписание движения пригородных поездов по станции Киров. Сократилось, но по сравнению
с другими регионами — неплохо. Поезда на Мураши на самом деле идут до Пинюга (утром)
и до Лузы (днём), а некоторые "до Пижмы" — до Уреня.
07-08.2016






Станция Полой. Станционное здание новое и примитивное, однако сохранилась
старинная водонапорная башня.
07-08.2016






Мутница.
07-08.2016






Бумкомбинат. Бумажного производства тут никогда не было.
07-08.2016







07-08.2016






Автобусы от окрестностей Бумкомбината в Чепецк. Это единственный существующий дешёвый способ попасть в город.
07-08.2016






Станция Новый.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Бумкомбинат. "Атомный" спецпоезд из Железногорска, предположительно, едет за отходами Ленинградской АЭС.
07-08.2016







07-08.2016






Станция Киров-Котласский. В 2014 году тут был инцидент с "борцами с извращенцами".
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Латышский. Линия на Речной ещё действует, по крайней мере до Маромицы. Предположительно тут сто лет назад высадились переселенцы из Латвии. Вскоре я должен быть в Латвии.
07-08.2016






Пинюг. Казарма 1890-х годов.
07-08.2016






Пинюг. "Запорожец" у поезда Пинюг — Киров.
07-08.2016






Бумажный.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Савватия. Здесь была большая авиабаза, якобы с подземным аэродромом.
07-08.2016






Вятско-Двинская железная дорога пересекает Печорскую железную дорогу.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Путь узкой колеи на станции Котлас-Южный. Не путать с узкоколейной железной дорогой!
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Платформа Большая Слободка на линии Котлас-Южный — Сольвычегодск.
07-08.2016






Линия Котлас-Южный — Сольвычегодск примыкает к Печорской магистрали.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Двенадцатиэтажный дом в Коряжме. Город - единственный на юго-востоке
Архангельской области, где есть здания выше пяти этажей.
В более крупном Котласе их нет.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Номера 10 и 11 рядом среди региона 29 !
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Эта линия — действующая, по ней дважды в день в двух направлениях проходят поезда.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Марадыковский.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Котельнич — место "разделения" железнодорожных магистралей на Москву и Санкт-Петербург.
Линия на Москву пересекает сверху линию на Санкт-Петербург. Если бы не идиотская
власть, была бы четвёртая линия — на Яранск и далее
на Юг России по кратчайшему пути.

Отсутствие этой линии Яранск - Котельнич - один из характерных примеров маразма и разгильдяйства. Таким же вопиющим позором является отсутствие линий Карпогоры - Вендинга, Учалы - Магнитогорск, Весьегонск - Суда.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016






Женщина, сидящая слева, возмутилась фотографированием станций из окна электропоезда.
Она "наезжала" на меня и жаловалась на меня полицейскому (тот не проявил
никакого интереса и даже не проверил документы). Фотография была
сделана после наезда в качестве меры наказания.
07-08.2016







07-08.2016







07-08.2016


ъъъъъъъъъъ




10.08.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу