Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА БИШКЕК — АЛТЫНКОЛЬ — ТАШКЕНТ — ЗАРАФШАН, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 1)









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА. СОВСЕМ НЕ ГОТОВА! Это первая часть публикации. Продолжение — в двух последующих частях.

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5227112 — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии, всего — 7 744

http://infojd.ru/knigisb/ъъъъ.html — книга «ъъъъъ»

http://ru-railway.livejournal.com/2949403.html,
http://vk.com/wall-155711_334630
— обсуждения публикации и поездки.




Поездка на железные дороги Туркестана и Семиречья произведена в апреле-мае 2016 года.

Исполненный маршрут:

Москва - Аэропорт Шереметьево (ускоренный пригородный поезд) - аэропорт Бишкек-Манас (самолёт) - Бишкек (платный автотранспорт) - Луговая (поезд Бишкек - Москва) - Алма-Ата (автостоп) - поворот на Иссык (платный автотранспорт) - Жаркент (автостоп) - Пиджим (платный автотранспорт) - Алтынколь (автостоп) - Алма-Ата (поезд) - Бишкек (платный автотранспорт) - Беловодское (пригородный поезд) - Садовое (пешком) - Луговая (платный автотранспорт) - Чимкент (поезд) - Сары-Агач (пригородный поезд) - Ташкент (платный автотранспорт) - Сырдарьинская (пригородный поезд) - Пахтакор - Джизак (платный автотранспорт) - Кызылкудук (поезд) - Зарафшан - Навои (платный автотранспорт) - Нукус - Каракалпакстан (поезда) - граница (автостоп) - Кунград (автомобиль пограничников и попутный автомобиль, в котором посадила милиция в своём сопровождении) - Нукус (платный автотранспорт) - Кунград (автомобиль, оплаченный нукусским работником милиции) - Бейнеу - Макат (поезда) - Гурьев (платный автотранспорт) - Уральск - Махамбет (автостоп) - Самара (условно платный автобус, отдал в 6 раз меньше тарифа) - Сызрань - Инза (пригородные поезда) - Рязань (сидячий вагон поезда дальнего следования Тольятти - Москва) - Москва-Казанская (ускоренный пригородный поезд).

Экспедиция по Русской Азии, 2016 год.

Главная причина выезда именно в это время - свихнувшаяся мразь решила уничтожить Ташкентский трамвай. (Речь о сидящих во власти придурках, а никак не о простом народе - который в основной массе доброжелательный и очень терпеливый, который от них страдает).

Ташкентский трамвай уничтожается не просто так. Это никоим образом не транспортное событие - это событие политическое и цивилизационное!!!

Я считаю, что эта дата (траурным днём в итоге стало 2 мая) - ни много ни мало дата конца Русского Ташкента (1865-2016).

Это грандиозный демарш в череде множества ходов, направленных на вытравление всякого русского присутствия на этой земле. Ташкент был самым продвинутым и европейским городом в регионе.

Даже когда остальной Узбекистан скатывался в сторону Азии в её наихудшем виде (не путать с передовой Азией, наподобие Дубая), Ташкент был островом европейской цивилизации. Был…

Ну а теперь это большой кишлак со строгим режимом. Цивилизованному человеку, увы, тут делать нечего. Теперь это стало окончательно понятно.

Впрочем, потом я переменил мнение. Не надо впадать в уныние! Рано или поздно и трамвай возродится, и Русский Ташкент возродится!

В селе Садовое Чуйской области Кыргызстана я побывал по предварительной договорённости в гостях и переночевал у местных жителей. Не из утилитарных соображений, а чтобы пообщаться, узнать побольше о жизни русских кыргызстанцев.

Начинаю двигаться в сторону аэропорта Шереметьево с остановками в Москве, где есть дела. К ночи буду на станции Аэропорт Шереметьево.

Из Бишкека - возможно, вечерним пригородным поездом до Мерке, возможно и нет. Поездом дальнего следования до Луговой, затем до Алма-Аты. Линия Жетыген - Алтынколь под вопросом. Поездом Алма-Ата - Чимкент, затем до Черняевки (граница).

Ночёвка в лесу южнее Шереметьево-2 под шум самолётов. Проснулся в 5 часов вместо требуемых 6:00. Полноценного сна нет.

Перелёт комфортный. На трёх смежных креслах два человека, так что достаточно просторно. Попросил две порции еды, дали (но при этом пассажиры впереди вовсе отказались от еды).

От Владимирской области (приблизительно Уршель) до Димитровграда облачность, потом немного разрыв, Над Казахстаном большей частью облачно. Перелёт длится ровно 4 часа.

Аэропорт Бишкек-Манас небольшой и провинциальный, как и весь Бишкек, как и вся Киргизия. Пограничный контроль чисто символический. За секунду ставят штамп без вопросов, а если паспорт внутренний, то не ставят ничего. Идиотских миграционных карт тут нет. Вещи не смотрят.

Переодеваюсь в летнюю одежду. Опостылевшая зимняя обувь (изношенная до крайности) была выброшена в мусорку в центре Бишкека. Теперь, надеюсь, раньше октября нигде не понадобится.

Этот перелёт - переброска в лето. В Москве, конечно, нет снега, но голые деревья и уныние. А тут полноформатное лето!!!

Ну почему мы не возвращаем эту землю в состав России?!

Киргизия - несомненно, лучшая из пяти среднеазиатских республик бывшего СССР. С большим отрывом лучшая!

Тут наиболее комфортно, тут нет ненавистной регистрации, диктаторского и ментовского духа. Свобода и домашняя обстановка - ощущение российской автономии. Русский язык абсолютно преобладает. Причём он является родным и для многих кыргызов.

Денежная единица, сом - равен рублю, один к одному! Если менять тысячу рублей на сомы, то разница будет менее пяти рублей!

В аэропорту меняю 500 рублей на сомы по плохому курсу, дали 475 сом, в городе дали бы 500. Сомов у меня после прошлой поездки не осталось, хотя тенге, сумы и сомони остались.

Таксисты призывают "дёшево" ехать в город за 200 сом. Но я доехал на маршрутке за 40 сом. Маршрутка полупустая, а до города, между тем, почти 30 километров. Удивительно.

Двигаюсь приблизительно так: (маршрут) до знакомого интернет-клуба на проспекте Эркиндик (Свободы). Оттуда пишу в Сеть.

Поезд Бишкек - Москва от Бишкека до Луговой. Проводники взяли грабительские 1000 сом (1000 рублей), дороже такси, на мой взгляд! Билет в кассе, однако, стоил бы ещё больше.

Расстояние от Бишкека до Луговой составляет 154 километра. Железнодорожная линия всюду однопутная, неэлектрифицированная.

Автостопом от Луговой до Алма-Аты. С ночёвкой в поле у Мерке под дождём. Вчера - ужасная погода, весь день дождь, полное промокание.

В Алма-Ате пешком по дождливому городу до станции метро Москва. Метро до Райымбек Батыр. Затем, вопреки принципу - ночёвка в комнате отдыха вокзала Алма-Ата-2 за 2500 тенге (500 рублей). Сегодня дождь кончился. Микроавтобусом до поворота на Амангельды 250 т, автобусом на Исык до поворота 100 т., затем автостопом. Сейчас в Жаркенте. Главная задача - успеть на станцию Алтынколь. Оттуда поездом в Алма-Ату.

Жаркент (Панфилов). Интернет-клуб на главной улице Жибек Жолы, 200 тенге час.

Плацкартный вагон поезда Алтынколь - Алма-Ата-2 (тупиковый вокзал). 1380 тенге (270 рублей), включая обязательное бельё. В пять раз дешевле российской цены. От автовокзала "Сайран" микроавтобусом на Бишкек. 240 километров, 1300 тенге (255 рублей).

Идиотская граница перед Бишкеком всеми, кроме водителей, может проходиться только пешком.

Зря пускают прямые маршрутки Алма-Ата - Бишкек! Разумнее было бы иначе - только до границы с двух сторон.

Через границу всем пассажирам надо двигаться пешком. Это довольно быстро. А затем надо долго и тупо ждать свою маршрутку, прохождение которой может затянуться на часы. Надо запомнить номер машины при выходе из неё. А затем напряжённо всматриваться в номера.

В итоге пассажиры не дождались, их бесплатно взял другой микроавтобус.

Выхожу у памятника Махатма Ганди - первому президенту Индии, в которой я был на три месяца раньше. В отличие от большинства подобных исторических фигур, Махатма Ганди известен ещё и как великий гуманист и противник насилия.

Бегом по Бишкеку к станции Бишкек I (старый вокзал). Успеваю на пригородный поезд Бишкек - Мерке. Покупаю в кассе билет до Беловодской за 17 сом. В поезде билет не спросили.

Поезд межгосударственный, идёт в Казахстан. Единственный межгосударственный пригородный поезд в Русской Азии.

От Беловодской - больше часа пешком по сёлам Беловодское и Садовое. В темноте - поиски Луговой улицы и семьи Третьяковых по опросам местного населения.

Русские сельские жители Киргизии. Родились и выросли в горняцком посёлке Ак-Тюз, это тоже Чуйская область, но к востоку от Бишкека. Переехали в Садовое - и больше никуда ехать не собираются, бросать Родину не намерены! Это вызывает уважение!

Чимкент. Ночёвка в замаскированном месте к востоку от вокзала, недалеко от путей.

Утром - на электропоезд Чимкент - Сары-Агач. Это единственный маршрут электропоезда на огромных просторах Южного Казахстана.

В четырёхвагонном составе ЭР9Т-729 открыта только одна дверь - во втором с головы вагоне. У двери стоят проводники. Строго требуется билет, без него не пускают.

Хотя раньше в казахстанских пригородных поездах я встречал обратное: билет можно купить только внутри.

Заполненность до Арыси небольшая, после Арыси выше. Машинист объявляет остановки на двух языках. Русских, кроме меня, нет, в этих местах их почти ноль. Весь маршрут, от Чимкента до Сары-Агача, в электропоезде обычно никто не проезжает: поезд в пути пять часов, а автотранспорт два часа.

Сары-Агач - интересное место. Этот город расположен напротив Ташкента - бывшей "столицы Средней Азии". Как известно, казахи считали Ташкент своим городом и желали сделать его своей столицей, когда столицей Узбекской ССР был Самарканд. Но Сталин отказал им. Граница прошла по окраине Ташкента.

Сары-Агач (дословно "жёлтое дерево") был ташкентским пригородом, городом-спутником главного мегаполиса Русской Азии. Он был целиком "завязан" на Ташкент, про административную границу никто не вспоминал.

Но вот - трагедия 1991 года. Границы из линий на карте превратились в ужасные "шрамы" на земле: колючая проволока, вышки, собаки и солдаты с автоматами. Отменили движение пригородных поездов и автобусов, сделали почти невозможным проезд на автомобиле, превратили пересечение границы в долгую издевательскую процедуру.

Сары-Агач отгорожен от Ташкента, но после этого он стал быстро расти! Сюда переселяются узбекистанцы, бегущие от невыносимой обстановки в своей республике. Это не только этнические казахи, но и русские, татары и прочие.

Я посоветовал бы властям Казахстана всемерно развивать это направление. Объявить, что Сары-Агач теперь - новый Ташкент. Может быть, даже официально назвать его так - подобно Нововоронежу или Новому Уренгою. Агитировать ташкентцев переезжать сюда: ехать далеко не надо, зато дышится тут свободно! Построить здесь красивые здания, похожие на те, которые были снесены в Ташкенте. Необъяснимых сносов очень много.

В Сары-Агаче есть пункт пропуска "Капланбек". На нём убеждаюсь: пропускают только с узбекскими и казахскими паспортами. Нужно ехать на Черняевку, "крюк" в пятнадцать километров.

Черняевка пройдена на удивление быстро. Никаких ужасов, описанных про "худший пограничный пункт в регионе" не было. Удивительное дело, тотального шмона не было, только сканер.

В маршрутной "ГАЗели" на узбекской стороне границы меняю 50 американских долларов на сумы. Курс - 6400 сум за доллар. С собой у меня было 80 долларов, причём они были подарены, а не куплены в московском обменнике. Специально покупать их для поездки в Русскую Азию я бы не стал. Все узбекские менялы принимают и рубли, хотя курс может быть чуть хуже, чем за доллар.

В Узбекистане реально в ходу три банкноты: 200 сум (2 рубля), 500 сум (5 рублей), 1000 сум (10 рублей).

В 2013 году появилась банкнота номиналом 5000 сум (50 рублей), которая содержат латиницу. Но эти зелёные бумажки с латиницей попадаются очень редко.

Деньги даже в коротком путешествии нужно таскать в пакете, а для крупных покупок их носят мешками.

Деньгосчётная машинка в Узбекистане - насущная вещь, более распространённая чем у нас. Обязательная принадлежность магазинной кассы. Но у уличных менял и базарных торговцев счётных машинок нет.

Сумы принято складывать в пачки по сто тысячных бумажек. Они "завёрнуты" в сложенную пополам бумажку, часто стянуты резинкой. Обманывать не принято, менялы работают честно.

Странно, что не только крупных банкнот нет, но и меньше 200 сум уже ничего нет. Впрочем, столько стоит самый дешёвый предмет - коробок спичек. Монет в Узбекистане нет, хотя раньше были и теоретически платёжеспособны до сих пор. Если монета попадётся - считайте, что вам повезло. Её надо оставить как сувенир.

Самая крупная узбекская банкнота - теоретически 5 000 сум (50 рублей). С момента выпуска "пятитысячных" прошло уже три года, но они всё ещё не стали обыденным явлением. Иногда попадаются, и мне досталась два года назад. Однако реально в ходу только три номинала: 200 сум и 500 сум - разменная мелочь, и 1000 сум (10 рублей) - на все случаи жизни. Сейчас я имел дело только с "тысячными". Деньги по-прежнему надо таскать большой кучей. А если покупать за наличные, например, автомобиль - потребуется несколько мешков. Для сравнения: в Кыргызстане есть банкнота номиналом 5000 сомов (столько же рублей). Это очень много. Даже я недоумеваю, зачем в бедной стране нужна такая крупная денежная бумажка. Пять тысяч сомов стоят ровно в сто раз дороже, чем пять тысяч сумов! В Ташкентском метро пока ещё уцелели две "идеологически неправильные" станции - "Пушкинская" и "Космонавтов". Зачем такая станция, ведь в Узбекистане космонавтов нет. Следует отметить, что среди космонавтов есть этнические узбеки - Салижан Шарипов и Владимир Джанибеков (частично). Джанибеков изображён на мозаичном портрете в центральном зале станции. Но Шарипов и Джанибеков - россияне. Тех, кто уехал в Россию, официальная пропаганда выставляет предателями. Интересно, что станция имени Космонавтов была и в Пражском метро. Во времена озверелой "декоммуннизации" её переименовали, как якобы "просоветский" объект. Даже несмотря на то, что у Чехословакии есть свои космонавты. Побывавшие на орбите, естественно, с помощью Советского Союза. - Ты кто по национальности? - Еврей. (Здесь отвечаю именно так. Если скажу, что русский, будут укорять в обмане, дескать, "не может быть, у тебя вид не русский"). Страна дешёвая. Одна из редких стран мира, где цены ниже, чем в России.

За неполные два года, прошедшие с момента предыдущей экспедиции, в Узбекистане произошёл обвал национальной валюты. Ещё более мощный, чем обвал российского рубля.

В России, между тем, до сих пор попадаются ничего не стоящие монеты в 1 рубль, 50 и 10 копеек. Между тем, у нас цены выше, так что меньше 5 рублей, возможно, монеты не нужны. Тарифы на проезд типа 19 рублей не получатся - но, может, и не надо? Подозреваю, что в нищем Узбекистане 200 сум реально ценнее, чем для нас 5 рублей (хотя и соответствуют двум рублям). Но меньше 200 сум ничего нет.

Пишу из интернет-клуба вблизи станции метро "Буюк Ипак Йули", которая для любого нормального ташкентца всегда была и будет "Максим Горький". 2500 сум за час, закрывается в 21:00. Кстати, здесь, на Буюк Ипак Йули (название аналогично казахскому Жибек жолы) следов трамвайной линии уже нет - быстро они разбирают.

Тут типичное развлечение властей - всё ломать, строить новое по-своему, снова ломать, снова строить и ломать. Так тут и с вокзалами, и с многим другим. Ощущение, что целенаправленно искореняют следы России и СССР. Но также нередко почему-то, снеся советское здание и построив на его месте другое, вскоре его тоже сносят и строят уже третье.

В городе Коканд была "советская" детская железная дорога. Разобрали, не оставив ничего. Потом построили детскую железную дорогу в другом районе Коканда. Вложили миллионы - не сумов, а долларов. И, не успев открыть движение, полностью разобрали, а всю местность перестроили!

Пишу из интернет-клуба почти там же, в этом здании. Цена тоже 2500 сум за час. 1000 сум - чуть меньше 10 рублей. Причём реальный курс сейчас отличается от официального не на треть, как раньше, а более чем вдвое!

Ночевал в замаскированном месте тут: http://old.wikimapia.org/#lat=41.3539866&lon=69.3381217&z=17&l=1&m=b&v=8 в нём же оставлена большая часть вещей.

На регистрацию в Узбекистане решаю просто забить. Она по их закону нужна только при непрерывном пребывании более трёх суток на одном месте, а не в стране в целом. Очень важное уточнение. Все работники милиции будут утверждать обратное, но на самом деле это именно так. Если следовать букве узбекистанского закона!

Узбекистан - одна из самых строгорежимных стран мира. Запуганная, забитая. Здесь стремятся контролировать каждый шаг, здесь не допускается отступление от стандартов. И главное, сами они с этим согласны.

Чем мне не нравятся азиаты, будь то вьетнамцы, узбеки, казахи, индийцы, китайцы - за их стандартность, узость мышления, серую массу населения с полным отсутствием тех, кто выделяется из этой массы, и невозможность понять меня - резко нетипичную личность.

Во Вьетнаме, например, совершенно не могут понять даже что такое путешествие автостопом. Тут не могут понять, что такое исследователь железных дорог.

Ташкентское метро настолько пустое, что впору его закрывать. Не исключаю, что закрытие метрополитена через несколько лет произойдёт. Разговоры об этом уже велись.

Власть маниакально ликвидирует всё, что построено Советским Союзом и дореволюционной Россией. Или меняет до неузнаваемости внешний вид. Такая негласная установка: стереть всё, что напоминает о том, хорошем времени.

Иногда здесь ещё попадаются чудом уцелевшие "неправильные" артефакты - например, памятник Юрию Гагарину, станция метро "Пушкин". Но процесс их ликвидации здесь не закончился. Такое ощущение, что есть план по количеству "устранённых" объектов на каждый год.

Метро построено Советским Союзом. Последние станции открылись в 2001 году, но строились они в СССР, а в 1991-2001 годах были почти заброшены. После 2001 года метростроение ликвидировали как класс.

Пустой метрополитен, потому что режим входа - как в тюрьму. Двойной милицейский контроль. На второй линии контроля - вытряхивание всех вещей из карманов на стол и хлопанье по телу. Рюкзак - потрошат целиком. Кому в такое метро надо? Тем более, город выглядит полувымершим (хотя и два миллиона населения) , пробок тут нет. В остальных постсоветских мегаполисах пользоваться метрополитеном заставляют автомобильные пробки.

Фотографирование в метро запрещено жёстко. Обычные люди "стучат" милиции, если заметят фотоаппарат. Так произошло. Помогло наличие двух фотоаппаратов, я показал пустой.

Сегодня 26 апреля. В 1986 году, 30 лет назад в этот день взорвался один из реакторов Чернобыльской АЭС, что считается самой тяжёлой по своим последствиям техногенной катастрофой в мировой истории. А в 1966 году в этот же день произошло землетрясение, разрушившее Ташкент.

Я немало читал в советских газетах книгах и газетах о Ташкентском землетрясении. Об этом событии писали с гордостью - оно показало единство и сплочённость страны. Сразу же из всех союзных республик стала поступать помощь. Советские люди сказали, что Ташкент восстановят, что он будет намного лучше прежнего - и сдержали слово.

В 1948 году таким же сильным землетрясением был разрушен Ашхабад, столица Туркменской ССР. О нём писали гораздо меньше и совсем не восторженно: в Ашхабаде тогда погибло, по разным данным, от ста до двухсот тысяч человек.

В Ташкенте официально погибли шесть шеловек (именно так, не шесть тысяч). Как это совместимо с утверждениями о том, что город был почти разрушен - загадка. Все многоэтажные дома, которые строились в Ташкенте после 1966 года, теоретически являются сейсмостойкими и разрушаться не должны.

Решение о строительстве метрополитена в Ташкенте было принято отчасти "благодаря" землетрясению. Город коренным образом перестраивался, менялся до неузнаваемости. Строительство метро - грандиозный проект, и для его реализации желательно иметь много свободного пространства. Строительные работы начались в 1968 году, когда город ещё не был восстановлен. Ташкентский метрополитен в эпоху довольно унылого типового строительства выделялся национальным колоритом, и стал одним из красивейших в мире.

После "Мустакиллика" метро потеряло изрядную часть своей красоты. Все скульптуры и фрески, не соответствующие новой идеологии, были уничтожены или закрашены. После 2014 года то же самое происходит во "взбесившемся" Киеве.

Возвращаюсь в то же самое замаскированное место на Янгиабаде. Подъём в 5:50. Электропоезд до Ташкента-Южного. Из окна фотографирую главный вокзал (Ташкент-Северный или Ташкент-Пассажирский-Центральный), по которому остановки нет.

Главный ташкентский вокзал превращён в огороженную "тюрьму", проход к нему через несколько контролей и только к поездам дальнего следования, только с билетом, выход на пути - только перед отправлением.

Здание вокзала Ташкент-Южный закрыто, и сама станция полузаброшена. Выход на пути - тоже только через будку с милицией и обыск. Но не такой жёсткий, как на вокзалах с наличием поездов дальнего следования.

Есть билетная касса, расписание в виде маленькой бумажки на русском языке. И почти полное отсутствие пассажиров.

Выясняется, что электропоезд на Гулистан в 9:30, на который я рассчитывал - отменён! Никаких объявлений об этом нет. На Яндекс-расписаниях поездов нет.

Решаю ехать в 13:40. Электропоезд, как сказали, идёт до Сырдарьинской вместо Гулистана. Автобусом к бывшему автовокзалу, немного фотографирую трамвай. Медленно пешком к Южному вокзалу через махалли.

3200 сум до Сырдарьинской. К сожалению, билет пропал.

В электропоезде наезд контролёров и просто тупейших людей в железнодорожной форме за фотографирование. Заставили прекратить у Чиназа.

У кого-нибудь возникнет вопрос: на каком языке делаются звуковые объявления в ташкентских электричках? Узбекская железная дорога работает на русском языке, а жители пригорода, которые ездят в электричках - почти все узбекоязычные.

Правильный ответ: ни на каком языке, звуковых объявлений в электропоездах тут не существует!

Я ни разу не слышал ни единого слова - как в 2000 году, так и в 2008 году, и в 2014 году, и сейчас! В России отсутствие звукового оповещения в электропоезде - грубое нарушение правил и является наказуемым.

В Сырдарьинской беседа с милицией на вокзале, тут они на удивление беззлобные. Поговорили, записали паспортные данные в тетрадь. Редчайший случай: были согласны с тем, что фотографировать железную дорогу не запрещено.

Маршруткой на Бахт до главной дороги, 1000 сум. Вместе со мной вышли местные славянские женщины.

Попутной машиной, которые в Узбекистане по умолчанию платные (и намного проще платить, чем долго и муторно уговаривать довезти бесплатно) до Пахтакора в Джизакской области. Водитель по имени Аскар, доброжелательный к россиянам. Много рассказывал о пребывании в Санкт-Петербурге. Его попутчик пытался поить пивом.

На станции Пахтакор беседую с железнодорожниками. Легковой машиной в Джизак за 2000. В Джизаке почти два часа потеряно из-за тупых ментов, в том же помещении, что и в 2008 году http://infojd.ru/26/djizakdjd.html.

Джизакская ДЖД не работает.

На вокзал прибываю в 22:40. Здание билетных касс - справа от собственно вокзала, огороженного забором с кучей "зелёных человечков". Успеваю купить билет, хотя на всех узбекских билетах надпись "регистрация заканчивается за 30 минут до отправления поезда" (в 22:50). Только купейные места, 74000 до станции Кызылкудук.

Двойной шмон на вокзале с тотальным перетряхиванием всего что можно и нельзя. Сначала при входе за забор, потом в само здание. Вокзалы больше напоминают тюрьмы.

В дурных условиях купейного вагона. Хотел бы переплатить и перейти хотя бы в плацкартный вагон. Там мне было бы лучше.

Кызылкудук, пустыня. Летит песок, забивается в одежду, во всё. Один из фотоаппаратов вышел из строя из-за песка. По всей видимости, навечно. Хорошо, что фотоаппаратов два.

Здесь большая тюрьма, которая когда-та была красивой и комфортной Узбекской ССР, но превратилась в зону строгого режима. Здесь среди песчаной пустыни документы не научились просить разве что придорожные столбы. Милиция есть и тут, и среди пустыни тоже требуют паспорт и допытываются. Условия для жизни здесь жуткие.

Воду катят в бочках руками. Она тут на вес золота. Душ для местных жителей - роскошь. Туалеты - вонючая будка, даже проходя мимо которой, становится дурно.

В вонючие дворовые туалеты ходят не только тут, среди пустыни. Подобное характерно и для больших городов в маловодных районах. Как я потом убедился, в Кунграде тоже от запаха надо зажимать нос. Да, Кунград - слаборазвитое место. Но такое наблюдается и в некоторых районах Нукуса, и в пристанционной части Навои!

Типичное явление: многоквартирный двухэтажный дом, но санузлов в нём нет. Во дворе будки "М/Ж", вокруг них надо зажимать нос. Люди так жить не должны!

Вдвойне дико, что здесь все мусульмане (формально, по крайней мере). А исламская культура требует чистоты. Когда-то, несколько сот лет назад, европейцы научились мыть руки перед едой от арабов-мусульман.

Через два часа, как ни странно, маршрутка на окраину Зарафшана. 3000 сум. По пустыне вдоль железной дороги.

Потом немного городской автобус, удивительная цена 300 сум (3 рубля). Банкнот номиналом 100 сум в обращении уже нет. Самые мелкая денежная единица - 200 сум. Поэтому возникают проблемы со сдачей. Если двое пассажиров, им со 1000 сум дадут сдачу 400. С 500 сум дадут на сдачу 200. А если вручить две 200-сумовые бумажки, то сдачу дать невозможно.

В Зарафшане самые тупейшие менты из всех попадавшихся за много лет. Хуже было только в Баку в 2010 году http://infojd.ru/dop/kp.html.

За просто фотографирование города и зданий подбежал человек, спросил кто такой и зачем. Стандартная ситуация для Узбекистана, население тут до предела запуганное, на фотоаппарат реагирует очень нервно. Назвался силовиком, помахав какой-то милицейской "ксивой". Повёл сначала в паспортный отдел, где мурыжили часа три, а потом повезли в городской отдел за пределами жилой части. Я уже подумал - везут в какую-то секретную тюрьму, которые имеются в Узбекистане.

Объявили, что я нарушил режим регистрации (хотя регистрация нужна, только если свыше трёх рабочих суток на одном месте), подлежу депортации, и прочую ерунду. Переубедить невозможно. Удалили все (!) найденные фотографии. И после многочасового маразма отвезли на выездной пост ГАИ и потребовали гаишников отправить меня из города в Ташкент.

Гаишники дружелюбные, но не отпускают. "Сказали отправить - значит надо отправить".

Рядом с постом ГАИ остановка поезда на рудник Мурунтау. Поезд, как ни странно, до сих пор ходит, но увидеть его не удалось. Остаться здесь нельзя, гаишники не отпускают, да и менты, если останусь здесь, увидят (это гарантированно) и будет ещё хуже.

Гаишники уверяли, что проехать в поезде на Мурунтау нельзя. Контроль документов в момент посадки в поезд. Рядом с рудником, куда идёт поезд, есть посёлок Мурунтау, но он закрытый и в него свободно не пускают даже жителей Зарафшана.

Автобусом до Навои, 12000 сум за 200 км. Несмотря на "депортацию", за проезд приходится заплатить.

Пешком по тёмному городу Навои с купанием в городском озере. В билетных кассах у вокзала (они в Узбекистане всегда отдельно от вокзала, окружённого забором) пытаюсь купить билет до Нукуса. Но есть только места в СВ за 166 000. (Для перевода в российские рубли - убрать два нуля).

Ночёвка в канаве посреди пустыни в том же месте, где и с 12 на 13 июня 2014 г. Немного снижает воздействие ветра.

В город. На маршрутке к городскому озеру. Проезд в маршрутках 800 сум. Нахожу после многочасовых поисков интернет-клуб "Google", из него пишу.

Вижу по сайту РЖД, что появились плацкартные и купейные места на Нукус - и резко на вокзал.

Но к моменту покупки билета плацкартные места кончились. Взял купейный билет за 92 000. Грабёж!!! Сумов почти не осталось, в Нукусе надо будет во второй раз менять деньги.

Снова в район озера. Покупаю некоторые продукты на базаре. Среди них: 200 граммов салата из различного, 2000, килограмм огурцов - 2500, три яблока, которые неожиданно стоили 7500, взял почему-то. Хлеб 600, сметана 350 граммов 3500.

Привет из города Навои в Русской Азии!

Тем, кому не нравится ситуация с пригородным сообщением в Москве - радуйтесь, что не как тут.

Пригородное сообщение на 90 процентов отменено. Вблизи Ташкента остались жалкие крохи, ходит почти без расписания, вообще непонятно как пользоваться.

Расписание на большинстве пунктов не вывешено вообще. На единичных станциях оно есть в виде листка бумаги. Пригородные поезда значатся как ежедневные. Но приходишь на станцию, а электрички нет. Хорошо, если найдётся какой-нибудь железнодорожник - он "обрадует", что сегодня пригородные поезда отменены. Никакой письменной информации об этом не вывешено.

В Сети Интернет узбекские пригородные поезда не представлены в принципе. Ни на одном ресурсе, кроме "Сайта о железной дороге", где я вывесил фотографию расписаний на Ташкенте-Южном и Сырдарьинской. Какие-такие "Яндекс-Расписания" в реальном времени, где отображаются все пригородные поезда России, Армении и других цивилизованных мест?! Это же Узбекистан!

На главном вокзале Ташкента остановки у пригородных поездов нет. И вообще почти ни в каких удобных местах города поезда не останавливаются. Мимо вокзала и центра Ташкента они проходят, но без остановок.

В Москве демонстративно идиотское Плющево (800 метров от соседнего Перово - издевательство над самой сутью железнодорожного транспорта) вопреки всякой логике ещё существует. А тут... Это как пустить пригородные поезда от Одинцово до Подольска без промежуточных остановок. И это была бы их единственная линия в Московском узле.

Мотивация отмены остановки по вокзалу - "соображения безопасности". Вокзал превращён в осаждённую крепость. Подходы к нему разве что ещё не оборудовали минными полями (замечу, самые настоящие минные поля Узбекистан оборудовал между рядами колючей проволоки на границе с Таджикистаном). Доступ на вокзал только билетам, которые многократно проверят и проштампуют, и после обыска в прямом смысле до последней нитки.

- Что мешало устроить остановку пригородных поездов чуть в стороне от вокзала, но всё-таки в центре Ташкента?

- Зачем задавать абсурдный вопрос? Это же Узбекистан!

Чтобы попасть на узбекский вокзал, нужно пройти две линии контроля. Ощупают, вытряхнут всё из карманов, могут заставить снять обувь. Вещи не просто просмотрят - ещё и каждую бумажную запись могут попросить прокомментировать.

Длительное купание в озере. Пешком в тот же самый интернет-клуб. Скоро буду двигаться по темноте на вокзал. Завтра Нукус, послезавтра Бейнеу, затем должна быть Самара. Через два дня и в Москве наступает лето!

Добраться бы туда в целости и преодолеть до крайности тревожный участок Макат - Индер.

Нукус, столица Каракалпакии - единственной автономии Узбекистана. Каракалпаки - народ, близкий к казахам, и внешне отличаются от узбеков. Каракалпакский язык иногда определяется как диалект казахского.

Узбеки имеют "промежуточную" внешность от монголоидной к европеоидной, в отличие от казахов и киргизов. Кроме каракалпаков, живут здесь и "обычные" казахи. В Узбекистане казахам тяжело. И не только из-за того, что это страна узбеков, но из-за того, что это нищая и строгорежимная страна. В отличие от свободного, комфортного, хорошего и богатого Казахстана, который экономически почти догнал Россию.

Тут все знают три языка: каракалпакский или казахский, узбекский, русский. По-моему, не очень довольны пребыванием в Узбекистане (и никто не может быть этим доволен), но сепаратизма нет. И правильно, сепаратизм - тупиковое и вредное явление! Русского языка, по-моему, даже больше, чем во многих других регионах Узбекистана.

Каракалпакский язык используется во многих уличных надписях. Досадно, что идиоты-большевики, чертившие границы национальных республик, додумались "прирезать" Каракалпакию к Узбекистану, а не к Казахстану, как было бы логично.

Удивительное дело, в Нукусе сохранились пригородные поезда. Но только в сторону Кунграда, не каждый день. (Название Кунград не из того же ряда, что Павлоград и Сталинград - на каракалпакском он Конырат, на узбекском Кўнгирот).

В сторону Чимбая пригородных поездов (и соответственно, пассажирского движения) нет. Тут надо обменять сумы на базаре, завтра утром - выезд в Бейнеу.

Поездом Нукус - Бейнеу до пограничной станции Каракалпакстан, чтобы было дешевле. Пытался договориться с проводником ехать дальше за наличные, но тот категорически отказался и высадил. Не проблема, рядом с железной дорогой автопереход.

От Каракалпакстана до линии границы - 20 километров.

Огромный груз - какое-то оборудование для какого-то завода в Ташкенте. Я общался с водителями (они туркмены), но так и не понял, что именно, они сами точно не знают.

Произведено это в Южной Корее. Морскими судном доставлено в Ростов через Суэцкий канал, там перевалено на более мелкое судно. Через Волгодонск и Волгоград завезено в порт Актау (Шевченко) на Каспийском море. Там перегружено на эти машины и едет в Ташкент.

Все провода над дорогой приходится снимать, и таких операций сотни. Где есть путепроводы и посты ГАИ под крышей (их невообразимо много) - там приходится прокладывать объездные дороги.

Я до сих пор тут. Страна мустакиллика не отпускает. Десять дней в плену, из которого удалось вырваться в нукусский интернет-клуб http://forum.awd.ru/viewtopic.php?p=7055693#p7055693,
http://vk.com/wall611671_12746

К сожалению, я всё ещё в Узбекистане, очень жёсткой диктаторской стране. Здесь нет войны, но очень жёсткий режим и произвол властей. При выезде отняли паспорт, сказав, что в нём нет печати о регистрации. Хотя по их же закону она нужна только при непрерывном пребывании в одном городе свыше трёх суток, и подтверждающие это билеты были.

Произошло это среди пустыни в 500 километрах от ближайшего города, в очень глухом месте. До российского посольства полторы тысячи километров. Интернета в этой глуши не было. Каждый день обманывали, говоря, что паспорт вернут и можешь ехать. (Причём денег не требуют). И так до бесконечности. Хотя сейчас, добравшись до интернета (я в городе Нукус, сотни километров в обратную сторону) узнал, что по их нормам действительно это может продолжаться десять дней.

Всё это время я на свободе, но в азиатском глухом посёлке (хотя формально "городе") Кунград посреди пустыни. Азия в самом ужасающем виде! Даже в остальном, южном Узбекистане такого кошмара нет. Страшные условия для жизни тут, природные - пыль, соль, нехватка зелени и плохая вода, но главное - неуважение к людям, которые сидят тут буквально по уши в грязи. Беспросветный мрак.

В сухую погоду здесь всё пропитывается пылью, от которой почти нигде нет спасения. Причём виноват в этом человек, а не природа. Что мешает проложить в городе качественный асфальт, озеленить город - благо, через него проложены каналы с хоть и мутной, но пресной амударьинской водой?!

Но во многие дни "кунградского сидения" был дождь. Тогда город превращается в сплошное грязевое месиво. Если передвигаться тут без автомобиля - вскоре будешь в грязи с ног до головы. Удивляюсь, что многочасовой дождь не смог смыть весь городишко и превратить его в ровную пустыню. Дома тут принято строить из необожжённой глины. Казалось бы, неводостойкий материал.

Каракалпакия и раньше была некомфортным местом. Но по-настоящему плохо стало с 1980-х годов, когда произошло высыхание Аральского моря. Сейчас от него осталось, по разным оценкам, от одной седьмой до одной десятой части, это зависит также от времени года. Со дна бывшего моря летит вредная для здоровья пыль. В Каракалпакии люди страдают от тяжёлых болезней.

На еду деньги есть, она очень дешёвая. А звонить очень дорого, почти доллар минута. Местные сим-карты продаются только местным гражданам. Из России советуют уговорить какого-нибудь человека оформить покупаемую сим-карту на себя. Но население тут запуганное, боится.

Пишу из города Нукус в той самой стране мустакиллика и "великого будущего". Все прошлые поездки были не более пяти суток (кроме 2000 года, когда ещё никаких штампов не ставили), а на этот раз решил воспользоваться этим пунктом.

От временной прописки освобождаются: - иностранные туристы, совершающие поездки, если срок их пребывания в каждом конкретном населенном пункте республики не превышает 3-х суток; (http://www.russia.uz/index.php/2014-05-21-12-14-56).

Были железнодорожные билеты (они здесь с фамилией, номером паспорта и даже датой рождения) со штампами посадочного контроля на вокзале – здесь так, причём обыск перед посадкой на поезд строже, чем в России перед посадкой в самолёт.

Получилось 5 дней, к сожалению, рабочих.

На пропускном пункте Каракалпакия (в глухой пустыне в 500 километрах от ближайшего более-менее цивилизованного города) пограничник спросил, где прописка (это не прописка в Москве, которой в загранпаспорте нет, а штамп о регистрации в Узбекистане). Предъявленные железнодорожные билеты они несколько часов изучали и мяли в руках, но утверждали, что билеты как доказательство не годятся, и что я нарушитель. Взывать к их же собственному закону бесполезно. Это же Узбекистан.

Через несколько часов отвезли на УАЗе пограничников на их базу в ближайший посёлок, в полной темноте. Там ненадолго посадили в запертый контейнер. Потом к местному участковому. Тот вызвал какого-то человека без формы, и он, не отдавая паспорт, приказал следовать за ним. На попутной машине он доставил меня в Кунград, ехать 6 часов.

Привели к начальнику паспортного отдела Кунградского РОВД Куанышу Исакову.

Почти одновременно со мной, на несколько часов раньше, были задержаны другие россияне, возвращавшиеся домой в Волгоград на своей машине. Причина та же самая, «нет прописки». Пять человек, трое взрослых и дети, причём один из детей болен и должен посещать медицинские процедуры, которые в этой пустыне, естественно, не делают.

Они этнические узбеки. Глава семьи Рустам Курбанов, родился в Каракалпакской АССР. Женщина - Дилорам Атажанова. Ездили к родственникам, за 200 километров от Кунграда, где-то на юге Каракалпакии. Вернуться к родственникам нельзя. Менты не отпускают, требуют безвылазно быть в Кунграде. За свой счёт.

Денег нигде не требовали. Что будет, внятно не сообщали. Точнее, с самого начала говорили, что поставят депортацию, которая означает невозможность въезда в ближайший год – «и можешь ехать домой». Но врали о том, когда это произойдёт.

С утра до вечера находился в Кунградском РОВД. К вечеру отпустили, но без паспорта. При этом требуют никуда не выезжать из Кунграда, грозя в противном случае арестом.

Менты привели в гостиницу. Это просто частный дом с семьёй, зарабатывающей на постое. Ближайший дом к вокзалу. Никаких вывесок, что это гостиница, на нём нет.

Сказали что-то типа "принимать его бесплатно столько, сколько понадобится". Люди там хорошие, бесплатно ещё и кормили.

Три дня я был там, но нельзя же совсем наглеть. Поэтому в дальнейшем ночевал самостоятельно за городом в пустыне.

Каждый день менты обманывали, говоря, что паспорт вернут и можешь ехать. И так до бесконечности. Манера общения издевательская.

Заместитель Куаныша - Куандык, плохо говорит по-русски (или делает вид, что плохо знает русский, когда задаю серьёзные вопросы).

При этом каждый день я приходил в РОВД. Каждый раз, день за днём, Исаков врёт, что вот-вот, через пару часов, документы поступят в суд. Хожу в суд, и уже чуть ли не сто раз курсировал по пыльному облезлому городишке между этими заведениями. Из суда направляют в РОВД, оттуда обратно. Пытаюсь попасть на приём к хокиму – не пропустили. В прокуратуру – те же пустые обещания. При этом дают понять, что если будешь слишком надоедать, то отправишься за решётку.

Кунград – по правде говоря, редкостно отвратительное место. Жить здесь нормальному человеку трудно. Ужасный населённый пункт, пыльный, облезлый и очень далёкий от цивилизации. Одним своим видом вгоняет тоску.

Жить здесь можно тому, кто здесь родился, кто является коренным обитателем степей во многих поколениях. У всех остальных это место вызывает дикую тоску и желание скорее бежать. Пыль, грязь и нищета прямо-таки карикатурные.

Интернет-клубов в этой "дыре мира" нет. Домашнего интернета тоже почти ни у кого нет. Словно попал в какое-то далёкое время. Жаловаться тут кому-то бесполезно, и доказывать что-то бесполезно – будет только хуже.

Связи ни с кем почти нет. Узбекистанскую сим-карту продают только гражданам Узбекистана, а по туристической сим-карте Гудлайн звонки почти доллар за минуту.

Сегодня утром Куаныш в сотый раз, наверное, сказал: скоро свободен. Но суд (который может освободить) не будет работать до 10 мая. Паспорта хранятся у Куаныша.

Рустам Курбанов, владеющий узбекским языком, нанял местного адвоката, чтобы ускорить дело. Но у него ситуация такая же.

Вопреки запрету сегодня выехал в Нукус. Тут есть интернет-клуб, из которого пишу.

Вести плохие: подобное может продолжаться многие недели.

К 10 мая вернусь в Кунград. Это будет уже 10-й день сидения в пустыне. И самое ужасное – с большой вероятностью не последний.

9 мая. С утра ходил по центру Нукуса. Вообще не заметно, что День Победы, ни по каким внешним признакам не догадаться! Никаких плакатов, парадов, ничего! Почти вымерший город с минимумом людей и машин, но здесь так всегда по выходным (да и по рабочим дням активности мало по сравнению с нашими городами). У нас День Победы отмечается везде, вплоть до деревень, и не заметить его невозможно. Тут молодое поколение, видимо, имеет смутное представление, почему сегодня нерабочий день (а он тут пока ещё нерабочий). Если есть какие-то мероприятия, то только в Ташкенте, и то минимально.

9 мая тут называется "День памяти и почестей". Памятники героям войны, которые являлись обязательной приметой каждого советского города, посёлка и крупного села, в Узбекистане чаще всего снесены. Где-то на их месте, согласно новой идеологии, поставили памятник Скорбящей матери.

По-прежнему в нукусском интернет-клубе, просиживаю стремительно тающие деньги (и снять в банкомате в Узбекистане нельзя).

Написал обращение по почте в российское посольство. На телефоне денег уже нет. Ответа пока нет. 10 мая, ближайший рабочий день суда, будет уже 10-й день после разворота на границе.

--------------------- Вот как "помогает" соотечественникам российское посольство в Ташкенте. Моё письмо и ответ: -----------------------

Вы писали 8 мая 2016 г., 10:23:04:

> Здравствуйте!


> Обращаюсь к Вам за помощью. Сергей Болашенко, гражданин России, хх.хх. 1980 г.р. [в оригинале письма полностью]
> место жительства г. Москва, ул. ХХХХХ [в оригинале письма полностью].
> Я - путешественник, исследователь, общественный деятель, писатель.
> Совершал поездку по Узбекистану. Пребывание на момент выезда
> составляло 5 дней. Регистрации (временной прописки не было),
> исходя из пункта закона Узбекистана:
> ------------------------------------------------------------
> От временной прописки освобождаются:
> - иностранные туристы, совершающие поездки, если срок их пребывания
> в каждом конкретном населенном пункте республики не превышает 3-х суток;
> ------------------------------------------------------------

> Были железнодорожные билеты (они здесь с фамилией, номером паспорта и даже датой рождения)
> со штампами посадочного контроля на вокзале.

> 1 мая 2016 года на пропускном пункте Каракалпакия (среди пустыни в
> 500 километрах от ближайшего более-менее цивилизованного города)
> пограничник не выпустил. Предъявленные железнодорожные билеты они
> несколько часов изучали и мяли в руках, но утверждали, что билеты
> как доказательство не годятся, и что я нарушитель.

> Через три дня я должен был быть в Москве. Есть жёсткая
> необходимость там быть. Множество серьёзных проблем от задержки,
> в том числе проблемы со здоровьем и необходимость быть с тремя детьми.

> Меня ненадолго посадили в запертый контейнер, потом к местному
> участковому, потом доставили в город Кунград, в районный отдел
> милиции, где находился до вечера. Мой паспорт в руках начальника
> паспортного отдела Кунградского РОВД Куаныша Исакова.

> ===========Кунгpадский РОВД- Кунградский район ул.Р.Абдуллаева дом
> 17. 230600, телефон: (0-861) 312-34-02===============

> Денег нигде не требовали. Что будет дальше, внятно не сообщали.
> Точнее, с самого начала говорили, что поставят депортацию,
> которая означает невозможность въезда в ближайший год – «и можешь
> ехать домой». Но врали о том, когда это произойдёт.

> Вечером 2 мая меня выпустили из Кунградского РОВД, но без паспорта.
> При этом требуют никуда не выезжать из Кунграда.
> Возможности связи из этого отдалённого городка почти нет.

> Каждый день обманывали, говоря, что паспорт вернут и можешь ехать.
> И так до бесконечности. Манера общения издевательская.

> Каждый день с 3 мая приходил в Кунградский РОВД. Куаныш Исаков
> врёт, что вот-вот, через пару часов, документы поступят в суд.
> Хожу в суд, и уже чуть ли не сто раз курсировал между этими
> заведениями. Из суда направляют в РОВД, оттуда обратно.

> Пытаюсь попасть на приём к районному хокиму – не пропустили.
> В прокуратуру – те же пустые обещания.
> При этом дают понять, что если будешь слишком надоедать, то отправишься за решётку.

> Связи ни с кем почти нет. Узбекистанскую сим-карту продают только
> гражданам Узбекистана и её у меня нет.
> По российской сим-карте звонок - несколько долларов за минуту, деньги на исходе.
> Сейчас добрался до города Нукуса, где есть интернет-клуб, из которого обращаюсь к вам.

> Очередное обещание - что дело рассмотрят в суде 10 мая, но местные
> жители говорят, что это может продолжаться
> до бесконечности, пока кто-то не вмешается.

> Прошу вас помочь!
> Прилагаю скан паспорта (сделан до выезда в это путешествие). Сканированные копии
> узбекских билетов и внутреннего паспорта.


------------------------------- ВНИМАНИЕ, ответ. -------------------------------

Уважаемый(ая) Сергей Болашенко,

В связи с Вашим обращением, процитированным ниже, сообщаем следующее.

Данное письмо сформировано автоматически в связи с большим количеством обращений граждан. Ниже приведена информация относительно неразрешения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вопросы пограничного контроля и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации относятся к компетенции Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ России) и Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России) соответственно.

В случае если в отношении Вас принято решение о неразрашении въезда на территорию Российской Федерации, для получения юридически значимой информации о сроках и причинах неразрешения либо с целью обжалования такого решения рекомендуем обратиться в упомянутые ведомства.

Справочную информацию о причинах и сроках неразрешения въезда можно получить, используя автоматизированные информационные сервисы (http://services.fms.gov.ru), размещенные на официальном сайте ФМС России (fms.gov.ru) в одноименном разделе.

Посольство, равно как и другие подразделения МИД России, не располагает базой данных об иностранных гражданах и лицах без гражданства, которым не разрешен въезд на территорию Российской Федерации, а также полномочий по рассмотрению обращений граждан в отношении отмены решений о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации.

Защиту прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан осуществляют также дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан:

Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации, адрес: г.Москва, Погорельский переулок, д. 12, эл.почта: info@uzembassy.ru телефоны: (8-10-7-499) 230-00-76, (8-10-7-499) 230-00-78;

Генеральное консульство Республики Узбекистан в Новосибирске, адрес: 630005 г. Новосибирск, ул. Ломоносова, дом 55 Б, Тел.: +7(383) 2460485, Факс:. +7(383) 2460462, эл.почта: consul2011@inbox.ru интернет-сайт: http://uzbekistan.nsk.ru

В случае, если Ваш вопрос не связан с неразрешением въезда в Российскую Федерацию, для его рассмотрения сотрудником консульского отдела просьба указать в теме Вашего ответного письма "Специальный вопрос", а также указать тему Вашего вопроса.

Благодарим за понимание!

-- С уважением,
Консульский отдел Посольства
России в Узбекистане
mailto:consul.tashkent@mid.ru
---------------------

Затем город Гурьев (переименован казахскими националистами в Атырау), а затем Уральск.

Пешее выбирание из Гурьева - не один час. Осложняется отсутствием карты и невозможностью найти интернет-клуб. То есть абсолютно "вслепую".

Иду через городское кладбища. Оно имеет две части, казахскую и православную.

У казахов есть традиция строительства мазаров (мавзолеев) над могилами. Мазары бывают разными: от простой кирпичной стены без крыши до роскошного здания, превосходящего прижизненные дома многих бедняков. Покойник всегда находится в земле. Мазар только огораживает или накрывает могилу.

Традиция национальная, а не исламская. Канонический ислам требует при похоронах максимальной скромности. В самой жёсткой версии - запрещены любые надгробия. Например, король Саудовской Аравии, страны наиболее строгого ислама, похоронен без надгробных памятников.

Православная часть - это след вымирающей русской цивилизации. Огромное количество заброшенных могил, покосившихся крестов, стёртых имён. Много и вовсе безымянных могил, где вбит только колышек с номером. Часто и номер не прочитать.

По размеру православная часть кладбища выглядит больше казахской. 350 лет Гурьев был русским городом. Сейчас казахов здесь свыше 90 процентов.

На много часов застрял у села Махамбет в 70 километрах от Гурьева.

Был автобус на Уральск, но за проезд 3000 тенге - 600 рублей. Взять за меньшую цену водитель отказался.

Наконец, остановилась семья доброжелательных казахов, но едут недалеко.

С великой радостью вижу через несколько километров пост ГАИ. Это то, что надо! Выхожу на нём, прошу ГАИшников помочь с выездом. Они доброжелательные. Отводят в помещение, угощают чаем с пирожками.

Допил чай - и сразу нашлась машина. И какая! Настоящая "боевая машина", мини-танк на резиновых колёсах! Покрыта плотным слоем глины, просветы только на лобовом стекле и номерах. Но ведь танки не моют!

Туристы из Уфы Игорь и Тамара возвращаются из похода по глухим местам полуострова Мангышлак. Машина застревала в грязи, но самым трудным было не это. На ходу оторвалось колесо - не выдержали нагрузки болты. Каким-то чудом с помощью многих казахов удалось восстановить ход.

Спустя не сильно больше суток с момента выхода в Уральске из машины уфимского туриста я уже был дома. По сравнению с затянувшейся почти на месяц поездкой, из которой десять дней сидел с отобранным паспортом и ждал депортации - это моментально. Ночевал в Уральске в замаскированном месте, утром попутная машина недалеко, потом рейсовый автобус - просил только до таможни, за что взяли 500 тенге, но затем впечатлились путешествием и довезли до Самары. Дальше электрички и дешёвый сидячий вагон поезда №65 Тольятти - Москва, в котором чудом досталось почти последнее место.

По маршруту Самара - Сызрань следовал электропоезд ЭД4М-1057. Четырёхвагонный, хотя плотность населения тут на уровне Московской области!!!

От Самары в стороны Сызрани осталось 9 электропоездов по рабочим дням и 7 по выходным. Хотя в такой местности их должно было бы быть сто пар в сутки!

Сегодня - вечер пятницы, из Самары массово возвращается на выходные студенческая молодёжь. Поэтому электропоезд забит. Многие стоят, в том числе и я вплоть до Чапаевска.

Электропоезд считается особым, "скоростным". Имеет собственное название "Волжский экспресс". В трёх вагонах из четырёх - комфортные кресла.

От Сызрани на Инзу, как оказалось, следовал тот же самый состав ЭД4М-1057. Многие пассажиры не выходят из вагонов. Но я вышел, прошёл по привокзальной площади.

Десятки лет в Сызрани все билетные кассы находились в отдельном здании вдали от вокзала. Непонятно, зачем так было - вокзал большой, старинный и красивый. Теперь кассы на вокзале.

Пригородные билеты выдают только в сторону Самары. В сторону Инзы - исключительно в вагоне. В Самаре пригородные билеты выдают не дальше Сызрани.

К сожалению, на участке Барыш - Инза электропоезд почти пустой.

Раньше на участке Сызрань - Инза было пять пар поездов в день. В 2014 году были отменены все поезда!

Сызрань - узел шести железнодорожных линий. Но пригородное движение оставалось только на одной из шести линий: в сторону Самары.

С 20 апреля 2016 года движение по маршруту Сызрань - Инза восстановлено в виде одной пары поездов. По остальным направлениям не восстановлено.

Вокзал на узловой станции Инза реконструирован и имеет идеальный облик. Есть доступные розетки. Цивилизация! Пригородных поездов в расписании нет. Хотя они восстановлены: одна пара ежедневно на Сызрань и на Ульяновск. На Рузаевку - дважды в неделю, тогда как до недавнего времени - дважды в день.

Вдоль вокзала без остановки промчался скорый поезд №9 "Жигули" сообщением Самара - Москва. Пущен здесь ещё и двухэтажный поезд Самара - Москва. Но вот и мой поезд №65 Тольятти - Москва, в котором есть сидячий вагон. По номеру он - 18-й, реально оказался первым.

Остановок у поезда нелогично мало. Обычно для экономии я беру билет до Сасово, где есть интенсивное пригородное движение на Рязань. Но у поезда Тольятти - Москва пассажирских остановок минимум, они такие: Жигулёвское Море, Жигулёвск, Сызрань-1, Барыш, Инза, Рузаевка, Ковылкино, Рязань-1. Возможно, есть ещё и долгая техническая стоянка где-то перед Москвой.

Просыпаюсь, когда поезд проследовал без остановки станцию Сасово. Потом ещё немного удалось поспать. В 6:31 станция Рязань I. Дальше поезд либо будет "тащиться как черепаха", либо надолго встанет.

Час на вокзале Рязани, где есть электрическая розетка, а значит - и доступ в Сеть на телефоне. Затем - ускоренный электропоезд ЭД9М-0444 Рязань - Москва.

Обстановка намного комфортнее, чем в сидячем вагоне поезда Тольятти - Москва! Там сидячий вагон заполнен, а здесь он почти пустой. Благо, в поезде Рязань - Москва я всегда прошу билеты в хвостовые вагоны: они пустые, тогда как головные вагоны, ближайшие к выходу - заполнены. В поезде Тольятти - Москва нет электрической розетки у каждого кресла, а здесь - есть!

Экономия денег - 200 рублей. Потеря времени - аж целых две минуты. Поезд Тольятти - Москва прибывает в 10:24, а поезд Рязань - Москва в 10:26.

Электропоезд ЭД4М-0229 Москва - Виноградово до Перово. Переход на Чухлинку.

ъъъъъ




Первый и последний дата-штампы из экспедиции.








Другие штампы, поставленные в ходе экспедиции. Самый большой из них - узбекский депортационный штамп.
Он обошёлся в десять дней ожидания и величайшие трудности.








Покупка электронного авиабилета Москва - Бишкек на сайте "Аэрофлота".








Выбор места в ходе регистрации на сайте "Аэрофлота".








Билет Москва-Смоленская (Белорусский вокзал) - Аэропорт Шереметьево.








Алма-Ата. Квитанция из обменного пункта (рубли на тенге).








Билет Чимкент - Сарыагач на бланке дальнего следования. Для перевода в рубли нужно делить на пять.

В такую позорную ерунду превратились билеты дальнего следования в казахстанских вокзальных кассах. Нормальные билеты, а не это позорище, в Казахстане выдают коммерческие кассы.








После посадки в электропоезд Чимкент - Сарыагач проводник выдаёт посадочный талон.








Билет, проданный на станции Янгиюль. Найден в электропоезде на Сырдарьинскую.








Билет Джизак - Кызылкудук в купейный вагон поезда Ташкент - Шават. Для перевода в рубли нужно убрать две крайние цифры.








Билет Навои - Нукус в купейный вагон поезда Ташкент - Кунград. Для перевода в рубли нужно убрать две крайние цифры.








Билет Нукус - Каракалпакстан в общий вагон поезда Нукус - Бейнеу. Для перевода в рубли нужно убрать две крайние цифры.








Билет Бейнеу - Макат в общий вагон поезда Мангышлак - Актюбинск. Продан в коммерческой кассе и стоил 1000 тенге, хотя указана цена 665 тенге. Для перевода в рубли эту сумму нужно делить на пять. Билеты такого формата в Казахстане остались только в коммерческих кассах.








Чек из магазина в Уральске. Для перевода в рубли цены нужно делить на пять.








Пригородный билет Самара - Сызрань. Формат является весьма редким.








Пригородный билет Сызрань - Инза. Выдан в электропоезде.








Билет в сидячий вагон поезда Тольятти - Москва от Инзы до Рязани. Куплен в автомате на станции Самара.








Пригородный билет Рязань - Москва-Казанская на бланке билета дальнего следования.








Последние два билета из экспедиции.








04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016






Город Лобня и станция Лобня. Внизу - начальный участок линии Шереметьевская - Аэропорт Шереметьево.
04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016






Город Рошаль, крайний восток Московской области. Я немало походил по его улицам незадолго до вылета в Русскую Азию.
04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016








04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016







04-05.2016


ъъъъъъъъъъ



часть 2 — следующая


16.05.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу