ПОЕЗДКА БИШКЕК — АЛТЫНКОЛЬ — ТАШКЕНТ — ЗАРАФШАН, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 2)









Это вторая часть публикации. Начало  — в первой части.


--------------------------------



вокзал на станции Луговая. Здесь удалось приобрести дефицитный для Казахстана билет в плацкартный вагон ближайшего поезда до Чимкента. Время 15:17.






Памятные таблички на станции Луговая - начальном пункте Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали.






Станция Луговая. Прибывает пассажирский поезд сообщением Кокчетав - Кызылорда.
Поезд ведёт электровоз ВЛ80С-1860. Время 15:50.


Поезд Кокчетав - Кызылорда удивил наличием уцелевших маршрутных досок - исчезающего явления из прошлого.



Поезд Кокчетав - Кызылорда. Маршрутная доска.


Переполненный плацкартный вагон.



Вокзал на станции Тараз (Джамбул). Время 17:43.






Тараз (Джамбул). На платформе суета. Казахстан - железнодорожная страна!


Казахстан находится на десятом месте в мире по площади. Больше него: Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Из них высокожелезнодорожными странами во всех отношениях, с развитыми пассажирским перевозками, являются только Россия, Китай, Индия, В США, Канаде А в Бразилии - ужасно.



В плацкартном вагоне. Время 17:53.






Поезд преодолевает горный участок. Время 18:43.


Станция Бурное чудом сохранила славянское название.



Вокзал дореволюционной постройки на станции Бурное. Время 19:14.






Более современное здание на станции Бурное.






Вид из вагона налево по ходу движения. Где-то в глубинах заснеженного горного хребта проходит
граница Казахстана и Узбекистана. Возможно, хотя бы среди заснеженных гор
её не смогли обнести колючей проволокой. Время 19:19.


По тёмным улицам Чимкента, а затем по путям иду от станции на восток.



Ночёвка в Чимкенте завершена. 25 апреля, время 7:26.






Станция Чимкент. Вид в западном направлении. Время 8:00.






Чимкент. Вид от вокзала в город. Время 8:02.






Станция Чимкент. Единственный в Южном Казахстане электропоезд вскоре отправится
по маршруту Чимкент - Сары-Агаш. Время 8:04.


Одной из обязанностей локомотивной бригады электропоезда является смена "тряпичных" маршрутоуказателей в кабине перед каждым отправлением по маршруту. Прокрутить их нужно в четырёх местах. Иногда это довольно "напряжное" дело. Случается, ткань застревает, или бывает трудно



Кабина электропоезда. Маршрутоуказатель тут менять не приходится.






Электропоезд ЭР9Т-729 на станции Чимкент.







Билет Чимкент - Сарыагач на бланке дальнего следования. Для перевода в рубли нужно делить на пять.

В такую позорную ерунду превратились билеты дальнего следования в казахстанских вокзальных кассах. Нормальные билеты, а не это позорище, в Казахстане выдают коммерческие кассы.








После посадки в электропоезд Чимкент - Сарыагач проводник выдаёт посадочный талон.



Чимкент. Ночёвка в замаскированном месте к востоку от вокзала, недалеко от путей.

Утром - на электропоезд Чимкент - Сары-Агач. Это единственный маршрут электропоезда на огромных просторах Южного Казахстана.

В четырёхвагонном составе ЭР9Т-729 открыта только одна дверь - во втором с головы вагоне. У двери стоят проводники. Строго требуется билет, без него не пускают.

Хотя раньше в казахстанских пригородных поездах я встречал обратное: билет можно купить только внутри.

Заполненность до Арыси небольшая, после Арыси выше. Машинист объявляет остановки на двух языках. Русских, кроме меня, нет, в этих местах их почти ноль. Весь маршрут, от Чимкента до Сары-Агача, в электропоезде обычно никто не проезжает: поезд в пути пять часов, а автотранспорт два часа.

Сары-Агач - интересное место. Этот город расположен напротив Ташкента - бывшей "столицы Средней Азии". Как известно, казахи считали Ташкент своим городом и желали сделать его своей столицей, когда столицей Узбекской ССР был Самарканд. Но Сталин отказал им. Граница прошла по окраине Ташкента.

Сары-Агач (дословно "жёлтое дерево") был ташкентским пригородом, городом-спутником главного мегаполиса Русской Азии. Он был целиком "завязан" на Ташкент, про административную границу никто не вспоминал.

Но вот - трагедия 1991 года. Границы из линий на карте превратились в ужасные "шрамы" на земле: колючая проволока, вышки, собаки и солдаты с автоматами. Отменили движение пригородных поездов и автобусов, сделали почти невозможным проезд на автомобиле, превратили пересечение границы в долгую издевательскую процедуру.

Сары-Агач отгорожен от Ташкента, но после этого он стал быстро расти! Сюда переселяются узбекистанцы, бегущие от невыносимой обстановки в своей республике. Это не только этнические казахи, но и русские, татары и прочие.

Я посоветовал бы властям Казахстана всемерно развивать это направление. Объявить, что Сары-Агач теперь - новый Ташкент. Может быть, даже официально назвать его так - подобно Нововоронежу или Новому Уренгою. Агитировать ташкентцев переезжать сюда: ехать далеко не надо, зато дышится тут свободно! Построить здесь красивые здания, похожие на те, которые были снесены в Ташкенте. Необъяснимых сносов очень много.

В Сары-Агаче есть пункт пропуска "Капланбек". На нём убеждаюсь: пропускают только с узбекскими и казахскими паспортами. Нужно ехать на Черняевку, "крюк" в пятнадцать километров.



В вагоне электропоезда. Весьма ограниченный перечень граждан с правом бесплатного проезда.




Право бесплатного проезда на пригородных поездах в Казахстане имеют лишь инвалиды Великой Отечественной войны (даже не участники войны!), пенсионеры, получающие пенсию "за особые заслуги перед Республикой Казахстан", депутаты Республики Казахстан в пределах территории депутатских полномочий. Когда-то я встречал ещё одну строку: "первый космонавт Казахстана Талгат ------------

Впрочем, пригородных поездов в Казахстане почти нет.



Информация о стоимости проезда. При посадке на промежуточных пунктах билет продадут внутри, без тех процедур, что необходимы для покупки билета дальнего следования.








Окраина огромного хаотично разросшегося Чимкента. Вид из вагона. Время 8:23.






Станция Черноводский. Время 8:41.






Вокзал дореволюционной постройки на станции Бадам. Время 9:02.






В вагоне электропоезда. Время 9:50.






Электропоезд прибывает на узловую станцию Арысь. Время 9:50.






Вокзал дореволюционной постройки на станции Арысь. Время 10:13.






Станция Шагыр. Время 10:58.






Станция ------------- . Время 11:11.






Станция Ченгельды. Время 11:49.






Станция Дарбаза. Время 12:19.






Станция Дарбаза. Время 12:50.






Электропоезд прибыл на станцию Сарыагач. Время 13:06.






Электропоезд ЭР2Т-729 на станции Сарыагач. Вид в северном направлении. Время 13:08.






Расписание движения поездов по станции Сарыагач.






Внутренний вид вокзала на станции Сарыагач.






Станция Сарыагач. Вид с переходного моста в сторону Ташкента.






Сарыагач. Таксисты у вокзала.


Попытка перейти границу на пункте пропуска Сарыагач - Келес предсказуемо не удалась.



Окраина города Сарыагач. Средняя школа №4 имени Гагарина. Время 13:59.






Сарыагач. Впереди - главная дорога, по которой предстоит преодолеть ---------- километров до Черняевки. Время 14:02.






Сарыагач, объявление у АЗС. Русский язык здесь преобладает.






Последние километры перед пунктом пропуска "Черняевка". Время 14:37.






Окрестности пункта пропуска "Черняевка". Композиция, символизирующая начало Южно-Казахстанской области. Время 14:38.






Казахстанская миграционная карта вскоре будет сдана.






Оборотная сторона миграционной карты. Предупреждение о необходимости регистрации в течение 5 дней устарело.






Автобусы у казахстанского пункта пропуска.






На подходе к казахстанскому пункту пропуска. Здесь пыльно и хаотично. Но хорошо, что "Черняевка" открыта и не требуется, как в прошлые годы, 150-километровый объезд через пункт пропуска "Яллама".






Ворота пункта пропуска, который официально называется "Жибек Жолы". Двигаться можно только пешком. Время 14:52.


Черняевка пройдена на удивление быстро. Никаких ужасов, описанных про "худший пограничный пункт в регионе" не было. Удивительное дело, тотального шмона не было, только сканер.

В маршрутной "ГАЗели" на узбекской стороне границы меняю 50 американских долларов на сумы. Курс - 6400 сум за доллар. С собой у меня было 80 долларов, причём они были подарены, а не куплены в московском обменнике. Специально покупать их для поездки в Русскую Азию я бы не стал. Все узбекские менялы принимают и рубли, хотя курс может быть чуть хуже, чем за доллар.



Обе стороны пограничного перехода остались позади. Узбекистан, место отправления автобусов на Ташкент. Время 15:26.


Непосредственно у ворот узбекского пункта пропуска стоят автобусы на Ташкент, но ждать отправления пришлось бы весьма долго. Лучше пройти несколько сотен метров вперёд, появятся часто курсирующие "маршрутки".



Дорога от пункта пропуска в сторону Ташкента. Время 15:27.








"Маршрутка" на Ташкент. Время 15:31.






Автомобильный въезд в Ташкент. Время 16:05.






Ташкент, объявления. Время 16:58.






Ташкент, объявления. Время 16:59.






Трамвайная конечная станция "--------------". Время 17:00.






Трамвайная конечная станция "--------------". Вагон VARIO - ------- . Через ------ дня это станет историей.






В трамвайном вагоне. Возможно, 1 апреля, когда повысилась стоимость проезда, никто не предполагал, что через месяц трамвай полностью уничтожается.






Информация о льготах. Вместо "Великая Отечественная война" в Узбекистане пишут "война 1941-45 годов".






Вагон отправляется со станции "------". Одновременно прибывает другой вагон аналогичного типа. Время 17:12.






Движение по линии. Время 17:33.






Движение по линии. Время 17:49.






Промежуточное кольцо "-------" оказалось конечным пунктом. Время 17:52.






Вагон на кольца "-------". Время 17:53.






Уже недействующая линия на улице ------------. Время 18:10.






Развилка на ---------- . Время 18:14.






На улице --------- . Районы частного сектора в Ташкенте официально поделены на махалли. Время 18:40.






Недействующая трамвайная линия на улице --------. Время 18:46.






Мечеть ---------- на улице ------. Время 19:07.






"Уголок советского Ташкента" - дома на улице ----------. Время 19:54.






У станции метро -----------. Время 19:58.






Уличные плакаты. "2016 год - год здоровой матери и ребёнка".






Метромост у станции "Пушкинская". Время 20:11.






Закрытый вход на станцию "Пушкинская".


Пишу из интернет-клуба вблизи станции метро "Буюк Ипак Йули", которая для любого нормального ташкентца всегда была и будет "Максим Горький". 2500 сум за час, закрывается в 21:00. Кстати, здесь, на Буюк Ипак Йули (название аналогично казахскому Жибек жолы) следов трамвайной линии уже нет - быстро они разбирают.

Тут типичное развлечение властей - всё ломать, строить новое по-своему, снова ломать, снова строить и ломать. Так тут и с вокзалами, и с многим другим. Ощущение, что целенаправленно искореняют следы России и СССР. Но также нередко почему-то, снеся советское здание и построив на его месте другое, вскоре его тоже сносят и строят уже третье.

В городе Коканд была "советская" детская железная дорога. Разобрали, не оставив ничего. Потом построили детскую железную дорогу в другом районе Коканда. Вложили миллионы - не сумов, а долларов. И, не успев открыть движение, полностью разобрали, а всю местность перестроили!



Площадь у конечной станции метро "Буюк ипак йули", которую продолжают называть "Максим Горький". Время 22:09.






Ночёвка в окрестностях платформы -------- завершена. 26 апреля, время 10:58.






У платформы ----------.






Платформа ------------. Вид в сторону ----------. Время 11:33.






Район частного сектора. Здесь своя жизнь, не похожая на многоэтажные районы. Время 12:15.






Уличные объявления.






Уличные объявления.


Пишу из интернет-клуба почти там же, в этом здании. Цена тоже 2500 сум за час. 1000 сум - чуть меньше 10 рублей. Причём реальный курс сейчас отличается от официального не на треть, как раньше, а более чем вдвое!

Ночевал в замаскированном месте тут: http://old.wikimapia.org/#lat=41.3539866&lon=69.3381217&z=17&l=1&m=b&v=8 в нём же оставлена большая часть вещей.

На регистрацию в Узбекистане решаю просто забить. Она по их закону нужна только при непрерывном пребывании более трёх суток на одном месте, а не в стране в целом. Очень важное уточнение. Все работники милиции будут утверждать обратное, но на самом деле это именно так. Если следовать букве узбекистанского закона!

Узбекистан - одна из самых строгорежимных стран мира. Запуганная, забитая. Здесь стремятся контролировать каждый шаг, здесь не допускается отступление от стандартов. И главное, сами они с этим согласны.

Чем мне не нравятся азиаты, будь то вьетнамцы, узбеки, казахи, индийцы, китайцы - за их стандартность, узость мышления, серую массу населения с полным отсутствием тех, кто выделяется из этой массы, и невозможность понять меня - резко нетипичную личность.

Во Вьетнаме, например, совершенно не могут понять даже что такое путешествие автостопом. Тут не могут понять, что такое исследователь железных дорог.

Ташкентское метро настолько пустое, что впору его закрывать. Не исключаю, что закрытие метрополитена через несколько лет произойдёт. Разговоры об этом уже велись.

Власть маниакально ликвидирует всё, что построено Советским Союзом и дореволюционной Россией. Или меняет до неузнаваемости внешний вид. Такая негласная установка: стереть всё, что напоминает о том, хорошем времени.

Иногда здесь ещё попадаются чудом уцелевшие "неправильные" артефакты - например, памятник Юрию Гагарину, станция метро "Пушкин". Но процесс их ликвидации здесь не закончился. Такое ощущение, что есть план по количеству "устранённых" объектов на каждый год.

Метро построено Советским Союзом. Последние станции открылись в 2001 году, но строились они в СССР, а в 1991-2001 годах были почти заброшены. После 2001 года метростроение ликвидировали как класс.

Пустой метрополитен, потому что режим входа - как в тюрьму. Двойной милицейский контроль. На второй линии контроля - вытряхивание всех вещей из карманов на стол и хлопанье по телу. Рюкзак - потрошат целиком. Кому в такое метро надо? Тем более, город выглядит полувымершим (хотя и два миллиона населения), пробок тут нет. В остальных постсоветских мегаполисах пользоваться метрополитеном заставляют автомобильные пробки.

Фотографирование в метро запрещено жёстко. Обычные люди "стучат" милиции, если заметят фотоаппарат. Так произошло. Помогло наличие двух фотоаппаратов, я показал пустой.

Сегодня 26 апреля. В 1986 году, 30 лет назад в этот день взорвался один из реакторов Чернобыльской АЭС, что считается самой тяжёлой по своим последствиям техногенной катастрофой в мировой истории. А в 1966 году в этот же день произошло землетрясение, разрушившее Ташкент.

Я немало читал в советских газетах книгах и газетах о Ташкентском землетрясении. Об этом событии писали с гордостью - оно показало единство и сплочённость страны. Сразу же из всех союзных республик стала поступать помощь. Советские люди сказали, что Ташкент восстановят, что он будет намного лучше прежнего - и сдержали слово.

В 1948 году таким же сильным землетрясением был разрушен Ашхабад, столица Туркменской ССР. О нём писали гораздо меньше и совсем не восторженно: в Ашхабаде тогда погибло, по разным данным, от ста до двухсот тысяч человек.

В Ташкенте официально погибли шесть шеловек (именно так, не шесть тысяч). Как это совместимо с утверждениями о том, что город был почти разрушен - загадка. Все многоэтажные дома, которые строились в Ташкенте после 1966 года, теоретически являются сейсмостойкими и разрушаться не должны.

Решение о строительстве метрополитена в Ташкенте было принято отчасти "благодаря" землетрясению. Город коренным образом перестраивался, менялся до неузнаваемости. Строительство метро - грандиозный проект, и для его реализации желательно иметь много свободного пространства. Строительные работы начались в 1968 году, когда город ещё не был восстановлен. Ташкентский метрополитен в эпоху довольно унылого типового строительства выделялся национальным колоритом, и стал одним из красивейших в мире.

После "Мустакиллика" метро потеряло изрядную часть своей красоты. Все скульптуры и фрески, не соответствующие новой идеологии, были уничтожены или закрашены. После 2014 года то же самое происходит во "взбесившемся" Киеве.



Заведение общественного доступа в Сеть у станции метро "Максим Горький".






Заведение общественного доступа в Сеть у станции метро "Максим Горький".






Магазин "Светлана" - не менее известный ориентир этого района, чем станция метро. Время 15:37.






Станция метро "Буюк ипак йули" ( "Максим Горький"). Время 15:42.


В Ташкентском метро пока ещё уцелели две "идеологически неправильные" станции - "Пушкинская" и "Космонавтов". Зачем такая станция, ведь в Узбекистане космонавтов нет. Следует отметить, что среди космонавтов есть этнические узбеки - Салижан Шарипов и Владимир Джанибеков (частично). Джанибеков изображён на мозаичном портрете в центральном зале станции. Но Шарипов и Джанибеков - россияне. Тех, кто уехал в Россию, официальная пропаганда выставляет предателями.

Интересно, что станция имени Космонавтов была и в Пражском метро. Во времена озверелой "декоммуннизации" её переименовали, как якобы "просоветский" объект. Даже несмотря на то, что у Чехословакии есть свои космонавты. Побывавшие на орбите, естественно, с помощью Советского Союза.



В вагоне поезда на метромосту. Один из пассажиров похож на президента США Барака Обаму.






------------- озеро в парке Навои. Время 16:16.






В Узбекистане остался большой процент советских автомобилей. Но ни одного советского номера на них нет. Время 16:57.






Памятник Юрию Гагарину, чудом пока ещё уцелевший посреди русофобского государства. Время 17:03.






Нередкое явление для Узбекистана - русский язык латиницей. Время 17:17.






Улица -----------. Вывоз верхнего строения трамвайного пути. Время 17:21.






Разборка трамвайных путей. Варвары-геростраты действуют с яростным остервенением. Время 17:29.






Разборка трамвайных путей. Время 17:30.






Разборка трамвайных путей. Время 17:31.






Элементы контактной сети лежат на ещё не снятых рельсах. Время 17:47.






Рельсы и элементы контактной сети. Считанными днями раньше здесь было интенсивное движение. Время 17:48.






На этот участок геростраты ещё не пришли. Путь в отличном состоянии и мог бы
работать без ремонта многие годы. Время 17:52.






Табличка с трамвайной остановки. Время 17:52.






Демонтаж контактной сети. Время 18:03.






Магазин "Oila" на улице ------------. Время 18:31.






В магазине "Oila". Цены на продукты низкие (для перевода в российские рубли нужно убрать два нуля).






В магазине "Oila". Среди прочего, есть мороженое российских марок (едва ли
доставлено из России, тогда цена была бы многократно большей).






Трамвайный вагон ------- на улице -------. Время 18:43.






Главный вход в здание управления Ташкентского трамвая, расположенное рядом с трамвайным депо. Время 19:16.






Вагоны на территории депо. Время 19:24.






Станция метро "Новза", ранее "Хамза". Время 20:18.






Станция метро "Новза". Указатель на путевой стене.


Возвращаюсь в то же самое замаскированное место на Янгиабаде. Подъём в 5:50. Электропоезд до Ташкента-Южного. Из окна фотографирую главный вокзал (Ташкент-Северный или Ташкент-Пассажирский-Центральный), по которому остановки нет.

Главный ташкентский вокзал превращён в огороженную "тюрьму", проход к нему через несколько контролей и только к поездам дальнего следования, только с билетом, выход на пути - только перед отправлением.

Здание вокзала Ташкент-Южный закрыто, и сама станция полузаброшена. Выход на пути - тоже только через будку с милицией и обыск. Но не такой жёсткий, как на вокзалах с наличием поездов дальнего следования.

Есть билетная касса, расписание в виде маленькой бумажки на русском языке. И почти полное отсутствие пассажиров.

Выясняется, что электропоезд на Гулистан в 9:30, на который я рассчитывал - отменён! Никаких объявлений об этом нет. На Яндекс-расписаниях поездов нет.

Решаю ехать в 13:40. Электропоезд, как сказали, идёт до Сырдарьинской вместо Гулистана. Автобусом к бывшему автовокзалу, немного фотографирую трамвай. Медленно пешком к Южному вокзалу через махалли.

3200 сум до Сырдарьинской. К сожалению, билет пропал.



Электропоезд ЭР9Е-665 сообщением Салар - Ташкент-Южный прибывает на платформу ------. 27 апреля, время 6:56.






Станция Ташкент-Пассажирский. Скоростной поезд Talgo, курсирующий
по маршруту Ташкент - Самарканд. Время 7:15.






Станция Ташкент-Пассажирский. Все пригородные поезда проходят её без остановки. Время 7:15.






Вокзал Ташкент-Южный, вид со стороны путей. Здание закрыто и никак не используется. Время 7:33.






Расписание движения поездов по станции Ташкент-Южный. Время 7:36.








Информация о стоимости проезда.








Касса рядом с закрытым вокзалом Ташкент-Южный.






Объявление на дверях закрытого вокзала Ташкент-Южный. Вход через тоннель - на самом деле
к платформам, а не на вокзал. Время 7:42.






Трамвайный вагон --------- на улице -------- у остановки ----------. Время 8:19.






Трамвайный вагон --------- на улице -------- у остановки ----------. Время 8:27.






Пачки узбекских денег. Уже не один десяток лет банкнота номиналом 10 000 сум является
почти единственной на все случаи жизни. Время 12:43.


В Узбекистане реально в ходу три банкноты: 200 сум (2 рубля), 500 сум (5 рублей), 1000 сум (10 рублей).

В 2013 году появилась банкнота номиналом 5000 сум (50 рублей), которая содержат латиницу. Но эти зелёные бумажки с латиницей попадаются очень редко.

Деньги даже в коротком путешествии нужно таскать в пакете, а для крупных покупок их носят мешками.

Деньгосчётная машинка в Узбекистане - насущная вещь, более распространённая чем у нас. Обязательная принадлежность магазинной кассы. Но у уличных менял и базарных торговцев счётных машинок нет.

Сумы принято складывать в пачки по сто тысячных бумажек. Они "завёрнуты" в сложенную пополам бумажку, часто стянуты резинкой. Обманывать не принято, менялы работают честно.

Странно, что не только крупных банкнот нет, но и меньше 200 сум уже ничего нет. Впрочем, столько стоит самый дешёвый предмет - коробок спичек. Монет в Узбекистане нет, хотя раньше были и теоретически платёжеспособны до сих пор. Если монета попадётся - считайте, что вам повезло. Её надо оставить как сувенир.

Самая крупная узбекская банкнота - теоретически 5 000 сум (50 рублей). С момента выпуска "пятитысячных" прошло уже три года, но они всё ещё не стали обыденным явлением. Иногда попадаются, и мне досталась два года назад. Однако реально в ходу только три номинала: 200 сум и 500 сум - разменная мелочь, и 1000 сум (10 рублей) - на все случаи жизни.

Сейчас я имел дело только с "тысячными". Деньги по-прежнему надо таскать большой кучей. А если покупать за наличные, например, автомобиль - потребуется несколько мешков.

Для сравнения: в Кыргызстане есть банкнота номиналом 5000 сомов (столько же рублей). Это очень много. Даже я недоумеваю, зачем в бедной стране нужна такая крупная денежная бумажка. Пять тысяч сомов стоят ровно в сто раз дороже, чем пять тысяч сумов! Узбекистан - дешёвое место. Одна из редких стран мира, где цены ниже, чем в России.

За неполные два года, прошедшие с момента предыдущей экспедиции, в Узбекистане произошёл обвал национальной валюты. Ещё более мощный, чем обвал российского рубля.

В России, между тем, до сих пор попадаются ничего не стоящие монеты в 1 рубль, 50 и 10 копеек. Между тем, у нас цены выше, так что меньше 5 рублей, возможно, монеты не нужны. Тарифы на проезд типа 19 рублей не получатся - но, может, и не надо? Подозреваю, что в нищем Узбекистане 200 сум реально ценнее, чем для нас 5 рублей (хотя и соответствуют двум рублям). Но меньше 200 сум ничего нет.



Электропоезд ЭР9Е-4038 на станции Ташкент-Южный. Время 13:34.






В электропоезде сообщением Ташкент-Южный - Сырдарьинская. Время 13:47.







Билет, проданный на станции Янгиюль. Найден в электропоезде на Сырдарьинскую.


В электропоезде наезд контролёров и просто тупейших людей в железнодорожной форме за фотографирование. Заставили прекратить у Чиназа.

У кого-нибудь возникнет вопрос: на каком языке делаются звуковые объявления в ташкентских электричках? Узбекская железная дорога работает на русском языке, а жители пригорода, которые ездят в электричках - почти все узбекоязычные.

Правильный ответ: ни на каком языке, звуковых объявлений в электропоездах тут не существует!

Я ни разу не слышал ни единого слова - как в 2000 году, так и в 2008 году, и в 2014 году, и сейчас! В России отсутствие звукового оповещения в электропоезде - грубое нарушение правил и является наказуемым.



Платформа Занги Ота. Время 13:52.






Станция Уртааул. Время 13:56.






Станция Узбекистан. Время 14:06.






Православный храм в городе Янгиюль. Время 14:16.






Платформа Йулрефтранс. Время 15:13.






Электропоезд ЭР9Е-4038 прибыл на станцию Сырдарьинская (Sirdaryo). Время 15:22.


В Сырдарьинской беседа с милицией на вокзале, тут они на удивление беззлобные. Поговорили, записали паспортные данные в тетрадь. Редчайший случай: были согласны с тем, что фотографировать железную дорогу не запрещено.

Маршруткой на Бахт до главной дороги, 1000 сум. Вместе со мной вышли местные славянские женщины.

Попутной машиной, которые в Узбекистане по умолчанию платные (и намного проще платить, чем долго и муторно уговаривать довезти бесплатно) до Пахтакора в Джизакской области. Водитель по имени Аскар, доброжелательный к россиянам. Много рассказывал о пребывании в Санкт-Петербурге. Его попутчик пытался поить пивом.



Вокзал на станции Сырдарьинская.






Объявления на вокзале станции Сырдарьинская.






Станция Сырдарьинская. Площадка, с которой хаотично отправляются микроавтобусы в близлежащие пункты. Время 15:42.






Станция Пахтакор, линия Сырдарьинская - Джизак, лишённая сквозного движения. Станционное здание. Время 17:47.


На станции Пахтакор беседую с железнодорожниками. Легковой машиной в Джизак за 2000. В Джизаке почти два часа потеряно из-за тупых ментов, в том же помещении, что и в 2008 году http://infojd.ru/26/djizakdjd.html.

Джизакская ДЖД не работает.

На вокзал прибываю в 22:40. Здание билетных касс - справа от собственно вокзала, огороженного забором с кучей "зелёных человечков". Успеваю купить билет, хотя на всех узбекских билетах надпись "регистрация заканчивается за 30 минут до отправления поезда" (в 22:50). Только купейные места, 74000 до станции Кызылкудук.

Двойной шмон на вокзале с тотальным перетряхиванием всего что можно и нельзя. Сначала при входе за забор, потом в само здание. Вокзалы больше напоминают тюрьмы.

В дурных условиях купейного вагона. Хотел бы переплатить и перейти хотя бы в плацкартный вагон. Там мне было бы лучше.



Автодорога на участке Пахтакор - Джизак. Время 17:55.






Джизак. Памятник Шарафу Рашидову и гостиница "Узбекистан". Время 18:29.






Джизак. "Советские" многоэтажные дома на главной улице. В одном из них находится отделение милиции, посещение которого
для путешественника, похоже, является неотъемлемой частью пребывания в Джизаке. Время 18:42.






Джизакская детская железная дорога, как и в 2008 году, оказалась недействующей. Время 21:31.






Джизакская детская железная дорога. Тепловоз ------ в депо. Время 21:46.






Джизак. Большинство населения по-прежнему любит Россию, и российское
происхождение товара популярно в рекламе. Время 22:17.







Билет Джизак - Кызылкудук в купейный вагон поезда Ташкент - Шават. Для перевода в рубли нужно убрать две крайние цифры.






Поезд сообщением Ташкент - Шават стоит на станции Самарканд. 28 апреля, время 00:03.






Путейская автомотриса АС1А-258 на станции --------, линия Навои - Учкудук. Время 6:08.






Станция -----------. Время 6:37.






Грузовой поезд следует по ветви со стороны ------. Время 6:43.






Станция Кызыл-Кудук. Символ Узбекских железных дорог и маршрутная доска на вагоне поезда. Время 7:51.






Станция Кызыл-Кудук. Вид в сторону Учкудука. Время 7:52.






Первая платформа станции Кызыл-Кудук. Местная жительница волочит бочку с водой. Время 8:07.


Кызылкудук, пустыня. Летит песок, забивается в одежду, во всё. Один из фотоаппаратов вышел из строя из-за песка. По всей видимости, навечно. Хорошо, что фотоаппаратов два.

Здесь большая тюрьма, которая когда-та была красивой и комфортной Узбекской ССР, но превратилась в зону строгого режима. Здесь среди песчаной пустыни документы не научились просить разве что придорожные столбы. Милиция есть и тут, и среди пустыни тоже требуют паспорт и допытываются. Условия для жизни здесь жуткие.

Воду катят в бочках руками. Она тут на вес золота. Душ для местных жителей - роскошь. Туалеты - вонючая будка, даже проходя мимо которой, становится дурно.

В вонючие дворовые туалеты ходят не только тут, среди пустыни. Подобное характерно и для больших городов в маловодных районах. Как я потом убедился, в Кунграде тоже от запаха надо зажимать нос. Да, Кунград - слаборазвитое место. Но такое наблюдается и в некоторых районах Нукуса, и в пристанционной части Навои!

Типичное явление: многоквартирный двухэтажный дом, но санузлов в нём нет. Во дворе будки "М/Ж", вокруг них надо зажимать нос. Люди так жить не должны!

Вдвойне дико, что здесь все мусульмане (формально, по крайней мере). А исламская культура требует чистоты. Когда-то, несколько сот лет назад, европейцы научились мыть руки перед едой от арабов-мусульман.



Пристанционный посёлок Кызыл-Кудук. Здесь нет почти никакой растительности,
нет ничего, кроме песка. Но люди живут. Время 8:19.






Пристанционный посёлок Кызыл-Кудук. Время 9:40.


Через два часа, как ни странно, маршрутка на окраину Зарафшана. 3000 сум. По пустыне вдоль железной дороги.



Движение на микроавтобусе по пустыне. Время 10:26.


Потом немного городской автобус, удивительная цена 300 сум (3 рубля). Банкнот номиналом 100 сум в обращении уже нет. Самые мелкая денежная единица - 200 сум. Поэтому возникают проблемы со сдачей. Если двое пассажиров, им со 1000 сум дадут сдачу 400. С 500 сум дадут на сдачу 200. А если вручить две 200-сумовые бумажки, то сдачу дать невозможно.

В Зарафшане самые тупейшие менты из всех попадавшихся за много лет. Хуже было только в Баку в 2010 году http://infojd.ru/dop/kp.html.

За просто фотографирование города и зданий подбежал человек, спросил кто такой и зачем. Стандартная ситуация для Узбекистана, население тут до предела запуганное, на фотоаппарат реагирует очень нервно. Назвался силовиком, помахав какой-то милицейской "ксивой". Повёл сначала в паспортный отдел, где мурыжили часа три, а потом повезли в городской отдел за пределами жилой части. Я уже подумал - везут в какую-то секретную тюрьму, которые имеются в Узбекистане.

Объявили, что я нарушил режим регистрации (хотя регистрация нужна, только если свыше трёх рабочих суток на одном месте), подлежу депортации, и прочую ерунду. Переубедить невозможно. Удалили все (!) найденные фотографии. И после многочасового маразма отвезли на выездной пост ГАИ и потребовали гаишников отправить меня из города в Ташкент.

Гаишники дружелюбные, но не отпускают. "Сказали отправить - значит надо отправить".

Рядом с постом ГАИ остановка поезда на рудник Мурунтау. Поезд, как ни странно, до сих пор ходит, но увидеть его не удалось. Остаться здесь нельзя, гаишники не отпускают, да и менты, если останусь здесь, увидят (это гарантированно) и будет ещё хуже.

Гаишники уверяли, что проехать в поезде на Мурунтау нельзя. Контроль документов в момент посадки в поезд. Рядом с рудником, куда идёт поезд, есть посёлок Мурунтау, но он закрытый и в него свободно не пускают даже жителей Зарафшана.

Автобусом до Навои, 12000 сум за 200 км. Несмотря на "депортацию", за проезд приходится заплатить.



Автовокзал в городе Зарафшан. Время 10:45.






Зарафшан, газетный киоск. В Узбекистане существует только "придворная" пресса, всячески восхваляющая власть.
Главная газета называется "Народное Слово", другая газета сохранила
советское название - "Правда Востока". Время 10:50.






Зарафшан. Время 11:01.






Зарафшан. Время 11:05.






Зарафшан. Время 11:08.






Зарафшан. Время 11:09.






Зарафшан. Время 11:09.






Зарафшан. Время 11:10.






Зарафшан. Время 11:11.






Зарафшан. Грузовой автомобиль ЗиЛ-"Бычок" у поста ГАИ на выезде из города в сторону Навои.
В России это уже музейный экспонат. Время 16:44.








У поста ГАИ. Служебный автобус УЖДТ (управления железнодорожного транспорта). Время 16:47.






Движение на автобусе из Зарафшана в Навои. Въездная композиция перед городом Зарафшан. Время 16:49.






Зарафшан остался позади. На склоне холма выложена символика
к юбилею Зарафшанского рудоуправления. Время 16:51.






Внутренний вид автобуса. Время 16:56.






"Вода-пустыне, золото - Родине". Время 17:00.








Въезд в город Зафарабад - единственный значительный населённый пункт на дороге. Время 18:40.






Навои. Мемориал ссыльным полякам. Время 20:10.






Табличка на мемориале.






Ночёвка в пустыне южнее станции Навои завершена. 29 апреля, время 9:39.


Пешком по тёмному городу Навои с купанием в городском озере. В билетных кассах у вокзала (они в Узбекистане всегда отдельно от вокзала, окружённого забором) пытаюсь купить билет до Нукуса. Но есть только места в СВ за 166 000. (Для перевода в российские рубли - убрать два нуля).

Ночёвка в канаве посреди пустыни в том же месте, где и с 12 на 13 июня 2014 г. Немного снижает воздействие ветра.

В город. На маршрутке к городскому озеру. Проезд в маршрутках 800 сум. Нахожу после многочасовых поисков интернет-клуб "Google", из него пишу.

Вижу по сайту РЖД, что появились плацкартные и купейные места на Нукус - и резко на вокзал.

Но к моменту покупки билета плацкартные места кончились. Взял купейный билет за 92 000. Грабёж!!! Сумов почти не осталось, в Нукусе надо будет во второй раз менять деньги.

Снова в район озера. Покупаю некоторые продукты на базаре. Среди них: 200 граммов салата из различного, 2000, килограмм огурцов - 2500, три яблока, которые неожиданно стоили 7500, взял почему-то. Хлеб 600, сметана 350 граммов 3500.

Привет из города Навои в Русской Азии!

Тем, кому не нравится ситуация с пригородным сообщением в Москве - радуйтесь, что не как тут.

Пригородное сообщение на 90 процентов отменено. Вблизи Ташкента остались жалкие крохи, ходит почти без расписания, вообще непонятно как пользоваться.

Расписание на большинстве пунктов не вывешено вообще. На единичных станциях оно есть в виде листка бумаги. Пригородные поезда значатся как ежедневные. Но приходишь на станцию, а электрички нет. Хорошо, если найдётся какой-нибудь железнодорожник - он "обрадует", что сегодня пригородные поезда отменены. Никакой письменной информации об этом не вывешено.

В Сети Интернет узбекские пригородные поезда не представлены в принципе. Ни на одном ресурсе, кроме "Сайта о железной дороге", где я вывесил фотографию расписаний на Ташкенте-Южном и Сырдарьинской. Какие-такие "Яндекс-Расписания" в реальном времени, где отображаются все пригородные поезда России, Армении и других цивилизованных мест?! Это же Узбекистан!

На главном вокзале Ташкента остановки у пригородных поездов нет. И вообще почти ни в каких удобных местах города поезда не останавливаются. Мимо вокзала и центра Ташкента они проходят, но без остановок.

В Москве демонстративно идиотское Плющево (800 метров от соседнего Перово - издевательство над самой сутью железнодорожного транспорта) вопреки всякой логике ещё существует. А тут... Это как пустить пригородные поезда от Одинцово до Подольска без промежуточных остановок. И это была бы их единственная линия в Московском узле.

Мотивация отмены остановки по вокзалу - "соображения безопасности". Вокзал превращён в осаждённую крепость. Подходы к нему разве что ещё не оборудовали минными полями (замечу, самые настоящие минные поля Узбекистан оборудовал между рядами колючей проволоки на границе с Таджикистаном). Доступ на вокзал только билетам, которые многократно проверят и проштампуют, и после обыска в прямом смысле до последней нитки.

- Что мешало устроить остановку пригородных поездов чуть в стороне от вокзала, но всё-таки в центре Ташкента?

- Зачем задавать абсурдный вопрос? Это же Узбекистан!

Чтобы попасть на узбекский вокзал, нужно пройти две линии контроля. Ощупают, вытряхнут всё из карманов, могут заставить снять обувь. Вещи не просто просмотрят - ещё и каждую бумажную запись могут попросить прокомментировать.

Длительное купание в озере. Пешком в тот же самый интернет-клуб. Скоро буду двигаться по темноте на вокзал. Завтра Нукус, послезавтра Бейнеу, затем должна быть Самара. Через два дня и в Москве наступает лето!

Добраться бы туда в целости и преодолеть до крайности тревожный участок Макат - Индер.



Пустынная местность южнее станции Навои. Время 9:50.






Жилые дома у станции Навои. Туалеты на улице. Время 10:10.






Движение на "маршрутке" по городу. Время 10:50.






Центр Навои. Почтовый ящик остался со времён СССР. Время 10:57.






Городское озеро в Навои. Время 14:46.










Табличка у здания областного хокимията. Русский язык используется,
несмотря на отсутствие официального статуса. Время 15:06.






Центр Навои. Эти дома когда-то были "лицом" города, их авторы получили архитектурные премии. Время 15:17.










Автор у берега Городского озера. Время 18:23.


ъъъъъ



Продолжение в следующей части



часть 1 — предыдущая

часть 3 — следующая


16.05.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу



Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!