Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА В ИНДИЮ, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 3)









Это третья часть публикации. Начало  — в предыдущих частях.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5173614 — сделанные в ходе поездки фотографии, всего — 9573




Узловая станция Харагпур имеет четыре направления, все они двухпутные электрифицированные.



Электропоезд на станции Харагпур, которым я прибыл сюда из Калькутты (Хоура). Головной вагон,
тогда как на станции Хаура был сфотографирован хвостовой вагон.



Объявление на вокзале Харагпур — призыв к чистоте. Помогает слабо, железнодорожная полиция
остро реагирует только на фотографов.



Эскалатор на вокзале Харагпур.



Станция Харагпур. Вид с переходного моста.






Неработающий лифт на станции Харагпур.






Станция Харагпур.






Вокзал на станции Харагпур. Информация для пассажиров. Здесь, в нехиндиязычном регионе,
английского языка больше, чем в хиндиязычных регионах.






На станцию Харагпур прибывает пассажирский поезд.






Станция Харагпур. Ближайшая к вокзалу платформа.






«Антикоррупционная» реклама на вокзале Харагпур.






Тепловоз на станции Харагпур.






Станция Харагпур.






На вокзале станции Харагпур.






На вокзале станции Харагпур.






Вокзал на станции Харагпур. Объявление в кассовом зале. Предположительно, касается наличия
мест на ближайшие поезда в категориях, отличных от «General class».






Станция Харагпур. Расписание движения поездов категорий Mail (почтовый) и Express. Как ни странно, «up» (вверх) означает
движение на юг, в сторону Мадраса, «down» (вниз) — на север, в сторону Калькутты. В Австралии это имело бы подобие
логики, там иногда выпускаются даже карты, где юг вверху. Но не в Индии,
полностью находящейся в Северном полушарии.






Станция Харагпур.






Станция Харагпур.






Станция Харагпур.



Станция Харагпур.


Выезжаю поездом маршрута Хатия — Калькутта-Хаура — Хайдарабад. Станция Хаура — тупиковая, но является транзитной для некоторых поездов, со сменой направления движения.



Поезд отправляется со станции Харагпур.



Харагпур. Рядом движется поезд другого направления.



Станция Balasore.



Станция Bhadrak. Время 16:55.



Станция Bhadrak. Маршрутная доска на вагоне «моего» поезда Hatia — Howrah — Hyderabad.



В вагоне поезда. Выброс мусора в окна остаётся общепринятым, хотя и призывают это не делать.



В вагоне поезда. Время 17:03.



Станция Barang junction. Время 19:27.



Станция Bhubaneswar. Время 19:51.



Станция Bhubaneswar.


Выхожу в темноте на станции Khurda Road — начальном пункте тупиковой линии на Пури. Это сравнительно небольшой населённый пункт, и здесь есть комната отдыха (Retiring room) — все условия для того, чтобы ей воспользоваться.



Станция Khurda Road. Время 20:27.


Комнаты отдыха на индийских вокзалах, как и на российских — это де-факто гостиницы экономической категории, предназначенные для пребывания на короткий срок, до отправления нужного пассажиру поезда. Ограничений на ночлег иностранцев, как выяснилось, нет!

Желающие попасть в комнату отдыха обращаются в обычную кассу, где вначале нужно купить билет на завтрашний поезд, затем долго объяснять, что нужно. Когда «дойдёт» — отдать паспорт для сканирования, сообщить адрес и телефон в Индии или хотя бы в России «по месту жительства». Паспорт могут на время унести — для показа какому-то начальству.

Наконец, после долгих записываний, сканирований и «консультаций» отдают паспорт и вручают квитанцию — «Retiring room ticket». Стоимость ночлега зависит от времени. Здесь это обошлось всего лишь в 50 рупий.



Квитанция для ночлега в комнате отдыха на станции Хурда Роад.



Билет Хурда Роад — Пури.


Комната отдыха находится на втором этаже вокзала. Много кроватей с постельным бельём сомнительной чистоты. Вначале я был один, потом пришёл другой постоялец. Очень важно, что есть электрические розетки, для путешественника — одна из ценных вещей. Пусть в Индии и не удаётся найти доступ в Сеть, но без нетбука будет трудно.

Из недостатков — постоянный шум от поездов и вокзальных звуков.



Комната отдыха на станции Khurda Road. Время 21:34.



Санузел в комнате отдыха на станции Khurda Road.






Станция Khurda Road, вид с верхнего этажа вокзала. 27 января, время 6:48.



Станция Khurda Road, одно из вокзальных зданий. Вид со стороны города.



Станция Khurda Road. Реклама конгресса железнодорожников. «Shramik congress» — смесь
бенгальского и английского, «shramik» означает «рабочий».



Информация для пассажиров на местном языке ория. Письменность абсолютно не сходна с деванагари.


От станции Хурда Роуд до прибрежного города Пури остаётся 44 километра. Линия в Пури — тупик, но оказалась двухпутной и электрифицированной. Большой поток поездов из дальних мест страны.



Станция Khurda Road. Поезд на Puri.



Станция Sakhigopal на тупиковой линии Khurda Road — Puri.



Поезд прибывает на станцию Пури.


Пури — вокзал тупикового типа. Не перестаю удивляться, зачем так много поездов в город, который является маленьким по индийским меркам. «Поимка» полицией — уже устал фиксировать, какая по счёту. Недовольство, требование документов, требование стереть фотографии.

Здесь штат Орисса, с недавних пор официально называющийся Одиша (Odisha). Приятные, тёплые места без грязи и суеты мегаполиса. И главное — через пару километров будет море!



Станция Пури. На табличке три языка: ория, хинди, английский.



Станция Пури.



Станция Пури. Вид в сторону тупиков.



Вокзал на станции Пури. Вид из города.



Улица в Пури. Справа — «железнодорожный» отель.



Улица в Пури.



Берег Индийского океана в Пури.


Впервые с прошедшего лета я на тёплом море. Сегодня первый и последний день в путешествии, когда есть доступ к нему.



Здание недалеко от берега.



Берег Индийского океана в Пури.



Улица в прибрежной части Пури.



Пури. «The Assembly of God mission» — христианская религиозная организация.



Пури. Отель «Swastik sea breeze».



Улица в Пури.



Пури. Типичная для Индии статуя одного из множества индуистских богов.



Пури. Индуистский храм.



Пури. Одна из примет Индии — причудливо раскрашенные грузовики.



Пури. Редкий пункт публичного доступа в Сеть.



Пури. Индуистское религиозное сооружение.


Город Пури — одно из святых мест индуизма, а также прибрежный курорт «внутрииндийского» значения. Ни одного человека европейского вида здесь я не заметил.



Улица в Пури.



Улица в Пури.



Улица Grand Road в Пури.



Пури. Автомобильные номера в Индии бывают разнообразными и нестандартными.



Пури. Индуистский храм на улице Grand Road.



Улица Grand Road в Пури.



Улица Grand Road в Пури.


В тёплой Индии на улицах периодически продают свежевыжатый тростниковый сок по 10 рупий за стакан. Одна из радостей для путешественника! Напиток вкусный и неведомый в России.



Улица Grand Road в Пури. Продажа свежевыжатого тростникового сока.



Пури. Индуистский храм.



Улица Grand Road в Пури.



Пури. Храмовый комплекс Джаганнатхи — главная достопримечательность города.



Пури. Храмовый комплекс Джаганнатхи.



Пури. Храмовый комплекс Джаганнатхи. Есть мнение, что он построен пять тысяч лет назад,
но с достоверностью возраст не доказан.



Пури. Храмовый комплекс Джаганнатхи.



Пури. Храмовый комплекс Джаганнатхи. Вход разрешён только индуистам.



Улица в Пури.



Улица в Пури.



Пури, побережье у центрального пляжа. «Банный комплекс».


Купаюсь без дальнего заплыва — не позволяют высокие волны.



Индийский океан у города Пури.



Прибрежный пляж.



Прибрежный пляж.



Прибрежный пляж. Местные жители купаются одетыми.



На улице в городе Пури.


Возвращаюсь на вокзал. Выезд поездом Пури — Дург, который на станции Хурда Роуд уйдёт в сторону Калькутты. Затем он свернёт в том направлении, которое мне подходит — через Дург я в итоге проехал. Но не устраивает движение в темноте.

Решаю продолжать двигаться пока что по магистрали в сторону Мадраса — хотя бы до Визианагарама. Естественно, в светлое время.



Вокзал на станции Пури. Вид из города.



В вагоне поезда на участке Пури — Хурда Роуд.



Станция Хурда Роуд. Маршрутная доска на вагоне поезда Пури — Дург.



Станция Хурда Роуд. Типичный для каждого индийского вокзала источник питьевой воды одновременно
является памятником гражданину Roshanlal Gujarwasia. Время 18:06.


В Хурда Роуд покупаю книгу с расписаниями движения поездов на железной дороге Индии. Вес большой, а практической пользы мало.

Несмотря на темноту, решаю немного «оторваться» до совсем маленькой станции.



Станция Хурда Роуд. Маршрутная доска на вагоне поезда со странным маршрутом,
где вписаны взаимоисключающие пункты. Время 18:36.



Пассажиры в вагоне. Время 18:43.


Вскоре выхожу из заполненного вагона «наугад» — как оказалось, на станции Nirakarpur. Стараясь никому не попадаться на глаза, иду по сельским улицам в поле. Комфортная тихая ночёвка без комаров и раздражающих звуков вокзала.



Ночёвка в окрестностях станции Ниракарпур завершена. 28 января, время 6:21.



Станция Ниракарпур.



Станция Ниракарпур. ABVP (Akhil Bharatiya vidyarthi parishad) — это политическое движение в духе
индуистского радикализма, несмотря на дословный перевод как «Всеиндийский союз студентов».



Расписание движения поездов по станции Ниракарпур. Языки — английский и ория. Используются и цифры языка ория!



На вокзале станции Ниракарпур. «Железнодорожное имущество —
это и ваше имущество. Оберегайте его».



Станция Ниракарпур. Вид с переходного моста в сторону Мадраса.



Станция Ниракарпур. Вид с переходного моста на вокзал.



Станция Ниракарпур. Пассажирский поезд следует в сторону Калькутты.



Станция Ниракарпур. Грузовой поезд следует в сторону Мадраса.



Станция Ниракарпур. Вагоны «кольцевого» поезда Бхубанесвар — Джагдалпур — Бхубанесвар. Время 7:32.


После того, как я сфотографировал «кольцевой» поезд Бхубанесвар — Джагдалпур — Бхубанесвар, началось «приставание» местного полицейского. Вскоре подошли и другие «коричневые люди» с бамбуковыми палками, которые тут заменяют типичные для нашей полиции резиновые дубинки.

Затем вокруг меня собралась толпа зевак. До тех пор, пока иностранец ходит самостоятельно, он не привлекает внимание. А когда его хватает полиция — другое дело.



Местные жители смотрят на разбирательство полиции с путешественником. «Цирковое представление!»


Ведут в небольшую сельскую «police station». Это «обычная» полиция, не железнодорожная. Главное удивление у них — что я вообще забыл здесь, в глухой маленькой деревне, где иностранцев сто лет не было? Какой смысл был в том, чтобы приезжать именно сюда?

Я на тот момент даже не знал, как называется эта деревня! Только потом твёрдо запомнил.

Английский язык плох и у полицейских, и у меня. Внятно объяснить невозможно. Много раз у них проскакивает слово «journalist» в нехорошем контексте. Показывают на визу: мол, ты поступаешь плохо.

Это значит: они подозревают в том, что я некий «журналист». А если так, то иметь туристическую визу — нарушение. Должна быть какая-то «рабочая» виза. В подобном маразме замечена не только Индия — доводилось читать рассказ о похожем случае в США.

Звонят разному начальству. Прошу разрешения зарядить нетбук — но электричество тут лишь периодически. Плохое предчувствие, что сейчас повезут в город «на разбирательство». Замечаю, что голоден, и прошу дать еды — приносят лишь чай и что-то вроде мелкого печенья.



Полицейское отделение в Ниракарпуре. Фотография сделана скрытно. Время 9:10.


В итоге отпустили, никуда не вывозя. Привели обратно на станцию и посоветовали скорее уезжать. Между тем, тут останавливается небольшая часть поездов, и почти все они ушли в то время, когда я был «на экскурсии» в отделении.



Станция Ниракарпур, вид в сторону Калькутты. На ментов потеряно три часа. Время 10:42.


Внешний вид у жителей Индии бывает удивительно разнообразен. Одни — чёрные, издали можно было бы принять за африканских негров. Хотя у представителей негроидной расы другой тип лица. Некоторые — лишь незначительно темнее европейцев.

Есть ощущение, что в полицию целенаправленно берут максимально высоких и максимально белых индийцев.

Народ всё-таки часто туповатый, и от него изрядно устаёшь.

Уважение к европейцу только за его «европейскость» тут отсутствует напрочь. Никакой скидки это нигде не даёт. Но и негатива не даёт тоже. В Индии европейский путешественник будет в таком же положении, как и все.

Доброжелательность, радушие, привычное для многих народов Азии — оно тут в резко сокращённом виде. Народ здесь не выделяется демонстративной доброжелательностью, как иранцы или индонезийцы.

Похоже, из-за полицейских придётся «зависнуть» ещё на много часов. Но нет — нужный поезд остановился. Очень медленный, почти на каждой последующей станции пропускает другие поезда. Населённость вагонов меняется от средней до «забитости».



Станция Bhusandpur. Время 10:52.


Почти во всех индийских пассажирских вагонах окна «трёхкомпонентные»: стекло, металлические жалюзи, внешняя решётка. Стекло и жалюзи можно убирать. Первое выставляют, когда холодно, второе — когда прямые солнечные лучи. Несъёмная решётка находится с внешней стороны, предназначена для безопасности. Ничего не сделать с висящими в дверях, так пусть хотя бы не висят в окнах. При пожаре в вагоне решётки существенно увеличивают число жертв.

«Упрощённые» вагоны, в которых оконные стёкла не предусмотрены, можно найти только на узкоколейных железных дорогах.

По вагонам ходят назойливые продавцы чая в крошечных стаканчиках по 5 рупий, продавцы еды, а периодически ещё и «деньгосборщики» из представителей касты, именуемой хиджра. Это трансвеститы, то есть мужчины, внешне загримированные под женщин. Сами себя они требуют считать третьим полом. Группа разукрашенных трансвеститов вваливается в вагон, исполняет «танец», хлопает в ладоши и бесцеремонно хватает за плечи почти каждого пассажира. И все, как один, протягивают им 10 рупий.

Мне тоже приходилось давать. Так делают все, и к тому же, если не дать — они будут трогать тебя и улюлюкать вокруг, не отстанут. Считается, что хиджра способны принести счастье тому, кто отнесётся к ним хорошо (то есть даст денег), а на того, кто им не понравился, они нашлют проклятие. На свадьбы и другие мероприятия специально вызывают хиджра, чтобы они принесли удачу.



Станция Kaluparaghat. Время 11:08.



Станция Gangadharpur. Время 11:36.



Станция Gangadharpur.



Немногим южнее станции Gangadharpur.



Станция Balugaon. Время 11:52.



Станция Balugaon. Вероятно, религиозный гражданин.



Поезд отправился со станции Balugaon.



Станция Chilka. Время 12:10.



Станция Humma. Время 12:50.



Станция Humma.



Поезд отправляется со станции Humma. Время 13:02.



Станция Chatrapur. Время 13:31.



Станция Chatrapur.



Станция Chatrapur.



Станция Brahmapur. Время 14:05.



Станция Brahmapur.



Станция Golanthra. Время 14:40.



Станция Golanthra.



Станция Golanthra.



Станция Surla Road. Время 15:03.



Вокзал на станции Surla Road. В очередной раз встаём надолго, пропуская более быстрый поезд.



Станция Surla Road. Маршрутная доска на вагоне поезда.



Станция Surla Road. Сцепление вагонов. В подавляющем большинстве пассажирских поездов Индии переходов между вагонами нет.
Исключение составляют поезда высокого класса, состоящие из кондиционированных «евровагонов».



Станция Chichapurim. Вагоны для перевозки сыпучих грузов. NALCO — индийская национальная алюминиевая компания. Время 15:21.



Станция Mandasa Road. Время 16:04.


Конечная станция для моего поезда — Паласа (Palasa). Она крупная, но не узловая. Здесь фотоаппарат окончательно «издох».



Станция Palasa. Время 16:23.



Станция Palasa. «Островное» здание вокзала.



Станция Palasa.



Станция Palasa. Дом отдыха для служащих железной дороги. Предположительно,
аналог наших домов отдыха локомотивных бригад.



Станция Palasa. «Городское» здание вокзала.



Станция Palasa.



Станция Palasa.



Станция Palasa. Вид с переходного моста.



Станция Palasa. Здесь, как и почти на каждом индийском вокзале, есть общедоступные бесплатные розетки.
Но вскоре фотоаппарат окончательно выйдет из строя, и проблема
зарядки его аккумуляторов станет неактуальной.



Информация на вокзале. Языки — английский и, вероятно, хинди.



Станция Palasa. Расписание движения поездов.



Станция Palasa. Информация об удобствах для пассажиров.


Пришлось убедиться в том, что фотоаппарат уже не восстановит никакая сила. Дальнейшее фотографирование будет вестись на мобильный телефон. Плохо во всех отношениях — кроме того, что интерес полиции моментально и резко пропал.

«Тёмный» переезд до узловой станции в городе Визианагарам. Ночёвка в замаскированной точке рядом с местом, где разделяются железнодорожные линии в сторону Калькутты (электрифицированная) и в сторону Райпура (неэлектрифицированная). Завтра решаю двигаться на Райпур.



Объявление на станции Vizianagaram. Время 21:27.



Озеро на окраине Визианагарама, рядом с местом ночлега. 29 января, время 6:57.



Город Визианагарам.



Вокзал на станции Визианагарам. Вид из города. Время 7:06.



Вокзал на станции Визианагарам. Вид из города.



На вокзале станции Визианагарам.



Вокзал на станции Визианагарам. Вид с платформы.



Станция Визианагарам. Табличка такой формы имеет сходство с логотипом Лондонского метрополитена (London tube).



Станция Визианагарам.


Сажусь в поезд, не проверив, куда он идёт, предположив: если под тепловозом — значит, на неэлектрифицированную линию. И зря! Несмотря на тепловоз, поезд следовал по электрифицированной линии, туда, откуда я только что приехал. На ходу решаю не выпрыгивать, дожидаюсь первой остановки.



Станция Визианагарам. Поезд Висакхапатнам — Гунупур. Я ошибочно выехал на нём,
не разобравшись, где находится конечный пункт.



Местность на участке Визианагарам — Garividi.



Маршрутная доска на одном из вагонов поезда Висакхапатнам — Гунупур выполнена на четырёх языках.



Поезд сообщением Висакхапатнам — Гунупур на станции Garividi. Время 8:26.



Поезд сообщением Висакхапатнам — Гунупур на станции Garividi.


Станция Garividi, я уехал в обратную сторону на двадцать четыре километра. Поездов на Визианагарам не будет чуть ли не до вечера — так сказал дежурный по станции. Поезда хотя и проходят один за другим, но не останавливаются.



Станция Garividi. Вид в сторону Калькутты.



Станция Garividi. Со стороны Калькутты следует грузовой поезд.



Грузовой поезд на станции Garividi.



Электропоезд на станции Garividi. Время 10:51.


Пешком почти два километра до населённого пункта. Затем — в Визианагарам на «тук-туке». Это типичный для Южной Азии гибрид мотоцикла и автомобиля. Выполняет функции «маршрутки» — хотя я ехал преимущественно один. Цена около 50 рупий.



Поездка на трёхколёсном «тук-туке» из Гаривиди в Визианагарам. Время 11:56.



Поездка на трёхколёсном «тук-туке» из Гаривиди в Визианагарам. Время 12:23.


«Тук-тукер» довёз до автовокзала. На железнодорожный вокзал Визианагарама удалось вернуться в 13:00.



Автовокзал в Визианагараме. Время 12:45.


Поездов в сторону Райпура нет очень долгое время. Появились проблемы с желудком и общее недомогание. Лежу на скамейке в почти бессознательном состоянии. Через несколько часов — улучшение. К вечеру выявился нужный поезд.

Когда стемнело, выхожу ночевать на станции Раягада. Выбираю для ночлега замаскированное место к западу от путей.



Станция Rayagada. 30 января, время 6:50.



Станция Rayagada. Маршрутная доска на вагоне поезда Junagarh Road — Bhubaneswar.



Вокзал на станции Rayagada. Вид из города.



Станция Rayagada. Маршрутная доска на вагоне поезда Yashwantpur — Hatia.



Станция Rayagada. На первом пути — поезд сообщением Yashwantpur — Hatia. Время 7:45.


Выезд поездом Яшвантпур — Хатия. В Титлагархе не выхожу, поезд отклонился в сторону Самбалпура. В результате — большой «крюк» через станцию Джхарсугуда.

Многие участки железной дороги находятся в процессе электрификации. Установлены опоры, местами подвешена контактная сеть.



Поезд сообщением Yashwantpur — Hatia на станции Singapur Road. Здесь поставлены
опоры контактной сети, но проводов ещё нет. Время 8:21.



Логотип железной дороги на вагоне поезда.






Местность к северу от станции станции Singapur Road.






Встречный поезд сообщением Тата — Яшвантпур на станции Therubali. Время 9:50.






Грузовой поезд на станции Therubali. Время 10:04.






У станции Therubali. Женщины с грузом на голове. Время 10:04.


Железнодорожные линии вплоть до станции Jharsuguda не будут иметь действующей электрификации. На разных участках они однопутные и двухпутные. Частые простои под скрещение со встречным поездом.



Продолжение в следующей части



часть 2 — предыдущая

часть 4 — следующая


11.02.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу