Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА В ИНДИЮ, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 1)









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА. СОВСЕМ НЕ ГОТОВА! Это первая часть публикации. Продолжение — в четырёх последующих частях.

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5173614 — сделанные в ходе поездки фотографии, всего — 9573

http://infojd.ru/knigisb/india2016.html — книга «REL BHARAT: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИНДИЯ—2016»

http://ru-railway.livejournal.com/2903495.html,
— обсуждения поездки.




Поездка на железные дороги Индии произведена 20 января - 6 февраля 2016 года.

Исполненный маршрут:
Дели - Gajraula (ночёвка) - Moradabad - Bareilly - Shahjahanpur - Balamau - Unnao - Kanpur (ночёвка) - Allahabad - Varanasi - Mugalsarai - Danapur (ночёвка) - Patna - Kiul - Asansol - Калькутта (узел) (ночёвка) - Kharagpur - Bhubaneshwar - Khurda Road (ночёвка) - Puri - Khurda Road - Nirakarpur (ночёвка) - Vizianagaram (ночёвка) - Rayagada (ночёвка) - Titlagarh - Sambalpur - Jharsuguda - Bilaspur - Raipur - Gondia - Nagpur - Wardha - Akola (ночёвка) - Mhow - Indore (ночёвка) - Dewas - Ujjain - Maksi - Bhopal - Bina - Jhansi - Gwalior (ночёвка) - Sheopur-Kalan (ночёвка) - Sawai Madhopur - Jaipur - Ringus (ночёвка) - Rewari - Дели.

Участки Akola - Mhow и Jaipur - Ringus по колее 1000 мм. Участок Gwalior - Sheopur-Kalan по колее 610 мм. Участок Mhow - Indore автобусом, потому что движение поездов отменили в связи с реконструкцией. Участок Sheopur-Kalan - Sawai Madhopur автобусом, потому что железной дороги нет.

Для понимания желательно использовать http://indiarailinfo.com/atlas.

Как происходило получение визы.

Вначале я попытался заполнить онлайн-анкету на государственном индийском сайте http://indianvisaonline.gov.in

Cайт для онлайн-заполнения анкеты после заполнения этого: https://indianvisaonline.gov.in/visa/info1.jsp выбрасывает назад, на начальную страницу. Смена браузера не помогает. Так продолжалось много десятков попыток и не один день.

До самой анкеты "дойти" не удалось, но я видел её образец. Это полнейший ужас! На заполнение пришлось бы потратить несколько часов. http://life-with-dream.org/kak-sdelat-indijskuyu-vizu/ - пример. Вопросов в индийской анкете намного больше, чем в "шенгенской"!

Есть такие вопросы, каких нет даже в американской анкете: ФИО родителей и даты их рождения. Вероисповедание. Служили ли в армии или полиции. Посещали ли Пакистан. Какие места собираетесь посетить в Индии. Есть ли особые приметы на теле (надо полагать, любой шрам или татуировка). Номер внутреннего паспорта. И так далее.

К великому счастью, заполнение онлайн-анкеты не является обязательным. Хотя многие об этом не знают. За дополнительные (вроде бы) 300 рублей можно обойтись без неё!

Принимаю, как оказалось, оптимальное решение, которое рекомендую всем - "забить" на этот сайт и приходить в визовый центр без всякой анкеты.

Визовый центр посещён 12 января. Находится у станции метро "Арбатская", на четвёртом этаже "потрёпанного" здания. Большая комната с довольно приятным обликом. Никаких маразматических обысков при входе, в отличие от американских консульских служб. Некоторые посетители даже разговаривают по телефону. Персонал - русские и индийцы, все русскоговорящие.

Сдаю следующее: загранпаспорт, одну фотографию, распечатку авиабилета, распечатку бесплатной брони гостиницы на две ночи в Дели с сайта hotels.com. Объясняю, что анкету с государственного сайта сдать не могу - сайт не работает, пробовал несколько дней.

Никаких проблем! Сказали, заполним сами. Спросили только телефон "гаранта" в Москве, имя отца и матери, ещё нужно поставить подпись. Гарантом может быть любой человек, но желательно - реальный родственник, на случай ЧП.

А как же всё прочее - вероисповедание, работа, служба в полиции, посещал ли Пакистан, какие имел прежние гражданства и ещё "100 500" вопросов анкеты? Оказывается, ничего не надо!

Плачу наличными 3500 рублей. Из них около 2000 - виза, остальное - обязательная медстраховка. Можно купить медстраховку заранее и предъявить её, но согласно просмотренным источникам, это не будет дешевле.

15 января приходит SMS о готовности визы. Снова приезжаю в визовый центр (открыт по рабочим дням до 17 часов), забираю паспорт с визой по выданному чеку. Очередей нет. Сразу дают паспорт, вместе с ним - реклама "Яндекс-Такси" и "Аэроэкспресса". Распечатки авиабилетов не возвращают.

Из визового центра - в типографию. Книга "Уходящая Эпоха" с опозданием на две недели сдана. Много КГ книг тащу на своём горбу в "Русскую Деревню". Тут: http://infojd.ru/knigisb/kavkaz2015.html и тут: http://infojd.ru/knigisb/pr.html информация обновлена.

Самолёт Airbus-330 с бортовым номером VQ-BQZ, "Николай Бурденко". Полупустой, рядом со мной никого не оказалось.

Командир сообщил: в Дели погода хорошая, туман. Взаимоисключающие понятия, по-моему. Температура плюс восемь градусов. Маловато!

Паспортный контроль пройден быстро. Таможня ничего не смотрела - зря волновался насчёт еды. Заполненные таможенные декларации бросают в ящик, подобный "мусорке".

Дать бесплатную сим-карту отказались без распечатки брони отеля. По ней минута разговора с Россией стоила бы 10 рупий (11 рублей).

Платная сим-карта стоила 1000 рупий. Потом уже готов был купить и такую, но и их отказывались продавать.

Сплю на подоконнике в крытом пешеходном переходе, соединяющем аэропорт со станцией метро.

Проезд на метро 60 рупий. При входе - строгий досмотр.

Вокзал New Delhi. Расписание оказалось написано только на хинди. Потом оказалось, что это не проблема, ибо расписаний на индийских железных дорогах де-факто нет и поезда ходят как получится.

Добровольный помощник объяснил, что поезда на Ревари отправляются с вокзала Old Delhi (Delhi Junction). Направляюсь туда пешком, в основном по улице ЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪ.

Дорожное движение больше чем наполовину состоит из трёколёсных велоповозок. При этом собственно велосипедов мало. Довольно часто - телеги, запряженные коровами, и трёхколёсные "моторикши". Автомобили составляют меньшинство потока.

Delhi Junction, он же Old Delhi - один из двух главных вокзалов города. При входе на территорию - посты досмотра. Въезжающим автомобилям закатывают зеркало под днище.

Всё хаотично, непродуманно. Между тем, больших толп людей на вокзале нет.

Сначала направляюсь в кассу дальнего следования. Передо мной был иностранный турист азиатской внешности, желавший ехать в Джайпур. Его кассир отправил на вокзал New Delhi, объяснив, что добираться туда на метро.

В кассе Дели-Старый обсчитали. Билет до Ревари стоил 25 рупий, а на сдачу со 100 дали 20. Потеря - 55 рупий.

Скорее бы оторваться от города!

Оказалось, что сравнительно недалеко от вокзала Дели-Старый есть лавки, специализирующиеся именно на торговле подержанными фотоаппаратами.

Фотоаппарат куплен за 2300 рупий, хотя просили 2500. Удалось немного "сбить".

В Индии никуда никто не торопится. Здесь поезда ходят фактически без расписания, как получится.

Сеть поражает своим масштабом.

В северной, хиндиязычной Индии расписания вывешены только на хинди. В других частях страны - на трёх языках: местном, хинди и английском. Но пользы от этих расписаний нет: движение поездов хаотичное.

Индийские вокзалы - это неимоверное скопление людей. Нескончаемая хаотичная толпа. Как-то они ориентируются в этом нагромождении, и уезжают туда, куда нужно.

Но у индийцев много свойств, нам не присущих: есть немытыми руками и не получать расстройство желудка, стирать одежду и купаться в грязной воде, от которой у нас бы тело покрылось сыпью и, возможно, утратило возможность самостоятельного передвижения.

Мусор принято бросать в окна.

Двери в индийских поездах закрывать во время движения не принято. Если их и закрывают - то только ночью, когда холодно.

Внешний вид у индийского населения бывает удивительно разнообразен. Одни - чёрные, можно было бы принять за африканских негров. Хотя у представителей негроидной расы другой тип лица. Некоторые - лишь незначительно темнее европейцев.

Есть ощущение, что в полицию целенаправленно берут максимально высоких и максимально белых индийцев.

Народ всё-таки часто туповатый, и от него изрядно устаёшь.

Уважение к европейцу отстутствует напрочь. Доброжелательность, радушие, свойственное мусульманским народам Азии - почти тоже. Народ здесь простой, нисколько не выделяется доброжелательностью, как иранцы или индонезийцы.

Пури, штат Одиша. Впервые в етом году добрался до моря и совершил купание. Сегодня это первый и последний день в поездке, когда есть доступ к морю.

Страна трудная, хотя и очень интересная, а для исследователя железных дорог это место удивительное. Сеть почти равна российской, непохожая на все осталные и малоизвестая европейцам. На удивление мало.

Но фотографировать железную дорогу тут запречено. Менты постоянно наэжают. Довольно напряжая обстановка.

Тут было бы хорошо тому, кто не ограничен во времени. Когда нужно успет проехать как можно больше за короткий срок - сложнее всего.

Akola - Mhow, централная Индиа. Проехал по линии Akola - Mhow, одной из уже немногих линий колеи 1000 мм, раньше составлявших половину гигантской сети.

Фотографии делаютсяь, как ни печально, на телефон. Но всё равно они будут в книге "Rel Bharat - Железнодорожная Индия".

Наезды ментов абсолютно достали! Узбекистан какой-то, если не что похуже! С телефоном, впрочем, стало меньше.

Бичевоз Бхопал - Бина. Пропустили 4 поезда, дважды по два. Нет, уже 5, во второй раз - 3. Нет, похоже, 4 поезда по одной станции! Но нет, всё-таки 3. Какой-то высокий молодой индус угостил чаем. Потом я сам купил чай. 5 рупий стаканчик. "Ек", "до" - как в персидском и таджикском.

Узкоколейная линия. Поезда встретились на Suwalli (около того).

Вот это - настоящий "другой железнодорожный мир"! Та самая "дикая Азия", в которой поезда облепляют со всех сторон, как пчелиный рой ветку дерева.

Какой-то старик с косичкой, угощавший меня арахисом, ехал до станции смены локомотивов. В вагоне очень пыльно. Всё моментально покрывается пылью. Стёкол нет в принципе, освещения нет. На всех станциях с путевым развитием есть билетная касса, и в ней наблюдается очередь за билетами. Хотя билеты тут не проверяли, наверное, никогда.

Таков менталитет местных жителей: положено ездить по билету - значит, надо купить! И не важно, что не проверяют На протяжении второй части пути едется свободнее и проще во всех отношениях. В вагонах есть свободные сиденья. Но крыши вагонов при этом не пустеют. Многим просто там больше нравится.

Индийская железнодорожная сеть грандиозна.

По протяжённости - четвёртое место в мире, после США, Китая и России. Но скоро, похоже, выйдет на третье место, оставив Россию позади.

По пассажирским перевозкам дальнего следования - безоговорочное первое место, с большим отрывом.

По количеству персонала - первое место в мире.

Кроме того, сеть более ширококолейная, чем российская, китайская и американская. Ширина колеи в Китае и США (как и в большинстве стран мира) - 1435 мм, в России - 1520 мм, а в Индии - 1676 мм.

Первая железная дорога мира по пассажироперевозкам, четвёртая по длине после США, Китая и России. Но скоро станет третьей, опередив Россию. Там каждый год появляются линии в таких местах, какими у нас были бы Васильевский Мох - Сонково или Углич - Рыбинск, а то и вовсе Шаховская - Тверь. Чего в России гарантированно не будет никогда, и это весьма прискорбно! Гигантские масштабы и колея, у нас по сравнению с ними - жалкая узк.ж.д. А вот никаких гнусных извратов типа параллельных ВСМ, как в Китае - этого в Индии нет. Стоимость проезда в Индии: примерно 25 рупий за 100 км. 10 рупий - примерно 11 рублей. Турникетов нигде нет на железной дороге, только в метро. Контроль - очень редкое явление. Можно, наверное, ездить годами и не встретить. Но безбилетников почти нет - им менталитет не позволяет обманывать. Даже те, кто на крышах - часто с билетами! Но на крышах ездят только на узкой колее в редких глухопровинциальных местах. Скоро там не будет ни узкой колеи (ничего не разбирают, заменяют широкой), ни ездоков на крышах. начала его в первые часы в Индии вырвали из окна поезда на ходу (хорошо, что именно в первые). Выбросился на ходу. Хожу по Дели, ищу новый. Не б/у стоил от 6 000 рупий за полную дрянь. Столько денег было, но тут наткнулся на место торговли б/у. Есть Кодак - наиболее приемлемый для меня. Взял за 2300, обрадовался (правда, у нас в Скупке такому предельная цена - 1000 рублей). Но он стал подыхать и на середине маршрута сдох совсем. Но теперь уже денег на новый не было, а б/у нигде не торговали. Проехал по 200-километровой узкоколейной ЖД Gwalior - Sheopur-Kalan. Колея 610 мм.

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Maharaja_Railways_o.. Всё на ней в точности как тут - http://www.irfca.org/gallery/Trips/north/gwl09/ http://vikaschander.com/upper-class-to-sheopur-kalan/ http://www.livemint.com/Leisure/bYABraPapNWgnGD1K8de2.. https://www.youtube.com/watch?v=eP7wgJuuCXI

Pishu iz goroda Sheopur. Budu tut nochevat' gde-to v pole u kanala http://old.wikimapia.org/#lat=25.6877776&lon=76.6.. a zavtra avtostopom v Sawai Madhopur.

Ottuda po planu - poezdami v Jaipur i Deli.

Шеопур. Богатый гражданин на дорогой машине провёз около километра.

Проехали три верблюжьи повозки. Фотографирую их. Возчики предлагают подвезти. Отказываюсь, и правильно. Вскоре появился автобус. Сел бы на верблюда - не попал бы на столь нужный автобус.

50 рупий до Савай Мадхопур. И 10 рупий по городу.

В ИНДИИ УДАЛОСЬ ВЫЙТИ В СЕТЬ ПО WI-FI !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Был уже убеждён, что такое в этой стране в принципе невозможно. Потребовался пароль, присланный на российский телефонный номер. Входящие СМС тут (в роуминге российского МТС) бесплатные.

А вот исходящие - около 200 рублей. На телефонных звонках я разорился: 250 рублей за минуту.

Туристическая сим-карта Гудлайн не работала из-за проблем с телефоном или самой картой, а местные сим-карты всюду отказывались продавать без индийского гражданства.

нет и не может быть никакого парома на Шри-Ланку. Враждебные отношения.

С Бангладеш и Пакистаном: по одним данным, в первом случае два поезда в неделю Калькутта - Дакка, во втором случае - два маршрута поезда поездов по два раза в неделю на каждом.

По другим данным, всё это отменено, поезда доходят только до пограничных станций с обеих сторон, а через границу люди идут пешком через автопереход.

Вот тут: https://en.wikipedia.org/wiki/Samjhauta_Express почему-то трансграничный перегон Вага - Аттари отмечен как недействующий.

Грузового движения между Индией и Пакистаном, Индией и Бангладеш либо нет вовсе, либо оно крайне редкое.

маловероятно. Во-первых, высочайший в мире горный хребет. Во-вторых, враждебные отношения. Китай "отгрыз" у Индии большой кусок территории, побольше чем Крым. Много десятков лет Китай и Индия в состоянии холодной войны. Граница закрыта.

непрерывный рельсовый путь от Москвы (Лондона, Лиссабона, Владивостока) до Дели есть, только со сменами колеи. Он таков (если от Москвы): Москва - Астрахань - Гурьев - Макат - Ташауз - Серахс (пограничная туркменско-иранская станция) - Захедан - Лахор - Амритсар. И никак иначе.

Через Турцию - раньше было два разрыва, Босфор и озеро Ван. Недавно под Босфором открыт тоннель, но у озера Ван по-прежнему разрыв и устранят не скоро.

Поезда Анкара - Тегеран нет, хотя на вагонах так написано. На самом деле это два поезда, прибывающие из Турции и Ирана к разным берегам озера Ван. Через него - теплоход. Железную дорогу вдоль озера Ван построят не скоро.

паром перевозит грузовые вагоны и багажный вагон из пассажирского поезда. Только багажный. https://en.wikipedia.org/wiki/Train_ferry Lake Van - Tatvan — Van. Only the luggage van takes the ferry, the passengers have to change at both ends.

Разрывы пассажирского движения как минимум в двух местах: на узбекско-туркменской и туркменско-иранской границах.

Про пакистанско-индийскую сказано: непонятная ситуация.

Захедан - Кветта (Иран - Пакистан) - тоже тёмное дело. Тут http://en.wikipedia.org/wiki/Zahedan_Mixed_Passenger пишут, что есть поезда дважды в месяц.

Но с тех могли отменить, либо же на этот поезд не пустят иностранцев. На западе Пакистана (участок граница - Кветта) полувоенное положение. Иностранцев возят на машинах под армейским конвоем, что дорого и редко.

За 2900 рупий получил 38 долларов.

Airbus-330 с бортовым номером VP-BLX, "Евгений Светланов".

Экспресс Москва-Курская - Владимир по билетам на бланках системы Экспресс! Москва - Железнодорожная с номерами и фамилией!



Начало поездки. Станция на 24 км Московско-Нижегородской железной дороги. Московское время 17:51.


ЪЪЪЪ



Белорусский вокзал (станция Москва-Смоленская). Зал ожидания для пассажиров «Аэроэкспресса».


ЪЪЪЪЪ



Регистрация на рейс. Время 20:27.



Посадочный талон Москва — Бангкок.


ЪЪЪЪЪЪЪЪЪ




01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016








01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016







01-02.2016


ъъъъъъъъъъ



часть 2 — следующая


11.02.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу